Псевдокоcмизм
Из "Космического будущего человечества"
Лескова
Системное изложение текста см. здесь
Тенденции, которые нашли отражение в этих публикациях (антикосмистским),
в последнее время получили новое развитие. Складывается впечатление,
что на фоне кризисных явлений, которые в последние годы дали
о себе знать в космической деятельности, формируется некое новое
движение общественной мысли, отличающееся тем, что элементы
космической философии используются в нём для построения системы
миропредставления, которая радикально расходится с существующей
научной парадигмой.
Появились также признаки того, что эта новая идеология используется
для обоснования альтернативных прогнозных сценариев будущего,
некоторые черты которого настораживают
Вот труды Международной конференции "Бог - человек - Вселенная.
Соборные возможности Человечества перед лицом глобальной катастрофы",
которая была проведена в МИФИ в 1995 г. [169]. Один из редакторов
сборника И. Б. Петров в своём докладе видит источник современных
бед человечества в противостоянии двух сил - науки и религии
[170]. "В результате, - пишет он, - в обществе укрепились
скептицизм, цинизм, защита и удовлетворение низших инстинктов,
систематическое отрицание души и высших сил разума. Люди потеряли
правильное понимание Истины". Вывод очевиден: необходимо
"создание нового учения, новой науки, в которой соединились
бы лучшие достижения и естественных наук, и христи-анства, и
философии. Измученное внешними и внутренними конфликтами, цинизмом
и скептицизмом человечество подходит к пониманию того, что ему
нужно новое мировоззрение". Эту новую систему мировидения
автор предлагает назвать ноокосмологией.
66
Другой редактор сборника О. Д. Куракина в качестве основы формирования
"ноокосмологического взгляда в будущее" предлагает
[171] принять идеи русского космизма - известного направления
философской мысли, развивав-шегося в конце XIX - начале XX века
в трудах В.С.Соловьёва, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Н.Ф.Фёдорова
и др. В основе ноокосмологии как науки теоантропокосмического
синтеза, утверждает она, должен лежать учет "всего многообразия
культурно-исторического опыта как рационального, так и иррационального,
в первую очередь структуры христианской мифологемы как наиболее
фундаментальной составляющей отечественной культуры". Отличи-тельной
особенностью этого синтеза должен стать примат догматов веры:
"осмысление истин религиозной веры в слове порождает философию,
в модели - науку, в образе - искусство". Именно на этой
основе, по мнению Куракиной, должно осуществиться единение религии,
философии, науки и искусства. Практическое наполнение предлагаемого
"ноокосмологического взгляда в будущее" представляется
весьма смутно: "благодатное преображение всего состава
человека", "выход за пределы устойчивости форм эмпирического
плана в расплывшуюся космическую бесконечность инобытия",
"трансцендирование целеполагающих идеалов... на которые
в принципе могут быть распространены математические методы исследования
законов формообразования"
Коллега О. Д. Куракиной и И. Б. Петрова И. Г. Громов готов
выступить как практик и организатор продвижения нового вероучения
в жизнь [172]. Исходные тезисы его программы просты: Бог - "Безусловный
Источник Истинного Бытия", Православие - "это то,
чего еще надлежит достичь на пути Богочеловеческого домостроительства",
"Соборная структура общества эпохи ноосферы" есть
"Ноосферная Синархия". Синархия - это "нравственное
окормление общества Православной Церковью". Реализация
этих целей, утверждает Громов, будет означать переход человечества
"к сознательному и нравственному участию в процессах управления
геопланетной и социальной историей". На этом пути, по его
словам, человечеству предстоит отринуть люциферическое прельщение
ароматами и цветами уплотнённой материаль-ности и принять принципы
психологии культуры: соборность, магичность, космичность, открытость,
мифологичность, православие, преемственность как общее дело.
В приложении к трудам конференции [169] содержится конкретная
программа действий сторонников "ноокосмологического"
движения [там же с. 244-267]. Авторы призывают провозгласить
Союз Советских Синархических Республик (СССР) как соборную державу,
служащую нравственному ноосферному освоению всех сил и многомерных
пространств Вселенной. Для объединения всех сил народа следует,
в частности, свергнуть "власть капитала над землей и планетой",
восстановить Царь-колокол и плавательный бассейн "Москва"
(от звуков колокола воскреснут святые, а бассейн будет претворен
в купель массового крещения). Храм же Христа Спасителя предстоит
переме-стить на Поклонную гору. Предлагаются и другие знаменательные
мероприятия, которые в 1998 г. завершатся консолидацией возрожденного
СССР со странами Восточной и Западной Европы, Аляской, а также
с Ираном, Ираком, Турцией, Тибетом и др.
