Пошлость
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:   >> История >> Наука >> Исследования >> Эстетические >> Пошлость




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Пошлость

Отрывок из книги Макаревича "Сам Овца"

Интересно, что слово пошлость (как и понятие, естественно) существует, видимо, только в русском языке. На английский язык, например, это слово переводится так же, как и вульгарность - vulgarity, а это, согласитесь, совсем не одно и то же. Мы же, очень хорошо чувствуя, что это слово обозначает, как правило, не в состоянии объяснить это ощущение другими словами. Попробуйте сами

Оказывается, в прошлом слово пошлый имело совсем иное значение, о чем нам сообщает словарь: старинный, исконный; прежний, обычный. (А других значений он, кстати, и не дает.) Похоже, не так уж давно пошлым называли не пошлый в сегодняшнем понимании, а бородатый анекдот. Любопытно - когда и при каких обстоятельствах смысл слова переменился

У Даля: избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая. Неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым, площадным. Вульгарный, тривиальный. Очень близко, но чего-то не хватает

У Ушакова: заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов. Вроде хорошо, дал бы еще кто точку отсчета - это вот нравственно и духовно, а вот отсюда уже не очень. И не меняется ли положение этой точки от эпохи к эпохе, а значит, каждый день?

В силу совершенной общепонятности, что ли, определения пошлости и в то же время совершенной же его субъективности каждому из нас кажется, что он очень хорошо видит и чувствует пошлость, но при этом видит абсолютно по-своему и в разных явлениях. Меня это так заинтересовало, что какое-то время я практически проводил опрос друзей и знакомых - все эти люди занимаются театром, кино, музыкой - в общем, искусством. Многие из них не смогли дать мне своего определения пошлости вообще. (Как правило, именно те, которые чувствуют малейшее присутствие пошлости, как полицейская собака - наркотики. Вы уж мне поверьте

Иван Дыховичный отослал меня к Набокову. Нахожу у него целую лекцию под названием "Пошляки и пошлость". (Интересно, что лекция переведена с английского, то есть писана и читана была американцам, как раз этого понятия в арсенале, на мой взгляд, не имеющим. Очень мне было интересно - как называлась лекция в оригинале, то есть на английском языке. Оказывается, так и называлась - "Poshliaki and poshlost".) Нахожу абзац, на мой взгляд, самый главный. "У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства - пошлость. Пошлость - это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность". Готов подписаться под каждым словом, кроме двух - "явная, неприкрытая". Иногда очень даже прикрытая

Кинорежиссер Дмитрий Светозаров, с которым мы много работали как композиторы, высказал предположение, что пошлость - это что-то из области формы. Понимаю - историю Ромео и Джульетты может рассказать Шекспир, а может автор криминальных хроник газеты "Мегаполис-Экспресс". Фабула истории при этом совершенно не изменится. Для измерения же иных параметров - не про что, а как - не изобрели пока точных приборов

Но разницу почувствуем, да?

Актриса Юля Рутберг сказала, что пошлость - это всегда перебор. Всегда 22 очка. Недобор не может быть пошлостью - это будет просто плохо, слабо. А пошлость - всего слишком: слишком ярко, слишком нарядно, слишком громко рассказывает и сам при этом смеется

Алена Свиридова: "Пошлость - это неорганичность".
Был у меня в давние времена знакомый по прозвищу "Угол от бани". Весил этот человек килограмм под двести и внешность в этой связи имел необычайную. У него был коронный номер: сидя за столом в какой-нибудь суперрафинированной компании (дамы в вечерних туалетах, все только что не переходят на французский), он обращался к близсидящей мадам: "Будьте добры, если это только вас не затруднит, передайте мне соль, пожалуйста, а то как сейчас ебану, блядь, по башке!" После секундной оторопи это всегда вызывало истерический общий смех. Ручаюсь - ни в чьем другом исполнении этот номер смеха бы отнюдь не вызвал

