Исследование
Определение понятия
Цель исследований (ниже)
Типология исследований
Объекты исследования (ниже)
Характеристики исследования (ниже)
Методология исследования
Исследовательские умения
Разное
Наши исследования в контексте мировых
Определение понятия
Исследование - процесс выработки новых научных знаний (БСЭ)
Цель исследований
Лирическое отступление
Цель научного поиска всегда включает в себя обоснование идеологии
заказчика. (Она может не совпадать с идеологией исследователя).
Указания на её преимущества и на пагубность остальных идеологий
Цель же исследования какого-либо феномена - ответы на вопросы:
1) Что это? (формулировка определения феномена) Подробнее
2) Частью чего (какой сверхсистемы) является?
3) Какова его функция (роль в сверхсистеме)? Подробнее
4) Каковы синонимы термина = однопорядковые феномены = иные части
той же сверхсистемы?
5) Из каких частей состоит?
6) Какие существуют типы этого феномена?
7) Каковы их сходства (обощающие признаки) и отличия?
8) Откуда известно, что феномен действительно существует? (Варианты:
"из опыта", "из откровения", "интуитивно", . . .)
4. Исследуя идею, ищем ответы на вопросы:
1) Важность идеи для ООД?
2)
----
Определение = дефиниция
Общепризнано: "Чёткое определение - инструмент поиска истины"
Мы считаем: "Истина - 1) знание о реальности;
2) инструмент поиска способов изменения мира"
(1 - определение истины, 2 - обозначение её функции)
Типология исследования
- исследование постфактум
- исследование в процессе (поиск; полемика ради истины)
- исследование - проверка (мнений, цитат)
Объекты исследования
Объектом исследования всегда выступает какой-либо феномен
Характеристики исследования
- объективность
- обоснованность
- точность
В БСЭ упоминается ещё "воспроизводимость" - мы точно
не знаем, что это такое
Методология исследования
Уровни
Стадии
Компоненты (пока пусто)
Этапы
Приёмы
Уровни исследования
- Эмпирический (= опытный: установление фактов, их обобщение, вывод
закономерностей)
- Теоретический (объяснение фактов и предсказания)
Стадии исследования
1. Постановка проблемы и формулировка задачи
2. Работа с фактологической базой:
2.1. Сбор данных (создание инфобанка) по перечням:
- Примеры исследуемого феномена
- Их характеристики
2.2. Предварительный анализ информации:
- Упорядочение собранных данных:
- Классификация - разбиение перечня на группы по сходным признакам
его элементов
- Систематизация - приведение классифицированного перечня в
систему; согласование его компонентов на основе их функций и взаимосвязей
3. Определение условий и методов решения задач данного класса
4. Формулировка исходных гипотез
5. Их критика (= дискуссия)
6. Проверка гипотез на практике
Компоненты исследования
...
Этапы исследования
Установление предмета исследований
Дефиниция (Определение)
Исследование как таковое
Установление предмета исследований
Требование дать ему название, хотя чаще надо лишь правильно выбрать
уже имеющейся термин ("Реальное определение")
Дефиниция (Определение)
Типология
1. Номинальное определение
Установление смысла с помощью терминов уже знакомых и осмысленных
Варианты:
2. Контекстуальное определение - путём включения в контекст знакомых
слов
3. Явное, или нормальное, определение - путём явного формулирования
равенства, в левую часть которого входит определяемый термин, а
в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые термины
("Гуманоид - инополанетное существо")
Требования
- Ёмкость ( точность и исчерпываемость + краткость )
Правила
- Феномен следует определять через свойства, выделяющие его из
мира феноменов в целом
Исследование как таковое
Найти информацию согласно перечню вопросов и тем
[ Перечень
полностью здесь ]
1)
|
Как называется предмет рассмотрения?
|
Определение понятия
|
2) |
Для чего нужен?
(Какую пользу, кому, когда несёт / может принести ?)
(Если ответа нет, то -чем вызван интерес к предмету?)
|
Назначение, функции, использование
|
3)
|
Какой вред несёт?
|
|
4)
|
Откуда взялся?
|
Происхождение
= -генез
|
5)
|
Какие обычные изменения претерпевает? |
Эволюция
= -генез |
6)
|
Как закончит существование? |
Судьба |
7)
|
Количество его? |
|
8)
|
Его подсистемы; их компоненты и составляющие |
Из чего состоит? |
9)
|
Сверхсистема |
В которую он включён |
10)
|
Объекты его же уровня в ней |
|
1) Или ... [ не набрано ]
2) Уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика
()
3) Введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством
указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов
данных и уже известных. В последнем случае определение принимает
вид системы определяющих соотношений (схем, равенств) или "шагов
перехода" (шагов индукции) от явно определенного и известного
к искомому неизвестному (рекурсивные и индуктивные определения)
"Всё ли?", "Как это определить?", "Что
ещё?", "Какова типология?", "Система?"
