Алексей Степанович Хомяков 05 02
Н.А.Бердяев
Взгляды Хомякова на античность, на греческую религию очень устарели.
После Ницше, Роде, Вяч. Иванова нельзя так говорить о Греции, как
говорит Хомяков. Только теперь открылась в Греции, в язычестве,
мировая душа и совершавшаяся в ней трагедия, уготовлявшая пришествие
Христа. Хомяков недооценивал великое значение язычества для христианства.
Язычество дало основу Церкви - землю, душу мира. В язычестве, всего
более в Греции, раскрывалась мировая душа для восприятия Логоса.
В еврействе, в Ветхом Завете, было лишь откровение Бога. Этого откровения
мировой души в язычестве Хомяков не чувствует, не знает он, что
в душе Греции трепетала душа мира и шла ко Христу: Хомяков слабо
чувствовал вечно женственную основу Церкви, матерь-землю, Матерь
Божью. Традиционно-богословское, семинарское отношение к язычеству
отравляет и по сию пору христианский мир, закрывает великие тайны,
и оно должно быть преодолено в интересах церковного возрождения.
Хомяков был свободен от семинарского богословия. Но у него не было
прозрения правды язычества, он не чувствовал мистической Греции
и потому сбивался на взгляд традиционно-богословский. А ведь не
только история Греции, но и вся мировая история должна быть пересмотрена,
в ней должен быть по-новому раскрыт религиозный смысл, религиозный,
а не богословский. Вот что говорит Хомяков о Греции и Риме: "Если
Рим когда-нибудь выказал хоть темное предчувствие богопознания,
если творческая мысль эллинов угадала бытие Верховного Духа или
отражение его в душе человеческой, то в этих поздних явлениях можно
видеть только влияние Востока иранского или пробуждение собственного
сознания просвещенного философа. Никогда ни в Элладе, ни в Риме
философское умозрение не возвышалось до религии. Оно всегда оставалось
на низшей ступени логического вывода, или инстинктивной догадки,
или школьного тезиса, чуждого жизни и неспособного к проявлению
наружному. Мы видели, что таинства элевсинские и другие могли содержать
в себе слабые отзывы живого богопознания иранского; мы можем смело
сказать, что кушитское поклонение стихийной неволе сохранилось в
таинствах Диониса"*. Мистическая Греция не была ещё открыта
во времена Хомякова и не была дана ему в личных прозрениях. Религиозное
сознание Хомякова не было обращено к женственной стихии как вечному
и самостоятельному началу, без которого нет Церкви и не было бы
явления Христа в мир. "Иранство" Хомякова и есть начало
исключительно мужественное, а "кушитство" - начало женственное.
Исключительное утверждение иранского духа и есть исключительное
утверждение религии мужественной, религии солнечной. Но ведь христианство
есть религия мужественно-женственная, религия соединения двух начал,
соединения Логоса с Мировой Душой, Светоносного Мужа с Женственной
Землей. Кушитская стихия была источником рабства и хаоса, но в ней
жила женственность, способная к просветлению. В этом принижении
женственности как стихийной, земляной основы христианской Церкви
- главный недостаток всего учения Хомякова об иранстве и кушитстве.
Торжество правды представлялось Хомякову исключительным торжеством
иранской мужественности. "Дух восторжествовал над веществом,
и племя иранское овладело миром. Прошли века, и его власть не слабеет,
и в его руках судьба человечества. Потомки пожинают плод заслуг
своих предков, заслуг, высказанных и засвидетельствованных неизменностью
слова. Величие Ирана не дело случая и условных обстоятельств. Оно
есть необходимое и прямое проявление духовных сил, живших в нём
искони, и награда за то, что из всех семей человеческих он долее
всех сохранял чувство человеческого достоинства и человеческого
братства, чувство, к несчастью, утраченное иранцами в упоении их
побед и вызванное снова, но уже не собственною силою их разума"*.
Хомякову чужда была мистика мировой души, и нет её в его концепции
мировой истории. Недостаточно он сознавал, что в христианстве хранится
тайна богоматериализма. Иранство было исключительным "духопоклонением",
христианство же есть также освящение плоти, преображение земли.
