Алексей Степанович Хомяков 02 02
Н.А.Бердяев
Любовь к свободе была одним из корней существа Хомякова. Мы увидим,
как сказалось свободолюбие Хомякова в его богословствовании. И вся
жизнь его была проникнута ненавистью к принуждению и насилию, верой
в органическую свободу, в её благодатную силу. Вся славянофильская
доктрина Хомякова была учением об органической свободе. Организм
для него всегда был свободен, лишь механизм был принудителен. Эта
страстная любовь к свободе прекрасно выразилась в стихах Хомякова,
посвящённых России. Он видит миссию России прежде всего в том, что
она откроет западному миру тайну свободы.
Твое всё то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начала славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокий,
Былое в сердце воскреси,
И в нем, сокрытого глубоко,
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему - и все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный,
Прозрачный Вышнего покров!
В стихотворении "Суд Божий" он говорит:
Согрей их дыханием свободы
И то же звучит в стихотворении "Раскаявшейся Pocсии":
Иди! Тебя зовут народы
И, совершив свой бранный пир,
Даруй им дар святой свободы
Дай мысли жизнь, дай жизни мир!
Хомяков верил, что начало органической свободы заложено прежде
всего в восточном православии, а затем и в духе русского народа,
в русском деревенском быте, русском складе души и отношении к жизни.
Запад не знает истинной свободы, там все механизировано и рационализировано.
Тайну свободы ведает лишь сердце России, неискаженно хранящей истину
Христовой Церкви, и она лишь может поведать эту тайну современному
миру, подчинившемуся внешней необходимости.
Любовь к свободе исключала для Хомякова возможность государственной
службы. Он не мог быть чиновником, органически не мог быть, не мог
быть и военным, хотя любил войну. Свободу бытовую он чувствовал
лишь в деревне, в жизни помещика, ни от чего и ни от кого не зависящего,
связанного непосредственно с природой. Хомяков был богатый русский
барин, он не знал зависимости от начальства, не знал и зависимости
от литературного труда, как многие русские писатели. Жизнь улыбалась
ему. И его собственная бытовая, деревенски-помещичья свобода представлялась
ему органической свободой всего русского народа, всего уклада русской
жизни. Тут была ограниченность, связанная с бытом, с историческими
условиями места и времени, но сама любовь к свободе была у Хомякова
безграничной. Писал он лишь по вдохновенью, и так же мало можно
себе представить его профессиональным литератором или специалистом-ученым,
как и чиновником. Хомяков был не меньше охотником, чем писателем,
и не отказался бы от охоты с гончими во имя обязанности написать
статью к сроку. У Хомякова была безграничность в стремлении к свободе
и ограниченность бытовой формы, с которой он связывал осуществление
свободы. Свобода, свобода жизненная, была для него тождественна
с излюбленным бытом, почти что с бытом такой-то губернии, такого-то
уезда. И само свободолюбие русского народа он слишком исключительно
связывал с патриархальным бытом, с семейственностью, с властью земли.
В этом была ограниченность, которой нет в духе русского народа,
мятежном и томящемся.
Любовь к семейственности очень характерна для Хомякова и для всех
славянофилов. Все общественные отношения людей он представлял себе
прежде всего по образцу отношений семейных. Хомяков был счастлив
в семейной жизни и на счастье этом хотел основать свои надежды на
счастье общественное. О счастье семейном говорит он, что "оно
одно только на земле и заслуживает имя счастья". " На
Святой Руси нужен свой дом, своя семья для жизни"[16]. Общественность
семейственная, по образцу семьи созданная, и есть патриархальный
быт, в котором все отношения такие же, как отношения отцов и детей.
С семейственностью Алексея Степановича была связана некоторая его
скупость. Не только другие люди, но и сам он считал себя скупым
и добродушно иронизировал над этим свойством, называя себя papa
Grandet. "Papa Grandet не забыл своей выгоды", - пишет
он в одном письме. Хомяков был настоящим англофилом, любил английский
торизм, английский органический историзм. Он ездил в Англию в мурмолке
и зипуне, полюбил англичан, и англичане полюбили его. Английский
характер родствен Хомякову, Хомяков верил, что судьбы мира решатся
в Москве и Лондоне, жаждал воссоединения англиканства с православной
Церковью. Любовь к англичанам заходила у него так далеко, что он
серьезно считал англичан славянами. В письме об Англии у А. С. есть
очень яркое место: "Вигизм - это насущный хлеб; торизм - это
всякая жизненная радость, кроме разврата кабачного или ещё худшего
разврата воксалов; это скачка и бой, это игра в мяч и пляска около
майского столба или рождественское полено и весёлые святочные игры,
это тишина и улыбающаяся святыня домашнего круга, это вся поэзия,
все благоухание жизни. В Англии Тори - всякий старый дуб, с его
длинными ветвями, всякая древняя колокольня, которая вдали вырезывается
на небе. Под этим дубом много веселилось, в той древней церкви много
молилось поколений минувших"*.
Торизм не был для Хомякова политической партией, он видел в нём
душу английского народа. Такой торизм, по его мнению, кроме Англии,
можно найти лишь в России. "Если ты хочешь найти тористические
начала вне Англии, - оглянись: ты их найдешь, и лучшие, потому что
они не запечатлены личностью. Вот величие златоверхого Кремля с
его соборами, и на Юге пещеры Киева, и на Севере Соловецкая святыня,
и домашняя святыня семьи, и, более всего, вселенское общение никому
не подсудного православия. Взгляни ещё: вот сила, назвавшая некогда
Кузьму Минина выборным всей земли Русской, и ополчившая Пожарского,
и увенчавшая дело своё избранием на престол Михаила и всего рода
его; вот, наконец, деревенский мир, с его единодушной сходкой, с
его судом по обычаю совести и правде внутренней. Великие, плодотворные
блага"[17]. Хомяков очень любил Англию, но не любил романских
народов, связанных с духом католичества, и терпеть не мог Франции,
к которой бывал очень несправедлив. Немцев Хомяков всё-таки уважал,
хотя и подсмеивался над немецкими "шмерцами". И никогда
он не утверждал, что Запад гниет. Для него Европа была "страной
святых чудес".
Хомяков не был большим поэтом, но у него есть сильные стихотворения,
и дарование его несомненно. Пушкин ценил поэзию Хомякова. Сам же
он говорил про себя: "Без притворного смирения я знаю про себя,
что мои стихи, когда хороши, держатся мыслью, то есть прозатор везде
проглядывает и, следовательно, должен, наконец, задушить стихотворца".
Алексей Степанович был даровитый стихотворец, стихотворения его
являются показателем его необыкновенной одарённости, но в них мало
истинной поэзии.
Для нас стихи Хомякова интересны прежде всего как материал для
характеристики его личности, для его психологической биографии.
В этом отношении само отсутствие лиризма и интимности в его стихах
очень характерно. Хомяков не только не был настоящим поэтом, - он
не был и настоящим мистиком. Его можно назвать мистиком лишь постольку,
поскольку всякого христианина можно назвать мистиком. Он учил о
Церкви мистической, потому что мистична самая сущность Церкви. Но
специфической мистики у Хомякова нельзя найти. Он для этого был
слишком трезвым, практическим человеком, слишком хороший хозяин,
слишком любил охоту, религия его была слишком бытовая, семейственная.
Хомяков - очень здоровый человек, не склонный к экстазам, не ведающий
бездн. Ему чужда была даже восточнохристианская мистика - аскетика.
Аскетику он принимал лишь в той минимальной степени, в какой всякий
христианин её принимает, но особый мистический путь аскетики чужд
ему. Хомяков - противник слишком аскетического понимания христианства,
слишком силен был у него бытовой вкус к жизни, мила ему была языческая
сторона русского быта. Западной же мистики он просто не знал. В
одном месте он прямо говорит, что никогда не читал Якова Беме, величайшего
из мистиков. Хомяков безмерно злоупотребил обвинением всех и вся
в рационализме, но у него самого была рационалистическая складка.
Он был большой диалектик, сильный диалектик, и иногда слишком рационалистически
критиковал рационализм. В его жизни был элемент рассудочности. Интимный
религиозный опыт Хомякова, опыт молитвенный, был прикрыт элементами
рассудочности и рационализма. В мистицизме Хомяков видел обратную
сторону рационалистической рассечённости целостной жизни духа и
потому относился к нему отрицательно. Но сама целостная жизнь духа
может быть понята лишь как жизнь мистическая, а не бытовая. Хомяков
же видел в быте больше настоящей веры, чем в мистике. Это очень
для него характерно. Иван Киреевский сравнительно поздно стал верующим
христианином, уже в сороковые годы, но религиозная жизнь его имела
гораздо более мистическую окраску, чем у Хомякова. Киреевский был
в общении со старцами Оптиной Пустыни, был проникнут духом восточной
аскетики. Натура у него была более мистическая и созерцательная.
Киреевский из всех славянофилов был наиболее мистически настроенный,
последние годы жизни он жил в густой атмосфере православной мистики,
близка ему была практика умного деланья. Вообще же славянофилы не
были мистиками, у них не чувствуется мистического трепета. Совершенно
чужда и Хомякову и другим славянофилам мистика апокалиптическая.
Хомяков не был гением, но в природе его была необыкновенная даровитость,
приближающаяся к гениальности. Свою необыкновенную даровитость он
не выразил ни в каком совершенном творении. Все, что он писал, несовершенно.
Хомякова изучают, но, за исключением тома богословских статей, его
мало читают, у него почти нет книг для чтения. Это русская черта
- обладать огромными дарованиями и не создать ничего совершенного.
Немалую роль тут сыграла барская лень Хомякова, его дилетантское
отношение к призванию писателя. Он относил к себе слова известного
своего стихотворения о грехах России: "И лени мерзкой и позорной".