Научная работа напрямую связана с медитацией, интуицией, явлением
учащения невероятных событий или случайностей...
Размышления о предмете - типичный пример медитации. Интуиция вступает
в права, когда учёный переходит в состояние осмысления накопленных
данных. ("Гениальная догадка" - обычная
фраза для биографий, но что она означает? Не что иное как интуитивное
прозрение). Наконец, типичный и распространённый случай упомянутого
явления - это когда ст'оит узнать значение какого-то слова (которое
слышал, быть может, и раньше) - и оно начинает тебе попадаться там
и сям - по три раза в неделю, в течение месяца - двух: в газетах,
в кино, в чужих разговорах в троллейбусе...
А здесь
- пример появления очередной медитации-осмысления
Приёмы исследования
Проекция
Моделирование
Системное развитие
Упорядочение
Работа с источниками информации
Проекция
Витгенштейн говорил о возможности изучать жизнь, сравнивая жизненные
явления с построением предложений, т.е. проектируя (проецируя, экстраполируя
? ) синтаксис на бытие
Это - один из приёмов изучения мира
Впервые я узнал о нём от Подводного
(7 тел есть не только у человека, но и у книги, дерева, здания, идеи,
страны)… Затем прочёл в "Органопроекции" Флоренского. (Инструменты
и техника - продолжение органов тела человека). Теперь - Витгенштейн
Правда, ещё раньше я сам включил в "Иннер лайф лит. энциклопедию"
работу о сравнении человека и компьютера
Можно изучить этот метод и историю его применения
Моделирование
Моделирование - это изучение объекта посредством моделей с переносом
полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование - создание
моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными
свойствами. Мысленное моделирование - с использованием мысленных
образов. Знаковое или символическое - представляет собой использование
формул, чертежей. Компьютерное - компьютер является и средством,
и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.
Системное развитие
Любая исследуемая система состоит из ряда феноменов с рядом характеристик
Под развитием имеется в виду наращивание этих характеристик
Примеры:
- размышления об одном из типичных явлений при Высшем Идеале -
телепатии
- о
фантазии
Упорядочение
Любой информационный ряд (список, перечень сведений) должен быть
упорядочен
Виды упорядочивания:
- Классификация (классифицирование)
- Систематизация
Классификация - группировка по общим признакам
Систематизация - сведение групп в систему (иерархиезированное
единство на основе связей между ними и с внешним миром)
??): Установите соподчинённость
понятий:
упорядочение, обобщение, классификация, систематизация,
каталогизация
и разместите их в этом тексте
----
В результате систематизации нередко рождаются таблицы
Работа с источниками информации
Упорядочение идей одного автора или группы авторов
Исследовательские умения
Научное мышление
...
Научное мышление
Вкупе с интуитивно-ассоциативным, бытовым, художественнм и другими
типами мышления даёт огромную фору по эффективности каждому из них
в отдельности
(В отдельности они как правило вырождаются в хаотичный вариант)
Включает умения
- Подчинять любое исследование основной задаче науки (изменению
мира вплоть до идельного состояния)
Наука до сих пор описывала и объясняла мир - в то время как задача
его изменить (Маркс)
Добавим необходимость оценивать, предлагать идеал, предлагать программу,
требовать, организовывать
- Выстраивать иерархию проблематики (определять приоритеты тем,
отсеивать неважное)
- Обобщать (= видеть матрицы)
- Мыслить логично, последовательно, грамотно
- Контролировать научность
- Оценивать данные
Скажем, мнение части населения, несмотря на слабость, может стать
сильным, перерасти в тенденцию, вырасти в политич. явление, которое
станет значимым и далее решающим
Однако увидеа на форуме Гродоно массу антироссийских высказываний,
не следует сразу же оценивать это как политическое явление: возможно,
работает лишь группа активистов - либо это мнение одной только активной
молодёжи (1-3 % населения), да ещё после массированного вливания
ложной информации
??): Какие типы мышления существуют
ещё?
??): Имеется ли в психологии понятие
о мышлении, совмещающем научное и остальные?
??): Правильно ли называть системным
мышлением умение перечислить сходные понятия и обозначить их общее
название - т.е. показать место феномена в общем ряду?
??): Какие типы сведений нужно
уметь назвать с ходу и какие - подумав?
Материалы
К Методологии исследований - Стадии
Три ступени научного познания
1. Работа с непосредственным объектом познания
- Выявление источника знания
- Проверка подлинности
- Изучение
- Для историка: Восстановление первоначального облика
2. Абстрактное (кабинетное) мышление
Обобщение, истолкование фактов
Исторические журналы
3. Популяризация
|