Индоевропейцы
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:  >> История >> Наши движения >> Система идей >> База >> История >> Доисторический период >> Индоевропейцы




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Индоевропейцы

Вопрос о соотношении культур и этносов

Пеласги

Индоевропейская общность накануне распада


Пеласги

Определение до н. XX в.
- Все народы Эллады
(догреческие и негреческие)
- "Сказочный" народ

"Тень, лишённая всякой исторической реальности"
[Еврейская энциклопедия Эрша и Грубера]

Перманентный исход общин из ИЕ региона
(культура СКК)
"Ползучий" процесс сброса избыточного населения
Образно - осыпание песчинок с большого валуна
На СЗ и ЮЗ
Условно - расселение пеласгов
Генетическая и культурная ассимиляция при привитии земледелия и скотоводства
Возникновение "дочерних" культур

Пеласгическое население
Население Ц. Средиземноморья неолита и меди
Образовано в результате смешения раннеИЕ компонента (немногочисленного пришлого) и аборигенов
Термины "пеласги", "пеласгический" условны
Антропологическая или языковая неоднородность
ИЕ пришельцы растворялись среди туземцев
Языковая ассимиляция и принятие самоназваний при привитии земледелия и скотоводства
Случаи когда ИЕ сильнее - единичны
[Гиндин и Цымбурский]

Пеласгический мир
Начало ~55 в. до н.э.
Включая Италию


Индоевропейская общность накануне распада

Индоевропейцы в медном веке
Теория трёх "les classes sociales"
Преобразование мировоззрения индоевропейцев


Индоевропейцы в медном веке

Археологическая периодизация
Согласно главному металлу
(медный - бронзовый - железный века)

Легендарная периодизация
золотой - серебряный - бронзовый - железный века
"золотой век" отождествлялся с неолитом, "серебряный" - с энеолитом
Отчётливо прослеживается мысль о регрессе
От всеобщего счастья к жестокой жизни

К 26-25 в.в. до н.э. в Балкано-Карпатском регионе укрепилось скотоводство
Ширилось многообразие его продуктов
Обоснование: развитая терминология

Много обозначений домашних животных, подразделяемых по полу, возрасту и целям разведения:

houi - овца, баран (hul-n-, чесать шерсть)
qog - коза
guou - бык, корова
uit-l-/s - телёнок
su - свинья
porko - поросёнок

Образуется глагол pah - охранять (скот), пасти
Начинают широко употребляться существительные
mems-o - мясо
kreu - кровавое (сырое) мясо
sur-, s.ro - творог, сыр

Особо следует отметить ekuo - конь, лошадь

Меняются общественные структуры ИЕ общества
Причины:
- Переход к бронзе
- Появление новых форм скотоводства
- Углубление разделения труда и обмена

Коренной переворот произошёл в семейно-родственных отношениях
Матриархат - патриархатом

Влияние мужчин возрастало и в общине
Желание мужчин закрепить имущество за сыновьями
Матрилокальный брак и счёт родства по матери вытеснялись патрилокальным (жена переходит в род мужа) и по отцу
Сын наследовал имущество отца

Элементы матриархата оставались

Истолкование мотива змееборчества

В основе сюжета - поражение богатырём-мужчиной змея (дракона) и освобождение народа
Отражение перехода от матриархата (с культом безликой Богини-Матери, символом которой часто являлась именно змея), к патриархату (с ярко антропоморфными божествами мужского пола)

Индия: Индра против Вритры
Хетты: Бог Грозы против Иллуянке
Славяне: Перун против Змия
Греция: Зевс против Тифона и змееногих великанов
Скандинавия: Тор против Ермунганда

Змееборец находится
- на скале (готск. fahguni-"скала", хетт. peruna-"скала", др.-инд. Parvata-"гора" и т.д.)
- на вершине дуба (лат. quercus-"дуб")
- в горной дубовой роще
Его символ - орёл (орёл-змееед Таранис из кельтских сказаний)
Змий-враг располагался внизу - под горой, под деревом, у воды
Места битв со змеем в русских былинах всегда "при воде": на морском берегу, на реке Смородине, на огненной реке, на калиновом, железном, серебряном и золотом мостах

Кровь змея падала на землю живительным дождём с громом и молнией

Новые верования вытеснены, как представляется, решительно, жёстко и небесконфликтно

