ТЦН 05
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >>




 

 



 

 

 

 

См. тж. :

01-01 01-02 01-03 01-04 02 03 04 06

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)




Тайны Царствия Небесного 05

Гаврюшин Николай Константинович (род. в 1947 г.), историк науки - 341-343

Гартман Эдуард (1842-1906), немецкий философ, автор сочинений "Философия бессознательного" (1869), "Феноменология нравственного сознания" (1879), "Религиозное сознание человечества" (1882), в которых он, исходя из воззрений Шопенгауэра, представил возникновение бытия и жизни как следствие произвола слепой и неразумной воли, увлекшей за собой в своём стремлении к существованию светлую, разумную идею и обрекшей её на страдание в неразумном универсуме. Появление сознательного существа - залог будущего освобождения от ужаса бытия. Покончив с иллюзиями земного и потустороннего счастья, человечество в своей сознательной части должно прийти к акту коллективного самоубийства, что повлечёт за собой и уничтожение всего универсума. Сама эволюция влечёт Вселенную к аннигиляции, дабы избавить идею от страдания и возвратить её в небытие - такова суть зловещего пессимизма мыслителя - 360

Гачев Георгий Дмитриевич (род. в 1929 г.), литературовед, культуролог - 378

Гельдерлин (Хельдерлин) Иоганн Кристиан Фридрих (1770-1843), немецкий поэт, сочетавший в своём творчестве принципы классицизма и романтизма, автор философски насыщенных стихов (цикл "Гимны к человечеству", 1790-1797), трагедии "Смерть Эмпедокла" (1798-1799) и романа Типерион, или Отшельник в Греции" (1797-1799) - 350

Гераклит из Эфеса (ок. 520 - ок. 460 до н. э.), древнегреческий философ-диалектик, представитель восточной, ионийской школы. Из произведений Гераклита дошло около 150 фрагментов, объединенных позднее под названиями "О природе" или "Музы". Первоначалом сущего Гераклит полагал мировой огонь (который одновременно и душа, и логос), мерами загорающийся и мерами угасающий. Высказал идеи непрерывного становления, изменения ("всё течёт") и вечной

387

борьбы противоположностей ("раздор есть отец всего"), за которой, однако, по его мнению, в космосе существует "скрытая гармония" - 207

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ-просветитель, вдохновитель движения "Бури и натиска", друг Гёте, автор монументального четырёхтомного произведения "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), в котором он явил эволюционное видение развития мира от неживой природы до истории народов, их культур и индивидуальной человеческой души - 5, 151-153

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832), немецкий писатель - 378

Гилянов Артемий Ярославович, (род. в 1959 г.), научный работник - 347

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), писатель - 279, 360

Голованенко Сергей Алексеевич (1888-1938), выпускник Московской Духовной Академии (1912), ученик П. А. Флоренского, под его же руководством защитил диссертацию на тему "Проблема опыта" - 336-339

Горский Александр Константинович (1886-1943), философ, поэт, последователь учения Н. Ф. Фёдорова. Выпускник Московской Духовной Академии. Жил и вёл интенсивную общественно-литературную и философскую жизнь в 10-20-е гг. в Одессе, затем в Москве. В 1929 г. был репрессирован, после освобождения в 1937 г. жил в Калуге, в 1943 г. вторично арестован, погиб в тюрьме в Туле. Автор работ "Огромный очерк" (1924), "Смертобожничество" (Харбин, 1926; в соавторстве с Н. А. Сетницким), серии очерков "Николай Фёдорович Фёдоров и современность" (ч. 1-4, Харбин, 1928-1932), "Преодоление Фауста" (1937) и др. - 119, 295, 312, 334, 346, 370-377, 379, 381

Григорий Богослов (реже - Назианзин) (329-389), великий отец и учитель Церкви, один из трёх самых выдающихся святителей Восточной Церкви (вместе

388

с Василием Великим и Иоанном Златоустом). Автор 45 Слов, из которых наиболее важные "Пять слов о богословии" и дали ему его второе имя, более 240 писем, стихотворений, в том числе автобиографических поэм: "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души", отмеченных углублённой психологической рефлексией - 178, 297

Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394), младший брат Василия Великого, епископ в г. Ниса (Малая Азия), выдающийся представитель греческой патристики, известный своей плодотворной богословской и литературной деятельностью. Его христианское мировоззрение, сложившееся под влиянием Оригена и неоплатоников, тем не менее оставалось на твёрдой почве церковного учения. Автор многочисленных экзегетических (толковательных) сочинений на Священное Писание, догматико-полемических трудов ("Большое огласительное слово", защищавшее ортодоксальное учение о Троице; "Против Евномия"), нравственно-аскетических произведений ("О совершенстве", "О цели жизни в Боге", "О девстве", "Об истинном подвижничестве"). Наиболее оригинальная часть его наследия - эсхатологические работы ("О душе и воскресении", "О преждевременно умерших детях"), в которых он, следуя за Оригеном, развил учение о всеобщем апокатастасисе (восстановлении) и полном уничтожении зла - 57, 112, 113, 131, 178-182, 184-186, 191-193, 196-198, 232, 347

Григорий I Великий или Двоеслов (ок. 540-604), папа римский с 590 г., воззрения которого, сочетавшие народные представления о рае и аде, о Божественной истории мира с упрощённым, вульгаризированным августинизмом, оказали огромное влияние на западную средневековую догматику. Автор "Толкования на Иова, или XXXV книг о нравственности", "Пастырского правила", нескольких бесед на Евангелия. Составил литургию преждеосвящённых даров. Причислен к лику святых - 56

389

Григорий Палама (1296-1359), митрополит Солунский, византийский богослов, давший богословское и философское выражение практике исихазма. Развил учение о божественных энергиях, пронизывающих мир и сообщаемых человеку, причём духовное просветление захватывает и его тело. Знаменит отстаиванием православной позиции в споре с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете. Палама утверждал, что этот свет (явившийся апостолам вокруг Господа на горе Фавор) есть свет присносущий, свойство и энергия Бога. Причислен к лику святых - 216-219

Григорий Синаит (60-е гг. XIII в. - 40-е гг. XIV в.), монах. Пробыл около трёх лет в монастыре на горе Синай (отсюда - Синаит), затем на Афоне, ок. 1305 г. основал свой монастырь в пустыне вблизи г. Созополя, святой, выдающийся подвижник и писатель, один из наиболее авторитетных проповедников и практиков "умной молитвы". Под его именем известен ряд сочинений аскетического и исихастского содержания ("О безмолвии и молитве", "Наставления исихастам", "О безмолвии и двух видах молитвы", "Главы аскетического содержания" и др.) - 215

Дана Джеймс (1813-1895), американский геолог и минералог - 61

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), публицист, социолог, естествоиспытатель, идеолог панславизма; в книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул концепцию "культурно-исторических типов", вёл полемику с дарвинизмом ("Дарвинизм", 1885-1889) - 261, 281, 357

Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт - 273

Дарвин Чарльз Роберт (1809-1882), английский естествоиспытатель, основатель эволюционной теории о происхождении видов путём естественного отбора - 254

390

Джеймс Уильям (1842-1910), американский философ, психолог, один из основателей прагматизма, в психологии автор концепций "потока сознания" и физиологической природы эмоций. Истинность веры, которую Джеймс защищал с позиций прагматизма, проистекает для него из её "выгодности", полезности для человека. Автор книги "Принципы психологии" (т.т. 1-2, 1890), "Многообразие религиозного опыта" (рус. пер. М., 1910) - 74

Достоевский Фёдор Михайлович (1821-1881), писатель, мыслитель, публицист - 102, 143, 262, 279, 282, 283, 318, 323

Жураховский Анатолий, церковный публицист - 339, 340

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962), религиозный мыслитель, историк русской философии, психолог, педагог; с 1915 г. - профессор Киевского университета, с 1919 г. - в эмиграции, с 1926 г. - профессор Православного Богословского института в Париже, до конца жизни - председатель Русского студенческого христианского движения. В 1942 г. принял священство. Автор работ по педагогике ("Проблемы воспитания в свете христианской антропологии", 1934; "Русская педагогика в XX веке", 1960), по психологии ("Психология детства", 1923; "Проблемы психической причинности", 1914), по философии и богословию ("Образ человека в Восточной церкви", 1941; "Основы христианской философии". В 2-х т., 1961-1964) и принесших ему наибольшую известность трудов по истории русской мысли ("Русские мыслители и Европа", 2-е изд., 1955; "Истории русской философии". В 2-х т., 1948-1950) - 343, 344, 348

Ивакин Иван Михайлович (1855-1910), учитель старших детей Л. Н. Толстого; находился под идейным влиянием Н. Ф. Фёдорова, был с ним в переписке - 324

Ильенков Эвальд Васильевич (1924-1979), философ, разрабатывал проблемы диалектической логики, сознания, идеального, человека в его взаимоотношениях с

391

наукой и техникой. Автор книг "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса (1960), "Об идолах и идеалах" (1960) - 296

Ильин Владимир Николаевич (1891-1974), философ, публицист, богослов; окончил Киевский университет в 1917 г., в 1919 эмигрировал, преподавал богословие в Берлине и Париже, постоянный лектор на съездах Русского студенческого христианского движения, был близок к ранним евразийцам. Автор книг "Преподобный Серафим Саровский" (Париж, 1925), "Запечатанный Гроб - Пасха Нетления" (Париж, 1926), "Всенощное бдение" (Париж, 1927), "Загадка жизни" (Париж, 1929), "Материализм и материя" (Париж, 1929), "Атеизм и гибель культуры" (Париж, 1929), "Шесть дней творения" (Париж, 1930) - 344, 345

Иоанн Дамаскин (ок. 675 - до 753), византийский богослов, выдающийся деятель греческой Церкви, философ и церковный гимнограф, завершитель и систематизатор греческой патристики, главный идейный защитник иконопочитания. Основаная его работа "Источник знания", состоящая из трёх частей ("Диалектика", "Книга о ересях" и "Точное изложение православной веры"), являет собой свод как его философских воззрений, основанных главным образом на онтологии Аристотеля, так и соборных, догматических представлений христианской Церкви. Он считается автором 64 церковных канонов, в том числе службы на Пасху, на Рождество, на Богоявление и Вознесение, "Октоиха или Осьмигласника" - воскресной службы, разделённой на восемь гласов - 5, 85, 354

Иоанн Златоуст (347-407), святой, один из величайших отцов Церкви, выдающийся оратор. До нас дошли 84 его проповеди (хотя в прошлом их было известно более 1000), блестящие образцы христианского ораторского искусства, произнесённые в форме гомилии, предполагающей свободное ассоциативное соединение предметов и идей. В своих толкованиях на Св. Писания дал

392

классические примеры христианской экзегезы, оказавшей огромное влияние на последующую литературу этого рода на Востоке и на Западе - 220, 354, 358

Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360 - ок. 435), преподобный, святой, пресвитер массалийский (Марселя в южной Галлии), основатель монашества в Галлии и один из главных его теоретиков. Написал 12 книг об уставах палестинских и египетских монастырей, которые сам хорошо знал, и 24 "Собеседования" со знаменитыми египетскими аввами (настоятелями монастырей) о христианском учении. В спорах нач. V в. вокруг воззрений Пелагия (отрицал непреодолимость греха и выдвигал свободную человеческую личность, вставшую на путь об'ожения по почину своего выбора и воли) Иоанн Кассиан занял во главе "массалийцев" особую позицию, не принимая не только крайностей пелагианства, но и противостоящее ему августиновское учение о единоспасающей благодати и божественном предопределении меньшинства к спасению и большинства к погибели - 347