Алексей Степанович писал между прочим, писательство не было главным
делом его жизни. Не меньшую роль в его жизни играли занятия сельским
хозяйством, охота, изобретения, проекты улучшения быта крестьян,
семейные заботы. Он брался и за живопись, имел художественное дарование,
писал в Париже иконы для католического храма, но не довел своих
художественных занятий до конца. Одно время он был очень занят винокурением
и сахароварением. Был гомеопатом, изобрел средство от холеры, лечил
крестьян во время эпидемии. Преданность его гомеопатии была так
велика, что, когда он умирал от воспаления легких и его умоляли
лечиться обыкновенными средствами, он решительно отказался принимать
какие-либо средства, кроме гомеопатических, так как видел в этом
измену идее. Необыкновенная многосторонность в соединении с ленью
и некоторым дилетантизмом мешали ему сотворить что-нибудь совершенное.
Все-таки Алексей Степанович был прежде всего помещиком, потом уже
писателем, это не могло не отозваться на характере его писаний.
Память у него была необыкновенная, он способен был проглотить в
один день кучу книг, цитировал наизусть, писал без справок. Но в
писательстве его нет никакой дисциплины, не чувствуется отношения
к писательству как к главному призванию, как к задаче жизни. Манера
писать у него очень разбросанная, хаотическая. Но все, что он пишет,
проникнуто одной идеей, хотя бы то была статья о спорте или охоте.
Для характеристики его манеры писать приведу оглавление одной его
статьи. Статья "По поводу Гумбольдта" имеет следующее
содержание: "Смешение факта с его разумением. - Очерк западной
истории. - Книга Макса Штирнера. - Древнее русское общество. - Петр
I. - Ничтожество русской науки. - Личность в художестве. - Икона.
- Отсутствие предания. - Мирские сходки. - Наш вигизм. - Возврат
к русской жизни. - Самовоспитание". По оглавлению этому очень
трудно сказать, о чем написана статья, так как она написана обо
всем. В сущности, все статьи Хомякова написаны лишь об одном - о
призвании России, все проникнуты одной идеей. В этом его сильная
сторона. До чего А. С. был ленив в писании, недисциплинирован, до
чего не был профессиональным писателем, можно заключить из того
факта, что приятели запирали его на ключ, чтобы принудить писать
"Записки по всемирной истории", его "Семирамиду"
. Гоголь заметил, что Хомяков пишет большую работу, увидел слово
"Семирамида" в рукописи и сказал, что он "Семирамиду"
пишет. Эта "Семирамида", три тома его сочинений, представляет
из себя черновые заметки. Читать эти "Записки по всемирной
истории" трудно, но лишь замечательный мыслитель мог написать
такие заметки. Алексей Степанович начал писать прозой лишь в начале
сороковых годов, до этого он писал только стихи и драмы.
Пленительно в Хомякове его рыцарское отношение к православной Церкви,
его верность. Хомяков отрицательно относился к западному рыцарству,
но сам был настоящим рыцарем православия, одним из немногих у нас
рыцарей. Рыцарское отношение к Церкви редко можно • встретить у
нас и среди русского духовенства, и среди русского интеллигентного
общества. Не хватает русским чувства церковного достоинства и чести,
и слишком легко русские предают свою святыню во имя всяких идолов
и кумиров. Хомяков, по словам Герцена, "подобно средневековым
рыцарям, стерегущим храм Богородицы, спал вооруженным". В любой
момент дня и ночи готов он был во всеоружии стать на защиту православной
Церкви. В его отношении к Церкви не было ничего расслабленного,
колеблющегося, неверного. Он прежде всего верный и твердый, в нём
был камень церковный. Хомяков родился на свет Божий религиозно готовым,
церковным, твердым, и через всю свою жизнь он пронес свою веру и
свою верность. Он всегда был благочестив, всегда был православным
христианином. В нём не произошло никакого переворота, никакого изменения
и никакой измены. Он единственный человек своей эпохи, не подвергшийся
всеобщему увлечению философией Гегеля, не подчинивший свою веру
философии. Ясность церковного сознания сопутствует ему во всей его
жизни. Всю свою жизнь он соблюдал все обряды, постился, не боялся
быть смешным в глазах общества индифферентного и равнодушного. Это
высокая черта характера Алексея Степановича. Он соблюдал все посты
и обряды, когда служил в конногвардейском полку, и носил мурмолку
и зипун, когда путешествовал по Англии. Цельность своей природы
Хомяков вложил в свою религиозную жизнь, и жизнь его была органической.
Религиозность его была бытовая. Он бесконечно дорожил русским православным
бытом, всем душевным обликом этого быта, вплоть до мелочей и подробностей.
В нём не было религиозной тревоги, религиозной тоски, религиозного
алкания. Это был религиозно сытый человек, спокойный, удовлетворенный.
