Из "Агентов глобализма" Панарина 01
Читка:
Даты:
27 05 06 - Введение до "Подпольные "организаторы мира"
Содержание:
Введение - до "Подпольные "организаторы мира"
1 - 1 -
1 - 2 -
1 - 3 -
1 - 4 -
1 - 5 -
2 - 1 -
2 - 2 -
2 - 3 -
Введение
Глобализм зародился в начале XIX столетия
Появление механического ткацкого станка в Англии обернулось
разорением миллионов ткачей в Индии
Зарождение республиканской идеи во Франции стало подрывать троны
восточных монархий, а в России вдохновило движение декабристов
----
наимоднейшее слово либерально-прогрессистской мысли
----
В наше время прибавилось лишь несколько количественных параметров:
небывало возросла скорость общения и расширился его диапазон,
охватив информационную область
Эпохальные достижения НТР на поверку весьма банальны по сравнению
с характерным для наблюдателей зарождающегося европейского модерна
ощущением коренного переворота
Если же оценивать новации глобализма с субъективной стороны
(касающейся культурных, нравственных и политических устоев нашей
цивилизации), то обнаруживается, что в его лице мы имеем дело
с новейшей формой нигилизма, ищущего себе алиби в так называемых
объективных тенденциях
----
Интимная сторона глобализма заключена в позиции последовательного
отстранения от всех местных интересов, норм и традиций
Государство третируется элитой как носитель местничества
Прежде народы возлагали на национальную элиту свои лучшие надежды
Современные элиты представляют собой нечто вроде замкнутого
международного клуба со своей корпоративной этикой
----
?? На заре модерна, в эпоху формирования великих европейских
наций
----
Большинство завоеваний эпохи модерна (демократия, равенство,
прогресс) не совместимы с логикой глобализации
Демократия (политический суверенитет народа) означает, что
функции власти осуществляют те, кого народ избрал в ходе своего
свободного волеизъявления
Политология глобализма ничего общего с этим не имеет, предполагая,
что настоящие центры власти не считаются с наказами местного
избирателя и выражают согласованные стратегии международных
трестов - экономических и политических
--
равенство, "открытое общество", глобальный рынок
означают запрет "прятать" национальные ресурсы
от "более умелых" (трансакционистская система или
система свободного трансферта)
--
прогресс как ключевое слово модерна заменяется отбором как
откровением постмодерна
(во Введении говорится о прогрессе для избранных, во вступлении
к ч. 2 видим эту фразу)
----
Пафос Просвещения был направлен на то, чтобы знания как можно
скорее стали доступными для элиты
Двойных стандартов, двойной морали и и двойного языка оно не
знало
Зато они формируются сейчас, а программы массового просвещения
свертываются под предлогом их рыночной "нерентабельности"
--
Термины классической либеральной эпохи выполняют манипулятивную
роль
Другие термины выстраиваются в параллельный ряд с ними и отражают
новую реальность, которую от нас считают полезным прятать
Сопоставление этих рядов обнаруживает их роковую несовместимость
----
Итак, в политическом отношении эпоха глобализма означает новый
феодализм: она хоронит демократию, подменяя её властью международных
нотаблей
--
новый расизм
----
Шагом назад знаменуется и экономическая логика глобализма
--
Средневековая экономика в известном смысле была не национальной,
а "глобальной": с одной стороны она основывалась на
военно-феодальном перераспределении богатств между сильными
и слабыми, победителями и побежденными; с другой - на хищном
промысле диаспоры ростовщиков, нигилистически относящейся к
местным интересам, традициям и морали
Модерн означал переход от перераспределительной феодальной
экономики (пресловутая "прибыль от отчуждения") к
производительной экономике рыночных предпринимателей
--
Психология феодальной знати была гедонистической, позволяя
безответственно расхищать богатство
М. Вебером и его последователями немало сказано о протестантском
сдвиге
Этот сдвиг
- заменил психологию феодальной знати
- аскезой сбережения и накопления
- национальным самоуважением и национальной ответственностью
держателей капитала (впоследствии получило название отношений
партнерства)
- национализировал религию ("чья земля, та и вера")
- национализировал экономику (вырвав из рук ростовщиков)
--
Национальные производительные экономики рождались из того же
корня, что и великие национальные демократии - из гражданской
морали, требующей уважения к соотечественникам и запрещающей
третировать их как "недочеловеков"
--
Сегодня ростовщичество подимается вновь, финансовый капитал
отделяется от экономики
--
вопреки либеральной риторике, соревновательность и партнерство
подменены делением на расу господ и расу неприкасаемых, на "золотой
миллиард" и бесправную периферию
----
Методология классической науки требовала последовательно вскрывать
объективное за субъективным, т.е. непреложные законы и тенденции
за личной волей
(На этом произрастал научный фатализм, объявлвший случившееся
объективно предопределенным)
Сегодня своеволие следует вскрыть
Глобальный порядок имеет альтернативные сценарии
Наше человеческое достоинство состоит в том, чтобы по возможности
отстоять наиболее гуманные и справедливые
----
Подлинными глобалистами были те наследники гуманистической
классики, которые говорили о едином для всех проекте Просвещения
----
Современные глобалисты единую историческую перспективу человечества
всё более откровенно отрицают
Одни при этом пользуются экологической аргументацией: ресурсов
планеты не хватит на всех
Другие настаивают на качественном отличии западного менталитета
от всех прочих изыскания культурной антропологии)
Прогресс выглядит не как продукт общечеловеческого развития,
а как изначальная монополия западной цивилизации
К единому будущему ведёт лишь путь Запада
Иные культуры - в лучшем случае эпигоны, но не творцы
Причём и это эпигонство даёт все худшие результаты
Незападные менталитеты признаются патологическими
Излечить эти патологии Просвещением мешает наследственность
----
Глобальные ресурсы для узко эгоистических интересов меньшинства
- вот настоящее кредо "глобализма", о котором здесь
идет речь
----
Итоги холодной войны выдают за победу либерализма над коммунизмом
Однако речь может идти лишь о либерализме, "реконструированном"
(точнее "деконструированном") постмодернизмом, о намеренном
разрушении грандиозного социокультурного проекта Просвещения,
связанного с созиданием единого Большого пространства и единого
в своей направленности Большого исторического времени
--
В холодной войне столкнулись два проекта, коммунистический
и либеральный, каждый из которых вышел из европейского Просвещения,
из модерна
Их адепты говорили на едином языке Просвещения
Различались лишь способы достижения цели, но сами цели провозглашались
единые: свобода, равенство, благосостояние, просвещение, вертикальная
социальная мобильность и прочее
--
Разрушение началось с разрушения единого пространства
Эксплуатируя тезис плюрализма культур, постмодернисты стали
говорить о множественности человеческих видов, или социокультурных
пространств, не имеющих общего языка и смысла
--
Социализм уже выглядит не как одна из разновидностей единого
модернизационного проекта, способная вдохновить людей на любом
континенте, а как экзотическая особенность русской "туземной"
культуры
--
Пользуясь метафорами Збигнева Баумана (одного из наиболее известных
пропагандистов постмодерна) ("От паломника к туристу",
"Социологический журнал", 1995, № 4),
модернист - "паломник", постмодернист - "турист"
Паломник считает, что мир един, хотя иерархизирован и организован
(есть место жительства и есть священный центр) и идёт не любоваться
достопримечательностями, а подтвердить свою ангажированность
едиными ценностями
Турист желает лишь вкусить экзотики (она не более чем любопытна,
ангажированность её ценностями не предполагается; напротив:
чем выше дискретность социокультурного поля мира, тем острее
удовольствие туриста; полная мозаичность мира его бы устроила)
Паломник готов спорить о ценностях: различные проекты и ценности
стоит сопоставлять с целью отбора наилучших для человечества
Турист отказывается спорить, так как готов поверить, что наша
планета населена разными человеческими видами, каждый из которых
"по своему интересен" и хорош на своем месте
Однако паломник несравненно ближе к подлинному глобализму,
чем турист
Ведь подлинное значение имеет то, какой антропологический статус
мы придаем культурным различиям
Одно дело, если принципиальное единство человеческого рода
и исторической перспективы сохраняется
Другое - если мы превращаемся в "доброжелательных расистов"
культурологического толка, отрицающих единство человечества
под предлогом уважения социокультурного плюрализма
--
Сознание модерна опиралось на политическую экономию и социологию
- науки, тяготеющие к единым универсалиям прогресса
Сознание постмодерна формируется с опорой на культурную антропологию
и этнологию - науки, подчеркивающие дискретность социокультурного
поля человечества
----
Дошёл до "Подпольные "организаторы мира"
Далее решено читать о поисках альтернативы (Часть 2)
|