Русский космизм - разновидности,
известные авторам сайта
Кроме космистов, имеются
1. Псевдокосмизм
2. Не изученные лица и группы
(Их встречено нами не так уж и много. Некоторые упомянуты на странице
"Космисты" без анализа
их мировоззрений (либо нет материала, либо нет времени его изучать)
3. Авторы сайта:
СЗ, как уже отмечалось, не космист,
а исихаст
Разница же между ЛЗ
и творцами РК в первую очередь та, что цель его
стремлений - эвдемосфера
(Отличие от ноосферы и пневматосферы)
Развиваем мы космизм или являемся отдельным его крылом, судить
пока представляем читателям и специалистам
Наши соображения об идеологиях (методика их классификации и оценка)
здесь
----
Далее - рассуждение о том, почему, собственно, космизм называется
космизмом, коммунизм коммунизмом и т.д.
Слово "космизм" выражает ощущение глубокой сопричастности к космосу.
Однако почему именно оно вынесено в название целого учения? Разве
именно этим отличается русский космист от экзистенциалиста, буддиста,
прагматиста? Разве Будда, Мухаммед, ещё десятки вероучителей не
переживали глубокой сопричастности к космическим процессам и законам?
Этим отличился даже Гитлер! Разница в их мироощущениях имелась,
но космизм знаком им всем
??): Какова разница между космизмами
Будды, Кришны, Мухаммеда,..
??): Гитлера?..
Итак, рождаемое учением мироощущение мы предлагаем
в название учения не выносить
??): Каковы вообще правила называния
учений?
Гитлер не верил в возможность эвдемосферы. Его причастность к космосу
была частична, ущербна. К каким-то силам он, коненчо, был причастен.
Но явно не к тем, что желают высшего блага. К демоническим
Однако доказать свою причастность к силам, выполняющим намерения
Бога, следует и нам. Поэтому подчёркивать свою к Нему причастность
("Дети Бога", "Работники Бога") мы права не имеем, как и все остальные
Космист отличается от любого иного своим оптимизмом. Соображения
типа "Мы своего добьёмся" - не оптимизм, если сопрягаются с
идеями "Род человеческий неисправим" или "Мир не
изменишь". Это в лучшем случае ущербный оптимизм, в худшем - активный
пессимизм
Поэтому космист - это скорее "полный оптимист":
- Уж если к чему-то и стремиться - так к счастью. Но уж если счастье
- так всем. Почему невозможно? Возможно!
Такая уверенность сочетается с ощущением причастности к
космосу, но не рождается им. "Полнооптимизмом"
называть русский космизм не следует также
??): Но что вообще должно
отражать название учения? - встаёт вопрос
??): Какие названия какой
компонент учения отражают и почему?
??): Стоит ли соглашаться с такой
методикой называния учений?
Вот "социализм" и "коммунизм". Два названия учений, направляющих
внимание на достигаемое устройство общества
Вот "либерализм", постулирующий условие пути к обществу
(снисходительность к человеческим слабостям), устройство которого
в названии не отражено
А стоит ли делить общественное богатство на всех и жить "коммуной"?
Нас уверяют, что человека портит не яблоко, съеденное Адамом, а
угнетатель, вытягивающий все силы, а с ними веру в лучшее и стремление
помогать обществу. И стоит поэтому освободить человека от угнетателя,
а общество сделать одним огромным коллективом (не путать с корпорацией
или казармой), и всё пойдёт как по маслу
Толково. Рассчитанное на обывателя предостережение "Ничего у вас
не выйдет, потому что природа человека неизменима" не убеждает
Но попробовали - оказалось, освободить от угнетения насилием нельзя
Заявим о "гуманистическом коммунизме"?
Можно. Но как быть с конечной целью-то, по-прежнему не ясно? Что
это будет за жизнь - коммуной и всё для всех? Откуда там будут браться
блага, какие, для чего? Хватит ли у нас на них ресурсов? (Вопрос
XIX-XX-го веков, ранее такого не было)
Оказывается, коммунизм - это не только путь через кровь, а блага
для всех. Это ещё и техника, требующая ресурсов, превышающих возможности
природы (1) и усилий, непосильных для общества (2) - да ещё и не
позволяющая удовлетворять запросы в должной мере (3), а также вовсе
не располагающая к добротолюбию и жизни по совести (4)
Коммунизм должен быть не только гуманистическим, но и не-техногенным
А каким?
Появляется новое слово - коэволюция. "Коэволюционный гуманистический
коммунизм"? Хорошо, но коммунизм ли это вообще - не стрелять по
темницам, не коптить небо?.. Странный какой-то коммунизм - а ведь
коммунизм же!
А стоит ли давать свободу испорченному человеку? Не приведёт ли
это к обратному результату? Легко представить, что натворят эгоисты,
дай им волю!