Мне кажется, что пошлостью может оказаться неудачное зависание между двумя жанрами. Грубо говоря: Мона Лиза - это классика, Мона Лиза на пивной банке - это пошлость, а четыре пивных банки с Моной Лизой - это уже поп-арт. Границы при этом могут быть весьма тонкими

Поп-арт вообще часто балансирует на волосок от пошлости. Может, именно поэтому данный арт - поп? (Сергей Соловьев: "Пошлость - это все общепринятое". Лихо сказано, да?) Иногда магия имени или персоны здорово заслоняет истинное положение вещей. Недавно я пересмотрел фильм "Imagine" и вдруг с грустью понял, что это невероятно пошлый ролик - ранее магия Джона Леннона это заслоняла, и казалось, что все, к чему он прикасается, становится великим

Нет, не все

Помните? Сначала он с Йокой идет по этакому затуманенному саду, причем он в клешах и в шляпе, а она в вечернем платье. Потом они останавливаются у некой белой виллы, архитектурой своей являющей мечту нового русского (колонны, портик, все дела), и каким-то образом просачиваются внутрь сквозь закрытую дверь. Далее после глубокомысленного титра "This is not here" они оказываются в белой зале, Леннон - сразу за белым роялем, а Йоко раздвигает шторы на окнах. В общем, по стилистике все это гораздо больше подходит к творчеству группы "Белый орел", чем к песне "Imagine". А ведь смотрел я это раньше и не замечал всей этой клюквы - Леннон заслонял. Сидел и восторгался, робея

Интересно - все мои друзья и знакомые, говоря о пошлости, примеряли её прежде всего к своей профессии

Леша Романов: "Не могу определить даже для себя словами, но точно знаю, когда надо выключить телевизор. Это что-то из области сокровенных ощущений, а говорить о сокровенном вслух - это и есть пошлость"

Оксана Ярмольник - слово в слово: "Пошлость - это сокровенное, высказанное вслух". Согласны? По-моему, все-таки не всегда. А то бы мы всю жизнь общались какими-то обиняками

Очень мне хотелось получить определение пошлости от Юза Алешковского. Ибо уверен - из всех моих друзей и знакомых он как никто чувствует эту субстанцию. Вот что он написал мне из-за океана: "Странное дело - то, что мы безошибочно чувствуем и мыслим как очевидную пошлость в манерах поведения претенциозных людей, в безвкусице крикливой моды, в дешевке лжеремесел, наконец, в адском количестве подделок орангутангов от музыки, литературы, живописи и дизайна - хоть ты её, на хуй, убей, выскользает из формул определения этого малоприятного явления, возможно, более древнего, чем проституция и желтая журналистика

Если не растекаться мыслью по Древу Добра и Зла, то пошлость - это более-менее точная примета частичного, порой полнейшего отсутствия души в ком-нибудь и в чем-нибудь. Отсюда - не красота, всегда исполненная достоинства, а вызывающе нелепая красивость, не всепоглощающая страсть любовного соития, а занятие похотливой нелюбовью, внимание мазил авангардизма-задогардизма не зову Музы, а модозвону баксов и т.д. и т.п. При всем при том пошлость - не только фальшак, внушивший сам себе уверенность в обеспеченности золотцем души, но, к сожалению, ставший денежной единицей и критерием псевдоэстетики массового бескультурья

Стоп! Треп бесполезен. Шлюховатая пошлость все равно выскользнет из формул определения её сути. Это тебе, Андрюша, не водичка дождя небес, родничка, колодца и всего Мирового океана, покоящаяся всего лишь в паре буковок и в цифирке всего одной - в Н2О"

А вот Боря Гребенщиков не раздумывая сказал следующее: "Пошлость - это боязнь отказаться от привычного и надоевшего самому тебе видения мира".
Может, кому-то это покажется спорным. Но мне по ощущению очень близко. И кстати, совпадает со старинным, изначальным значением слова. Круг замыкается

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

* 22 01 2012 г.