Индоевропейцы
Вопрос
о соотношении культур и этносов
Пеласги
Индоевропейская общность накануне
распада
Пеласги
Определение до н. XX в.
- Все народы Эллады
(догреческие и негреческие)
- "Сказочный" народ
"Тень, лишённая всякой исторической реальности"
[Еврейская энциклопедия Эрша и Грубера]
Перманентный исход общин из ИЕ региона
(культура СКК)
"Ползучий" процесс сброса избыточного населения
Образно - осыпание песчинок с большого валуна
На СЗ и ЮЗ
Условно - расселение пеласгов
Генетическая и культурная ассимиляция при привитии земледелия и
скотоводства
Возникновение "дочерних" культур
Пеласгическое население
Население Ц. Средиземноморья неолита и меди
Образовано в результате смешения раннеИЕ компонента (немногочисленного
пришлого) и аборигенов
Термины "пеласги", "пеласгический" условны
Антропологическая или языковая неоднородность
ИЕ пришельцы растворялись среди туземцев
Языковая ассимиляция и принятие самоназваний при привитии земледелия
и скотоводства
Случаи когда ИЕ сильнее - единичны
[Гиндин
и Цымбурский]
Пеласгический мир
Начало ~55 в. до н.э.
Включая Италию
Индоевропейская общность накануне распада
Индоевропейцы в медном веке
Теория
трёх "les classes sociales"
Преобразование
мировоззрения индоевропейцев
Индоевропейцы в медном веке
Археологическая периодизация
Согласно главному металлу
(медный - бронзовый - железный века)
Легендарная периодизация
золотой - серебряный - бронзовый - железный века
"золотой век" отождествлялся с неолитом, "серебряный"
- с энеолитом
Отчётливо прослеживается мысль о регрессе
От всеобщего счастья к жестокой жизни
К 26-25 в.в. до н.э. в Балкано-Карпатском регионе укрепилось скотоводство
Ширилось многообразие его продуктов
Обоснование: развитая терминология
Много обозначений домашних животных, подразделяемых по полу, возрасту
и целям разведения:
houi - овца, баран (hul-n-, чесать шерсть)
qog - коза
guou - бык, корова
uit-l-/s - телёнок
su - свинья
porko - поросёнок
Образуется глагол pah - охранять (скот), пасти
Начинают широко употребляться существительные
mems-o - мясо
kreu - кровавое (сырое) мясо
sur-, s.ro - творог, сыр
Особо следует отметить ekuo - конь, лошадь
Меняются общественные структуры ИЕ общества
Причины:
- Переход к бронзе
- Появление новых форм скотоводства
- Углубление разделения труда и обмена
Коренной переворот произошёл в семейно-родственных отношениях
Матриархат - патриархатом
Влияние мужчин возрастало и в общине
Желание мужчин закрепить имущество за сыновьями
Матрилокальный брак и счёт родства по матери вытеснялись патрилокальным
(жена переходит в род мужа) и по отцу
Сын наследовал имущество отца
Элементы матриархата оставались
Истолкование мотива змееборчества
В основе сюжета - поражение богатырём-мужчиной змея (дракона) и
освобождение народа
Отражение перехода от матриархата (с культом безликой Богини-Матери,
символом которой часто являлась именно змея), к патриархату (с ярко
антропоморфными божествами мужского пола)
Индия: Индра против Вритры
Хетты: Бог Грозы против Иллуянке
Славяне: Перун против Змия
Греция: Зевс против Тифона и змееногих великанов
Скандинавия: Тор против Ермунганда
Змееборец находится
- на скале (готск. fahguni-"скала", хетт. peruna-"скала",
др.-инд. Parvata-"гора" и т.д.)
