Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого 04
Подзаголовок
Н.А.Бердяев
Глава V
СТРАДАНИЕ
Я страдаю, значит, я существую. Это вернее и глубже декартовского
cogito. Страдание связано с самим существованием личности и личного
сознания. Я. Бёме говорит, что страдание Qual, Quelle, Qualitat
есть источник создания вещей.[42] Страдание связано не только с
беспомощным животным состоянием человека, т. е. с его низшей природой,
но также с его духовностью, с его свободой, с его личностью, т.
е. с его высшей природой. Отказ от духовности, от свободы, от личности
мог бы облегчить страдание, уменьшить боль, но это означало бы отказ
от достоинства человека. Да и ввержение человека в низшее, животное
состояние ни от чего не спасает, потому что жизнь в этом мире не
бережется и не охраняется. Ужасна расточительность жизни в мире,
бессмысленна гибель неисчислимых жизней, обреченных вести мучительную
борьбу за существование. Нет спасения от страдания в погружении
в биологическую сферу существования. Страдание есть основной факт
человеческог о существования. Судьба всякой жизни в этом мире, достигшей
индивидуализации, есть страдание. С мукой человек рождается, с мукой
умирает, страдание сопровождает два самых значительных события человеческой
жизни. Болезнь, самое, может быть, большее зло, постоянно подстерегает
человека
Не без основания говорят психоаналитики о травматизме рождения,
об испуге и тоске, которые испытывает человек, появляясь в этом
мире.[43] Будда учил, что всякое желание порождает страдание. Но
жизнь есть желание. Принятие жизни есть принятие страдания. Свое
беспокойство о страдании, сопровождающем жизнь, своё сострадание
мы не должны ограничивать одним человеческим миром. Страх животных
ужасен, и они более беспомощны, чем люди. Нет ничего нелепее декартовского
учения о животных как автоматах. В христианстве недостаточно был
раскрыт долг человека по отношению к животному миру, в этом буддизм
был выше. У человека есть обязанности к космической жизни. На нем
лежит вина. Когда умирал мой дорогой Мури, мой любимый кот, и в
предсмертной агонии вскрикнул, я почувствовал мировое страдание,
страдание всего живущего, и приобщился к этому страданию. Каждый
разделяет или должен разделять страдания других и всего мира
Страдание есть основная тема всех религий искупления, да и вообще
основная религиозная тема. В страдании человек проходит через минуты
богооставленности, и через страдание же он приходит к общению с
Богом. Страдание может переходить в радость. Страшно несчастен человек
на земле, страшно испуган, переживает ужас и агонию. И в таком же
состоянии находится все живущее. Но человек обладает силой творить,
совершать героические подвиги, переживать экстаз. Человек есть существо
низкое и существо высокое. Это лучше всех понимал Паскаль. Невозможность
энтузиазма, экстаза, есть источник страдания, есть раздвоенность,
ослабление творческой жизни. Несчастье есть прежде всего разорванность,
раздвоенность. Основной, самый важный вопрос человеческого существования:
как победить страдание, как вынести страдание, как не быть раздавленным
страданием, как уменьшить количество страдания для всех людей и
для всей жизни? Ещё до христианства были религии страдающего бога,
Озириса , Диониса и др. Есть страдание самого Бога, и оно спасительно.
С этим связана тайна христианства. Но теологические доктрины всегда
боялись признать страдание в Боге и осуждали так наз. патропассионизм.
Но и тут, как при всяком соприкосновении с тайной, все на острие,
ибо страдание Сына Божьего, Богочеловека признается. Все тут в соединении
страдания человеческого и страдания божественного, ибо в нём преодолевается
разорванность . Отчуждённость человеческого и божественного
Почему так страдает человек в этом мире? И возможно ли оправдание
Бога при таком количестве страданий? Вот вопрос, который так мучительно
задавал себе Достоевский. Радищев, отец русской интеллигенции, с
малолетства потрясен был страданиями человеческими. Это очень русская
тема. Жалость к страдающим, сострадание к невинным страдальцам сначала
переживается как богооставленность, а потом ведет к богоборчеству.
Основная тут тема - тема безвинного страдания. Она поставлена книгой
Иова. И не дай Бог походить нам на утешителей Иова. Есть в мире
страдание, которое не есть наказание за грехи. Наиболее ясна связь
страдания с телом, которое ограничивает бесконечные стремления человека,
болеет, стареет, умирает, с которым связана мучительная борьба за
существование. Человек несет на себе проклятие тела, которое сулит
преходящие и иллюзорные наслаждения и причиняет много страданий.
Человек рождается, потому что есть пол, но потому же он и умирает.
Есть моменты радости, но основной фон жизни есть забота и страдание.
Греческий народ, который считается жизнерадостным, через величайшее
своё творение, через греческую трагедию, говорит, что лучше было
бы человеку не родиться. Гёте и Л. Толстой были самыми удачливыми
и внешне счастливыми из гениальных людей, но один говорит, что за
всю жизнь у него было всего несколько счастливых часов, другой же
хотел покончить с собой
Чем объяснить страдание? Современный индусский философ Aurobindo
говорит, что страдание есть возражение Всего, Целого, ложной попытке
Ego свести универсальное к границам возможности исключительно личной
радости. Макс Шелер говорит, что страдание есть опыт жертвы части
во имя целого, жертва низшей ценности во имя высшей, он связывает
страдание с жертвой. Возможность страдания связана с раздором независимых
частей и их функционального положения в целом.[44] Эти решения не
могут удовлетворить человеческую личность, поставленную перед своей
личной судьбой, они основаны на совершенном подавлении индивидуально-личного
универсально-общим. Гораздо глубже мысль Киркегарда, что страдание
человека связано с тем, что он одинок. Люди разделяются как бы на
две расы: на тех, которые мучительно чувствуют страдания мира и
людей, и на тех, которые к этому сравнительно равнодушны. В истории
европейского человека за ряд столетий очень увеличилась чувствительность
и невыносливость к страданию, по крайней мере это верно в отношении
к известной более утонченной части человечества. Лишь с большим
запозданием возникает сознание недопустимости пыток и казней, жестокого
обращения с преступниками. И вместе с тем мы живём в эпоху очень
жестокую, эпоху небывалых страданий
Источник страдания нужно видеть в несоответствии природы человека
и объектной мировой среды, в которую мы брошены, в неустанном столкновении
"я" с чуждым и безучастным к нему "не-я", с
сопротивлением объектности, т. е. в объективации человеческого существования.
