Читая Шпенглера
2-й том "Заката Европы" среди ещё дюжины
книг дал мне в августе 2000 г. Сергей Зеньков
ООО "Попурри", 1999, Мн, Перевод С.Э.Борич.
Изд-во: 220033, Мн, П.Глебки, 12. e-mail: popuri@belsonet.net, тел.
222 57 26
Читал я книгу не по порядку, в настоящий момент прочитал
ещё не всю. Стройного конспекта-изложения не делал. Излагаю все
записи из черновиков, подряд
Цитаты даны этим шрифтом;
th: - это мои соображения;
1. "Подлинного государственного
деятеля от простого политика, игрока ради удовольствия, ловца счастья
на вершинах истории, корыстного и тщеславного, от ревнителя идеала
отличает то, что он вправе требовать от окружающих жертв и получает
их, поскольку его личное осознание того, что он необходим для времени
и нации, разделяется тысячами людей, преобразует их и побуждает
к поступкам, на которые они сами бы никогда не решились. Самое важное,
однако, - это не действовать, а уметь приказывать".
Сноска к этому абзацу:
"Это же относится и к церквям, которые
представляют собой нечто совершенно отличное от религий. Руководство
ими носит политический характер. Не христианская проповедь, а христианский
мученик завоевал мир, и этим он обязан не учению, а примеру человека,
принявшего смерть на кресте"
(стр. 584, абзац 0, 1; глава 4, ч. 3, § 16)
th: - 1) О качестве перевода книги следует
говорить отдельно
2) Согласен с ролью подлинного государственного деятеля: побуждать
народ к поступкам, на которые тот сам бы никогда не решился
Требуется развитие этой мысли:
- Какие поступки народа необходимы в РБ?
- Почему он сам на них не решается?
- Что надо сделать, чтобы решился?
3) Не согласен с правом требовать жертв. Даже если в виде самопожертвования
и при гарантии отсутствия репрессий, если народ на эти жертвы не
пойдёт
4) Христианский мученик мира не завоевал. Он завоевал часть мира.
И слово "завоевал" - неточное
Однако мир таки должен быть . . . не завоёван, не пленён, не . .
.
Охвачен некоей идеей, которая подвигнет к слаженным действиям (во
имя спасения мира) всё человечество
Те, кто меня знает, в курсе, что мысли о содержании этой идеи у
меня есть
А сейчас я хочу сказать иное: мученичество есть мера, далеко не
необходимая. Думаю, это возможно. Даже в наше время
2. "Наипервейшая
задача заключается в том, чтобы сделать что-то самому. Вторая кажется
менее заметной, но она труднее и имеет далеко идущие последствия:
создать традицию и побудить остальных продолжить её как своё
собственное дело, в том же ритме и духе, высвободить поток единообразной
деятельности, для которого уже не нужен первоначальный вождь, чтобы
быть "в форме". При этом гос. деятель вырастает до таких
размеров, которые в античном мире приписывали уже божеству. Он становится
творцом новой жизни, духовным прародителем молодой расы.
Через несколько лет он как существо выйдет из этого потока, но вызванное
им к существованию меньшинство (другое существо своеобразного вида)
встанет на его место на длительное время"
(585 - 1 - там же)
th: - "Право требовать жертв",
"вождь" ("фюрер", да?) - да уж, фашизму было
что заимствовать
Однако есть что заимствовать и мне, нам, русскому космизму, Лукашенко:
"побуждение к поступкам", "создание традиции"
как минимум
?: Как отличить полезные традиции от
вредных? Полезные поступки от вредных?
th: - Нужна особая работа на эту тему.
Теоретическая: создание чётких критериев, и практическая: их популяризация
3. "Любая свершившаяся
революция всегда доказывает недостаток политического такта и у правительства,
и у его противников"
th: - Касается не только революции уже
свершившейся. Актуально и для революции, которая только назревает!
4. "Те, кто наблюдал когда-либо
полёт птичьей стаи, которая разом вздымается в воздух, поворачивает
как единое целое и исчезает вдали, могут почувствовать нечто растительно-надёжное
в этом едином движении. То, что не нуждается в мостике понимания
между Я и Ты. Так полк, идущий в атаку под вражеским огнём, становится
вдруг единым целым. Так толпа, возбуждённая каким-то событием, сливается
вдруг в один организм, действующий и мыслящий непредсказуемо; а
затем внезапно снова распадающийся. Из суммы маленьких отдельных
миров внезапно возникает нечто целостное" (8
- 2 - 1 - 1 - 1)
"Среди микрокосмических существ постоянно возникают
массы, наделённые душой? существа более высшего порядка.