В типе его религиозности священство преобладало над пророчеством,
обладание своим градом над взысканием Града Грядущего. Этим Хомяков
глубоко отличается от Достоевского, от Вл.Соловьёва, от нас. В нём
нет устремленности, нет муки алчущих и жаждущих. Спокойно, твердо,
уверенно пронес Хомяков через всю свою жизнь свою веру православную,
никогда не усомнился, никогда не пожелал большего, никогда не устремил
взора своего в таинственную даль. Он жил религиозно, в Церкви каждый
день, жил каждым днем, без чувства катастрофичности, без жути и
ужаса. Он жил настоящим, освященным православной верой, жил органически.
Последующее поколение стало жить будущим и исполнилось жуткой тревоги.
В жизни Хомякова тщетно было бы искать внутреннего трагизма. Было
у него и большое горе, когда умерли дети, было и малое горе, когда
всем славянофилам циркуляром министра внутренних дел предписано
было сбрить бороды. Но прочтите его известное стихотворение на смерть
детей. Какая примиренность, религиозное преодоление ужаса, победа
над трагизмом. И так во всём и всегда.
По единогласному отзыву современников, Хомяков играл центральную,
руководящую роль в славянофильском кружке. Хомяков - признанный
глава школы и, уж во всяком случае, первый её богослов. Другой славянофильский
богослов Юрий Самарин, по собственному признанию, был лишь учеником
и последователем Хомякова. Из переписки членов славянофильского
кружка ясно видна центральная роль Хомякова в вопросе о Церкви[18].
У Хомякова искали другие славянофилы разрешения своих религиозных
сомнений, своих колебаний в вопросе о Церкви. И все колеблющиеся,
сомневающиеся, ищущие находили в Хомякове неизменную твердость,
каменную веру, камень
Церкви. Хомяков по природе своей не знал колебаний и сомнений,
такой уж у него был дар. Было время, когда для всех членов славянофильского
кружка вопрос о Церкви обострился до потери сна, до слез. Сравнительно
трезвый и практический Ю. Самарин плакал по целым ночам, так как
не мог определить своего отношения к Церкви. Все русские люди в
те дни были соблазнены философией Гегеля, с ней считали нужным согласовать
все, и свою веру. И вот Ю. Самарин приходит к той странной мысли,
что судьба православной Церкви зависит от судьбы философии Гегеля.
Эта мысль, очень характерная для того времени, показалась Хомякову
чудовищной, так как он был твердо церковным человеком и был свободен
от влияния гегелевской философии, которую блестяще критиковал. Лишь
духовное влияние Хомякова освободило Ю. Самарина от философского
рационализма и привело его к Церкви. Под влиянием Хомякова переработал
Самарин свою диссертацию "Феофан Прокопович и Стефан Яворский"
и развил в применении к конкретному случаю хомяковские идеи об отношении
православия к католичеству и протестантству. Таково же было влияние
Хомякова на Кошелева, на Аксакова и др. Все ищущие и сомневающиеся
собирались у Хомякова, приезжали к нему в деревню, говорили с ним
целые дни и ночи и уходили от него укрепленными, направленными на
путь церковный. Хомяков был самый сильный, самый твердый человек
кружка. Говорил он очень много, говорил больше, чем писал и делал.
Он способен был спорить целые дни и ночи. Эти его бесконечные споры
сыграли положительную роль в своё время, так как он очень много
давал окружающим, очень помогал. Он гораздо больше давал устной
беседой, чем своими писаниями. Он был духовным руководителем славянофильского
кружка и воинственным защитником его от врагов. Богословская гениальность
Хомякова сделала его главой школы, мировоззрение которой было религиозным
по преимуществу. Хомяков был первым светским богословом в православии,
первым свободным богословом. В этом его неумирающее значение. Богословская
сила Хомякова вытекала из твердости его природы, в основе которой
лежал камень Церкви. Без Хомякова славянофильское мировоззрение
не получило бы такой яркой церковной окраски, оно осталось бы религиозно
расплывчатым и неопределённым. Ю. Самарин, верный ученик Хомякова,
предложил назвать его учителем Церкви. Это преувеличение ученика
и друга очень характерно и определяет роль Хомякова. Если Хомяков
и не был учителем Церкви, то, во всяком случае, был церковным учителем
славянофилов. Среди славянофилов не было другого человека, церковно
столь твердого, столь верного.
У Хомякова был живой интерес к общественной жизни, боль о язвах
русской общественности. Но он не любил политики, осуждал политические
страсти. Нелюбовь к политике, аполитизм - национально-русская черта
Хомякова. В славянофильстве ярко отразилась неполитичность русского
народа. Хомяков, как и все славянофилы, видел призвание русского
народа не в политической жизни, а в высшей жизни духа. Общественность
русская была для него прежде всего бытом, семейственностью. Он писал
А. О. Смирновой: "Вам известно моё всегдашнее глубокое отвращение
от всякого политического вопроса, а я теперь затравлен, заеден политикою.
