Философские начала цельного знания 03
В.С.Соловьёв
Конспект 03
Если мы предположим даже полное осуществление социалистической
задачи, когда все люди одинаково будут пользоваться благами и удобствами
цивилизованной жизни, с тем большею силой и неотступностью встанут
перед нами эти вечные вопросы о внутреннем содержании жизни, о высшей
цели человеческой деятельности. А ответ на эти вопросы, очевидно,
не может быть найден в области практических отношений; за ним мы
должны необходимо идти в сферу знания. Что же представляет нам здесь
западная цивилизация? Характеристическим свойством западного развития
и в области знания является последовательное выделение и исключительное
обособление трех её степеней. Первоначально является разделение
между знанием священным, теологией, и знанием светским, или натуральным.
В этом последнем еще не обозначилось в средние века различие между
собственно философией и эмпирической наукой - обе вместе образуют
одну философию, которая признается служанкой богословия, и только
к концу средних веков (в эпоху Возрождения) она освобождается от
этой службы. Условия этого освобождения были следующие. Во-первых,
теология, по естественному сродству опиравшаяся на авторитет церкви,
тем самым лишалась своей силы с практическим освобождением людей
от церковной власти. Далее, теология в своём стремлении к исключительному
господству в сфере знания делала незаконные захваты в области философии
и науки, именно хотела средствами, ей исключительно принадлежащими,
то есть предполагаемым авторитетом Писания и церкви, утверждать
известные положения, по существу их подлежащие только ведению разума
или же опыта, причем, естественно, случалось, что такие положения
принимались как раз в смысле, противном разуму и опыту. Между тем
сама эта схоластика своими формальными построениями способствовала
выработке философского мышления, которое в эпоху Возрождения усилилось
еще лучшим знакомством с греческой философией, а когда явился и
расширенный опыт, то противоречие резко обозначилось, и теологический
авторитет решительно поколебался. Наконец, внутренним своим развитием
схоластическая теология, как и все одностороннее, ведущее к своему
противоположному, приводила к признанию исключительных прав разума,
к рационализму, который с XVI века и является уже господствующим
[335] . Во время Возрождения философия вместе с нераздельною еще
от нее, в ней, так сказать, скрытою наукой борется в качестве знания
натурального против теологии как знания сверхъестественного (а в
схоластике часто и противоестественного) и скоро побеждает её. В
XVII столетии схоластическая теология уже принадлежит истории, хотя
мертворожденные её продукты, а также и попытки восстановить её прежнее
значение появляются и до сего дня [336] . Но вслед за победой натурального
знания в нём самом обозначается разделение. Уже в начале новых веков
являются два противоположные умственные направления - рационалистическое
и эмпирическое; это последнее в XVIII, а еще более в XIX веке решительно
примыкает к выделившимся из философии положительным наукам и вступает
в борьбу с направлением рационалистическим или чисто философским.
Это оправдывается тем, что в конце прошлого и начале нынешнего столетия
рационалистическая философия, окончательно освободившаяся в критике
чистого разума от всякой связи с теологией, начинает стремиться
к исключительному господству в области знания и утверждает себя
в гегельянстве как знание абсолютное. Гегель для философии то же,
что Людовик XIV для государства, и, как Людовик XIV своим абсолютизмом
навсегда уронил значение монархического государства на Западе, так
и абсолютизм Гегеля привел к окончательному падению рационалистическую
философию. И здесь выступает tiers-etat - положительная наука, которая
ныне в свою очередь изъявляет притязание на безусловное господство
в области знания, также хочет быть всем. Это притязание решительно
выставляется так называемым позитивизмом, который пытается соединить
все частные науки в одну общую систему, долженствующую представлять
всю совокупность человеческих знаний. Для этого воззрения теология
и философия (которая получает здесь нарицательное название метафизики)
суть отжившие, хотя и необходимые в своё время фикции. Но позитивизм
идет далее. Подобно тому как социализм не только отрицает значение
церкви и государства и всю их власть хочет передать земству или
экономическому обществу, но еще и в самом этом обществе стремится
уничтожить различие между капиталистами и рабочими в пользу этих
последних, - аналогично этому и позитивизм не только отрицает теологию
