Нечестные приёмы полемики
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наши движения >> Система идей >> Логика >> Нечестные приёмы полемики




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

Основной текст

Логические ошибки

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Нечестные приёмы полемики

Предисловие

Реактивные приёмы
Манипулирование

Материалы


Предисловие

Здесь должен быть текст, сделанный по материалам учебников логики: главы типа "Софистика", "Логические ошибки", "Правдоподобные суждения"

Такого текста пока нет - помещаем чисто черновые материалы:


Реактивные приёмы

Полемика в падшем мире имеет цель не поиск истины или вырабатывание общих линий поведения - но подавление конкурента

Средства пускаются в ход самые разные

Полемика проходит несколько стадий:

- Эмоциональная (когда на Ваши слова реагируют жестами, мимикой, междометиями)

- Стадия голословности (когда в ход идут осмысленные, но ничем не обоснованные фразы - чаще оценка Ваших идей как неверных; например: "Утопия!" или "Опять двадцать пять! Это же давнодоказано, что утопия!")

- Стадия нелогичности (выдвигаются уже не просто фразы, а аргументы - однако до научных им ещё далеко)

Эти две стадии на 97 % заполнены фразами и идеями, почерпнутыми из школьного курса и литературы, популяризующей западную идеологию - нередко даже звучащими одинаково

- Стадия нечестности (человек пытается прекратить разговор, создав впечатление своей правоты любым способом: "Тебя не переубедишь", "Короче, ты неправ" и т.п.)


Манипулирование

2.1. Разовые

2.1.1. Унижение

2.1.1.1. Упоминание о своём превосходстве (зарплата, заслуги, возраст)

2.1.1.2. Упоминание о недостатках собеседника

2.1.1.3. Приписывание недостатков
("Ты прочёл одну книгу - и судишь!" - но откуда ясно, что прочтена всего одна книга?)

2.1.2. Запугивание
("Представь, что будет, если об этом узнают!"; "А в рожу?!. Шучу, шучу, не баись!.." )

2.2. Уловки:

2.2.1. Софизмы

2.2.2. Сети, ловушки (ложные логические цепочки; те же софизмы, но длиннее)

2.2.3. Извращение слов собеседника (текста)
[ Пример ]

( возможное развитие:

- наезд - подчинённое положение - подавление - диктат )

2.2.4. Извращение слов собеседника (смысла)
[ Пример ]

2.2.5. Затягивание полемики

2.2.6. Имитация непонимания или наивной простоты

2.2.7. Глубокомысленные фразы, скрывающие непонимание

2.2.8. Расплывчатость

2.2.9. "Аргумент от аудитории" - манипуляция сознанием масс (запугивание, обман) - и травля оппонента

2.2.10. Повторение тезиса
[ Пример ]


Пример извращения текста

17-минутная речь, состоящая из основной мысли (четыре пункта), трёх аргументов (в каждом по три - четыре пункта) и семи коротких примеров

- Подождите! Я уже стал уставать. Давайте вернёмся к основной мысли. Я же с нею согласен, мне только не ясно, что же Вы предлагаете

- А вот неумение дослушать собеседника, молодой человек, есть признак несовершенства! Нетерпение - это грех!

Непонимание своего многословия явно искреннее, но искажение ситуации ("нетерпение" вместо "усталость") - намеренное

- Речь не о нежелании Вас выслушивать. Речь об усталости, о способности вместить количество информации за единицу времени

То есть. Желая диктовать человеку свою волю, его пытаются подавить, поставить в подчинённое положение

Для этого следует напасть, вызвать его защитную реакцию и представить её как непорядочное поведение

Вызвав этим в нём комплекс вины - раз, и скомпрометировав в глазах партнёров - два


Пример извращения смысла

Всем известна критика средневековых философов, якобы занимавшихся пустословием. Она основана на одном из рассматривавшихся в ту пору вопросов: "Сколько чертей уместится на конце иглы"?

Но только специалисты знают, что вопрос этот был вовсе не праздный. Дело в том, что если на конце иглы поместится бесконечное число чертей (или ангелов) - значит, они бесплотны. Из чего в свою очередь ясно, что в раю может поместиться бесконечное число душ!

В чём важность этого вывода? В том, что рай способен вместить всех

Если считать, что души материальны, то известные размеры рая - типа сто м на сто м - в Евангелии есть точные размеры - увы, крайне малы для миллиардов душ

Среди философов шла буквально война за власть. Точнее, их умами боролись церковники. Одни доказывали, что спасутся не все, другие - что все. И единственным средством было доказательство своей правоты

Так что не выжившими из ума чиновниками были средневековые философы, а врагами и заступниками рода человеческого

----

Этот же приём применён к идее Соловьёва о том, что при управлении своей судьбой и даже судьбой страны следует руководствоваться... сновидениями

На первый взгляд дико... Однако философ номер один в России 19 века явно не мог быть идиотом. Стоит всё же почитать его, чтобы понять, что же он имел в виду

----

Перевод разговора на другую тему

Первый говорит какую-либо фразу, содержащую две мысли: побочную и основную, например:

- Можно спорить об издержках и ошибках социализма, но то, что он утвердил себя в конце XX века как одно из главных общественных "устройств", оспаривать трудно

("Социализм ошибался" - побочное суждение, "социализм - один из главных" - основное)

- "Ошибках и издержках"?! Преступлениях!!! - парирует второй, не замечая или "не замечая" разницы в важности этих двух мыслей

Два варианта продолжения:

1. "Первый попался":

- Ну и что, а какое из "устройств" не преступно?! Капитализм, что ли? Или, может, рабовладение? Или царизм?

И ещё вопросы - если ты мне таки сумеешь назвать такое "устройство":

1) Почему его не придумали раньше?!
2) Как к нему перейти?
3) Где гарантия истинности Базы, обретаемости Идеала, безошибочности Пути?

2. "Первый справился":

- Хорошо, - "об ошибках, издержках и преступлениях". Но ведь - одно из главных?


Пример повторения тезиса

- Если свобода воли у всех одинакова (одинаково имеется и одинаково сильна), то почему же люди пользуются ею по-разному? (Одни выбирают зло, другие - добро)?

- Потому что зло творить легче

- Но это легче всем, а выбирают не все!

- Потому что кому-то зло творить нелегко

1-й озадачен: то ли 2-й говорит противоречивые вещи, то ли что

("Зло выбирают потому, что оно легче" и "Добро выбирают потому, что оно легче")

Точнее: "Люди пользуются свободой воли по-разному, т.к. они сами разные. Одному легче зло, другому добро"

Но вопрос-то так и стоит: почему люди разные? Почему они пользуются свободой воли по-разному?

То есть 2-й говорит не противоречиво, а повторяя одну мысль разными словами

- Почему моя дочь плохо слышит?
- Потому что у неё слух плохой

- Почему люди пользуются свободой воли по-разному?
- Потому что по-разному относятся к предлагаемому судьбой


Дальнейшая работа

Собрать все слова типа
Натяжка Перегиб Передёргивание

Дать определения

Разместить на странице

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: