Из "Психологии жизненной среды"
М. Черн'оушека (ЧССР)
М., Мысль, 1989, 175 стр., 55 коп., 50.
000 экз.
Вступительная статья
канд. мед. наук Л.А.Китаев-Смык:
18-1
В прошлые тысячелетия люди тратили много сил на борьбу с дикой
природой: с хищниками, стихийными бедствиями и эпидемиями. Для
защиты от них человечество окружило себя искусственной средой
с городами и заводами, с университетами и больницами, с автомобилями
и телевидением, с зонами отдыха и со многим другим. И тут обнаружилось,
что эта искусственная среда сама стала наносить удары по людям.
Особенно болезненные удары, вызывающие стресс, связаны с нерационально
организованной психологической средой. Причиной стресса могут
стать:
- Излишне интенсивный или монотоный ритм работы и жизни, если
при этом человек почему-либо лишён радостного, праздничного
отдыха (карнавалов, фестивалей и т.д.), необходимого для полного
восстановления работоспособности и жизнеспособности после работы
- Чрезмерные рабочие нагрузки, не оставляющие сил для отдыха
и общения с семьёй, для учёбы, творчества
- Отсутствие условий для свободного волеизъявления, без чего
невозможно развитие многих лучших способностей человека
- Скученность населения, шум и неэстетичность построек
И многое другое
18-2
Почему становится злободневной проблема "психологической
экологии", которой М. Черноушек посвятил эту книгу? Потому,
что растут неблагоприятные влияния на психику и со стороны пространства,
где живут и работают люди. Во-первых, это пространства квартир,
дворов, заводских цехов, шумовое "загрязнение", неухоженность
и безликость улиц и проспектов. Во-вторых, становятся более
напряжёнными межчеловеческие отношения
19
Здесь говорится
- о двух типах поведения в условиях стресса ("беговые
лошади" рискуют, не видя трагедии ни в чём , и добиваются
успеха; "черепахи" - наоборот) [типология Черноушека]
- и о двух типах поведения в критических ситуациях ("львы",
у которых в кровь выделяется норадреналин, - и "кролики"
- адреналин; различия ясны) [типология психолога Мариам Франкенхойзер,
Швеция]
и утверждается, что "знание этих различий может быть полезным
для выбора правильной тактики поведения в стрессовой ситуации"
Например:
"Поглядев на того, кто затевает скандал в битком набитом
автобусе, постарайтесь определить, кто перед вами: "свирепый
лев" или "разбушевавшийся кролик". Первого посадите
в "клетку юмора", доброй шуткой остудив его гнев.
Второму дайте "морковку доброты", сказав что-нибудь
доброжелательное
20-2
М. Черноушек верно заметил, что длительный стресс из-за нескончаемой
череды неприятностей, даже если они приходят "малыми порциями",
значительно тяжелее для человека, чем однократное, пусть даже
и сильное, но быстро проходящее переживание. При длительном
стрессе, рождающем чувство безысходнсоти и беспомощности, возникают
многочисленные "болезни стресса", которые М. Черноушек,
как и многие западные авторы, называет "болезнями цивилизации".
Второе название не точно. Не всякие цивилизации несут с собой
"болезни стресса". Древние цивилизации Индии, Китая,
американских индейцев и коренных жителей Африки имели высокую
культуру и сложные социальные отношения. Для этих цивилизаций
не было характерно широкое распространение "болезней стресса".
Эти болезни стали распространяться в странах с развитой индустриальной
цивилизацией только во второй половине нашего столетия. Сейчас
уже говорят об "эпидемии болезней стресса". Это инсульт
мозга, инфаркт, язва желудка... Диабет, глаукома, геморой, пародонтоз
- одна из причин - стресс... При стрессе легче возникает простуда,
хуже заживают раны. Раком чаще заболевают люди, страдающие от
неисправимой беды - гибели супруга, банкротства. Стресс бывает
одной из причин психических болезней
21
Американские психологи (несколько лет назад) обратили внимание
на то, что у некоторых людей во время, казалось бы, спокойной
работы стлиь общения изменялся так, как это бывает при стрессе.