- на вершине дуба (лат. quercus-"дуб")
- в горной дубовой роще
Его символ - орёл (орёл-змееед Таранис из кельтских сказаний)
Змий-враг располагался внизу - под горой, под деревом, у воды
Места битв со змеем в русских былинах всегда "при воде":
на морском берегу, на реке Смородине, на огненной реке, на калиновом,
железном, серебряном и золотом мостах
Кровь змея падала на землю живительным дождём с громом и молнией
Новые верования вытеснены, как представляется, решительно, жёстко
и небесконфликтно
За Богиней-Матерью оставили преисподнюю
(богиня смерти:
Хель в скандинавском эпосе, Мара - в славянском)
Смерть стала мифологическим персонажем женского рода
Тот свет отделён от земного водной стихией у славян и греков
Вода всегда связывалась в неолитических культах с Богиней-Матерью
Земля-женщина ("тёмная", "чёрная", "мать-сыра")
оплодотворяемая и пассивная начала противопоставляться сияющему
активному небу-отцу
Образ разделился на разнообразные персонажи вследствие многофункциональности
роли женщин
Это:
- Вестница смерти (греческие эринии, этрусская Ванф, кельтские
банши, скандинавские валькирии, балтские вели, славянские вилы)
- Богиня земли (греческая Гея, индийская Приттхиви, скандинавская
Ерд, балтийская Земес мате)
- Покровительница плодородия (греческая Деметра, италийская Церера,
скандинавская Фрейя)
- Богиня-мать (кельтская Богиня Дану, хеттская Ханнаханна)
- Богиня судьбы
- Богиня священного огня (греческая Гестия, италийская Веста, скифская
Табити)
- Покровительница леса (греческая Артемида, италийская Диана)
- Богиня женских ремёсел (греческая Афина, италийская Минерва, кельтская
Бригита)
- Покровительница семьи и брака (греческая Гера, италийская Юнона,
скандинавская Фригг, славянская Лада, индийская Лакшми)
- Богиня любви (греческая Афродита, скандинавская Фрейя)
- Богиня войны (кельтская Морриган, скандинавская Фрейя, индийская
Дурга)
Зооморфная символика
Многообразна
(змеи, рыбы, насекомые (пчела, бабочка, скорпион), птицы (сова,
голубь, кукушка))
Эпоха Богини-Матери стала воображаться первородным Хаосом
Мужские божества огня и неба вступили с ним в борьбу
Привнесли в мир закон, порядок, структуру
[529]
Глава патриархальной семьи - автоматически старейшина общины
(старейший из дееспособных мужчин, дед)
В конце медного века власть не могла быть неограниченной
Имела совещательную силу и контролировалась общим собранием
Возрастал объём прибавочного продукта
Наиболее активные семьи стремились перевести запасы из коллективных
в семейные
Община боролась с подобными посягательствами
Но со временем прибавочный продукт всё более поступал в обмен,
становясь товаром
Главные виды товара - скот и медь
Превращались в своеобразные деньги
Лат. pecunia ("деньги") - от pecus ("скот")
Прибавочный продукт разжигал захватнические стремления
Поселения перемещаются с мест, удобных дл жизни, в места, удобные
для обороны
В населённых пунктах иногда отмечаются следы штурма
Появляются дружины
Старейшины и вожди получали название лучших людей - ариев (отсюда
русское "ярый" - "крепкий", "лучший",
"сильный" и "бояре")
Преобразование мировоззрения ИЕ
Структура общества ИЕ находила пронизывала все стороны общества,
включая культуру
(Дюмезиль)
[535]
Радикальный переворот в религии ИЕ медного века
"Божества трёх небес":
- Добрый "белый" бог дневного неба
- Гневный "красный" бог утренней и вечерней зари
- "Чёрный" бог ночи
(Одри)
[536]
Три "фламина" римского жречества
Культы "белого" верховного бога, "чёрного" бога
общины и сельского хозяйства, "красного" бога войны (креативно-магическая,
аккумулятивно-производительная и деструктивно-военная функции)
(Открытие Дюмезиля
по римским источникам 1938 г.)
Трёхфункциональная идеология ИЕ мифа ИЕобщества накануне распада
Пантеон новых богов общедоступен
(Любой общинник имел свободный доступ к общению с божествами)
(Облегчалось отсутствием храмов в позднем понимании)
"Боги услышат любого и везде"
Обряды и торжества совершали под открытым небом
На возвышенных открытых местах
Мат. следов практически не осталось
Древние ИЕ и индусы не воспринимали храмы как живые места для богов
Ранние римляне и италики, вероятно, не строили храмы и не вырезали
образы богов
(Его же уточнённая картина "мировоззрения трех функций",
"троичной функциональности"
на основе изучения остатков сходных религиозных структур других
древних ИЕ народов)
[537]
Представления германцев о величии божества не разрешали располагать
богов в пределах стен
(Тацит, "Германия", IX)
Однако у каждой из биосоциальных групп ИЕ общества были более близкие
им боги-покровители
"Белые" MG (креатив)
Пара небесных божеств (Уран - "небо", Варуна, др.-инд.
varuna и Митра - "дружба, договор, согласие", (др.-инд.
Mitrа, авест. Mithra)
Символы общинного единства, рациональности мироустройства, разумного
преобразовательного начала
Неопределённая антропоморфность
Сюжеты об их свершениях сомнительны
Для первобытной мифологии вероятнее абстрактность
"Чёрные" VC (аккумулятив)
Боги-земледельцы, боги-ремесленники
Уже в исторические времена трансформировались в многочисленных гефестов,
афин, гермесов и аполлонов
Весьма вероятно, что при создании образов использовался мотив
близнечества
- "Брат-сестра" (Аполлон-Артемида)
- "Брат-брат" (Диоскуры)
Антропоморфность и реалистичность
Нередки физические дефекты (хромота Гефеста)
В ряду восстановленных - богиня зари и лета (haeusos)
(Греч. Эос, рим. Аврора, инд. Ушас, балт. Аушра, кельт. Эзус, герм.
Аса, иран. Ахура, слав.Яро) Символы стабильности общины, гаранты
мат. благополучия, внушение уверенности в завтрашнем дне
"Красным" RJ (деструктив)
Божества-воины
(Марс, др.-лат. Mavors, старый вокатив Marmar; лат. Mars, а также
"Марс-отец";
лат. Marspiter или Mars pater, сабин. Mamers)
Антропоморфны
Мужество, храбрость, агрессивность
Разрушительные силы, устранение враждебного
Биосоциальные группы |
MG ("белая") |
VC ("чёрная") |
RJ ("красная") |
Боги |
Уран |
Квирин |
Марс |
Стихии |
Воздух |
Земля |
Огонь |
Мифические персонажи |
Ромул и Нума Помпилий, цари-законники - основатели Римского
государства |
Анк Марций, царь-строитель и хозяйственник. Укрепитель
Римского государства |
Тулл Гостилий, царь-полководец, победитель врагов Римского
государства |
Функции |
Поддержание общественного и культурно-религиозного порядка
|
Обеспечение устойчивого материального благополучия |
. Физическая защита социума, по возможности - победоносная
агрессия против соседей |
Идеи |
Магия, волшебство, рассудительность, интеллект, могущество,
закон, порядок, традиции |
Труд, мастерство, хозяйственность, изобилие, тучность и плодородие,
достаток, красота, размножение, семья |
Война, дружина, доблесть, удаль, удачливость, здоровье и сила,
решительность, жестокость |
Эмоции и чувства |
Благоволение, понимание, спокойствие, степенная рассудительность
|
Любовь, чувственность, доверчивость, открытость |
Буйство, стойкое упорство, воинственность, суровая жестокость
|
В 19 в. было модным изображать ИЕ ("индогерманцев", "арийцев")
огне- и солнце-поклонниками
Это не так
Мужское солнечное божество разъезжает по небу на повозке
(инд. вимана, колесница Ахуры-Мазды, колесница Гелиоса, солнечная
повозка Сурьи)
Символ солнечной колесницы - свастика (колесо из скрещённых молний)
Однако солнце в ИЕ языках - разного рода, что указывает на неопределённость
образа и второплановость
Элементы Вселенной в новой религии
1. Боги
Плавный перевод устаревших божеств на уровень менее значимых духов,
чудовищ и демонов
(кентавров, циклопов, ракшасов, гномов, упырей и берегинь)
2. Герои
Обычно неуязвимы за исключением рокового места
(Пята Ахиллеса, спина Зигфрида, ступни Кришны)
На пандемоний и на героев были перенесены черты богов
Братья и сёстры распространены не менее одиночек
(Ромул-Рем, Кий-Щек-Хорив-Лыбедь, Хенгист-Хорса и др.)
Культ коня
Жертвоприношения лошадей и колесничные погребения
Остатки ритуалов дошли до исторических времён
(эквирии в Риме)
С культом коня связаны греч. Диоскуры, герм. Алки, ин. Ашвины, сакс.короли
Кента братья Хенгист и Хорса
3. Человечество
Смертны
Порождение земли
"Человек" (лат. homo, готск. guma), "люди" (литов.
zmуnes) - однокоренные с "земля" -
лат. humus, литов. zeme и т.д.
Однако "…ИЕ религиозность не связана ни с боязнью, ни с осуждением
себя на вечные муки, ни с раскаянием
Почитание человека, стоящего прямо посреди хаоса судьбы и чтящего
божественность
[538]
Смерть
Считалась преодолимой
С помощью "нектара", "амброзии"
(nek "смерть" + ter "преодолевать")
Если не даровали бессмертие, то позволяли приобщиться к богам
Инд. "сома", перс. "хаома". Европейцы заменили
галлюциногенные соки пряными хмельными напитками (мёд на пиршествах
славян и германцев народов, вино - на эллинских симпосиях)
Обряд потребления
После распада ИЕ общности
Совместного
С танцами, музыкой и песнями
"Индоевропеец встречает смерть, как и лучшие люди нашего
времени
Для честного человека возможна совершенная человеческая жизнь
Для мирового порядка личная смерть - естественное явление жизни
Потустороннее не имеет существенного значения в жизни ИЕ
Смерть - переход к другой жизни, напоминающей эту, но уравновешеннее
Умерший оставался частью коллективной души клана"
[539]
Христианство требует покорности (humilis)
Рабский дух или служение племени
Следствие восточной религиозности
Не ИЕ
ИЕ - не раб бога
Молится стоя с поднятыми к небу глазами и протянутыми руками
Как совершенный человек с незапятнанной честью
[540]
Общая картина распада ИЕ единства
Теория
трёх "les classes sociales"
Мотив торжества младшего брата-недотёпы, обделённого двумя старшими,
но взявшего верх - социальный переворот, совершённый "красными"
RJ
(отобравшими власть у "белых" МG)
Мотив сверхъестественного помощника-коня - появление мощной военной
силы - конницы и колесниц (Дюмезиль)
Прав наполовину
Действительно, в н. бронзы
- Военные обрели силу и лидерство
(Оснащённые совершенствующимся оружием, конями и повозками)
- Компромисс между МG и RJ труднодостижим
(мистика + интеллект и рационализм + инициативность)
Но распад равновесия в общине - не борьба и не переворот
Образно говоря, не бокс, а бег
(Не нокаут, а приз более быстрому)
Бронза требовала знаний и сложной организации
Вполне допустимо второе общественное разделение труда
Существовало ремесло кузнеца-металлурга и литейщика
Целые общины специализировались шахтёрами, металлургами, кузнецами
Возросло количество добываемого металла
Но недостаточно
Его берегли
- Сломанные вещи переплавляли
- В могилы помещали неохотно
- Продолжали изготавливать и использовать каменные орудия, придавая
им формы бронзовых
- "Металлооборот" контролировался властью
Бурное развитие скотоводства
Отделение от земледелия
Пешим пастухам с собаками нелегко управляться с охраной и перегоном
стад КРС
Потребовался всадник
Лошадей приручить трудно
(Буйный нрав, вольнолюбие и резвость)
ИЕ справились
Общественное разделение труда
Рост производительности
Расширение межплеменного обмена
Возможность получить запасы чужого прибавочного продукта
Рост богатства
Неравномерный
Появление неравенства
- Имущественного
- Социального
Первый шаг к частной собстенности на средства производства
Стимуляция войны
Упрощение складывания неравенства
Схема характерна и для неИЕ народов
Спецификой ИЕ стало отношение к коню
Не рабочий скот, а гарант преимущества над соседями
Рост авторитета RJ
Неминуемость социального взрыва
ИЕ проблема
Хронология дописьменной эпохи
Расхождения - до 1-2 тысячелетий
(например, периодика членения общности или выделение диалектных
групп)
[549]
Исход избыточного населения из балкано-карпатского региона
Общинами
Вплоть до 25 в. до н.э.
Образ - осыпание валуна
Создание "дочерних" культур
Примеры
Балканские [550] и апеннинские пеласгические общества
Cмешение ранне-ИЕ компонента и аборигенов
Режимы
- Сохраняли самоназвания и язык
(на АП?)
Устанавливали производящее хозяйство
- Растворялись
Передавая навыки земледелия и скотоводства
(Сицилиия, Сардиния, Корсика)?
ОбщеИЕ период
События
- Начало расхождения диалектных групп
- Образование двух союзов племён
Хронологические границы
Версии:
- V-IV тыс.
- IV тыс
- IV-III тыс.
