По Оганову
Григорий Оганов, Кто правит бал?
М., Молодая Гвардия, 1976, 100 000 экз., 65 коп., 260 стр.
Об искусстве : Флоренция, Венеция, СССР; средние века, постмодерн,
советское искусство
"Сначала человек научился путешествовать в пространстве. И
сперва робко, а затем постепенно набираясь смелости, преодолевая
страх перед неизвестным, он начал открывать для себя окружающий
мир"
- Что значит - набираясь смелости?
Что такое несмелость? Каково её отличие от трусости? Какие ещё
есть синонимы? Отличия от них? Сходства? Общее название? Иные явления
в том же ряду ("Несмелость, трусость и проч."; "Храбрость,
мужество и проч.", "Жадность, скопидомство и проч.")?
Общее название для них? ("Психологические явления"? "Психологические
процессы?" "Психологические состояния"?) А далее
- психологические процессы, состояния, явления - что это одним словом?
И что в одном ряду с ним?
Как набраться смелости раз и навсегда? Возможно ли это? Нужно ли?
(Раз однажды принесло пользу - видимо, стоит овладеть этим явлением
навсегда?) Если возможно, то как, стало быть - а если нет, то какова
максимальная стадия овладения?
Что значит набраться смелости? Из каких стадий состоит этот процесс?
Какие подпроцессы там происходят?
Кроме того. Несмелость - явная иллюзия: бояться (как показывает
жизнь) нечего, а боязнь есть
Процесс набирания смелости - в ряду с избавлением от иллюзий? С
обретением полноты картины? (Обретением полноты восприятия истины?)
Какие есть иллюзии? Какие чувства рождают ещё?
----
"Потом человек покорил дороги времени, и чуткая память помогала
ему погружаться в прошлое, а смелый полёт фантазии открывал горизонты
будущего"
- Тут уже разрабатывавшиеся темы:
Перспективы развития памяти
Способы развития памяти
Самосовершенствование: техногенные и коэволюционные способы; искусственный
и естественный ход
Роль фантазии в освоении и совершенствовании мира
Горизонты будущего: напрашивающийся и необходимый варианты
Напрашиваются темы:
Роль памяти в освоении и совершенствовании мира
Виды памяти: бытовая, историческая
----
"Соединив в познании пространство, время и материю, наука
открыла перед человеком удивительную возможность путешествия - проникновение
в саму сущность вещей и явлений, будь то строение атомного ядра
или поразительные математические парадоксы расширяющейся вселенной"
- Нужно ли проникать в суть вещей? Не лучше ли развить совесть?
Нужно ли для этого проникать в суть вещей? Если да, то в чём разница?
----
"Как могуч стал человек!"
- См. претензии Даниила
Андреева к науке
----
Но есть и иные измерения, кроме пространства и времени. Путешествовать
в необозримые глубины человеческого характера, человеческой души,
в суть социальных и нравственных стремлений человека, в великую
тайну красоты нам помогает искусство
- Это действительно иные измерения, но о них уже сказано: путешествия
в суть вещей. Характер, душа, стремления - психологические категории;
красота - эстетическая. Путешествовать в их суть действительно можно,
и искусство действительно в том помогает. Однако следовало сказать:
имеется ряд разновидностей "вещей": физические, химические,
биологические, психологические, социальные
----
Волшебный дар этот существует для того, чтобы неустанно говорить
человеку - ты прекрасен, и прекрасна земля, твоя колыбель, и прекрасно
твоё предназначение: созидать, творить
- Ты МОЖЕШЬ БЫТЬ прекрасен; земля МОЖЕТ БЫТЬ прекрасна; твоё предназначение
прекрасно, но непросто, на его пути масса подводных камней - ТАКИХ-ТО
И ТАКИХ-ТО; творить - значит идти, умело обходя их самому ТАК-ТО
И ТАК-ТО и обучая этому искусству других... Тоже ТАК-ТО И ТАК-ТО...
(Это уже не само искусство, это теория искусства - включающая главу
о его роли в социальной работе - и разрабатывать её - дело не творцов,
а философов и идеологов... Но найденные идеи искусство должно нести
также)
----
(пропускаем 2 абзаца)
Только поняв, как это существенно... - увидеть мысленным взором
желанный идеал, обрести позицию, сформулировать для самого себя,
что ты хочешь сказать людям, - художник становится творцом
- Верно. Но как это доказать?
----
(Чуть далее):
В этом суть противостояния искусства живого... и замкнувшегося
в ограниченном мирке мнимого самовыражения
- Точно! "Я, - говорит, - вовсе ничего не хочу навязывать!
(Как будто "сказать что-то людям" и "навязать"
- одно и то же!) Я ВЫРАЖАЮ СЕБЯ, я САМОВЫРАЖАЮСЬ!"
Пардон, но какую именно часть себя ты выражаешь? Ноги, руки, лицо,
одежду? Или всё же душу, мысли? Скорее всё-таки второе. Но если
так, то разве это не то же самое, что и "сказать что-то людям"?
Наверное, то же
Твоё самовыражение - мнимо. Ты пытаешься привить людям какие-то
идеи - или укрепить их, или распространить - одним словом, точно
так же ведёшь пропаганду, как и отторгаемое тобой искусство, пропагандирующее
некие идеи ("светлые", мнимо светлые ли) сознательно и
открыто
Так что же ты, наконец, хочешь сказать? Как ЕЩЁ должны жить люди,
кроме как "отказавшись от навязывания идей"? От чего они
ещё должны отказаться? Неужели больше не от чего? Или, может, отказ
от навязывания идей приведёт к автоматическому отказу и от остальных
- чего? - грехов, греховных помыслов, преступных помыслов, искажённых
ли - и следом за ними действий?
А начать что люди должны, отказавшись от грехов? Много ты об этом
думал? Что именно, если не секрет? Не мог бы ты это выразить поярче?
В творчестве-то?
Как-то явно непродуман твой план, самовыржающийся творец. Он не
осознаётся как план - раз, и составные части его - цель, порядок
действий, суть действий, обоснование правильности цели, сути и порядка
действий - не осмысленны - два
А поскольку в жизнь он уже сотни лет как воплощается (одному модернизму
- уже век!), но результатов при этом - ноль, давай заключим: он
ещё и ошибочен
Ты не творец, брат. Ты пособник разрушителей. Ты поддерживаешь
существующий порядок отъёма ценностей у творцов и передачи их разрушителям
- Что же это за разрушители, что они разрушают?
- Это крупные человеческие хищники. В наше время вышедшие на уровень
уничтожения планеты и потому именующиеся глобалистами
- Что же это за разрушители, что разрушают собственную планету?
Что они, идиоты? Может, ты просто чего-то не понимаешь в их действиях
сам? Не могут люди уничтожать собственный воздух, воду!..
- Да, идиоты. Точнее, как сказал один из их критиков, Аттали, они
просто глупы. Они отлично понимают, что делают, уничтожая племена
и народы, страны и природные зоны. Но то, что эти действия приведут
и к их гибели - не понимают
----
Шепетис Л. "От жизни - в ничто (модернизм - что это такое)"
МГ, 1972
популярная
----
Кто же он такой, среднестатистический турист? Исключим из рассмотрения
американских старичков и старушек, румяненьких и бодреньких, сколотивших
за десятки лет конкурентного труда состояньице и нашедших в автобусном
туризме видимость респектабельного способа существования
Исключим и хиппи... Немытые, наркоманы, потухший взгляд...
Сделав это вычитание, мы получим в остатке сумму средних и типичных
австрийских, голландских, шведских, западногерманских клерков, торговцев,
... рабочих... - тех, кто составляет основную массу клиентов туристического
сервиса
(Были ещё "торговцы" и "коммивояжёры" - оставим
их в покое; были "ещё не разорившиеся мелкие предприниматели",
а "рабочие" были представлены как "чудом избежавшие
безработицы квалифицированные". Убраны из нежелания отвлекать
внимание. Перемещены в скобки как доказательство готовности спорить)
Во время отпуска = отложивши деньжат = начитавшись рекламы = закрутившийся
до одурения на работе - у станка, в офисе, за прилавком, = с ходу
ввинчивается в тугую спираль туристического круиза, где всё расписано
заранее по минутам, всё учтено: и туристские обязанности, и возможности,
и даже предупредительно исчисленные желания
Вряд ли посещает музеи, выставки и концерты в обыденной жизни.
Работа, дом, пивная или кафе - привычный замкнутый круг его времяпрепровождения.
Обусловленный работой, сословными традициями, самим укладом жизни
Теперь он наверстает своё! Своё? Будьте уверенны: будет как все;
как предписано
...быстро совращается на потребительство как способ общения с искусством
Что же даёт сотням тысяч людей способ знакомства с шедеврами, когда
на каждый приходятся считанные секунды регламентированного внимания?
Приобщение к высшему свету
Мода - кнут для покупателя. Продавцы ловко "воспитывают"
в покупателе его пристрастия и капризы
Сегодня туриста обслуживает Веласкес. Завтра - Ренуар. Пресытившись,
закапризничав, турист тянется к щекочущей нервы психической неуравновешенности
Дали. Затем поп-арт. Человек быстро отучается от мысли о том, что
искусство - это нечто отличное от витрины универмага
Приучить к мысли о том, что при общении с искусством нужны время,
терпение, несуетность. Нужно потрудиться душой. Нужно, не испугавшись
сложностей, суметь понять, увидеть, почувствовать, как отзываются
в твоём сердце нежные, еле уловимые оттенки, полутона. Как много
они могут рассказать. Как свет, льющийся с полотна, проникает в
твоё взволнованное сознание...
Объяснить, что здесь, в несравненной Флоренции, золотящейся в лучах
предзакатного солнца, более полтысячелетия назад наступила новая
эра - эра Возрождения, знаменовавшая освобождение человеческой мысли
и человеческих чувств от догматических оков средневековья. Растолковать,
что, Ранее Возрождение сменилось Высоким, породившим титанов мирового
искусства. И наконец, что сюда, в знаменитые музеи, собравшие за
века несметные сокровища искусства, можно приходить ради одной -единственной
картины или скульптуры и проводить возле неё целые часы. А завтра,
и через год, и через двадцать лет мысленно возвращаться к ней, снова
и снова переживая удивительную радость первооткрытия
----
Мне тоже казалось, что я хорошо знаю эти творения Микеланджело,
Челлини, Донателло. Как они создавались. Что и как в них выражено.
Каких драм они стоили художникам, какие муки и радости приносили.
Чем стали для искусства. Но они не были для меня живыми, пока я
не оказался на площади Синьории. Здесь я почувствовал их душу -
живую, простосердечную, человеческую душу бронзовых и мраморных
статуй Возрождения, созданных ... во славу человека
----
201. 13:26 22.01.07
= syuzhety
Если бы Флоренция всегда могла быть самой собой!
- Что было бы? Описать!
Справка
Флоренция - уникальный город Запада. Здесь зародился капитализм
(первые мануфактуры ещё в XIV веке). Здесь началось Возрождение.
Здесь творили чуть ли не 90 его творцов из 100. Здесь находится
Санта Мария дель Фьоре - один из самых потрясающих воображение соборов
мира (на взгляд автора сайта, равных ему нет вообще)
Флоренция одной из первых отошла от феодализма и стала республикой.
Хотя её правители и отличились затем беспрецедентно кровавым коварством
"Если бы Флоренция всегда могла быть самой собой! - пишет
Оганов, - Лишь в редкие, краткие отрезки истории её это удавалось.
Но всё же удавалось. И тогда она, одухотворяясь небывалой энергией,
почти языческой радостью, устремлялась к созиданию и творчеству.
Крупные заказы делала она художникам и зодчим, щедро платила им"
"Щедрые XIV, XV, XVI века - здесь их называют "треченто"
(300-е), "кватроченто" (400-е), "чинквеченто""
(500-е) - чуть ли не каждое десятилетие рождали гениев
----
31-2-с.1
...за последние 10 лет население прекрасного города (Венеции) уменьшилось
на 49 тысяч человек. Дело не только в том, что, как говорится в
специальном отчёте ЮНЕСКО. венецианцам "просто надоело каждый
день ходить с мокрыми ногами". Дело куда серьёзнее: люди сомневаются,
имеет ли Венеция сколько-нибудь серьёзную перспективу жизни и развития
----
Имена:
44-2-сверху
45-1-сверху
46-1-1-с.
