Эстетические исследования
Эстетика - наука о прекрасном
("Что такое красивое и некрасивое?", "Роль красоты в жизни человека
и в спасении мира")
Однако у нас сюда же примыкают Искусствоведение и Культуроведение
Эстетика
Пошлость
Искусствоведение
Пропаганда светлого искусства
Беглые записки
Направления в искусстве
НФ
Творческий процесс
Проблемное поле искусства
Эзотерические тексты
История в литературе
Советское
искусство
Музыковедение
Мажор и минор
Три смерти музыки
Культуроведение
Паракультура
Субкультуры
Псевдокультура
Культура диссидентов
Западное массовое искусство
Русская культура
...
Советская культура
...
Критика зап. культуры
Псевдокультура
Недостатки рок-культуры
Духовные лидеры
Взаимодействие типов массового сознания
Творчество на стыке литературы и науки
Взаимодействие идеологий
Полемика в искусстве
Взаимодействие культур
Роль искусства в борьбе Запада со славянством
Россия в западном искусстве
Псевдокультура
Перечень
Фильмы ужасов
Садистские
Порно
Эстетизация отвратительного
Антиутопии
Чёрный юмор
+ 283 (IX '99)
Профанизация высокого (опошление)
Оценка
Уничтожение произведений искусства всегда варварство
А если уничтожают антиискусство?
Или: Исчезни вдруг все кассеты панк-групп, голливудские фильмы
и т.д. - много ли потеряет мир?
Вот так: не любое искусство жалко потерять
Высоцкий
Возможно, имел миссию - раззомбировать евреев
Если бы не умер...
Маяковский
СЗ считает, что Маяковский
- это Высоцкий 20-х
ЛЗ не согласен. Стиль,
слог - да. Популярность - да. Горение, гражданственность - да, да
и ещё раз да
Но Маяковский звал, предлагал, агитировал, вдохновлял! Высоцкий
- указывал, что всё не так; намекал, что можно иначе и давал рецепты
в не самых главных областях
Оба не были русскими космистами. Оба должны были ими стать. Высоцкому
оставалось на шаг или два больше
Макаревич
Плюсы
Талант
Спокойствие
Отвага
Минусы
Буржуй:
- Не знает жизни (=> буржуазные иллюзии: "Лучше друг по
соседству...", "Сказки - обман")
- Не знает людей ("За тех, кто в море" = в стихии социальных
и экономических реформ)
- Избегает жизни (не создаёт национальной идеи: "Её не создают
в кабинете")
- Избегает людей (не идёт "в люди")
- Не стремится к святости (напр., пропаганда алкоголя)
Еврей из тех, что остаются зомби Египта - Лемурии
Политик из ненаших:
- Доверенное лицо Ельцина
- Передача о функционере из Добруша - Песня "Отдайте Литву
литовцам"
- Участие в оболванивании [НЛП, красный забор, слоганы, фашистские
приёмы - см. Кара-Мурзу]
- Участие в "Прогулке писателей"
- Открытое письмо Путину
- Доверенное лицо Прохорова
Сравнительный анализ ценностей, проповедуемых группой "Машина
времени" с нашими
Их ценности
|
Наши ценности
|
Удача ("Синяя птица")
[ упование на "высшие" - не обязательно светлые -
силы, откликающиеся на индивидуальные усилия ]
|
Успех ("... .?. ...")
[организованное достижение поставленной цели]
[упование на высшие - обязательно светлые - силы, откликающиеся
на светлые же усилия] |
Индивидуальный успех ( " .?. " )
[ Организованное достижение сепаративной цели ] |
Коллективный успех
[ Организованное достижение общей цели ] |
Процветание & [ успех гос. масштаба ] |
Процветание [ ? ] |
НФ
- Известно, что Вы - выпускник знаменитой "Малеевки",
во многом сформировавшей "4-ю волну" российской фантастики.
С Вашей точки зрения, в чём значение её авторов для отечественной
фантастики?
- ...НФ заговорила на литературном языке, а не на языке научных
формул. Но приблизить фантастику к большой литературе - вот этого
пока не произошло
- Почему не произошло?