[ 551]
Союзы
Условно - западный и восточный
Языковые различия
Западная группа языков
= Кентумные = "Группа кентум"
Числительное "100" - слова, начинающиеся с "к"
и похожие на древнелат. "кентум" (centum)
(позднее "центум")
(ср. "процент", как "центурион")
Восточная группа языков
= Сатамные = "Группа сатам"
Сходно с индийским "сатам"
[552]
Различия мировоззрений
Восточный союз
Патриархальное
Фамильный принцип социогенёза
В перспективе
- Религиозно обусловленная иерархия сословий
- Патронаж и клиентела
- Фамильно-кастовое общество
(Индия, Иран, Скифия)
В исторический период - храмо-городское об-во
(Вокруг храмовых комплексов)
(Ведическая и авестийская культуры)
Западный союз
Корпоративный принцип социогенёза
"Гражданский эгалитаризм"
В перспективе
- Корпоративно-полисное об-во
Эллины и римляне
[553]
Выход за пределы семейно-патриархального
Клиентела периодически втягивалась в аристократическую среду
Причины
Требование полисной формы организации поселения
Этим объясняются
- "Демократизм свободного человека"
- Психология осознанных взаимных действий граждан
(Ради общего блага)
Идеал также вырабатывается коллективно
Сохранение
- Основ культурного единства
- Ощущения единства
26-25 в.в. до н.э. - переселение пеласгических об-в
Невозможность сброса избыточного населения на юж. БП и АП
Неизбежность взрыва ИЕ общности
Поиск арх. док-в безуспешен
Отход от ИЕ общности анатолийской группы и протоармян
Перемещение на ЮВ
Занятие Малой Азии
(Сюжет малоазиатских народностей о "Солнце, встававшем в древности
из-за моря"
Мраморное
Реминисценции миграций анатолийских племён)
[ 555]
Глиняные изображения колёс
Энеолитические посёлки
Балкано-Карпатский регион
Остатки частей первых повозок
Запрягали волов
Энеолитическое ИЕ население ЮВ Европы сыграло огромную роль в распространении
колёсного транспорта
Вывод последнего десятилетия
Толчёк
- К дальнейшим миграциям
- К распаду ИЕ общности
[556. Дьяконов]
Конный транспорт и пастушеское скотоводство привело к ещё одному
мощному выбросу из ИЕ ядра
Арийцы - на В.
Урал, Ср. Азия, Иран, Индия
Протогреки - на юг
БП
Вытесняя и смешиваясь с пеласгическим населением
Неся бронзу и лошадь
Консолидируются в совр. Сербии
Вытесняются на юг, к Эгеиде
(долинами Моравы и Вардара)
Кельто-итало-венето-иллирийцами
Продвигающимися в Ср. Подунавье и З. Балканы
3/4 III тыс. до н.э. протогреки осваивают С. Эгейского моря
Разделяются на два потока
[557]
Версия:
Нач. этап распада - сохранение воспоминаний об общем прошлом
"Циркумпонтийская" ("Вокруг Чёрного моря") зона
("Циркумпонтийская культурно-историческая провинция")
Балканы, Юж. Карпаты, БП, степи С. Причерноморья, МА
[558, Е.Н.Черных]
Гл. признак - "единство родственных металлургических и металлообрабатывающих
очагов"
[559]
25-22 в.в. до н.э. - отход анатолийцев к Ниж. Дунаю и Балканам
(Яз. предки хеттов, палайцев, лувийцев)
н. III тыс. до н.э. - их господство там
Протохетты? (предки хеттов-несситов Ц. Анатолии) - ч/з Босфор и
Дарданеллы в СВ Анатолию Протопалайцы - С. Анатолия
Протолувийцы - 3/4 III тыс. до н.э. - Юж. Анатолия
с. III тыс. до н.э. разрушают Трою II
Причины перемещений
Давление со стороны Подунавья других ИЕ
[560]
Прамакедонцев?
24-23 в.в. - Обособление протофракийцев на СВ БП
Затем др. новообразований
Вытеснение или ассимиляция неИЕ аборигенов
Расселение по совр. Югославии
Германо-славяно-балты - к Балтике
Тесня в Ср. Подунавье кельто-итало-венето-иллирийцев
В значительной мере смешиваясь
В леса полосы В. и Ц. Европы от Волго-Окского междуречья до Нижней
Эльбы и Юж. Скандинавии [561]
Кельты и италики - на З.
Обход Альп
Кельты - с С., италики - с Ю.
За ними венеты
От В. Альп до совр. Чехии
Иллирийцы ~Югославия и Албания
Приготовились к броску через Адриатику в Юж. Италию
III тыс.- Изменения в экономике, социальном строе и этнокультурной
карте
Произошли не одновременно
Разные импульсы и причины
[562]
3-е тыс до н.э. - переход Европы в бронзовый век
|