За Богиней-Матерью оставили преисподнюю
(богиня смерти:
Хель в скандинавском эпосе, Мара - в славянском)
Смерть стала мифологическим персонажем женского рода
Тот свет отделён от земного водной стихией у славян и греков
Вода всегда связывалась в неолитических культах с Богиней-Матерью

Земля-женщина ("тёмная", "чёрная", "мать-сыра") оплодотворяемая и пассивная начала противопоставляться сияющему активному небу-отцу
Образ разделился на разнообразные персонажи вследствие многофункциональности роли женщин

Это:

- Вестница смерти (греческие эринии, этрусская Ванф, кельтские банши, скандинавские валькирии, балтские вели, славянские вилы)
- Богиня земли (греческая Гея, индийская Приттхиви, скандинавская Ерд, балтийская Земес мате)
- Покровительница плодородия (греческая Деметра, италийская Церера, скандинавская Фрейя)
- Богиня-мать (кельтская Богиня Дану, хеттская Ханнаханна)
- Богиня судьбы
- Богиня священного огня (греческая Гестия, италийская Веста, скифская Табити)
- Покровительница леса (греческая Артемида, италийская Диана)
- Богиня женских ремёсел (греческая Афина, италийская Минерва, кельтская Бригита)
- Покровительница семьи и брака (греческая Гера, италийская Юнона, скандинавская Фригг, славянская Лада, индийская Лакшми)
- Богиня любви (греческая Афродита, скандинавская Фрейя)
- Богиня войны (кельтская Морриган, скандинавская Фрейя, индийская Дурга)

Зооморфная символика
Многообразна
(змеи, рыбы, насекомые (пчела, бабочка, скорпион), птицы (сова, голубь, кукушка))

Эпоха Богини-Матери стала воображаться первородным Хаосом
Мужские божества огня и неба вступили с ним в борьбу
Привнесли в мир закон, порядок, структуру
[529]

Глава патриархальной семьи - автоматически старейшина общины
(старейший из дееспособных мужчин, дед)
В конце медного века власть не могла быть неограниченной
Имела совещательную силу и контролировалась общим собранием

Возрастал объём прибавочного продукта
Наиболее активные семьи стремились перевести запасы из коллективных в семейные
Община боролась с подобными посягательствами

Но со временем прибавочный продукт всё более поступал в обмен, становясь товаром

Главные виды товара - скот и медь
Превращались в своеобразные деньги
Лат. pecunia ("деньги") - от pecus ("скот")
Прибавочный продукт разжигал захватнические стремления
Поселения перемещаются с мест, удобных дл жизни, в места, удобные для обороны
В населённых пунктах иногда отмечаются следы штурма
Появляются дружины

Старейшины и вожди получали название лучших людей - ариев (отсюда русское "ярый" - "крепкий", "лучший", "сильный" и "бояре")


Преобразование мировоззрения ИЕ

Структура общества ИЕ находила пронизывала все стороны общества, включая культуру
(Дюмезиль) [535]

Радикальный переворот в религии ИЕ медного века

"Божества трёх небес":

- Добрый "белый" бог дневного неба
- Гневный "красный" бог утренней и вечерней зари
- "Чёрный" бог ночи
(Одри) [536]

Три "фламина" римского жречества
Культы "белого" верховного бога, "чёрного" бога общины и сельского хозяйства, "красного" бога войны (креативно-магическая, аккумулятивно-производительная и деструктивно-военная функции)
(Открытие Дюмезиля по римским источникам 1938 г.)

Трёхфункциональная идеология ИЕ мифа ИЕобщества накануне распада
Пантеон новых богов общедоступен
(Любой общинник имел свободный доступ к общению с божествами)
(Облегчалось отсутствием храмов в позднем понимании)
"Боги услышат любого и везде"

Обряды и торжества совершали под открытым небом
На возвышенных открытых местах
Мат. следов практически не осталось
Древние ИЕ и индусы не воспринимали храмы как живые места для богов
Ранние римляне и италики, вероятно, не строили храмы и не вырезали образы богов

(Его же уточнённая картина "мировоззрения трех функций", "троичной функциональности"
на основе изучения остатков сходных религиозных структур других древних ИЕ народов)
[537]

Представления германцев о величии божества не разрешали располагать богов в пределах стен
(Тацит, "Германия", IX)

Однако у каждой из биосоциальных групп ИЕ общества были более близкие им боги-покровители

"Белые" MG (креатив)
Пара небесных божеств (Уран - "небо", Варуна, др.-инд. varuna и Митра - "дружба, договор, согласие", (др.-инд. Mitrа, авест. Mithra)
Символы общинного единства, рациональности мироустройства, разумного преобразовательного начала
Неопределённая антропоморфность
Сюжеты об их свершениях сомнительны
Для первобытной мифологии вероятнее абстрактность

"Чёрные" VC (аккумулятив)
Боги-земледельцы, боги-ремесленники
Уже в исторические времена трансформировались в многочисленных гефестов, афин, гермесов и аполлонов

Весьма вероятно, что при создании образов использовался мотив близнечества
- "Брат-сестра" (Аполлон-Артемида)
- "Брат-брат" (Диоскуры)
Антропоморфность и реалистичность
Нередки физические дефекты (хромота Гефеста)
В ряду восстановленных - богиня зари и лета (haeusos)
(Греч. Эос, рим. Аврора, инд. Ушас, балт. Аушра, кельт. Эзус, герм. Аса, иран. Ахура, слав.Яро) Символы стабильности общины, гаранты мат. благополучия, внушение уверенности в завтрашнем дне

"Красным" RJ (деструктив)
Божества-воины
(Марс, др.-лат. Mavors, старый вокатив Marmar; лат. Mars, а также "Марс-отец";
лат. Marspiter или Mars pater, сабин. Mamers)
Антропоморфны
Мужество, храбрость, агрессивность
Разрушительные силы, устранение враждебного

Биосоциальные группы MG ("белая") VC ("чёрная") RJ ("красная")
Боги Уран Квирин Марс
Стихии Воздух Земля Огонь
Мифические персонажи Ромул и Нума Помпилий, цари-законники - основатели Римского государства

Анк Марций, царь-строитель и хозяйственник. Укрепитель Римского государства

Тулл Гостилий, царь-полководец, победитель врагов Римского государства
Функции Поддержание общественного и культурно-религиозного порядка Обеспечение устойчивого материального благополучия . Физическая защита социума, по возможности - победоносная агрессия против соседей
Идеи Магия, волшебство, рассудительность, интеллект, могущество, закон, порядок, традиции Труд, мастерство, хозяйственность, изобилие, тучность и плодородие, достаток, красота, размножение, семья Война, дружина, доблесть, удаль, удачливость, здоровье и сила, решительность, жестокость
Эмоции и чувства Благоволение, понимание, спокойствие, степенная рассудительность Любовь, чувственность, доверчивость, открытость Буйство, стойкое упорство, воинственность, суровая жестокость

В 19 в. было модным изображать ИЕ ("индогерманцев", "арийцев") огне- и солнце-поклонниками
Это не так
Мужское солнечное божество разъезжает по небу на повозке
(инд. вимана, колесница Ахуры-Мазды, колесница Гелиоса, солнечная повозка Сурьи)
Символ солнечной колесницы - свастика (колесо из скрещённых молний)
Однако солнце в ИЕ языках - разного рода, что указывает на неопределённость образа и второплановость

Элементы Вселенной в новой религии

1. Боги
Плавный перевод устаревших божеств на уровень менее значимых духов, чудовищ и демонов
(кентавров, циклопов, ракшасов, гномов, упырей и берегинь)

2. Герои
Обычно неуязвимы за исключением рокового места
(Пята Ахиллеса, спина Зигфрида, ступни Кришны)

На пандемоний и на героев были перенесены черты богов
Братья и сёстры распространены не менее одиночек
(Ромул-Рем, Кий-Щек-Хорив-Лыбедь, Хенгист-Хорса и др.)

Культ коня
Жертвоприношения лошадей и колесничные погребения
Остатки ритуалов дошли до исторических времён
(эквирии в Риме)
С культом коня связаны греч. Диоскуры, герм. Алки, ин. Ашвины, сакс.короли Кента братья Хенгист и Хорса

3. Человечество
Смертны
Порождение земли
"Человек" (лат. homo, готск. guma), "люди" (литов. zmуnes) - однокоренные с "земля" -
лат. humus, литов. zeme и т.д.
Однако "…ИЕ религиозность не связана ни с боязнью, ни с осуждением себя на вечные муки, ни с раскаянием

Почитание человека, стоящего прямо посреди хаоса судьбы и чтящего божественность
[538]