- Следует разобраться в вопросе о том, влияют ли люди искусства
на реальную жизнь
- Не произошло ВОЗВРАЩЕНИЯ НФ в большую литературу!
----
Кроме антиутопий - предостерегающей фантастики - имеются также
- Морализаторская фантастика
- Исследовательская фантастика (цветы - антенны)
...
Я уж молчу о типичной развлекаловке
----
Лев Гумилёв - третий Стругацкий
Братья Стругацкие: Борис, Аркадий и Лев Гумилёв
Творчество на стыке литературы и науки
(Исследование и популяризация)
Примеры
"Как птица Гаруда"
Сандомирский
Полемика в искусстве
Пессимизм - Оптимизм
- "Солнечный остров скрылся в туман" у Макаревича
- Я приду туда, где ты
Нарисуешь в небе солнце,
Где разбитые мечты
Обретают снова силу
Высоты
- у Ольги Кормухиной
Культура диссидентов
??): Перечень творцов
??): Суть пьесы Горина "Забыть Герострата"
Люди служат Герострату. И массы и верха. Служат злодеям ради выгоды
Истоки фашизма - в Эфесе
??): Спонтанна или направляема?
??): Кем?
??): Еврейская ли она?
Субкультуры
В частности:
- Доминирующее чувство (протест)
- Основные идеи (мир, упрощение нравов, ...)
- Способы выражения (внешний вид, быт, музыка, литература, ...)
У нас:
- предвкушение
- настрой на работу
...
Темы творчества:
- Дети
- Сад
- Путешествия
- Сверхвозможности
Гоголь
Знакомство с Дельвигом, Жуковским, а главное - с Пушкиным, дружба
с которым стала счастьем для Гоголя и величайшей исторической удачей
для всей русской литературы
Уже давно установлено родство "Вечеров" с романтикой
"Руслана и Людмилы". Но ещё вернее увидеть в них то, что
составляло сердцевину пушкинской художественной мысли в период "болдинской
осени": поэзию естественной жизни
Открытие Гоголя в том, что эту естественность он обнаружил в жизни
людей, наиболее близко стоящих у истоков природного бытия... именно
здесь художник искал критерии истинного и ценного, и поэтому потому
впоследствии бесконечные варианты человеческой "игры"
от хлестаковщины до фантастического культа чина стали главными объектами
гоголевской сатиры
...Неудачи первых лет в Петербурге (1828-1833)
...Педагогическая карьера историка в Петербургском университете
не получилась (1835)
Идеал художника выражен в "Тарасе Бульбе" ... жизнь,
свободная от неравенста, "свободная республика", исключающая
наветы, воровоство. безделье...
Вопрос, волнующий всех в течение двух последних столетий: где
пролегают границы художественной условности? Имеет ли право писатель
на необужданную фантазию? ...
Условность сама определена реальной жизнью и служит исключительно
познанию последней
Значение этого эстетического открытия было понято не сразу. Гоголь
с такой силой стал разрешать вопрос о судьбе человека в бесчеловечных
обстоятельствах, что читательское сознание жаждало всё новых нравственных
открытий, не оценивая на первых порах... эстетическое новаторство
...
Резонанс от пьесы ("Ревизор") имел и то последствие,
что Гоголь отправляется за границу, чтобы "размыкать ... тоску"
---- = iz
Синтез фантастически-легендарного, реального, романтически-лирического,
эпически-сказового удивителен в "Страшной мести"
Героическая эпопея
Нравоописательная повесть
Эзотерические тексты
Типология:
- Древние, средневековые, современные
- Европейсике, восточные
- Научные, наукообразные, фольклорные
Недостатки современных европейских:
1. Идеи нередко излагаются как сови, хотя высказаны гораздо раньше
Причина чаще всего - легкомыслие, но есть и недобросовестность
Примеры:
Лазарев -1 -49-1-1
-2-1
Вред:
Увы, но при совренной безграмотности и загруженности неудивительно,
что масса людей будет считать Лазарева автором этой концепции
Но это дезориентация!