У Хомякова был ещё тот традиционно-богословский взгляд, по которому
откровение было дано лишь Израилю, у других же народов иранства
хранится лишь память о первоначальной судьбе человека, рассказанной
в Библии. Взгляд этот не выдерживает научной критики и носит на
себе печать религиозной ограниченности. Характерны слова Хомякова:
"Высокое значение творческого духа проявляется во многих, особенно
в богах, почти никогда в богинях, в которых (так как они совершенно
чужды Ирану) кушитское начало преобладает"**. Вот уж кого вечно
женственное не притягивало, так это Хомякова.
Деление на иранство и кушитство лежит в основе хомяковской философии
истории. С этим делением связано и решение основной проблемы философии
истории, проблемы Востока и Запада. С первых же слов своей философии
истории, когда Хомяков говорит об иранских и кушитских религиях,
он подготовляет почву для обоснования миссии православного Востока,
славянства и России. На Западе, в европейской культуре, в католичестве,
очевидно, должно восторжествовать кушитство и исказить христианство.
Там - дурной магизм, власть вещественной необходимости, господство
логически-рационалистического начала в сознании. В католичество
перешел кушитский дух Древнего Рима. На Востоке, в православии,
в русской культуре должно торжествовать иранство, чистое христианство,
цельность духа и свободное его творчество. Лишь православная Россия
хранит, по Хомякову, предание о свободе духа, в ней наиболее чисто
выразился дух иранства. Поэтому православная Россия придает так
мало значения всему внешнему, вещественному, формальному, юридическому;
для нее главное - дух жизни. Борьба христианского Востока и христианского
Запада и есть борьба иранской и кушитской стихии внутри христианского
мира, борьба духовной свободы и вещественной необходимости, нравственного
и магического. О Риме Хомяков говорит: "Из необходимости возникали
и крепли личная свобода, законность и одностороннее напряжение ума,
которое обращало каждого римлянина в законодателя и законоведца,
убивая в то же время в душе его все стремления свободы духовной,
все высокие желанья мысли и всю существенность внутренней жизни.
Такое развитие личной свободы и семейственности, хотя уже искаженной,
чувства внешней правды и обоготворение самого государства, которого
польза была высшим из всех законов, дало Риму силу необоримую, неутомимое
постоянство, гордое сознание своего превосходства перед всеми другими,
менее стройными обществами и несомненную победу во всех борьбах
с иными племенами и державами. Но односторонность развития чисто
внешнего готовила Риму гибель в самом его торжестве, отняв все духовные
основы нравственности, заменив все начала естественные началами
условными и произвольными и уничтожив возможность жизни религиозной
и мирной"*. "Рим дал западному миру новую религию, религию
общественного договора, возведенного в степень безусловной святыни,
не требующей никакого утверждения извне, религию права, и перед
этой новой святыней, лишенною всяких высоких требований, но обеспечивающей
вещественный быт во всех его развитиях, смирился мир, утративший
всякую другую, благороднейшую или лучшую веру"**. Тот же дух
Древнего Рима Хомяков чувствует в римском католичестве и с ним связанной
европейской культуре. Дух Рима есть прежде всего дух государственный,
дух вещественной необходимости, это - дух кушитский. "Соединение
людей в искусственную форму государства, форму чисто внешнюю, это
соединение было чуждо иранскому духу. Оно было принято как необходимость
внешняя, как средство отпора против совокупности сил кушитских"***.
Так подготовляет Хомяков обоснование безгосударственного характера
славян и русских - носителей стихии иранской.
Нелюбовь к Риму - движущий мотив всей философии истории Хомякова.
Византии он отдает явное предпочтение, хотя и к Византии относится
критически. Подлинный дух иранский он видит лишь в славянстве, лишь
в русском народе. "В победе над религиею, государственною и
внешнею, оно (христианство) приняло характер религии побежденной,
характер внешний и государственный. Оно требовало не любви, а покорности,
не веры, а обряда. Единство истинное, живое, единство духа, высказывающееся
в единстве видимых форм, заменилось единством вещественной нормы,
а понятие об этой норме перешло мало-помалу в понятие о власти,
ставящей норму, в понятие о касте, заведующей духовным делом, о
духовенстве, признанном за церковь по преимуществу и, наконец, об
одном епископе, епископе Древнего Рима, выражающем и полное единство
учения, и полное единство духовной власти, и её безусловную непогрешительность.
