"С планетой вместе"
Н.Н.Михайлов
М., Советская Россия,
1966, 50 000 экз., 335 стр., 2 р. 08 коп.
Выписки и мысли
330 - 0, 1
"Всё более чётко вырисовываются перед нами множественные связи,
вдоль и поперёк переплетающие сушу и моря - наш общий дом, противоречивый
и слитный, враждующий и взаимозависимый
Ледяной колокол Антарктиды, звеня от мороза, рассылает свои волны
далеко в тёплые широты. Над Фьордами Норвегии цветёт миндаль, согретый
синим потоком, который струится с берегов Кубы и Флориды. Подземные
моря Сибири, медлено сочась к северу, передают жар от южных предгорий
в недра суровой тундры. На выси Памира падает влага, принесённая
ветром с Атлантики, и химический анализ находит в материковых снежинках
следы океанической соли"
- Да, впечатляет... Одно дело - знать о чём-то, другое - понимать;
а уж чувствовать, уметь переживать, вживаться - совсем третье!..
Воздух... (Молчание)... Вода... (Пауза)... На земле и под землёй...
(Представляем, представляем)... Движутся... Перемещаются огромными
слоями и потоками - из края в край, из точки в точку... из области
в область... Земля... Круговорот земли в природе... Движение воздуха
под землёй... Перенос температур... Минералов... (Размельчённых
в пыль)... Накопление минералов; миллионы лет...
У кого что дальше?
- Тема вторая.
Воздух, вода, минералы - что ещё?
Энергия, например... Круговорот энергии во Вселенной...
Взаимосвязь природных зон. Взаимосвязь природных стихий - что ещё?
Взаимозависимость человечества . . .
Противоречивость мира . . .
Слитность . . .
- Тема третья.
Над каждым краеугольным понятием ещё медитировать и медитировать.
Размышлять и размышлять
И нам. И всем
А почему? Эти понятия давно должны быть не только осмысленны, поняты,
прочувствованы - но и пережиты на личном опыте не одну сотню раз
...Ну, вы понимаете: Гольфстрим-то, конечно, пережить лично довольно
сложно...
...Хотя почему это?.. На плоту через океан - вот и пережил...
Хорошо, но вот рост дерева, допустим, прочувствовать можно, а "лично
пережить" - как? - явно нельзя; то же движение воздуха под
землёю...
И вот тот же Михайлов так прямо и указывает:
"Корабль прошёл в Тихом океане линию перемены дат - и 29-е
число июня 1958-го вычеркнулось из моей жизни, я этого дня не прожил.
А подумайте - нет, не о космонавтах, не о геофизиках - о стюардессах,
что летают на регулярных кругосветных авиалиниях: они повседневно,
запросто перемахивают из сегодня в послезавтра или дважды живут
в сегодняшнем дне. У них совсем иное представление о пространстве
и времени. Форма Земли для этих девушек так же ощутима, наглядна,
привычна, как форма простого яблока, которое они к обеду подают
пассажиру" (329 - 1 - п.)
Форма Земли - ощутима, товарищи! Гольфстрим - ощутим!
Пиренеи можно наблюдать из окна вагона - и представлять всю их
ширь и мощь, а также движение воздуха из-за них или за них...
Михайлов упоминает о том, что с западных склонов Тянь-Шаня открывается
поразительный вид на Памир
Кроме Пириней ВПС лично наблюдал ещё и тучи над Амстером, валившие
с моря: сидя на скамейке у подъезда и глядя на довольно открытую
местность, застроенную домами, представил себя на берегу оного,
и стало попросту страшно - этакая лавина прёт на город!..)
Добавляйте!..
...И почему таких уроков в школе не бывает - тоже подумайте. И
что надо сделать, чтобы они появились. Причём вовсе не обязательно,
чтобы школа находилась на одном месте - подсказку даю, - а урок
длился ровно 45 минут...
Думайте!
|