Бердяев. Творчество и объективация 10
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:

>> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Творчество и объективация 10




 

 



 

 

 

 

Конспект

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10

 


Творчество и объективация 10

Подзаголовок

Н.А.Бердяев

2. ЭСХАТОЛОГИЯ ЛИЧНАЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ УНИВЕРСАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ. ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШ И МНОГОПЛАННОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗЛА
Есть две эсхатологические перспективы: индивидуально-личная и универсально-историческая. Согласование этих двух перспектив необыкновенно трудно вследствие парадокса времени. В традиционной христианской теологии эта перспектива никогда не была сносно разъяснена. С одной стороны, утверждается индивидуальное разрешение личной судьбы после смерти человека. С другой стороны, ждется разрешение судьбы всего мира и человечества в конце времен, в конце истории. Между двумя перспективами образуется пустое время. Моя вечная судьба не может быть изолирована, она связана с судьбой истории, судьбой мира и человечества. Мировая, всечеловеческая судьба есть и моя судьба, и наоборот, мировая всечеловеческая судьба не может быть разрешена без меня. Моя неудача, неудача любого существа, будет и мировой, всечеловеческой неудачей. То, что моя личная судьба для меня не меньше значит, даже больше значит, чем судьба всей солнечной системы, не есть выражение обыкновенного человечес кого эгоизма, а есть подтверждение микрокосмичности человека. Между тем как мстительные и жестокие инстинкты людей строили мстительную и жестокую эсхатологию. Как это ни печально, но нужно признать, что религии спасения склонны к концепции ада. От мстительной эсхатологии не свободен и христианский Апокалипсис. Это вдохновляло и великого христианского поэта Данте. Построено было даже учение о наслаждении праведников в раю созерцанием мук грешников в аду (Книга Эноха, папа Григорий Великий, Фома Аквинат, Иоанн Эдварс). Неверно думать, что учение о вечных муках лишь ужасает людей, оно также доставляет им удовлетворение и удовольствие. И так бывало не только у жестоких, злых, мстительных людей. Фома Аквинат был святой человек, совсем не злой, скорее мягкий и добрый человек. Но он предвосхищал наслаждение от торжества справедливости в адских муках грешников. Идея справедливости может оказаться мстительной идеей. Идея ада имела огромное значение, она в измененной форме действует и в сознании, утерявшем старую веру. Ненависть, месть, беспощадное отношение к врагу всегда ведут к желанию ада. Учение о вечном аде есть безысходный, не относительный, а абсолютный дуализм, и оно означает роковую неудачу не человека только, но прежде всего Бога, неудачу миротворения, неудачу не во времени, а в вечности. Предельный религиозный ужас, в сущности, не от Бога, а от того, что Бога нет, что Бог ушел, отрезан от меня. Переживание ада есть переживание безбожия. Поразительно, что персы, которые считаются источником дуалистической концепции, признавали ад не вечным и в этом имели преимущество перед христианами, исповедующими доктрину о вечном аде. Проблема ада имеет основное значение для эсхатологии. Эсхатологическая перспектива ада есть рабство у падшего объективированного времени. Это свидетельствует о том, что в плане объективации неразрешима стоящая перед человеком эсхатологическая проблема. Между тем как традиционные теологические доктрины в своей эсхатологии цели ком находятся во власти объективации, они относят к нуменальному миру то, что может быть отнесено лишь к феноменальному миру, они относят к вечности то, что может быть отнесено лишь ко времени, и наоборот. Человек здесь, на этой земле, знает опыт адских мук, и эти муки представляются ему бесконечными, не имеющими конца во времени.[151] Но в этом опыте человек остаётся во власти падшего времени, он не выходит к вечности. И вследствие иллюзий сознания, порожденных объективацией, человек проецирует свой опыт адских мучений на вечную жизнь, он объективирует зло здешней жизни в диавольское, адское царство, параллельное царству Божьему. Но если освободиться от кошмаров, порожденных нашим объективированным сознанием, за которым лежит бездна подсознательного, то может наступить просветление в нашем переживании парадокса времени. Ад есть, и лишь легкомысленный оптимизм может его совершенно отрицать. Но ад посюсторонен, а не потусторонен; феноменален, а не нуменален; он во времени, а не в вечности; он более относится к области магии, чем мистики. И вместе с тем проливается для меня свет на то, что ад, хотя бы для меня одного, которого в иные минуты я считаю себя достойным, есть неудача всего творения, есть трещина в царстве Божьем. И наоборот, рай для меня возможен, если не будет вечного ада ни для одного живущего и жившего существа. Спасаться в одиночку и в изоляции нельзя. Спасение может быть лишь соборным, всеобщим освобождением от муки. И самое слово "спасение" есть лишь экзотерическое выражение для просветления и преображения. Без такого понимания миротворение неприемлемо