Иоахим Флорский (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (ок. 1132-1202), монах, аббат, аскет и визионер, пророк, основатель монастыря Сан-Джованни ин Фьоре, резиденции нового Флорского ордена (откуда и его второе имя). Своё учение изложил как комментарий на Апокалипсис ("Пособие к Апокалипсису", "Согласование Нового и Ветхого Заветов"). В нём он развернул свою схему всемирной истории; речь идёт о трёх "состояниях", "статусах" человечества, соответствующих лицам Троицы: эпоха господства Бога-Отца (ветхозаветная история), затем - Бога-Сына (Новый Завет) и в будущем - Бога-Духа Святого, причём каждый из этих периодов проходит шесть кризисов, "смятений", отвечающих числу дней недели и печатей Апокалипсиса. Грядущая эпоха Святого Духа, вызревающая в лоне предыдущих, представляется эрой интимной близости человечества к Богу, свободной любви и блаженства, когда Церковь Петрова превращается в Церковь Иоаннову - 83

393

Иосиф Аримафейский, евангельский персонаж, названный так по его происхождению из г. Аримафеи близ Иерусалима, член синедриона и тайный ученик Христа. Просил у Пилата тело умершего Иисуса, получил его и вместе с женами-мироносицами и Никодимом предал его погребению в новом гробу, высеченном в скале в саду самого Иосифа Аримафейского. По преданию, был одним из 70 апостолов - 301

Ириней Лионский (ок. 130-202), святой, отец Церкви, епископ Лионский, умер мученической смертью. Отличился в обращении язычников Галлии в христианство и в борьбе с гностиками. Первый собственно богослов из церковных писателей послеапостольского времени. Определил и пояснил учение о Святом Писании и Предании, принятое затем Церковью. Главное его произведение "Обличение и опровержение лжеименного знания" (174-189), обыкновенно коротко называемое "Против ересей" и написанное первоначально на греческом языке (сохранились лишь отрывки у церковных писателей, а также полный латинский перевод), посвящёно изложению и опровержению учения гностиков. Последняя, 5-я книга этого сочинения касается эсхатологии, в том числе и тела воскресения. Остальные его труды известны лишь во фрагментах и упоминаниях - 333

Исаак Сирин (VIII в.), родился в Ниневии, святой, отец Церкви, подвижник, пустынник, автор многочисленных сочинений на сирийском языке, наиболее полная часть которых дошла в арабском переводе под названием "Монашеское право" (в 4-х ч.). Духовные созерцания святого отца отличаются особой психологичностью, вниканием в самые тонкие душевные состояния человека - 63

Ким Анатолий Андреевич (род. в 1939 г.), современный российский писатель, автор ряда повестей и рассказов, романов "Лотос", "Белка", "Отец-Лес", "Поселок кентавров" - 296

394

Киселёв Алексей Александрович (род. в 1935 г.), американский славист, переводчик, публиковался в журналах "Грани", "Русское возрождение" - 344

Климент Александрийский (Тит Флавий) (ок. 150 - ок. 215), учитель Церкви, богослов и философ, основатель (вместе со своим учителем Пантеном) александрийской богословской школы. Из дошедших сочинений самое важное значение имеет его так называемая Великая трилогия, состоящая из книг "Увещание к эллинам", "Педагог" и "Строматы" ("Ковёр из лоскутков"), - первая попытка систематизации христианского вероучения в его отношении к античной философии и культуре, в которой Климент пытался создать собственную теорию взаимного согласия религии и науки, веры и знания, примирения их в едином христианском гнозисе - 63, 113, 178, 220

Ключевский Василий Осипович (1841-1911), историк, академик, автор "Курса русской истории", "Боярской думы Древней Руси", а также многочисленных работ по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии - 269

Кожевников Владимир Александрович (1852-1917), учёный, философ, поэт, редактор и издатель трудов Н. Ф. Фёдорова, автор многочисленных статей и книг, в том числе таких фундаментальных исследований, как "Философия чувства и веры в её отношении к рационализму XVIII в. и к критической философии" (М., 1897) и "Буддизм в сравнении с христианством" (В 2-х т., Пг., 1916). Знаток святоотеческой литературы, христианской письменности, Кожевников в 10-е гг. XX в. выпускает ряд брошюр и статей по апологетике христианства, к примеру: "О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем" (СПб, 1910). Автор книги о жизни и идеях автора "Философии общего дела" ("Николай Фёдорович Фёдоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам"

395

Ч. 1. М., 1908) и ряда стихотворений, вдохновлённых этим учением - 60, 78, 325, 334, 336, 339

Конт Огюст (1798-1857), французский философ, один из родоначальников позитивизма, автор "Курса позитивной философии" (в 6-ти т., 1830-1842) и "Системы позитивной политики" (в 4-х т., 1851-1854) - 340

Крашенинникова Екатерина Александровна (род. в 1918 г.), историк, библиотекарь - 371

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891), мыслитель, культуролог, писатель, публицист, по взглядам противник буржуазного либерализма, государственник, защитник идеала византизма (твёрдая монархия, строгая церковность, сословный иерархизм). Полемизировал с христианским универсализмом В. С. Соловьёва и духом "всемирной любви", "розовым христианством" Ф. М. Достоевского. В сборнике статей "Восток, Россия и славянство", (в 2-х т., 1885-1886) выдвинул навеяную влиянием Н. Я. Данилевского теорию трёх стадий циклического развития общества и культуры: первичной простоты, цветущей сложности и единства и вторичного упростительного смешения - 297, 357

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт - 253, 326, 373, 375

Лесков Николай Семёнович (1831-1895), писатель - 274

Лопухина Мария Александровна (1802-1877), старшая сестра Варвары Лопухиной, возлюбленной М. Ю. Лермонтова, и Алексея Лопухина, друга поэта. С Марией Александровной Лермонтов дружил и был в переписке. Сохранились 9 писем поэта к ней - 253

Лосский Владимир Николаевич (1903-1958), богослов, сын известного философа Николая Лосского, в 1922 г. эмигрировал вместе с семьей, жил и преподавал богословские дисциплины главным образом в Париже. Способствовал знакомству западных христиан с православием, активно участвовал в экуменическом движении. В своих статьях и лекциях, легших в основу