Совет:
Указывать автора идеи: "Идея такая-то высказана таким-то
и лишь подтверждается мною"
Достоинства текстов:
1. Новые открытия
Возможный пример
Лазарев -1 -49-2-2-2/2
2. Новые способы передачи известных мыслей
Примеры:
Подводный "7"
Лазарев -1 -49-2-п.
Творческий процесс
Чем глубже вдумываешься в предмет, тем лучшие тексты о нём рождаются
(Ёмкие, сочные, образные; понятные, увлекательные и краткие одновременно)
Если вдуматься особым образом (чуть глубже, чем требуется и с
неким особым настроем души, то происходит ещё одна интересная вещь:
вдруг
рождаются стихи
Целых два-три десятка слов вдруг сами собой выстраиваются в ряды,
соблюдая ритмику, делясь на строки и рифмуясь!
Подобно тому как из двух вроде бы бессмысленных пёстрых абстрактных
рисунков вдруг возникает стереокартинка
Или подобно хору степных обитателей от ветра и ковыля до стрекоз
и бронтозавров, см. Н.В.Гоголь, соч., ... стр. ...
Стругацкие
Ключевые фразы
"Начать нужно уже сейчас" ("За миллиард лет до
конца света")
(Да, гармония во Вселенной наступит, возможно, через миллионы
лет, но начать движение к ней нужно уже сейчас)
"Учёные не имеют права ставить эксперименты, требующие человеческих
жертв"
("Жук в муравейнике")
--
??): Ключевые фразы всех НФ произведений
--
??): Нужные ключевые фразы, ещё
не воплощённые
Роль искусства в борьбе Запада со славянством
"Норма"
НФ повесть в Смене о "новом"
- новое всегда благо, но всегда вызывает сопротивление ретроградов
Как раз накануне развала СССР и т.д.
Западное массовое искусство
Почему я должен тебе верить?
Фак ю
Фак ёселф
и т.д.
Ещё:
- На кого ты работаешь? (Какую программу выполняешь?)
Цель: выяснить, чего ожидать
----
Подвох "Матрицы"
Поскольку информтехнологии управляются, должна иметь подвох и
матрица
Левые идеи имеют хождение на Западе потому, что контролируются
Такова и "Матрица"
Важнее вопрос: Что, собственно, столь революционного в этом фильме?
Плохие доят хороших
Матрица. Спруты. Агенты. Шпион
Хорошие борятся
Навуходоносор
Уповают на мессию
Избранный
+ Привлекая мистику
Пифия роза Ложка
Избранный не идеален
Но учится
Программы по рукопашному бою. Прыжки
Воспитание духа. "Поверь в себя"
Цель фильма: что-то подсказать спасателям мира?
История в литературе
Таблица
Россия накануне революции 1905:
"Мелкий бес" Сологуб
"Серебряный голубь" А.Белый косность мещанства
"Деревня" Бунин
"Савва" Л.Андреев
"Конь блед" Ропшин бунтарство мещанства
"Наше преступление" Родионов
Рос. провинция в 1905:
"Городок Окуров" Горький
Рос. провинция в 1905 - 1917:
"Жизнь Матвея Кожемякина" Горький
Геноцид в Конго:
Повесть Джозефа Конрада "Сердце тьмы" (Английский писатель
польского происхождения родом из Бердичева Юзеф Коженевски)
Россия в западном искусстве
Компоненты понятия "Россия" (культура, язык, личности,
... )
Компоненты западного искусства (направления, ... )
Гагарин в западном роке
Русский фольклор в западном роке
Бодров
1. Пропагандист насилия
2. Талантлив
В принципе, всё
Вечные вопросы в литературе
Кто виноват?
Что делать?
Куда идём? (Камо грядеши? Quo vadis?)
Причины появления и существования зла в идеально созданной Богом
вселенной?
Роль человека в Мироздании?
В чём смысл жизни?
О Вечных вопросах
Литература
Преодоление трагедии. Вечные вопросы в литературе - М., 1989 г.
|