Они могут создаваться постепенно или возникают мгновенно, загадочные
изнутри и непостижимые для понимания, объединяя в себе все чувства
и страсти каждого индивидуума, в то время как знаток может рассчитать
увидеть насквозь и рассчитать их порывы"
(8-2, 1-1-5)
"Единство космического ритма возникает помимо
чьей-то воли. В духовное сообщество можно вступить и выйти из него
Подобными массами легко овладевает как восторг, так и паника. Их
охватывает неистовство и восторг, как у паломников в Элефсине или
Лурде, или боевой дух, как у спартанцев у Фермопил или у последних
готов у Везувия. Они создаются под звуки хоралов, маршей, танцев
и легко подпадают, как породистые животные и люди всех рас, под
власть ярких красок, украшений нарядов и мундиров
Эти одухотворённые массы рождаются и погибают. Духовные сообщества,
простые суммы в математическом смысле, объединяются, увеличиваются
или уменьшаются до тех пор, пока однажды в результате простого совпадения
силой оказываемого ими впечатления не просочится в кровь и из суммы
не возникнет вдруг единое существо" (27-0,
1; 1-1-5)
"Группа высоких культур не представляет собой
органического единства. То, что они возникли именно в этом количестве,
в данном месте и в данное время, является человеческому глазу как
случай, не имеющий глубинного смысла. В то же время каждая из этих
культур имеет чёткую внутреннюю структуру
Столь чёткую, что китайская, арабская и западноевропейская историография,
а часто просто совпадающее у различных учёных чувство определяет
ряд понятий, который едва ли нуждается в пересмотре
Гёте в своём небольшом сочинении "Эпохи духа" дал настолько
глубокую характеристику четырем этапам каждой культуры - предвремени,
раннему времени, позднему времени и цивилизации, - что и сегодня
к ней нечего добавить. См. соотв. таблицы в I-м томе
Изучение взаимоотношений различных культур
до сих пор весьма поверхностно
Здесь имеются различия по видам и силе взаимоотношений:
западноевропейская культура находится в поиске контактов, а египетская
уклоняется от них, хотя и вынуждена отступить с трагическими для
себя потрясениями. В то время как античная культура использует их
без всякого вреда для себя. Всё это объясняется внутренней духовной
сущностью культуры и помогает понять её душу лучше, чем её собственный
язык, который зачастую больше скрывает, чем объясняет"
(48-1, 2; 49-0-8; 1-2-9)
th: - Итак, это Шпенглер придумал сравнить
культуру с живым организмом. (Фрёкен Бок: "Так это Вы таскали
мои плюшки!")
Примечание 2006 г.:
Не Шпенглер, а наш соотечественник Гумилевский
Интересно. Идея знакома мне давно. В 1989-м году, например, я прочёл
в брошюре из серии "Знак вопроса" примерно следующее:
см.
А в "Науке и жизни" - номер и год теперь уж не вспомню;
80-е, - есть фотография стаи скворцов, напоминающей скорее какую-то
ламинарию, нежели привычную нам весьма разреженную тучку
(Комментарий к этому фото от вышеизложенных идей весьма далёк:
"Фото сделано в Марокко, питаются скворцы насекомыми и червями,
а осенью также ягодами, нанося убытки не хуже саранчи, за что их
нещадно уничтожают в Средиземноморье и в Штатах. А в США их завезли
в прошлом веке члены "Общества любителей Шекспира", поставившие
себе целью заселить Америку всеми видами животных, упоминаемых в
его произведениях". Всё)
Двадцать лет пролежала у меня эта вырезка - ещё тогда поразила!
- наконец, понадобилась
Так идея, стало быть, от Шпенглера начало берёт . . .
Ладно, будем знать
5. а) "Нам
не хватает серьёзного изучения дальних стран. В китайской и индийской
культурах мы обращаем внимание лишь на некоторые области: искусство,
религию, философию. Затрагивая политическую историю в лучшем случае
лишь поверхностно. Хотя материала - хватает: об Индии времён Будды
его больше, чем об античном мире
Чего только не написано о государстве Диоклетиана! Сколько материала
собрано о ничего не значащей истории управления малоазийских провинций
- только потому, что они написаны по-гречески! Государство Сасанидов
попадает в поле зрения историков только потому, что оно воевало
с Римом. А как обстоит дело с его собственной историей управления
и права?"
И т.д. - Шпенглер приводит массу вроде бы и не белых пятен историографии,
но явно же и не слишком расцвеченных учёными" (49-10-2-3
строка; 50-0-9 снизу; 1-2-9, 10)
б) Одновременно он проводит интересные параллели
между историческими периодами Востока и Запада: государство
Цинь - тот же Рим, расцвет Хуанди похож на расцвет Августа . . .
Окончание египетского феодального периода (начиная с VI-й династии)
настолько сходно с периодом юности китайской культуры (времён И-Вана;
934 - 909) и европейской (времён Генриха IV-го), что отдельное
сравнительное исследование напрашивается даже для меня. Хотя историей
я не занимаюсь уже давно. (Сходны эти три время-места возникновением
наследственной аристократии и вызванным ею упадком ранних царств)
Начало барокко в Европе - это появление Саргона
в Вавилоне
Разрушение Рима Теодорихом - как разрушение Ассирии Киром
Мидяне походили на лангобардов в роли властителей в чужой стране
И т.д. (страницы 50-51)
Причём "когда во времена 30-летней войны,
которая с местной, турецкой, точки зрения проходила где-то далеко
на западе, английский посланник в Константинополе пытался поднять
турок против дома Габсбургов, там наверняка считали, что эти мелкие
разбойничьи государства на горизонте арабского мира вряд ли могут
играть роль в политике на пространстве от Марокко до Индии
Или: широкие круги общественности не смогли понять значения для
будущего высадки Наполеона в Индии" (56-0-9
снизу; 1-2-10)
в) Впечатляет мнение Шпенглера об индейцах Южной
Америки:
"Эта культура являет собой единственный
пример насильственной смерти. Она не пришла в упадок, не испытывала
притеснений и угнетения, а была просто убита в полном расцвете,
уничтожена как цветок подсолнуха, сбитый прохожим. Все эти государства,
представлявшие собой мировую державу и нечто большее, чем объединение
государств, чья величина и средства намного превосходили величие
и средства государств времён Ганнибала,
с высокоразвитой политикой,
тщательно оформленным государственным строем, высокоразвитым законодательством,
мыслями об управлении и экономическими привычками, чего так и не
смогли добиться министры Карла V-го,
c богатой литературой на многих языках?