и философию и приписывает исключительное значение положительной
науке, но и в самой этой науке хочет уничтожить различие между познанием
причин и познанием явлений как таких, утверждая исключительно этот
последний род познания. Вообще позитивизм в области знания совершенно
соответствует социализму в области общественной и также представляет
в своей сфере необходимое последнее слово западного развития, и
поэтому всякий поклонник западной цивилизации должен признать себя
позитивистом, если только хочет быть последовательным. Но когда
мы будем смотреть на абсолютизм эмпирической науки, возвещаемый
позитивизмом, с общечеловеческой, а не ограниченной западнической
точки зрения, то легко увидим его ничтожество. Как социализм, если
бы даже осуществились все его утопии, не мог бы дать никакого удовлетворения
существенным требованиям человеческой воли - требованиям нравственного
покоя и блаженства [337] , так точно и позитивизм, если бы даже
исполнились его pia desideria [338] и все явления, даже самые сложные,
были сведены к простым и общим законам, не мог бы дать никакого
удовлетворения высшим требованиям человеческого ума , который ищет
не фактического познания (то есть констатирования) явлений и их
общих законов, а разумного их объяснения. Наука, как её понимает
позитивизм, отказываясь от вопросов почему и зачем и что есть ,
оставляющая для себя только неинтересный вопрос что бывает или является
, тем самым признает свою теоретическую несостоятельность и вместе
с тем свою неспособность дать высшее содержание жизни и деятельности
человеческой [339] . К подобному же результату пришло западное развитие
и в области творчества. Современное западное художество не может
давать идеального содержания жизни по той простой причине, что само
его потеряло. В сфере творчества мы видим на Западе такую же смену
трех господств. В средние века свободного художества не существует;
все подчинено мистике. С эпохи Возрождения вследствие общего ослабления
религиозных начал, с одной стороны, и специального влияния вновь
открытого античного искусства - с другой, выступает изящное художество
формы, сначала в живописи (и ваянии), потом в поэзии и, наконец,
в музыке. В наш век наступило третье господство - технического искусства,
чисто реального и утилитарного. Искусство для искусства, то есть
для красоты, так же чуждо нашему веку, как и мистическое творчество;
если еще и появляются чисто художественные произведения, то лишь
в качестве забавных безделок. Подражание поверхностной действительности
и узкая утилитарная идейка - так называемая тенденция - вот все,
что требуется ныне от художественного произведения. Искусство превратилось
в ремесло - это всем известно. Разумеется, исключительно религиозное,
так же как и исключительно формальное творчество, оба односторонни
и потому должны были потерять своё значение, но современный реализм,
будучи не менее их односторонен, кроме того, лишён глубины первого
и идеального изящества второго; единственное его достоинство - это
легкость и общедоступность. Итак, экономический социализм в области
общественной, позитивизм в области знания и утилитарный реализм
в сфере творчества - вот последнее слово западной цивилизации. Есть
ли это вместе с тем последнее слово всего человеческого развития?
Непреложный закон этого развития дает отрицательный ответ. Западная
цивилизация по общему своему характеру представляет только второй,
переходный фазис в органическом процессе человечества, а для полноты
этого процесса необходим третий. И еще не должно забывать, что вследствие
отрицательного и низменного характера тех конечных результатов,
к которым пришла западная цивилизация, эти результаты не могли сделаться
действительно всеобщими или вселенскими, не могли внутренне, радикально
упразднить те старые, относительно высшие начала, которые были ими
вытеснены только из сознания поверхностного большинства. Так все
политические (а в будущем и социальные) революции могут уничтожать
те или другие исторические формы государства, но самый формальный
принцип его для них недосягаем, а, с другой стороны, государство
могло победить, но не могло уничтожить своего старого противника
- церковь: этот старый враг все еще стоит над ним, в то время как
оно уже давно имеет дело с новыми врагами. Философия считается отжившею,
но не только она сохраняет своих адептов между лучшими умами, но
и теология - своих. Далее, мистика не только продолжает существовать
втайне, но время от времени показывается и въявь (хотя бы только
с заднего двора), производя комическую панику среди трезвых умов.