396

главных его книг "Очерк мистического богословия Восточной Церкви", "Догматическое богословие" и (посмертно изданной) "Апофатическое богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарда", глубоко раскрыл христианские догматы, историю важнейших направлений православной и западной мистики - 301

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965), философ представитель интуитивизма и персонализма; проф. Петербургского университета до 1917 г.; в 1922 г. выслан за границу, до 1945 г. жил в Чехословакии, затем проф. философии Св.-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке (1947-1950). Основные произведения: "Мир как органическое целое" (М., 1917), "Основание интуитивизма" (3-е изд., Берлин, 1924), "Свобода воли" (Париж, 1927), "Условия абсолютного добра (основы этики)" (Париж, 1931), "Типы мировоззрений" (Париж, 1931), "История русской философии" (Париж, 1951) - 330, 331

Макарий Египетский (301-391), святой, подвижник, пустынник, преемник св. Антония Великого по монашескому подвигу. Из оставленных им нравоучительных трудов известны 50 бесед и одно послание - 63

Максим Исповедник (ок. 580-662), византийский богослов, мыслитель; с 613-614 гг. - монах, с 642 г. - главный борец с монофелитами. Находился под сильным влиянием Псевдо-Дионисия Ареопагита, способствовал распространению его идей. Основные творения преподобного: "О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория", "Вопросоответы к Фалассию", "Толкование на 59 псалом", "Толкование на молитву Господню" (в которых он развил и углубил традицию духовного толкования Св. Писания), "Мистагогия" (один из первых в патристике комментарий на Божественную литургию), несколько образцов так называемых "Глав" - излюбленного жанра аскетической литературы, представляющего собой собрание кратких богословских сентенций, а

397

также ряд полемических произведений главным образом христологического характера. Концентрируясь на проблеме человека и его об'ожении, разделял историю мира на две эпохи: одну, подготовившую вочеловечение Бога, и другую, готовящую об'ожение человека, которое станет возможным при преодолении послегрехопадного отчуждения мира от Бога, дуальностей духовного и животного, мужского и женского. Особо плодотворным в перспективе преображения природы человека и его спасения представляется учение Максима Исповедника о возможности претворения злых эмоций и смертоносных энергий в благие и жизнестроительные - 63, 64, 121, 301

Мария Магдалина (равноапостольная), евангельский персонаж, происходила из г. Магдалы близ Капернаума, была исцелена Господом от злых духов, сопровождала Иисуса во время Его земной жизни, находилась при кресте и погребении, первой была удостоена явления воскресшего Спасителя. По преданию, проповедывала Евангелие в Риме - 301

Маркс Карл (1818-1883), философ, социолог - 121, 210, 211, 330

Маркузе Герберт (1898-1979), немецко-американский социолог и философ, идеолог движения "новых левых" в 60-х гг., характерного своим отказом от ценностей современного технизированного общества потребления, опорой на левую интеллигенцию, студенчество, люмпенизированных аутсайдеров. Выдвигал идею культурной революции, предполагающей расцвет "новой чувственности" на основе авангардистского, сюрреалистического искусства. Автор книг "Эрос и цивилизация" (1955), "Одномерный человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969) - 107-109

Метерлинк Морис (1862-1949), бельгийский драматург и поэт символистского направления - 113

Епископ Михаил (в миру - Семёнов Павел Васильевич) (1874-1918), проф. Петербургской Духовной Академии, примкнул к правому крылу эсеров, ушёл из го-

398

сударственной церкви, стал епископом старообрядцев, глава движения "голгофских христиан" - 334

Муравьёв Валерьян Николаевич (1885-1932), философ активно-эволюционной, космической ориентации, участник сборника "Из глубины", автор книги "Овладение временем как основная задача организации труда" (М., 1924) и ряда статей, а также философских работ и художественных произведений, оставшихся в рукописи. Умер в ссылке - 312

Нежный Александр Иосифович (род. в 1940 г.), писатель, церковный публицист - 347

Никитин Валентин Арсеньевич (род. в 1947 г.), богослов, церковный историк, поэт - 333, 334, 346, 347

Никодим, персонаж Евангелия от Иоанна, член иудейского синедриона, тайный ученик Христа. Его ночная беседа с Иисусом передана у Иоанна (3:1-21). После крестной смерти Иисуса принес сто фунтов состава из смирны и алоэ для помазания Его тела. По преданию, впоследствии принял крещение от апостолов - 301

Нил Синайский (ум. ок. 450), преподобный, константинопольский префект, ок. 390 г. ушёл в одну из обителей на Синае. Его основные сочинения: "Письма к разным лицам" (числом 1061), трактаты, "Мысли" - 297

Ницше Фридрих (1844-1900), немецкий философ, разработавший учение о "сверхчеловеке", "вечном возвращении", "воле к власти", предпринявший радикальную критику всех "ценностей", в том числе христианства - 326, 349-353

Новосёлов Михаил Александрович (1860-1938 или 1940), проф. кафедры классической филологии Московского университета, православный публицист и издатель Религиозно-философской библиотеки, борец с религиозным модернизмом; арестован в 1928 г., с 1938 г. отправлен в ссылку в Сибирь, где следы его теряются - 325

399

Нордау Макс Симон (1849-1923), немецкий писатель и публицист, автор книги "Вырождение" (рус. пер. Киев, 1894), в которой он доказывал нравственное, умственное, эстетическое вырождение современной цивилизации - 343

Овидий (Публий Овидий Назон) (43 до н. э. - ок. 18 н. э.), римский поэт - 360

Одоевский Владимир Фёдорович (1803 или 1804-1869), писатель, мыслитель, музыкальный критик. Основное сочинение - философский роман "Русские ночи" (1844) - 110