С духовным и благородным обществом в больших городах, которого не
знала ни одна страна Западной Европы, -
всё это было разрушено не в ходе отчаянной войны,
а горсткой бандитов всего за несколько лет, причём настолько успешно,
что остатки населения не смогли сохранить даже памяти о прошлом.
От громадного города Теночтитлан не осталось даже камня на поверхности
земли. В джунглях Юкатана плотно прилегают друг к другу и стремительно
зарастают города империи майя. Мы даже не знаем,
как они назывались. От всей литературы осталось три книги, которые
никто не может прочесть
Причём ни один человек в Англии, Германии или Франции даже не предполагал
тогда, что там происходило. (67 страница, 1-2-10)
г) "Гарантированное знание
невозможно ни о каких временах. Самая общая история мира не возможна.
События такого же масштаба, как крестовые походы или Реформация
бесследно исчезли в прошлом
Лишь в последние десятилетия исследователям удалось выявить самые
общие черты поздних стадий развития, и с помощью этих данных сравнительная
морфология может путём сравнения с другими культурами расширить
и углубить этот образ"
И далее приводится история майя в сравнении с историей Европы:
там были и свой период эллинизма (город Ушмаль
играл роль Александрии), и свой Рим (науа разрушили Майяпан - федерацию
трёх ведущих государств майя) и своё падение Рима (ацтеки - варвары,
построившие величайший город Теночтитлан) . . . Тут, правда, пришёл
конец: город, ставший столицей индейского мира - соответствие тому
же Августу - был покорён испанцами
Западная же Европа находилась тогда на ступени, которую майя перешагнули
ещё в 700 году. То, что удалось создать ацтекам к 1500 году, для
нас - далёкое будущее. Лишь время Фридриха Великого можно взять
для понимания политики федерации майя.
. . . Все старые цивилизации были покрыты налётом
жизненных форм Зап. Европы: испанские соборы заполонили Южную Америку.
Португальцы влияли на Переднюю Индию. Итальянские и французские
архитекторы позднего барокко проникли глубоко в Польшу и Россию.
В Северной Америке распространился английский стиль рококо, и прежде
всего ампир. А в Германии он известен мало. Влияние классицизма
мы встречаем в Канаде и в Кейптауне
д-1) Однако вывода я не понимаю
"Здесь ярче, чем где-либо ещё на земле,
было продемонстрировано, что общечеловеческая история не имеет никакого
смысла, что глубокий смысл имеется только в жизнеописаниях различных
культур. Их взаимоотношения случайны и бессмысленны. Игра случая
была здесь настолько жестока и банальна, даже почти смешна, что
ей не найдётся места и в самом дешёвом фарсе. Несколько плохих пушек
и несколько сотен кремнёвых ружей стали причиной начала и конца
трагедии" (57-2-5)
д-2) "Я протестую против
двух посылок, которые вплоть до нынешнего дня оказывали пагубное
влияние на историческое мышление: против посылки единой конечной
цели для всего человечества и против отрицания всяких целей вообще.
У жизни есть цель. Но . . . "
- Тут я на секунду прервусь. Судя по всему, приведённый отрывок
есть идея книги в целом
Однако заявить, что история не имеет смысла - оно, а доказать это
- совсем другое. Настолько, что без доказательства это заявление
не стоит и медного гроша
Поэтому к части текста после "Но" стоит отнестись весьма
серьёзно
И вот - кто бы мне перевёл, что Шпенглер хотел сказать далее!
Читаем:
"Но отдельный человек при рождении принадлежит
либо к одной из высоких культур, это исполнение того, что было заложено
в момент зачатия, либо лишь к человеческому виду. Третьего для него
не дано. Т.о. судьба его находится либо в зоологических рамках,
либо в рамках "мировой истории". "Исторический человек",
как я понимаю это слово, и как понимали его все великие историки,
это человек, принадлежащий к какой-то культуре. До неё, после неё
и вне её он не имеет истории. В этом случае судьба народа, к которому
он принадлежит, имеет столь же мало смысла, как и история Земли,
если рассматривать её в плане не геологии, а астрономии
Из этого вытекает решающий и впервые устанавливаемый здесь факт:
человек не имеет истории не только до возникновения культуры, но
и снова лишается её, как только цивилизация достигает своего полного
и окончательного вида и заканчивается живое развитие культуры, исчерпываются
последние возможности осмысленного существования" (64-0-2,
64-1; 1-2-11)
Возможно, виновен переводчик. А может, я просто подустал
Ведь вроде бы ясно: он говорит, что человек может быть либо культурен,
либо дикарь. Первый принадлежит истории, второй - нет
И когда культура вырождается, человек снова теряет свою историю
И, стало быть, цель жизни - иметь свою историю, быть культурным
человеком, человеком одной из высоких культур, быть одним из тех,
кто делает историю этой культуры . . .