Понимая, что "мировой хищник" вряд ли добровольно
согласится с реали-зацией подобных планов, авторы программы
предлагают осуществить свои цели "путём УГРОЗЫ СОКРУШИТЕЛЬНОГО
ЯДЕРНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
67
четырёх важнейших центров управления Мирового хищника: Вашингтона,
Нью-Йорка, Цюриха и Тель-Авива (Западного Иерусалима)".
Видимо, отдавая себе отчет в том, какой реакции следует ждать
на подобные угрозы, "стратеги Вечного Евангелия" завершают
свою программу призывом "ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ! ВСТАВАЙ
НА СМЕРТНЫЙ БОЙ!". "Всемирный Русский Собор",
собиравшийся 1 февраля 1995 года в Колонном зале Дома Союзов,
провозгласил себя верховным органом законодательной власти на
всей территории Советского Союза
С близких позиций выступает теоретик "консервативной революции"
А.Г. Дугин, который провозглашает: "Кризис современного
мира необратим. Хаос будет его последним словом. Но страшная
мистерия хаоса обнаружит и проявит иной полюс, противостоящий
как "богине Разума", так и "богам Безумия"
- сакральный полюс Вечности, Северный полюс Духа" [198,
с. 117]. Критикуя "третью научную революцию XX века"
- теорию самоорганизу-ющихся систем, - Дугин объявляет её "наукой
хаоса", в которой он обнару-живает "зловещее, магическое
измерение" [там же, с. 107].
Свои собственные рецепты преодоления современного социоэкологического
кризиса Дугин черпает из одного источника - сочинений идеологов
черного интернационала Ю.Эволы, К.Шмитта, Р.Генона. Он призывает
к народной войне против чудовища технотронного мондиализма,
к отказу от доктрины прав человека в пользу прав государства,
к противостоянию враждебному нам миру Юдаики и так далее.
Приходится признать, что эти безответственные, непродуманные
программы поддерживаются определенными слоями населения. Значит,
за тем состоянием бифуркации, в котором находится сегодня российское
общество, может после-довать выход на эволюционный тренд, соответствующий
этой идеологии. Исторические аналоги таким быстроразвивающимся
и опасным течениям уже есть: это, например, опыт Веймарской
республики.
Учитывая реальность подобного сценария, отметим некоторые его
философские и мировоззренческие основания. Громов и его коллеги
J объявляют себя продолжателями учения Вернадского о ноосфере,
сторон-никами идей русского космизма и защитниками православия.
Однако В.И.Вернадский, В.С.Соловьёв, Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский
и другие русские мыслители призывали к единению человечества
и были решительными противниками насилия - Дугин, Громов и другие
делают ставку на раскол и конфронтацию людей. И Вернадский,
и Циолковский искали выход из глобального кризиса, опираясь
на рекомендации науки, - Дугин и Громов провозглашают примат
религии. Защита прав человека представляет собой важнейший элемент
учения о ноосфере - стратеги "ноосферной синархии",
делая откровенную ставку на силовые методы достижения своих
целей, выступают противниками демократии. Даже на сам термин
"ноокосмология" они претендовать не имеют права: этот
термин давно используется для обозна-чения комплексного научного
направления, имеющего дело с исследованием проблемы разумной
жизни во Вселенной (например, [103]).
Не лучше обстоит дело и с их претензиями на защиту интересов
правос-лавия. Один из лидеров синархического движения И.Г.Громов
(психолог, астрофизик и художник, как он себя аттестует) в книге
"Камень, который отвергли Строители" более подробно
излагает свои отношения с православием [173]. Провозглашая верность
христианской традиции, он на деле достаточно
68
далеко уходит от православной ортодоксии, полностью расходится
с истинами Нагорной проповеди. Всё это - характерные признаки
весьма опасного явления в динамике общественных настроений сегодняшней
России, которое было подвергнуто резкой и справедливой критике
представителями Русской Православной Церкви [174].
Таким образом, идеология указанного движения не имеет никаких
фактических оснований претендовать на взаимосвязь ни с учением
о ноосфере, ни с традицией русского космизма, ни с православием.
Сторонники этой идеологии пытаются использовать фразеологию,
заимствованную из космической философии, чтобы придать флёр
научности своим крайне опасным программам.
|