У древних евреев надежда на бессмертие связана была не с учением о душе, а с учением о Боге, об исполнении Богом обещаний, данных народу. Это есть мессианская вера и надежда. В христианстве эта мессианская вера и надежда принимают универсальный характер. Это есть надежда на всеобщее воскресение и преображение, на наступление царства Божьего. Учение о вечном аде в христианской эсхатологии значит, что не было ещё вполне достигнуто универсальное сознание и что дух любви не победил ещё духа древней мести. Не было ещё освобождено христианское сознание от остатков мстительной и уголовной эсхатологии. Должно быть ещё очищение христианского сознания от древнего страха, от terror anticus. В этом страхе было смешение этого мира, грозившего человеку мукой, со страхом Божиим. Идея Бога была подавлена ограниченными категориями социоморфизма, антропоморфизма, космоморфизма. Но в этом было недостаточное благоговение перед Божественной Тайной. Человеческие, слишком человеч еские счеты были перенесены на Бога, на Его отношение к миру и человеку. Бог мыслился в здешних категориях силы, власти, управления, суда. Но Бог не походит ни на что в мире объективации. Бог не есть даже бытие, тем менее сила, в здешнем смысле, или власть, но есть дух, свобода, любовь, вечное творчество. Слабость эсхатологии в тенденции возврата во время, когда стоит вопрос о вечности. В эсхатологической мысли, не свободной от власти объективации, проецирующей конец в форме этого мира, невыносима не только картина ада, но и картина рая. На небо переносится сублимированное чувственное земное царство, на него переносятся наши ограниченные социальные категории. О бесконечном судят по конечному. Иногда является желание предпочесть нашу грешную землю с её неудовлетворенными бесконечными стремлениями, с её противоречиями и страданиями этому ограниченному, конечному, удовлетворенному раю. У Достоевского были гениальные мысли о рае, он раскрывает гениальную диалектику, связанную с идеей рая.[152] Нельзя мыслить конец, перенося на него черты конечности нашего мира. Это и значит, что нельзя объективировать конец, нельзя овременять вечность. В человеке живёт страстная мечта о рае, т. е. о радости, о свободе, о красоте, о творческом полете, о любви. Она принимает то форму воспоминания о золотом веке в прошлом, то форму мессианского ожидания, обращенного к будущему. Но это одна и та же мечта, мечта существа, раненного временем, жаждущего выйти из времени. В искусстве, в поэзии есть воспоминание о рае. Но в обращённости к грядущему человек мучительно раздвоен, он ждёт не только радости и освобождения из плена, но и возможного страдания и муки. Самая категория будущего есть категория падшего мира как объектности, выпадения из экзистенциального времени, из глубины существования. Существуют люди, у которых есть оккультные способности преодолевать границы пространства и времени. С этим связаны так называемые телепатические явления, которые от рицать невозможно. Это само по себе может и не означать особенного духовного достижения. Подлинное же духовное преодоление границ нашего пространства и времени будет принадлежать новой духоносной эпохе, эпохе параклетизма. В Духе все предстанет в ином, новом свете

Древнее учение о перевоплощении душ, очень вульгаризированное теософами, заключает в себе серьезное вопрошание. Бесконечное однопланное, на нашей земле происходящее перевоплощение в разных людей, даже животных, есть другой эсхатологический кошмар, чем кошмар вечных адских мук. Но идея перевоплощения душ может всё-таки дать облегчение, по сравнению с идеей вечного ада. Перевоплощение всё-таки значит, что нет окончательного решения судьбы человека кратким мигом существования от рождения до смерти при ограниченности человеческого опыта пространством и временем, что есть справедливое требование большего опыта, и нет той террористической идеи, что после смерти уже невозможен никакой обогащающий опыт, никакое изменение к лучшему. Если мы не соглашаемся принять террористическое и рабье учение о вечном аде, то должны признать предсуществование душ в ином плане до рождения на земле и путь души после смерти в ином плане. Это значит, что неприемлемо однопланное перево площение, как противоречащее целостности личности и неизменности самой идеи человека, но приемлема идея многопланного перевоплощения, которое ставит судьбу человека в зависимость от существования и в ином плане, чем план объектного феноменального мира. Лейбниц правильно говорит не о метемпсихозе, а о метаморфозе. Учение Оригена во всяком случае более приемлемо, чем традиционное богословское учение о творении души в момент зачатия или о порождении её в родовом процессе путем наследственной передачи. Во всяком случае невозможно пригвоздить эсхатологическую судьбу человека исключительно к феноменальному миру, который я называю миром объективации. Существование человека в этом плане мира есть лишь момент его духовного пути. Но судьба человека погружена в вечность и не может окончательно зависеть от этого падшего времени. Падение человека произошло не в этом феноменальном мире и не в этом времени. Наоборот, этот феноменальный мир и это время суть продукт падшести. Поэтому и путь человека, решающий его судьбу, не может быть исключительно путем в этом мире, в этом мировом эоне. Популярное учение о перевоплощении, в сущности, остаётся в этом времени, которое мыслится бесконечным и не знает выхода в вечность. Не знает выхода из времени в вечность и учение об аде. Это указывает на основное значение проблемы времени для эсхатологии. Вся трудность эсхатологического сознания в том, что мыслят в категориях прошлого и будущего. Но эсхатологическая перспектива находится вне этих категорий. Поэтому одинаково неприемлемо учение о бесконечных перевоплощениях и учение о бесконечных адских муках. Это - две формы рационализации тайны. Популярное учение об однопланном перевоплощении дробит личность человека, отрицая значение формы тела для личности, неразрывной связи личности с этой формой, с единственным лицом человека. Многопланное же перевоплощение не означает непременно перехода в другое тело. Меняется материя тела, но не его форма, которая духовна. Ошибочно дума ть, что "этот мир" значит мир телесный, а "иной мир" значит мир бестелесный. Материальность и телесность не одно и то же. "Иной мир" тоже телесен, в смысле вечной формы, вечных лиц. Вечного выражения лиц. Качество тела зависит от состояния духа и души. Дух-душа творит своё тело. Поэтому наиболее верно и глубоко учение о воскресении, - воскресении целостного существа, а не сохранения дробных частей существа. Происходит развоплощение и перевоплощение не только отдельного существа, человека, но и всего мира. Эсхатологическое чувство есть чувство происходящего развоплощения и перевоплощения мира. Этот процесс может переживаться как смерть, но это смерть не окончательная. Ложно то направление духа, которое стремится к уплотнению мира. Стремиться нужно к победе над тяжестью мира, т. е. к преображению. Индусская религиозная философия учит о Karman - действии дел и после смерти, о Samsara - вечном круговороте нового рождения через Karman, о Sahnhara - страдальческом характере н овых рождений, о Maksa - избавлении от страданий новых рождений через преодоление Karman'a. В этом есть правда, но преломленная в космоцентрическом сознании, не знающем избавления от власти мира, - человек изживает свою судьбу в погруженности в космос. Христианство учит об избавлении человека от власти мира, от космического круговорота, от иерархии космических духов и демонов. В этом единственность христианского света, в этом своеобразие христианской эсхатологии. Теософия в своей эсхатологии находится во власти космических иерархий, она не свободна от демонолатрии. Но мир в своей многопланности есть среда, в которой человек изживает свою судьбу. Человек может достигнуть духовной свободы от власти мира, но он не может отделиться от мира, ускользнуть от него. Есть два пути отношения человека к миру: или человек подчиняет себя миру как часть его, или человек вбирает в себя мир, и мир делается как бы частью человека. Только второй путь есть путь духовного освобождения. Христианс тво есть религия историческая, а не натуралистическая, религия духовная, а не космическая. И потому эсхатология христианская есть эсхатология мессианская. Но две опасности подстерегают эсхатологическое сознание - или впасть в монистический натурализм учения о перевоплощении, или впасть в дуалистический сатанизм учения о вечном аде. Обе опасности остаются во власти объективации и объективированного времени. По-настоящему раскрыта может быть эсхатология лишь в эпоху параклетизма, это будет откровение Духа

Объективированный, феноменальный мир находится во власти родового процесса, и в нём господствует родовое сознание. Личное, неповторимо-индивидуальное в нём утеснено и подавлено. Отсюда возникает метафизический вопрос о поле и любви. Пол есть не только биологическое, но и метафизическое явление. Через рождающий пол торжествует в мире родовая стихия, распадается индивидуум и возникает множество новых индивидуумов в непрекращающейся жизни рода. С полом связаны рождение и смерть. Родовой пол сеет смерть и - вновь восстанавливает жизнь. Новая жизнь вытесняет старую жизнь. Семена этой жизни повсюду разбросаны в мире человеческом и животном. Родовой пол целиком находится во власти падшего времени, в котором будущее пожирает прошедшее. Но родовой пол ставит трагическую проблему лишь для обостренного личного сознания, лишь для личной судьбы человека. Человек же, целиком погруженный в родовую стихию, никакой трагической проблемы не сознает. Я иду так далеко, что скло нен ставить господство универсалий, примат рода в логическом смысле рядом с господством рода в биологическом, половом смысле. С полом, враждебным персонализму, может быть связано самое возникновение объектного феноменального мира, и тут есть точка, в которой решается судьба мира и человека. Преображение мира есть прежде всего преодоление падшего пола. Это мало сознают. С полом связано чувство греха и стыда, сознание неблагополучия в самом источнике жизни и вместе с тем самая большая напряженность жизни. Это очень таинственная сторона человеческого существования и крайняя форма объективации человеческого существования, его обезличивания. Пол, обозначающий раскол в целостном, андрогинном образе человека, есть живое противоречие в существе человека. С ним связаны притяжение и отталкивание разорванного мужского и женского начала. С ним связаны призрачные наслаждения и реальные страдания. Раздвоенность, двусмысленность пола сообщается и эросу, который есть сила, происходящая из и ного источника и носящая иной характер. Смысл любви - личный, а не родовой. Любовь направлена на неповторимо-индивидуальное лицо. Но эрос может быть и безличен, или подчиняясь низшей стихии пола, или поднимаясь до идеального мира, как в платонизме. Любовь-эрос искажается, опошляется, профанируется более, чем что-либо в мире, с ней переплетается сексуальная жизнь и жизнь хозяйственная, принадлежащая к низшему миру. Но любовь призвана искупить грех пола, напомнить о вечной, вне-родовой личной судьбе. Человек в объектном мире подчинил себя родовой жизни и дал преобладание безлично-общему над лично-индивидуальным. С этим связаны низменные грехи, но с этим связаны и высокие родовые добродетели. И иногда приходится сомневаться, что хуже, грехи ли эти или эти добродетели. Многие философы-моралисты связывали альтруистические добродетели с родовыми инстинктами, почти отожествляя личное с эгоистическим. Это есть типическая путаница, порожденная объективацией человеческого существовани я. В действительности личное, не только не связанное с эгоистическим, но и противоположное ему, есть нуменальное в человеке, родовое же принадлежит феноменальному миру, в котором человек превращен в объект среди объектов. В этом же метафизическая важность проблемы пола и любви. Пол есть падшесть, разорванность, стремящаяся к восстановлению целостности, но не достигающая этой целостности в личном существовании, в первореальности. Любовь есть энергия, исходящая из нуменального мира, энергия преображающая. Мир объектный отталкивается, извергает любовь как связанную с личностью и относящуюся к личности, а не роду. Результаты любви, как и всех творческих актов, объективируются. И потому все продолжается рабство человека в родовом природном процессе. Я говорю о всех типах любви. Всякая любовь есть энергия нуменального мира: христианские агапэ и филия, и любовь-эрос. И всякая любовь подвергается в мире процессу объективации, любовь-жалость и милосердие и любовь-эрос, любовь-влюблён ность, любовь нисходящая и любовь восходящая. Всё нуменальное, огненное и творческое ведет к созданию объективных структур, в которых угасает то, что первоначально возгоралось. Настоящая просветленная любовь соединяет в себе жалость и влюблённость. Но в разорванности человеческого существования в мире происходит разъединение этих двух начал, влюблённость может быть безжалостной и жестокой; жалость и милосердие могут быть высушенными, лишенными всякого личного влечения и симпатии. В любви в этом мире, во всякой любви, есть трагический надлом.[153] Любовь по существу своему есть излучение, радиоактивность, и любовь-влюблённость, и любовь-жалость, и она всегда направлена от личности к личности, она есть видение лица через кору объектности, т. е. преодоление объективации. Любовь-эрос, по смыслу своему, есть преодоление объектности пола, победа личности над родом, т. е. уготовление преображения мира. Пол порождает падшее время и смерть Любовь должна победи ть время и смерть, обратить к вечной жизни. Женская природа более связана с полом как космической стихией. Отсюда культы Великой Матери, матери-сырой земли. Но в женской стихии есть и дурное, порабощённое и порабощающее начало. Культ Божьей Матери, Пресвятой Девы, по существу отличный от языческого культа женственного начала, есть культ женственности совершенно просветленной, победившей дурную женственность.

История имеет мессианскую тему. И весь исторический процесс в глубине своей есть запутанная диалектика мессианской идеи. Мессианское сознание - исторично и эсхатологично, оно обращено к истории и к концу, к историческому будущему и к вечности. И самое христианство - исторично и эсхатологично, оно протекает в экзистенциальном времени и оно объективируется во времени историческом, оно есть конец этого мира и оно внедряется в этот мир, оно возвещает победу над миром и оно, в своей объективации, было побеждено миром. В отличие от Гегеля диалектика истории, которая есть диалектика существования, а не мысли только, разрешима лишь в конце мира и влечет к этому концу. В середине истории все разрешения сопровождаются неудачей. До конца мира и истории в силе остаётся дуализм; монизм, единство, целостность могут утверждаться лишь после конца, т. е. лишь вне объективации, вне детерминированного феноменального мира. История, в которой по видимости царят детерминизм и даже фатум, полна внутренней диалектики свободы. Свобода оборачивается и свободой зла. Без свободы зла добро не было бы свободным, было бы детерминированным, насильственным. И вместе с тем свобода зла порождает необходимость и рабство. Рабство оказывается порождением свободы, и без этой возможности порождать рабство не было бы свободы, было бы рабство добра. Но рабство добра есть зло, и свобода зла может быть большим добром, чем добро принудительное. Это противоречие неразрешимое в пределах истории объектного мира, и оно влечет к концу. Другой стороной этой экзистенциальной диалектики является диалектика свободы и благодати. Благодать должна быть той силой, которая призвана разрешить противоречие свободы и необходимости Благодать стоит выше, чем свобода и необходимость в этом мире, она идет от высшего мира. Но вот что трагичнее всего. Благодать также объективируется в этом мире и потому как бы подчиняется законам этого мира. Благодать стоит выше закона, она есть иное, чем закон. Но оказывается возможной законническая благодать, - благодать, допущенная лишь в закономерных формах, связанная. Этим полна история христианства. Бог как бы связывается людьми в истории. И потому в пределах истории благодать не разрешает противоречия свободы, конфликта свободы и необходимости. Разрешение можно мыслить лишь эсхатологически

Тема зла - основная тема мировой жизни. Но отношение к злу и злым также диалектично. Это - одно из основных противоречий объективированного мира. Беспощадное и злое отношение к злу и злым может обернуться новым злом, и как часто оборачивалось! Как свобода может порождать рабство, так и беспощадное уничтожение зла, месть злым порождает все новое и новое зло. Человек попадает в безвыходный магический круг. С этим связана евангельская тема об отношении к врагам, это - другое выражение отношения к злым. Мир не мог вместить евангельской истины. Тайну искупления эзотерически выражали в ограниченных категориях этого мира. Но тайна христианства лежит глубже: человек бессилен победить зло, но и Бог-Творец бессилен победить зло актом силы, победить зло может лишь Бог жертвы и любви, Бог, принявший на себя грехи мира, Бог-Сын, ставший человеком. Остается поверхностным, не идущим в глубину, противоположение двух учений о человеке - человек по природе своей греховен и з ол и человек по природе своей добр и безгрешен (Руссо, гуманитаризм). Первое суровое традиционное учение противополагали оптимистическому учению о доброте человеческой природы с его якобы прогрессивными и революционными выводами и требовали ежовых рукавиц для человека. Непонятно только, почему сами требовавшие исключали себя из этой необходимости ежовых рукавиц. В действительности, революционным в глубоком смысле является не оптимизм, который, в конце концов, консервативен, а скорее пессимизм, который не может примириться с миром. Но пессимизм этот не абсолютный, а относительный, и в нём остаётся мессианское упование. Мы не живём больше в космосе, в античном, греческом и средневековом смысле слова, мы не знаем больше мировой гармонии и выпали из миропорядка. Это разрушение космоса началось давно, с начала новых времен, с великих научных открытий о мире. Античный космос с землей в центре связан с птолемеевской системой. Современная физика принуждена отрицать космос, она разла гает его. Мир, наша планета, пошатнулся. Человек не чувствует уже под собой твердой почвы, связанной с мировым порядком. В мире происходит не только процесс эволюции, но и процесс диссолюции.[154] Мир приходит в жидкое состояние. Однородность, к которой идет феноменальный мир, есть то, что во втором законе термодинамики называется энтропией. Все это должно обострять эсхатологическое чувство. Происходит двойной процесс: мир все более обесчеловечивается, человек теряет сознание своего центрального положения в мироздании и человек делает огромное творческое усилие очеловечить землю и мир, подчинить себе. Противоречие этих двух процессов неразрешимо в пределах этого мира. Центром мира является лишь человек, как нумен, - человек, как феномен, ничтожная песчинка в мире. Человек окружен космической бесконечностью, супра- и инфрамирами. Его средства к жизни очень ограничены, добытие их требует напряженного труда, и он принужден вести бессмысленные, истребительные войны . Противоречия человека в мире окончательно преодолимы лишь эсхатологически. И несчастный в мире человек живёт хилиастической мечтой, которая принимает разнообразные и нередко обманные формы

Хилиазм - эзотеричен и символически выражает разрешение мессианской темы. Исторический процесс сопровождается целым рядом неудач, и в пределах истории неразрешима тема истории, тема же эта есть Царство Божье. И стоит перед нами вопрос: будет ли какой-либо положительный результат истории или только отрицательный? Иначе, это есть вопрос о том, будут ли учтены в вечной жизни творческие акты человека, войдут ли они в Царство Божье? Отрицать положительные результаты истории для сверхистории значит отрицать всякий смысл истории, отрицать значение человеческого творчества для осуществления полноты Царства Божьего, значит отрицать богоподобное достоинство человека. Неудача человеческого творчества связана с объективацией всех продуктов творчества. Но самое творчество выходит за пределы объективации и обращено к новой жизни, к Царству Божьему. Творения великих творцов уготовляют Царство Божие и входят в него. В него входят и греческие трагедии, и картины Леонардо, Р ембрандта, Ботичелли, и скульптура Микель-Анджело, и драмы Шекспира, и симфонии Бетховена, и романы Л. Толстого, и философская мысль Платона, Канта и Гегеля, и творческие муки Паскаля, Достоевского и Ницше, и искание свободы и социальной правды. Хилиазм выражает в условно-отрицательной и ограниченной форме, что история будет иметь и положительный конец. Есть ложный и есть истинный хилиазм. Ложный хилиазм объективирует и материализирует тысячелетнее царство, представляя его себе по категориям этого падшего мира. Ложное хилиастическое сознание не стоит на высоте понимания антиномического отношения между "посюсторонним" и "потусторонним", между историей и метаисторией, между миром и духом. Нужно помнить, что речь идет о новом эоне, об эпохе Духа, эпохе Параклета, и к ней не применимы наши категории. Царство Божие, которое нельзя мыслить как порядок, ни как беспорядок, ни как необходимость, ни как произвол, должно быть и на земле, хотя оно в то же время и небесное царство. Бог м ожет быть всяческим во всём лишь эсхатологически, лишь в Царстве Божием, а не в царстве мира. Лишь во втором явлении Христа, в образе Христа Грядущего, будет явлена полнота совершенства человека, и в это совершенство и полноту войдут все творческие деяния человека. Это было ещё прикрыто, не явлено в первом явлении. Пассивное понимание Апокалипсиса как претерпевание конца и суда, как отрицание всякого значения человека и его творчества для самого наступления конца есть выражение рабства человека, его подавленности. Этому противостоит активное понимание Апокалипсиса.[155] Конец мира есть дело богочеловеческое, в него входит активность и творчество человека; человек не только претерпевает конец, но и уготовляет его. Конец есть не только разрушение мира и суд, но также просветление и преображение мира, как бы продолжение творения, вхождение в новый эон. Творческий акт человека нужен для наступления Царства Божьего, он нужен Богу, и Бог ждёт его. Грядущее явление Хр иста предполагает уготовление человеком этого явления. И потому мыслить о конце мы можем лишь двойственно и антиномически. Конец есть событие духовное, происходящее в экзистенциальном времени. Когда мы проецируем конец во время этого мира и объективируем его в истории, то конец двоится, и он одинаково может представляться пессимистическим и оптимистическим, разрушительным и созидательным. Поэтому неизбежна хилиастическая надежда. Поэтому эсхатологизм может и должен быть активным и творческим

Через противоречия и конфликты происходит возврат к первоначальному, но в полноте, с обогащением пережитым творчеством. Таковы пути Духа. В более глубоком смысле весь мировой и исторический процесс может быть вобран в вечность. И тогда он есть внутренний момент в свершении мистерии духа Вечность объемлет время

Кант говорил, что философия имеет свой хилиазм. Утверждение смысла жизни есть неизбежно утверждение хилиазма, но важно лишь его более глубокое духовное понимание. И вот что поразительно. Официальное, традиционное богословие любит говорить о всемогуществе Бога и о присутствии Бога везде в мире. Но его представляли очень мало, верят в силу Божью в мире и не ждут пришествия Царства Божьего. Если бы они более верили, то не давали бы постоянно религиозной санкции насилию и необходимости в мире. Они верят в другое, верят, что сила, власть, насилие этого мира освящены, верят в символическое выражение силы Божьей в феноменальном мире, ни в чем на Бога не походящем и во всём Богу противоположном. Но подлинная, очищенная, духовная вера в Бога и есть вера эсхатологическая, есть вера в грядущее Царство Божье. В полноту веры, веры вселенской, войдут и частичные истины ересей: савелианства, маркионизма, пелагианства, патропассионизма, но преодоленные (Aufhebung) в своей односторонности, и все гуманистическое творчество человека нового времени, но религиозно освященное в Духе. На меня со всех сторон действует необходимость и связанная с ней полезность, и я не могу победить её в условиях объектного мира. Но я не хочу ни в чем сакрализировать этой необходимости и полезности. Я знаю, что эта необходимость призрачная, и я верю, что она победима, и что сила, через которую победа возможна, называется Богом, Богом-Освободителем. Но моя вера в победу - эсхатологична, моя религия - профетична. Нужно не столько ставить себе цели и реализовать их в предметном мире, практикуя злые средства, сколько обнаруживать, выражать, излучать свою творческую энергию, в познании, в любви, в общении, в свободе, в красоте, определяя себя эсхатологически. Все погружено в мистерию духа. Но в путях Духа происходит самоотчуждение, экстериоризация и объективация. Творение Богом мира - есть объективированное понимание мистерии Духа. Драма между Богом и человеком есть внутре нне-троичная драма. В центре её Сын - предвечный человек. И разрешается она Духом, исходящим в вечности от Бога. Это опрокинуто отражается в мире, который называется тварным. Бог есть в вечности совершающаяся победа света над тьмой, смысла над бессмыслицей, красоты над уродством, свободы над необходимостью. Но в мистерии Духа есть Бог и Его другое. Это не покрывается учением об Абсолютном, которое не знает другого и отношения к другому. Первичная мистерия и есть мистерия рождения Бога в человеке (включающем в себя мир) и рождение человека в Боге. На нашем несовершенном языке это значит, что Бог имеет нужду в ответном творческом акте человека. Человек не только грешник, сознание греха есть лишь момент пути, человек и творец. Безысходная трагедия человека, диалектика свободы, необходимости и благодати находят себе разрешение в пределе Божественной Тайны, в Божестве, лежащем глубже драмы между Творцом и творением, глубже представлений о рае и аде. Тут умолкает человеческий язык . Эсхатологическая перспектива не есть только перспектива неопределимого конца мира, она есть перспектива каждого мгновения жизни. В каждое мгновение жизни нужно кончать старый мир, начинать новый мир. В этом дыхание Духа. Эон конца есть раскрытие Духа.