Идея права лежала в основе римской жизни, и римская жизнь, передающая
новое начало просвещения германским завоевателям, передала им идею
строго логического права, не только в быте государственном, условном
и, следовательно, невозможном без подчинения праву логическому,
но и в жизни духовной и религиозной. Кушитское начало логической
необходимости проникло в учение, завещанное иранскою Иудеею, и придало
отношениям человека к Богу значение вечной тяжбы, молитве и таинству
- смысл заклинания, любящей вере - характер принудительного закона"*.
"Для римлянина, создавшего самое могучее из всех государств
и науку права, доведенную до возможнейшего совершенства логической
последовательности, вера была законом, а Церковь - явлением земным,
общественным и государственным, подчиненным высшей воле невидимого
мира и главы его Христа, но в то же время требующим единства условного
и видимых символов этого правительственного единства. Символ единства
и постоянное выражение его законной власти должен был находиться
в римском епископе как пастыре всемирной столицы"**. "Древний
Рим налагал свою печать на новое христианство Запада. Гордость прежней
власти и прежнего утраченного величия была наследством, от которого
не могли отказаться ни римляне позднейшей эпохи, ни их духовные
пастыри"***. "Императорство было, очевидно, неспособно
обнять все приложение древнеримской идеи правомерного государства
к новой христианской эпохе: оно не содержало в себе начала самоосвящения,
которого требовала мысль христианская; ибо Запад не понимал ещё
невозможности совмещения понятий христианских и понятий о государстве,
то есть воплощения христианства в государственную форму (курсив
мой. - Н. Б.)"*. "Христианство было продолжением и конечным
заключением предания о свободно-творящем духе и свободе духовной.
Его торжество нанесло, по-видимому, решительный удар кушитским религиям
- поклонению органической необходимости, в какой бы форме она ни
являлась, и всем религиям, основанным на условном умствовании или
условной символизации. Но трудно было сохранить неприкосновенной
его первоначальную строгость и чистоту в волнениях жизни государственной,
утвержденной на условиях вольных или невольных, и в движениях мысли,
черпающей материалы своих познаний из наук, выработанных миром,
вполне принадлежащим системе кушитской. Западные народы, поняв самую
Церковь как государство веры, ввели прежние начала в самые недра
учения, которое приняли от первых проповедников христианства. Цельность
свободного духа была разбита рационализмом, но рационализмом, скрытым
под формою юридическою... Христиане являлись как подданные, покорные
решениям этой власти. Представители церкви отделились, естественно,
от её подданых и должны были получить название, соответствующее
своему новому значению - церковников, в отличие от народа"**.
Католическая церковь была для Хомякова imperium romanum, созданием
духа кушитского. Он не видел в римской церкви свободы и любви. И
все западное христианство представлялось ему не подлинным, поддельным.
Он отрицал, что в основе западноевропейской культуры лежит христианство,
видел лишь язычество, кушитское и римское. В этом коренная ошибка
всей хомяковской философии истории.
Отношение Хомякова к Византии запутанное. Он понимал, что "жизнь
политическая Византии не соответствовала величию её духовной жизни"*.
Он видел коренной дуализм Византии, которая хранила догматическую
правду христианства и не осуществляла общественной правды христианства.
В Византии "признавалась просветительная сила христианства,
но не сознавалась его строительная сила". По мнению Хомякова,
Византия от Рима получила преклонение перед государством, абсолютизм
государства. И остаётся непонятным, почему для него Византия лучше
Рима. Христианский Рим никогда не доходил до такого холопства перед
государственной властью, до какого дошла Византия. Хомяков прекрасно
понимал, что православие русское очень отличается от православия
византийского. Для славянства государственность никогда не была
таким идолом, как для Византии. И всё же Хомяков восхваляет Византию
в ущерб Риму. Справедливо он видит в восточном православии дух соборности
и противополагает его духу абсолютизма в римском католичестве. На
Востоке соборы были выражением общего мнения церковного народа.
Но Византия тут ни при чем. Дух Византии - дух государственного
абсолютизма. В Византии произошло какое-то роковое омертвение христианства,
динамика остановилась, дух жизни угас и остались лишь иконы, лишь
тёмные лики, лишь статика. Второй Рим должен был пасть, он бессилен
был выполнить своё христианское призвание. У Хомякова было слишком
мягкое отношение к иконоборчеству, он боялся, что иконопочитание
может перейти в идолопоклонство - уклон, характерный для византийского
духа. Но недостаточно он сознавал, что дух иконоборческий заключает
уже в себе рационалистическую отвлеченность.
Хомяков не любил романских народов и романской культуры, и эта
нелюбовь искажала его философию истории. Не чувствовал он пластической
красоты романского и латинского духа. Не понимал он того, насколько
кровь романских народов глубоко христианская. Хомяков любил Англию,
верил в Англию, ждал от нее великого будущего.
Англия - его слабость и прихоть. Протестантскую культуру англосаксонцев
и германцев он ставит выше католической культуры романских народов.
Мы видели уже, что протестантизм он предпочитал католичеству, протестантизм
считал неизбежной карой за грехи католичества. Хомяков не замечал,
насколько пангерманизм глубоко враждебен панславизму, не чувствовал
он всемирно-исторического германского движения в направлении германизации
славян. Англия и Германия по крови своей всегда были недостаточно
христианскими, и потому в странах этих разыгралась трагедия протестантизма.
Германский дух, создавший великую культуру, - всё же недостаточно
христианский дух по кровнорасовым своим предрасположениям. Это видно
по пантеистической мистике Экхарта, характерной для всего направления
германской культуры. Это ясно видно и на национальном гении Германии
XIX века, Рихарде Вагнере, который хотел обратиться в христианство,
но остался скорее буддистом, скорее верным духу Индии, чем христианином.
От Рима, по мнению Хомякова, получила католическая культура романских
народов дух рационализма и юридического формализма. Германские же
народы положили в основу европейского общества дружинное начало,
дух завоевания и связанного с ним аристократизма. Дух завоевания,
по Хомякову, отравил европейскую общественность, расколол её на
завоевателей и завоеванных. Европейская аристократия, столь характерная,
по мнению славянофилов, для Запада, развилась из дружины, из завоевания.
Поэтому аристократия не имеет внутренней связи с народом, чужда
ему. Европейская общественность не народна" в ней нет органического
демократизма. В этом неорганическом характере европейской общественности
видит Хомяков источник вечной возможности революций. Славянофилы
всегда противополагали европейскому аристократизму славянский, русский
демократизм. Дух дружинный, дух завоевательный, возвысил на Западе
личность, личность своевольную, стремящуюся вверх, с гипертрофией
чувства чести, и создал рыцарство. Рыцарство так характерно для
западноевропейской истории, в нём нужно искать разгадку интимных
сторон этой истории. В рыцарстве - душа европейского общества, возмужавшая
в средние века, но и доныне не погибшая. С рыцарством связана воинственность
и активность европейских народов. И вот к рыцарству Хомяков, как
и все славянофилы, относился резко отрицательно, видел в нём грех
европейских народов, падение католической церкви, освящавшей рыцарство.
Рыцарство вознесло личность и её честь, личность поставило выше
общины. В этом видел Хомяков измену церковной соборности, отсутствие
смирения. Думаю, что Хомяков не понимал рыцарства, не чувствовал
его миссии. Дух рыцарства есть прежде всего дух верности, в нём
живёт церковь воинствующая. В рыцарстве есть вечное начало, есть
стихия, без которой не вынудится Царство Божье. Есть образ рыцаря
Христова, рыцаря Пресвятой Девы Марии, и образ этот нельзя исключительно
связывать с дружинным началом, с духом завоеваний. Есть мистика
рыцарства, вечная мистика. Рыцарство было органическим в европейской
общественности, было глубоко народным. Вообще нужно сказать, что
средние века были органической народной эпохой европейской истории.
