Русский космизм и "зелёные"
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Анализ идеологий >>




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)


Русский космизм и "зелёные"

Первым учёным, обратившим внимание на гибельность пути человечества, был русский космист В.И.Вернадский. До него царствовал известный лозунг "Мы не можем ждать милостей от природы после того, что с нею сделали" - шутка. "...милостей от природы; взять их - наша задача". (Чьи слова?)

Следом философы предложили три стратегии, названные коэволюционными:

1) Ноосферная (Вернадский; суть - необходимо встроить социальную сферу в естественные циклы биосферы, преобразованной на началах разума и биосферной этики)

2) Ретроградная ("Нулевого роста", Римский клуб; 1970-е; лозунг "Назад, к природе!"; суть - подчинение требованиям природы: ограничение роста населения, снижение потребления и др.)

3) Техногенная (Лозунг "Вперёд, к природе!"; суть - в подчинении природы; в превращении её в элемент антропосферы) (То же, что и до Вернадского?)

Авторы сайта считают, что называть вторую и третью стратегии коэволюционными неверно, т.к. они не гарантируют выполнения задачи; по-прежнему ведут в пропасть либо человечество ("Нулевой рост"), либо ещё и планету в целом (техногенная)

Наше видение ситуации предлагаем здесь

Обратим внимание, что ноосферная стратегия была предложена раньше "Нулевой"
Однако принята почему-то не была. Почему?

Римский клуб породил т.н. "новое экологическое сознание", которое с 60-70-х годов XX века прошло разные этапы развития: и практические (движения "зелёных"), и теоретические. Они отметились рядом самоназваний:

- энвайроментализм (О'Риордан, Р. Пэлке, Дрегсон)
- единая экология, глубинная экология, экософия (Б. Дивал, Д. Сешен, Р. Серафин, Дж. Лавлок, Несс)
- экологический феминизм (Х. Хендерсон, Дж. Мейси, Ш. Спетнак)

Содержание - от радикально-утопических до примирительных (типа экокапитализма)

Требования экософии:

1) отход от

- гордынного антропоцентризма
- чисто технического прогресса
- техницистского мировоззрения
- манипулятивного разума
- идеала западного индивидуализма
- ориентации на борьбу и вытеснение конкурента

2) в пользу

- единства интересов личности и человечества
- признания прав иных существ
- ответственность перед будущими поколениями
- чувства глубокой взаимосвязи всего живого
- переосмысления понятия прогресса, отказа от линейного его понимания
- поворот к пост-материальным ценностям
- новые не жёсткие, не дуалистические формы духовности
- ориентация на сотрудничество
- локальное общинное устройство социума по типу семьи

Всё это имеется и в трудах космистов. Но мы признаём право человека вмешиваться в природу и даже считаем это обязанностью - с поправкой на необходимость предварительного нравственного прогресса

"Человек - часть природы, равная остальным составляющим" (биоцентризм, экологический эгалитаризм) - вот одна из основных мыслей экософии
"Мир может обойтись, и даже расцвести без человека" - другая
Ключевое слово экософов - "выживание". Их выбор анти-эволюционен
Предлагается "слиться с материнским космическим лоном", "увидеть положительный аспект энтропии и смертности", снизить рождаемость - типичные приметы пассивного отношения к природе
Экософы недооценивают духовность в силу невыполнения её носителями эволюционного императива восхождения - вот суть наших к ним претензий.

Мы видим в этом одну из сторон "космического прельщения" (Бердяев, "О рабстве и свободе человека") и выдвигаем необходимость нового, сознательного, активного этапа эволюции, ведущего к преображённому состоянию природы и человека: "регуляция природы" у Фёдорова, ноосфера - у Вернадского, Царство Божие - у религиозных мыслителей
Природа далека от идиллии. В ней царят смерть и взаимопожирание, боль и горе, разрушение и несправедливость. Она так же нуждается в спасении, как и человек
Преобразуя собственную духовную природу, человек может стать способным преобразовать и свою физиологию, и природу внешнюю. Не "выживание", а "восхождение"

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Русский космизм и "зелёные"
* ?