Александр Констатинович Горский
(1886 - 1943)
Конспект биографии
Имя А. К. Горского заслонено фигурами других очень незаслуженно
Родился в семье священника. Учился в духовных УЗах. Много читает.
Интересуется психоанализом, символизмом, пишет стихи
Знакомится с учением Н. Ф. Фёдорова - и на всю жизнь. По окончании
академии ему - одному из лучших - ректор предложил сан епископа
в самом Петербурге
Горский избирает путь подвижника в миру
Женится, ибо брак он понимал, следуя "Смыслу любви"
Соловьева
Путь к "новому небу" и "новой земле" видится
ему в творческой работе над преображением плоти, над обретением
"нового тела", духовного, всемогущего, не подверженного
распаду и тлению. Развивает идеи Фрейда об эросе как "влечении
к жизни", противостоящем разрушению и небытию. Центральной
темой становится идея регулятивной, преобразовательной эротики ("Огромный
очерк", 1924)
Эротическое возбуждение сродни возбуждению творческому. Но в человеке
эрос и творчество разведены. Первый "выключает" сознание.
Второе же базируется именно на "высших восприятиях". Выход
в необходимости просветления эротической энергии светом сознания
Год занимается в Московском университете, в 1913 г. печатается
в журнале "Новое вино". В 1913 г. составляет сборник "Вселенское
дело", посвященный памяти Н. Ф. Фёдорова
Преподаватель в духовной семинарии и гимназии в Одессе
В 1918 г. знакомится с Н. А. Сетницким. 20 лет общения и
дружбы, совместного творчества, пропаганды и развития фёдоровских
идей. В 20-х печатают в "Октябре мысли" статьи о НОТ,
пишут "Смертобожничество" (осуждая раболепство в отношении
к смерти)
Сетницкий в 1925 г. уехал на работу в Харбин. Горский посылает
туда для опубликования несколько своих работ:
"Рай на земле. К идеологии творчества Достоевского и Фёдорова",
"Перед лицем смерти. Толстой и Фёдоров",
серию очерков о Фёдорове
Эпоха первой половины 20-х гг. была захвачена стремлением к НОТу
- научной организации труда. Был создан Центральный институт труда,
издававший собственный журнал
"Фёдоровцы" - Сетницкий, Горский, Муравьёв - НОТ понимали
по-своему. Он виделся им как совокупное, сознательное участие всех
в познании мира и управлении им, в "общем деле", в "организации
мировоздействия" и, наконец, в воскрешении. НОТ нуждается в
"художественном организационном принципе". Направлять
же объединенные усилия науки и искусства может только религиозный
идеал восстановления "всех и вся"
"Регуляция природы" часто понимается как механическое
воздействие на природу. Горский вслед за Фёдоровым утверждает, что
необходима параллельная перестройка человеческого организма, регуляция
психики, т. е. "органический" прогресс. Мировоздействие
станет устойчивым и прочным, когда мощь, свойственная машине, станет
внутренней мощью человеческого существа
Стремится высветлить идеи из разных областей знания лучом высшего
воскресительного идеала
1929 - арест. 8 лет на Севере
1937 - ссылка в Калуге
1943 - арест
Умер в тульской тюремной больнице
|