Ориген (ок. 185-253/254), христианский богослов, философ и филолог, представитель александрийской школы, соединял платонизм с христианским учением, придерживался учения об апокатастасисе, т. е. о полном спасении и восстановлении всей твари, без всякого исключения, и о временном характере адских мук. Ввёл термин Богочеловек. Ориген написал почти 6000 работ, в том числе Толкования на Псалмы, на кн. пророка Иеремии, на Евангелие от Матфея и Иоанна, на послание ап. Павла и др., известное полемически-апологетическое сочинение "Против Цельса", а также множество писем - 57, 113, 179, 186, 347

Павел (имя до обращения - Савл), апостол, проповедник христианства среди язычников, автор 14 посланий, ставших первой глубокой систематизацией Христова учения, казнён вместе с ап. Петром в 65 г. - 35, 36, 46, 47, 73, 118, 191, 195, 197, 220, 321, 357

Патанджали (жил предположительно в период между 2 в. до н. э. - 2 в. н. э.), древнеиндийский философ, основатель системы йога, автор "Йога-сутры" - 230

Петерсон Николай Павлович (1844-1919), ученик и последователь Н. Ф. Фёдорова, один из редакторов и издателей его сочинений, автор книги "Философия общего дела" в противоположность учению Л. Н. Толстого о "непротивлении" и другим идеям нашего вре-

400

мени" (Верный, 1912), ряда статей и неопубликованных воспоминаний - 60, 320, 326, 336, 339

Пётр I Великий (1672-1725), русский царь (с 1682 г.), первый российский император (с 1721 г.), реформатор и преобразователь России - 269, 302

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868), публицист и литературный критик, революционный демократ - 281

Планк Макс (1858-1947), немецкий физик, основоположник квантовой теории - 164

Платон Афинский (427-347 до н. э.), древнегреческий философ, родоначальник платонизма; ок. 387 г. основал в Афинах собственную школу - Академию, автор 34 диалогов, "Апологии Сократа" и 13 писем - 115, 202-206, 208

Платонов (настоящая фамилия: Климентов) Андрей Платонович (1899-1951), писатель - 347

Плотин (ок. 205-270), греческий философ, основатель неоплатонической школы; главный труд - "Эннеады" - 120

Порфирий (234 - между 301 и 305), античный философ-неоплатоник, ученик и издатель сочинений Плотина, в последние годы руководитель философской школы в Риме. Автор труда "Жизнеописание Плотина и порядок его сочинений", комментариев к сочинениям Платона, Аристотеля, Плотина, а также многочисленных сочинений по риторике, грамматике, астрономии и математике - 120

Псевдо-Дионисий Ареопагит, анонимный автор (использовавший имя жившего в I в. в Афинах христианского деятеля), которому принадлежит ряд работ, объединяемых общим названием "Ареопагитики" ("Об именах Божиих", "О таинственном богословии", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "Десять писем к разным лицам"), написанных не ранее втор. пол. V в. и развивавших учение о мистическом Богопознании. "Ареопагитики" оказали ог-

401

ромное влияние на богословскую мысль Восточной и Западной церкви - 97

Пфеффер Вильгельм (1845-1920), немецкий учёный-ботаник, автор трудов по физиологии растений - 164

Рафаэль Санти (1483-1520), итальянский художник и архитектор, деятель Высокого Возрождения - 342

Рачинский Г.А. (1853-1939), общественный деятель, участник Новосёлковского кружка - 325

Ренан Эрнст Жозеф (1823-1892), французский писатель, философ, филолог, историк христианства, автор "Жизни Иисуса" (1863), "Истории происхождения христианства" (1863-1883), в которых он в осмыслении религиозных фактов и сюжетов исключил всё чудесное и сверхъестественное. Его философские взгляды на развитие мира и общественное устройство были им изложены в "Философских диалогах и фрагментах" (1876) - 109, 161

Рерих Николай Константинович (1847-1947), художник, писатель, мыслитель, археолог, инициатор движения в защиту памятников культуры - 301

Розанов Василий Васильевич (1856-1919), писатель, философ, публицист, автор эссеистско-дневниковой прозы ("Уединённое", 1912; "Опавшие листья", короба первый и второй, 1913, 1915; "Апокалипсис нашего времени", 1917-1918), философских сочинений, сочетавших критику христианского аскетизма с прославлением семьи и пола ("Люди лунного света. Метафизика христианства" (1911); "Тёмный лик. Метафизика христианства" (1911)) - 55, 132

Савинков Борис Викторович (лит. псевдоним - Ропшин) (1879-1925), один из лидеров партии эсеров, террорист, после революции - руководитель ряда антисоветских заговоров и мятежей, писатель. Автор романов "Конь бледный" (1911), "То, чего не было" (1913), "Конь вороной" (1924) - 17

Сад Донатиен Альфонс Франсуа де (1740-1814), маркиз, романист, идеолог извращённой и дегуманизирован-

402

ной версии просветительского атеизма и натурализма, автор своего рода "романов воспитания" наизнанку, таких, как "Жюстина, или Несчастья добродетели" (1794), "Алина и Валькур" (1793), "Жюльетта, или Благодеяния порока" (1796), "Философия в будуаре", "120 дней Содома" (1785) и др., в которых представлена апология циничного, жестокого эгоизма и патологического, преступного гедонизма. Почти все произведения де Сада написаны в Бастилии, где он провёл многие годы за преступления против нравственности. Умер в доме для умалишённых, заключенный туда Наполеоном. "Философия" де Сада - один из источников вдохновения современного маргинализма, ряда антисоциальных течений в западной мысли, ставящих под сомнение само право общества на существование и развитие, поскольку более естественными и первичными признаются не социум, а разрушающие его силы - 18, 56, 146-148, 173

Самарин Фёдор Дмитриевич (1858-1916), старший племянник знаменитого славянофила, публициста и общественного деятеля Ю. Ф. Самарина, земский деятель, один из наиболее твёрдо ортодоксальных и уважаемых членов новосёловского кружка - 325