Не умерло и идеальное искусство, и не без отзыва раздаётся голос
поэта: Правда все та же! средь мрака ненастного Верьте в святую
звезду вдохновения, Дружно гребите во имя прекрасного Против течения!
Други, гребите! напрасно хулители Нас оскорбляют своею гордынею,
На берег вскоре мы, волн победители, Выйдем торжественно с нашей
святынею. [340]
Такая внутренняя живучесть мнимо отживших форм совершенно понятна:
последние результаты западной цивилизации по своей узкости и мелкости
могут удовлетворять только такие же узкие и мелкие умы и сердца.
Пока существует в человечестве религиозное чувство и философская
пытливость, пока есть у него стремление к вечному и идеальному,
до тех пор и мистика, и чистое художество, и теология, и метафизика,
и церковь останутся непоколебимо, несмотря на все успехи и все притязания
низших степеней, проводником которых является только умственный
и нравственный vulgus [341] . Эти низшие ступени не могут заменить
собою высших по той же причине, по какой удовлетворение животной
потребности не может заменить удовлетворения потребности духовной
и вульгарная Афродита не может обладать венцом Афродиты небесной.
Правда, те формы, в которых небесная Афродита являлась на Западе,
могли быть только исключительны и, следовательно, несовершенны,
что и делало неизбежным их относительный упадок, но действительно
внутренне упразднены эти формы могут быть, очевидно, лишь лучшим,
то есть полным, всецелым осуществлением тех же высших начал, а никак
не отрицательным действием начал низших. Очевидно в самом деле,
что как скоро существует, например, религиозное начало в человеке,
то плохая религия может быть действительно упразднена только лучшею,
а никак не простым атеизмом; точно так же если существует метафизическая
потребность, то плохая метафизика может быть упразднена хорошею
метафизикой же, а не простым отрицанием всякой метафизики. Но идём далее. Не только отдельные низшие степени во втором моменте развития
не могут достигнуть исключительного преобладания, к которому они
стремятся, но и весь этот второй момент, или фазис, исторического
развития, представляемый западною цивилизацией, не может вытеснить
из истории представителей первого её фазиса - фазиса субстанциального
единства и безразличия. В самом деле, западная цивилизация не сделалась
общечеловеческой, она оказывается бессильной против целой культуры
- мусульманского Востока. Как только в историческом западном христианстве
обозначились те черты, которые составляют его односторонность, как
только стало оказываться, что этот христианский мир в своей исключительности
стремится представлять только момент распадения и борьбы в историческом
развитии, так силы древнего Востока, сначала совершенно парализованные
христианством, снова оживают в виде ислама, который не только не
поддается перед христианским Западом, но и с успехом наступает на
него; и доселе Европа, при всем своём развитии, должна была терпеть
и признавать на своей почве своего исконного врага, а под конец
даже вступить в союз с ним. И это необходимо, потому что второй
момент, взятый в своей отдельности, рассматриваемый не как переход
к третьему, а сам по себе, не только не выше, но в известном смысле
даже ниже первого. Мы видели в самом деле, что и в сфере общественных
отношений, и в сфере знания и творчества вторая сила [342] , управляющая
развитием западной цивилизации, будучи предоставлена сама себе,
неудержимо приводит ко всеобщему разложению на низшие составные
элементы, к потере всякого универсального содержания, всех безусловных
начал существования. И если восточный мир, представляющий первый
момент - исключительного монизма, уничтожает самостоятельность человека
и утверждает только бесчеловечного бога, то западная цивилизация
стремится прежде всего к исключительному утверждению безбожного
человека, то есть человека, взятого в своей наружной, поверхностной
отдельности и действительности и в этом ложном положении признаваемого
вместе и как единственное божество, и как ничтожный атом: как божество
для себя - субъективно и как ничтожный атом - объективно по отношению
к внешнему миру, которого он есть отдельная частица в бесконечном
пространстве и преходящее явление в бесконечном времени; понятно,
что все, что может произвести такой человек, будет дробным, частным,
лишенным внутреннего единства и безусловного содержания, ограниченным
одною поверхностью, никогда не доходящим до настоящего средоточия.
