Русская мысль
Классификация, систематизация, история становления, осмысление
Определение
из Словарика
Становление русской мысли
Становление русской мысли
Наша версия
Версия М .М. Дунаева
Характеристика С. Г. Семёновой
Пара слов от Лескова
Пара слов из разных источников
Соловьёв
Черновые наброски
и выписки
Наша версия
Даже перечислив все известные нам идеологические течения в России
и бегло их склассифицировав, увидим, что русских в чистом виде было
не так уж и много:
Западнизм
Рюрик
...
XV - XVI века: Ересь жидовствующих
н. XVII в.: Смута
н. XVIII в.: Пётр I
XVIII в.: Просвещение
1820-е: Декабристы
1820-30-е: Шеллингианцы: кружки Станкевича
(31-39) и Герцена (31-34)
1830-40-е - Гегельянство
1830-50-е: Чаадаев
1840-50-е: Западничество. Культ естествознания - Дарвин, Конт и
др.
Славянофильство
1. Общество "Беседа любителей
русского слова" (1811 - 1816)
2. Любомудры (1823-25)
3. Славянофилы
Почвенничество
Достоевский
Панславизм
Н. Я. Данилевский
Ревдемы
Чернышевский, Белинский, Добролюбов
Зайцев, ... и мн. др.
Активные эволюционисты
Активное христианство
(религиозная ветвь РК):
Фёдоров
Соловьёв
Флоренский
Булгаков
Бердяев
Универсальный историзм
(Научная ветвь РК):
Циолковский
Чижевский
Умов
Холодный
Купревич
Полемика с нами
- Ну, западники и ревдемы - понятно... Не ваши. А славянофилы чем
же вам не угодили, тем более почвенники?
- Первые были либералами не хуже западников - после отмены крепостничества
они объединились именно на либеральной платформе. Почвенников же
мы числим в предтечах...
[ не закончено ]
М .М. Дунаев
Если разобрать то множество разного рода мировоззренческих систем,
что составляют идеологический хаос русской мысли, то увидим 2 комплекса
идейных тяготений:
славянофильство
западничество
Названия крайне неудачны: различия между западниками и славянофилами
уловить трудно
Ориентация на Запад и на Русь? - но западники любили Русь, а славянофилы
видели массу хорошего на Западе
Община? - но западник Герцен возлагал надежды именно на неё
И т.д.
Реальное различие - в отношении к православию
Противостояние между западниками и славянофилами = противостояние
между православием и католицизмом с протестантизмом, перенесённое
на социально-политическую, идеологическую и культурную почву
Герцен: "Ни византийская церковь, ни Грановитая палата не дадут
больше ничего для будущего развития славянского мира"; "Духовенство
- славянофилы другого рода"
Славянофилы: "Свет Христов просвещает всех"
Западники: "Человеческий ум просвещается земным знанием"
- Может быть и так: просвещается земным знанием,
просветляется - светом Христовым
Но вопрос:
??): Достаточно ли просвещения
для просветления, по западникам?
Судя по всему, да. Но если дополнить оба направления
- что получится: западничество или славянофильство? М.б, славянофилы
признавали и просвещение?
Герцен: "Мы смотрели в разные стороны, а сердце билось одно"
Но вернее: "Смотрели в одну сторону (желали блага России), а сердца,
питаемые разными верами, бились разно"
Славянофилы уповали на пробуждение духовной, а не Древней Руси
Западники - на изменение внешних обстоятельств
Предтечи западников:
1. Ересь жидовствующих ( XV - XVI века )
2. Смута ( н. XVII в. )
3. Пётр I ( н. XVIII в. )
4. Просвещение ( XVIII в. )
Православие не против разума:
"Рождество Твое, Христе Боже Наш, возсия мирови свет разума"
Только свет этот не от мира сего
5. Рубеж XVIII - XIX веков - смещение этого противоречия в сторону
культуры:
5.1. 1811 - 1816: Общество "Беседа
любителей русского слова" - предтеча славянофилов
(Цель - очистить язык от чужеродных влияний)
5.2. Декабристы
5.3. 1820 - 1830-е - Герцен и Ко искали ответов у западной мысли
(Кошелев назвал кумиром западников Спинозу - его ценили выше Евангелия)
(Чичерин: "Между Венским конгрессом и переворотами 1848 г. умы
в Европе были устремлены на решение теоретических вопросов. Германская
наука царила над умами: начало бытия - не Бог, а дух Вселенной"
("Воспоминания". стр. 27 и 40)
Он же: "Гегель считал христианство высшей ступенью в развитии человечества,
но я отверг это как непоследовательность" - стр. 40)
5.3. а) Любомудры - преодолели западническую идею "религия
- временный удел непросвещённого простонародья" (сошли со сцены
после декабря 1825 г.)
б) Кружки Станкевича (Белинский, Грановский, К. Аксаков, Бакунин)
и Герцена
в) Чаадаев:
- католицизм выше всех
- русская история пуста и бессмысленна
- следует примкнуть к Западу
Его первое "Философическое письмо" (всех было 8), опубликованное
в журнале "Телескоп" (№ 15 за 1836 г.) было самым мощным воздействием
на русские умы
г) Хомяков написал ответ Чаадаеву
С. Г. Семёнова
"...Под активным христианством автор "Философии общего
дела" [Фёдоров] понимает реальное
воплощение коренных метафизических чаяний xристианской веры человечеством,
осознавшим себя орудием осуществления воли Божией
В той или иной степени русская религиозная философия конца
XIX - XX вв. разрабатывала именно эту линию в христианстве
Фёдоров же не просто стоит у истоков её взлёта, он стал первым
и вместе с тем наиболее радикально-дерзновенным (и в этом непревзойдённым)
выразителем оригинальных идей этой мысли: Богочеловечества,
сотрудничества Божественных и человеческих энергий в деле преображения
мира и Соборности
(стр.
