Бердяев. Демократия, социализм и теократия - конспект
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Демократия, социализм и теократия >> Конспект




 

 



 

 

 

 

Полный текст

Конспект

Конспект
конспекта

Конспекты
3-го, 4-го и 5-го уровней

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)





Демократия, социализм и теократия

Н.А.Бердяев

Конспект

Предмет осмысления - духовные первоосновы демократии и социализма
Не переходные и полу-формы, а предельные выражения
Демократический социализм жоресовского типа - полусоциализм
Наши эсэры и правые меньшевики скорее левые демократы

Социализм антидемократичен

Цель (направление) и содержание - выше волеизъявления
Это основа общества

Демократия
- Носит формальный характер
Содержания не имеет
Не ставится вопрос, во имя чего изъявляется воля народа
Не ставится высшей цели
Отсутствие критериев истинности направления
- Беспредметна
(Не направлена ни на какой объект)
- Равнодушна к добру и злу
Терпима
Cекулярна
(Отпадение от онтологических основ общества)
Противоположна сакральному обществу
Формально бессодержательна и скептична
Психологизм, противоположный онтологизму

Причина - скепcис
(Потеря веры в истину)
Возникает в скептический век
(Потеря народами критериев истины)
Крайний релятивизм, отрицание всего абсолютного
Предоставляет раскрытие истины большинству
Признание власти количества

Сакральный = вероисповедальный

Истина сакральна
Верующий в истину и знающий истину не отдаёт её большинству

Основа - гуманистическое самоутверждение человека
Духовные основы общества отрицаются
Духовные основы лежат глубже формального человеческого волеизъявления

Предпосылка демократизма - крайний оптимизм
Предпосылка о естественной доброте и благостности человеческой природы
Скептицизм - оптимистический
Демократия не приходит в отчаяние от утери Истины
Верит, что изъявление воли большинства ведёт к добрым результатам

Идеолог - Руссо

Важно качество народной воли
Воля народа может направиться ко злу
Большинство может стоять за неправду
Демократия гарантий не даёт
Французская рев.демократия в 1793 году свобод не оставила
Возникла из пафоса свободы, из признания прав каждого
В эпоху Реформации в Англии
Формально бессодержательное и негативное понимание свободы ведёт к гибели свободы духа
Руссо отрицал свободу совести
Робеспьер её истреблял
Токвиль и Милль сочувствовали демократии
Говоря о её опасностях
Демократия индивидуалистична
Ведёт к антииндивидуализму
(Нивелированию человеческих индивидуальностей)
Прийдя к власти, находит для того тысячу неприметных способов
Cвободолюбие - из равнодушия к истине
(Не из уважения к духу и индивидуальности)
Отрицание духа и религиозной совести
Истинной свободы духа, быть может, больше в обществах не демократических
(Например, во времена инквизиции)

Возникает при распаде народной воли, атомизации общества, гибели народных верований
(Соединявших народ)
Верховенство и самодержавие народной воли признаётся, когда народной воли уже нет
Демократия есть идеология критической, а не органической эпохи
Ставит целью собрать распавшуюся народную волю
Но личности для неё равны подобно атомам
Задача воссоединения механична
Суммирование воль органической воли народа не даёт
Происходит борьба партий, классов и групп
Причём современных
Образование равнодействующей
Демократия - арена борьбы
Вечное переходное состояние
Парламент - самое неорганическое из образований
Орган диктатуры политических партий

Воля народа
Органическая
Арифметически выражена быть не может
Необнаружима подсчётом голосов
Обнаруживается в исторической жизни народа, складе культуры, особенно в религиозной жизни

Монархисты и социалисты с разных сторон подтачивают демократию
Требуют, чтобы выбор наконец совершился, а содержание было найдено

Народ
Великое историческое целое
Составляющие: все исторические поколения
Носитель информации о прошлых - историческая память
(Предание и традиция)

Самомнение современного поколения - коренная ложь демократии
Разрыв прошлого, настоящего и будущего, отрицание вечности, поклонение истребляющему потоку времени

Кризис демократии начался
Фр. революция не осуществила обетований
Новейшие демократии стоят на перепутье
В мучительном бессилии и недовольстве
Растерзаны внутренним раздором
Ищут выхода в корпоративном представительстве, в возвращении к средневековому цеховому началу
Начинаются искания содержания народной воли