Если можно говорить о различии гармонических и дисгармонических
человеческих типов и состояний, то ещё глубже то, что человек по
своему положению в мире находится в дисгармоническом состоянии.
Мучительное, причиняющее страдание противоречие человека заключается
в том, что он есть существо в нераскрытой глубине своей бесконечное
и устремленное к бесконечности, существо, ищущее вечности и предназначенное
к ней и вместе с тем, по условиям своего существования, конечное
и ограниченное, временное и смертное. Человек натыкается на стену,
которую нельзя пробить. В глубине человеческого страдания есть переживание
непреодолимости, неотвратимости, безвозвратности
Дуализм, в котором живёт человек в этом мире, и есть источник неисчислимых
страданий. Переживание страдания противоположно переживанию целостности.
Нарушение целостности и гармонии с миром и вызывает страдание. Но
это происходит потому, что человек встречается с миром объектов
и лишь изредка прорывается к миру существ. Во мне самом есть много
чуждого мне, не моего ("Es" Фрейда). И это чуждое мне
во мне самом есть источник страданий. Борьба за реализацию личности
есть борьба против чуждого во мне, порабощающего меня. Во мне должен
был бы присутствовать весь Божий мир, и вместо него присутствует
"не-я", мертвящая объектность. Источник страданий человека
двойной - в непреодолимой стене вне его и непреодолимой стене в нём самом, в унизительном рабстве от чуждости мира и ещё более унизительном
рабстве от самого себя, от того, что есть "не-я", но кажется
человеку принадлежащим к его "я". Можно считать несомненным,
что большая часть страданий и несчастий связана с поглощенностью
своим "я", с ячеством. В пределе это ведет к сумасшествию,
которое всегда есть поглощенность своим "я", неспособность
выйти из него. Способность к выходу из "я", из поглощенности
"я" есть условие реализации личности. "Я" не
есть ещё личность. Паскаль сказал, что "le moi est haissable".
Этого нельзя было бы сказать про личность
Физический и душевный организм человека лишь частично приспособлен
к окружающей среде, которая ему всегда угрожает. И можно удивляться,
что человек получает возможность устойчиво существовать в бесконечном
феноменальном мире, в котором он находит лишь немногие точки опоры
и лишь с немногим близким ему встречается. Когда он переживает целый
космос как близкий ему, как божественный, то это не этот чуждый
ему мир объектов, это уже иной "мир", лежащий за этим
миром. Разобщенность же человека с первоисточником жизни, с другими
людьми, с жизнью космической порождает страдание. Противоположны
же страданию приобщенность, нахождение общности и близости. Смерть
есть самое большое страдание, вероятно, потому, что она есть прохождение
через момент как бы абсолютной разобщенности, разрыва и уединения.
Страданию противоположно гармоническое состояние, т. е. нахождение
близости, приобщенность. Величайшее таинство есть таинство Причастия.
И оно есть не только человече ское, но и космическое таинство. Для
нас остаётся непонятной судьба человека от рождения до смерти, непонятны
выпавшие на его долю страдания. Но это лишь очень малый отрывок
судьбы человека в вечности, его прохождения через многие миры. Если
мы возьмем один день человеческой жизни, оторванный от предшествующих
и последующих дней, то мы мало поймем в происходящем с человеком.
Но вся жизнь человека от рождения до смерти есть короткий день в
его судьбе перед лицом вечности
У Гегеля были замечательные мысли о "несчастном сознании".[45]
Несчастное сознание есть разделение, раздвоение. Через него нужно
пройти к высшему сознанию. Но не есть ли всякое сознание несчастное?
Сознание всегда предполагает раздвоение, распадение на субъект и
объект и мучительную зависимость от объекта. Достоевский считал
страдание единственной причиной возникновения сознания. Достоевский,
Киркегард, Ницше наиболее интересны для этой темы. Борьба Ницше
со страданием, со страшной болезнью и одиночеством, сопротивление
страданию - самое значительное явление его жизни, которое сообщает
его жизни героический характер. Античная этика, особенно классическая
этика Аристотеля, видела в человеке существо, которое ищет счастья,
блага, гармонии и может достигать их. Это остаётся и у Фомы Аквината,
в официальной католической теологии. Но в действительности христианство
надломило это понимание. Об этом важны свидетельства Канта, Шопенгауэра,
Достоевског о, Киркегарда, Ницше. Не случайно человек, чтобы ослабить
боль, угасить страдание, хочет забыться, отказаться от сознания,
притупить его остроту. Он хочет это сделать, то опускаясь до подсознания,
напр. через наркотики, через экстаз от погружения в животную стихию,
то поднимаясь до сверхсознания, до духовных экстазов, до слияния
с божественным. Есть предел возможности выносить страдание. За этим
пределом человек теряет сознание и этим как бы спасает себя
Более всего страдают совсем не худшие люди, более всего страдают
лучшие люди. Сила страдания может быть признаком большей глубины.
Развитие мысли и утончение души сопровождается усилением страдания,
большей чувствительностью к боли не только душевной, но и физической.
Несчастье, страдание, зло не являются прямыми причинами пробуждения
силы в человеке и духовного возрождения, но могут способствовать
пробуждению внутренних сил. Без боли и страдания в этом мире человек
опустился бы и животное в нём победило бы. Это заставляет нас думать,
что страдание в этом мире не есть только зло, последствие зла и
выражение зла. Совершенно неверно думать, что страдание выпадает
на долю человека пропорционально его вине и греху, хотя это и является
мотивом многих проповедей. Думая так, мы уподобляемся утешителям
Иова. Но Бог оправдал Иова. не его утешителей. Книга Иова является
великим свидетельством о существовании невинного страдания, невинного
страдальца. Об этом свидетел ьствует и греческая трагедия. Эдип
не был виноват, он жертва рока. Но всего важнее невинное страдание
Сына Божьего, праведника Иисуса. Есть божественное страдание. Это
божественное страдание вызывается несоответствием между Богом и
состоянием мира и человека. Есть темное страдание к гибели и есть
светлое страдание ко спасению. Христианство превращает путь страдания
в путь спасения. Это страдание богочеловеческое, которое отвечает
на мучительный вопрос теодицеи. Человеческая жизнь наполнена экзистенциальной
диалектикой страдания и радости, несчастья и счастья
В человеческом вопрошании о страдании наибольший интерес представляет
буддизм, стоицизм и христианство. Эти три ответа и сейчас являются
основными. Стоическая борьба со страданиями есть и у тех, которые
ничего не знают о стоиках. Буддизм и стоицизм не принимают страдания,
хотят уйти от него и этим уходом получить облегчение. Христианство
принимает страдание, принимает крест и в просветленном перенесении
страдания ищет освобождения и спасения. Буддизм не принимает мира,
хочет победить желание, привязывающее к миру, и достигнуть нирваны,
которая не есть небытие, как обычно думают западные люди, и лежит
по ту сторону бытия и небытия, не есть ни существование, ни не-существование.
Японский буддизм Zen истолковывает учение Будды не в смысле отрицания
воли, а в смысле просветления, т. е. прежде всего победы над эгоцентризмом.[46]
Это можно назвать модернизмом. Буддизм имеет большие преимущества
перед браманизмом: сострадание, чувство зла мира, отсутствие ритуализма
и невыносимой гордости иерархии браманов. Но буддизм уходит от человеческой
и мировой жизни, не хочет, чтобы человек взял на себя её бремя и
нес крест. Стоицизм принимает мир и хочет согласовать жизнь человека
с законом космического разума. Но он хочет достигнуть внутреннего
освобождения от страдания через изменение отношения ко всему, что
исходит от жизни мира и может приносить человеку страдание, достигнуть
апатии. Ни буддизм, ни стоицизм не хотят изменить мир, преобразить
его, они берут его таким, каков он есть, и борются со страданием,
изменяя отношение к миру, то его отрицанием, то достижением равнодушия
к нему. Стоическая мораль благородная, но стоическая апатия носит
нетворческий, упадочный характер
И в нашей христианской, совсем иной морали, и в нашем христианском
отношении к страданию можно встретить буддийские и стоические элементы.
Христос учит нести крест жизни. Значит ли это, что нужно увеличить
страдание и искать его? Конечно, не таков смысл несения креста.
Несение выпавшего на нашу долю креста значит просветленное переживание
страдания, т. с. уменьшение страдания по сравнению с непросветленным,
темным переживанием страдания
В религиозной жизни немалую роль играют элементы садизма и мазохизма,
и потому так сложна история христианства. Христос превратил страдание
в путь спасения. Правда распинается в мире. Единый безгрешный праведник
был распят. Но это не значит, что нужно искать страдания, истязать
себя, ни то, что нужно причинять страдания другим для их спасения.
Между тем как очень верующие христиане бывали очень жестоки именно
из-за своей веры и во имя её . На этой вере в спасительность страдания
основана была инквизиция, пытка, оправдание смертной казни и жестокость
наказаний. Св. Доминик был жестоким инквизитором. Св. Тереза жестоко
обращалась с сумасшедшими. Иосиф Волоцкий был очень жесток и требовал
истязания и казни еретиков. Феофан Затворник проповедовал жестокую
политику. Христиане .искали страданий, болезней, самоистязания и
истязания других. Это связано было с извращенным чувством греха
и ужасом. У инквизиторов могла соединяться личная доброта с садизмом.
Первоисточн ик страшного, темного заблуждения был в том предположении,
что страдание человека угодно и приятно Богу, т. е. в перенесении
на Бога садических чувств. Прежние христианские души менее остро
чувствовали страдание, чем современные души, и более остро чувствовали
грех, поэтому они были менее чувствительны к страданию. Но жизнь
человеческая зависит не только от степени необходимости, она ещё более зависит от случая, который необъясним, от так называемого
несчастного стечения обстоятельств. Задача, поставленная перед человеком,
совсем не в том, чтобы объяснять страдания его жизни, бессмысленные
случаи и давящую необходимость грехами и видеть в этом наказание.
Ставится духовная задача достойного несения страдания, превращения
темного страдания к гибели в просветленное страдание ко спасению
Человек есть бессознательно-хитрое существо, и его плохо понимают,
и он сам себя плохо понимает. Человек может усиливать своё страдание,
чтобы меньше страдать. Это психологический парадокс. Это экзистенциальная
диалектика страдания: страдая от одного, он утешает себя другим
страданием. Человек способен совершить героический подвиг, чтобы
меньше страдать. Он идет на войну и совершает чудеса храбрости,
идет в монахи и совершает аскетические подвиги, чтобы отвлечь себя
от страдания, вызванного несчастной любовью или смертью близкого
человека. Или он начинает терзать место, которое у него болит, начинает
увеличивать боль, чтобы уменьшить боль. Он не только убегает от
того, что причиняет ему боль, но и влечется к боли и сосредоточивается
на ней. Человеку очень присущ мазохизм. Мазохизм, как и садизм,
есть извращение, порожденное страданием. И это имеет таинственную
связь с полом, раненностью человека
Человек есть больное существо, и потому самые большие психологические
открытия сделала психопатология. Он легко склоняется то к мании
преследования, то к мании величия. Обе мании так связаны между собой,
что человек, одержимый манией преследования, легко начинает преследовать
других. Человеческая борьба против страдания сплошь и рядом имеет
патологический характер. Сумасшествие может иногда быть выходом
из неразрешенных конфликтов жизни, давать облегчение. Самое ужасное
в человеческой жизни - это автономия и изоляция разных сфер душевной
жизни, отрыв от центра, подчиняющего высшему смыслу, и образование
изолированных миров. Так, автономия и изоляция сексуальной жизни
ведет к чудовищному миру, изображенному маркизом де Садом.[47] Для
де Сада человек, естественно, злой, жестокий и сладострастный. Он
думает, что для Провидения равноценны порок и добродетель. Но также
ужасно образование и других автономных и изолированных душевных
миров, напр. мир а властолюбия и честолюбия, или мира наживы и обогащения,
или мира ненависти. Человек, одержимый страстью, образовавший свой
автономный мир, сам страдает и причиняет страдание другим. Изолированная,
неодухотворенная страсть вызывает бесконечное, невыносимое алкание.
Оно порождается разрывом с духовным центром человека и разрывом
самого центра с первоисточником всякой жизни в мире, т. е. в конце
концов все сводится к разрыву богочеловечности
Страх смерти есть страх самого сильного страдания. Смерть есть прохождение
через разрыв души с телом, разрыв с миром и людьми и разрыв с Богом.
Самое большое страдание есть страдание от расставания и разлуки.
Но ещё большее страдание от угрызений совести, от острого переживания
вины, от безвозвратности и непоправимости. Это есть как бы предвосхищение
адских мук. Человек ищет восстановления и сохранения в памяти пережитого,
и сладки для него многие воспоминания, но ещё больше ищет он забвения,
забвения о дурном и унизительном. И если бы память непрерывно держала
в нём все прошлое, то человек не вынес бы этого. Также не вынес
бы он знания и предвидения будущего, будущих страданий и часа смерти.
Человек и мир неотвратимо проходят через распятие и смерть. И это
должно просветленно принять. Смерть есть не только потому, что человек
в этом мире есть смертное существо, но и потому, что он есть бессмертное
существо, которое не может осуществить полноту и вечность ж изни
в условиях этого мира
Это идея лишь экзотерическая, что страдание есть наказание за грех.
Демонические перерождения христианства связаны были с тем убеждением,
что страдание есть заслуженное последствие греха, Божье наказание.
Отсюда можно было сделать вывод, что нужно причинять как можно больше
страданий. Во Франции и Англии в средние века отказывали осужденным
в исповеди, чтобы к мукам агонии присоединить уверенность в вечном
аде. Садическому извращению христианства, бесчувственности и безжалостности
противостоит необыкновенная высота христианской панихиды и погребения
Есть два страдания. Есть страдания, которые устраняются и побеждаются
изменением социального строя и развитием научного знания. Необходимо
вести борьбу с социальными причинами страдания и со страданиями,
зависящими от невежества людей. Уничтожение социального рабства,
куда входит и рабство в капиталистическом строе, обеспечение права
на труд и на достойное существование, распространение просвещения,
знаний технических и медицинских, победа над стихийными силами природы
- все это может уменьшить количество страданий. Но нельзя организовать
счастья, как нельзя организовать истины. Счастье дается лишь как
благодатное мгновение, истина дается лишь исканием и устремлением
в бесконечность, дается путем и жизнью, она спорна. Организовать
можно лишь низшее, не высшее. Есть таинственность моментов переживания
счастья как воспоминания о рае и предчувствие рая
Но есть страдание, которое связано с трагической основой жизни и имеет глубокий
источник. Оно не есть порождение дурного социального строя и не
может быть устранено его улучшением. Есть страдание, которое есть
наша трагическая судьба в мире, как рок, и рок этот преодолим лишь
преодолением этого мира. Некоторые марксисты-коммунисты приходят
к новому гуманизму и претендуют окончательно победить рок, не прибегая
к мифам (христианство, по их мнению, побеждает рок через миф). Они
хотят победить источник страдания и организовать всеобщее счастье
человечества. Неверно думать, что марксизм есть социальная утопия.
Очень многое, чего хочет марксизм, социально реализуемо и даже должно
быть реализовано. Но марксизм есть духовная утопия, основанная на
непонимании духовных условий человеческого существования. Нельзя
социально победить того основного трагического конфликта, что человек
есть духовное существо, заключающее в себе устремленность к бесконечности
и вечности и поставленное в ограниченные условия существования в
этом мире. Страдания от смерти, страдания от любви, от конфликтов
любви с политическими и религиозными убеждениями, страдания от загадочности
жизни, непонятности собственной судьбы, страдания от злой воли к
могуществу и насилию, страдания от ревности, страдания от самолюбия,
зависти, раненности тем, что человек не играет роли, которую хотел
бы играть, и от понижения его положения в обществе, от страхов перед
жизнью и смертью, от бессмысленных случаев, от разочарований в людях,
от измены друзей, от меланхолического темперамента и мн. др.- не
устранимы никаким новым социальным строем. Когда социальный вопрос
будет решен и все люди поставлены в условия достойного существования,
когда не будет страданий от необеспеченного положения в обществе,
от голода, холода, невежества, болезней, несправедливостей, тогда,
именно тогда усилится чувство и сознание непреодолимого трагизма
жизни, тогда не избранных только, а многих охватит духовная тоска.
Социальная борьба со страданием отвечает на тему о страдании вообще,
а не о страдании конкретных существ. Закон общества может быть гарантией
против социальных проявлений жестокости, но не может уничтожить
жестокости в человеческом сердце, которое всегда найдет несоциальные
формы своего проявления. Также и создание социального строя с гарантиями
свободы человека и гражданина не избавит ещё человека от возможности
рабства
Отсюда, конечно, не следует, что не нужно делать социальных изменений,
самых радикальных, для уменьшения человеческих страданий и человеческого
рабства. Наоборот, нужно все сделать и освободить духовные задачи
человека от искажающих социальных влияний. Оптимистическая теория
прогресса XIX века была проникнута верой в уничтожимость страданий
и поступательный рост счастья. Эта вера надломлена катастрофическими
событиями мира. Старая идея прогресса неприемлема. Но в ней есть
и христианская правда, есть неосознанная устремленность к Царству
Божьему. Необходимо допустить существование иррационального начала
в мировой жизни, не поддающегося рационализации ни в каком прогрессе.
И никакой прогресс, никакое социальное переустройство не может победить
смерти, главного источника страдания, и уничтожить страха будущего.
Это лучше всего понимал Н.Фёдоров.[48]
Интенсивность страдания связана с интенсивностью жизни, с выраженностью
личности. Отказ от интенсивности жизни, отказ от личности может
ослабить боль. Человек уходит в себя от мира, который полон страданий
и причиняет ему страдания. Но, уходя в себя и изолируясь, человек
начинает испытывать новые страдания, и у него является потребность
уйти от себя, победить мучительную самопоглощенность. Страдающий
человек разными путями ищет победы над страданием, облегчения. И
не всегда он обращён к высшему, не всегда это искание свидетельствует
о высоте человека. Ищут победы над страданиями через слияние с социальной
группой, с коллективной жизнью; ищут через равнодушие, апатию, через
установление меры в жизни, ищут через погружение в обыденность и
пошлость; ищут через забвение в мгновении, хотят победить страдания
через ослабление остроты сознания; через возврат к подсознательному
и редко ищут облегчения и освобождения через подъем к сверхсознательному
и сверхчеловече скому. Собственное страдание облегчается, когда
человек начинает испытывать сострадание к другому. Наиболее, может
быть, побеждается страдание созерцанием креста
Но человек настолько странное существо, что он не только ищет освобождения
от страдания, он ищет и страдания и готов истязать себя, как истязать
и других. Это лучше всего понимал Достоевский. И в религиозной жизни,
в высшей её форме - в жизни христианской, мы видим не только освобождение
от страдания, которое она обещает человеку, но и усиление страдания,
проповедь самоистязания и истязания других. У людей есть потребность
в убийстве и истязании во имя идеи и веры. Новое христианское сознание
должно освободить человека от этих кошмаров. Отвратительны не только
внешние, физические пытки, но и внутренние, духовные пытки. Это
прежде всего освобождение богосознания и богопознания от перенесения
на Бога садических и мстительных инстинктов. Наиболее садическая
жестокость образуется у людей власти, всякой власти, религиозной,
национальной, политической, экономической, семейной, и она получает
идейное обоснование. Власть сводит с ума, она есть бесконечное вожделени
е. Некоторые римские императоры обнаруживали безумие жестокости.
Есть режимы, которые представляют кристаллизацию садической жестокости
Очень разно переживает человек страдания, в зависимости от того,
принимает ли он страдания во имя своей веры и идеи - тут он выносит
пытки - или страдает от несчастного стечения обстоятельств и бессмысленной
жестокости окружающих людей и режима, в котором живёт . Есть различие
между страданием, в котором человек считает себя виновным, униженным,
дурным, и страданием, в котором он героически претерпевает гонения
и преследования. Нельзя сравнивать и измерять страдания, как нельзя
сравнивать и измерять радости и счастье. Разно переживается страдание
женщинами, людьми интеллектуального творческого труда, людьми из
простого народа и т. д. Современному усложненному, утонченному и
физически ослабленному человеку трудно понять, что можно вынести
страдание, которое вынес какой-нибудь протопоп Аввакум или Стенька
Разин. И в цивилизованном человеке от древних времен остаётся жажда
крови, потребность в жестоких зрелищах, в бое гладиаторов, бое быков
и пр. Мефистофель го ворит: "Blut ist cin ganz besonderer Saft".
В крови есть что-то таинственное. Древние помещали в кровь душу.
С ней связано и прекращение жизни. Огромным нравственным прогрессом
было, когда было преодолено убеждение первобытных, что несчастные
оставляются богами и должны быть покинуты. Страдание побеждается
любовью, но и любовь может быть источником новых страданий. Я сейчас
говорю не о любви-эросе, а о любви каритативной, любви жалости и
сострадания. Человеку очень трудно переживать страдания одному и
ни в чем его не выразить. Одиночество - один из источников страдания.
В известном смысле можно сказать, что творец всегда одинок и всегда
проходит через страдание. Потребность сообщить своё страдание другим
выражается в жалобе, плаче, крике. Этим человек как бы просит помощи.
Но есть скрытные люди, которые гордо несут своё страдание в себе,
стараясь ничем его не обнаружить. И потому нужно всегда думать,
что люди очень несчастны и страдают, но мы этого не замечаем. К
каждому чел овеку следовало бы относиться как к умирающему. Нет
ничего мучительнее сопоставления силы, расцвета, радости избыточной
жизни и ослабления жизни, увядания, умирания. Но такова судьба жизни,
судьба всякой развитой индивидуальности. Страдание и смерть связаны
с любовью, которая должна победить и страдание, и смерть
Счастье не есть сознательная цель человеческой жизни, и было уже
сказано, что счастье нельзя организовать. Блаженство можно мыслить
как достижение полноты совершенства, которого нет на земле. Тут
возможны лишь отдельные мгновения. Но можно и должно стремиться
к уменьшению количества страданий. Сострадание есть абсолютная заповедь.
Никто не должен увеличивать для себя количества страданий, истязать
себя, но должен переносить ниспосылаемые страдания просветленно,
как имеющие смысл в его судьбе. Мучительная проблема страдания не
разрешима окончательно в пределах этого феноменального мира. Противоречие
между природой человека и условиями его конечного существования
в природном мире неразрешимо и предполагает необходимость трансцензуса,
конца. Может ли добро спасти от страданий? Не спасет и не может
спасти, и потому нужно искупление и Искупитель, нужна не человеческая
только, но и Божья любовь. Есть бессилие человека перед злом и страданием.
Но есть бессилие и с амого Бога как Творящей Силы. Лишь Бог, ставший
человеком, принявший на себя страдания человека и всей твари, может
победить источник зла, порождающий страдание. Никакие теологические
системы, никакие авторитеты не могут прекратить человеческого страдания
и муки. Прекратить их могут лишь религиозные первореальности, лишь
богочеловеческая связь, лишь богочеловеческая любовь. Человек, окончательно
порывающий эту богочеловеческую связь, становится перед бездной
небытия, и страдания его делаются нестерпимыми
Всякая любовь несет с собой новые страдания, и вместе с тем лишь
любовь побеждает страдания, побеждает богочеловеческая любовь. Любовь-эрос
заключает в себе бесконечное страдание, в ней есть ненасытимость.
Любовь-агапе, любовь нисходящая, а не восходящая не заключает в
себе бесконечного алкания.[49] Поэтому обе любви должны быть соединены.
Иначе не достигается полноты. Страдание побеждается также творчеством
человека, хотя творчество знает свои страдания. Смысл страдания
в том же, в чем и его причина. Если бы не было страдания при несоответствии
между высшей природой человека и условиями его существования в этом
мире, человек мог бы опуститься до жалкого состояния. И всё же страдание остаётся для нас тайной. Это и есть тайна искупления
Самое слово слишком связано с очень антропоморфическим и социоморфическим
понятием выкупа. Унизительно и для Бога, и для человека понимать
искупление как выкуп, данный Богу, чтобы угасить гнев Его. Это предполагает,
что Богу угодны и приятны страдания людей в мире. Но возможно более
глубокое и достойное понимание. Страдание есть испытание человека,
духовных сил человека в путях свободы. Богу угодны не страдания
человека, а духовное просветительное испытание сил человека в неотвратимых
результатах, известным образом направленной свободы, свободы по
источнику своему ещё предмирной. Ударение всегда должно быть сделано
на просветлении и преображении.
Глава VI
ЗЛО
Страдание и зло связаны между собой, но не тождественны. Страдание
может и не быть злом, может быть даже добром. Существование зла
есть величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для
официальной теологической доктрины и для всякой монистической философии.