62)
Л.В.Лесков
Методологические и общенаучные находки Циолковского:
- концепция антифинализма: Циолковский оказался первым представителем
космической философии, который увидел высший смысл человеческого
бытия в нескончаемом процессе освоения новых экологических ниш и
в расширении границ гомеостаза
- неостановимое восхождение человека к космосу осмыслено как процесс
главным образом интенсивный
- построенные им прогнозные сценарии содержат в качестве необходимого
элемента не только чисто техническую, но и мировоззренческую компоненту
(41-1)
Соловьёв
Смешные по внешнему выражению, но в существе неизбежные переходные
ступени - "увлечения юности": гегельянство 30-40-х, культ
естествознания - Дарвин, Конт, - ницшеанство...
- Образованных стало больше
- Объединить их не просто
(Люди менее способны к стадному "единомыслию")
=> В русском обществе исчезла одностанционность (когда господствовало
одно идейное увлечение)
Разные источники
Заслуги Соловьёва:
1. Философия всеединства
2. Идея Софии
3. Впервые обосновал "русскую идею"
Русская идея - варианты
В статье "Новая
национальная идея России" читаем:
Соловьёв: Самопожертвование и разумное самоограничение, развитие
общественной свободы, добра, любви и справедливости. (Доклад в Париже,
1888 г.): "Идея нации есть не то, что она сама думает о себе
во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности"
Князь Владимир: Православие
Монах Филофей (в ответ на общественные настроения): "Москва
- третий Рим"
Уваров (Министр народного просвещения, по поручению Николая I,
1833 г.): "Православие. Самодержавие. Народность"
"За Бога, Царя и Отечество!"
Розанов: Сострадание к человеку
Бердяев: Устремлённость к святости как идеал будущего для всего
человечества
Фёдоров: Общее Дело
Марксисты: Социализм как первая фаза коммунизма; "Наша цель
- коммунизм"
Ильин: Возвращение к качеству и культуре русского народа (1928)
Солженицын: Сбережение народа
Неоязычники: Язычество
...: "Богоизбранность русского народа" (мученическое
хранение и проповедь православния во имя очищения всего человечества)
С.Г. Кара-Мурза (известный публицист): Справедливое мироустройство,
человечество - семья народов
Дугин: "Покорение Европы"
(Националисты): "Родина превыше всего"
(Нацисты): "Россия для русских"
...: "Свобода дороже богатства"
...: "Спастись можно только вместе"
Национальная идея - это краткая формула, отражающая основные чаяния
народа
Суть национальной идеи составляет проблема смысла бытия данного
народа-этноса
"Надо было найти убедительное оправдание крепостному рабству
и самодержавию в условиях, когда нигде в Европе ничего подобного
уже не существовало… Власть обзавелась идеологией, смысл которой
сводился к тому, что Россия - не Европа"
(Профессор истории и политических наук Нью-Йоркского городского
университета Александр Янов)
Три устойчивых составляющих русского самосознания:
1. Православие (прочно вошло в мировоззренческую матрицу, и никаким
реформаторам его из неё не выбить)
2. Коллективная память об исторических выборах, которые России
пришлось сделать, находясь "между молотом Запада и наковальней
Востока" (Менделеев)
3. Тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим
чувством. ("Он трезво судит о земле, в мистической купаясь
мгле", ...)
С.Г. Кара-Мурза
Особенности российского менталитета:
1. Общинность, микроколлективы на основе личной связанности. Внутри
этого микроколлектива встречается способность "поделиться последней
рубахой". Но не ради государства или всей России
2. Человек- клеточка единого целого
3. Российская культура связана не с изменением мира, а себя в
мире
К.Х.Момджян (Завкаф социальной философии МГУ)
Необходимо отказаться от трёх типов идеологии:
- Идеология советского времени
- Монархизм и фундаментальный консерватизм
- Западный ультралиберализм
Путин
27% - за советские ценности
28% - за патриотизм
32% - за тезис о государствообразующей роли русского народа
Накануне.ru
Наша черновая правка
- Недопустимо ставить в один ряд Дело и его детали. Идеи приведённых
философов - кроме Фёдорова - суть лишь
а) Детализация его идеи Дела
б) Направления и условия работы, начало выстраивания её цели -
Идеала общественного устройства
"Сострадание к человеку" побуждает к действию. Совместному.
На основе любви. К Общему Делу
Это не новость. Русские мыслят так уже тысячи лет. Сейчас наблюдается
лишь попытка "возвратить утраченные качества и культуру"
Соборности
Суть ОД - говоря популярно - "Развитие общественной свободы,
добра, любви и справедливости"
Условие работы - "Самопожертвование и разумное самоограничение"
Способы организации предлагаются разные, способы распределения
продукта - тоже. Марксисты пытаются устроить социалистический. Не-марксисты
- иной; нередко не называемый или называемый неверно - а потому,
возможно, тот же социалистический
- Соловьёву: не просто что думает Бог о нации - а какую миссию Он
на неё возлагает
- Недопустимо заявлять. будто марксисты могут предлагать национальную
идею. Их идея - классовая. Нации для них - в миссиях - абсолютно
равнозначны. У любой нации есть эксплуататоры и рабы. Ни первых,
ни вторых не должно быть во всём мире. Революция может произойти
в рамках государства, а не нации, только потому, что эксплуататоры
разделили мир именно на страны, а не на нации
|