Псевдокоcмизм
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наши движения >> Система идей >> Псевдокосмизм




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)





Псевдокоcмизм

Из "Космического будущего человечества" Лескова

Системное изложение текста см. здесь

Тенденции, которые нашли отражение в этих публикациях (антикосмистским), в последнее время получили новое развитие. Складывается впечатление, что на фоне кризисных явлений, которые в последние годы дали о себе знать в космической деятельности, формируется некое новое движение общественной мысли, отличающееся тем, что элементы космической философии используются в нём для построения системы миропредставления, которая радикально расходится с существующей научной парадигмой.
Появились также признаки того, что эта новая идеология используется для обоснования альтернативных прогнозных сценариев будущего, некоторые черты которого настораживают
Вот труды Международной конференции "Бог - человек - Вселенная. Соборные возможности Человечества перед лицом глобальной катастрофы", которая была проведена в МИФИ в 1995 г. [169]. Один из редакторов сборника И. Б. Петров в своём докладе видит источник современных бед человечества в противостоянии двух сил - науки и религии [170]. "В результате, - пишет он, - в обществе укрепились скептицизм, цинизм, защита и удовлетворение низших инстинктов, систематическое отрицание души и высших сил разума. Люди потеряли правильное понимание Истины". Вывод очевиден: необходимо "создание нового учения, новой науки, в которой соединились бы лучшие достижения и естественных наук, и христи-анства, и философии. Измученное внешними и внутренними конфликтами, цинизмом и скептицизмом человечество подходит к пониманию того, что ему нужно новое мировоззрение". Эту новую систему мировидения автор предлагает назвать ноокосмологией.

66

Другой редактор сборника О. Д. Куракина в качестве основы формирования "ноокосмологического взгляда в будущее" предлагает [171] принять идеи русского космизма - известного направления философской мысли, развивав-шегося в конце XIX - начале XX века в трудах В.С.Соловьёва, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Н.Ф.Фёдорова и др. В основе ноокосмологии как науки теоантропокосмического синтеза, утверждает она, должен лежать учет "всего многообразия культурно-исторического опыта как рационального, так и иррационального, в первую очередь структуры христианской мифологемы как наиболее фундаментальной составляющей отечественной культуры". Отличи-тельной особенностью этого синтеза должен стать примат догматов веры: "осмысление истин религиозной веры в слове порождает философию, в модели - науку, в образе - искусство". Именно на этой основе, по мнению Куракиной, должно осуществиться единение религии, философии, науки и искусства. Практическое наполнение предлагаемого "ноокосмологического взгляда в будущее" представляется весьма смутно: "благодатное преображение всего состава человека", "выход за пределы устойчивости форм эмпирического плана в расплывшуюся космическую бесконечность инобытия", "трансцендирование целеполагающих идеалов... на которые в принципе могут быть распространены математические методы исследования законов формообразования"

Коллега О. Д. Куракиной и И. Б. Петрова И. Г. Громов готов выступить как практик и организатор продвижения нового вероучения в жизнь [172]. Исходные тезисы его программы просты: Бог - "Безусловный Источник Истинного Бытия", Православие - "это то, чего еще надлежит достичь на пути Богочеловеческого домостроительства", "Соборная структура общества эпохи ноосферы" есть "Ноосферная Синархия". Синархия - это "нравственное окормление общества Православной Церковью". Реализация этих целей, утверждает Громов, будет означать переход человечества "к сознательному и нравственному участию в процессах управления геопланетной и социальной историей". На этом пути, по его словам, человечеству предстоит отринуть люциферическое прельщение ароматами и цветами уплотнённой материаль-ности и принять принципы психологии культуры: соборность, магичность, космичность, открытость, мифологичность, православие, преемственность как общее дело.

