Вступительная статья
к антологии "Русский космизм"
(М., "Педагогика-пресс", 1993)
Конспект
Конспект 3-й части сделан не полностью
С. Г. Семёнова
Под космизмом часто понимается целый поток русской культуры. Есть
некое космическое веяние - и достаточно. Но то же можно было бы
проделать с доброй половиной культурных деятелей и всего мира. Уже
в древнейших представлениях человек прозревал взаимосвязи между
своим существованием и бытием Вселенной. Образы народного искусства
выражали объективную идею целостности мироздания. Но всегда существовал
и более активный подход, стремление воздействовать на мир. Магическими
ритуалами человек вставал п р о т и в Вселенной. Как власть имеющий,
как заклинатель и повелитель материи, её сил и "духов".
С середины прошлого столетия в России вызревает уникальное направление
мысли замечательной плеяды мыслителей и ученых. Это идея активной
эволюции. Гуманизм - одна из самых ярких её черт, и это гуманизм
не мечтательный - он основан на глубоком знании космической эволюции
Ч. 1. ВОСХОДЯЩАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Вернадский
Теории Вернадского можно уподобить фундаменту, без которого проекты
космистов могли бы обернуться всего лишь воздушными замками.
В 1920 году он выхватывает среди теорий и догадок прошлого одно
неоцененное открытие: энцефалоз или цефализацию (от греч. kephale
- "голова") американца Джеймса Дана. Эволюция имеет направленность:
с эпохи кембрия, когда появляются зачатки центральной нервной системы,
идёт неуклонное совершенствование нервной системы, в частности головного
мозга.
Удивительно, что идея выпала из научного обихода.
Не забывает он отметить и Ле Конта, который тот же процесс особой
направленности эволюции назвал психозойской эрой.
До них о будущей роли человека говорили:
- А. Н. Радищев ("О человеке, его смертности и бессмертии",
1792): "Но неужели человек есть конец творению? Ужели сия удивления
достойная постепенность, дошед до него, прерывается, останавливается,
ничтожествует? Невозможно!.." [1]
- Немецкий просветитель XVIII в. Гердер ("Идеи к философии
истории"), повлиявший на взгляды Радищева: "Странно поражает
нас, что из всех обитателей Земли человек - далее всего от достижения
цели своего предназначения"
"Человек не есть "венец творения", - убеждён Вернадский;
за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать
"сверхсознание" и "сверхжизнь"
Идеал обожения развит в религиозной ветви русского космизма. Он
также предполагает превозможение человечеством его природы и стяжание
Божественного бытия. Эта традиция сложилась у ряда отцов церкви
и особенно ярко выразилась в учении о божественных энергиях св.
Григория Паламы (XIV в.), византийского богослова и церковного деятеля.
Эту же мысль выражает и знаменитый афоризм выдающегося богослова
и мыслителя IV в. Василия Великого: "Бог стал человеком, чтобы
человек стал богом". Русские религиозные мыслители конца XIX-XX
в. разработали уже концепцию богочеловечества (макрообожения, по
выражению современного исследователя С. С. Хоружего)
+ Бергсон:
В книге "Творческая эволюция" (1903) Бергсон выдвинул
новую в западной философии идею: жизнь - такая же вечная составляющая
бытия, как материя и энергия, а разворачивание жизни - процесс космический,
движимый внутренним творческим "порывом". Такое видение
было особенно близким Вернадскому. Французский мыслитель развивал
только еще начавшее утверждать себя положение о фундаментальном
антиэнтропийном качестве живого. Он разворачивает грандиозную панораму
нарастающего эволюционного вала жизни
Умов
В те же годы близкие идеи развивает первый русский физик-теоретик
Н. А. Умов, о котором Вернадский писал как о "крупном, недостаточно
оцененном ученом-мыслителе"
Фёдоров
Родоначальником всей активно-эволюционной, космической мысли в
России был Н. Ф. Фёдоров с его учением "общего дела"
"В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается
то великое дело, которое может и должно стать общим". "Должна
быть умерщвлена, наконец, и смерть сама - самое крайнее выражение
вражды, невежества и слепоты, т. е. неродственности".
Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными,
слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного
освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический
статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений.
Высший идеал одухотворения мира раскрывается у Фёдорова в последовательной
цепочке задач: это регуляция "метеорических", космических
явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил
в сознательно направленный; создание нового типа организации общества
- "психократии" на основе сыновнего, родственного сознания;
работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы
человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной
Ни в одном из идеалов, которые до сих пор выдвигало человечество
как свою высшую цель, не призывались действительно все до одного
на единое дело, касающееся всех, и не только живущих, но и всех
умерших
Должен быть осуществлен новый грандиозный синтез наук. Нельзя
отрицать значения техники, нужно только поставить её на место. Она
может быть только временной и боковой, а не главной ветвью развития.
Нужно, чтобы человек ту же силу ума, выдумки, расчета, озарения
обратил не на искусственные приставки к своим органам, а на сами
органы. Чтобы человек мог летать, видеть далеко и глубоко, "воссоздавать
себя из атомов, жить во всех средах, принимать всякие формы",
создавать себе всякого рода творческие органы, которые даже будут
меняться в зависимости от среды обитания, действия [2] - эту способность
философ называет полно-органностью...
Вспоминается одна из центральных идей Бергсона о двух путях развития,
по которым пошла жизнь: бессознательного инстинкта и интеллекта.
"Интеллект характеризуется природным непониманием жизни".
Инстинкт же, напротив, органичен, он изнутри, интимно чует мир.
Если бы инстинкт мог озариться сознанием, то проник бы в самые недра
жизни, в её тайное тайных, ведь сам он "продолжает ту работу,
посредством которой жизнь организует материю".
Зародыш инстинкта в человеке - это интуиция, действующая через симпатию,
со-чувствие, как бы слияние с предметом, через мгновенное преодоление
того раскола на субъект - объект, который развился в ходе орудийного
отношения человека к миру.
Освободиться от рабства у материи можно только если разбудить возможности
интуиции
Сухово-Кобылин
Почти одновременно с Фёдоровым еще один его современник пытался
обосновать будущее космическое развитие человечества. Речь идет
о знаменитом драматурге А. В. Сухово-Кобылине. Удалившись в свое
родовое имение, более двадцати лет он отдал построению оригинального
философского синтеза, основанного на эволюционном учении Дарвина
и диалектике Гегеля. В 1899 г. в Кобылинке разразился пожар - погибла
библиотека и все рукописи её владельца. Мир так и не узнал "учения
Всемира" (так называл свою философию сам автор). Случайно сохранившиеся
остатки рукописей Сухово-Кобылина, а также более поздние авторские
попытки восстановления текста нуждаются в тщательном исследовании
Человечество находится в земной (теллурической) стадии развития.
Ему предстоит пройти еще солярную (солнечную), когда произойдет
расселение землян в околосолнечном пространстве, и сидеральную (звездную),
предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение. Это
и будет Всемир
РЕЗЮМЕ:
Роль идеи эволюции:
Она словно открыла воздух сокровенным человеческим надеждам. Раз
идет все усложняющееся развитие жизни, то и человек получает определенный
шанс для совершенствования
Искривления этой идеи:
Исходя из желания превзойти нынешнюю природу человека, проективная
мысль начала работать в двух направлениях. В одном чувствовалось
действие дарвиновских идей естественного отбора, борьбы за существование.
Эрнест Ренан (1823-1892), представляя блистательное будущее, договорился
до "небольшой части аристократов ума и даже до "научного
ада" как карательной меры для непокорных [3].
Наиболее яркий пример тут - идея "сверхчеловека" Ницше,
столь кроваво опошлившаяся в попытках её реализации
В более гуманных вариантах жесткие элитарные нотки звучат у Сухово-Кобылина
(в труху бытия попадают наши дикие предки), у Умова (согласие на
неизбежность вымирания неких людей-автоматов, не сумевших подняться
на гребень эволюции), у Циолковского (идея "искусственного
подбора", приводящего к созданию "существ без страстей,
но с высоким разумом", или задача "профилактического"
уничтожения несовершенных, форм жизни)
Другая тенденция, одушевлена идеалом всеобщности. Вернадский:
"Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей
как закона природы" [4]. "Принцип солидарности" выдвинут
двумя русскими учеными независимо друг от друга: сначала зоологом
Карлом Кесслером, а позже П. Кропоткиным. Наиболее радикально-дерзновенным
выразителем этого направления является Фёдоров
Ч. 2. НООСФЕРНЫЕ ЗАДАЧИ
Вступление: История термина "ноосфера"
Впервые слово "ноосфера" произнёс Леруа на лекциях 1927/28.
Соавтором был объявлен Тейяр де Шарден. Понятия биосферы и живого
вещества были развиты Вернадским в 1922-1923 г.г. (знаменитые лекции
в Сорбонне). Своеобразным исповеданием его веры и духовным завещанием
становится небольшая статья "Несколько слов о ноосфере"
(1944).
Почти идентичное понятие предлагал и П. А. Флоренский в письме к
Вернадскому от 21 сентября 1929 г.: "Хочу высказать мысль о
существовании в биосфере или на биосфере того, что можно было бы
назвать пневматосферой" [5]
("пневма" - дух, духовное начало, греч).
Но уже трактовка Фёдоровым регуляции как "внесения в природу
воли и разума" содержит в себе ядро ноосферной теории.
В традиции христианского космизма аналогом ноогенёза (становления
ноосферы) стала концепция Богочеловечества (богочеловеческого процесса
обожения, преобразования мира)
Вступление: Суть теории
Появление человека означает, что эволюция переходит к употреблению
новых средств - психического, духовного порядка. Человек - кульминация
бессознательной эволюции, некое начало, вырабатывающее в себе предпосылки
для нового, разумно направленного этапа самой эволюции
1. Проблема ноогенёза
Булгаков в "Философии хозяйства" утверждает: "Хозяйственный
труд есть уже как бы новая сила природы, принципиально отличный
от всех остальных сил" [6]. Осуществление Божьего завета о
"владении землей"
Но осуществление "новой космической эры" еще далеко
впереди, нынешняя же хозяйственная деятельность отмечена всеми проклятиями
падшего состояния мира: рабством у материи, у вещей, отчуждением,
взаимной борьбой и притеснением.
Современные авторы различают предноосферу и будущую собственно ноосферу.
Фёдоров предсказал нынешнее опасное направление во взаимоотношениях
человека и природы, называл его утилизацией и истощением последней,
утверждая при этом, что цивилизация лишь "эксплуатирующая,
но не восстановляющая не может иметь иного результата, кроме ускорения
конца" [7]. Да и ноосферный информационный поток содержит в
себе идеологии и концепции антигуманные и ложные. Породив разум,
эволюция словно пошла на риск. Своим малодушным, "демоническим"
выбором можем обречь на неудачу весь космогенез.
Человек - существо "кризисное". Вместе с тем существует
идеал и высшего, духовного Человека. Ноосфера - дисгармоничное создание
человека, находящееся в состоянии становления, и вместе с тем высший
идеал такого становления.
Разрыв идеала ноосферы и его реальности мы встречаем и у других
авторов ноосферной теории
Но именно в силу столь решающего эволюционного значения человека
мыслители-космисты считают невероятным такой глобально плачевный
исход
2
В XX в. возникли факторы перехода к ноосфере. Первый - вселенскость
Человечества, т. е. "полный захват человеком биосферы".
Вся Земля не просто заселена, но человек проник во все стихии: землю,
воду, воздух, околоземное пространство. Второй - единство человечества.
Третий - "возможность влияния на ход общественных дел".
И наконец, рост науки, выход её в главную силу создания ноосферы
3. Направления самосовершенствования
Кризис веры в человека, кризис гуманизма, обнаружившийся после
тех страшных злодейств, на которые оказался способен человек, поставил
вопрос о правомерности "обожествления" природной данности
человека. Можно ли в человеке найти абсолют? Космисты отвечают:
нет! За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека.
Это - Бог или высший преображенный человек
1) В традиции исихазма IV-VII вв. (священнобезмолвия; в России
это были известный подвижник XV в. Нил Сорский и его последователи)
речь шла о задаче включить и тело, а не только душу или ум в круг
преобразования и освещения для будущего обожения. Мы сталкиваемся
со своеобразной практикой "умного делания", развитого
св. Григорием Паламой. Чувствуется сходство с йогой (в позе, в ритмизации,
в "сдерживании" дыхания, в опыте "помещения ума в
сердце", "духовного трезвения", и т. д.)
2) К идеям внутренне-биологического, "органического"
прогресса принадлежит замечательная мысль Вернадского о будущем
автотрофном человечестве. Человек сейчас - животное гетеротрофное,
т. е. плотоядное. Растения - автотрофные (самопитающиеся).
Циолковский также писал о будущем человеке, прямо ассимилирующем
в своем питании солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем
быть бессмертным
3) Вернадский называет высшей целью активной эволюции достижение
индивидуального бессмертия. Принцип родового триумфа в ущерб отдельной
особи на стадии человека уже анахронизм
Купревич
Вспомним президента Белорусской АН В.Ф. Купревича, что усомнился
в неизбежности смерти. "Человек прочнее скалы, я бы сравнил
его с рекой, - писал Купревич, - воды в ней меняются, а река остается
все та же. Спрашивается: почему же этот вечнотекущий процесс жизни
должен иметь конец?" [8].
Он высказывался в том смысле, что смерть возникла в природе как
средство для более быстрого совершенствования рода. Как будто природа
стремилась к созданию какого-то высшего существа и не жалела для
этого мириады индивидуальных жизней. Породив сознание, она создает
предпосылки сознательной остановки этого механизма - творчеством
и трудом самого носителя сознания
4) Фёдоровская идея воскрешения и преображения предков - вершина
дерзаний русского космизма.
Ищет он и конкретные пути воскрешения. Первый из них связан с необходимостью
гигантской работы человечества по собиранию рассеянных частиц умерших
и сложению их в тела. Следуя Аристотелю, философы и ранее высказывали
предположение, что душа, формообразующий принцип человека, как бы
отмечает каждую частичку его тела. В наше время на этом основано
клонирование. Но главная задача - вернуть восстановленному человеку
его уникальное самосознание
Манеев
Современный нам белорусский ученый А. К. Манеев полагает: "И
если излученные поля (например, радиоволны) ведут уже независимое
от их источника существование, что, однако, не мешает им нести в
себе соответствующую информацию, то столь же возможно существование
и биополя, "излученного" пря гибели организма, но все
же сохраняющего всю информацию о нем. На базе последней и мыслится
воссоздание биосистемы, подобно тому, как последняя формируется
в онтогенезе на основе предшествующей ей генетической информации"
[9]
Так выясняются некоторые возможные пути, ведущие к постепенному
преображению природы человека: это и создание долгоживущего поколения,
и обретение автотрофности, постепенного самосозидания, и регуляция
природных, космических сил и стихий, и всеобщее исследование, гигантский
опыт, направленный на достижение бессмертия
Ч. 3. МЕТАМОРФОЗА ЛЮБВИ
---- Начало конспекта
Человек располагает специфической энергией огромной мощи, которая
в настоящее время расходуется прежде всего на воспроизведение его
как природного существа. Стремление одухотворить, использовать для
созидательных целей эротическую энергию, силу любви не раз возникало
в мечте и мысли людей, начиная с Платона.
Природосообразный общественный строй у Шарля Фурье. Попытка Фрейда
поставить её на научную основу теорией сублимации...
Особо радикальный поворот раскрытие "смысла любви" получило
в русском космизме. Точнее, в мысли Н. Ф. Фёдорова, В. С. Соловьева
и их ученика А. К. Горского
---- Конец конспекта
Претензия на бессмертную жизнь требует своей последовательной
логики. Рождение, половой раскол, эрос, смерть сцеплены нераздельно.
Задачу преодоления слепого полового рождения, трансформации эротической
энергии Фёдоров ввел в план преобразовательно-космической практики,
план построения преображенного порядка бытия. Разрешение подобной
задачи - наиболее неясный и конкретно трудно представимый участок
возможной будущей работы над обретением творческого самосозидания
человека. Мыслитель и ставил её лишь в самой общей форме. Воскрешение
- фундаментальный "антиприродный" акт, обратный рождению.
Темная, бессознательная род створная энергия должна быть претворена,
сублимирована в светлую, сознательную творческую энергию, направленную
на познание мира, его регуляцию, воссоздание утраченной жизни. Фёдоров
неоднократно подчеркивал, что он не просто отрицает плотскую любовь,
что привело бы к аннигиляции силы эротической энергии. Скрыто полемизируя
с Толстым, он различает отрицательное и положительное целомудрие.
Отрицательное целомудрие, сохранение аскетической девственности,
внутренне противоречиво; оно далеко не достаточно, это лишь "борьба
оборонительная", которая не дает настоящих положительных результатов,
а при своей абсолютизации приведет лишь к самоубийству человеческого
рода. Посту - отрицательному аскетизму - Фёдоров противопоставляет
"творческий процесс, воссоздание своего организма, заменяющее
питание" (у Вернадского это автотрофность), отрицательному
целомудрию - положительное, которое требует действительно полной
мудрости, в смысле полного обладания своими силами и энергиями мира,
идущими на воссоздание умерших, преображение и их, и себя
Но обратимся к ходу размышления в соловьёвском "Смысле любви".
Только половая любовь, по глубине захвата всего существа человека
равная эгоизму, в какой-то мере уже есть, а должна стать в полной
мере, силой преодоления последнего. В любви, подчеркивает Соловьев,
происходит действительное перенесение "центра личной жизни"
в другого, оба любящих восполняют друг друга своими качествами,
создавая вместе более богатое единство; истинная любовь предполагает
обязательное равенство любящих; наконец, всем в любви известна идеализация
предмета любви - живое и конкретное прозревание абсолютного содержания
его личности и её утверждение. Эти качества любви вовсе не нужны
для простого размножения, увековечения чреды все таких же природно
ограниченных, более-менее улучшенных или ухудшенных существ. Служа
продолжению рода, половая любовь "оказывается пустоцветом".
"Если смотреть... на фактический исход любви, то должно признать её за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую,
не перейдя ни в какое дело (так как деторождение не есть собственное
дело любви)" (с. 512). Любовь как прообраз какого-то нового
типа связи существ этого мира существует в человечестве зачаточно,
как в мире животных разумное начало. Существующие качества любви
предстают как некие задатки для восстановления в человеке идеального
образа Божия, созидания из двух существ какого-то высшего единства.
Осуществление смысла любви должно быть поставлено как сознательная
задача человечеству, как его Дело: реально, а не только во временном
и исчезающем чувстве придать абсолютное значение другому человеку,
"соединиться с ним в действительном создании абсолютной индивидуальности".
"Осуществить это единство или создать истинного человека, как
свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную
обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение,
это и есть собственная ближайшая задача любви" (с. 513)
Высшую задачу любви Соловьев, как и Фёдоров, выводит к "общему
делу" борьбы со смертью, увековечивания и преображения высшей
ценности - личности, наконец, к Делу возвращения всех сознательных
и чувствующих жертв природного порядка за все время его господства,
т. е. воскрешение всех умерших. В своей аргументации Соловьев буквально
следует за Фёдоровым, шаг в шаг. Забыть отцов, свой долг перед ними,
предаться наслаждению бессмертием на костях и прахе поколений, подготовивших
тяжким трудом и страданием это счастье, будет значить нравственное
одичание предполагаемых грядущих "олимпийцев". "Человек,
достигший высшего совершенства, не может принять такого недостойного
дара; если он не в состоянии вырвать у смерти всю её добычу, он
лучше откажется от бессмертия" (с. 539). Соловьев развивает
одну из важнейших идей автора "Философии общего дела"
о том, что борьба со смертью есть часть общего дела преобразования
того извращенного (по терминологии Фёдорова, "неродственного")
статуса материального мира, в котором царит зло отдельности, непроницаемости,
вытеснения и противоборства. Сама натуральная основа бытия, стоящего
на двойной непроницаемости: во времени (вытеснение последующим предыдущего)
и в пространстве (две части вещества вытесняют друг друга с одной
точки пространства), сам этот онтологический порядок неизбежно порождает
рознь. "Последнее слово, - горько констатирует Соловьев, -
остается не за нравственным подвигом, а за беспощадным законом...
и люди, до конца отстаивавшие вечный идеал, умирают с человеческим
достоинством, но с животным бессилием" (с. 537-538). У Фёдорова
задача выправления извращенного порядка природы в неприродный, бессмертный
тип бытия ставится как конкретное дело: победа над временем, осуществление
принципа сосуществования вместо последовательности, обретается в
воскрешении; победа над пространством-путем достижения "полноорганности",
способности безграничного перемещения в пространстве, "последовательного
вездесущия". Соловьев выражается намного более туманно: "Победить
эту двойную непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную
среду сообразною внутреннему всеединству идеи - вот задача мирового
процесса" (с. 541). Только потому, что Соловьев в проектах
"регуляции природы" и "имманентного воскрешения"
своего "дорогого учителя и утешителя" увидел реальную
возможность одухотворения материи, он сумел так решительно её утверждать
в общей философской форме, которая, к сожалению, для других, не
имевших такой удостоверяющей её реальность расшифровки, повисала
прекраснодушным и почти мистическим утверждением. А между тем впечатление
чего-то мистического возникает только из опущения промежуточных
проективно-деловых звеньев
Завершительным аккордом соловьёвских рассуждений о "смысле
любви" звучит центральная для Фёдорова идея общего дела в значении
дела буквально всех и для всех. "Действительно спастись, то
есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной
любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми"
(с. 538), стремясь к идеалу совершенного всеединства, где торжествует
та нераздельность всех и их личностная неслиянность, та равноценность
частей и целого, общего и единичного, которая составляет, по Фёдорову,
проективный для человеческого общества идеал Троичного божественного
бытия. Соловьев целиком его приемлет, придумывая для него свои названия
- сизигия, сизигическое отношение (от греческого слова, обозначающего
"сочетание", "связь"). Сизигия (любовное взаимодействие)
должна обнять отношение индивидуального человека к большему, чем
он сам, целому: к народу, обществу, человечеству и, наконец, ко
всей Вселенной. Без знания конкретных Фёдоровских проектов включения
космической среды в любовно-преобразовательную деятельность человечества
(расселение человечества в космосе, регуляция космических явлений
и т. д.) следующее заявление (Соловьева также оборачивается довольно
туманной фразой: "Но для полного их (различных форм разделения
людей. - С. С.) упразднения и для окончательного увековечивания
всех индивидуальностей, не только настоящих, но и прошедших, нужно,
чтобы процесс интеграции перешел за пределы жизни социальной, или
собственно человеческой, и включил в себя сферу космическую, из
которой он вышел" (с. 546). Автор "Смысла любви"
отказывается вдаваться в "преждевременные, а потому сомнительные
и неудобные подробности, т. е. конкретно просветить смысл нового,
братского отношения к космосу, те возможные пути к его установлению,
которые начал разрабатывать в своих космических проектах Фёдоров.
Соловьев не понял или не принял огромной теоретической ценности
реалистического мышления, делового проектирования в области конечных
целей и задач, "последних времен и сроков", традиционно
считающейся метафизической и бывшей всегда предметом лишь пассивной
веры, визионерства или отвлеченных спекуляций. Завершая краткое
рассмотрение "Смысла любви", спросим: есть ли в этой работе
какие-нибудь, пусть самые общие, указания на конкретные способы
управления эротической энергией в деле трансформации человеческого
организма из природно-смертного в божественно-бессмертный? "Сила
же этого духовно-телесного творчества в человеке есть только превращения
или обращение внутрь той самой творческой силы, которая в природе,
будучи обращена наружу, производит дурную бесконечность физического
размножения организмов" (с. 547). Тут мы сталкиваемся с ценной
интуицией: раскрыть, умножить, мобилизовать творчески-преобразовательные
ресурсы организма можно через внутреннюю концентрацию производительной,
родотворной энергии. Интересно следующее замечание философа: если
человеческая деятельность станет воистину сознательной, определяемой
идеалом всемирной сизигии, то она сумеет произвести или освободить
реальные духовно-телесные токи, которые постепенно овладевают материальною
средою, одухотворяют её ". Здесь прозрение каких-то токов самого
человеческого организма, направленных на окружающий мир и преображающих
его
Как раз эту замечательную интуицию развил в 20-30-х гг. нашего
века последователь учения Н. Ф. Фёдорова А. К. Горский. Его личность,
литературное и философское наследие еще ждут раскрытия во всей своей
поразительной глубине и значении; то же относится и к целой никогда
не прерывавшейся в России цепочке мыслителей- продолжателей, пропагандистов,
хранителей традиции "всеобщего дела". Активная деятельность
Горского простирается на целое тридцатилетие, он публикует ряд стихотворных
сборников, статей и исследований под псевдонимом Горностаев и Остромиров.
Однако значительное количество его работ осталось в рукописи, в
том числе неоконченный "Огромный очерк" (1921-1926), в
котором он ищет свои подходы к интересующему нас вопросу
Областью своего исследования Горский берет для начала искусство,
точнее, глубинную психологию творческого акта; здесь - бродильный
чан внутренних эротических сил, дистиллируемых в прекрасную мелодию,
картину, образ. Это уже достаточно понятно и признано: и то, что
в творческом акте осуществляется сублимация; и то, что искусство
творит новое: жизненные формы, типы, отношения. Искусство - модель
творения жизни и, как всякая модель, есть лишь схематическое, искусственное
предварение. Горский цепляет свою мысль за то волнение организма
художника (входящее основной составляющей в то, что называется вдохновением),
которое в конечном счете опредмечивается в художественное произведение.
Некое волнение, волну организма художник неудержимо стремится вынести
вовне, запечатлеть материальными средствами, закрепить во внешней
среде. В творчестве выражается потребность расширения себя за пределы
своей природно ограниченной формы; искусство - греза о новом теле,
расширенном и вечном. Сюда же присоединим и взгляд Фёдорова на искусство
как попытку мнимого воскрешения. Мыслитель выводил начало искусства
из погребальных обрядов, отпевания, попытки удержать облик умершего
в живописном или скульптурном изображении, т. е. восстановить его
хотя бы мнимо, искусственно, и эта потребность - в бесконечном усложнившемся
виде, от эпического искусства, длинного предания о героических деяниях
наших предков, до современных форм - проникает все искусство: ту
кристаллизацию текучих, преходящих жизненных форм в прекрасные и
вечные, то воскрешение и запечатление бывшего и жившего, то творческое
прощупывание новых форм жизни, которое происходит в нем. Искусство
- прообраз воскресительного акта, и даже самого его типа реализации:
творческое созидание вместо рождения (сублимация эротической энергии
в искусстве), наконец, восстановление жизни как бы "из себя",
рождение из себя наших отцов и матерей (в искусстве из себя, из
волнений организма конструируется новая форма)
Горский обнаруживает, что "законы движения потока образов
- вихрей воображения, заправляющих поэтическим творчеством, однородны
с законами сновидения, сновидческого воображения". Он выделяет
три из них: автоэротическую зеркальность, внутрителесность пространства
и органопроекцию. Автоэротизм, который представлен в психоаналитической
школе как глубиннейший импульс всех психофизиологических процессов,
"строится на эротическом влечении, эротическом восхищении собственным
телом в его целости". Автоэротизм - это любовь к своему организму
в его идеально полном целом, "каким бы он хотел быть".
Образ музы и есть возникновение в поэтической мечте существеннейшего,
с противоположным "половым" знаком дополнения самого себя.
Эту мечту движет чаяние достигнуть страстно желаемой целостности
(предощущаемой в автоэротическом восчувствии своего тела), той единой,
оцеломудренной природы, о которой как идеале говорили и Фёдоров,
и Соловьев
Внутрителесность пространства (сновидческого, а далее и художественного)
выражает особый построительный принцип форм, являющихся во сне,
- пейзажей. сочетаний живых образов и т. д., которые представляют
собой наложение (путем зеркального увеличения) телесной схемы спящего
(извивов и контуров его тела). В творчестве же "поскольку круг
свободного проявления изливаемых лирических волн начинает казаться
неограниченным, постольку, естественно, исчезает, стирается та условная
черта, которая отделяет изолированное "тело", крохотный
кусочек "внутреннего" мира от чуждой и давящей "внешней"
среды. Зрение окончательно торжествует над осязанием"
Наконец, проецирование вовне какой-то части тела, одного из органов,
берущегося представлять весь организм, и есть органопроекция. Особым
случаем органе-проекции является органодеекция (отсечение проецируемого
органа, скажем головы, носа, бороды и т. д., символизирующего, как
правило, мужские гениталии), тесно связанная с кастрационным комплексом.
Рассмотрение органодеекции, окончательным выражением, крайним случаем
которой является сама смерть, неизбежная при теперешнем типе сексуальности,
полового размножения, позволяет Горскому подойти к самому средоточию
темы, выявить свое существенное расхождение с некоторыми положениями
сексуальной теории Фрейда. Главный её ущерб в том, что "психоанализ
совпадает с границами мужской психики". Горский пытается выйти
за границы мужского либидо с его "кастрационным комплексом",
выбором сексуального объекта по принципу опоры (комплекс материнской
груди, откуда пассивное, даже если и трагическое, приятие матери-земли,
порождающей и поглощающей природной утробы, земной судьбы), выдвигает
женский тип эротики. У женщины "органы воспроизведения глубоко
запрятаны внутрь, а наружу выведены лишь излучения, неопределенно
очертанные силовые линии и "волны", "одевающие"
окружающее тело". Ходовой взгляд нам известен: мужское есть
изобилие, избыток, женское - недостаток, ущемлённость, связанная
с отсутствием пениса, как бы уже проведенной кастрацией. У Горского
наоборот: "специфически женское есть всегда избыточное",
при развитии эротической области у девочки в отличие от мальчика
отсутствует точечная сосредоточенность на четко оформленном пенисе;
"комплекс эмоций-представлений" созревающей женщины "сохраняет
неопределенную (и разнообразно определяемую в любой момент) расплывчатость,
расширенность, пластичность, постоянную волнуемость своей сферы.
Ощущение постоянного переполнения, избытка излучаемой энергии вследствие,
очевидно, большего участка слизистой влажной поверхности половых
органов создает то настроение, о котором говорит Лермонтов: "Молодая
душа в избытке сил творит для себя новую природу, лучше и полнее
той, к которой она прикована". Это облачное, эротическое окружение,
расплывчатое, обволакивающее, выходящее во внешнюю среду, пронизанное
атмосферой автоэротической зеркальности, которая осуществляет -
через принцип отождествления - завоевание телом пространства, Горский
называет магнитно-облачной эротикой. Ей он придает особую ценность
в деле будущей метаморфозы человеческого организма в самосозидаемый
и бессмертный
Этот тип эротики представляется мыслителю более перспективным для
реализации задачи расширения человеческого организма вовне, волнового
овладения внешней средой. Важное значение в этом имеет зафиксированное
исследователями расширение эрогенных зон, возникновение экстрагенитальной,
кожно-мышечной эротики, частичное превращение кожи в проводник органической
энергии. Горский приводит мнение немецкого ученого (Зангера) о том,
что такая эротика имеет автоэротическую природу, таит в себе огромные
возможности для сублимирования, обладает способностью концентрировать,
накапливать большие запасы эротической энергии. Собственно генитальная
сексуальность, на которой основывается размножение, - предельно
расточительный способ передачи жизни: осуществляется "разряд
органической энергии в точках наименьшего сопротивления, происходит
как бы хаотический взрыв, гибель и рассеяние драгоценнейших жизненных
клеток", лишь ничтожная их часть служит для зачатия новой жизни.
Но и развитие кожно-мышечной эротики, даже если представить, что
вся кожа сумеет превратиться в эрогенную зону, само по себе не дало
бы пока никаких новых способов созидания жизни, не вышло в практически-преобразовательный
результат. "Найдем ли способ поддерживать, воспроизводить жизнь
не бессознательным животным, но сознательным образом (с участием
мозговых центров)?"
Ч. 4. ВЫХОД ЧЕЛОВЕКА ИЗ "ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
НА ЗЕМЛЕ"
Переживание единства человека и космоса преобладало тысячелетия
и века. И только с космистов в философию входит требование преобразовательной
активности со стороны человечества
Один из учеников Вернадского - украинский академик Н. Г. Холодный
ввел понятие антропокосмизма. (Развито в небольшой философской работе,
изданной крошечным тиражом для узкого круга (Ереван. 1944), тут
же посланной Владимиру Ивановичу. "Несколько слов о ноосфере"
были ответом)
В сознательную эволюцию Холодный включает и "биологический
(а следовательно, и психологический) прогресс человечества"
("На еще более высокую ступень эволюции" человека смогут
поднять "его разум, свободная воля и нравственные идеалы"
[10] )
"Космическая философия" К. Э. Циолковского, признававшего
одну материю, включает усложнение материи в повторяющихся периодах
круговорота.
"Панпсихизм" Циолковского: Вселенная - единое материальное
тело, по которому бесконечно путешествуют атомы, неразрушимые "первобытные
граждане", покинувшие смертные тела, примитивные "я".
Настоящая блаженная жизнь для них начинается в мозгу высших, бессмертных
существ космоса
С Фёдоровым сильнее всего сближает Циолковского идея неизбежности
выхода человечества в космос
Глубоко вдумываясь в исторические судьбы своей страны, Фёдоров
предвидел, что она первой проникнет в околоземное пространство.
У него есть поразительный для его времени ясный ответ на смутные
чаяния Гоголя: "Русь, Русь, что пророчит сей необъятный простор?":
"Ширь русской земли... служит переходом к простору небесного
пространства, этого нового поприща для великого подвига" [12]
В начале 20-х гг. был выдвинут лозунг биокосмистов: "Пролетариат
- победитель буржуазии, смерти и природы". Манифест биокосмистов
печатается в газете "Известия" (4 января 1922 г.). Можно
говорить о целом послереволюционном космическом направлении чувств
и умов, которое наиболее взволнованно и утопически-дерзновенно выражала
поэзия - от В. Кириллова и М. Герасимова до А. Гастева и И. Филипченко,
от "Ладомира" В. Хлебникова до небольших поэм С. Есенина
1917-1919 гг., таких, как "Инония"
Известный историк-марксист Н. А. Рожков в книге "Смысл и
красота жизни" (Пг.; М., 1923) писал, что "в будущем для
человечества открывается возможность всемогущества вплоть до общения
с другими мирами, бессмертия, воскрешения тех, кто жил прежде, и
даже создания новых планет и планетных систем". (Свои взгляды
Рожков изложил еще в работе 1911 г. "Основы научной философии")
Поэт и философ Иона Брихничев, секретарь Помгола, прямо высказывал
Фёдоровский подход к решению "продовольственного вопроса".
Философ В. Н. Муравьёв вводит взгляды автора "Философии общего
дела" на труд в теоретические поиски существовавшего в те годы
Центрального института труда
Все эти люди к 30-м гг. начинают подвергаться преследованиям.
Вернадский уцелел. П. А. Флоренский и Н. А. Сетницкий были расстреляны,
А.Л. Чижевский 16 лет провел в тюрьмах и ссылках, В. Н. Муравьёв
и А. К. Горский в ссылке погибли
И только в последние десятилетия началось и набирает все большую
силу их возрождение
* * *
РЕЗЮМЕ:
Общие черты активно-эволюционного направления, осуществленного
в России, это понимание восходящего характера эволюции, роста в
ней разума и признание необходимости нового её этапа; несовершенство
нынешней природы человека; субъектом преобразовательного действия
признается не отдельный человек, а соборная совокупность, все человечество
(идеальным прообразом которого выступает Душа мира, Божественная
София)
Сейчас наука работает и на развитие, и на разрушение. За это во
многом ответствен выбор, не дерзающий раздвигать естественных границ
человека. В научное познание требуется внести четкий нравственный
критерий, высшую цель усилий, ноосферный идеал, причём так, чтобы
он мог увлечь всех. Высшим благом нельзя признать просто познание
или созидание материального комфорта
Сила космистов в том, что они обосновали и объективную необходимость
активной эволюции. Столь распространённое ощущение собственного
бессилия перед лицом Рока - переживание не просто уныло-безобидное.
Именно в нём пускают свой ядовитый корень цинизм, злодейство, "сатанизм".
"Страхи обывателей связаны с недооценкой силы и глубины перехода
в ноосферу" [13].
С первых же дней войны Вернадский в своём дневнике выражал неколебимую
убеждённость в поражении "сил варваризации" ибо идут они
против ноосферных процессов, против объективного закона развития
мира
Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое. В наши
дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое
могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие
русских космистов приобретает особую притягательную силу
____________________
[1] Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические
произведения.
М., 1952. с. 383
[2] Фёдоров Н. Ф. Соч.
М., 1982. с. 501
[3] Ренан Э. Философские диалоги и отрывки // Собр. соч: В 5 т.т.,
Киев, 1902. т. 5., с. 163
[4] Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Проблемы биогеохимии:
Труды биогеохимической лаборатории. Вып. 16.
М.: Наука. С. 218
[5] Переписка В. И. Вернадского и П. А. Флоренского
Новый мир, №2, 1989, с. 197
[6] Булгаков С. Н. Философия хозяйства.
М., 1912. с. 107
[7] Фёдоров Н. Ф. Соч.
М., 1982. с. 301
[8] Купревич В. Путь к вечной жизни
Огонек, № 35, 1967
[9] Манеев А. К. Философский анализ антиномий науки.
Минск, 1974. с. 130- 131
[10] Холодный Н. Г. Мысли дарвиниста о природе и человеке.
Ереван, 1944. с. 57
[11] Циолковский К. Научная этика.
Калуга, 1930. с. 15
[12] Фёдоров Н. Ф., Соч. с. 358
[13] Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. с.
36
|