Но не культуру мира, которой нет и быть почему-то не может
Так, что ли?
Но ведь это не есть доказательство мысли, с которой начался пункт
д-2), это лишь более развёрнутое её повторение!
Ладно, оставим пока эту тему
е) Ещё одно примечательное место:
"Как богата психология отношений между культурами!
Непосредственно соприкасаясь, они любуются друг другом, борются
друг с другом - как богата психология этих поисков, обороны, перетолковывания,
обольщения, вмешательства, предложения себя!
В этом весь XIX-й век, видящий только цепь причин и следствий"
6. "Закат Европы" . . . "смена
культуры цивилизацией" . . . "Бесплодие цивилизованного
человека" . . . (Имеется в виду реальное бесплодие, когда в
семье 1-2 ребёнка, а то и вообще ни одного) . . . "Самоубийство
расы" . . . (Против которого выступил Рузвельт в своей известной
книге) " . . .
Почему Шпенглер считает эти явления неизбежными? Разве нет иного,
приятного выхода из тупиков?
7. "Племена, роды, предыдущие
поколения, семьи - всё это различные названия для крови, которая
посредством зачатий циркулирует в ландшафте
Я называю это расой" (141-0-к.)
"Сперва (существует) группа, сроднённая - постепенно
- кровью. Затем ею овладевает стремление пустить корни в определённом
ландшафте. Затем, в результате, - раса
И это - космически-растительная сторона жизни
Есть ещё микроскопически-животная сторона. Бодрствование, ощущение
и понимание
И есть форма общения бодрствования: язык
Их нельзя смешивать в понятии "народ"
th: - Предлагаю разбираться в том, что
такое народ. а что такое раса потом. После достижения такого состояния
мира, когда разбираться в этом будет не стыдно
Сейчас - да, стыдно
Сейчас страдают люди. Конкретные люди, далеко не всегда настолько
отвратительные, чтобы не почувствовать к ним сострадание. Конкретные
люди в количестве миллиардов. Независимо от того, народ они или
раса, человечество как целое или совокупность отдельных рас или
культур
Шпенглеру следовало бы затронуть эту тему
Обозначить задачи разных рас в Общем Деле достижения нормального
состояния планеты
Поскольку он этого не сделал, "Закат Европы" относится
к разряду сочинений второго плана
За каковое ему, впрочем, тоже низкий поклон и сердечное спасибо
вполне всерьёз. Рассуждать о задачах разных рас и народов теперь
будет ощутимее легче
Соображения о том, что Шпенглер для того и создал "Закат Европы";
что философия вообще существует ради этого, как и наука, искусство
и прочее - не принимаются
Ведь
1) Философия состоит из разделов, ни у одного из которых не стоит
задачи вывода человечества из краха. Онтология - наука о бытии.
Гносеология - наука о знании. Даже политика - наука о взаимоотношениях
больших групп - все они стремятся описать, но не изменить мир
Какой раздел философии ставит вопрос о путях к Высшему Идеалу?
Какой хотя бы описывает Высший Идеал?
Вставка лета 2006-го: это сотериология - наука о спасении -
с вопросами "В чём смысл бытия?", "В чём смысл жизни?",
"Как спасаться?", "Что делать?"
Но 1) это наука скорее богословская, нежели философская
2) многие ли о ней слыхали?
Или, может, имеется основной вопрос философии в целом - или основная
задача философии в целом - которая формулируется как "Поиск
Пути к Высшему Идеалу"?
Нет, задача философии - познать мир, основной её вопрос - об отношении
сознания и материи
Мир менял Маркс. Мир менял Гитлер. Америка сейчас меняет. И т.д
Но делают это общественные деятели и политики, а не философы. Маркс,
Гитлер, Македонский, Буш - это общественные деятели, некоторые из
которых были философами
И лишь некоторые общественные деятели ставят задачу вывести мир
из кризиса
Лозунгом "красота спасёт мир" может прикрыться искусство.
Но соображений о том, как именно, - не представит. Тем более что
красоты в искусстве всё меньше. А зато больше безвкусицы, эстетизации
безобразного, пустяков всё больше, работы ради денег, а не ради
спасения красотой мира, механического выполнения заученных движений
. . .
Никто уже не знает, как самоё красоту-то спасти
К тому же и лозунг создан Достоевским не столько в порыве творческого
вдохновения (спонтанном, то есть), сколько в результате философских
раздумий. И относится он к ещё не созданной, но уже философской
дисциплине, - а не к произведениям искусства
Далее. В науке, которую принято отделять от философии, изучение
имевшихся в истории способов спасения мира - и тем более разработки
новых! - не предусмотрено также
Какая вот наука изучает способы спасения мира?
А исследования по поиску новых какая ведёт?
