Царство Духа и царство кесаря 04
из книги
Н.А.Бердяев
Глава IV. Человек и кесарь. Власть
Соотношение власти и духа
Точки зрения
1. Дуалистическая
2. Монистическая
Цитаты
Ложное толкование
Рабский характер
1. "Воздайте кесарево кесарю, а Божье Богу"
Различение двух разных сфер
Недопущение смешения
(Не определение кесаря)
2. "Несть бо власти, аще не от Бога"
Сервилизм и оппортунизм в отношении к власти
Сакрализация форм власти
Религиозного значения не имеет
(Характер исторический и относительный)
Вызван положением христиан в Римской империи
Предотвращение превращения христианства в революционную секту
При Домициане власть характеризовалась как зверь из бездны
Наработанный сценарий:
- Сопротивление изменениям со стороны церкви в начале
- Санкционирование после стабилизации
Церковь обычно не имела идеала общества
Когда имела (в христианских теократиях) - отрицала свободу
Теократия
Средневековая и христианская
Один из соблазнов
Компрометировали христианство
Дух не зависит от природы и общества и не определяется ими
Дух есть свобода
Авторитет власти укреплялся мифами
В объективации духа в истории
Миф
- О суверенитете в религиозной области
- О папской непогрешимости
- О соборе епископов
- О монархии (о суверенитете власти монарха)
- О демократии (о суверенитете власти народа)
- О коммунизме (о суверенитете власти пролетариата)
Мистический характер
Означали отрицание идеи суверенитета
(не ново понимаемый миф о суверенитете)
Суверенитет
Одна из иллюзий объективации
Не принадлежит никому
Анархический миф
Функции государства остаются в условиях этого мира
Но государство имеет лишь функциональное и подчинённое значение
Отрицается суверенитет государства
Государство
Стремится к тоталитарности
В христианский период - возврат к языческому пониманию государства
(Тоталитарному, монистическому)
Вечный конфликт Христа (Богочеловека) и Кесаря (человекобога)
Утверждение прав человека
Принцип
Единственный примиримый с христианством
Государство примиряется с ним неохотно
Искажён
Не означал прав духа против произвола кесаря
Включён в царство кесаря
Означал права гражданина
(существа частичного)
(не как духовного существа)
Борьба монизма с дуализмом
Монизм
Единство
Возврат к языческому пониманию государственной власти
Дуализм
Христианское происхождение
Укреплён кровью мучеников
Тема социальной революции
Включает и крайний монистический и дуалистический элемент
Дуалистична
(деление мира на две части)
Социальная революция
Включает мессианский и хилиастический элемент
Устремлена к царству Божьему на земле
Без веры в Бога
Это ведёт к монизму
(отрицание различия царств Духа и Кесаря)
Двойственность в психологии революционеров
Монизм можно мыслить только эсхатологически
Возможна секуляризованная эсхатология
(Обоготворяет не вечную жизнь, а жизнь будущего)
Отношения церкви и государства
Одна из форм отношения духа и кесаря
В форме исторической объективации
Церковь легко принимала царство Кесаря
Но в ней всегда оставался и другой элемент
Кесарь
Подчинён необходимости
Дух
Свободен
Отношения церкви и государства были и будут противоречивы
и неразрешимы
Идеальной власти быть не может? - ЛЗ
Церковь может перестать защищать свободу
Кесарь сакрализуется церковью
Соборы собираются императорами
Император - церковный чин
Цезарипапизм в Византии
Это предпосылка революции
Переход в признание священной власти народа
Затем власти пролетариата
В Израиле была единственная и глубокая форма расизма
Кровь имела религиозный характер
Апофеоз цезаря есть источник тоталитаризма
Культ диктаторов
Создан верой народа
(не сенатом)
(скептичен и не склонен к мистике)
Свобода совести
Принцип
Предполагает дуализм духа и кесаря
Античный мир её не знал
К концу античного мира исчез
Продолжается в христианстве
Особенно поразительно в Византии
Епископы повторяли дитаторам слова сенаторов: "Вы - образ Божества"
Запад пытался ограничить власть кесаря церковью
В этом преимущество Запада перед Востоком
Средневековью была свойственна идея органического единства
Человечество едино и есть мистическое тело
Средневековье: государство не обожествлялось
Средневековое христианство не признавало безусловного подчинения
подданных власти
Государство
Создано актом насилия
Терпимо Богом
Библейская идея происхождения царской власти очень для неё неблагоприятна
Царская власть возникла против воли Бога
От Бога происходит лишь свобода, а не власть
Тиранической власти можно не подчиняться
Допускалась возможность тираноубийства
Признавалось абсолютное значение естественного права
(происходит от Бога)
Власть должна служить народу
Средневековье признавало врождённые и неотъемлемые права индивидуума
Сознание выше современного
Но противоречиво
Признавалась смертная казнь еретиков
Рабство считалось последствием греха
(не грехом)
Злоупотребление идеей первородного греха
Рабьи выводы
Абсолютизация власти на Востоке острее, чем на Западе
В католичестве дуализм сильнее
На Востоке монизм
Но противоречивые отношения между царством Духа и Кесаря глубже
средневекового противоположения духовной и светской власти
Отожествление царства Кесаря и царства Божьего постоянно
Склонность к монистическим и тоталитарным системам
- Теократия
- Демократия якобинцев
- Гегель, Маркс, Конт, Шпанн, коммунизм и фашизм
Либеральных демократий (нейтральные в отношении царства Духа) больше
не существует (становятся диктатурами)
Кесарь всё больше высказывается по вопросам духа
Хотя бы отрицая
Непреодолимая тенденция требовать не только кесарева, но и Божьего
(подчинения человека целиком)
Это главная трагедия истории
(трагедия свободы и необходимости, человеческой судьбы и исторической
судьбы)
Государство
- Склонно служить кесарю
- Не интересуется человеком
(человек - статистическая единица)
- Интересуясь, порабощает
Дух
- Бесконечен
- Устремлён к бесконечности
Кесарь
- Конечен
- Хочет наложить на дух печать своей конечности
Мы воздаём кесарево кесарю
Хотя бы в форме революций
Требование революции тоже кесарево требование
Только революция духа стояла бы вне этого
Не равна политическим и социальным
Дух
- Неизбежно вторгается в объективированный мир
- Опрокидывает его необходимость и рабство
Всегда движение по вертикали
Объективируется и символизируется по горизонтали позже
В условиях нашего мира мыслить окончательной победы Духа над Кесарем
нельзя
- Постоянно самоотчуждается
(в объектный мир)
- Должен постоянно возвращаться
(в собственную глубину)
Гегель понимал это наполовину
(Исторический пантеизм)
Царство Кесаря
Утверждается в этой атмосфере
Кесарь меняет обличия
Власть имеет функциональное значение
Окончательная победа Духа возможна лишь в эсхатологической перспективе
До этого люди и церковь живут в гипнозе власти
Тайна подчинения
Не разгадана
Большинство, обладая перевесом физической силы, согласно подчиняться
меньшинству
Существует помазание к власти?