Смерть
Считалась преодолимой
С помощью "нектара", "амброзии"
(nek "смерть" + ter "преодолевать")
Если не даровали бессмертие, то позволяли приобщиться к богам
Инд. "сома", перс. "хаома". Европейцы заменили галлюциногенные соки пряными хмельными напитками (мёд на пиршествах славян и германцев народов, вино - на эллинских симпосиях)
Обряд потребления
После распада ИЕ общности
Совместного
С танцами, музыкой и песнями

"Индоевропеец встречает смерть, как и лучшие люди нашего времени
Для честного человека возможна совершенная человеческая жизнь
Для мирового порядка личная смерть - естественное явление жизни
Потустороннее не имеет существенного значения в жизни ИЕ
Смерть - переход к другой жизни, напоминающей эту, но уравновешеннее
Умерший оставался частью коллективной души клана"
[539]

Христианство требует покорности (humilis)
Рабский дух или служение племени
Следствие восточной религиозности
Не ИЕ
ИЕ - не раб бога
Молится стоя с поднятыми к небу глазами и протянутыми руками
Как совершенный человек с незапятнанной честью
[540]


Общая картина распада ИЕ единства

Теория трёх "les classes sociales"

Мотив торжества младшего брата-недотёпы, обделённого двумя старшими, но взявшего верх - социальный переворот, совершённый "красными" RJ
(отобравшими власть у "белых" МG)
Мотив сверхъестественного помощника-коня - появление мощной военной силы - конницы и колесниц (Дюмезиль)

Прав наполовину
Действительно, в н. бронзы
- Военные обрели силу и лидерство
(Оснащённые совершенствующимся оружием, конями и повозками)
- Компромисс между МG и RJ труднодостижим
(мистика + интеллект и рационализм + инициативность)
Но распад равновесия в общине - не борьба и не переворот
Образно говоря, не бокс, а бег
(Не нокаут, а приз более быстрому)

Бронза требовала знаний и сложной организации
Вполне допустимо второе общественное разделение труда
Существовало ремесло кузнеца-металлурга и литейщика
Целые общины специализировались шахтёрами, металлургами, кузнецами

Возросло количество добываемого металла
Но недостаточно
Его берегли
- Сломанные вещи переплавляли
- В могилы помещали неохотно
- Продолжали изготавливать и использовать каменные орудия, придавая им формы бронзовых
- "Металлооборот" контролировался властью

Бурное развитие скотоводства
Отделение от земледелия
Пешим пастухам с собаками нелегко управляться с охраной и перегоном стад КРС
Потребовался всадник
Лошадей приручить трудно
(Буйный нрав, вольнолюбие и резвость)
ИЕ справились

Общественное разделение труда
Рост производительности
Расширение межплеменного обмена
Возможность получить запасы чужого прибавочного продукта
Рост богатства
Неравномерный
Появление неравенства
- Имущественного
- Социального
Первый шаг к частной собстенности на средства производства
Стимуляция войны
Упрощение складывания неравенства

Схема характерна и для неИЕ народов

Спецификой ИЕ стало отношение к коню
Не рабочий скот, а гарант преимущества над соседями

Рост авторитета RJ

Неминуемость социального взрыва

ИЕ проблема
Хронология дописьменной эпохи
Расхождения - до 1-2 тысячелетий
(например, периодика членения общности или выделение диалектных групп)
[549]

Исход избыточного населения из балкано-карпатского региона
Общинами
Вплоть до 25 в. до н.э.
Образ - осыпание валуна

Создание "дочерних" культур
Примеры
Балканские [550] и апеннинские пеласгические общества
Cмешение ранне-ИЕ компонента и аборигенов
Режимы
- Сохраняли самоназвания и язык
(на АП?)
Устанавливали производящее хозяйство
- Растворялись
Передавая навыки земледелия и скотоводства
(Сицилиия, Сардиния, Корсика)?

ОбщеИЕ период
События
- Начало расхождения диалектных групп
- Образование двух союзов племён

Хронологические границы
Версии:
- V-IV тыс.
- IV тыс
- IV-III тыс.
[ 551]

Союзы
Условно - западный и восточный

Языковые различия

Западная группа языков
= Кентумные = "Группа кентум"
Числительное "100" - слова, начинающиеся с "к" и похожие на древнелат. "кентум" (centum)
(позднее "центум")
(ср. "процент", как "центурион")

Восточная группа языков
= Сатамные = "Группа сатам"
Сходно с индийским "сатам"
[552]