Ответа нет
Социология, в рамках которой можно было бы это проделать, сама
относится к философским под-наукам - и подобных исследований в её
рамках не ведётся
И т.д. То же можно сказать о политической, экономической, религиозной
мысли
Религии предлагают совершенствование себя и передачу опыта желающим,
плюс обращение нежелающих в желающих - не более
Нежелающих же себя менять - по предлагаемым образцам - религия предлагает
либо предавать анафеме (православие), либо избегать (протестантизм),
либо терпеть (буддизм). И т.д
В то время как желательно всё же помогать нежелающим становиться
желающими. Даже если они ОЧЕНЬ сильно не желают становиться добрее
2) Шпенглер показал, что мы имеем в этом мире и в Западной Европе
в частности. И всё
О том, что мы ДОЛЖНЫ иметь, ХОТИМ иметь, МОЖЕМ иметь при старании,
ИМЕЕМ ПРАВО иметь уже потому, что мы люди, что существуем, - он
не только не сказал, но ещё и фактически отказался об этом говорить
Предлагаю:
1. Обозначить конечную цель размышлений человечества как поиск
(точнее - нахождение) пути к состоянию мира, приемлемому всеми (мною,
вами, расами, природой, Богом);
2. Начать думать в этом направлении,
а) обозначив сперва темы второго уровня важности, затем - третьего,
и т.д. - т.е. распределив все темы по уровням важности вообще;
3. Начать действовать,
б) решив все нерешённые вопросы и найдя тем самым этот путь
При этом
наверняка выяснится, что изучение рас и народов, материков и океанов,
космоса, психики, анатомии, языка, электричества, способов убеждения
и форм бытия - с одной стороны, - папоротников и бабочек, песчаников
и ртути, форм глагола в языке гуннов и количества нейронов в мозгу
выдры обыкновенной - с другой - тоже непременно имеет связь с ответом
на самый главный вопрос всех времён и народов,
но
что есть ряд вопросов, стоящих к этому самому главному гораздо
ближе - и что первыми занимаются почему-то целые НИИ, а вторыми
- в лучшем случае энтузиасты-одиночки, к тому же в гораздо худших
условиях
8. Конспект:
"Всё безмерное различие между русской
и фаустовской душой проявляется в сравнении былин и аналогичных
им сказаний о короле Артуре, нибелунгах и т.д. Русский "период
Меровингов" начинается со свержения Иваном III-м татарского
гнёта и ведёт от последних Рюриков через первых Романовых к Петру
Великому (1689 - 1725). Он точно соответствует периоду, лежащему
между царством Хлодвига (481 - 511) и битвой при Тертри (687), в
результате которой Каролинги достигли полного господства. Я бы посоветовал
каждому прочитать "историю франков" Григория Турского
(до 591) и параллельно соответствующие разделы из Карамзина, прежде
всего об Иване Грозном, Борисе Годунове и Шуйском. Большей аналогии
невозможно представить. Вслед за этим периодом, когда шла борьба
старорусской партии бояр и патриархов с приверженцами западной культуры,
после основания Петербурга (1703) наступила псевдоморфоза. Злой
гений русских Пётр I втиснул примитивную русскую душу сперва в чуждые
формы развитого барокко, затем их сменило Просвещение и XIX век"
(245 стр.)
Напоминаю: Псевдоморфоза - это фальшивые кристаллы, образуемые
не породой, которой свойственно образовывать кристаллы, а застывшей
лавой, заполнившей пустоты, в которых некогда находились кристаллы,
впоследствии вымытые водой
. . . На просторах страны, не имевшей городов,
заселённой крестьянством, разрослись, словно опухоли, города чужого
стиля
Те же мотивы можно наблюдать и в арамейской псевдоморфозе. Как Достоевский
смотрел на Петербург ("самый отвлечённый и умышленный город
на свете") - так, должно быть, апостол Павел смотрел на Рим,
так евреи относились к Вавилону
Молодые русские, которые "на всех площадях только и рассуждают
о вере" (Достоевский) - это те же евреи и первохристиане в
эллинских городах.
Русских городов не было. Москва - это только
императорский дворец - Кремль, вокруг которого раскинулся огромный
базар. Мнимый город, прокладывающий себе путь и располагающий себя.
Все же остальные города на просторах матушки-Руси возникли только
в угоду царскому двору, администрации и купцам. Верхний слой их
населения составляет воплощение литературы, "интеллигенция"
с надуманными проблемами и конфликтами, а ниже находится лишённый
корней крестьянский народ со всеми своими страхами. (247-низ)
. . . Плюс ненависть Достоевского к каменному стареющему
миру, куда их заманил Антихрист
9. Продолжение того же текста:
. . . Толстой - западный автор. Толстой - это
прошлое России. Достоевский - её будущее (248-1-1). Он - между Петром
I и большевиками (249-5). Он говорил о Христе, а имел в виду Маркса;
его христианство - недоразумение (250-4-2
строки снизу)
10. Далее идут пункты 3, 4,
5 и 6. Читаю их не внимательно, пропуская строки и абзацы, лишь
местами задерживая внимание.