47-1-2
44-1-снизу
Ласло Тот или Тоту
Берндт Винмоор
Джино де Доминичис
Ганс Холлейн
Ласло Тот или Тоту
В шизофреническом пароксизме "самовыражения" набросился
с молотком в руках на мраморную "Пьету" Микеланджело
Что кроме дикости и моральной деградации могло подсказать группе
художников-концептуалистов из Парижа мысль отметить открытие 36-й
венецианской художественной выставки телеграммой с вполне серьёзным
и даже весьма настоятельным предложением присудить на этот раз специальный
приз "Бьеннале" тому самому несчастному Ласло Тоту?
(Так и сказано: "за успех в деле повреждения скульптуры Микеланджело"
)
Берндт Винмоор
Зап. Германия
Реж. фильма "Для моего друга удава боа" - 10 минут подробного
показа заглатывания удавом мышонка (Краковский фестиваль док. фильмов,
1971)
Зрители освистали автора
Сакраментальный вопрос "Для чего?!", презрительно отвергаемый
художественной элитой, на этот раз прозвучал грозно, неотвратимо,
уничтожающе . Журналисты не сочли такую реакцию "незрелой",
"эстетически не развитой" или "банальной"
Не на шутку перепуганный "натуралист" поспешил дать
интервью "Я - не фашист!..", в котором неловко и путано
оправдывался от обвинений
Джино де Доминичис
Италия
Использовал в своих творениях живых людей: нанимал стариков-калек
и слабоумных, чтобы те нагишом с бирками на шее (надпись на одной:
"Бессмертие - в неподвижности") сидели, лежали, даже болтались
подвешенными на лямках (Венеция, худ. выставка 1972)
Устроителей "Бьеннале" эта умопомрачительная новация
римского живописца. по-видимому, не смутила, но зрители, первые
же зрители оказались чувствительней. Они сочли предложенную композицию
не просто экстравагантной, а наглой и грубо оскорбляющей человеческое
достоинство. "Вы - нацист!" - эти слова бросили в лицо
автору разгневанные венецианцы. Администрация была вынуждена отклонить
"неповторимый" экспонат
Однако в отличие от западногерманского кинорежиссёра де Доминичис
вовсе не спешил снять с себя позорную кличку нациста. Не так давно
он щеголял в Риме, увешанный знаками свастики
Ганс Холлейн
Австрия
"Автор" убитой курицы, выставленной на Бьеннале в австрийском
павильоне
("Работа в своей завершённости формы стоит на пороге вечности
и вне временности" - в качестве эпитафии усопшей сказано неплохо.
Но какое отношение имеют эти выходки, эти остроумные забавы к искусству?)
----
46-2-н. 3
По-видимому, в современном модернистском искусстве капиталистического
Запада достигнута такая крайняя точка, когда уже никакие моральные
табу, не говоря о здравом смысле или даже чисто эстетических или
этических мотивах, не препятствуют развитию в художнике стремления
к произволу, к той ложной, цинической по сути свободе, которая постепенно
разъедает само существо таланта. Незаметно для самого художника
происходит и необратимый распад, разложение его собственного сознания,
отравленного в добавок реакционными мистическими, а порой и откровенно
фашистскими "идеями"
----
50-2-к. - 51-1-1/2
"Содержание произведения есть индивидуальное понимание, которое
невозможно передать другому" - так учат теоретики модернизма
Испытавшие все прелести обычного для современной западной жизни
духовного одиночества, зрители время от времени попадают на выставки,
где островки человечности буквально тонут в разливанном море антигуманизма,
попадают в это липкое царство разнузданного произвола, пустых умствований,
изощрё1нной эротики символов и там становятся ещё более одинокими
Невозможность передать другому - ведь это самое печальное, самое
жестокое, что можно сделать с искусством. С давних времён служило
оно могучим средством духовного общения людей, предвещая замечательную
возможность человеческого единения
----
54-2-н. 1
Да, это заговор. Заговор толстосумов, нанявших людей искусства,
так же как художник-фашист нанимал недоразвитых для своих композиций
Факт найма, подкупа. даже насилия не снимает ответственности с художника.
