Любовь к народу и русский народный идеал
(Открытое письмо к И.С. Аксакову)
Конспект
В.С. Соловьёв
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
Четвёртый уровень
Примечание
Первый уровень
Мотивы моих статей по церковному вопросу
Россия и другие страны страдают от умственного и нравственного
нестроения
Церковь не занимает подобающего ей места
Ближайшая причина - раскол
Парализует действие
Начало болезней лежит дальше - в общем ослаблении организма церкви
вследствие её разделения
Пропасть вырыта человеческими руками
Разделение церквей - Божье попущение, а не воля
Можно и должно засыпать пагубный ров
Политические меры
Но главное - внутреннее примирение
Было бы невозможно, если бы католическая церковь была вполне чужда
истины
Следует беспристрастно рассмотреть спорные вопросы
У нас же полемическое отношение
Полемика углубляет пропасть
Молимся о мире, о благосостоянии церквей и о соединении всех
На деле препятствуем
Требуется
- Cправедливость, беспристрастное и всестороннее обсуждение
- Иреническое (примирительное) настроение
Опыт - в статьях "Великий спор и христианская политика"
Привёл вас в недоумение и негодование: противен русским национальным
чувствам и интересам
Примирение - национальная историческая задача России
Вы полагаете любовь к народу в привязанности к родному
Ко всему? Раскол - родное. Однако вы ему не сочувствуете. Значит,
только к хорошему
Спрашивать нужно не своё или не своё, а о том, хорошо или худо
Работая над вселенским делом, мы покажем любовь и к близким, и
к дальним
Самобытность не в предмете действия, а в субъекте
Принадлежа к народу, мы причастны самобытности, налагаем национальный
отпечаток на дела
Обыкновенно народ, похваля себя, выражает нац. идеал
Француз - прекрасная Франция и слава
(la belle France, la gloire du nom francais)
Англичанин - старая Англия (old England)
Немец поднимается выше: die deutsche Treue (лояльность)
Индийский идеал - аскетическая святость
Русский - "святая Русь".и святое дело
Нравственно-религиозный.идеал
Деятельная святость, живой практический и исторический смысл
В истории выразился в создании русского государства
Соединение церквей - святое дело
Христиане не могут допустить нового откровения
Слово России может быть только исполнением христианства
Это невозможно при братоубийственной розни
Слово религиозного примирения
Оригинальность - вопрос праздный: суметь сказать по-своему
Заслужив славу сынов Божиих: "блаженны миротворцы, яко тии
сынове Божий нарекутся"
Это возмущает вас потому, что вместо религиозного объединения вам
представляется облатынение церкви
[ Придание ей свойств латинской церкви - ЛЗ ]
Признаю духовные силы России и жду их проявления
Необходимо самоотречение в нравственном смысле
Приложение к делу лучших свойств русской народности (истинной религиозности,
братолюбия, широты взгляда, веротерпимости, свободы от всякой исключительности
и прежде всего - духовного смирения)
Как Вы связываете с духовным смирением задачи усиленного национализма?
Что Вы разумеете под народным духом?
Дух водил предков за истинной в Византию, за государственным началом
к варягам, за просвещением к немцам
Внушал искать не своего, а хорошего
1884
Благодать святительства, возвращенную нескольким миллионам русских,
нельзя класть на одни весы с какими-то польскими интригами
Второй уровень
Парализующий раскол -> Ослабление церкви -> Умственное и
нравственное нестроение -> Страдания
Русский нац. идеал - "святая Русь".
Национальная историческая задача .- Святое вселенское дело - Примирение
Требуются
- Политические меры
- Любовь и к близким, и к дальним, примирительное настроение
- Диалог
Исполнение христианства vs нового откровения
Санкция Бога: "блаженны миротворцы"
Признаю духовные силы России и жду их проявления
Третий уровень
Русский нац. идеал - "святая Русь".
Национальная историческая задача .- Святое вселенское дело - Примирение
- Диалог
Исполнение христианства vs нового откровения
Санкция Бога: "блаженны миротворцы"
Жду проявления духовных сил России
Четвёртый уровень
Национальная задача Руси.- Вселенское дело - Диалог
Жду
Примечание автора сайта
- Соловьёв ждал деятельно
|