Бердяев. Судьба России 13
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Судьба России 13




 

 



 

 

 

 

Конспект

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15
Часть 16
Часть 17
Часть 18

 


Судьба России 13

Подзаголовок

Н.А.Бердяев

Торжество и крушение народничества<br>
http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn047.htmI<br>
Русскую революцию в её развитии можно рассматривать как торжество
народничества. Наша революция не богата оригинальными идеями, но
если её вдохновляет какая-нибудь идеология, то, конечно, исконная
идеология русского народничества. Это не сразу видно, так как в
заблуждение могут ввести разные вывезенные из Германии доктрины,
очень у нас распространенные. Но более проницательный взор разглядит
вполне русскую и восточную стихию за торжествующим у нас социализмом,
косноязычным, не умеющим себя адекватно выразить. Весь западный
мир должен быть поражен тем, что самое отсталое, самое реакционное
русское царство, исконный оплот монархизма, вдруг с молниеносной
быстротой превратилось в самое крайнее демократическое царство,
почти что в социалистическое царство. В революционной России происходит
небывалый разлив социализма и нигде ещё не бывшее торжество социалистических
лозунгов. По внешности Россия в несколько недель обогнала самые
передовые европейские страны. Русские гордятся тем, что они - самый
передовой народ в мире, самый демократический народ, что пример
буржуазных европейских народов им не указ, что они научат Запад
и раньше Запада осуществят идеалы социализма. Радикальная и демократическая
партия народной свободы оказалась у нас крайней правой, почти реакционной,
до того "буржуазной", что под её флагом небезопасно выступать
в наши дни. Явление - вполне восточное, для Запада с трудом понятное

Социал-демократы - крайние западники, с Запада заимствовавшие своё
учение, всегда отрицавшие всякую самобытность России, вдруг превратились
в своеобразных славянофилов, исповедующих какой-то русский социалистический
мессианизм, верующих в свет с Востока, который распространит лучи
свои на буржуазную тьму Запада. Западные учения об эволюции, о ступенях
развития, о значении развития промышленности и культуры для всяких
социальных достижений были забыты. У русских социал-демократов ничего
не осталось от марксизма, кроме веры в исключительную миссию всесильного
пролетариата. Самые широкие круги оказались захваченными верой в
исключительный демократический и социалистический мессианизм русского
народа, в его призвание первым осуществить социальный рай. И это
в стране промышленно и культурно очень отсталой, где народная масса
в значительной своей части безграмотна, лишена элементарного просвещения,
не имеет никакого гражданского воспитания и гражданской подготовки

Но русские верят в социальное чудо и не хотят знать законов, по
которым живут другие народы. В русской революционной стихии загорается
вера, что Небесный Иерусалим вдруг сойдет на русскую землю. В этом
сказывается исконная русская вера в чудодейственный скачок, которым
достигается социальная правда и социальное благо без исторического
труда и длительных усилий. И это есть выражение старой русской пассивности,
русской нелюбви к ответственному деланию истории, русской женственности,
старой привычки русского человека, что все за него должен кто-то
сделать.<br>
Идеология русской революции, поскольку можно её обнаружить за оргией
интересов и тёмных инстинктов, основана на вере в народ, в его правду
и мудрость, на идеализации народа, как простонародья, как класса
трудящихся, как рабочих и крестьян, а не как великого целого, не
как мистического организма. И идеология нашей революции проникнута
глубоким недоверием к культуре, к творческому созиданию, к личной
инициативе и личной ответственности, к значению качеств в общественной
жизни. Подозрительное и враждебное отношение масс к "образованным"
санкционируется революционным сознанием. В восстании количеств против
качеств видят демократическую правду. Это все свойства исконного
русского народничества, народнической психологии и народнических
идей, некогда мечтательных, ныне же действенных и примененных к
жизни. Происходит народнический эксперимент огромного размера. Народничество
не верит в культуру личности и не хочет с ней сообразоваться, оно
верит лишь в народный коллектив. Это - какая-то лжесоборность, лжецерковность,
подмена церкви как единственного истинного коллектива. Можно ли
сказать, что этот русский народный коллективизм есть высшая ступень
бытия, можно ли верить в то, что он опередил Европу, скованную нормами
буржуазной культуры? В это, по-видимому, поверили не только наши
социалисты-народники, но и наши социал-демократы, в это хотят верить
и разные русские писатели и мыслители, склонные находиться в обладании
стихией. И это есть самый большой русский соблазн, соблазн социальным
чудом, русский самообман и иллюзия, сонная греза, от которой предстоит
тяжкое пробуждение.<br>
II<br>
Русское революционное народничество связано с прошлым, а не будущим,
народнические иллюзии - порождение старой, а не новой России. Ныне
разлившийся и разбушевавшийся русский социализм не есть творчество
новой жизни, - в нём чувствуется вековая неволя русского народа,
русская безответственность, недостаточная раскрытость в России личного
начала, личного творчества, исконная погруженность в первобытный
коллективизм, коллективизм натурального состояния. В основе русского
социализма лежит русское экстенсивное хозяйство и русский экстенсивный
склад характера. Поэтому пафос русского социализма есть вечный пафос
раздела и распределения, никогда не пафос творчества и созидания