[1] См.: R. Kroner "Von Kant bis Hegel". Два тома. Это - лучшая история немецкого идеализма, которой я многим обязан в понимании и истолковании Канта и великих идеалистов начала XIX века

[2] существование, бытие (нем.)

[3] См.: Landry "Duns Scot" et Seeberg "Die Theologie des Johannes Duns Scot"

[4] См.: Kants "Populдre Schriften", der Frage Beantwortung "Was ist Aufklдrung?"
[5] См.: E. Hartmann "Die Religion des Geistes"

[6] Идеи, образы (греч.)

[7] Сила воображения (нем.)

[8] Сейчас я не говорю о Фихте периода "Anweisung zum seligen Leben"

[9] Особенно его "Vom Ich als Prinzip der Philosophie"

[10] См.: Гегель "Наука логики". Вторая часть, третий отдел, третья глава

[11] Нужно оговориться, что в индусской философии были и плюралистические системы. Но преобладал монизм. См.: R. Grousset "La philosophie indienne"

[12] из предшествующего (до опыта и независимо от него) (лат.)

[13] См. особенно его "Grundsдtze der Philosophie der Zukunft". ("Основные положения философии будущего" - Прим. ред.)
[14] любовь к року (лат.)

[15] Я много писал об этом. Особенно см. мою книгу "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения"

[16] См. F. С. S. Schiller "Etudes sur l'humanisme"

[17] наличное бытие, определенное бытие, здесь-бытие (нем.)

[18] См. "Столп и утверждение истины"

[19] См., напр.: К. Jaspers "Psychologie der Weltanschauungen", а также книги Дильтея

[20] Это особенно поражает у Жильсона. См. его "Le rйalisme mйthodique"

[21] См.: Husserl "Ideen zu einer reinen Phдnomenologie und phдnomenologischen Philosophie"

[22] См.: Rickert "Der Gegenstand der Erkenntnis"
[23] См.: N. Hartmann "Grundzuge einer Metaphysik der Erkenntnis"

[24] См. его Ideen

[25] См.: Levy-Bruhl "Les fonctions mentales dans les sociйtйs infйrieures"

[26] См.: Simmel "Lebensanschauung Vier metaphysische Kapitel"

[27] См. мою книгу "Дух и реальность"

[28] Интеллектуальная любовь к Богу (лат.)

[29] См. во многих отношениях замечательную книгу Тарда "Les lois de l'imitation"

[30] См.: J. M. Boldwin "Thйorie gйnйtique de la rйalitй"

[31] принцип индивидуализации (неповторимости) (лат.)

[32] См.: M. de Gandillac "La Philosophie de Nicolas de Cues"

[33] Для Гейдеггера смерть есть последнее слово конечного существования человека, потому что он отрицает эту бесконечность в человеке См его "Sein und Zeit"

[34] См. J Wahl "Le malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel"

[35] Об отношении сознания и сверхсознания см мою книгу "О назначении человека"

[36] См. его книгу "Социальная эволюция"

[37] См.: R. Grousset "Les philosophies indiennes"; O. Strauss "Indische Philosophie"; A. Schweitzer "Les grands penseurs de l'Inde"

[38] См.: Lotze "Metaphysik"

[39] Бытие есть Бог (лат.)

[40] сущностей (нем.)

[41] См.: Garrigou-Lagrange "Le sens commun"

[42] сущностью и существованием (лат.)

[43] бытием вообще и наличным бытием (нем.). См.: Heidegger "Sem und Zeit" и Jaspers "Philosophie" Три тома

[44] См.: L Brunschvicg "Spinoza et ses contemporains" et "Le progrиs de la conscience dans la philosophie occidentale"

[45] См.: Гегель "Наука логики". Пер. H. Дебольского. Вып. II, стр. 42

[46] См. Вл.Соловьёв "Критика отвлеченных начал" и "Философские начала цельного знания"

[47] См. С. Франк "Непостижимое"

[48] значение, значимость (нем.)

[49] См. Schelling "Philosophie der Offenbarung"

[50] укон - абсолютное небытие (греч.)

[51] меон - относительное небытие, ещё не бытие (греч.)

[52] См.: N. Hartmann "Grundzьge einer Metaphysik der Erkenntmss"

[53] См.: Bergson "L'йvolution crйatrice"

[54] См.: R. Otto "Das Heilige"

[55] Божество (нем.)

[56] Бог (нем.)

[57] См.: Otto "West-Oesthche Mystik"

[58] См. мою книгу "Смысл творчества"

[59] См.: Levinas "La thйorie de l'intuition dans la phйnomйnologie de Husserl"

[60] См. "Franz von Baader's Sдmmtliche Werke" Dreizehnter Band. "Vorlesungen und Erlдuterungen zu Jacob Boehme's Lehre", стр. 65

[61] См. "Jacob Boehme's Sдmmtliche Werke herausgegeben von Schiebler". В. IV, стр. 284-285. Vom dreifachen Leben des Menschen". ("Вне природы Бог есть тайна, постигаемая в ничто, ибо вне природы есть ничто, которое есть око вечности, безосновное око, которое находится и взирает в ничто, ибо это бездна, и то же самое око есть воля, понимаемая как стремление к откровению, чтобы найти ничто" (нем.). В книге указан неверный источник приведенного отрывка. В действительности цитируется работа Я. Бёме "О рождении и обозначении всех сущностей" - "De signatura rerum...". - Прим. ред.)
[62] голод по нечто (жажда нечто) (нем.). См. В. IV, стр. 286

[63] См. В. IV, стр. 287-289

[64] См. В. IV, стр. 406. ("Ничто в своём стремлении через свободу обнаруживает себя во тьме смерти, ибо ничто не хочет быть ничто, и не может быть ничто" (нем.) - Прим. ред.)
[65] См. стр. 428. ("Свобода есть и расположена во тьме и, противопоставляя темному влечению влечение к свету, она охватывает вечной волей тьму; а тьма ловит свет свободы и не может этого достигнуть, ибо через своё влечение к себе она замыкается в себе и становится в себе самой тьмой" (нем.) (Bd. IV. S. 428). - Прим. ред.)
[66] В. IV. "Von der Gnadenwahl". Стр. 504. ("А основа той самой тинктуры есть божественная премудрость, а основа премудрости есть троичность безосновного Божества, а основа этой троичности есть некая неисследимая воля, а основа воли есть ничто" (нем.) ("Von der Gnadenwahl" // Bd. IV. S. 504). Тинктура (лат. окраска, растворенность) - у Бёме понятие, в котором он усматривает особый смысл. Оно характеризует некое начало, заключенное в вещах, которое придает им жизненность, силу и красоту, является причиной их видимости и блеска. Это как бы сок жизни, нечто среднее между духом и телом. - Прим. ред.)
[67] В. IV, стр. 607

[68] В. V. "Mysterium magnum". Стр. 162. ("Для того вечная свободная воля во тьме, страдании и муке, как и через тьму в огне и свете, и вовлекается в чуждую сферу, чтобы ничто обнаружило себя в нечто, чтобы оно испытало игру своих противодействующих стремлений, а свободная воля безосновного раскрыла его в основе, ибо без зла не могло бы быть и никакой основы" (нем.) ("Mysterium magnum..." //Bd. V. S. 162). - Прим. ред.)
[69] В. V, стр. 164. ("Свободная воля заключена в ничто, не имея никакого начала и никакого основания, а также не будучи сформирована никаким нечто... её подлинное первоначальное состояние в ничто" (нем.) (Bd. V. S. 164). - Прим. ред.)
[70] В. V, стр. 193. ("Вечный Божественный разум есть свободная воля, не возникшая из нечто или через нечто, она сама по себе есть своё собственное место и существует единой и одинокой в самой себе, неохваченная ничем, что вне или перед нею, и то же самое ничто едино и также существует само по себе как ничто. Это единая воля безосновного и находится ни близко ни далеко, ни высоко ни низко, а она есть все и в то же время она выступает как ничто" (нем.) (Bd. V. S. 193). - Прим. ред.)
[71] В. VI, стр. 14. ("Ведь во тьме есть молния и в свободе есть свет и величие. И есть здесь то расхождение, что тьма выступает материально, поскольку всё же не есть сущность постигаемого, а темный дух и сила, наполнение свободы в самой себе, подразумеваемое во влечении, а не вовне: ибо вовне существует свобода" (нем.) ("Psychologia vera" // Bd. VI. S. 14). - Прим. ред.)
[72] В. VI, стр. 60. ("Без огня все было бы ничто и небытие" (нем.) (Bd. VI. S. 60). - Прим. ред.)
[73] См. В. VI. "Mysterium pansophicon". Стр. 413. ("Бездна есть вечное ничто, но она делается вечным началом в качестве жажды; ведь ничто есть жажда нечто: и отсюда ничто есть то, что давало бы нечто; однако жажда сама даёт последнее, так что ничто и выступает только как алчущая (требовательная) жажда" (нем.) ("Mysterium pansophicum" // Bd. VI. S. 413). - Прим. ред.)
[74] жизненный порыв (фр.)

[75] См.: L. Frobenius "Le destin des civilisations"

[76] См его "Sem und Zeit"

[77] Ничто отрицает (делает ничем) (нем.)

[78] См. Heidegger "Was ist Metaphysik?"

[79] универсалии существуют до вещей; универсалии существуют реально (лат.)

[80] универсалии - в сущности вещей (лат.)

[81] универсалии - после вещей (лат.)

[82] Самая замечательная книга о Платоне принадлежит Festugiйre: "Contemplation et vie contemplative selon Platon"

[83] См.: Kant "Kritik der Urteilskraft"

[84] См.: Mueller-Freienfels "Philosophie der Individualitдt"

[85] См.: "L'йvolution crйatrice"

[86] Социолог 70-х годов прошлого века H Михайловский высказал очень верные мысли о субъективном методе в социологии, о борьбе за индивидуальность, об органической теории обществ, враждебной индивидууму. Но он не имел философской культуры, был позитивистом и не мог обосновать своей точки зрения

[87] См. мою книгу "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии"

[88] См. в книге Фейербаха "Das Wesen des Christentums" есть проблески гениальности

[89] Нужно оговориться, что не все теории индусской философии были монистическими и отрицающими индивидуальное. Vaiseshika - плюралистическая онтология. Ramвnuja был близок теизму. Но преобладало монистическое понимание тожества Атмана и Брамана и призрачности множественного мира

[90] Ты есть то (санскр.)

[91] См. малую логику Гегеля в его "Enzyclopдdie" и большую "Науку логики"

[92] См. недавно вышедшую книгу Ch. Baudouin "Dйcouverte de la personne"

[93] См. его книгу "Непостижимое"

[94] судьба (участь) (греч.)

[95] См. Borel "Le Hasard" и M. Bole "Les certitudes du Hasard"

[96] римский мир (лат.)

[97] общей воли (фр.)

[98] См.: Addison "La vie aprиs la mort dans les croyances de l'humanitй"

[99] бытие-в-мире (нем.)

[100] См. его "Le'sens commun"

[101] На этой почве развивал учение о свободе Л. Лопатин. См. его "Положительные задачи философии", т. II

[102] снятие (нем.)

[103] "Страдание проходит, выстраданное не проходит никогда" (фр.)

[104] Что в истории действуют три начала - промысел, фатум и свобода человека, говорит Fabre d'Olivet в своей любопытной книге "Histoire philosophique du genre humain ou l'Homme". В книге есть обычные для оккультической литературы недостатки

[105] Об этом есть замечательные мысли у философа польского мессианизма Cieszkowsky "Notre Pиre"

[106] дело чести (фр.)

[107] "Ведь я люблю тебя, о вечность" (нем.)