Свенцицкий (Свентицкий) Валентин Павлович (1879-1931), публицист, прозаик, драматург, активный участник "Христианского братства борьбы", в 1911 г. присоединился к "голгофским христианам". В 1918-1919 гг. принял священнический сан, служил в Москве, боролся с обновленцами в Церкви. После ссылки в Среднюю Азию возвращается в Москву, где становится известен как проповедник (1925-1928), затем вновь ссылается в Сибирь, где и умирает. Автор отмеченного автобиографическими чертами романа "Антихрист. Записки современного человека", где был выведен герой, мучимый неотступным страхом смерти. Та же тема доминировала в его драме "Смерть" (1910) - 334, 335

403

Серафим Саровский (в миру - Прохор Мошнин) (1760-1833), преподобный, монах Саровской пустыни, канонизирован в 1903 г., народный святой, сугубый почитатель Воскресения. Известно пророчество св. Серафима о его воскресении из мёртвых в будущие времена нечестия, чтобы уверить всех в непреложности обетования о всеобщем воскресении - 345

Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей) (ок. 1321-1392), преподобный, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря (лавры), великий подвижник, инициатор введения общинножительного устава в русских монастырях, особый чтитель Троицы как образца для человеческого поведения и общежития, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву - 84, 307

Сетницкая Ольга Николаевна (1916-1987), историк, библиограф, автор неопубликованных воспоминаний о Н. А. Сетницком и А. К. Горском - 371

Сетницкий Николай Александрович (1888-1937), философ и экономист, последователь учения Н. Ф. Фёдорова, автор ряда работ о нём, а также большого философского исследования "О конечном идеале" (Харбин, 1932). Репрессирован и расстрелян - 26, 56, 119, 312

Силуан (в миру крестьянин Тамбовской губернии Антонов Семён Иванович) (1866-1938) - схимонах русского Пантелеймонова монастыря на Афоне (монах с 1896, принял схиму в 1911), подвижник, автор многочисленных молитвенных размышлений, часто похожих на псалмы, в которых изливалась его глубокая, истинно христианская душа - 128

Симеон Новый Богослов (949-1022), преподобный, византийский богослов, мистик, поэт, в своих творениях "Главы деятельные богословские", "Слово о вере", "Слово о трёх образах молитвы" и др. с не виданной до него откровенностью поведал о своём опыте узрения Бога, о явившихся ему откровениях вещей Боже-

404

ственных. Автор "Божественных гимнов", принадлежащих к лучшим страницам мировой духовной поэзии - 56, 63, 215

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900), религиозный философ, поэт, критик и публицист, автор философской доктрины всеединства Богочеловечества, религиозно-поэтического учения о Софии. Нравственная философия Соловьёва изложена им в самом большом его труде "Оправдание добра" (1897-1899) - 59, 64, 86, 201, 259, 282, 283, 299, 300, 322-324, 326, 327, 352, 353, 358-369, 373

Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911), историк, журналист, общественный деятель, основатель (1866) и в течение 42 лет редактор журнала "Вестник Европы" - 361

Страхов Николай Николаевич (1828-1896), публицист, литературный критик, мыслитель почвенного направления, автор философских сочинений "Мир как целое" (1872), "Философские очерки" (1895), сборников литературно-философской критики: "Бедность нашей литературы" (1868), "Из истории литературного нигилизма" (1861-1865), "Борьба с Западом в нашей литературе" (в 3-х т., 1882-1896) - 281, 324

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903), драматург и мыслитель, автор драматургической трилогии "Свадьба Кречинского" (1855): "Дело" (1861), "Смерть Тарелкина" (1869) и большого философского сочинения "Учение Всемира", оставшегося неоконченным и хранящегося в РГАЛИ - 254

Тейяр де Шарден Пьер (1881-1955), французский философ, богослов, учёный, один из первооткрывателей синантропа (1929), автор идеи ноосферы, в своих основных работах "Божественная среда" (1926-1927), "Феномен человека" (1938-1940), "Место человека в универсуме" (1942) и др. развил теорию христианского активного эволюционизма, видение восходящего космогенёза, направленного к своей финальной це-

405

ли - "точке Омега", символизирующей собой вселенского Христа - 8, 132

Тиллих Пауль (1886-1965), немецко-американский протестантский богослов и философ, представитель диалектической теологии, стремился к созданию "экуменического" христианского синтеза, "теологии культуры", религиозно освящающей современную жизнь во всех её проявлениях - 21

Тимирязев Климент Аркадьевич (1843-1920), естествоиспытатель, один из основателей русской научной школы физиологии растений, открыватель энергетических закономерностей растительного фотосинтеза, популяризатор науки ("Жизнь растения", 1878; "Наука и демократия", 1920) - 163

Тихомиров Лев Александрович (1852-1923), первоначально революционный народник, член "Земли и воли", "Народной воли", редактор и участник народовольческих изданий, с 1882 г. - представитель исполкома "Народной воли" за рубежом. К концу 80-х гг. отходит от революционной деятельности, просит власти о помиловании, переходит на монархические и строго церковно-православные позиции. Автор "Воспоминаний" - 325

Толстой Лев Николаевич (1828-1910), писатель - 281-283, 323, 324

Томсон Уильям, с 1892 (за научные заслуги) барон Кельвин (1824-1907), английский физик, президент (1890-1895) Лондонского королевского общества, дал одну из формулировок второго начала термодинамики, т. е. закона возрастания энтропии в замкнутой системе - 164

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920), князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель, последователь и друг В. С. Соловьёва. В главных философских сочинениях "Миросозерцание В. С. Соловьёва", (в 2-х т., 1913), "Метафизические предположения познания" (1917), "Смысл жизни" (1918) кри-

406

тически переосмыслил философию В. С. Соловьёва, его представление о "всеединстве", о Софии, направляясь к большему их согласованию с христианской ортодоксией, развил свою теорию "условного бессмертия". В ряде работ "Умозрение в красках" (1916), "Два мира в древнерусской живописи" (1916), "Россия в её иконе" (1917) один из первых философски и богословски раскрыл и осмыслил мир древнерусской живописи. Умер от тифа в Новороссийске, попав туда с Добровольческой армией - 325, 326

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883), писатель - 111

Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873), поэт - 342, 350

Фёдоров Николай Фёдорович (1829-1903), мыслитель - 13, 22, 56, 57, 59-71, 73, 75-94, 97-104, 113, 126, 131, 137, 142, 143, 147, 148, 150, 160, 165, 177, 178-191, 193-199, 219, 225, 230, 251, 252, 254-258, 260, 262, 267, 268, 270, 272, 273, 275, 277, 279, 282-285, 289-294, 296, 297, 299-310, 312, 313, 317-349, 352, 353, 358, 359, 361, 362, 364-369, 372, 373

Федотов Георгий Петрович (1886-1951), философ, богослов, историк, публицист. В начале 20-х гг. - проф. Саратовского университета, с 1925 г. - в эмиграции, с 1926 по 1940 гг. - проф. Православного института в Париже, затем - Св.-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке. Основное его наследие в виде очерков, статей на религиозные, философские, историко-культурные темы посмертно собрано в книгах "Новый град" (1952), "Христианин в революции", (1947), "Лицо России" (1967), "Россия, Европа и мы" (1973) и др. Его работы "Святой Филипп, митрополит Московский" (1928), "Святые Древней Руси" (1931) и др. посвящёны исследованию русской православной культуры и истории - 317, 332, 333, 356

Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872), немецкий философ, вначале последователь философии Гегеля, затем её критик ("К критике философии Гегеля", 1839), автор книг "Сущность христианства" (1851), "Основы

407

философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1841), в которых истолковывал религию как продукт отчуждения человеческого духа - 121, 122, 296

Феодор (в миру - Поздеевский Александр Васильевич) (1876-1935), епископ; с 1909 г. - ректор Московской Духовной академии, преподаватель пастырского богословия. В 1917 г. был назначен управляющим Свято-Данилова монастыря - 325, 338

Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.), иудейско-эллинистический религиозный философ, представитель Александрийской школы, давший своеобразный синтез иудаизма и греческих философских систем. Его метод аллегорического толкования книг Ветхого Завета впоследствии широко использовался Климентом Александрийским, Оригеном, средневековыми богословием и культурой - 76

Флоренский Павел Александрович (1882-1937), богослов, философ, учёный-энциклопедист: математик, физик, инженер, искусствовед, филолог, историк. В 1911 г. рукоположен в священники. Автор фундаментальных трудов "Столп и утверждение истины" (1914), где развивается Соловьёвская концепция "всеединства" и идея Софии, "У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики" (книга готовилась к печати в 1922 г., но так и не вышла, включает главы об обратной перспективе, о науке как символическом описании, об антиномии языка, философии имени, органопроекции и т. д.), а также искусствоведческих работ ("Храмовое действо как синтез искусств", 1918; "Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях", 1924), научных исследований ("Диэлектрики и их техническое применение", 1924; "Мнимости в геометрии", 1922). Арестован в 1933 г., расстрелян на Соловках - 283, 325, 334, 336

Флоровский Георгий Васильевич (1893-1979), философ, богослов; эмигрировал в 1920 г., жил в Праге, с 1926 г. стал проф. кафедры патрологии вновь организованного Православного Богословского института в

408

Париже. Годы преподавания здесь стали самым плодотворным в творческом отношении периодом его жизни: исследования "Восточные Отцы IV-гo века" (1931), "Византийские Отцы V-VIII", (1933), "Пути русского богословия" (1937). Мировоззрение Флоровского было богословски-традиционным, он стоял в оппозиции к тогдашним софиологическим движениям. Одно время был близок к евразийцам, скорее всего на почве неприятия Запада. В 1948 г. переехал в США, где сначала был проф., затем деканом Св.-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке, а в последние годы жизни преподавал в Гарвардском и Принстонском университетах. Участвовал в экуменическом движении, стал одним из активных создателей Всемирного Совета Церквей - 340, 343, 344

Фома, один из 12 апостолов, называемый иначе Дидимом или Близнецом. По преданию, проповедывал Евангелие в Восточной Индии, где претерпел мученическую кончину. Ему приписывается авторство неканонического Евангелия - 222, 224-227

Фома Аквинский, Аквинат (1225 или 1226-1274), монах-доминиканец с 1244 г., богослов и философ, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма - католического богословского направления, соединяющего строгую ортодоксию с уважением к правам здравого смысла и рассудка и ориентированного более на Аристотеля, чем на Платона, и неоплатонизм; автор многочисленных трудов, в том числе двух итоговых и монументальных: "Суммы теологии" и "Суммы против язычников". В 1323 г. был причислен к лику святых - 56

Франк Семён Людвигович (1877-1950), философ и религиозный мыслитель, критик и публицист. Прошёл эволюцию от народничества и легального марксизма к идеализму и религиозному мировоззрению. Участник сборников "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины". В 1922 г. выслан за границу, жил несколько лет в Берлине, затем в Париже и Лондоне. Начи-

409

ная с первых его фундаментальных трудов "Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания" (Пг., 1915) и "Душа человека. Опыт введения в философию имени" (М., 1917) до последней написанной им книги, вышедшей посмертно, - "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия" (Париж, 1956), Франк старался придать метафизике всеединства, идущей от В. С. Соловьёва, прочное логико-онтологическое обоснование. С 30-х гг. внимание мыслителя в значительной степени обращается к темам и проблемам религиозного восчувствия жизни, экзистенциального бытия человека ("Непостижимое", 1949; "Свет во тьме", 1949; "С нами Бог", 1964). В книге "Духовные основы общества. Введение в социальную философию" (1930) разработал концепцию "либерального консерватизма", совместившего положительные ценности как консерватизма, так и либерализма - 317, 331

Фрейд Зигмунд (1856-1939), австрийский невропатолог и психиатр, основатель психоанализа, особого метода лечения неврозов, прибегающего к технике свободных ассоциаций и анализа сновидений и ошибочных действий как способу обнаружения бессознательного. Расширил психоанализ и на область общественной психологии ("Психология масс и анализ человеческого "Я", 1921), культуры ("Тотем и табу", 1913), художественного творчества, фольклора, религии ("Будущность одной иллюзии", 1927), поставив в центр своей интерпретации культуры понятие сублимации ("Неудовлетворённость культурой", 1930) - 108, 202, 207-213, 251, 373, 374, 378

Фудель Иосиф (1864-1918), настоятель Николаевской в Плотниках Московской церкви, член Совета Братства Святителей московских, один из руководителей "Союза русского народа" - 325

Фукуяма Френсис - современный американский историк, автор вызвавшей мировой резонанс статьи "Ко-

410

нец истории", 1989 (рус. пер. Вопросы философии, 1990, № 3) - 315

Хлебников Велемир (Виктор Владимирович) (1885-1922), поэт - 278

Христос Иисус - 14, 29-45, 47, 50-53, 55, 161, 221-223, 226, 229, 233, 261, 274, 295, 335, 357

Чекрыгин Василий Николаевич (1897-1922), художник и мыслитель, последователь учения Н. Ф. Фёдорова. Оставил около 1300 работ, по преимуществу графических. Большая часть их представляла собой эскизы к монументальной фресковой росписи Собора общего дела. Автор неопубликованной философской работы "Собор воскрешающего музея" - 190, 381

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма - 141, 307

Шестов Лев (настоящее имя: Шварцман Лев Исаакович) (1866-1938), философ экзистенциального направления, литератор. С 1920 г. эмигрировал во Францию. Автор книг "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903), "Апофеоз беспочвенности" (1905), "Афины и Иерусалим" (1951), "Умозрение и откровение" (1964). Пафосом его мысли было утверждение прав личного, единичного, субъективного, против безразличного, всеобщего, рационального - 330

Швейцер Альберт (1875-1965), немецко-французский мыслитель, протестантский богослов, врач, музыковед и органист, лауреат Нобелевской премии мира 1952 г. В 1913 г. с женой организовал больницу в Ламбарене (Габон), ставшей практическим приложением его жизненных принципов. Выдвинул этический принцип "благоговения перед жизнью", предполагавший не просто сохранение жизни, но её совершенствование. Ставил задачу создания универсальной космической нравственности, философски обоснованного оптимистического мировоззрения. На рус язык переведены

411

его книги "Культура и этика" (М., 1973), "Письма из Ламбарене" (Л., 1978), "И.-С. Бах" (М., 1964) - 300

Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ, автор сочинения "Мир как воля и представление" (в 2-х т., 1819-1844), где глубинная сущность мира является как слепая неразумная воля, бесцельно влекущаяся к бытию, а высшей её объективацией мыслится человек, счастье которого иллюзорно. Учение Шопенгауэра, которое он сам называл "пессимизмом", обрело популярность только во 2-й половине XIX в., став одним из источников "философии жизни" и ряда теорий глубинной психологии - 360

Шпенглер Освальд (1880-1936), немецкий философ, близкий "философии жизни", автор двухтомного труда "Закат Европы" (1918-1922), где представил своё учение о культуре как множестве замкнутых организмов, отражающих народную психею и проходящих жёстко определённый жизненный цикл с последней стадией её механизации и вырождения, которая получает название "цивилизации" - 261, 357

Шредингер Эрвин (1887-1961), австрийский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, Нобелевский лауреат 1933 г. Автор книги "Что такое жизнь? С точки зрения физика" (рус. пер., 2-е изд., 1972) - 164

Штауденмайер Людвиг (1865-1938), немецкий учёный, профессор экспериментальной химии, автор книги "Магия как экспериментальное естествознание" (1912), в которой выдвинул теорию о сущности магических феноменов - психодинамику - 377, 379

Штейнер (Штайнер) Рудольф (1861-1925), немецкий философ, родоначальник антропософии, оккультного учения о человеке как носителе тайных духовных сил, основатель Антропософского общества (1913). Стремился превратить антропософию в науку экспериментальную, призванную раскрыть внутренние потаённые возможности человека путём особых упражнений. Этому должна была служить целая воспитательная система (Вальдорфская педагогика), по-

412

лучившая распространение в странах Зап. Европы и Америки. На рус. язык переведены его книги: "Мистерии древности и христианство" (М., 1912), "Теософия" (М., 1915), "Очерк тайноведения" (М., 1916) - 342

Шубарт Вальтер (1897-1941?), немецкий философ, культуролог. Родился в Зоннеберге в Тюрингии, по окончании учебы на юриста работал юрисконсультом в Академии художеств в Мюнхене, затем адвокатом в Верховном суде Вены. В 1933 г. по политическим причинам уехал в Ригу, где, получив степень доктора философии и звание доцента, преподавал философию в университете. Снискал себе немалую известность многочисленными философскими статьями и книгами: "Европа и душа Востока" (1938), "Ницше и Достоевский", "Религия и Эрос" (1941). После вступления советских войск в Прибалтику попытался вместе со своей женой Верой Марковной (русской по происхождению) через Будапешт вернуться в Германию. Оба при этом пропали без вести - 302

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 - ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, поэт, врач, оратор; сохранилась десятая часть двух его написанных гекзаметром философских поэм "О природе" и "Очищения". В своей натурфилософии рассматривал четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь - как "корни всех вещей", в определённой пропорции составляющих и созидающих все вещи и существа мира. Космогонию строил как бесконечное чередование господства "любви" и "вражды" - 207

Юнг Карл Густав (1875-1961), швейцарский психолог, первоначально сторонник теории Фрейда, затем создавший собственную концепцию глубинной, аналитической психологии, в которой важнейшее место занимают понятия "коллективного бессознательного" и архетипов. Главные сочинения: "Метаморфозы и символы либидо" (1912), "Психологические типы" (1921), "Отношения между Я и бессознательным" (1928) - 243

413

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

* 05-12 06 2017 г.