Михаил Эпштейн,
Москва, 1984 - 1988
НОВОЕ СЕКТАНТСТВО
типы
религиозно-философских умонастроений
в России 70 - 80 гг. XX в.
"Лабиринт", 1994 г., культурологическая библиотека журнала
"Апокриф"
конспект и полемика Льва Зэппелина
В "нейтральные" работа помещена
исключительно в надежде на убеждённость автора в том, что он приближает
светлые времена
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.1. От автора
1.2.
Новое сектантство как проблема религиоведения
2. Каталог сект:
Религиозно-бытовые секты: Пищесвятцы, Домовитяне,
Вещетворцы
Религиозно-мещанские секты: Дурики, Провы, Серые
Религиозно-национальные секты: Кровосвятцы,
Красноордынцы, Хазаряне
Религиозно-атеистические секты: Афеяне, Доброверцы,
Греховники
Религиозно-эсхатологические секты: Ковчежники,
Удаленцы, Пустоверцы, Стекловидцы
Религиозно-литературная секта: Пушкинианцы
3. Приложение: Из
рецензий на эту книгу [не конспектировалось]
Иван Дедов. Даль русской мысли
Пьер Даниэль. Первая социалистическая философия
Густав Шнейдер. От атеизма к язычеству
Роберт Коэн. Несчастное религиозное сознание
4. Послесловие:
КОМЕДИЯ ИДЕЙ
1) Век идей
2) Pars pro toto
3) Сколько может быть идеологий?
4) Идеософия
5) Третья комедия
6) Энциклопедия как жанр
Именной и предметный указатель [Не конспектировался]
----
< ЛМ: - Лично для меня самым интересным оказалось
- как я и предполагал - Послесловие, Комедия идей
Люблю обобщения: читаешь-читаешь - а затем узнаёшь, в каком русле
прочитанное, что в этом русле есть ещё, какие русла есть ещё - всё
становится как на ладони, ориентация называется...
Но начну с самого увлекательного: с краткой характеристики
сект. Увлекитесь и дочитайте до конца >
----
ПИЩЕСВЯТЦЫ (они же Диетарии.
Разновидности: Постники, Сыроеды, Вегетарианцы, Бессахарники, Бессольники,
Янианцы - более 40 направлений) - Освящают акт принятия пищи
ДОМОВИТЯНЕ (= Домовники)
- религиозно-культурный орден; освящают жилище
ВЕЩЕТВОРЦЫ (= Вещесвятцы;
идеологию называют "Вещелюбие", "Вещемудрие")
- Исповедуют ценности домашнего обихода и творчески их преумножают.
Вещетворцы то же делают с вещами. Ищут спасения в предметном мире.
Отличаясь от основной массы граждан нестяжательским отношением к
нему
ДУРИКИ - нарочно глупят по жизни, слегка
придуриваясь и порою доводя коллег по работе. Современные юродивые.
Стараются чувствовать себя нормально в мире идиотизма, сверхточно
соблюдая придуманные этим же миром правила. Или: если нужно в отчёте
написать три нуля, пишут четыре. "Глупость мира сего - это
и есть премудрость Божия"
ПРОВЫ (= Московские
провинциалы; название одновременно идёт от типичного в прошлом провинциального
имени Пров) - нарочитые провинциалы: новенькие шмотки из
провинциальных универмагов в одежде, книжные штампы в речи... Считают
Россию, планету, Солнечную систему, Галактику провинциями - соответственно
планеты, Галактики, Вселенной
СЕРЫЕ (= Партия
Серых, ответвление - Пассивисты) - считают, что малодушие,
соглашательство. пассивность - путь к принятию страдания, каковое
понимается как сораспятие со Христом
КРОВОСВЯТЦЫ (= Кровославцы;
примыкают Христиане Крови, Иоанновы) - исходят из библейской
фразы о духе, воде и крови. "Крещение водой - это начало христианского
пути; распятие и крещение кровью - его конец". Чтут также землю,
где была пролита кровь (служат богослужения на местах великих битв)
КРАСНООРДЫНЦЫ (примыкают
к Восточничеству; противостоят Западникам и Славянофилам)
- чтут Золотую орду и считают, что Ленин - это воскресший Чингисхан,
а революция - повторение татарского нашествия
ХАЗАРЯНЕ (Хазариане)
- чтут Хазарский каганат, где мусульманское меньшинство прекрасно
уживалось с христианским меньшинством. а сам каган был иудеем. Уважают
все три религии
АФЕЯНЕ (от того
же корня, что и "атеисты") - допускают, что Бога
нет (уже нет), но жить стараются так, словно Он есть, не ожидая
посмертного воздаяния за добрые дела
ДОБРОВЕРЦЫ (= Доброверы;
ветви - Поможенцы, Добротаинцы) - Примерно то же; причём
одна из заповедей - ненавязчивость. Видишь весною пробивающийся
ручеёк - помоги, убери с его пути щепку. Но ходить по городу, выискивая,
кому бы помочь - излишне
ГРЕХОВНИКИ (= Братья
во грехе, Греховные братья) - самая извращенческая секта.