Отдельный эгоистический интерес, случайный факт, мелкая подробность
- атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве - вот последнее
слово западной цивилизации. И поскольку даже исключительный монизм
выше этого атомизма, поскольку даже плохое начало лучше совершенного
безначалия или безголовости, постольку первый момент развития выше
второго, в отдельности взятого, и мусульманский Восток выше западной
цивилизации. Эта цивилизация выработала частные формы и внешний
материал жизни, но внутреннего содержания самой жизни не дала человечеству;
обособив отдельные элементы, она довела их до крайней степени развития,
какая только возможна в их отдельности, но без органической связи
они лишены живого духа, и все это богатство является мертвым капиталом.
И если история человечества не должна кончиться этим отрицательным
результатом, этим ничтожеством, если должна выступить новая историческая
сила, то задача её будет уже не в том, чтобы вырабатывать отдельные
элементы жизни и знания, созидать новые культурные формы, а в том,
чтобы оживить и одухотворить враждебные и мертвые в своей вражде
элементы высшим примирительным началом, дать им общее безусловное
содержание и тем освободить их от исключительного самоутверждения
и взаимного отрицания. Но откуда может быть взято это безусловное
содержание жизни и знания? Оно не может находиться в самом человеке
как частном, относительном существе; не может оно заключаться и
во внешнем мире, который представляет только низшие ступени того
развития, на вершине которого находится сам человек, и если он не
может найти безусловных начал в самом себе, то в низшей природе
- еще менее; и тот, кто, кроме этой видимой действительности себя
и внешнего мира, не признает никакой другой, должен отказаться от
всякого идеального содержания жизни, от всякого истинного знания
и творчества. В таком случае для человека остаётся только низшая,
животная жизнь. Но в этой жизни счастье если и достигается, то всегда
оказывается иллюзией [343] , и так как, с другой стороны, стремление
к высшему и при сознании своей неудовлетворимости все-таки остаётся ,
становясь только источником величайших страданий, то естественным
заключением является, что жизнь есть игра, не стоящая свеч, и совершенное
ничтожество представляется как желанный конец и для отдельного человека,
и для всего человечества. Избежать этого заключения можно, только
признавая выше человека и внешней природы другой безусловный божественный
мир, бесконечно более действительный, богатый и живой, нежели этот
мир кажущихся, поверхностных явлений. И это признание тем естественнее,
что сам человек, по своему вечному началу, принадлежит к тому трансцендентному
миру и в высших степенях своей жизни и знания всегда сохранял с
ним не только субстанциальную, но и актуальную связь. Итак, третья
сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное
содержание, может быть только откровением того высшего божественного
мира, и те люди, тот народ, через который эта сила имеет проявиться,
должен быть только посредником между человечеством и сверхчеловеческой
действительностью, свободным, сознательным орудием этой последней.
Такой народ не должен иметь никакой специальной ограниченной задачи,
он не призван работать над формами и элементами человеческого существования,
а только сообщить живую душу, дать средоточие и целость разорванному
и омертвелому человечеству через соединение его с всецелым божественным
началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах,
ни в каких специальных силах и внешних дарованиях, ибо он действует
не от себя, осуществляет не свое. От народа - носителя третьей божественной
потенции - требуется только свобода от всякой исключительности и
односторонности, возвышение над узкими специальными интересами,
требуется, чтобы он не утверждал себя с исключительной энергией
в какой-нибудь частной низшей сфере жизни и деятельности, требуется
равнодушие ко всей этой жизни с её мелкими интересами, всецелая
вера в положительную действительность высшего мира и пассивное к
нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному
характеру славянства, и в особенности национальному характеру русского
народа. Но и исторические условия не позволяют нам искать другого
носителя третьей силы, ибо все остальные исторические народы подлежат
преобладающей власти той или другой из двух низших исключительных
потенций человеческого развития: исторические народы Востока - власти
первой, Запада - второй потенции. Только славянство, в особенности
Россия осталась свободною от этих двух низших начал и, следовательно,
может стать историческим проводником третьего. Между тем две первые
силы совершили круг своего проявления и привели народы, им подвластные,
к духовной смерти и разложению. Или, повторяю, это есть конец истории,
что невозможно по закону развития, или же для осуществления третьего
момента, требуемого этим законом, неизбежно царство третьей силы,
единственным носителем которой может быть только славянство и народ
русский [344] . Великое историческое призвание России, от которого
только получают значение и её ближайшие задачи, есть призвание религиозное
в высшем смысле этого слова. Только когда воля и ум людей вступят
в общение с вечно и истинно-сущим, тогда только получат своё положительное
значение и цену все частные формы и элементы жизни и знания, все
они будут необходимыми органами или посредствами одной цельной жизни.
Их противоречие и вражда, основанная на исключительном самоутверждении
каждого, необходимо исчезнет, как только все вместе свободно подчинятся
всеединому началу и средоточию. Не трудно усмотреть отсюда, что
произойдет, в частности, с определёнными нами составными элементами
общечеловеческого организма в этом третьем, окончательном его состоянии.
Все сферы и степени этого организма должны находиться здесь, как
сказано, в совершенно внутреннем свободном соединении, или синтезе.
Синтез этот, чтобы быть таковым, должен исключать простое, безусловное
равенство сфер и степеней: они не равны, но равноценны, т.е. каждая
из них одинаково необходима для всецельной полноты организма, хотя
специальное значение их в нём и различно, поскольку они должны находиться
между собою в определенном отношении, обусловленном особенным характером
каждой. Общечеловеческий организм есть организм сложный. Прежде
всего три высшие степени его общего или идеального бытия, а именно
мистика в сфере творчества, теология в сфере знания и церковь в
сфере общественной жизни, образуют вместе одно органическое целое,
которое может быть названо старым именем религии (поскольку оно
служит связующим посредством между миром человеческим и божественным).
Но далее каждый из членов этого целого соединяется с нижними степенями
соответствующей ему сферы и вместе с ними образует особенную организацию.
Так, во-первых, мистика во внутреннем соединении с остальными степенями
творчества, именно с изящным искусством и с техническим художеством,
образует одно органическое целое, единство которого, как и единство
всякого организма, состоит в общей цели, особенности же и различие
- в средствах или орудиях, служащих к её достижению. Цель как такая
определяется только высшею степенью, средства же - вместе с низшими.
Цель здесь мистическая - общение с высшим миром путем внутренней
творческой деятельности. Этой цели служат не только прямые средства
мистического характера, но также и истинное искусство, и истинная
техника (тем более что и источник у всех трех один - вдохновение).
Различие этого отношения в сфере творчества от того, которое было
в первом моменте развития, состоит в том, что тогда подчиненные
степени, не будучи выделены из первой (каковое выделение совершилось
только во втором фазисе развития), собственно, и не существовали
актуально как такие, а следовательно, и не могли служить высшей
цели сознательно и свободно, т.е. от себя; и если то первое субстанциальное
единство творчества, поглощенного мистикой, мы назвали теургией,
то это новое органическое или расчлененное его единство назовем
свободною теургией или цельным творчеством. Далее, второй член религиозного
целого - теология - в гармоническом соединении с философией и наукой
образует свободную теософию или цельное знание. В первобытном состоянии
общечеловеческого духа (в первом моменте развития) философия и наука,
не существуя самостоятельно, не могли и служить действительными
средствами теологии. Понятно, какое великое значение для этой последней
должна иметь самостоятельная философия, выработавшая собственные
формы познания, и самостоятельная наука, снабженная сложными орудиями
наблюдения и опыта и обогащенная громадным эмпирическим и историческим
материалом, когда обе эти силы, освободившись от своей исключительности,
или эгоизма, пагубного для них самих, придут к сознательной необходимости
обратить все свои средства на достижение общей верховной цели познания,
определяемой теологией, причем эта последняя в свою очередь должна
будет отказаться от незаконного притязания регулировать самые средства
философского познания и ограничивать самый материал науки, вмешиваясь
в частную их область, как это делала средневековая теология. Только
такая теология, которая имеет под собою самостоятельную философию
и науку, может превратиться вместе с ними в свободную теософию,
ибо только тот свободен, кто дает свободу другим. Наконец, нормальное
отношение в общественной сфере определяется тем, что высшая степень
этой сферы или третий член религиозного целого - духовное общество
или церковь, в свободном внутреннем союзе с обществами политическим
и экономическим образует один цельный организм - свободную теократию
или цельное общество . Церковь как такая не вмешивается в государственные
и экономические дела, но дает государству и земству высшую цель
и безусловную норму их деятельности. Другими словами, государство
и земство совершенно свободны в распоряжении всеми своими собственными
средствами и силами, если только они имеют при этом в виду те высшие
потребности, которыми определяется духовное общество, которое, таким
образом, подобно божеству, должно все двигать, оставаясь само недвижимым
[345] . Итак, все сферы и степени общечеловеческого существования
в этом третьем, окончательном фазисе исторического развития должны
будут образовать органическое целое, единое в своей основе и цели,
множественно-тройственное в своих органах и членах. Нормальная соотносительная
деятельность всех органов образует новую общую сферу - цельной жизни.
Носитель этой жизни в человечестве может быть сначала , как мы видели,
только народ русский. Пока история определялась деятельностью других
сил, Россия могла только инстинктивно, без всякой сознательности,
ждать своего призвания; разумеется, и примет она его не вся разом,
а первоначально лишь через более узкий союз, братство или общество
в среде русского народа. Но так как цельная, синтетическая жизнь
по существу своему свободна от всякой исключительности, всякой национальной
односторонности, то она необходимо распространится и на все остальное
человечество, когда оно самим ходом истории принуждено будет отказаться
от своих старых, изжитых начал и сознательно подчиниться новым,
высшим. Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает,
но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим
развитием свободной множественности, - только она может дать настоящее,
прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства,
мышления и воли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой,
или вселенской, культурой, причем ясно, что вместе с тем и именно
вследствие своей всецельности эта культура будет более чем человеческою,
вводя людей в актуальное общение с миром божественным. Итак, окончательный
фазис исторического развития, составляющий общую цель человечества,
выражается в образовании всецелой жизненной организации, долженствующей
дать объективное удовлетворение всем коренным потребностям и стремлениям
человеческой природы и потому непосредственно определяемой как summum
bonum. [346] Понятие собирательного или общественного организма,
так же как и понятие развития, - не новы; но оба никогда ясно не
сознавались в применении к человечеству. Обыкновенно за образец
для общечеловеческого организма принимают организм животного тела,
причем между ними приводятся различные параллели и аналогии, часто
доходящие до смешного; между тем животное тело есть только частный
случай организма, и пользоваться им здесь можно только как примером
для пояснения, а не как основанием для построения. Далее, основные
формы общечеловеческого организма никогда не были сознаваемы во
всей их совокупности и нормальном взаимоотношении; ни одно из существующих
построений не принимало в расчет всех девяти форм выше указанных.
Наконец, три главные момента развития, в их логической общности
установленные Гегелем, никем не были определенно применены к полному
развитию всех коренных сфер общечеловеческого организма, который
вообще рассматривался более статически. Изложенный синтетический
взгляд на общую историю человечества сохраняет специфические особенности
духовного организма, не сводя его к организациям низшего порядка,
и определяет его отношения из самой идеи организма, а не из случайных
аналогий с другими низшими существами; далее, он не покушается на
целость человеческой природы, не кастрирует её отнятием какой-либо
из её деятельных сил, и, наконец, он применяет великий логический
закон развития, в его отвлеченности формулированный Гегелем, к общечеловеческому
организму во всей его совокупности. Мы получили теперь ответ на
поставленный нами вначале вопрос о цели человеческого существования:
она определилась как образование всецелой общечеловеческой организации
в форме цельного творчества, или свободной теургии, цельного знания
или свободной теософии и цельного общества, или свободной теократии.
