Западный марксизм
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Анализ >> Идеологий >> Исторический >> Марксизм >> Западный марксизм




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Западный марксизм

Википедия:

Течение, которое, с одной стороны, противостоит ленинской интерпретации марксизма, критически отзываясь и о "реальном социализме" в СССР 30-80 гг., а с другой - критически развивает наследие Маркса и Энгельса, критикуя капиталистическую систему. Основоположниками принято считать Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши [1]

В рамках этого направления сформировались две основные традиции:

"Диалектико-гуманистическое", предлагавшее поставить человека в центр марксистской философии. В данном случае сочетаются разработки Маркса из "Экономического философских рукописей 1844 года" и фрейдизм, экзистенциализм, неогегельянство.

В данное направление входят:

Франкфуртская школа

Фрейдо-марксизм (В. Райх, Г. Маркузе, Э. Фромм)

Экзистенциалистский марксизм (Ж. П. Сартр, К. Касториадис, К. Лефор). Также идеи, близкие к марксизму, разрабатывали Э. Фишер, А. Шафф, К. Косик, Ф. Марек. Среди работ Ж. П. Сартра, посвященных этой тематике, можно выделить "Проблемы метода" и "Критика диалектического разума". Ж. П. Сартр представляет практически действующего индивида как источник социальной диалектики. Основной акцент в этом направлении делается на человеческую субъективность, проблемы отчуждения (то, на что делал сильный упор ранний Маркс), проблемы восстановления целостности человека.

Феноменологический марксизм, получивший распространение в основном в Италии и США (Энцо Пачи, П. Пиконе). Энцо Пачи пытался соединить Гуссерля с Марксом путем соединения феноменологии и марксизма. Роватти, Вигорелли разрабатывали проблематику человеческих потребностей, революционного субъекта истории и т. д.

Марксистский историцизм - этого направления придерживались последователи А. Грамши - Н. Баладони, Л. Группи, Э. Серени. Исходя из его понимания философии как "философии практики", они отвергли разделение марксистской философии на диалектический и исторический материализм.

Будапештская школа (А. Хеллер, М. Вайда, Д. Маркуш, Ф. Фехер) - последователи идей молодого Дьёрдя Лукача (в частности, особенное значение имеет его работа "История и классовое сознание"), в которой диалектика представляется как взаимосвязь и взаимопереход объекта и субъекта, а во главу угла ставится понятие общества как целостности.

Школа "Праксис", сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала, выходившего в Загребе (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Кангрга, Р. Супек, М. Маркович, С. Стоянович). В основе их работ лежит понятие практики как фундаментального отношения между субъектом и объектом. Они разрабатывали проблематику человека, а также пытались воздействовать на систему самоуправления в Югославии.

Эрнст Блох (1885-1977) с его "философией надежды". Блох строит общую концепцию развития мира, в которой субъект и объект сначала слитны, затем разделяются, а затем воссоединяются снова. Марксизм, по Блоху, это "конкретная утопия", соединяющая предвидение будущего с его возможностью его революционного сотворения.

"Сциентистское направление", предлагавшее поднять марксизм на высокий научный уровень, очистив его от абстрактного философствования.

Луи Альтюссер и его последователи (Э. Балибар, Д. Лекур, П. Реймон). Это течение нередко называют "структуралистский марксизм" или "альтюссерианство". Представители этого направления считают, что марксизм должен выявлять свою специфику как науки, освобождаясь от философии субъекта, от телеологической гегелевской диалектики, от идеологии, от эмпиризма. Выдвигается концепция "сверхдетерминации" - мысль о том, что основное экономическое противоречие в обществе должно решаться с помощью политики, идеологии и т. п. Поэтому революция происходит не там, где экономическое противоречие наиболее развито, а там, где на него накладываются иные противоречия.

Гальвано делла Вольпе (1895-1968) и его последователи. Рассматривая марксистское учение об обществе как конкретную науку. Делла Вольпе считал, что науке необходимы определенные абстракции, а философия сводится к общей методологии.

Аналитический марксизм (80-90е гг. XX в.) - представители (Эрик Олин Райт, Дж. Коэн, Дж. Элстер, Дж. Ремер и др.) - стремились развить учение об обществе как науку на основе строгих современных методов. Развиваются микро- и макроуровневый подходы. На макроуровне предложена концепция соотношения производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, на микроуровне - исследование поведения индивидов. Эти исследования проводились с помощью методов математического моделирования, теории игр и т. д.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна, Андре Гундер Франка, Самир Амина и других.

Теория зависимого развития А. Г. Франка, Теотониу душ Сантуша, Руй Мауро Марини, Родольфо Ставенхагена, Рауля Пребиша и других.

Примечания

^ http://www.unilib.neva.ru/dl/327/Theme_1/Historiography/Historiography%20in%20%D5%D5/part1_vv.htm

Литература

Грецкий М. Н. доклад на международной научной конференции "Классический марксизм: что устарело, что выдержало проверку временем" (1997). Опубликован в журнале "Экономико-философские тетради", 2004 г., выпуск 2, стр. 179-181

Ссылки

Андерсон П. "Размышления о западном марксизме"

М., 1991 (монография)
Андерсон П. "На путях исторического материализма"

Работы А. Грамши

на situation.ru
А. Тарасов о трудах Э. Фромма

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: