Из "Россия
под властью плутократии" 01
Лисичкина и Шелепина
Прочтено:
01-06 04 06 - до 1.2 Природная среда
02 04 06 - 7 - до 7.3
05 04 06 - 7.3 до "Новая Римская империя"
06 04 06 - 7 и 2 главы полностью дома и 3 глава до "Поток
событий. ГКЧП" - на работе
09 04 06 - 3 глава полностью
10 04 06 - 4 и 5
21 04 06 - 11 до 11.3
24 04 06 - 9 до Кравука
25 04 06 - 9 полностью и 11 почти до конца
29 04 06 - 11 до конца
30 04 06 - 1 глава (1.1, 1.2) и 6 - до 6.2.
02 05 06 - 6 - до 6.3.
04 05 06 - 6 полностью
11 05 06 - 8 - 1 часть не до конца
12 05 06 - 8 - 8.2 и 8.3 до Наступление на интеллект
15 05 06 - 8 полностью и 10 до 10.3. ПРОГРАММА УСКОРЕНИЯ ВЫМИРАНИЯ
16 05 06 - 10 полностью (Украина)
20 05 06 - 1.1
22 05 06 - 1 до Идеология неолиберализма
30 05 06 - 1 полностью ? и Заключение перекопировано в блокнот
Предисловие - =
1 - = ?
2 - =
3 - =
4 - =
5 - =
6 - =
7 - =
8 - =
9 - =
10 - =
11 - =
Заключение - в блокнот
Пропущено:
2 - Немарковские процессы (до "Духовная сфера зависит
от предыстории") и Принцип Ле-Шателье (после абзаца о предыстории)
4.3 и далее - приватизация по отраслям,
5.1 - Залоговые аукционы и ГКО, апартаменты Ельциных, имущество
Березовского, Волошин, финансовое обеспечение Семьи и Абрамович,
Малое Сареево и последний абзац
5.3 - всё о группах
Перечесть:
1 - три подхода к развитию об-ва
11 - от слов "Побочные процессы идут и в финансово-экономической
сфере США"
Разместить:
Сталина - конец 2.3
----
1 - 1 Духовная сфера
Жизнь общества неразрывно связана с духовной сферой
Она определяет
- нравственные и эмоциональные состояния
- жизненные приоритеты,
- межличностные отношения,
- критерии добра и зла,
- поиск смысла жизни и своего места в ней,
- мотивы и внутренние стимулы поведения
Чтобы выжить, поведение должно соответствовать внешним условиям
Поэтому сознание человека в значительной степени определяется
бытием
Но жизнь и поступки людей зависят не только от условий бытия,
но и от мировоззрения
- Пардон, мировоззрение - часть сознания, точнее - одно из
его проявлений, функций ъ
Бытие определяет сознание, то определяет мировоззрение, а оно
уже - поведение
Мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов,
убеждений; целостный взгляд на мир и место человека в нем
Три основные формы мировоззрения: мифологическая, религиозная
и философская
Мифология, совмещающая в себе как фантастическое, так и реалистическое
восприятие окружающей действительности, была характерна для
древнего общества, но получила неожиданное развитие в наши дни
Философия, опирающаяся на научные знания, призвана дать ориентацию
в окружающей действительности
Религия основана на вере в высшие силы, влияющие на жизнь человека
и окружающий мир
----
Духовная сфера включает в себя внутреннее состояние, внутренние
побуждения человека и общества, которые связаны с традициями,
менталитетом, моральными принципами. Действия людей определяются
не только уровнем научного знания и реальной ситуацией, но и
предысторией. О взаимосвязи времен, памяти о прошлом как важнейшем
свойстве духовной сферы говорится в книге священнослужителя
А. Захарова и профессора К.Валькова[1]:
----
Историческая память - это неотъемлемая сторона жизни людей.
Именно в прошлом заложены мотивации человеческих поступков,
отношение к другим людям, к окружающей действительности. Предыстория,
преемственность духовного мира, многовековой опыт человечества
находят свое отражение в традиционных религиях. И его необходимо
учитывать. Анализу соотношения между наукой и религией посвящены
работы архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (в миру
- профессора, доктора медицинских наук Валентина Феликсовича
Войно-Ясенецкого, причисленного в 1998 г. к лику святых православной
церкви)[16]:
----
Архиепископ Лука:
Наука - система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях
действительности
Система - стройное, упорядоченное сочетание, достигаемое классификацией
Классификация - распределение однородных данных по группам,
установлением законов
Достигнутые знания - те, которые достигнуты, то есть не все
и которые могут оказаться ложными
Область точной науки ограничена так же, как ограничены и органы
научного познания
Но человек хочет и должен знать и то, что за пределами науки
(Психология - наука о душевных явлениях, но мы хотим знать душу)
Знание больше, чем наука
Оно достигается и теми способностями, которыми не располагает
наука (прежде всего, интуиция)
Интуиция - непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает её, пророчески предвидит
В последнее время всё более занимает внимание философии
----
Религия, прежде всего, отражает внутренний мир человека, включая
духовный опыт предыдущих поколений, задавая внутреннюю регламентацию
поведения человека в обществе, моральные принципы
Главный этический принцип традиционных религий: возлюби ближнего
как самого себя. Кроме того, в религию входит нечто, стоящее
над человеком, высшие силы
Ключевой момент в анализе духовной сферы заключается в наличии
информационного поля, сопровождающего жизнь людей
Это поле не материально, но вполне реально
Более того, оно представляется как некая высшая сила, определяющая
поступки людей
Религия, с одной стороны, предпринимает попытки понять природу
этой высшей силы, с другой - взять на себя функции её представителя
Понятия "душа", "дух", "дьявол"
переходят в разряд научных
Дьявол разрушает внутренние устои и нравственные принципы,
сформулированные в традиционных религиях, ведет к деградации
общества и его распаду
----
В наше время всё шире распространяются: отказ от морали, вседозволенность,
получение удовольствий любой ценой
----
Духовная сфера - это четвёртое составляющее общественного развития
----
Каждое обладает определённой самостоятельностью. Поэтому выбор
оптимального пути неоднозначен
----
Глава 1.2
----
Три подхода к развитию общества: формационный, цивилизационный,
и модернизационный
Формационный подход сформулировал Маркс: история есть эволюция
общества; содержание эволюции - непрерывное совершенствование
производительных сил; суть эволюции - смена общественно - экономических
формаций; формации - это производительные силы и производственные
отношения; их смена обусловлена социальными факторами (прежде
всего материальными условиями жизни) и осуществляется через
социальную революцию, которая является высшим проявлением классовой
борьбы
Классовая борьба при наличии антагонистических классов трактуется
как движущая сила истории
Типы формаций: первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм,
социализм, коммунизм
Цивилизационный подход развивался параллельно с формационным,
однако длительное время оставался в тени
Cвязан с именами Данилевского (жившего в те же годы, что и
Маркс), Шпенглера, Тойнби, Гумилёва, Хантингтона
Цивилизация определяется как общность, характеризуемая определенным
набором ценностей (в том числе и технологиями, и навыками),
системой общих запретов (табу), похожестью (но не тождественностью)
духовных миров и т.д. Важнейшее значение имеют традиции, жизненный
уклад, память о прошлом, культура. Цивилизации соответствуют
определенным географическим зонам.
Hазвитие цивилизации сопоставляется с развитием живого организма.
Шпенглер отмечал как сходство жизненного пути различных цивилизаций,
так и их специфику. Гумилёв проанализировал различные фазы этногенеза.
Как движущая сила развития цивилизации были выделены пассионарии
- люди, которые стремятся изменить окружающее и способны на
это. Рассматривал цивилизации как структурные единицы антропосферы
(понятие, характеризующее человечество на планете в целом).
Здесь имеются определенные параллели с биосферой, элементами
которой являются биоценозы, экосистемы, популяции. Соответствующими
аналогами служат племена - этносы - суперэтносы (цивилизации).
Как и в биосфере, необходимое условие устойчивости - разнообразие.
Развитие цивилизации связано с характером духовного мира и
может быть рассмотрено как путь к духовному идеалу. Меняется
облик страны, совершенствуется техника, но изменение цивилизационных
стандартов (традиции, жизненный уклад, менталитет) требует многих
поколений.
Модернизационный подход выделяет третью составляющую развития
общества - процессы совершенствования технологической основы
цивилизации и подстройки к ней общественных организационных
структур. Однако в действительности процесс модернизации - составляющая
антропогенеза, поскольку он связан и с преобразованием экологической
ниши человека, и с изменением самого человека
Модернизацию иногда отождествляют с вестернизацией, распространением
западных стандартов жизни, поскольку современная модернизационная
волна пришла с Запада.
Однако возможности индивидуализма близки к исчерпанию. Темпы
модернизации на Востоке существенно превышают темпы Запада.
Движение вдоль координаты модернизации можно трактовать как
путь к конечной цели - ноосфере (сфере разума).
Тройственный подход рассматривает развитие как движение в пространстве
с социальной, цивилизационной и модернизационной осями координат.
На отдельных этапах то или иное направление может выходить на
передний план
(Например, в странах ислама ведущая роль переходит к цивилизационной
составляющей)
Тройственный подход реализуется в Китае, получив там название
тройного представительства
----
Прогресс общества определяется тремя составляющими: физиологической,
модернизационной и духовной
alt - четырьмя: социальной, цивилизационной, модернизационной
и духовной
alt - тремя: физиологической, модернизационной и нравственной
alt - тремя: физической, душевной и духовной
? Что за социальной и цивилизационной?
----
Со второй половины XX в. человечество живёт в качественно
новой среде, и во всех направлениях его деятельности (экологической,
информационной, социальной) все более проявляются нестабильности
: Экология:
- глобальное потепление
- изменения в озонном слое
- исчезновение видов
- рассогласования в биосфере
: Информация:
- возможность управлять поведением людей
- опасность разрушения духовной среды
: Социальные проблемы:
- поляризация
- социально-экономические противоречия
- растёт число аварий и катастроф
Возникла необходимость поиска выхода из глобальных трудностей
с объединением усилий всех народов планеты
: Психологические проблемы:
- Сознание отстаёт от темпов жизни и требований техники
- Нарастают отклонения психики
- Всё большую значимость приобретает проблема адаптации
- Всё больше становится психических больных, наркоманов, алкоголиков,
преступников
- Идёт процесс разрушения традиционного общества, которое скреплялось
множеством неформальных связей
- Идёт процесс унификации людей (стандарты в образе жизни, моде,
одежде, питании, следовании кумирам, сменяющим друг друга)
- Стандартизируется мировоззрение, что позволяет успешно манипулировать
общественным сознанием
- Утрачивается преемственность, духовный опыт предыдущих поколений
- На Западе сформировалось так называемое "массовое общество",
характеризуемое
- атомизацией (каждый человек живет сам по себе)
- отчуждением (человек находится в состоянии духовного одиночества,
с потерей ориентации и моральных ценностей)
(Такое общество неустойчиво и может существовать только в условиях
относительно высокого уровня жизни)
+
Теперь бытие уже не вполне определяет сознание. Ведущая роль
в значительной степени перешла к информационному полю, создаваемому
средствами массовой коммуникации. Имеется возможность массового
воздействия прямо на мозг, зомбирования людей.
+
Сила информационного воздействия может заставить массы людей
идти против своих собственных интересов
+
В отличие от экологических проблем, опасность разрушения духовной
среды в полной мере еще не осознана
----
1.3.:
|