Грешат нарочно, ради спасения других. Например, убивают притеснителя,
дабы избавить его от греха притеснения, а притесняемого - от соблазна
убить. Покрывают преступников и даже совершают те же преступления,
что и они - дабы тем "не было стыдно"
КОВЧЕЖНИКИ (= Искатели
Ковчега, Строители Ковчега, Ноевцы) - строят индивидуальные
убежища по примеру Ноя
УДАЛЕНЦЫ (= Удаляющиеся
от Бога; = Мусорщики, Краесёлы, Умруны, Истощенцы) - Переворачивают
религиозные ценности с ног на голову. Куча мусора - их алтарь. Селятся
на краю сёл. Исходят из фразы Библии о том, что в последние дни
мира "первые станут последними, а последние - первыми"
ПУСТОВЕРЦЫ (= Пустосвятцы,
Землесвятцы, Нашенцы, Степняки, Равнинники, Широтники) -
любят в России... пустоту. Россия не должна ждать конца света, т.к.
она и так уже конец всему, а значит - место присутствия Бога. Их
молитвенные собрания - буквально переливание из пустого в порожнее.
Их вера - "ничто". В Библии выделяют места о пустынях
СТЕКЛОВИЦЫ
(= Стекольщики, Стеклоделы, Глассары)
- профессионально-религиозный союз типа масонов ("Вольных каменщиков")
или карбонариев ("Вольных Угольщиков"). Последние времена
будут "Временами прозрачными" (по Библии; имеется в виду
ясновидение, телепатия), а символ прозрачности - стекло. Занимаются
"невидимой работой"
ПУШКИНИАНЦЫ (ветви:
Трезвленцы и Упоенцы) - первые чтут Пушкина как Бога, соблюдая
всё же какие-то трезвые мысли; вторые же меры знать не хотят
< Дочитали? Насколько легче стало жить, почувствовали?.
. Вот то-то, что "фиг его знает"
Жить легче станет не от смакования чьих-то зэхеров,
а при избавлении от своих и общественных. (Общество от секты следует
отличать). Автор, смею надеяться, мечтал именно об этом. Хотя кто
его знает, может и конкретный социальный заказ выполнял, несмотря
на неприятие этого термина
Идём дальше и убеждаемся в наличии скрытого "творческого
умысла" >
----
Послесловие. КОМЕДИЯ
ИДЕЙ
1. Век идей
XX век, видимо, войдёт в историю как век идей. Никогда ещё идеи
так не властвовали над умами, приобретая форму национальных и классовых
идеологий, государственных идеократий, личных идеоманий и идеофобий.
Идеи становятся материальной силой, меняющей мир. Планета опутана
(окутана) идеосферой. (Красное небо в отличие от голубого неба -
атмосферы). Чем объяснить величественные бойни XX века, как не битвой
идей? Стрела пронзает одного, бомба разрывает сотни тысяч, идея
ведёт на смерть миллионы
< ЛМ: - Пардон. От того, что бойня огромна, величественной
она не становится
Второе. Битва шла не между идеями, а между людьми,
как и раньше. Просто раньше идеологическое оружие не требовало такой
сложности
Третье. Материальной силой идеи были всегда и всегда
меняли мир. Просто масштабы были поменьше: раньше - по частям меняли,
сейчас - можно и весь мир полностью. Хотя и части-то были - ого:
Египет - маленькая страна? Или Китай, Месопотамия, Греция? А конкистадоры,
а португальцы в Африке? >
Однако сама перенасыщенность жизни идеями (политическими, педагогическими,
экономическими, административными, религиозными) - всё более приобретает
характер трагикомедии
< ЛМ: - Вот насчёт перенасыщенности - это верно.
Домовитяне и дурики, христиане евангелькой веры и христиане веры
евангельской, демократы - народники по-гречески - и республиканцы
- народники по-латыни... >
Постепенно власть идей сходит на нет. Человечество убеждается,
что есть ценности более важные: любовь, жизнь, природа, способность
очаровываться неповторимым...
Идеи уступают место мудрости. Образуется социосфера
< ЛМ: - Как бы не так. Либерализм и неолиберализм
сменяют коммунизм - вот и вся социосфера. Слепец. Про способность
очаровываться тебе и коммунист расскажет, и либерал. Идея - не
альтернативная этой способности (любви, жизни, природе)
ценность, а оружие
в борьбе за обладание возможностью эту способность
в себе воспитать и затем применять на практике. И в том, что без
этого оружия можно как-то обойтись, или что достичь желаемого можно
без борьбы, никто ещё, увы, отнюдь не убедился >
Идеи в этой новой сфере - словно останки исполинских ископаемых,
разделённые по десятилетиям: 20-е, 30-е, 40-е...
"Социальный заказ", "Коллективизация", "Соцреализм",
"Борьба с космополитизмом", "Завоевание космоса",
"Кровь и почва"... Мы осматриваем их с любопытством, не
понимая, как эти чучела, набитые трухой, могли когда-то внушат ужас
и восторг, как могли они выдерживать собственную тяжесть и не разрушиться
от простого земного притяжения
< ЛМ: - А "Золотой миллиард" чем лучше,
"шоковая терапия", "борьба с терроризмом"? "Полноценные
и неполноценные нации" (идея времён изобретателя массовых казней
Колумба, кстати, а вовсе не Геббельса)? "Освоение Запада"
(достойными Колумба продолжателями столь же неблизких времён)? Огораживание
и казни согнанных с земель крестьян, ставших бродягами? Идеологии
под последнее действительно не подводилось - точнее, не было её
пропаганды - но разве идеологии не было? >
В их живучести - загадка, но чувство нелепости всё более нарастает
< ЛМ: - Расизм более живуч, но автора он явно
заботит меньше. Видимо, оттого, что коммунизм его коснулся лично,
а расизм - нет >
Мы - в кунсткамере идей, где они уже снабжены этикетками
2. Pars pro toto
< ЛМ: - А вот за этот фрагмент низкое автору гутен
морген! >
Pars pro toto на латыни - это "Часть вместо целого".
Отсюда слова "партийность" (="частичность";
"партия" = "часть") и "тоталитаризм"
("целостность")
Приведено это выражение здесь для того чтобы показать: такой принцип
политического мышления как партийность есть возведение в ранг абсолютного
некоей частности, а тоталитарность есть стремление загнать миллионы
людей в щёлку одного - "единственно правильного" - мировоззрения
Если в какой-то системе участвуют несколько элементов - например,
болт и гайка - то становится возможным создать две идеологии: "болтианцев"
и "гаечников". Одни будут считать, что болт нужно вкручивать
в гайку, другие - что гайку заворачивать вокруг болта. Одни предпочтут
пользоваться ключом, другие - отвёрткой. Одни назовут критерием
истины прямоту, другие - всеохватность. Одни провозгласят первичной
заострённость, другие - закруглённость
Стоит только разбить целое на части и придать каждой значение
целого - как тут же из них нарождается множество идеологий, режущих
и кромсающих друг друга со страстью осколков
3. Сколько может быть идеологий?
История показывает, что тоталитарность у нас в крови. Видимо,
это свойство российской земли: на равнине далеко видно вовсе стороны.
Что ни появись - стремится раскатиться в широту и беспредельность
< ЛМ: - Это плохо или хорошо? Бывает ли хорошая
тоталитарность, или любая тоталитарность - плохо? Тем более что
вот и сам природа способствует…
Или же это искушение?
Вопрос не ясен. Из факта кромсания друг друга частями делается вывод,
что сектантство - плохо. Тут же возникает понятие "тоталитарность"
(с чего вдруг?) - и эта оценка переносится на неё. С какой стати
тоже? >
Но всякий тоталитаризм был у нас весьма однобок: тотальность политики
доминировала над всеми остальными сторонами жизни: эстетикой, музыкой,
техникой, спортом, литературой, профессиями, наукой, увлечениями…
< ЛМ: - Если нечто тотально, то оно доминирует
по определению. Потому и тотально, что доминирует
Следовало сказать: "всякий тоталитаризм был
у нас весьма однобок: он был политизирован. Политика подчиняла себе
все остальные стороны жизни…" >
Что, если бы мироспасительная идея пошла бы у нас отовсюду: от
каждой науки, профессии, личности, даты, трав и пчёл, вещей и слов,
морей и закатов, отцов и детей, высот и пустот! От ковыряния в носу
и праздного взгляда в окно!