Различия мировоззрений

Восточный союз
Патриархальное
Фамильный принцип социогенёза
В перспективе
- Религиозно обусловленная иерархия сословий
- Патронаж и клиентела
- Фамильно-кастовое общество
(Индия, Иран, Скифия)
В исторический период - храмо-городское об-во
(Вокруг храмовых комплексов)
(Ведическая и авестийская культуры)

Западный союз
Корпоративный принцип социогенёза
"Гражданский эгалитаризм"
В перспективе
- Корпоративно-полисное об-во
Эллины и римляне
[553]
Выход за пределы семейно-патриархального
Клиентела периодически втягивалась в аристократическую среду

Причины
Требование полисной формы организации поселения

Этим объясняются
- "Демократизм свободного человека"
- Психология осознанных взаимных действий граждан
(Ради общего блага)
Идеал также вырабатывается коллективно

Сохранение
- Основ культурного единства
- Ощущения единства

26-25 в.в. до н.э. - переселение пеласгических об-в

Невозможность сброса избыточного населения на юж. БП и АП
Неизбежность взрыва ИЕ общности

Поиск арх. док-в безуспешен

Отход от ИЕ общности анатолийской группы и протоармян
Перемещение на ЮВ
Занятие Малой Азии
(Сюжет малоазиатских народностей о "Солнце, встававшем в древности из-за моря"
Мраморное
Реминисценции миграций анатолийских племён)
[ 555]

Глиняные изображения колёс
Энеолитические посёлки
Балкано-Карпатский регион
Остатки частей первых повозок
Запрягали волов
Энеолитическое ИЕ население ЮВ Европы сыграло огромную роль в распространении колёсного транспорта
Вывод последнего десятилетия
Толчёк
- К дальнейшим миграциям
- К распаду ИЕ общности
[556. Дьяконов]

Конный транспорт и пастушеское скотоводство привело к ещё одному мощному выбросу из ИЕ ядра

Арийцы - на В.
Урал, Ср. Азия, Иран, Индия

Протогреки - на юг
БП
Вытесняя и смешиваясь с пеласгическим населением
Неся бронзу и лошадь
Консолидируются в совр. Сербии
Вытесняются на юг, к Эгеиде
(долинами Моравы и Вардара)
Кельто-итало-венето-иллирийцами
Продвигающимися в Ср. Подунавье и З. Балканы
3/4 III тыс. до н.э. протогреки осваивают С. Эгейского моря
Разделяются на два потока
[557]

Версия:
Нач. этап распада - сохранение воспоминаний об общем прошлом
"Циркумпонтийская" ("Вокруг Чёрного моря") зона
("Циркумпонтийская культурно-историческая провинция")
Балканы, Юж. Карпаты, БП, степи С. Причерноморья, МА
[558, Е.Н.Черных]

Гл. признак - "единство родственных металлургических и металлообрабатывающих очагов"
[559]

25-22 в.в. до н.э. - отход анатолийцев к Ниж. Дунаю и Балканам
(Яз. предки хеттов, палайцев, лувийцев)
н. III тыс. до н.э. - их господство там
Протохетты? (предки хеттов-несситов Ц. Анатолии) - ч/з Босфор и Дарданеллы в СВ Анатолию Протопалайцы - С. Анатолия
Протолувийцы - 3/4 III тыс. до н.э. - Юж. Анатолия
с. III тыс. до н.э. разрушают Трою II

Причины перемещений
Давление со стороны Подунавья других ИЕ
[560]
Прамакедонцев?

24-23 в.в. - Обособление протофракийцев на СВ БП
Затем др. новообразований
Вытеснение или ассимиляция неИЕ аборигенов
Расселение по совр. Югославии

Германо-славяно-балты - к Балтике
Тесня в Ср. Подунавье кельто-итало-венето-иллирийцев
В значительной мере смешиваясь
В леса полосы В. и Ц. Европы от Волго-Окского междуречья до Нижней Эльбы и Юж. Скандинавии [561]

Кельты и италики - на З.
Обход Альп
Кельты - с С., италики - с Ю.

За ними венеты
От В. Альп до совр. Чехии
Иллирийцы ~Югославия и Албания
Приготовились к броску через Адриатику в Юж. Италию

III тыс.- Изменения в экономике, социальном строе и этнокультурной карте
Произошли не одновременно
Разные импульсы и причины
[562]

3-е тыс до н.э. - переход Европы в бронзовый век

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Индоевропейцы
* 22 04 2019 г. Из страницы "Италия до н.э. - Переместить"