Нечестные приёмы полемики
Предисловие
Реактивные приёмы
Манипулирование
Материалы
Предисловие
Здесь должен быть текст, сделанный по материалам учебников логики:
главы типа "Софистика", "Логические ошибки",
"Правдоподобные суждения"
Такого текста пока нет - помещаем чисто черновые материалы:
Реактивные приёмы
Полемика в падшем мире имеет цель не поиск истины или вырабатывание
общих линий поведения - но подавление конкурента
Средства пускаются в ход самые разные
Полемика проходит несколько стадий:
- Эмоциональная (когда на Ваши слова реагируют жестами, мимикой,
междометиями)
- Стадия голословности (когда в ход идут осмысленные, но ничем
не обоснованные фразы - чаще оценка Ваших идей как неверных; например:
"Утопия!" или "Опять двадцать пять! Это же давнодоказано,
что утопия!")
- Стадия нелогичности (выдвигаются уже не просто фразы, а аргументы
- однако до научных им ещё далеко)
Эти две стадии на 97 % заполнены фразами и идеями, почерпнутыми
из школьного курса и литературы, популяризующей западную идеологию
- нередко даже звучащими одинаково
- Стадия нечестности (человек пытается прекратить разговор, создав
впечатление своей правоты любым способом: "Тебя не переубедишь",
"Короче, ты неправ" и т.п.)
Манипулирование
2.1. Разовые
2.1.1. Унижение
2.1.1.1. Упоминание о своём превосходстве (зарплата, заслуги,
возраст)
2.1.1.2. Упоминание о недостатках собеседника
2.1.1.3. Приписывание недостатков
("Ты прочёл одну книгу - и судишь!" - но откуда ясно,
что прочтена всего одна книга?)
2.1.2. Запугивание
("Представь, что будет, если об этом узнают!"; "А
в рожу?!. Шучу, шучу, не баись!.." )
2.2. Уловки:
2.2.1. Софизмы
2.2.2. Сети, ловушки (ложные логические цепочки;
те же софизмы, но длиннее)
2.2.3. Извращение слов собеседника (текста)
[ Пример
]
( возможное развитие:
- наезд - подчинённое положение - подавление - диктат )
2.2.4. Извращение слов собеседника (смысла)
[ Пример ]
2.2.5. Затягивание полемики
2.2.6. Имитация непонимания или наивной простоты
2.2.7. Глубокомысленные фразы, скрывающие непонимание
2.2.8. Расплывчатость
2.2.9. "Аргумент от аудитории" - манипуляция
сознанием масс (запугивание, обман) - и травля оппонента
2.2.10. Повторение тезиса
[ Пример
]
Пример извращения текста
17-минутная речь, состоящая из основной мысли (четыре пункта),
трёх аргументов (в каждом по три - четыре пункта) и семи коротких
примеров
- Подождите! Я уже стал уставать. Давайте вернёмся к основной
мысли. Я же с нею согласен, мне только не ясно, что же Вы предлагаете
- А вот неумение дослушать собеседника, молодой человек, есть
признак несовершенства! Нетерпение - это грех!
Непонимание своего многословия явно искреннее, но искажение ситуации
("нетерпение" вместо "усталость") - намеренное
- Речь не о нежелании Вас выслушивать. Речь об усталости, о способности
вместить количество информации за единицу времени
То есть. Желая диктовать человеку свою волю, его пытаются подавить,
поставить в подчинённое положение
Для этого следует напасть, вызвать его защитную реакцию и представить
её как непорядочное поведение
Вызвав этим в нём комплекс вины - раз, и скомпрометировав в глазах
партнёров - два
Пример извращения смысла
Всем известна критика средневековых философов, якобы занимавшихся
пустословием. Она основана на одном из рассматривавшихся в ту пору
вопросов: "Сколько чертей уместится на конце иглы"?
Но только специалисты знают, что вопрос этот был вовсе не праздный.
Дело в том, что если на конце иглы поместится бесконечное
число чертей (или ангелов) - значит, они бесплотны.
Из чего в свою очередь ясно, что в раю может поместиться бесконечное
число душ!
В чём важность этого вывода? В том, что рай способен вместить всех
Если считать, что души материальны, то известные размеры рая -
типа сто м на сто м - в Евангелии есть точные размеры - увы, крайне
малы для миллиардов душ
Среди философов шла буквально война за власть. Точнее, их умами
боролись церковники. Одни доказывали, что спасутся не все, другие
- что все. И единственным средством было доказательство своей правоты
Так что не выжившими из ума чиновниками были средневековые философы,
а врагами и заступниками рода человеческого
----
Этот же приём применён к идее Соловьёва о том, что при управлении
своей судьбой и даже судьбой страны следует руководствоваться...
сновидениями
На первый взгляд дико... Однако философ номер один в России 19
века явно не мог быть идиотом. Стоит всё же почитать его, чтобы
понять, что же он имел в виду
----
Перевод разговора на другую тему
Первый говорит какую-либо фразу, содержащую две мысли: побочную
и основную, например:
- Можно спорить об издержках и ошибках социализма, но то, что он
утвердил себя в конце XX века как одно из главных общественных "устройств",
оспаривать трудно
("Социализм ошибался" - побочное суждение, "социализм
- один из главных" - основное)
- "Ошибках и издержках"?! Преступлениях!!! - парирует
второй, не замечая или "не замечая" разницы в важности
этих двух мыслей
Два варианта продолжения:
1. "Первый попался":
- Ну и что, а какое из "устройств" не преступно?! Капитализм,
что ли? Или, может, рабовладение? Или царизм?
И ещё вопросы - если ты мне таки сумеешь назвать такое "устройство":
1) Почему его не придумали раньше?!
2) Как к нему перейти?
3) Где гарантия истинности Базы, обретаемости Идеала, безошибочности
Пути?
2. "Первый справился":
- Хорошо, - "об ошибках, издержках и преступлениях".
Но ведь - одно из главных?
Пример повторения тезиса
- Если свобода воли у всех одинакова (одинаково имеется и одинаково
сильна), то почему же люди пользуются ею по-разному? (Одни выбирают
зло, другие - добро)?
- Потому что зло творить легче
- Но это легче всем, а выбирают не все!
- Потому что кому-то зло творить нелегко
1-й озадачен: то ли 2-й говорит противоречивые вещи, то ли что
("Зло выбирают потому, что оно легче" и "Добро выбирают
потому, что оно легче")
Точнее: "Люди пользуются свободой воли по-разному, т.к. они
сами разные. Одному легче зло, другому добро"
Но вопрос-то так и стоит: почему люди разные? Почему они пользуются
свободой воли по-разному?
То есть 2-й говорит не противоречиво, а повторяя одну мысль разными
словами
- Почему моя дочь плохо слышит?
- Потому что у неё слух плохой
- Почему люди пользуются свободой воли по-разному?
- Потому что по-разному относятся к предлагаемому судьбой
Дальнейшая работа
Собрать все слова типа
Натяжка Перегиб Передёргивание
Дать определения
Разместить на странице
|