Демократия
- Критикует социализм
- Критика пессимистическая
Направлена на качественное содержание
Бессодержательность скрывается
Называет избранный народ, жаждущий социальной правды, имеющий предметную направленность
Выдвигает начало, диаметрально противоположное демократии

II

Социал-демократия
Оппортунистически приспособляется к буржуазной жизни

Социализм
- Интереснее и показательнее социал-демократии
- Характер - материально-содержательный
(Знает, чего хочет, имеет предмет устремления)
- Не претендует на знание истины
- Не отдаёт решение вопроса об истине большинству
- Не скептичен
- Претендует быть новой верой
(Дать целостное отношение к жизни, решить все вопросы)
Реакция против новой истории и возврат к средневековью, но во имя иного бога
- Установка воли напряжённее, цельнее и централизованнее, чем в демократии
Не может допустить парламента
Ищет и находит народную волю
Утверждает материальный суверенитет избранного класса
(Воля которого обладает особенными качествами)
(Не формальный суверенитет народа)
- Мессианский характер
Лжемессианское притязание
Интересы = интересы человечества
- Идеалистичен (не имперический реализм)
- Аристократичен
(Власть принадлежит пролетариату не как факту, а как "идее" Носитель"идеи" - наиболее сознательная кучка)
- Нетерпим и эксклюзивен
Система Великого Инквизитора и Шигалёва
Отрицает свободу духа
- Государство сакрально
Сатанократия
Носители господствующего вероисповедания привилегированы
Претендует на осенённость благодатью (дьявольской)
(Противоположность правовому демократическому государству)
Принуждает к правде добродетели, не оставляя свободы избрания
Количественный универсализм
(Идея внешнего, принудительного единства человечества)
Переходит к нечеловеческому содержанию, к нечеловеческой коллективности, во имя которой всё человеческое приносится в жертву
- Кризис гуманизма
(Человеческого самоутверждения)
- Хочет владеть и телом, и душой человека
Выдрессировать, вымуштровать
- Ставит предмет и содержание народной воли выше самой воли
Релятивизм преодолевается, обретается достойный предмет

Пролетариат
Класс-мессия
Чист от первородного греха
Новый Израиль
Имеет все атрибуты избранного народа Божьего
- Избавитель
- Осуществляет ЦБ на земле
Древний еврейский хилиазм в секуляризованной форме
(Не осуществлённое Христом)
(Возвестил царство не от мира сего)
Суверенитет противопоставлен суверенитету народа
Обладает всеми качествами, гарантирующими направленность воли к высшему типу жизни
Развернёт высшую мощь человечества
Овладеет стихиями природы
Максимально разовьёт производительные силы
Начнёт истинную историю или сверхисторию

Первородный грех
Начало истории
Основание культуры эксплуатации

Фактический, эмпирический пролетариат можно подвергать насилию
Антидемократизм идёт дальше демократического
(Диктатура партии над диктатурой пролетариата)

Утопии
Не обещали свобод
- Мор: передвижение не свободно
- Кабэ: нет свободы печати
Осуществимы

Большевиков считали утопистами
Реалистами считали кадетов
Опыт жизни научает обратному

Большевики
Действовали в направлении наименьшего сопротивления
Минималисты
Возможно, новое столетие будет поиском путей к избежанию утопий
Не к совершенному, а к несовершенному строю
(Более вольному)

Свобода
По-видимому, связана с правом на несовершенство

Леонтьев
Предвидел торжество именно социалистической революции в России
Для социализма понадобятся вековые предания покорности
Социализм будет основан на крови

Достоевский
Или социализм или свобода духа

Общественная жизнь должна быть подчинена цели
Целью жизни может быть лишь духовная жизнь
Содержанием жизни может быть лишь общественное
В основу обществ должны быть положены религиозно-духовные начала
Человеческое своеволие истребляют свободу

Новое средневековье
Должно быть подобно старому
Будет своя обратная теократия
Но когда кончается царство гуманистическое, раскрываются противоположные бездны

III

Чтобы победить социализм, нужно признать его правду
(Не бороться "буржуазными")
(Не противополагать ему капиталистическое общество)
(Соловьёв)
Ими движет одно и то же отрицание духа
Им свойственно поклонение Мамоне вместо Бога
Оба создаются злой природой

Буржуазно-капиталистическое общество XIX века
Самое безбожное в истории

Угроза и предостережение для христианских народов
(Напоминание о не исполнении завета Христа)

Одно из обоснований капитализма
- Человеческая природа зла
- Насильственно Зла не победить
- Социализм предполагает добрую природу
Критика
- Зло может принять новую форму

Отступничество от христианства должно привести от капитализма к социализму
Или нужно начать реально осуществлять христианство:
- Обратиться к духовной жизни
- Восстановить иерархически-нормальный строй
- Подчинить экономику духу
- Ввести политику в подобающие ей границы

Социализм
- Притязает на обладание
--- Содержанием и целью
--- Истиной
- Бессодержателен
- Неонтологичен

Демократия
Раскрыта для всех содержаний и всех целей
Вызывает фанатическую настроенность

Социализм - Содержание
--- Состав
----- Обобществление орудий производства
----- Экономическое равенство
----- Организованный производительный материальный труд
- Характеристика
--- Не являются целью и содержанием жизни
- Оценка
--- Фикция
До целей жизни не доходит

Экономика
Содержание - средства
Целей жизни не содержит

Цели подменены средствами ещё в буржуазной цивилизации XIX века

Содержание и цели жизни
Имеются лишь в духовной культуре
(Подчинение всех социальных и политических форм духовной цели)
Не могут быть социальными
(В политических и экономических формах)

Нарождения новой души нет
(Полна корысти, зависти, злобы и мести)
Ново лишь ослабеление чувство греха
Новой пролетарской культуры нет
Лишь понижение качества культуры
(Принижение до требований технической цивилизации)
Социализм живёт за счёт буржуазной культуры
Умственно питается материализмом буржуазного просветительства
Новое - возникновение нечеловеческого коллектива
(Нового Левиафана)

Общество
- Имеет задачи
Основная - религиозная
Содержание - просветление и преображение воли
(Наполнение её божественными предметами)
Задача не только личная
Социально-политические задачи должны быть подчинены ей
Обоснование:
Духовные силы, Божьи энергии действуют как в личной душе, так и в душе общества

Содержание жизни
Может быть лишь религиозным
Суть - вхождение в Божью жизнь (Подлинное бытие)

Воля народа (пролетариата)
Грешна
Причастна небытию
Может создать царство небытия
Должна склониться перед Божьей
Осуществить бытие
Суверенитет принадлежит Богу
Бог = Истина и Правда
В жизни общества и гос-ва нужно искать Божьью волю, а не свою
Критерий содержательности и праведности - не во внешним признаках
(социальных и политических)
Нет праведной воли вне самой праведности воли
Необходимо реальное достижение праведности, просветление и преображение
Cимуляциями заменить их нельзя 

Как "левым", демократам и социалистам, так и "правым", монархистам

Воля группы - не противоположность демократии

Ставится проблема теократии

IV

В Европе теократические общества разложились и были последовательно сменены демократией и социализмом

Это был неотвратимый процесс. Такова судьба

Исторические неудачи изживалась одна за другой
Причина неудачи - замена реального преображения жизни внешними и формальными знаками

Теократия
- Сознательно символична

Социализм
- В своём сознании реалистичен

Знаки совершенного строя лишь симулируют его

Царство Божье на земле не достигалось, а лишь внешне символизировалось, формально ознаменовывалось

Теократическое государство выродилось в симуляцию священного царства

Новая история
- Трагична
Средневековый теократический замысел - один из величайших замыслов истории
Но свобода человеческого духа, соглашающаяся на осуществление Царства Христова на земле, не была принята во внимание
Царство Божье не может быть осуществлено насильно
Искание свободы толкнуло народы к демократии
Автономное самоопределение перешло в самоутверждение и привело к самоистреблению
Переход от гетерономии к автономии был неизбежен
Общество, основанное на гетерономии, не может существовать вечно
Автономное сознание неизбежно пробудится
Автономия должна быть путём к теономии
Привела к аномии
Перерождается в злейшую гетерономию социализма

Теономия
- Высшее состояние
- Свободное принятие воли Божьей и подчинение ей

Теономия не была автономной
Подлинная теократия не достигалась
В новом автономном обществе теономии нет
Символизм некоторое время имел священное значение в водительстве народов
Но момент, когда они пожелают перейти от символизма к реализму был неизбежен

Реализм новой истории
- Онтологический и мистический, реализм просветления и преображения жизни, это будет реализм эмпирический и даже материалистический, иллюзорный, меонический
- Не имеет существенного содержания, формалистичен, во внешних ознаменованиях, а не бытийственных достижениях

