Русский космизм и "зелёные"
Первым учёным, обратившим внимание на
гибельность пути человечества, был русский космист В.И.Вернадский.
До него царствовал известный лозунг "Мы не можем ждать милостей
от природы после того, что с нею сделали" - шутка. "...милостей
от природы; взять их - наша задача". (Чьи
слова?)
Следом философы предложили три стратегии,
названные коэволюционными:
1) Ноосферная (Вернадский; суть - необходимо встроить социальную сферу
в естественные циклы биосферы, преобразованной на началах разума и
биосферной этики)
2) Ретроградная ("Нулевого роста", Римский клуб; 1970-е;
лозунг "Назад, к природе!"; суть - подчинение требованиям
природы: ограничение роста населения, снижение потребления и др.)
3) Техногенная (Лозунг "Вперёд, к природе!"; суть - в подчинении
природы; в превращении её в элемент антропосферы) (То
же, что и до Вернадского?)
Авторы сайта считают, что называть вторую и третью стратегии коэволюционными
неверно, т.к. они не гарантируют выполнения задачи; по-прежнему
ведут в пропасть либо человечество ("Нулевой рост"), либо
ещё и планету в целом (техногенная)
Наше видение ситуации предлагаем здесь
Обратим внимание, что ноосферная стратегия была предложена раньше
"Нулевой"
Однако принята почему-то не была. Почему?
Римский клуб породил т.н. "новое экологическое сознание",
которое с 60-70-х годов XX века прошло разные этапы развития: и
практические (движения "зелёных"), и теоретические. Они
отметились рядом самоназваний:
- энвайроментализм (О'Риордан, Р. Пэлке, Дрегсон)
- единая экология, глубинная экология, экософия (Б. Дивал, Д. Сешен,
Р. Серафин, Дж. Лавлок, Несс)
- экологический феминизм (Х. Хендерсон, Дж. Мейси, Ш. Спетнак)
Содержание - от радикально-утопических до примирительных (типа экокапитализма)
Требования экософии:
1) отход от
- гордынного антропоцентризма
- чисто технического прогресса
- техницистского мировоззрения
- манипулятивного разума
- идеала западного индивидуализма
- ориентации на борьбу и вытеснение конкурента
2) в пользу
- единства интересов личности и человечества
- признания прав иных существ
- ответственность перед будущими поколениями
- чувства глубокой взаимосвязи всего живого
- переосмысления понятия прогресса, отказа от линейного его понимания
- поворот к пост-материальным ценностям
- новые не жёсткие, не дуалистические формы духовности
- ориентация на сотрудничество
- локальное общинное устройство социума по типу семьи
Всё это имеется и в трудах космистов. Но мы признаём право человека
вмешиваться в природу и даже считаем это обязанностью - с поправкой
на необходимость предварительного нравственного прогресса
"Человек - часть природы, равная остальным составляющим"
(биоцентризм, экологический эгалитаризм) - вот одна из основных
мыслей экософии
"Мир может обойтись, и даже расцвести без человека" -
другая
Ключевое слово экософов - "выживание". Их выбор анти-эволюционен
Предлагается "слиться с материнским космическим лоном",
"увидеть положительный аспект энтропии и смертности",
снизить рождаемость - типичные приметы пассивного отношения к природе
Экософы недооценивают духовность в силу невыполнения её носителями
эволюционного императива восхождения - вот суть наших к ним претензий.
Мы видим в этом одну из сторон "космического прельщения"
(Бердяев, "О рабстве и свободе человека") и выдвигаем
необходимость нового, сознательного, активного этапа эволюции, ведущего
к преображённому состоянию природы и человека: "регуляция природы"
у Фёдорова, ноосфера - у Вернадского, Царство Божие - у религиозных
мыслителей
Природа далека от идиллии. В ней царят смерть и взаимопожирание,
боль и горе, разрушение и несправедливость. Она так же нуждается
в спасении, как и человек
Преобразуя собственную духовную природу, человек может стать способным
преобразовать и свою физиологию, и природу внешнюю. Не "выживание",
а "восхождение"
|