п. 3: Восток
(не разбери - поймёшь. Море знакомых имён и
названий, перемешанных самым причудливым образом в каждом предложении
по восемь раз. Надо гораздо лучше знать, о чём речь, чтобы понять
сопоставления);
п. 4: Античность
(то же)
п. 5: Иудаизм
п. 6: Христианство
Выписываю лишь последнюю фразу п. 6 (стр. 280):
- Разве можно чем-нибудь помочь душе, отказавшись
от собственности?
п. 7: Христианство
после Вознесения
29. 01. 01 г
Пропустил, листая страницу за страницей, всё вплоть
до главы 4-й "Государство".
Выписываю:
11. "Достаточно трёх недель
работы прессы, чтобы мир уверился в новой истине"
(610-2 последние
строчки) (4-3-18)
"Её невозможно опровергнуть, пока имеются деньги
для её непрестанного повторения" (следующая фраза). "как
только появится ещё большая денежная сила, заинтересованная в доводах
противоположных, она начинает повторять их во всеуслышание ещё чаще.
Все внезапно прозревают и избавляются от заблуждений"
(чуть далее)
"Журналисты - офицеры, читатели - солдаты"
"Читатель ничего не знает о планах, которые
создаются в его отношении" (612)
"Место костров занимает великое умолчание"
(613, в середине)
"Это конец демократии" (613
- последний абзац)
"Если в мире истин всё решает доказательство,
то в мире фактов решающую роль играет успех. Мечты усовершенствователей
мира становятся инструментом в руках властных натур"
"И жизнь утвердила себя" (613)
"Стремление к власти одной личности может
быть уничтожено точно таким же стремлением другой. Об этом свидетельствует
великий опыт борющихся царств" (614
- 615)
th: - Однако разрушение объекта есть
лишь крайняя форма влияния. Существуют и иные формы: дополнение,
изменение, преобразование, преображение
Преобразить волю личности может любовь и воля другой
Имей мы опыт сотрудничающих царств, он убеждал бы нас в этом
можно поражаться силе воли к власти, порождавшей лишь первый тип
отношений в течение тысячелетий
Но вывод о существовании закона о том, что это единственный тип
отношений, не стоит
Для начала
"И тут наступает время борьбы между экономикой
и политикой, борьбой диктаторской между денежной экономикой и чисто
политическими стремлениями цезарей к порядку"
(к. 615)
"Всё то, что является достаточно могучим,
чтобы служить государству в тяжкой, полной самоотверженности и забот,
работе, обладая при этом безграничной властью, - всё, что я в противоположность
капитализму называю социализмом, - становится центром, вокруг которого
скапливаются могучие жизненные силы" (с.
615)
"Бросим взгляд на историю экономики, чтобы понять
суть этой борьбы"
th: - Лучше бы объяснил, как преобразовать
эту борьбу в сотрудничество
ГЛАВА 5, Часть 1, Деньги
12. "Чтобы добиться успехов
в экономике, нужно быть знатоком наподобие знатока людей или лошадей,
и нет надобности в знаниях, как нет надобности в знании зоологии
наезднику
Экономическая жизнь - выражение душевной жизни" (620-0)
"Это новое немецкое понимание экономики
лежит в стороне от понятий капитализма и социализма"
"Маркс находился в плену представлений
капитализма. Его громкий протест ничего не стоит. Он хотел лишь
переместить выгоды субъектов на объекты" (618-п.
619-0)
"Экономика - это не только основа сколько-нибудь
осмысленного существования. Главное не то, что индивидуумы или народ
накормлен и способен размножаться, а то, для чего это делается"
(622-1-с.)
"С наступлением цивилизации начинается
упадок, когда задачей становится уже не готовность к великим делам,
а счастье большинства, удобство и комфорт, "хлеба и зрелищ".
Когда вместо большой политики на первый план выходит экономическая
политика как самоцель" (623-0)
th: - Что за великие дела могут быть,
кроме как счастье всех?
Я согласен: счастье большинства - фуфел. Но почему бы не указать
было и замену этому фуфлу?
Думаю, что русский космист написал бы так:
"Упадок - это когда вместо всеобщего счастья становится счастье
большинства"
Причём всеобщее счастье - это счастье не только всего человечества
и обитателей иных планет, буде таковые объявятся, - но и Бога, и
природы
И даже более того на порядок: если природа, допустим, не имеет
способности переживать счастье или несчастье, то можно придать ей
такую способность
01.02.01 г., вечер, Коренёвка
"Заслуга Ницше в том, что он первым понял
двойную сущность любой морали (См. "По ту сторону добра и зла",
§ 260). Он неправильно определил её как мораль господ и рабов и
слишком недвусмысленно поставил "христианство" на одну
сторону, но в основе его рассуждений ясно и чётко прослеживается
одно: аристократия различает понятия "хороший" и "плохой",
духовенство - "добрый" и "злой" (445
стр., 1 абзац)
Заглянул я на страницу 445 потому, что на неё имеется
сноска после слов "Экономика подобно политике содержит только
обычаи, а не мораль"
Заглянув же на стр. 445, разъяснения отличия обычаев от морали не
понял, но обнаружил эту фразу о Ницше.
