Персонализм
Авторы Даты Название
Суть Статус Модус
История названия
Материалы
Материалы
1) Считается, что термин впервые употребил Шлейермахер в "Речи
о религии к образованным людям, её презирающим" (1799)
2) Теистическая тенденция в философии
Личность - высший смысл цивилизации
Этический персонализм
Шелер "Формализм в этике и материальная этика ценностей"
(1921)
Персоналистская тенденция в немецкой философии
Критический персонализм
Штерн
Теологическая этика
Тиллике
Проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер
индивидуальной жизни
"Личностный метод" объявляется универсальным средством
познания
Россия
Достоевский, Бердяев, Шестов, отчасти Лосский, Булгаков
Эсхатологический персонализм
Бердяев
Различал личность (подобие Бога с невыводимой из природного мира
сущностью) и индивида (неделимая часть вещественного природного
мира, подчинённая его закономерностям)
Личность уподобляется Богу, идя по пути всегда трагичного творчества
Только на этом пути сохраняет человеческое призвание и перед ней
открывается возможность общения с Богом
Эсхатологический характер истории обещает человеку-личности, прошедшему
через последний Суд, качественно новое, иное бытие. Шестов, развивая
идеи персонализма, говорит о неизбежном одиночестве и трагизме личности,
противопоставившей себя людям, миру, необходимости; только в абсолютном
одиночестве личности ей открывается персональная истина и персональный
бог; жизнь творческой личности – это осознание неизбежности смерти,
постоянное ожидание смерти.
Последовательные персоналистские учения в современной западной
мысли разрабатываются американскими и французскими философами. Американский
персонализм возник в кон. 19 в. Его основатель – Б.П.Боун, главные
представители – Дж.Хауисон, Р.Флюэллинг, Э.Брайтмен, У.Хоккинг.
Понятие личности трактуется ими как процесс развития личностного
начала, которое достигается путем единения с Богом. В центре американского
персонализма – религиозно-этическая проблематика; основное внимание
уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Моральное
самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии.
Персонализм во Франции сформировался в нач. 30-х гг. 20 в. Его основоположник
– Э.Мунье; печатный орган – журнал "Эспри" ("Esprit", основан в
октябре 1932); основные представители – Д.де Ружмон, П.-Л.Ландсберг,
М.Недонсель, Ж.Лакруа, Г.Мадинье. В кризисные 1930-е гг. левокатолические
сторонники французского персонализма выступили с идеей создания
философского учения о человеческой личности как главнейшей заботе
человеческой цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе
осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей
от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша,
Руссо, Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Бердяеву, Н.Лосскому,
Маритену, Ясперсу, Г.Марселю; большое значение придавалось концепциям
человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники
личностной философии перетолковали многие проблемы христианской
концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм
и ввести в нее новое содержание, соответствующее требованиям современности.
Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех
основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции.
Экстериоризация – это осуществление личности вовне; интериоризация
– внутренняя сосредоточенность личности, её духовный мир; и экстериоризация,
и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением
трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные, ценности
– истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании
личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем
активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в
социальные движения на стороне прогрессивных сил; религиозное миропонимание
призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира
на гуманистических основах. Персоналисты акцентируют воспитательную
функцию личностной философии, видя в ней педагогику, нацеленную
на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в
этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники
персонализма видят цель и назначение человеческого существования.
Персоналистская концепция коммуникации близка к этическому учению
Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный
характер личностного общения, когда каждый индивид "имеет цель в
себе и в то же время во всех", а встреча Я и Ты в Мы создает особый
опыт – коммуникацию душ, осуществляемую "по ту сторону слов и систем".
Персоналистская философия широко опирается на искусство и эстетику:
в эстетической концепции в значительной степени конкретизируется
смысл понятий "личность", "творчество", "коммуникация", "сообщество",
"культура". Социальная концепция "личностной философии" строится
на основе критического анализа капиталистической и социалистической
общественных систем, в ней разрабатывается проект новой цивилизации
как третьего пути между социализмом и капитализмом, где изживаются
недостатки этих систем и основой общественной организации является
примат личности и её духовных ценностей. Идеи французского персонализма
получили широкое распространение. Под их влиянием сложились персоналистски
ориентированные концепции в Италии, Швейцарии, в Скандинавии, Латинской
Америке, они стали теоретической основой различных направлений социальной
теологии, способствовали переориентации официальной доктрины современного
католицизма. Учение католических философов, группирующихся вокруг
"Эспри", в послевоенное время проделало значительную эволюцию. Ж.-М.Доменак,
бывший директором журнала в 1957–77, стремился к соединению идей
персонализма с идеологией реформизма; с 1977 в журнале превалирует
ориентация на учения о постиндустриальном обществе. В 1980-х гг.
во Франции наблюдается оживление идей персонализма: создаются ассоциации
и объединения ("За новую жизнь", "Продолжение", "Актуальность персонализма"),
ставящие своей целью возродить подлинный персонализм, связанный
с именем его основоположника Мунье, продолжить начатые им исследования
и развернуть широкую работу по внедрению идей персонализма во все
сферы общественной и индивидуальной жизни людей
|