Еврейский вопрос, как вопрос христианский
Н.А.Бердяев
Конспект
Читал сборник "Россия и евреи"
Во многом не согласен
Само-сознание русских евреев
- Любят Россию
- Не любят русской революции
- Хотят быть русскими патриотами
Уважаю достоинство русских евреев
Антисемитические настроения
- Нарастают стихийно
- Исcтупленно
- Могут выразится в насилиях
Когда несчастные русские люди, раздавленные и униженные революцией...
Падение большевизма будет сопровождаться избиением евреев
(говорят враги евреев, друзья евреев, и сами евреи)
Звучат погромно-антисемитическая и гуманно-либерально-демократическая
точки зрения
Христианская точка зрения
Не слышна
Погрома ждут от православных
Еврейский вопрос как внутренний христианский поставлен 12 лет назад
в статье "Национализм и антисемитизм перед судом христианского
сознания" ("Русская мысль")
Обсуждать этот вопрос по существу, не тактически трудно
Одни видят "жидомасонский заговор". Другие - антисемитизм
Должна быть провозглашена декларация прав свободного обсуждения
еврейского вопроса
Четыре типа антисемитизма:
- Бытовой
- Политический
Основан на конкуренции - ничего общего с христианством
- Расовый
- Религиозный
Расовый антисемитизм глубже. Это идейное течение. Идеологи немцы.
Противополагают арийскую и семитическую расы. Чемберлен. Фихте,
Вагнер
Христианство - антиудаизм
Религиозный антиудаизм - его составная часть
Обратная сторона веры в богоизбранность еврейского народа
Тайна религиозной судьбы еврейского народа есть тайна всемирной
истории
- Действенность мессианских упований
- Двоение образа Мессии (ожидания царства не от мира сего и царства
от мира сего)
Царство мира сего - еврейская хилиастическая идея
Во имя неё был отвергнут Христос
Но верны ли антисемиты царству не от мира сего?
Во имя ли царства Христова ненавидят еврейство?
Это и есть еврейский вопрос
Антихристианская иудаистическая идея
Царства и блаженства в этом мире
(не искупленном от греха)
Свойственна не только евреям: включая арийцев
Не все евреи служат ей
Христианин видит противоборство идей, а не рас и национальностей
Отношение к еврейству есть испытание силы христианского духа
Оно не только в избежании ненависти и насилия
Еврейский вопрос есть вопрос христианского призвания русского народа
Между этими народами есть какое-то сходство в мессианском сознании
Эксперимент осуществления "земного рая" русские должны
были проделать вместе с евреями
Христиане должны будут защищать евреев от мести
Прежде всего каяться в собственных грехах
Роль евреев действительно непропорционально велика
Желающие играть большую роль должны проявлять больше духовной силы,
дарований, верности идее и вере, больше активности
Другого достойного пути нет
У евреев солидарность, готовность помогать друг другу
Мы всегда готовы поедать друг друга
Остаётся злобствовать и бессильно завидовать
Мы сами виноваты в нашей несчастливой судьбе
С этого сознания должно начаться возрождение
Мы исторически живём в дни великого поста
В такое время не рекомендуется злобствовать и ненавидеть
С религиозно-христианской точки зрения объективно неразрешим еврейский
вопрос, он остаётся трагическим до конца времён
"Христос сойдет с креста, когда в него поверят евреи, евреи
же поверят в него лишь после того, как он сойдет с креста"
(Леон Блуа, замечательный католический писатель)
Но субъективно еврейский вопрос решается в любое время
Предсмертная молитва Соловьёва о еврейском народе - глубоко волнующий
факт
"Протоколы сионских мудрецов" - фальсификация
Но и в обратном случае наша обязанность по-христиански относиться
к евреям не уменьшается
Христианское решение еврейского вопроса не зависит от еврейского
решения общечеловеческого вопроса
Не дело христиан увеличивать еврейскому народу тяжесть его исторического
креста
Наша обязанность нести свой крест и облегчать его ношу другим
|