Куда ни выеду, куда ни повернусь, в мужское или дамское общество,
все речь одна: "Каков Ламартин или Ледрю-Роллен, и что пруссаки,
и что Познань?" Просто наваждение! Меня берет злость. Если
бы вы, молодцы, думаю я, ходили в зипуне да в косоворотке, вы бы
думали о своих домашних да семейных делах, а не об вздоре, до которого
вам дела нет, и сами были бы умнее и мне бы не надоели"[19].
В письме к графине Блудовой А. С. говорит: "Вопросы политические
не имеют для меня никакого интереса; одно только важно, это вопросы
общественные"[20]. Как характерно для Хомякова, что его органический
идеал был прежде всего "домашний". Он чувствовал сладость
быта и не чувствовал прелести политической мощи. Все славянофильское
учение было выражением уверенности, что народ русский любит домашнюю
жизнь и не любит жизни государственной. Это - психология и философия
помещичьих усадьб, теплых и уютных гнезд. Слишком большое беспокойство,
тревога, катастрофичность - все это претило Алексею Степановичу,
исключение он делал лишь для войны. Мы видели уже, что Хомяков-юноша
резко отрицательно отнесся к декабристам. Хомяков - зрелый муж также
отрицательно отнесся к революциям 48-го года. И не потому, что Хомяков
был реакционером. Наоборот, он хотел прогресса и искренно любил
свободу. Но хотел он мирного органического развития от дедов к внукам,
развития бытового, семейственного, главным образом нравственного,
без бурь, без политических катаклизмов. Эта приверженность органическому
домашнему быту у последующих поколений перешла в сословно-классовую
корысть, инерцию и застой. У самого Алексея Степановича было очень
хорошее отношение к крестьянам, неустанно заботился он об их благе.
Он любил своих крестьян и чувствовал единство с ними. Он писал проекты
улучшения их быта и делал шаги к освобождению крестьян задолго до
официальных шагов в этом направлении. У него было чувство ответственности
за судьбу крестьян. Крестьяне плакали на могиле Хомякова и говорили,
что такого барина не найти, что он мухи не обидел. Но Хомяков и
свои интересы соблюдал, он был хозяйственный человек и оставил детям
большое состояние.
Официальная власть всегда относилась к славянофилам подозрительно,
хотя славянофильство было единственной приличной идеологией власти,
единственной идейной санкцией самодержавия как обладающего высокой
миссией. Абсолютная бюрократия не доверяла никаким идеям, никакому
творческому самосознанию свободного духа. В николаевскую эпоху даже
славянофилы - идеальные консерваторы - были на политическом подозрении.
Московский генерал-губернатор граф Закревский сказал великолепное
mot своему приятелю по поводу петрашевской истории: "Что, брат,
видишь: из московских славян никого не нашли в этом заговоре. Что
это значит по-твоему? Значит, все тут; да хитры, не поймаешь следа".
Известный московский попечитель граф Строганов очень не любил Хомякова,
и, когда императрица захотела увидеть А. С., он отсоветовал, сказав,
что Хомяков - опасный человек. Тогда граф Блудов счел нужным взять
под свою защиту славянофилов, сказал: они не опасны потому, что
все на одном диване поместятся. Настоящее гонение на Хомякова началось
по поводу его известного стихотворения "Россия", которое
было признано чуть ли не изменой отечеству. Его вызвали к генерал-губернатору,
ему пришлось оправдываться, ссылаться на графиню Блудову. В этом
стихотворении, написанном перед Крымской кампанией,
Хомяков призывает Россию к сознанию своих грехов:
Тебя призвал на брань святую,
Тебя Господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, безумных, диких сил
Вставай, страна моя родная!
За братьев! Бог тебя зовёт
Чрез волны гневного Дуная -
Туда, где, землю огибая,
Шумят струи Эгейских вод
Но помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело;
Своих рабов Он судит строго -
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло!
В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!
О, недостойная избранья,
Ты избрана! Скорей омой
Себя водою покаянья,
Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой!
С душой коленопреклоненной,
С главой, лежащею в пыли,
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!
И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью,
Держи стяг Божий крепкой дланью,
Рази мечом - то Божий меч!
У Хомякова было особенное отношение к Крымской кампании. Он почти
радовался поражению России в эту войну, так как видел в нём наказанье
за грехи и надежду на возрождение родины.
Славянофильство беспокоило, тревожило официальную власть, она не
в силах была справиться с этим явлением, осмыслить его. Власть лучше
понимала либералов и революционеров, знала, как нужно относиться
к ним, как справиться с этим явным врагом. Но славянофилы выставляли
лозунги "православие, самодержавие, народность", слишком
знакомые и близкие власти, и оставались ей чуждыми, далекими, непонятными.
Славянофилы были свободными и свободолюбивыми людьми, идеалистами,
мечтателями, в них не было прислужничества, близкого сердцу николаевской
бюрократии. Все это было непонятно и беспокойно для таких людей,
как граф Закревский и ему подобные. Консерватизм был понятен как
служба и прислужничество, но непонятен он был как свободное выражение
народной души. Ведь славянофилы были не только самодержавниками,
но и анархистами, да и самодержавие их было своеобразным анархизмом.