[108] См.: Е. Gilson "L'esprit de la philosophie mйdiйvale"

[109] См.: Sartre "L'imagination". Влияние Гуссерля в том, что образ есть сознание чего-то

[110] См.: Ribot "Essai sur l'imagination crйatrice"

[111] См. "Kritik der Urteilskraft"

[112] См. мою книгу "Дух и реальность"

[113] См.: A. Bйguin "L'Вme romantique et le rкve"

[114] См.: Laforgue "Le rкve et le psychanalyse"

[115] Особенно важна моя книга "Смысл творчества"

[116] См.: J. Maritam "L'art et la scolastique"

[117] См.: Benedetto Croce "Esthйtique comme science de l'expression et linguistique gйnйrale"

[118] противоречие в определении (лат.)

[119] См.: N. Hartmann "Das Problem des geistigen Sems"

[120] См. мою книгу "О рабстве и свободе человека"

[121] См. мою квиту "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики"

[122] Французы, враждебные романтизму, склонны сводить его к тому, что E Seilhиre, автор многочисленных книг о романтизме и империализме, называет "мистическим натуризмом" См. его "Le mal romantique Essai sur l'impйrialisme irrationnel". Все сводится к Руссо и к признанию доброты человеческой природы См. также P. Lasserra "Le romantisme franзais". Все это мало применимо к романтизму немецкому и вообще неверно

[123] вообще (нем.)

[124] Это Болдвин утверждает, как уже достигнутое" См. его книгу "Thйorie gйnйtique de la rйalitй"

[125] См. мою книгу "Смысл творчества"

[126] См. мою книгу "О назначении человека"

[127] См. любопытную квиту Charles Autran "Mithra, Zoroastre et la prйhistoire aryenne du Cristianisme"

[128] См. W. Dilthey "Einleitung in die Geisteswissenschaften"

[129] См.: Georges Dumas "Psychologie de deux Messies positivistes Saint-Simon et Auguste Comte"

[130] См.: Hegel "Vorlesungen ьber die Philosophie der Geschichte"

[131] См.: J. Guitton "Le temps et l'Eternitй chez Plotin et Saint Augustin"

[132] См.: A. Causse "Les "pauvres" d'Israel" (Prophкtes, Psalmistes, Messianistes)

[133] См.: G. Walter "Les origines du communisme"

[134] См. много интересного в книге С. Трубецкого "Учение о Логосе"

[135] Научно-историческими защитниками эсхатологического понимания христианства являются, главным образом, Вейс и Луази. Самым замечательным религиозно-философским выражением понимания христианства, как религии Духа, и чаяний параклетической эпохи является Чешковский. См. "Notre pиre". Четыре тома

[136] На этом всегда настаивал Вл.Соловьёв

[137] На этом основана вся философия истории и социология К. Леонтьева

[138] См. его "Sein und Zeit"

[139] См. книги Леви-Брюля. См. также гениальную книгу Бахофена "Das Mutterrecht"

[140] См. мою книгу "Я и мир объектов"

[141] См мою книгу "Миросозерцание Достоевского"

[142] См.: Proudhon "La guerre et la paix"

[143] внешняя сфера, внешнее (нем.)

[144] Ясно, что слова "природа" и "природное" я употребляю в другом смысле, чем употребляют их Ж.-Ж. Руссо и Л. Толстой или защитники "естественного" права

[145] H. Михайловский проявил большую прозорливость, когда ещё в 70-е годы прошлого века обличал реакционный, враждебный человеческой личности характер органической теории общества, дарвинизма в социологии и пр. См. его "Борьба за индивидуальность"

[146] В этом отношении важны ранние произведения Маркса, особенно "Philosophie und Nazionaleconomie"

[147] См.: Еллинек "Декларация прав человека и гражданина"

[148] См. мой этюд "Человек и машина". См.: F. Dessauer "Philosophie der Technik"

[149] Задолго до Шпенглера эту проблему ставили славянофилы, Герцен, К.Леонтьев и др

[150] См. его "Философию общего дела"

[151] См. мою книгу "О назначении человека"

[152] В гениальном "Сне смешного человека" у Достоевского есть изумительные слова: "Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения и говорили, что истина достигается лишь мучениями. Тогда у них явилась наука. Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности и поняли эти идеи. Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтобы сохранить её, а для обозначения кодексов поставили гильотину. Они чуть-чуть лишь помнили о том, что потеряли, даже не хотели верить тому, что были когда-то невинны и счастливы. Они смеялись даже над возможностью этого прежнего их счастья и называли его мечтой... Утратив всякую веру в бывшее счастье, назвав её сказкой, они до того захотели быть невинными и счастливыми вновь и опять, что пали перед желаниями сердца своего, как дети, обоготворили это желание, настроили храмов и стали молиться своей же идее, своему же "желанию", в то же время вполне веруя в н еисполнимость и неосуществимость его. И, однако, если бы только могло так случиться, что они возвратились в то невинное и счастливое состояние, которое они утратили, и если бы кто-нибудь вдруг им показал его вновь и спросил их: хотят ли они возвратиться к нему? - то они, наверное бы, отказались". Виновник утери рая говорит: "Они воспевали страдания в песнях своих. Я ходил между ними, ломая руки, и плакал над ними, но любил их, может быть, ещё больше, чем прежде, когда на лицах их ещё было страдание, и когда они были невинны и столь прекрасны. Я полюбил их оскверненную ими землю ещё больше, чем когда она была раем, за то лишь, что на ней явилось горе"

[153] В средние века были две школы любви - любовь физическая (у Фомы Аквината) и любовь экстатическая (у мистиков). Речь шла о любви к Богу. Любовь физическая значит, что человек всегда любит себя и ждёт себе блага через любовь к Богу. Более верно, что любовь к Богу есть отдача, в которой Бог нуждается. См. P. Rousselot "Pour l'histoire du problиme de l'amour aux moyen вge"

[154] См. интересную книгу A. Lalande "La dissolution opposйe а l'йvolution dans les sciences physiques et morales"

[155] Есть замечательные мысли у главного философа польского мессианизма Чешковского, а также у нашего Н.Фёдорова

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Творчество и объективация 10
* 14 12 2018 г.