< - Прошу прощения у читателя за то, что
не изменил пример с носом на более приятный. Отнесёмся к нему спокойно.
Есть нос, есть пыль, есть железы и особая секреция - слава богу!
Высохший нос, потрескавшаяся слизистая - это нестерпимая боль
И чистить нос, даже нормально функционирующий, увы, всё ещё необходимо
[Нет-нет, если читатель увидел в этих словах зарождение новой идеологии,
то ему следует поучиться улавливать смысл в текстах и оценивать
его]
Но делать это (продолжаем про нос), к счастью, можно таки с разными
чувствами
Конечно, ощущать тревогу за судьбы мира или рабочий настрой постоянно
- не только утомительно, но и чревато сдвигами психики. Но если
человек, очищающий нос, думает при этом, что на ближайшие три -
семь часов создаёт себе комфортные условия для работы - чем плохо?
Пусть думает
Не думает - тоже нормально
Опасность не в том, что идея может "идти"
отовсюду (т.е. что любое явление станет ассоциироваться с задачами
всей жизнедеятельности). Опасность в захлёстывании человека одним
мировосприятием. В том, что он станет воспринимать каждое проявление
мира только в одном ракурсе: с точки зрения его пригодности для
своего Пути
+ Неполитический тоталитаризм (доминирование "закатного",
"вещного", "тоталитаризма" - точнее, установленной
цели жизнедеятельности) >
Образовалось бы столько тоталитаристских союзов и групп, что политическая
тоталитарность просто затерялась бы среди них
< ЛМ: - Не понял. Куда бы она делась? Может быть,
все стороны жизни оказались бы подчинены одной идее? Или - имелось
бы огромное количество идей?
Что такое - "неполитическая тоталитарность"?
+ Что такое "тоталитарность" литературы?
Это [ не закончено ] >
Вопрос в том, можно ли из тысячи разных тоталитаризмов составить
один-единственный плюрализм
< ЛМ - Запись ноября 2006: - Книга явно писалась
как наезд на засилие псевдо-коммунистических идеологов в СССР. С
целью, понятно, отстранения оных от власти. Что говорит о неуменнии
автора отличить
- идеологию от идеологов [засилие рождается ими,
а не идеологией]
- ком. пропаганду от псевдо-ком. пропаганды [пропаганда в СССР была
намеренно гипер-академична и голословна: дабы настропалить народ
на смену строя. Строй свергли - а власти остались]
- тоталитарность от Соборности [у нас в крови Соборность, а не тоталитарность.
Тоталитарность - искажение Соборности, рождаемое угнетением. А оно
в свою очередь порождено инфовирусами ]
- мучителя от угнетённого, победившего
угнетателя [ см. ниже ] и попавшего
в лапы другому угнетателю [ см. выше через пункт ]
- засилие капиталистической идеологии (либерализма)
при неявных формах пропаганды оной - от де-идеологизированного общества
[идеология на Западе столь же мощна, как и в СССР]
- обещания от не слишком-то и скрываемых замыслов ["Свергнете
коммунистов - станете свободны и богаты" наряду с "На территории
России экономически целесообразно проживание 15 миллионов человек"]
- диалог от плюрализма [в СССР нужен был Диалог! - между властями
и народом (скажем, книга - ответ на "Архипелаг" нужна была
как воздух), между церковью и атеистами (здесь он даже вёлся, но всё
с теми же зэхерами: гипер-академичность и заумь, плюс ещё масса малоприориретных
вопросов), между Западом и нами... Засилие вместо Диалога было ещё
одним приёмом для настропаления народа. Куда смотерли Косыгин с Устиновым,
я не понимаю, но куда смотрели Яковлев и Немцов, ясно как день...
