Соловьёв. Философские начала цельного знания. Конспект 01
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:    >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Соловьёв >> Философские начала цельного знания >> Конспект 01




 

 



 

 

 

 

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Конспект 01
Конспект 02
Конспект 03
Конспект 04
Конспект 05
Конспект 06
Конспект 07
Конспект 08
Конспект 09
Конспект 10

 


Философские начала цельного знания 01

В.С.Соловьёв

Конспект 01 (Только начат)

Выделенное цветами - разделы
Выделенное жирным - конспект втрого уровня

I. Общеисторическое введение (о законе исторического развития)

Первый вопрос философии - о цели существования
Блаженное существование их не требует
Сейчас
- Тяжёлый труд
- Скука
- Исчезающие иллюзии
Для чего?

Первая стадия вопроса - личная, вторая - общая
Критерий достоинства личной жизни - отношение к общей и последней цели
Цель человечества предполагает развитие

Альтернатива - смена явлений, связанных лишь внешне
Общей цели там нет

Понятие развития вошло в науку и в обиходное мышление
С начала 19 в.
Логическое содержание ясно не вполне

Развитие
Предполагает один определённый субъект (подлежащее)

Субъект
Развивается
- Системен
Безусловная простота исключает изменения
Понятие безусловно простой субстанции не оправдывается философской критикой
- :Живой организм
В этом их отличие от остальной природы
Изменения механического агрегата - не развитие
(Примеры: гранитная скала, куча песка)

Ход развития и материал
(causam materialem и causam efficientem)
Определяются внешними деятелями
Сообразно с природой организма
Побуждение, влияние, задержика, прекращение, разрушение
Содержание развития
(causa formalis и causa finalis)
Определяется источником в самом существе
Материал развития должен уподобиться (ассимилироваться) организму
(Принять его формы и обработан)
Ряд изменений без исходной точки и конца, не имея никакой определённой цели, не есть развитие
Т.к. не определяется относительное значение членов
Изменения безразличны

Цель предполагает развитие
Развитие требует цели

Развитие - ряд имманентных изменений органического существа от начала к цели

Бесконечное развитие - бессмыслица
(contradicto in adjecto)

Периодика
- Первичное состояние
- Цель
- Промежуточные состояния
Содержатся в первоначальном состоянии
Общая формула = закон развития

Пример
Закон развития растения включает цель - плодоношение

Первичное состояние (зародыш) - целый организм
Различие в разности состояния или расположения компонентов
В развитом организме они имеют место и назначение
В зародыше не имеют (смешаны, индифферентны; различие потенциально)
Развитие - обособлении элементов ввиду их нового, органического соединения

Первичное состояние - смешение или внешнее единство
Второй момент - вход во внутреннее свободное единство
Третье - внутренняя свободная связь
Согласно функциям
Задачи - поддержика и восполнение
В силу солидарности

Необходимость перехода от второго к третьему
Обособление элементов связано со стремлением исключить все остальные
или сделать их материалом
В итоге они уравновешивают друг друга
Простое равновесие невозможно, т.к. требует идентичности элементов
Она невозможна, т.к.
- Каждый мог бы получить только то, что уже имеет
- Исчезают основания к соединению

Члены имеют особенности
Простое равновесие приводит к уравновешивнию остальных
Не одна единица против равных, а сообразно своему внутреннему характеру и значению

Пример
Мозг или сердце имеют значение не как равные всем другим члены, а, сообразно своему особенному назначению, играют роль главных органов, которым должны служить все другие для сохранения целости всего организма, а следовательно, и самих себя

Итог - внутреннее органическое единство
(не механическое равновесие)

Безразличие первого момента относительно
Особенности образующих частей существуют и в первом моменте развития, но связанные, подавленные элементом единства, которому здесь принадлежит исключительная актуальность
Во втором моменте актуальность переходит на сторону отдельных членов
Прежний элемент единства - один из членов

Пример
Католическая церковь в н. ср. в.в. - исключительно актуальный элемент единства
В новейшее время - один из членов цивилизации

Закон развития
Связующее единство во втором моменте - отвлечённая сила или общий закон
Получает живую действительность и становится конкретной целостью в третьем моменте

Историческое развитие

Субъект - человечество
Действительный, хотя и собирательный организм
(Не метафора и не абстракт)

Организм
Собирателен
Индивидуум состоит из элементов
Если бы они имели сознание (имеют в известной мере), то человек являлся бы для них абстрактом

Аналог
Каждая клетка, наверно, считает себя самостоятельным существом
О целом не знает или считает массой чуждых существ

Собирательный характер всего человечества не препятствует ему быть индивидуальным существом

Человечество - органический субъект исторического развития

Организм человечества
Аналог - части систем организма человека
Части - племена и народы
Системы - формы существования

Формы существования
Составляют содержание исторического развития
Источник - в началах, определяющих природу человека

Природа человека
Три основные формы бытия: чувство, мышление, деятельную волю
Каждая имеет две стороны - личную и общественную

Отдельное, чисто субъективное чувство, отдельная мысль или фантазия без всякого общего необходимого предмета, наконец, непосредственная животная похоть, очевидно, не могут служить образующими началами или факторами общечеловеческой жизни