Гипноз?
Власть может быть рациональна
Начало власти иррационально
Дар - в способности ко внушению
Пропаганда
- Играет колоссальную роль
- Вульгарная форма гипнотизирования
- Включает религиозные верования
Власти падали, когда они разлагались
Демократии
Держатся пропагандой и риторикой
Объективация психических состояний людей
(Вкоренённых в глубину индивидуального и коллективного подсознательного)
Подсознательное может принять форму сознания
Поражает иррациональностью
Политика - Психологичская база
Страсть
Коллективное подсознательное
(чувства, страсти, верования)
(не корысть)
Групповые интересы
Иррациональны, противны разуму
Капиталисты вызвают войны
Чреватые их гибелью
В корыстном интересе таится безумие
Людьми управляет не столько рассудок, сколько страсти
Формы власти - подсознательные состояния и страсти
Потому мифологичны
Миф о суверенитете
Теория социального договора - попытка рационализировать начало власти
Социоонтологический пессимизм
Приводит к утверждению монархии
Гоббс
Социоонтологический оптимизм
Приводит к утверждению демократии
Руссо
Однако договоры и рациональные объяснения роли не играют
Абсолютизм
Опирается на религиозную санкцию
Боссюэт
Идея народного суверенитета
Перенесена с монарха на народ
"Государство - это я" - и Людовик XIV, и народ
Ложная
Возвращает к античному пониманию
Возникла в монастырях
Утвердили католические теологии
Suares и Bellarmin
Правда здесь отрицательная
Положительная в том, что суверенитета нет
Это сказалось в формах, которые приняли социальные доктрины
Христианский коммунизм
Отрицал свободу печати
Кабэ
Авторитарный социализм
Луи Блан
Гегель
Абсолютизировал государство как воплощение духа
Марксизм
Абсолютизация общества
Демократия враждебна свободе совести
(Монталамбер)
Прудон
Исключение
В центре идея человеческого достоинства
(что и есть справедливость)
Противник насилия
Революция - просветление умов
Считался анархистом
(отказ переносить суверенитет одного субъекта на другой)
В этом его правда
Есть только один великий миф
О человеке
(свобода, творчество, богоподобие, коммюнотарная связь)
Начало власти связано с существованием зла
1. Власть принуждена бороться с ним
2. Власть бывает его источником
Второе приводит ко взаимосменяемости властей
(порочный круг)
Победа - диалектическое перерождение
Революция
1. Борется против власти
Ставшей злой
За власть
Побеждают наиболее способные организовывать власть
Вытесняя и часто истребляя менее способных
2. Обостряет качества человеческой природы
2.1. Высокие
- Страстное увлечение идеей лучшего строя
- Способность к жертвенности
- Забвение эгоистических интересов
2.2. Низкие
- Жестокость
- Неблагодарность
- Истребление духовных ценностей
Христианство не содержит откровения об обществе
Нужно решительно признать
Это откровение должно быть отнесено к Эпохе Духа Святого
Потому попытки создания нового лучшего общества трагичны
Проблема общества есть проблема отношения "я" к "мы"
(не "я" к "ты")
Через отношение к "мы" - отношение к "ты"
Но "мы" оставалось нечеловеческим анонимом, которым беззастенчиво
распоряжались и "я" и "ты"
"Мы" было объективацией человеческого существования
Власть "мы" над "я" не означала человеческих
отношений
При всех режимах
Освобождение человека находилось лишь в отрицательном фазисе
Очень относительныо
Распространялось на отдельные сферы, а не на целостного человека
Примеры
- Либерализм освободил человеческую мысль
(науку от церкви)
Но не освободил труд от капитала
- Освобождение трудящегося может привести к закрепощению мысли
Освобождение
Условия
Преодолении идеи суверенитета
Самоутверждение народов
Режим осуществления
Хаос
Непрерывный
Порождает войны
Выход:
Всемирное единение
Варианты:
- Мировая империя
- Множество суверенных наций-государств
- Мировая федерация свободных наций
(отказавшихся от суверенитета и согласных подчиниться мировой организации)
Стремиться должно к последнему
Необходимо радикальное духовное и социальное изменение
ЛЗ:
Разделение церкви и государства лишает последнее сакральности
Статус любого авторитета не может быть равен Богу
|