Так вот, не за плюрализм следует ратовать, а за Диалог. В мире,
где третьи идеи - те, что не ком-м и не либ-м - роли не играют,
следует всё же держаться той, что требует меньше жертв (1) и хотя
бы на словах провозглашает счастье (2). (Коммунисты уничтожили гораздо
меньше народу, чем капиталисты; причём всё больше из тех, кто в своё
время проявил себя больше как насильник, нежели труженик (чуть подробнее
здесь); труд при них был
гораздо свободнее, надежда на Перестройку была - типа "Ну, теперь
точно будет дело", а не "Ну, теперь отольются вам наши слёзы"
- при капитализме такое без давления извне невозможно). Вот; и
в рамках Диалога уже пытаться улучшить существующее, а не менять его
на худшее ]
Автор всего этого не понимает - либо намеренно врёт
>
4. Идеософия
Идеология знает только одно отношение к провозглашённым идеям:
восторженно-утвердительное. Идеософия объемлет целый спектр таких
отношений, которые в разной последовательности проводятся при изложении
новой идеи
1. Научно-нейтральное, доверчиво-серьёзное: идея излагается в
своём строго понятийном объёме
2. Восхищение героическими порывами идеи, её растущей монументальностью,
стремлением объяснить и изменить мир
3. Начало сомнений, недовольство её выспренностью, тенденциозностью,
неприятие её тоталитарного размаха и спрямляющего, упрощённого подхода
к действительности
4. Смеховое восприятие идеи, как пародийной, несообразной в своих
абсолютистских претензиях с её конкретным малым содержанием
5. Укол жалости, содрогания и любви к этой бедной заблудшей идее
- ограниченной и обречённой, как всякое создание человеческого ума
6. Радостное и сочувственное постижение той малой истины, которая
содержится в этой идее и оправдывает её начальный импульс: стать
на защиту одной из реальностей, осмыслить её изнутри и возвести
в перл
7. Трезвое созерцание этой идеи в свете премудрости, нашедшей для
неё единственное место в своём мироустроительном замысле
Здесь важно провести различие между идеологией и религией
Для первой высшей ценностью является идея, для второй - Личность.
Идею можно понять и постичь, Личность - нельзя. Если Она сама не
раскроет Себя в Откровении. Религия, если она не превращается в
идеологию, никогда не доходит до тоталитаризма, т.к. допускает своё
несовершенство по отношению к Абсолюту (находящемуся вне её) - в
отличие от идеологии (её Абсолют внутри неё: свобода, диктатура
и др.). Т.е. религия допускает свою способность заблуждаться
Идеософию можно сравнить с терапией, исцеляющей травмы сознательного
подобно тому как психология исцеляет травмы бессознательного
Идеология - это фиксация сознания на той или иной травме. Травма
ущемлённого национального достоинства порождает националистическую
идеологию. "Комплекс неполноценности" того или иного класса
- идеологию классового превосходства и грядущего всемогущества.
Травма технологической отсталости - идеологию космизма, покорения
космоса и ресурсов других планет. Богатые, нетравмированные общества
освобождены от засилия идеологий
Идеософия призвана работать с идеологическим сознанием, освобождая
его от приверженности идеям-фикс
…Идея - сжатая до обобщения страсть, приобретающая тем самым всеохватную
и принудительную силу. Эта книга - ОБЗОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ,
возведённых в степень концепции, пылающих не только в сердце, но
и в голове
Как все идеи - рассеянные частицы мудрости, так все страсти - рассеянные
частицы любви. Соберите любовь - и тысячи идеологий соберутся в
единую мудрость
< ЛМ: - Что, по идее, приведёт к идеальному устройству
мира, характеризующемуся чистотой его самого и счастьем населяющих
его граждан. Но что, по факту, всё ни к чему подобному не привело.
Несмотря на уход ком. идеологии с политической арены - уж тут-то
точно что-то не так, не правда ли? >
5. Третья комедия
Поль Валери сказал: "После написания Данте "Божественной
комедии", а Бальзаком - "Человеческой комедии", настало
время написать "Интеллектуальную комедию"
Почему именно комедию? Потому что - по словам Бальзака - именно
она в наибольшей степени зависит от состояния общества и в наименьшей
- от воли автора
Данте жил в обществе, монументально спаянном христианской верой.
Бальзак - в обществе, где движущей силой были люди, их характер,
страсти, интересы. Валери жил в бальзаковском обществе и третьей
комедии потому не написал, хотя данными для того обладал всеми:
широчайшей эрудицией, тончайшим интеллектом и художественной гениальностью
…"Божественная комедия" явилась отражением средневекового,
феодального общества, как "Человеческая комедия" - общества
частнособственнического, буржуазного. И написаны они в странах,
явивших классические образцы соответствующих социально-духовных
устройств: предренессансной Италии и послереволюционной Франции
Моделью третьего типа общественного устройства - условно говоря,
социалистического - явилась послереволюционная Россия. Именно здесь
обнаружилось действие новых сил: идей, которые совершают массу дел:
революцию, войну одну, потом вторую, создают фабрики - и всё не
для того, чтобы что-то произвести, чтобы добиться чего-то полезного
- а для того, чтобы доказать продуктивность самих идей. Социализм
- самое "умышленное" общество на свете. Общество, бедное
и духовно и материально, зато сильное идеологически
< ЛМ: - Специально для людей, не слыхавших о Копернике:
под войной "одной" автор имеет в виду не Первую мировую,
а Гражданскую. Вопрос о силах, "совершивших" Первую мировую,
он умышленно обходит стороной
Ответственность за Вторую мировую он возлагает на
СССР. Оспаривать не буду нарочно. Пусть возлагает. Мы и тогда победили,
и сейчас победим
О бесполезности производимого в СССР он не
говорит. Хотя впечатление такое создаётся. Он говорит: полезное
производилось не ради пользы людям, а ради доказательства продуктивности
идей. Но с чего он это взял, не ясно >
…Вождь - всего лишь олицетворение идеи
Конечно, именно оно должно было стать почвой для написания третьей
комедии. Рядом с "Архипелагом ГУЛагом", трагедией замученных
и обезглавленных, вырастает его огромная
тень - балаган тех идей, что выступили в роли мучителя Назад
6. Энциклопедия как жанр
"Божественная комедия" осуществлена в жанре поэмы, к
чему располагал сам предмет - восхождение души, ищущей слияния с
Богом. "Человеческая комедия " выполнена в серии романов,
поскольку определением именно этого жанра является сосредоточие
на судьбе отдельного человека - уже не в соединении с высшей волей,
но в борении с внешними обстоятельствами
Как поэма обращена в высь божественного, а роман - в глубь человеческого,
так энциклопедия - в ширь многообразного мира идей
Этот жанр излюблен в социалистическом обществе. Огромным, многомиллионотомным
произведением энциклопедического жанра становилась у нас вся культура
…Как картины великих художников нельзя сводить к фотографии, так
и великие энциклопедии прошлого нельзя сводить к фактографии: они
содержали систему представлений о мире
…Вообразим энциклопедии, трактующие один и тот же предмет, но выдержанные
в противоположных мыслительных манерах: импрессионистической, абстракционистской,
сюрреалистической, экзистенциалистической, структуралистской… Возможен
и концептуальный стиль
…Марксизм, либерализм, технократизм, экологизм, консерватизм, почвенничество,
западничество… За такими признанными политическими идеологиями разыгрывается
комедия идей гораздо более тонких, зыбких, странных, выплывающих
из глубин коллективного бессознательного. Да и в голове каждого
из нас, а пожалуй что и в сердце - сотни тысяч ещё более мелких
идеологий
…Когда вы научитесь на домашнем конструкторе мастерить по собственному
заказу любую идеологию, никакая идеология уже не будет способна
смастерить из вас идеомана, идеофила, идеократа
И заканчивается книга следующим текстом:
- Идеи всех умов, времён и народов, идеи всех ремёсел, наук и
искусств, идеи всех царств природы и всех общественных классов,
идеи каждой капельки и травинки, идеи созвездий и галактик, голов,
сердец, животов, дыханий, идеи дружбы, любви, ревности, братства,
соперничества, идеи возвышенные и повседневные, сложные и простые,
гениальные и талантливые, умные и безумные, ясные и туманные, достоверные
и невероятные -
разъединяясь в идеологиях, ищут единства в премудрости
Небольшая выдержка для памяти:
"Апрельство":
"Эта жизнь, рвущаяся из-под снежной пелены, этот дурманящий
запах воздуха, зелёный пух на деревьях, зыбкие льдистые облачка
в пронзительно синем небе - всё это жизнь в чистейшем своём выражении,
уже пробудившаяся, ещё не загрубевшая, - таинственный вздох, нежность
младенчества, глубже всего обнажающая тайну живого в самой жизни.
Март ещё слишком скован, угловат, май уже пышноват. разухабист в
сравнении с этой тончайшей, теплоё, живой прелестью апреля"
Так писал бы идеолог апреля в своих "Новых апрельских тезисах".
И в тезисе №12 - об октябре - был бы поставлен самый жирный минус
Точно так же возможны Майство, Августианство, и т.д.
|