В приложении к трудам конференции [169] содержится конкретная программа действий сторонников "ноокосмологического" движения [там же с. 244-267]. Авторы призывают провозгласить Союз Советских Синархических Республик (СССР) как соборную державу, служащую нравственному ноосферному освоению всех сил и многомерных пространств Вселенной. Для объединения всех сил народа следует, в частности, свергнуть "власть капитала над землей и планетой", восстановить Царь-колокол и плавательный бассейн "Москва" (от звуков колокола воскреснут святые, а бассейн будет претворен в купель массового крещения). Храм же Христа Спасителя предстоит переме-стить на Поклонную гору. Предлагаются и другие знаменательные мероприятия, которые в 1998 г. завершатся консолидацией возрожденного СССР со странами Восточной и Западной Европы, Аляской, а также с Ираном, Ираком, Турцией, Тибетом и др.
Понимая, что "мировой хищник" вряд ли добровольно согласится с реали-зацией подобных планов, авторы программы предлагают осуществить свои цели "путём УГРОЗЫ СОКРУШИТЕЛЬНОГО ЯДЕРНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

67

четырёх важнейших центров управления Мирового хищника: Вашингтона, Нью-Йорка, Цюриха и Тель-Авива (Западного Иерусалима)". Видимо, отдавая себе отчет в том, какой реакции следует ждать на подобные угрозы, "стратеги Вечного Евангелия" завершают свою программу призывом "ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ! ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ!". "Всемирный Русский Собор", собиравшийся 1 февраля 1995 года в Колонном зале Дома Союзов, провозгласил себя верховным органом законодательной власти на всей территории Советского Союза

С близких позиций выступает теоретик "консервативной революции" А.Г. Дугин, который провозглашает: "Кризис современного мира необратим. Хаос будет его последним словом. Но страшная мистерия хаоса обнаружит и проявит иной полюс, противостоящий как "богине Разума", так и "богам Безумия" - сакральный полюс Вечности, Северный полюс Духа" [198, с. 117]. Критикуя "третью научную революцию XX века" - теорию самоорганизу-ющихся систем, - Дугин объявляет её "наукой хаоса", в которой он обнару-живает "зловещее, магическое измерение" [там же, с. 107].
Свои собственные рецепты преодоления современного социоэкологического кризиса Дугин черпает из одного источника - сочинений идеологов черного интернационала Ю.Эволы, К.Шмитта, Р.Генона. Он призывает к народной войне против чудовища технотронного мондиализма, к отказу от доктрины прав человека в пользу прав государства, к противостоянию враждебному нам миру Юдаики и так далее.

Приходится признать, что эти безответственные, непродуманные программы поддерживаются определенными слоями населения. Значит, за тем состоянием бифуркации, в котором находится сегодня российское общество, может после-довать выход на эволюционный тренд, соответствующий этой идеологии. Исторические аналоги таким быстроразвивающимся и опасным течениям уже есть: это, например, опыт Веймарской республики.

Учитывая реальность подобного сценария, отметим некоторые его философские и мировоззренческие основания. Громов и его коллеги J объявляют себя продолжателями учения Вернадского о ноосфере, сторон-никами идей русского космизма и защитниками православия. Однако В.И.Вернадский, В.С.Соловьёв, Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский и другие русские мыслители призывали к единению человечества и были решительными противниками насилия - Дугин, Громов и другие делают ставку на раскол и конфронтацию людей. И Вернадский, и Циолковский искали выход из глобального кризиса, опираясь на рекомендации науки, - Дугин и Громов провозглашают примат религии. Защита прав человека представляет собой важнейший элемент учения о ноосфере - стратеги "ноосферной синархии", делая откровенную ставку на силовые методы достижения своих целей, выступают противниками демократии. Даже на сам термин "ноокосмология" они претендовать не имеют права: этот термин давно используется для обозна-чения комплексного научного направления, имеющего дело с исследованием проблемы разумной жизни во Вселенной (например, [103]).
Не лучше обстоит дело и с их претензиями на защиту интересов правос-лавия. Один из лидеров синархического движения И.Г.Громов (психолог, астрофизик и художник, как он себя аттестует) в книге "Камень, который отвергли Строители" более подробно излагает свои отношения с православием [173]. Провозглашая верность христианской традиции, он на деле достаточно

68

далеко уходит от православной ортодоксии, полностью расходится с истинами Нагорной проповеди. Всё это - характерные признаки весьма опасного явления в динамике общественных настроений сегодняшней России, которое было подвергнуто резкой и справедливой критике представителями Русской Православной Церкви [174].
Таким образом, идеология указанного движения не имеет никаких фактических оснований претендовать на взаимосвязь ни с учением о ноосфере, ни с традицией русского космизма, ни с православием. Сторонники этой идеологии пытаются использовать фразеологию, заимствованную из космической философии, чтобы придать флёр научности своим крайне опасным программам.

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Псевдокоcмизм
* ?