Рационалистическое решение проблемы зла так же затруднительно, как
и решение проблемы свободы. Можно утверждать, и с большим основанием,
что зло не имеет положительного бытия и соблазнять может лишь тем,
что крадет у добра.[50] Но тем не менее зло не только есть, но и
преобладает в мире. То, что можно именовать небытием, может иметь
экзистенциальное значение. Ничто имеет большое экзистенциальное
значение, хотя неверно было бы сказать, что оно существует.[51]
Одна из попыток разрешить проблему зла и согласовать его с возможностью
теодицеи заключалась в том, что зло присутствует лишь в частях,
в целом же есть лишь добро. Так думал Бл. Августин, Лейбниц, да
в конце кон цов и большая часть теодицей, ибо они допускают, что
Бог пользуется злом для целей добра. Но такого рода доктрина основана
на отрицании безусловного значения всякой личности, и она характерна
скорее для античной, чем для христианской морали. Это означает преобладание
эстетической точки зрения над этической
В действительности верно, что в этом эмпирическом мире нет доброй
божественной целесообразности, да её и не может быть в мире, который
признается падшим. Можно было бы сказать, что целесообразность есть
для отдельных групп явлений, но не для целого мира феноменального,
не для связи этих явлений во имя добра. Традиционное учение о Промысле
принуждено отрицать зло и несправедливость в мире, и оно выходит
из затруднения тем, что вместо зла признает лишь существование греха.
Существует в нашем мире непреодолимый конфликт индивида и рода.
Необычайно хрупка и угрожаема индивидуальная жизнь, человеческая
и животная, но необыкновенно производительна сила родовой жизни,
все вновь порождающая жизнь. Доктрина, которая видит зло лишь в
частях и не видит его в целом, находится во власти рода и равнодушна
к индивиду. Гений рода хитер и всегда подсказывает несчастному человеку
лживые оправдания, которыми держит его в рабстве. Поэтому историческая
и социальная жизнь основа на на таком количестве лжи. Ложь может
быть самообманом, когда человек делается игралищем социально-родовых
сил жизни. Ложь может быть также формой защиты жизни от нападения
на жизнь. Вопрос о правде и лжи есть основной моральный вопрос
От мучительного вопроса о зле человек хочет укрыться в сферу нейтрального
и этим хочет прикрыть свою измену Богу. В более глубоком смысле
нейтрального нет, нейтральное находится на поверхности. Можно было
бы даже сказать, что дьявол нейтрален. Ошибочно думать, что дьявол
есть полюс, противоположный Богу. Полярно противоположный Богу полюс
есть Бог же, другое лицо Бога,- крайности сходятся. Дьявол, князь
мира сего, укрывается в нейтральном. В религиозной жизни вообще
и в христианской жизни огромную роль играла вера в демонов и в дьявола.
Это было одно из решений проблемы зла. Когда дьявола признают источником
зла, то происходит объективация внутренней драмы человеческой души.
Дьявол есть экзистенциальная реальность, но совсем не объективная
предметная реальность, подобная реальностям природного мира, это
реальность духовного опыта, пути, через который идет человек. Идеей
дьявола социально очень злоупотребляли, запугивали ею людей и до
огромных размеров расши рили царство дьявола, присоединяя к нему
все новые и новые области. Так создался настоящий духовный террор.
Освобождение души от терзающих её демонов возможно лишь в очищенной
духовной религии. Демонология и демонолатрия были лишь в пути человека
к царству духа, к царству свободы и любви, к Царству Божьему
Борьба против зла легко сама приобретает характер зла, заражается
злом. Есть зловещая моральная диалектика манихейского дуализма.
Слишком большие враги зла сами делаются злыми. Это парадокс борьбы
со злом и злыми: добрые для победы над злыми делаются злыми и не
верят в другие способы борьбы со злыми, кроме злых способов. Доброта
вызывает к себе пренебрежительное отношение и кажется неинтересной
и пресной. Злость же импонирует и кажется интереснее и красивее.
Люди борьбы думают, что злость умнее доброты. Проблема тут в том,
что, в сущности, нельзя осуществлять целей добра, добрых целей.
Это слишком легко ведет к злу, к злым средствам. Нужно быть в добре
и излучать добро. Только Евангелие преодолевает это перерождение
борьбы со злом в новое зло, признает осуждение грешников новым грехом.
Нужно человечно, с добротой относиться и к дьяволу. Существует диалектика
отношения к врагу и злому. Вы начинаете бороться во имя добра с
врагом и со злом. Но вы кончаете тем , что сами проникаетесь злом.
Основная моральная проблема нашего времени есть проблема отношения
к врагу. Врага перестают считать человеком, к нему не должно быть
человеческого отношения. В этом произошло наибольшее отступничество
от евангельской истины. Я не думаю, чтобы существовали безнадежно
демонические натуры, т. е. натуры, над которыми тяготеет фатум демонической
одержимости, как не думаю, чтобы существовали демонические народы.
Существует лишь демоническое состояние людей и народов. Поэтому
ни над кем не возможен окончательный суд
Как существует диалектика отношения к врагу, в силу которой борющийся
со злым врагом во имя добра становится злым, так существует и диалектика
смирения, в силу которой оно превращается в пассивность перед злом,
в приспособление к злу. Также есть диалектика наказания за преступление,
которое само превращается в преступление. У людей есть непреодолимая
потребность в козле отпущения, во враге. который виновен во всех
их несчастьях и которого можно и даже должно ненавидеть. Это могут
быть евреи, еретики, масоны, иезуиты, якобинцы, большевики, буржуазия,
международные тайные общества и т. п. Революция всегда нуждается
во враге для своего питания и выдумывает врага, когда его уже нет.
То же самое и контрреволюция. Когда найден козел отпущения, то человек
чувствует себя лучше. Это есть объективация зла, выбрасывание его
во внешнюю реальность. Государство право бороться с преступлениями
и со слишком сильными внешними проявлениями зла, но оно само совершает
преступл ения и делает зло. Как самое холодное из чудовищ (выражение
Ницше), оно совершает преступление и творит зло бесстрастно и отвлеченно.
