Маоизм
Идеи Мао Цзэдуна , маоцзэдунъидеи [1]
Википедия:
Течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма
и связанное именем Мао Цзэдуна . Считался официальной идеологией
Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с "теорией Дэн
Сяопина" и "идеей о трех представительствах" Цзян Цзэминя составляет
основу идеологии Компартии Китая по настоящее время
В 1960-е - 1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью
среди левой интеллигенции На Западе. Многие коммунистические партии
Европы Латинской Америки п вслед ЗА советско-китайским конфликтом
раскололись На группы, ориентированные На СССР , и т. н. "Антиревизионистские"
группы, ориентированные На Китай п Албанию (в свою очередь, "антиревизионисты"
пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо , а затем Мао
Цзэдуна, ареста Цзян Цин п обнародования албанским лидером Энвером
Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после
того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств
п преступлений времён Культурной Революции
В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих
странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские
повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством
Содержание
1 Характеристика
2 См. также
3 Примечания
4 Литература
Характеристика
Официальная наука в КНР в состав "идей Мао Цзэдуна" включает следующие
теоретические разработки:
в области философии - в теории познания Мао определил значение
общественной практики как источника познания, разработал проблемы
этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение
о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса
о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли
распределения по труду;
в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория
"новой демократии", в которой указан "правильный путь взятия политической
власти китайского образца" - "теория окружения города деревней";
разработано учение о стратегии и тактике революции;
в области экономики - программа "новодемократической революции",
предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических
укладов;
в области международных отношений - теория "трёх миров", принцип
независимости и самостоятельности в международных отношениях[2].
Соответственно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50
гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК
признала ошибочными.
Критики маоизма указывают на следующие черты[3][4][5][6][7][8]:
Создание террористического подполья.
Экспорт революций в другие страны.
Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос,
создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом
(в КНР).
Советские пропагандисты в годы раскола делали акцент на его решениях
и идеях периода до Культурной революции и самой Культурной революции.
Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом
и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение,
создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое
коммунистическое движение.[9][10][11] Некоторые современные исследователи
указывают на неадекватность такой критики[12].
См. также
Маоисты (Непал)
Примечания
^ Показывать компактно
^ Правильным переводом выражения ????? является словосочетание
"идеи Мао Цзэдуна". Именно оно используется в официальных пекинских
изданиях на русском языке в 1960-1970-х годах. См., напр., сделанный
Линь Бяо Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической
партии Китая
, статью Чжан Чуньцяо О всесторонней диктатуре над буржуазией
и брошюру "Teoрия председателя Мао Цзэдуна общей три один -
ogromnый vklad marksizm ВТ-leninizm
. Термин "маоизм" использовался советской пропагандой в годы советско-китайского
раскола и имел уничижетльную окраску
^ Смирнов, 2005 , с. 232-233
^ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных
районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
^ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в
Китае (1911-1949). М.: Наука.
^ Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации.
С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474
^ T Рахими. Национализм и shovinizm - наборы политик gruppы Мао
Czэ-Дунай. М.: Mыslь 1968 года.
^ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар:
Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
^ Смит WW тибетской нации. История тибетского национализма и китайско-тибетских
отношений. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
^ Маоизм в Большой Советской Энциклопедии
^ Опасный Курс, в. 1-4. М., 1969-1973
^ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
^ Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических
систем КНР и СССР
Литература
Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации Китая.
- М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. - 324 с. - 300 экз.
|