Все славянофилы - антигосударственники, ненавистники бюрократии;
царь был для них отцом, а не формальной властью, общество - органическим
союзом свободной любви. Все это казалось и непонятным и опасным.
Такие люди, как Хомяков, не могли найти себе места в государственном
механизме, не могли служить. А. С. любил Николая I, но в николаевском
режиме он не мог быть терпим. Он мог жить лишь у себя в деревне,
в семейном кругу. Такими были все славянофилы. Славянофилы и бюрократы
более чужды друг другу, чем славянофилы и русские радикалы. Аполитизм
славянофилов, их антигосударственность и свободолюбие - свойства,
которые нельзя использовать для целей политических и государственных.
К реальной политике не мог иметь отношения Хомяков, хотя он был
очень реальный человек. Это противоречие очень знаменательное, изобличающее
. Отчуждённость славянофильства от исторической русской власти.
Алексей Степанович умер от холеры, вдали от близких, в своём рязанском
имении, 23 сентября 1860 года. Славянофильскую философию преследовал
злой рок. Когда Иван Киреевский приступил к систематизации славянофильской
философии, он внезапно умер от холеры. Та же участь постигла и Хомякова,
когда он решил продолжить дело Киреевского и приступил к систематической
философской работе. Последние минуты жизни А. С. - замечательное
свидетельство силы его характера и твердости его веры. Осталась
записка соседа по имению, Леонида Матвеевича Муромцева, о последних
минутах Хомякова. Когда Муромцев вошел к Хомякову и спросил, что
с ним, А. С ответил: "Да ничего особенного, приходится умирать.
Очень плохо. Странная вещь! Сколько я народу вылечил, а себя вылечить
не могу". По словам Муромцева, "в этом голосе не было
и тени сожаления или страха, но глубокое убеждение, что нет исхода".
"Лишним считаю пересчитывать, - вспоминает Муромцев, - сколько
десятков раз я его умолял принять моего лекарства, послал за доктором,
и, следовательно, сколько раз он отвечал отрицательно и при этом
сам вынимал из походной гомеопатической аптечки то veratrum, то
mercutium. Около часу пополудни, видя, что силы больного утрачиваются,
я предложил ему собороваться. Он принял моё предложение с радостной
улыбкой, говоря: "Очень, очень рад". Во все время совершения
Таинства он держал в руках свечу, шёпотом повторял молитву и творил
крестное знамение". Через некоторое время Муромцеву показалось,
что А. С. лучше, о чем он собирался сообщить жене: "Посылаю
добрую весточку. Слава Богу, вам лучше". "Faites vous
responsable de cette bonne nouvelle, je n'en prend pas la responsabilitй",
- сказал A. С., почти шутя. "Право хорошо, посмотрите, как
вы согрелись и глаза просветлели". "А завтра как будут
светлы!" - это были его последние слова. Он яснее нашего видел,
что все эти признаки казавшегося выздоровления были лишь последние
усилия жизни... За несколько секунд до кончины он твердо и вполне
сознательно осенил себя крестным знамением"[21]. Алексей Степанович
Хомяков хорошо умирал; так умирают лишь люди, у которых есть камень
веры.
Последние годы жизни, после смерти любимой жены, А. С был безрадостен,
он целиком отдался работе. Прелесть жизни была для него утрачена.
Но в прошлом он знал радость жизни, знал личное и семейное счастье,
как мало кто, жизнь его была удачной во всех отношениях. Он принадлежал
к сынам, а не пасынкам Божьим. В нём не было никакой подпольности,
никакого уязвленного самолюбия и озлобленности. Дух его был сильный
и ясный, пленительно ясный. По воспоминаниям западников, представляется
он прежде всего спорщиком, диалектиком, вечно смеющимся и шутящим,
но глубина его, его святое святых, не раскрывается. И мало кто понимал
необыкновенную эстетическую законченность этого человека. Хомяков
не был эстетом, но образ его должен быть воспринят прежде всего
эстетически
* * *
А. С. Хомяков сделан из одного куска, точно высечен из гранита.
Он необыкновенно целен, органичен, мужествен, верен, всегда бодр.