Значение положительных начал для этой жизни могут иметь:
- Чувство, стремящееся закрепить своё состояние объективным его выражением
- Мышление, стремящееся к предметному содержанию
- Воля, имеющая в виду определённые общие цели

- Чувство, имеющее своим предметом объективную красоту
- Мышление, имеющее своим предметом объективную истину (познающее)
- Воля, имеющая своим предметом объективное благо

Воля
Непосредственное начало общественной жизни
Определяется тремя основными отношениями
= Проявляется на трёх степенях
Для достижения блага прежде всего необходимо обеспечить существование его элементарных субъектов (отдельных людей)
Это зависит от их отношений к внешней природе
От деятельности

Три основные формы общественного союза
Проистекают из воли человека или его стремления к объективному благу

1. Экономическое общество
Общественный союз, имеющий целью обеспечение существования элементарных субъектов и основанный на труде
Внешняя основа
Значение материальное
Задача - организация труда
Имеет политическую сторону

Семья
Первичная элементарная форма
Первоначально имела гл.обр. эк. значение
Основывалась на элементарном разделении труда
(Данные сравнит. филологии)
Это значение преобладает и усложняется, иногда закрываясь нравственным элементом

2. Государство
Res publica
Общество политическое
Посредство
Определяет отношения людей друг к другу
Предмет - члены
Задачи
- Организация трудящихся
- Определение взаимоотношений между членами
- Определение межгос. отношений
(Политических обществ - много)
Имеет экономическую сторону

Различие стороон - в преобладании значения интересов

Вторая задача не безусловна
Нельзя отрицать возможность осуществления всемирного государства

Основной естественный принцип - законность (право)
Выражение справедливости
Частные формы относительны и временны
Определяются историческими условиями
Формальный характер

Все действительные правовые учреждения, подвергаемые критерию абсолютных начал правды и блага, являются ненормальными, и все политическое существование человечества представляется какою-то наследственной болезнью

3. Церковь
Общество духовное
Цель
Определяется религиозным характером человека
Желание абсолютного существования
(Полного и вечного)
Истинного верховного блага
summum bonum
Иные блага - средства
Принцип общественного союза, который может быть назван духовным или священным обществом

Жизнь = Труд + Закон + Запредельное


Знание

Познавательная деятельность

Объект познания
- Факты
(Источники - наблюдение, опыт)
- Логика
- Абсолютная истинность

Круг знаний образует положительную науку
Логика - отвлечённую философию
Знание абсолютной реальности - теологию

Наука
Центр - реальный факт
Даёт материальную основу знанию

Философия
Центр - общая идея
Сообщает знанию идеальную форму

Теология
Центр - абсолютное существо
Абсолютное содержание и верховная цель знания

Человек прежде всего стремится знать как можно больше
В окружающем
Материальная истина не полна
- Обман чувств
- Признаки действительности могут быть даны только в суждении
- Разум имеет значение только формальное
--- Указывает только необходимые условия, но не даёт содержания познания
--- Субъективен
Истина должна определяться независимым от внешней реальности и от нашего разума абсолютным первоначалом

Аналог
Наука соответствует экономике
Философия - государству
Теология - церкви
отвлечёнными

Обстоятельства, дающие фактическое подтверждение

1. Идея государства находила самых ревностных своих слуг и защитников в отвлечённых философах
Чем ближе воззрения мыслителя подходят к типу чисто рациональной философии, тем большее значение приписывает он государству
Крайний представитель философии - Гегель
Признаёт государство как полное объективное обнаружение или практическое осуществление абсолютной идеи

Закон
Практическое выражение логического начала

Церковь и экономика представляют чуждые отвлечённой философии интересы
Церковь - интересы сердца
Экономика - sit venia verbo - интересы брюха

2. Соответствие между наукой и экономикой подтверждается подобным
Социалисты отрицают церковь и формальную государственность
Социалисты и радикальные учёные признают главным экономический интерес
Сводят общественные отношения к экономическим
Склонны в теоретической сфере придавать положительному знанию исключительное значение


Искусство

Чувство
Получает объективное выражение в материальном творчестве
Техническое художество - где идея красоты служит лишь как украшение при утилитарных целях
Высший представитель - зодчество
Направлено на низшую внешнюю природу
Существенную важность имеет материал
Изящное художество (schone Kunst, beaux arts) - где определяющее значение имеет эстетическая форма - форма красоты, выражающаяся в чисто идеальных образах, называется
Четыре формаы: ваяние, живопись, музыка и поэзия
(Постепенное восхождение от материи к духовности)

Ваяние
Самое материальное искусство
Наиболее близко к техническому

Живопись
Более идеальна
Нет вещественного подражания
Тела изображаются на плоскости

Музыка
Ещё более духовный характер
Воплощается не в веществе, а в его движении и жизни - звуке

Поэзия
Только в духовном элементе человеческого слова

Изящное искусство
Предметом - красота
Красота художественных образов не всецела
Образы, идеально необходимые по форме, имеют случайное, неопределённое содержание
Сюжеты случайны
В истинной, абсолютной красоте содержание столь же определённо, необходимо и вечно, как и форма
Такой красоты в нашем мире нет
: все прекрасные предметы и явления - случайные отражения самой красоты, а не органическая её часть

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Философские начала цельного знания. Конспект 01
* 05-12 06 2017 г.
Начало конспектирования - 25 12 2018 г.