Началось с жалоб на работников службы психологической и социальной
поддержки (психологов, обязанность которых - уменьшать стресс
клиента советами и задушевной беседой). Исследования обнаружили
особую форму "болезней стресса": "болезни общения".
Их назвали впечатляюще: "выгорание персонала" или
просто "выгорание". Главная причина - психологическое
утомление
Жертвами его оказываются и учителя, врачи, продавцы
"Выгорание - плата за сочувствие" - так мрачно назвала
Кристина Маслах свою книгу
Три проявления "выгорания":
1) Приглушение эмоций (когда исчезает острота чувств и сладость
переживаний). Вроде бы всё нормально, но на душе пусто и скучно.
Не волнуют ни яркое пламя заката, ни трогательные переливы птичьего
щебета. Притушены чувства к семье. Даже любимая раньше пища
стала грубой и пресной
2) Конфликты с клиентами. Сначала скрытые: пренебрежительные
или с издевкой рассказы о клиентах в кругу коллег. Далее - неприязнь
во время обслуживания. Сдерживаемая, сдерживаемая с трудом,
наконец - выплёскиваемая
3) Потеря представлений о ценностях жизни. На всё плевать.
Внешне апломб и респектабельность, но пустой взгляд и ледяное
сердце
Разрабатываемые в западных странах методы профилактики "выгорания"
направлены на его замедление, на ликвидацию стресса. Это хорошо.
Но недооценивается, что в экстремальных условиях стрессовые
нарушения общения могут идти и по хорошему руслу. Вместо "выгорания"
возможен трудовой энтузиазм, питающийся знанием того, что общество
нуждается именно в тебе. Когда коллектив и семья поддерживают
в человеке веру в себя (в то, что он сможет держать себя достойно,
несмотря на тяжёлые условия жизни и работы). Но главное, конечно,
"выгорающему" нужно дать возможность отдохнуть душой
и телом
14, 17, 23
Черноушек оставил без внимания проблемы
- воздействия рабочей среды
- проблемупсихологической экологии пожилых людей
- проблему внутреннего пространства
человека (чувство тела и психика)
О рабочей среде:
В кабине пилота установлен прибор типа "вид на землю",
и лётчик, привыкший к одному его типу может запросто перевернуться
и врезаться в землю в кабине с другим типом
Человеку, просидевшему долго за компьютером, нельзя сразу садиться
за руль из-за нарушений ориентации
Общение с компьютером человек ощущает себя одновременно и творцом,
и властителем, и игроком. Это увлекает, радует, создаёт чувство
удовлетворения собой. Что снимает утомдение, улучшает запоминание,
ускоряет обучение
Введение
28
Противостояние "человек-природа" является результатом
исторического развития и прогресса цивилизации. ... В результате
НТП человечество начало не только интенсивно эксплуатировать
природу, но и преобразовывать её в искусственную среду. Самый
наглядный пример - крупный город. Следующий - промышленные комплексы
в местах, где раньше были только поля и редкие сёла. Ещё один
- техника в сельском хозяйстве. В местах отыха человек оставляет
такие следы, что иногда эти места весьма отдалённо напоминают
первозданную природу. Таким образом, человек оставляет в природе
неустранимый отпечаток своей рационаличтической деятельности,
направляемой идеей овладения природой
29
Чел-во является частью природы и должно соблюдать её законы.
И если искусственная среда (антропоценоз) возникла, то она должна
быть приведена по возможности в соответствие с ритмом природы
в пространстве и вермени
Основой для решений о будущих действиях человека должно стать
экологическое познание
31
В последнее время наряду с такими известными направлениями,
как антропоэкология, гуманная география, социальная экология,
можно указать и на психологический аспект экологии. Следовательно,
психология окружающей среды касается взаимных отношений
человека и среды. Можно было бы говорить об "экологической
психологии", но такая специальная отрасль находится ещё
в стадии рождения
31-п-с.
Существуют три характерные черты, присущие только человеку
и чел-ву вообще в отношении к окружающей среде: масштаб, комплексность
и осознанность выполняемых действий
|