Противостоять всему этому трудно, это тяжкий крест, но его надо
нести
----
62-2
Ещё во второй половине XIX века началось нисхождение художественной
жизни буржуазного общества, получившее вскоре, в первые же десятилетия
XX века, невиданное ускорение. Этот упадок искусства может быть
наглядно показан на примере десятков и сотне произведений, в том
числе и тех, что созданы незаурядными, крупными талантами. Начало
же своё этот упадок берёт всегда в господствующем настроении, в
том пессимистическом мироощущении, которое вот уже целое столетие
распространяется в буржуазном мире, производя разрушительное воздействие
на умы и души художников
----
62-4, 5
Впрочем, буржуазное общество, капиталистический строй, капитал
никогда не могли претендовать на благосклонность искусств, никогда
не имели они своих Гомеров. Максимум, чем мог потешить себя, удовлетворить
своё тщеславие капитализм, - это иллюзией буржуазных демократических
свобод, первое время вдохновлявшей художников. и они приветствовали
революционность нового класса, сменявшего феодализм
Но и в это т короткий период никто, ни один из подлинно великих
художников, не воспел подлинную суть капитализма - эксплуатацию
и накопительство. Поистине, как писал Джон Рескин, девушка может
петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах
----
66-к. 1
Разброд и поиски в впотьмах начались у художников в пору драматического
крушения старых идеалов. Зараза пессимизма, поветрие отчаяния сильны,
они способны (и они доказали это) сломить даже незаурядный талант
----
81 - п/п + 84 - н. 1, н. 2
В идеале заправилы современного кап мира мечтают если не о выведении
новой человеческой породы вполне в духе мрачных фантастических романов-пророчеств,
то хотя бы о формировании типа человека-робота, человека, чьи взгляды,
потребности и стремления запрограммированы наперёд в интересах большого
бизнеса. Это человек, примирившийся с существующими в соврем бурж.
обществе порядками, видящий смысл жизни в доступных ему наслаждениях,
в потребительстве, опасающийся смутьянов, "красных" и
всячески избегающий социальных конфликтов и политической борьбы.
То есть послушный, смирный, легко управляемый - одним словом, идеальный
раб кап системы, или, употребляя более "гибкую", западную
терминологию, образцовый член "общества потребления"
Гл. функцией масскультуры, её сверхзадачей является отвлечение,
увод миллионов людей от действительности, от подлинных проблем,
от неумолимых вопросов бытия, встающих сегодня перед человеком,
живущим в буржуазном обществе
Не художественное преломление действительности, а создание современных
мифов объявляется её целью
----
93 - 2-4
Шумный "протест" с самого начала носит отчётливые черты
двусмысленности. И это, казалось бы, должно прояснить нелепость
отрицания связей искусства с жизнью. Но модернизм, дозревающий до
последней стадии саморазрушения, признал бы, таким образом, своё
полное поражение: ведь пренебрежение действительностью, отчуждение
от неё - в самой основе модернистски воззрений. Не случайно же аристократический
принцип "искусство для искусства" был взят на вооружение
модернизмом, всегда испытывавшим жажду претенциозных деклараций.
Не случайно, а следуя логике своего развития, модернизм всегда стремился
"полностью" оторваться от природы, от человека и созданного
им предметного мира, отрицая в конце концов уже само искусство,
выхолащивая содержательность, образность, избавляясь от пластических
начал
Когда в этих условиях возникает почему-либо (у субъективно честных
художников - чаще всего под влиянием отвращения к крайним мерзостям
жизни) стремление к выражению своего отношения, требующему осмысления
социальной реальности, в дело вступают присущий модернизму скепсис
и столь же присущий ему конформизм. Именно этим объясняется то печальный
факт, что, когда художник-модернист берётся за тему, скажем, насилия,
царящего в современном буржуазном обществе, даже с предполагаемым
благим намерением разоблачить нравы этого общества, осудить его,
крайне субъективистские установки модернизма сводят его усилия к
подробному, натуралистическому показу пороков, к воспроизведению
"предмета" как он есть, к патологоанатомическому "исследованию"
зла, а не к его осуждению
С этим мы сталкиваемся прежде всего в литературе и кино. В переводе
на язык модернистской живописи и скульптуры такое смакование пороков
вполне адекватно "вскрытию структур", которыми так гордятся
новейшие авангардисты. Разоблачение оборачивается на деле своего
рода популяризацией, инструктажем по части "техники" насилия,
"психологии" порока. Это и есть конформизм особого рода,
ибо жертвы в произведениях такого типа выглядят, как правило, ничуть
не менее отвратительными, чем их мучители. Так исчезает социальная
характеристика зла; оно переводится в ранг "вечного":
зло биологического свойства, оно "присуще" человеку, этому
грязному животному, проклятому богами
|