th: - Бертран Рассел писал о Ницше иначе,
дорогие товарищи:
- Мне неприятен Ницше, потому что ему нравится созерцать страдания,
потому что он возвысил тщеславие в степень долга, потому что люди,
которыми он больше всего восхищался, - завоеватели, прославившиеся
умением лишать людей жизни. Но я думаю, что решающий аргумент против
философии Ницше, как и всякой неприятной, но внутренне непротиворечивой
этики, лежит не в области фактов, но в области эмоций. Ницше презирает
всеобщую любовь, а я считаю её движущей силой всего, что я желаю
для мира. У последователей Ницше были свои удачи, но мы можем надеяться,
что им скоро придёт конец"
Я доверяю Бертрану Расселу. Больше, чем Ницше
Но Ницше неприятен мне не только потому, что он был неприятен Расселу
Но скажите теперь: будем слушать мнения философов друг о друге
(у Ницше тоже есть работа, где он говорит о разных философах) -
или таки делом займёмся?
Или это и есть дело: вычислять, кто из философов каков (прав -
неправ, толков - бестолков и т.д.)?
Если да, то откуда оно взялось, это дело? Почему один и тот же
философ, одна и та же работа… Одна и та же мысль! - оцениваются
людьми по-разному?
Будем ли оценивать самих этих людей - критиков философов?
Абы что
Думаю, проблема возникает из-за
1) Различий в миропониманиях критиков (Шпенглер - последователь
Ницше и его "философии жизни", Рассел, стало быть, - противник)
2) Различий в способах подачи своих мыслей разными философами
(сочинения Ницше больше напоминают художественное произведение,
нежели философский трактат; его речь - поэзия, а не научное исследование)
---- В методички составления текстов:
Стало быть, чтобы иметь пользу от философии, к каждому философу,
писавшему нестандартно, следует приставить переводчика
а) с малопонятного - на общеупотребительный (популяризатора)
б) с поэтического - на "систематический" (систематизатора)
---- В Анализ идеологий
(до конца пункта) :
В результате получим таблицу мировоззрений:
1) Философия состоят из нескольких наук (онтология, гносеология,
этика, эстетика, психология, социология, политика, история философии).
Каждая ищет ответы на свои конкретные вопросы - и сама потому состоит
из под-наук (аксиология - наука о ценностях в рамках этики, её проблематика
- типа "Ради чего стоит жить?; космогония - наука о происхождении
мира - в онтологии; футурология - наука о будущем - там же)…
2) На каждый из этих вопросов есть несколько ответов. У Ницше
- свои, у Рассела - свои, у Канта, у Лао-Цзы, у Платона - свои
В принципе, можно даже не знать, кто какие ответы давал. Подобно
тому как мы не знаем, кто изобрёл знак "+", но пользуемся
им почти ежедневно. (Т.е. не учили этого в школе и не помним по
жизни; знать-то люди это знают, конечно)
Но знать, какие вопросы перед человечеством ставились и какие
ответы на них давались, - надо. Эти ответы имеют не только формулировки,
но и названия, оканчивающиеся, как правило, на "-изм",
"-ация", "-ение"
Каждый философ, берясь за очередное сочинение или заканчивая его,
должен бы чётко определить, на какой вопрос он даёт ответ
И ответить не только так, как ему самому приятно (длинно и цветасто
- либо кратко и сугубо научными терминами), - но и чётко, кратко,
ясно и увлекательно. Т.е. ёмко и вдохновляюще
Философы делают это редко - и тем сближаются с писателями
Писатели, стремящиеся систематизировать свои мысли, сближаются
тем самым с философами
Вслед за таблицей мнений следует построить таблицу мыслей: все
"-измы" по горизонтали, они - по вертикали. а на пересечениях
- их мнение друг о друге
Тут найдётся место и мнению Рассела о Ницше, и мнению Ленина о Заратустре
и критиках последнего
Пока эти таблицы построены не будут, массовое овладение философией
нереально
Но как только они появятся, можно смело ожидать повышения философской
грамотности народа
13. "Религиозно-аскетические
основополагающие понятия "самозабвение" и "безгрешность"
не имеют никакого смысла в экономической жизни"
th: - Могут иметь - и должны!
"Для каждого истинного святого экономика сама
по себе - уже грех"
th: - "Действие не даёт, бездействие
же даже не ищет истинной отрады, каковой является Бог",- говорится
в Декрете Грациана. Имеется в виду любой промысел; предпринимательство
называется
"Не говоря уже о даче денег в рост, радости
богатства или зависти бедного к богатому"
(все три цитаты - стр. 624, абз. 1)
th: - Ну, сегодня, глядишь, не даёт -
а завтра, глядишь, даст. Если действовать по Богу
- Уверен, что и экономика, и дача денег в рост могут иметь нормальные,
богоданные варианты
(Зависть и радость богатства, конечно же, - нет)
14. "Человек становится
человеком, когда его понимание освобождается от ощущений и превращается
в мышление, творчески вмешивающееся во взаимодействия между макро-
и микро- космосом" (625 - 1 - 14
снизу)
th: - Творчески! Во взаимодействие!
Вмешивающееся! И т.д
Шпенглер - космист?