Но либералы считают, что одни эгоисты не позволят другим проявить
свои худшие черты; что общество самоорганизуется
Откуда такая уверенность? Почему переходить от феодализма к такому
обществу пришлось опять-таки через кровь, через уничтожение трети
населения Земли (уничтоженные работорговцами и конкистадорами африканцы
и индейцы - это треть). И что будет, главное, в итоге-то, после
этой крови и после первых стадий самоорганизации? Счастье ли? Для
всех ли?
"Счастье для активных!" - ответ
Но счастье ли это, когда рядом умирает от голода или пыток сатрапа
неактивный? Может, как-то ему помочь? Может, всеобщего счастья таки
добиться?
"Так ему и надо! Общество не может помогать каждому лентяю! Всеобщее
счастье возможно, когда все станут активными!"
Пардон. Разве? А практика показывает, что активные вполне могут
обеспечивать неактивных, организуя труд этих лентяев так, что те
трудятся по 12 - 14 часов в сутки без отпусков по два-три десятка
лет... И могут ещё лучше... И те и другие...
Общественное устройство необходимо для достижения какого-то идеала
- вот к чему мы клоним. А идеал характеризуется в первую очередь
психологическим состоянием обитателей, а не тем, как оно достигается
Скажите: вы хотите жить при коммунизме, где счастливы не все -
или при либерализме, где счастливы не все? Или, может, всё равно
при чём, лишь бы не все?
В название учения следует выносить именно достигаемое психологическое
состояние общества, причём учитывая не только идеал, но и путь к
нему
"Страх и гибель на пути и счастье выживших в результате" - вот
суть коммунизма - "насильственного псевдо-эвдемизма"
"Страх и гибель на пути и счастье активных в результате" - либерализм,
консерватизм и иже с ними - "селекционные псевдо-эвдемизмы"
"Упорство в учёбе и несчастье на пути, нирвана в результате" -
буддизм и Ко, "добровольный псевдо-эвдемизм"
??): Как назвать их точнее?
??): Что ещё? - давайте составим
список
??): Если псевдо-эвдемизмом является
и коммунизм, и либерализм - как обозначить разницу? Или не обозначать?
"Вдохновение на пути и счастье для всех в результате" проповедует
русский космизм
??): Кто ещё? - есть варианты?
Тогда более подходящее название для него - "эвдемизм" (греч.) или
"фелицитизм" (лат.)
Термин "эвдемонизм" уже забит Эпикуром, да и включает
в себя "демона", что отталкивает
Однако Вернадский назвал конечную цель деятельности
человечества ноосферой, т.е. сферой разума. Полагая, что разум обеспечит
счастье (1) как на пути, так и в результате
??): Впрочем, так ли он полагал?
Есть мнение, что путь представлялся трудным (1), сопряжённым с ошибками
(2) и, естественно, с несчастьем (3) даже Вернадскому
Мы читали не все труды космистов и оставляем вопрос
открытым
Флоренский, хотя и предложил более широкий термин
- пневматосфера ("сфера духа", что включает в
себя, видимо, и остальные ингредиенты креативного сознания: чувство,
волю, интуицию, совесть), -
??): Что мы забыли ещё?
но говорил не о конечной цели, а просто констатировал факт: в биосфере
есть особый слой вещества, "вовлечённый в круговорот культуры или,
точнее, круговорот духа"
Сам Фёдоров именут своё учение не учением о Всеобщем
Счастье или Высшем Идеале, и даже не учением об Общем Деле (так
его называть стали ученики Фёдорова), - а учением о воскрешении.
Но воскрешение - это опять-таки только один из методов на пути к
Высшему Идеалу. Точнее, метод выполнения одного из его условий -
всеобщности! (Счастье для всех? - значит, и для предков)
??): Отчего так, мы не понимаем,
и оставляем открытым и этот вопрос
Оставляем, поскольку он всё же не так уж и важен. Допустим, творцы
космизма заявили только о путях к раю на земле, в котором счастье
предполагалось хоть и всеобщее, но прерываемое (См. "Характеристики
счастья") - ну что ж, зато мы об этом заявляем, продолжатели их
дела
----
Русская мысль к. XIX - н. XX вв. - активное христианство (и далее
по "Софиологии")
Фёдоров в "Софиологии" охарактеризован как "..."
Семёнова: 62
----
Соловьев, реферат "Об упадке средневекового миросозерцания", основная
идея: "средневековое миросозерцание" - основа христианства в обоих
его главных конфессиях, не выражает истину, открытую Иисусом
----
Соловьев, серия выступлений "Петровские чтения" (посвящены 200-летию
Петра I): попытка научной оценки петровских реформ (первая среди
историков)
----
Соловьев, "Оправдание добра. Нравственная философия" : отвержение
трёх ложных концепций нравственности: культ силы и красоты, моральный
аморфизм (толстовство) и внешний авторитет (положительную религию).
Основа нравственности - аскетизм. Попытка доказать, что идея добра
присуща человеческой природе и всеобща
----
Соловьев, "Чтения о Богочеловечестве" : изложены его метафизические
взгляды. Впервые вводятся две основные идеи русской религиозной
философской мысли: "Божественная София" и "Богочеловечество"
----
|