Путь к Царству Божьему - реальное его осуществление
(Подлинное достижение высшей духовной жизни, просветление и преображение человека и мира)

Достижение высшей духовной жизни
- Не имеет слишком приметных признаков
("Царство Божье приходит неприметно")
Приметность ЦБ подозрительна
(Указывает на фальшь)
- Программа
Духовное просветление и преображение
Быть может, катастрофы и великие испытания приведут к нему

Христианское государство
Не будет государством
Необходимо не выбрасывать, не симулировать, а погружать в неё
Революция более глубокая

Мировой кризис социально-политических идеологий и форм
Ничто уже не может слишком вдохновлять цивилизованные народы
Наступает социально-политическая старость

Русский народ
Обнаружил огромную энергию разрушения
Попытался осуществить самую безумную из утопий

Старое теократическое государство восстановить нельзя
Оно не осуществляло Божьей правды

Пример - падение Византии ( Соловьёв)

Не христианство не удалось, а дело Константина
Хотя и имело провиденциальное значение
Христианство возвращается к состоянию до Константина
РПЦ вернулась
Симуляции христианского государства к реальным достижениям не приведут
Мы вступаем в эпоху убийственных разоблачений
Христианский исторический пессимизм вступает в свои права
Необходимо отказаться от иллюзий слащавого пессимизма
Относительный пессимизм не должен помешать нашей устремлённости вглубь духовной жизни
Падение внешних иллюзий обращает к внутренней жизни

Коммунизм
Пытается утверждать себя
Погибает от собственных ударов

Проблема демократии
Из политической стала духовно-культурной
(Проблемой духовного перерождения общества)

На свободе выбора долго задерживаться нельзя
Нужно ею воспользоваться
Выбрав правду

Это выводит за пределы демократии

Самопреодоление - оправдание демократии
Веры в спасительность демократии уже нет
Демократы "не холодны и не горячи" и "будут извергнуты"
Монархисты движутся негативными и бессильными чувствами
(Нередко полны злобы и мести)
Монархия для многих - лишь орудие восстановления их интересов
Народы должны свободно захотеть монархии
Но в этом случае она будет совсем новой

Видимая вещь может быть обличена в вере
Невидимая вещь может быть обличена в знании

Капитализм
Саморушается
Породил все несчастья человечества

Духовные основы (мотивация) труда определяют хозяйственную жизнь
Разрушены
Народам грозит голод

Cоциализм
Стал видим
Не способен создать новую дисциплину труда
(Дать его новое духовное обоснование)
Причины
- Хозяйственная негодность
- Духовная порочность

Экономический и политический вопросы становятся духовным вопросом
Сам по себе он неразрешим
Восстановление труда предполагает духовное возрождение

Готов признать себя христианским социалистом

Христианский социализм
Не есть настоящий социализм
Признает неправду кап.строя
Очень палиативен, нерадикален
Влияние не может быть сильным

Социализм
Определение
Направление, которое внешним (материально-насильственным) путём хочет разрешить судьбы человеческого общества

Христианство
Задачи
Глубже брать проблему общественности
Начать великую реакцию или революцию против господства внешней общественности и внешней политики во имя поворота к внутренней духовной жизни, личной и сверхличной

Вера в политическое и социальное спасение человечества угасает
Движение от внутреннего ядра жизни к периферии происходило несколько столетий
Подводятся итоги
Увеличение пустоты и бессодержательности
Общественность усиливает диктатуру
Политика паразитирует на жизни
Большая часть политической и общественной жизни не есть реальная онтологическая жизнь
(Фиктивная, иллюзорная)

Или духовная жизнь есть величайшая реальность, или она нереальна и тогда её нужно отрицать, как ложь

Когда уже нет надежд и иллюзий, всё разоблачено, тогда почва готова для религиозного движения в мире
(Достоевский, Соловьёв)
Русский народ, согласно особенностям своего духа, отдал себя в жертву для небывалого исторического эксперимента
Как народ апокалиптический, он не может осуществлять серединного гуманистического царства

Или братство во Христе, или товарищество в антихристе
Эту дилемму с необычайной остротой поставил русский народ перед всем миром

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Демократия, социализм и теократия - конспект
* 05-12 06 2017 г. Начат в конце 2018 г. Закончен 09 12 2018 г.