Он крепок земле, точно врос в землю, в нём нет воздушности последующих
поколений, от земли оторвавшихся. Он совсем не интеллигент, в нём
нет ни плохих, ни хороших свойств русского интеллигента. Он - русский
барин и вместе с тем русский мужик, в нём сильна народность, народный
духовный и бытовой уклад. Особенно следует подчеркнуть, что Хомяков
не был аристократом в западном и обычном смысле этого слова, в нём
чувствовался не аристократ с утонченными манерами, а русский барин
народного типа, из земли выросший. Он был человеком высокой культуры,
но не был человеком гиперкультурным, культурно-утонченным. В фигуре
А. С., духовной и физической, было что-то крепкое, народное, земляное,
органическое; в нём не было этой аристократической и артистической
утонченности, переходящей в призрачность. Это фигура реалистическая,
питание в ней не нарушено, не потеряна связь с соками корней. Наше
барство славянофильского типа очень сильно всегда отличалось от
барства типа западнического. И конногвардеец Хомяков, соблюдавший
все посты и обряды православной Церкви, очень отличается от обычного
типа конногвардейского офицера, верного лишь обряду пития французского
шампанского. А. С. Хомяков рос из недр родной земли так же органически,
как растет дерево. И он хотел, чтобы вся Россия росла таким же органическим
ростом, и верил в это. Он любил лишь все то, что являло собой такой
рост. Все механическое было ему чуждо и ненавистно. Но древо русской
жизни не по славянофильскому заказу росло, и в этом была объективная
трагедия славянофильства. Субъективно же сами славянофилы ещё мало
чувствовали эту трагедию, и потому много в них было прекраснодушия.
Хомяков спокойно верил, что он органически растет вместе с органическим
ростом древа русской жизни. В нём мало было пророческого, не было
предчувствий, не было ужаса перед неведомым будущим. Отсутствие
пророческого духа - характерная черта всего славянофильства. У славянофилов
было пророчество, обращенное назад, к Древней Руси, а не вперёд,
к Граду Грядущему. В личности Хомякова так мало трагизма, мало катастрофичности,
почти нет процесса. Он явился в мир готовым, вооруженным, забронированным.
В этом сила его, но в этом же и ограниченность. Под ним земля не
горела, почва не колебалась. Он врос в почву тысячелетней крепости
и как бы отяжелел, лишился способности к полету. В хомяковских идеях
слишком преобладает стихия земляная над стихией воздушной, в них
много глубины, но мало устремленности вверх и вдаль. Мистические
предчувствия нередко подменялись у него морализмом. В Хомякове,
как и у всех наших славянофилов, как и у всех людей тридцатых и
сороковых годов, не было жуткого ужаса конца, не было апокалиптических
предчувствий, не было тем эсхатологических. Люди эти жили настоящим,
пророчествовали о прошлом, верили в органический рост будущего.
Национальный мессианизм Хомякова не был апокалиптическим, не заключал
в себе пророчества о завершении истории. Слишком много было у Хомякова
бытовой бодрости, которая переходила в бодрость историческую. Эта
бытовая бодрость роковым образом была утеряна последующими поколениями,
которые обнаруживали все меньшую и меньшую способность жить настоящим,
устремляли взор свой в жуткое будущее. В духовном укладе таких людей,
как Хомяков, нет ожидания мировых катастроф. У Хомякова есть ряд
стихотворений, в которых он выразил свою веру в Россию, свой национальный
мессианизм. Стихотворения эти полны военной бодрости, в них нет
трепетного ужаса перед приговорами Божьей судьбины. Как бесконечно
отличаются эти стихи от стихов Вл.Соловьёва, от его "Панмонголизма",
полного апокалиптического ужаса. Есть у Хомякова стихи покаянные,
например, замечательное стихотворение:
Не говорите. "То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов"
Нет, этот грех - он вечно с вами,
Он в ваших жилах и в крови,
Он сросся с вашими сердцами,
Сердцами, мертвыми к любви
Молитесь, кайтесь, к небу длани!
За все грехи былых времён,
За ваши каннские брани
Ещё с младенческих пелён;
За слёзы страшной той годины,
Когда, враждой упоены,
Вы звали чуждые дружины
На гибель русской стороны
За рабство вековому плену,
За робость пред мечом Литвы,
За Новгород, его измену,
За двоедушие Москвы,
За стыд и скорбь святой царицы,
За узаконенный разврат,
За грех царя-святоубийцы,
За разоренный Новоград,
За клевету на Годунова,
За смерть и стыд его детей,
За Тушино, за Ляпунова,
За пьянство бешеных страстей,
За слепоту, за злодеянья,
За сон умов, за хлад сердец,
За гордость темного незнанья,
За плен народа, наконец,
За то, что, полные томленья,
В слепой сомнения тоске,
Пошли просить вы исцеленья
Не у того, в Его ж руке
И блеск побед, и счастье мира,
И огнь любви, и свет умов, -
Но у бездушного кумира,
У мёртвых и слепых богов!
И, обуяв в чаду гордыни,
Хмельные мудростью земной,
Вы отреклись от всей святыни,
От сердца стороны родной!
За все, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За тёмные отцов деянья,
За тёмный грех своих времен,
За все беды родного края -
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил!
Или известное стихотворение "России". Но Хомяков неизменно
верил в мощь России, в её непобедимость. Дальнейшая судьба России
не оправдала веры Хомякова. Он оказался плохим пророком, не предвидел
тех поражений, которые России пришлось пережить.