Поддерживая право, государство хранит добро, но оно создаёт и своё
особенное зло. Объективируется злая потребность испытать радость
жестокости, коллективное удовлетворение от причинения боли, от права
наказывать и присутствовать при наказании
Отношения между добром и злом не просты, и в них есть сложная экзистенциальная
диалектика. Добро может перерождаться в зло, зло может перерождаться
в добро. Самое различение между добром и злом было уже болезненным
раздвоением и несло печать прохождения через падшесть.[52] Есть
что-то рабье в понимании греха как преступления, нарушающего волю
Божью и вызывающего судебный процесс со стороны Бога. Преодоление
этого рабьего понимания означает движение внутрь, в глубину. Грех
есть раздвоенность, ущербленность, неполнота, разобщенность, порабощенность,
ненависть, а не непослушание и не формальное нарушение воли Божией.
Невозможно и недопустимо строить онтологию зла. Поэтому нелепа и
зла идея вечного ада. Зло есть лишь путь, испытание, срыв. Грехопадение
есть прежде всего испытание свободы. Человек идет к свету через
тьму. Это глубже всех раскрыто Достоевским
Зло объясняют свободой. Это самое распространенное объяснение зла.
Но свобода есть тайна, не поддающаяся рационализации. Школьно-традиционное
учение о свободе воли статично и очень мало раскрывает тайну возникновения
зла. Остается непонятным, как из доброй природы человека и самого
дьявола, из райской жизни в лучах Божьего света, благодаря свободе
твари, которая понимается как высший дар Божий и знак богоподобия,
возникли зло и злая жизнь человека и мира, напоминающая ад. Нужно
допустить существование несотворенной свободы, предшествующей бытию,
погруженной в иррациональную и меоническую сферу, то, что Бёме называет
Ungrund, но чему он давал несколько иной смысл. Признание такой
добытийственной свободы, дотварной, домирной свободы, ставит перед
человеком творческую задачу продолжения миротворения и самое зло
делает путем, тяжелым опытом, а не онтологическим началом, переходящим
в вечность (ад). Свободу нужно понимать динамически, в диалектическом
процессе. Существуют противоречия свободы и разные её состояния
и законы. Зло остро ставит проблему эсхатологическую, и оно снимается,
преодолевается лишь эсхатологически
Со злом нужно вести борьбу, и зло должно быть окончательно преодолено.
И вместе с тем прохождение через опыт зла было путем не только вниз,
но и вверх, не самое зло было путем вверх, а духовная сила пробужденного
им сопротивления и порожденное им знание. Зло бессмысленно, и оно
имеет высший смысл. Также свобода противоположна необходимости и
рабству, и она может перерождаться в необходимость и рабство, переходить
в свою противоположность. Человек должен пройти через испытание
всех возможностей, пережить опыт познания добра и зла, и самое зло
может стать диалектическим моментом добра. И зло может быть имманентно
преодолено, т. с. должно произойти то, что Гегель называл Aufhebung,
когда преодолевается отрицательное и все положительное входит в
следующую стадию. Так и атеизм может стать диалектическим моментом
богопознания. Это судьба человека - пройти через атеизм, через коммунизм
и мн. др., чтобы имманентным обогащающим преодолением выйти к свету.
Нужно не и стребление "злых", а просветление "злых".
Зло можно победить лишь изнутри, а не одним насильственным недопущением
и истреблением. И вместе с тем должны быть положены внешние пределы
проявлениям зла, истребляющим жизнь. Со злом должна быть духовная
и социальная борьба. Социальная борьба не может не прибегать к силе
в условиях этого мира. Духовная же борьба может быть лишь просветлением
и преображением, а не насилием
Опыт зла сам по себе не может обогатить, если ему отдаться, обогатить
может лишь та положительная, светлая духовная сила, которая обнаруживается
в преодолении зла. Свет предполагает тьму, добро предполагает зло,
творческое развитие предполагает не только "это", но и
"другое". Это лучше всего понимали Я. Бёме и Гегель. Зло
господствует в этом мире. Но не ему принадлежит последнее слово.
Зло может быть диалектическим моментом в развертывании твари, но
потому только, что через него обнаруживается противоположное, добро.
Идея же ада и адских мук была увековечиванием зла, бессилием перед
ним. Зло предполагает свободу, и свободы нет без свободы зла, т.
е. при принудительности добра. Но зло направлено против свободы,
хочет её уничтожить и воцарить рабство. По Киркегарду, человек делается
"я" через грех. Лишь сходящий в ад знает небо. И кто далек
от Бога, тот может быть ближе к Богу. Для Киркегарда рождение детей
есть изначальный грех. Баадер говорит, что жизн ь рождается в боли
и появляется лишь после схождения в ад. Есть блеск на границе мира
тьмы и мира света. Зло сначала обращается с нами как с господином,
потом как с сотрудником и, наконец, само делается господином. Все
мысли динамические, предполагающие противоречие и возникающий из
противоречия процесс
Две противоположные причины вызывают зло в человеке. Или образовавшаяся
в душе пустота вызывает притяжение зла. Или страсть, ставшая idee
fixe и вытеснившая все остальное, перерождается в зло. Таковы, напр.,
страсти честолюбия, скупости, ревности, ненависти. Страсть сама
по себе не есть ещё зло, но она легко перерождается в зло и ведет
к потере внутренней свободы. Возможна и страсть смерти.[53] Человеку,
в котором уже образовалось нравственное и религиозное сознание,
трудно совершить первое преступление. Но одно преступление легко
порождает второе преступление, и человек входит в магическую преступную
атмосферу. Это замечательно изображено Шекспиром в "Макбете".
Трудно вступить на путь террора, но потом трудно остановиться, прекратить
его. Зло есть прежде всего потеря цельности, отрыв от духовного
центра и образование автономных частей, которые начинают вести самостоятельное
существование. Добро же в человеке есть внутренняя цельность, единств
о, подчинение душевной и телесной жизни духовному началу. Зло посюсторонне
и не может быть перенесено на потустороннюю жизнь при апофатическом
понимании Божества. Идея ада была не победой над злом, а увековечением
зла. Перед мучительной проблемой зла одинаково неверен и оптимизм
и пессимизм. Нужно быть более пессимистом в признании зла в этом
феноменальном мире, в котором царствует князь мира сего, и более
оптимистом в его отрицании в мире потустороннем. Конкретное знание
жизни, видение её подноготной есть очень горькое знание. Наступление
лучшей жизни символизуют в переворотах революционных или религиозных,
но лучшей жизни не наступает, совершенно новый человек не появляется.