Настоящая объективная нравственность состоит для человека в том,
чтобы он служил сознательно и свободно этой общей цели, отождествляя
с нею свою личную волю, а это отождествление, которое есть вместе
с тем освобождение человека, неизбежно свершится, когда он действительно
сознает истинность этой идеи. "Познайте истину, и истина сделает
вас свободными". Но из трех общих сфер нормального человеческого
бытия две, именно: свободная теургия и свободная теократия, подлежат
в своём образовании и развитии таким особенным условиям, которые
не находятся ни в какой прямой зависимости от воли и деятельности
отдельного лица, которое само по себе здесь бессильно, не может
ни начать, ни ускорить нормального образования. Только в одной сфере
- свободной теософии или цельного знания - отдельный человек является
настоящим субъектом и деятелем, и здесь личное сознание идеи есть
уже начало её осуществления. Трудиться в этой сфере становится,
таким образом, обязанностью для всякого, кто сознал нормальную цель
человеческого развития. Поэтому и я, пришедши к такому сознанию,
предпринял, в меру своих сил и способностей, систематическое изложение
тех идей, которые, по моему убеждению, должны лечь в основу цельного
знания. Но прежде чем войти в предмет, я должен еще рассмотреть
отношение свободной теософии как нормального, или цельного, знания
к другим, односторонним, или анормальным, направлениям в области
знания, что и составит содержание следующей главы. II. О трех типах
философии Свободная теософия есть органический синтез теологии,
философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать
в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и теология
суть только отдельные части или стороны, оторванные органы знания
и не могут быть, таким образом, ни в какой степени адекватны самой
цельной истине. Понятно, что достигнуть искомого синтеза можно,
отправляясь от любого из его членов. Ибо так как истинная наука
невозможна без философии и теологии так же, как истинная философия
без теологии и положительной науки и истинная теология без философии
и науки, то необходимо каждый из этих элементов, доведенный до истинной
своей полноты, получает синтетический характер и становится цельным
знанием. Так положительная наука, возведенная в истинную систему
или доведенная до своих настоящих начал и корней, переходит в свободную
теософию, ею же становится и философия, избавленная от своей односторонности,
а наконец и теология, освободившись от своей исключительности, необходимо
превращается в ту же свободную теософию; и если эта последняя вообще
определяется как цельное знание, то в особенности она может быть
обозначена как цельная наука, или же как цельная философия, или,
наконец, как цельная теология; различие будет здесь только в исходной
точке и в способе изложения, результаты же и положительное содержание
одно и то же. В настоящем сочинении исходная точка есть философское
мышление, свободная теософия рассматривается здесь как философская
система, и мне прежде всего должно показать, что истинная философия
необходимо должна иметь этот теософический характер или что она
может быть только тем, что я называю свободною теософией или цельным
знанием. Слово "философия", как известно, не имеет одного
точно определённого значения, но употребляется во многих весьма
между собой различных смыслах. Прежде всего мы встречаемся с двумя
главными, равно друг от друга отличающимися понятиями о философии:
по первому философия есть только теория, есть дело только школы;
по второму она есть более чем теория, есть преимущественно дело
жизни, а потом уже и школы. По первому понятию философия относится
исключительно к познавательной способности человека; по второму
она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим
идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое,
но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем
взаимодействии с сферами творчества и практической деятельности,
хотя и различаясь от них. Для философии, соответствующей первому
понятию, - для философии школы - от человека требуется только развитой
до известной степени ум, обогащенный некоторыми познаниями и освобожденный
от вульгарных предрассудков; для философии, соответствующей второму
понятию, - для философии жизни - требуется, кроме того, особенное
направление воли, т.е. особенное нравственное настроение, и еще
художественное чувство и смысл, сила воображения, или фантазии.
Первая философия, занимаясь исключительно теоретическими вопросами,
не имеет никакой прямой внутренней связи с жизнью личной и общественной,
вторая философия стремится стать образующею и управляющею силой
этой жизни. Спрашивается, какая из этих двух философий есть истинная?
И та и другая имеют одинаковое притязание на познание истины, но
самое это слово понимается ими совершенно различно: для одной оно
имеет только отвлеченно-теоретическое значение, для другой - живое,
существенное. Если для разрешения нашего вопроса мы обратимся к
этимологии слова "философия", то получим ответ в пользу
живой философии. Очевидно, название "любомудрие", то есть
любовь к мудрости (таков смысл греческого слова ?????????), не может
применяться к отвлечённой теоретической науке. Под мудростью разумеется
не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя
цельность духа. Таким образом, слово "философия" означает
стремление к духовной цельности человеческого существа - в таком
смысле оно первоначально и употреблялось. Но разумеется, этот этимологический
аргумент сам по себе не имеет важности, так как слово, взятое из
мертвого языка, может впоследствии получить значение, независимое
от его этимологии. Так, например, слово "химия", значащее
этимологически "черноземная" или же "египетская"
(от слова "хем" - черная земля, как собственное имя -
Египет), в современном своём смысле имеет, конечно, очень мало общего
с черноземом или с Египтом. Но относительно философии должно заметить,
что и теперь большинством людей она понимается соответственно своему
первоначальному значению. Общий смысл и его выражение - разговорный
язык и доселе видят в философии более чем отвлеченную науку, в философе
- более чем ученого. В разговорном языке можно назвать философом
человека не только мало ученого, но и совсем необразованного, если
только он обладает особенным умственным и нравственным настроением.
Таким образом, не только этимология, но и общее употребление придает
этому слову значение, совершенно не соответствующее школьной философии,
но весьма близкое к тому, что мы назвали философией жизни, что,
конечно, составляет уже большое praejudicium [347] в пользу этой
последней. Но решающего значения это обстоятельство все-таки не
имеет: ходячее понятие о философии может не отвечать требованиям
более развитого мышления. Итак, чтобы разрешить вопрос по существу,
нам должно рассмотреть внутренние начала обеих философий и лишь
из собственной состоятельности или несостоятельности вывести заключение
в пользу той или другой. Все многообразие систем в школьной философии
может быть сведено к двум главным типам или направлениям, причем
одни из систем представляют простые видоизменения этих типов или
различные стадии их развития, другие образуют переходные ступени
или промежуточные звенья от одного типа к другому, третьи, наконец,
суть опыты эклектического соединения обоих. Воззрения, принадлежащие
к первому типу, полагают основной предмет философии во внешнем мире,
в сфере материальной природы и соответственно этому настоящим источником
познания считают внешний опыт, то есть тот, который мы имеем посредством
нашего обыкновенного чувственного сознания. По предполагаемому им
предмету философии этот тип может быть назван натурализмом , по
признаваемому же им источнику познания - внешним эмпиризмом. Признавая
настоящим объектом философии природу, данную нам во внешнем опыте,
натурализм, однако, не может приписывать такого значения непосредственной,
окружающей нас действительности во всем сложном и изменчивом многообразии
её явлений. Если бы искомая философией истина была тождественна
с этою окружающей нас действительностью, если бы она, таким образом,
была у нас под руками, то нечего было бы и искать её, и философия
как особенный род знания не имела бы причины существовать. Но в
том-то и дело, что эта наша действительность не довлеет себе, что
она представляется как нечто частичное, изменчивое, производное
и требует, таким образом, своего объяснения из другого истинно-сущего
как своего первоначала. Эта феноменальная действительность - то,
что мы в совокупности называем миром, - есть только данный предмет
философии, то, что требуется объяснить, задача для разрешения, загадка,
которую нужно разгадать. Ключ этой задачи, le mot de l'enigme [348]
, и есть искомое философии. Все философские направления, где бы
они ни искали сущей истины, как бы её ни определяли, одинаково признают,
что она должна представлять характер всеобщности и неизменности,
отличающий её от преходящей и раздробленной действительности явлений.
Это признает и натурализм как философское воззрение и потому считает
истинно-сущим природу не в смысле простой совокупности внешних явлений
в их видимом многообразии, а в смысле общей реальной основы или
материи этих явлений. Определяя эту основу, натурализм проходит
три степени развития. Первая, младенческая фаза натуралистической
философии (представляемая, например, древней ионийской школой) может
быть названа элементарным или стихийным материализмом; за основу
или начало (????) принимается здесь одна из так называемых стихий,
и все остальное признается за её видоизменение
|