Отсутствие духа пророческого, сознания апокалиптического, предчувствий
эсхатологических связано с основным самочувствием Хомякова и всех
славянофилов. Христиане града своего не имеют, Града Грядущего взыскуют.
Хомяков, и вместе с ним все славянофилы, говорили: мы град свой
имеем, мы с градом своим органически срослись, и никакими силами
не оторвать нас от него. Град этот - Древняя Русь, наша земля, наша
родина, она Град Христов, святая Русь. Град славянофилов - святая
Русь и уют помещичьих усадьб, и хлебные поля, и семья, и патриархальность
отношений. Но град этот - наполовину языческий, это не Град Христов,
не тот Град, которого христиане взыскуют. Града Христова никогда
и нигде ещё не было в истории, Град Христов впереди, в конце. Славянофилы
смешали национально-родовой быт, русский языческий град с Градом
Христовым, с Градом Грядущим. Они видели в Руси почти что наступление
тысячелетнего царства Христова, почти что хилиазм. И закрылась для
них завеса будущего. Религиозное сознание Хомякова совсем не было
аскетическим, он утверждал плоть истории, любил эту плоть, но был
хилиастически обращён назад, а не вперёд. Нужны землетрясения, чтоб
зародилось апокалиптическое сознание. И мы живём теперь в эпоху
землетрясений. Но Хомяков не знал ещё землетрясений, не предчувствовал
их, почва под ним не была ещё поколеблена.
Да избавит нас Бог от неблагородного отношения к отчеству, к предкам
нашим. Как бы ни было велико наше отличие от Хомякова, он всё же
принадлежит к отцам нашим, может быть, к дедам. Мы получили от него
наследство и должны дорожить им. Нам нет возврата к славянофильской
уютности, к быту помещичьих усадьб. Усадьбы наши проданы, мы оторвались
от бытовых связей с землей. Но мы живо чувствуем красоту этих усадьб
и благородство иных чувств, с ними связанных. Славянофилы были русскими
барами, со многими недостатками этого типа. Но с этим барством связаны
и рыцарские чувства, верность заветам предков, верность святыне
Церкви. В Хомякове был камень веры, и этим он нам дорог. Наше поколение
нуждается в его твердости и верности. Религиозный опыт и религиозное
сознание Хомякова были замкнуты, были пределы, которых он не переходил,
многого он не видел и не предчувствовал, но верность святыне была
у него непоколебимая. Христианство было для него прежде всего священство,
но отношение его к священству было бесконечно свободным, в нём не
было ничего рабьего. И все пророческое, переходящее за пределы хомяковского
сознания, должно быть по-хомяковски верно священству и святыне.
Наше поколение отличается от поколения славянофилов прежде всего
культом творчества, творческими порывами. Творческие порывы могут
быть и безбожны, но самый путь религиозного творчества есть единственный
путь для нового человечества. Как ни прекрасен, как ни величествен
тип Хомякова, в дальнейшем своём охранении он вырождается до неузнаваемости.
Те, которые ныне считают себя такими, каким был Хомяков, те на Хомякова
не похожи. Для всего есть времена и сроки, все хорошо в своё время.
Второго Хомякова уже не будет никогда. Не повторится уже никогда
красота старых дворянских усадьб, но в красоте этой, как и во всякой
красоте, есть вечное, неумирающее. Ныне быт этих дворянских усадьб
превращается в новое уродство, и лишь эстетически помним мы о былой
красоте. И наша верность Хомякову, как отчеству, должна быть источником
творческого развития, а не застоя. Плох тот сын, который не приумножает
богатств отца, не идет дальше отца. Возврат к славянофильству, к
его правде, не может быть для нас успокоением; в возврате этом есть
творческая тревога и динамика. Но вернуться к образу Хомякова нам
необходимо было.
[1] Завитневич В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1902. Т.
I, кн. 1. С. 79
[2] Там же. С. 80
[3] Лясковский В. А. С. Хомяков. Его биография и учение //Русский
архив. 1896. Кн. 11. С. 341
[4] Хомяков А. С. Собр. соч. : В 8 т. М., 1900. Т. VIII. С. 422
[5] Завитневич В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1.
С. 84
[6] Завитневич В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1. С.
101-102
[7] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. Письма. С. 5-6
[8] Там же. С. 223
[9] Завитневич В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1. С.
100-101
[10] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 15
[11] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. II. С. 223
[12] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 318
[13] Завитяевич В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Т. I, кн. 1.
С. 110
[14] Лясковский В. А. С. Хомяков. Его биография и учение. С. 360
[15] Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. I,
кн. 2. С. 150
[16] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 57
[17] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. I. С. 130
[18] См. подробнее: Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича
Кошелева. Т. II. В приложении напечатана очень интересная переписка
славянофилов, характеризующая их отношение к Церкви и обнаруживающая
их религиозные борения. Недостаток места не позволяет мне привести
цитаты из этой переписки
[19] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII. С. 411
[20] Там же. С. 391
[21] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. VIII, приложения. С. 50-52
|