Всегда вновь обнаруживается самое низкое явление человеческой жизни
- гонение, преследование, будь оно религиозное, национальное, политическое,
классовое или идеологическое. Коллективный энтузиазм легко кончается
созданием гестапо или чека. Жизнь человека в цивилизации имеет непреодолимую
тенденцию к р азложению, развращению, падению в пустоту. Тогда является
желание спастись обратным движением к природе, к деревне, к труду,
к аскезе, к монашеству. Но и это движение легко приводит к окостенению
или разложению
Поразительно, что когда люди каются, то обыкновенно не в том, в
чем им нужно было бы каяться. Торквемада не каялся в своём действительном,
инквизиторском грехе и уверен был, что служит Богу. Христиане хотят
не столько реального изменения и преображения своей природы, сколько
отпущения грехов. Религиозные идеологии и верования делаются предметом
для новой ненависти и вражды. Религия любви и прощения становится
предметом борьбы за власть. Государства и общества всегда наступательны
и агрессивны, личность же человеческая принуждена всегда защищаться.
Женская любовь может иметь искупительное, спасительное значение
(в "Летучем Голландце", Сольвейг в "Пер Гюнте",
у Жуандо в "Veronique"). Тут всегда как бы предстоит образ
"Божьей Матери". Но женская любовь гораздо чаще может
быть и источником гибели. Умилостивительные кровавые жертвы должны
были иметь искупающее значение. Но они же выражали жестокость и
кровожадность человека. И доныне приносятся кровавые человече ские
жертвоприношения во имя идей и верований, которые представляются
высокими. Все это горькое знание о жизни не есть последнее знание,
не есть знание о последнем. За всей мировой и человеческой тьмой
скрыт свет. И свет этот в иные минуты так силен, что ослепляет нас.
Человек должен прямо в глаза смотреть на зло, не делать себе иллюзий,
но никогда не быть подавленным злом. Истина лежит по ту сторону
оптимизма и пессимизма. Мировая бессмыслица не есть отрицание существования
смысла, её обличение предполагает существование смысла. Зло мира
предполагает существование Бога, без этого Его нельзя узнать
Благородство, то, что я называю истинным аристократизмом, требует
от человека сознания своей вины. Глубина совести, которая часто
бывает закрыта и задавлена, всегда есть сознание вины. Нужно как
можно больше вины брать на себя и как можно меньше возлагать её на других. Аристократ не тот, кто гордо сознает себя первым, привилегированным
и охраняет это своё положение. Аристократ тот, кто сознает вину
и греховность своего первого, привилегированного положения. Чувство
же постоянной обиды есть как раз плебейское чувство. Но слишком
легко обличать ressentiment угнетенных и последних по своему положению
в обществе. Очень несправедливо это делал М. Шелер с точки зрения
ницшеанизированного христианства.[54] Ressentiment, в которое привходит
зависть, бесспорно, не благородное чувство. Но оно может иметь слишком
большое основание. И не тем заниматься обличениями, кто виноват
в ressentiment униженных. Самое глубокое всё же не сознание своей
греховности, которая может оставаться в морально-психологической
сфере, а метафизическое сознание положения человека в мире, который
имеет бесконечные стремления и поставлен в условия конечного, сдавленного
существования. В этом падшесть человека. И в этом источник образования
непросветленными страстями иллюзорных ложных миров
Человек с трудом выносит, что он в этом мире есть смертное существо
и смертно все, что в нём и с ним происходит. Поэтому проблема зла
есть прежде всего проблема смерти. Победа над злом есть победа над
смертью. Зло есть смерть, победа над злом есть воскрешение жизни,
возрождение к новой жизни. Убийство, ненависть, месть, измена и
предательство, разврат, рабство есть смерть. Богочеловеческая победа
над последним врагом - смертью есть победа над злом. Это есть победа
любви, свободы и творчества над ненавистью, рабством и инерцией,
победа личности над безличностью. Последний враг - смерть имеет
и положительный смысл. Трагическое чувство смерти связано с острым
чувством личности, личной судьбы. Для жизни рода ничего трагического
в смерти нет, жизнь рода всегда возобновляется и продолжается, она
находит себе компенсацию. Смерть поражает более всего наиболее совершенные
и индивидуализированные организмы. С острым чувством личности связано
и острое чувство зла. По ложительный смысл смерти в том, что её неизбежность для личного существования свидетельствует о недостижимости
бесконечных задач жизни и неосуществимости полноты жизни в пределах
этого мира и этого времени.[55]
Смерть, это предельное зло, есть один из путей к вечности. Бесконечная
жизнь в условиях нашего ограниченного существования была бы кошмаром.
Прохождение через смерть также нужно для нашей личной судьбы в вечности,
как нужен конец мира для свершения его вечной судьбы. Противоречия
и задачи человеческой и мировой жизни неразрешимы в этом зоне, и
потому нужен переход в иной эон. Поэтому возможен не только ужас
перед смертью, но и притяжение смерти. Мысль о смерти иногда утешает
человека, когда противоречия его жизни становятся непереносимыми,
когда зло вокруг него слишком сгущается. Фрейд признал инстинкт
смерти не только более высоким, чем инстинкт половой, но и единственным
высоким в человеке.[56] Гейдеггер принужден также признать смерть
более высоким, чем Dasein, погруженное в обыденность, в das Man.[57]
Последнее слово в его философии принадлежит смерти. Интересно, что
в германском духе есть вообще притяжение смерти, победы и с мерти.
Музыка Р. Вагнера была проникнута пафосом победы и смерти. Ницше
проповедовал волю к могуществу и экстатическую радость жизни. Но
в его безысходно трагическом чувстве жизни самым глубоким и последним
было amor fati. В германском духе была глубина, но не было сил воскрешающих
Эти воскресающие силы есть в духе русском. Н.Фёдоров был вершиной
выражения этих воскресающих сил. И не случайно в русском православии
главный праздник есть праздник Воскресения Христова. Так понимается
христианство. Источник победы над злом жизни в этом мире не в смерти
и не в рождении, а в воскресении. Опыт мирового зла губит, но творческие
силы воскресения побеждают зло и смерть. Христианская этика в отношении
к злу и злым может быть лишь парадоксальна. В Христе-Богочеловеке
и в богочеловеческом процессе уготовляется преображение всего космоса.
О зле и связанной со злом свободе нельзя мыслить онтологически-статически,
а лишь динамически, на языке духовно-экзистенциального опыта.
|