Идея сверхчеловека
В.С. Соловьёв
Конспект
1) Смешные по внешнему выражению, но в существе неизбежные переходные
ступени - "увлечения юности":
- Гегельянство 30-40-х
- Культ естествознания - Дарвин, Конт и др
- Ницшеанство ("Московский философский журнал", январь-февраль
1899: "Ницше делается модным писателем в России")
2)
- Образованных стало больше
- Объединить их не просто
(Люди если не более зрелы, то менее наивны и способны к стадному
"единомыслию")
=> В русском обществе исчезла одностанционность (когда господствовало
одно идейное увлечение)
[ К
истории русской мысли ]
3) Маркс - экономический материализм - обращён на текущее и насущное
Толстой - отвлеченный морализм - отчасти на завтрашний день
Ницше - демонизм "сверхчеловека" - послезавтра и далее
[ К
сравнит. анализу идеологий ]
Последняя идея - самая интересная
[ К
критич. анализу идеологий ]
4) Первое условие истинной критики: показать главный принцип явления
с хорошей стороны. Определить истину, которую заблуждение извращает
- "Содержит" и "извращает" - разные вещи. Говорить,
что заблуждение содержит истину, нельзя
[ К Методичкам (Критика)
]
5) Дурная сторона ницшеанства
- Презрение к человечеству
- Языческий взгляд на силу и красоту
- Присвоение сверхчеловеческого значения
[ К
критич. анализу идеологий ]
6) Изо всех земных существ один человек может относиться к себе
самому критически
(в смысле не недовольства и тоски, а оценки способа своего бытия,
как не соответствующих тому, что должно бы быть) :
- Залог высшей природы в глубине души заставляет нас хотеть бесконечного
совершенства
- Размышление указывает нам на несовершенство
- Совесть говорит, что оно зависит от нас
Тяготеть к идеалу сверхчеловека естественно
Если хочет, то и может, а если может, то и должен
[ К Системе
идей ]
II
1) История говорит, что человек делается лучше, вдвигая утопии
в настоящее
[ К Системе
идей ]
2) Рост человека примыкает к процессу усовершенствования природного
бытия, к космическому росту:
( Жизнь ) - Чувства - Разум
3) Рост физической организации и душевной жизни происходит через
вырабатывание новых телесных форм
(В форме устрицы творчество человека и даже пчелы невозможно)
Тело человека не требует новых перемен, потому что может вместить
в себе беспредельный ряд степеней возрастания: от полузверя до богочеловека
Рост отражается на внешнем виде (одухотворение наружности), но
не изменяет анатомического типа
[ К Системе
идей ]
III
Сверхчеловеческой формы организма не требуется
Это не противоречит стремлению стать лучше, потому что оно относится
лишь к способу функционирования
Например, мы можем быть недовольны состоянием зрения, но не тем,
что у нас только два глаза
Слабость зрения устраняется
- телескопами и микроскопами
- раскрытием "вещих зениц"
IV
Препятствия могут идти лишь с функциональной стороны существования:
- В частных патологических уклонениях
- В явлениях, обычность которых заставляет многих считать иx нормальными
Таково явление смерти
И эгоист, и альтруист одинаково считают смерть нестерпимым противоречием
Люди, желающие стать сверхчеловеками, должны бы сосредоточить своё
внимание на этом
"Человек" и "смертный" - синонимы. Но вот животные
тоже умирают - а никто не характеризует их как смертных. Для человека
же чувствуется тоскливый упрёк себе и непримиримость
Если смерть необходима в наличных условиях, то кто сказал, что
сами эти условия неизменны?
Животное не борется со смертью сознательно. Человек же побеждаем
ею. "Сверхчеловек" должен быть прежде всего победителем
смерти - освобождённым освободителем человечества, исполнителем
условий, при которых возможно или вовсе не умирать, или, умерев,
воскреснуть для вечной жизни
Задача смелая. Но смелый - не один, с ним Бог
Условия смертности известны - могут стать известны и противоположные
Если бы образ "сверхчеловека" был затемнён и запутан
разными наслоениями и не мог бы ничего сказать о нашей жизненной
задаче (почему же бы, однако, нам не распутать и не прояснить его?),-
то есть сверхчеловеческий путь
Критерий оценки всех дел и явлений - соответствие условиям, необходимым
для перерождения смертного и страдающего человека в бессмертного
и блаженного сверхчеловека
Старая, традиционная форма идеи истинного назначения, окаменевшая
в школьных умах, привела к её забвению и к примирению с участью
Заявлениям "я сверхчеловек", "мы сверхчеловеки",
даже голословным, следует радоваться: они открывают возможность
интересного разговора, чего никак нельзя сказать о некоторых иных
точках зрения
[ К Системе
идей ]
Передовые люди заявляют себя так, что с ними возможен и требуется
серьёзный разговор о делах сверхчеловеческих. Приступ к такому разговору
я и хотел сделать на этих страницах
[ К Системе идей - Диалог Мировых Сил ]
|