Переход к социализму не мыслится у нас, как переход к интенсивной
культуре. Не только у социалистов-народников, но и у социал-демократов
интенсификация культуры совершенно отодвинута на второй план и не
вдохновляет. Источника социальных бедствий и зол русские слишком
исключительно склонны искать в злой воле людей, буржуазных и имущих
классов, и никогда не ищут его в низком уровне культуры, в слабой
степени овладения стихийными силами природы. Русские социал-демократы
всегда очень плохо усваивали себе ту сторону марксизма, которая
кладет в основу социального процесса развитие производительных сил,
и очень хорошо усваивали себе другую сторону, которая проповедовала
классовую ненависть. Для русского социализма аграрный вопрос всегда
был вопросом передела земли и не был вопросом подъема сельскохозяйственной
культуры. Русские революционеры и социалисты считали себя не "буржуазными"
потому, что у них слабы инстинкты производительные, что они исключительно
поглощены социальной моралью распределения. Связывать рост народного
благосостояния с ростом производительности труда и с интенсификацией
культуры у нас всегда признавалось "буржуазным". Проблема
социальная превратилась у нас в проблему розыска тех "подлецов"
и "мерзавцев", тех "буржуев", от которых идет
все зло. Исключительный морализм приводит к морально некрасивым
результатам и парализует чувство личной ответственности. Объективная
и созидательная сторона социальной проблемы совершенно исчезла

Социализм мыслится не как задача регуляции стихийных природных сил,
не как гармонизация целого, а как классовая ненависть и раздор.<br>
Экстенсивная и распределительная природа русского социализма наводит
на мысль, что в русском социализме слишком многое должно быть отнесено
на счёт остатков первоначального состояния первобытной демократии,
того сельского коммунизма, с которого началось развитие народов

Россия всегда была и осталась огромным мужицким царством, страной
землепашцев, страной экстенсивного хозяйства и экстенсивной культуры,
с неразвитыми классами и сословиями, с недостаточно дифференцированной
личностью, с невыраженной активностью и самодеятельностью. Хотя
Россия давно уже вступила на путь капиталистической промышленности,
но она не сделалась "буржуазной" страной, не перешла ещё
к более интенсивному хозяйствованию и к более дифференцированному
социальному строю. Уличные крики сегодняшнего дня о "буржуазии"
и "буржуазности" есть смесь демагогии с невежеством. Роль
"буржуазии" в России все ещё совершенно ничтожна, её у
нас нет ещё в настоящем, европейском смысле слова. Этим, быть может,
объясняется, что так поздно у нас завоевана политическая свобода

Все тонет в этой огромной, серой массе крестьянства, связанной с
землей и мечтающей о переделе земли. Русский царизм был по природе
своей мужицко-демократическим. Его подпирало то самое крестьянство,
которое сейчас внешне соблазняется социализмом, хотя и ненадолго

Ни дворянство, ни буржуазия не играли у нас надлежащей роли, и потому
в России не развилась общественная и политическая самодеятельность

Верхний культурный слой всегда у нас был очень тонок, не шел вглубь,
и его легко разорвать. Вражда к "образованным" черносотенников
и большевиков имеет один и тот же источник и одну и ту же природу,
это - вражда экстенсивного душевного уклада, жаждущего раздела,
ко всякой творческой интенсивности. Мужицкое царство раньше всего
ждало от царя, а теперь всего готово ждать от фиктивного существа,
именуемого социализмом, но психология остаётся такой же пассивной
и антикультурной. И все будущее России зависит от подъема культуры
в крестьянстве, духовной и материальной.<br>
III<br>
Русская левая интеллигенция в своей массе всегда находилась в рабстве
у мужицкого царства и идолопоклонствовала перед "народом"

Теперь приходится за это расплачиваться. Те, которые составляют
ныне в высшей степени порядочную и корректную партию народных социалистов,
- типичные интеллигенты-народники. Но их уже бойкотируют, их отказываются
признать социалистами. Революционное народничество в плодах своих
само себя поедает. Народничество сейчас торжествует, оно сделалось
господствующей религией. Но это торжество есть в то же время и крушение
народничества, его конец, его идейная смерть. Жизненный опыт показал,
что нет никаких оснований верить в эмпирический народ, в количественную
массу, что поклонение ему есть идолопоклонство и ведет к угашению
духа, к измене живому Богу. Народ должен верить в Бога и служить
Ему, в народ же нельзя верить и нельзя служить ему. Поклоняться
можно лишь качествам, никогда не количествам. Народ должен подняться
до более высокой духовной и всяческой культуры, в народе должна
раскрыться человеческая личность, её качества, её ответственное
творчество. Опыт русской революции подтверждает правду "Вех"

Эту правду на горьком опыте скоро познают и признают те интеллигенты,
которые на "Вехи" яростно нападали. В огромной массе народа,
крестьян и рабочих, раскрылась не высшая правда, а тёмные ещё инстинкты

Засилье темного мужицкого царства грозит русскому государству и
русской культуре качественным понижением, разложением достигнутых
ценностей, и ответственность за это падает не на самый народ, который
стремится к свету и неповинен в том, что его так долго держали в
тьме, а теперь, вдруг, поставили перед непосильными задачами. Ответственность
прежде всего падает на революционную, идолопоклонствующую перед
народом интеллигенцию, которая не может быть источником света. И
более всего не правы те, которые хотят придать этому народничеству
религиозную окраску.<br>
Христианство призывает верить не в количественную массу, а в божественный
образ в человеке, который может быть закрыт и погружен во тьму,
и который нужно раскрыть трудным путем религиозного подвига и духовной
культуры. Лишь преодоление первозданной тьмы и звериного образа
в человеке раскрывает образ Божий. И это всегда есть качество, а
не количество. Христианство не отменяет заповедей Ветхого Завета
для грешного, темного ещё, рабствующего внешней природе человечества

Выше правды закона, правды государства и культуры с их нормами -
не произвол и анархия, не возврат к первобытному, естественному
состоянию, а благодатная свобода, восхождение к состоянию сверхприродному

Пагубное заблуждение связывает русское народничество с русским христианством,
- оно скорее связано с исконным русским язычеством, с порабощением
христианского откровения о личности русской стихии земли. Русский
социализм и коллективизм, которые многим кажутся столь оригинальными
и вызывают извращенное шовинистическое чувство, есть в сущности
остаток первоначального натурализма, первобытного коммунизма, в
нем чувствуется ещё неполная освобожденность от состояния орды

Возникновение культурного и прогрессивного социализма у нас ещё
впереди. Пока же у нас торжествует реакционный социализм, связанный
с столь же шовинистическим самомнением, как и наше черносотенство,
как и старый наш национализм. Пока оригинальность русского социализма
выражается прежде всего в том, что он понижает производительность
труда, т. е. отбрасывает назад. Вся задача России в том, чтобы в
ней раскрылась качественно более высокая и свободная жизнь личности
и чтобы всякий новый коллективизм прошел через очистительный огонь
личного перерождения и повышения. Оригинальность России не может
заключаться в том, что она останется навеки в состоянии природного,
первоначального коллективизма. И Россия должна пройти через личную
культуру и обнаружить в ней оригинальность и своеобразие. Народничество отныне не может уже никого вдохновлять, оно превратилось из прекрасной мечты в тяжелую действительность, оно переживает последние свои дни. После отрезвления должен начаться суровый закал личности, переход к ответственной творческой работе. Поклоняться будут Богу живому и единому, а не земным идолам. Поймут, что народу нужно просвещение, а не лежание перед ним на брюхе. И новая Россия впервые народится лишь после преодоления старого народничества, после внутренней победы над старой, рабьей психологией

"Русская свобода", №14-15, с. 3-8
1917 г.

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Судьба России 13
* 14 12 2018 г.