Стэнли Кубрик
Отношение советской кинокритики
Оно было двояким. С одной стороны печать хвалила Кубрика за критику
капиталистической действительности (проявившуюся в ряде фильмов,
прежде всего в "Докторе Стрейнджлаве" и "Заводном
апельсине") и за кинематографическое новаторство (особенно
проявившемся в грандиозной футуристической фантазии "2001:Космическая
одиссея"). Но как раз этот последний фильм особенно хорошо
показывает двоякость отношения к Кубрику в СССР. Кубрик принципиально
отдал фильм в конкурс кинофестиваля первой космической державы -
Советского Союза. То есть, отдав фильм на конкурс Московского международного
кинофестиваля 1969 года, он отказался от возможности состязания
в Каннах, либо Венеции, либо Западном Берлине, несмотря на очень
большую вероятность престижнейшего киноприза. И он был обескуражен,
что фильм получил на ММКФ лишь один из самых малозначимых призов,
формулировка которого была "За техническое качество".
Не мог фильм, в котором много места отводилось мистическим мотивам,
получить значимый приз на ММКФ. С двояким отношением к Кубрику связано
и то обстоятельство, что ни один его фильм, кроме "Спартака",
не был в советском прокате. Но "Спартак" - не авторский
фильм Кубрика, он просто заменил в режиссерском кресле не справившегося
другого режиссера. Что касается авторских фильмов Кубрика, то советская
печать неизменно за одни черты их хвалила, за другие ругала. Причем
"Космическая одиссея" и "Заводной апельсин"
обычно причислялись к очень крупным произведениям киноискусства,
что не мешало аналитикам после одобрительной части переходить к
жесткой критике. Среди конкретных авторов, много писавших о Кубрике
- журналист-международник Юрий Жуков, киноведы и кинокритики Георгий
Капралов и Юрий Ханютин
Ответы Мэйл -
Игорь Фишкин Гуру
|