(Правда, смущает освобождение понимания от ощущений. Жаль, не
внимательно читал. Если это - истоки освобождения от "такой
химеры как совесть", то - мы против. Если имеется в виду что-то
иное - то что? Творческое преобразование возможно только при наличии
совести, сострадания, желания блага, желания поделиться благом .
. . Если имеется в виду - следует освободить понимание от всего
этого, то мы против)
"Есть понимающий взгляд лисы (разгадывающей
секреты своей жертвы); одного поля с ним - женская хитрость по отношению
к мужчине и известная крестьянская хитрость, направленная на выведывание
мелких преимуществ. Однако есть и большее: экономическое мышление.
Оно позволяет возделывать пашню, превращать зависимость от окружающей
среды в господство над ней" (2/2
625 - 626 - 0)
th: - Нет, не космист. Космист сказал
бы: превращать в сотрудничество с нею
15. "Политика и торговля
- замена войны другими средствами достижения преимущества (благодаря
превосходству духовному)" (626 -
2)
th: - Духовно превосходящий не ищет преимуществ.
Следовало сказать: благодаря большей изворотливости. Изворотливость
- далеко не духовное превосходство! Чего только не назовут духовным!
Однако политику с торговлей может использовать и духовно превосходящий
16. 3 и 4 пункты - про деньги
- пропустим. 6-й - про капитал - тоже.
ГЛАВА 5-я, Часть 2. МАШИНА
17. "В китайской культуре
были сделаны почти все западноевропейские открытия: компас, телескоп,
книгопечатание, порох, бумага, фарфор и т.д. Но китаец выпрашивает
что-либо у природы, а не насилует её. Он прекрасно осознаёт выгоды
своих знаний и использует их, но не допускает при этом бездумной
их эксплуатации"
"До изобретения паровой машины природа
оказывала услуги человеку. Теперь же она стала его рабыней"
(из п. 6-го)
18. "Крестьянин, ремесленник
и даже торговец внезапно теряют свою значимость перед лицом трёх
фигур, взращённых машиной: предпринимателя, инженера и фабричного
рабочего"
"Предприниматель и рабочий - рабы, а не
властители машин. Господин машин - инженер" (из
п. 7-го)
19. "Народ - это объединение
людей, которые чувствуют себя единым целым. Если это чувство угасает,
то и название народа, и отдельные семьи будут продолжать существовать,
а народа не станет.
Крестоносцы, мормоны, мамертинцы были народами
Народы в рамках стиля одной культуры я называю нациями.
И отличаю их от образований до и после культуры: пра-народов и "феллахов"
"Кроме чувства Мы в основе нации лежит
идея" (216 - 0, 1)
"Великие культуры - это нечто совершенно
изначальное, поднимающееся из самых глубин душевности. Народы же
в рамках культуры в своей внутренней форме и в соответствии со всем
их явлением выступают не инициатором её, а творениями.
Эти образования, внутри которых человечество рассматривается
как материал, имеют свой стиль и историю стиля, так же как жанры
искусства и способы мышления
Мировая история - это история великих культур"
20. ОГЛАВЛЕНИЕ 2- го тома:
|
страницы |
кол-во страниц |
пункты |
ГЛАВА 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЛАНДШАФТ
|
|
|
|
ч. 1: Космическое и микрокосм
ч. 2: Группа высоких культур
ч. 3: Отношения между культурами |
6
28
68 |
22
39
40 |
1 -5
6 - 11
12 - 19 |
ГЛАВА 2: ГОРОДА И НАРОДЫ
|
|
|
|
ч. 1: Душа города
ч. 2: Народы, расы, языки
ч. 3: Пранароды, культурные народы, "феллахи" |
108
140
199 |
32
59
40 |
1 - 6
7 - 14
15 - 19 |
ГЛАВА 3: ПРОБЛЕМЫ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
|
|
|
ч. 1: Исторические псевдоморфозы
ч. 2: Магическая душа
ч. 3: Пифагор, Мухаммед, Кромвель |
240
298
339 |
57
41
84 |
1 - 7
8 - 14
15 - 21 |
ГЛАВА 4: ГОСУДАРСТВО |
|
|
|
ч. 1: Проблема сословия: аристократия и духовенство
ч. 2: Государство и история
ч. 3: Философия политики |
424
469
577 |
45
108
38 |
1 - 5
6 - 14
15 - 18 |
ГЛАВА 5: МИР ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ
|
|
|
|
Ч. 1: Деньги
Ч. 1: Машина |
618
659 |
42
14 |
1 - 5
6 - 8 |
Примечания
Указатель имён
|
673
709 |
36
9 |
|
21. К конспекту:
… Гл. 1, Ч. 3 (стр. 67 - 106):
12 |
|
13. Античное право |
История права |
14. |
15. |
16. Арабское право |
17. |
18. Западноевропейское право |
19. |
|
Гл. 2, Ч. 1 (стр. 108 - 140):
1
2. Мировая история - это история городского человека
3
4. Крестьянин не имеет истории; деньги - абстракция
5. Город планировщиков. Ум. Бесплодие цивилизованного человека.
Самоубийство расы
КОНЕЦ
Написано в декабре 2000 г. в Коренёвке и Гомеле
Перепечатка закончена 23. 02. 01 г.
Набор 31. 03 - 01. 04. 06 г.
|