Славянофильское отношение к средним векам было исторически и религиозно
ложным. Рыцари не были разбойники-завоеватели, они плоть от плоти
и кровь от крови средневекового народа. Иерархическая идея средневековья
была идея органическая и религиозная. Поэтому и в аристократии было
начало органическое и религиозное. Хомяков не любил и не понимал
католичества, поэтому он не понимал общественности и культуры, органически
выросших на католической почве. Всю католическую культуру и общественность
он сводил к кушитству и разбойничьему завоеванию.
Хомяков не хотел видеть творческой роли гениев, великих людей в
историческом процессе. Он принижал начало личное и возвеличивал
начало общинное. Он несправедливо отождествлял творческую роль личности,
обладающей исключительным призванием, с индивидуализмом. Религиозное
преклонение перед хоровым началом мешало ему оценить религиозное
значение героя и гения
* * *
Хомяковская философия всемирной истории лишь подготовляет философию
русской истории, которая всего более занимала славянофилов. Основной
интерес Хомякова - оправдать миссию славянства и стоящей во главе
славянства России. Я не предполагаю останавливаться на специальных
филологических изысканиях Хомякова, которыми он хочет вознести славянство
на небывалую высоту, показать, что язык славянский является наиболее
совершенным выразителем слова, то есть духа иранского, а также показать
естественную близость славян к религии Слова. Научная ценность этих
теорий Хомякова подлежит сомнению[8] . Попытка вывести англичан
из угличан и признать их славянами - трогательна и смешна. Вряд
ли можно признать за славянами уж такие большие естественные, научно
обоснованные преимущества. Я указывал уже, что у Хомякова некритически
смешивалось научное обоснование с религиозным, естественные свойства
с религиозно-пророческой миссией. Хомяков делает попытку прежде
всего научно-исторически обосновать великие религиозные преимущества
русского народа. Русский народ принял впервые культуру от христианства,
у него не было дохристианской культуры, не было того давящего культурного
прошлого, которое помешало Западной Европе стать подлинно христианской.
Там древний языческий Рим, со своей великой культурой, продолжал
жить и клал свою печать на христианство. Мы же приняли христианство
почти детьми, ещё невинными, неиспорченными, неодряхлевшими. Семя
христианской истины упало у нас на девственную почву. Мы начали
свою историю как христиане. Наше исконное язычество не было ещё
культурным, оно было варварским, детским. Не было у нас ни культурной
традиции язычества, ни упадочной перекультурности. Девственная Россия
не знала оплодотворяющего мужа культуры до принятия ею в своё лоно
культуры христианской. В этом преимущество России не только перед
Западной Европой, но и перед Византией, принявшей наследие культуры
греческой. Но, по учению Хомякова, русские не только исторически
находятся в благоприятном положении; он хочет сказать, что русская
душа по природе своей - христианка. Есть тайна рождения русской
души как христианской по преимуществу. В это верили все славянофилы.
Хомяков вместе со всей славянофильской школой устанавливает экономические
и социальные предпосылки, благоприятные для христианской природы
русской души. Завоевание не легло в основу русской общественности.
Поэтому не образовалось аристократии, народу противоположной. То
было отрицательное условие, благоприятное народному, органическому
характеру русской общественности. Русский народ - по преимуществу
земледельческий. Мирный быт земледельцев, органическая связь с землей
легли в основу русской истории. С земледельческим характером России
связано и то, что в основе русской истории и русской общественности
лежит начало общинное. Дух мирной общины, а не дух воинственной
дружины, создаёт русскую историю. Русский народ - смиренный и потому
уже христианский народ. И своеобразный склад души русского народа,
и его общественная плоть, как она сложилась эмпирически в истории,
создали исключительно благоприятные условия для принятия внутрь
себя правды Христовой. Россия органически более христианская страна,
чем Византия, более смиренная, более покорная закону любви, более
способная вместить христианскую общественную правду. И потому идея
Второго Рима перешла к Третьему Риму - России. Русской церкви по
духу своему чужд империализм, идея языческого Рима. Русский народ
не любит власти и не стремится властвовать, его не пленяет мировое
владычество, сильная империя. Он отрекается от власти и поручает
царю, избраннику своему, нести бремя власти как послушание. В следующей
главе я буду говорить о том учении об обществе и государстве, которое
вытекает из такой концепции русской истории. Теперь же выскажу некоторые
критические замечания о научно-исторической несостоятельности этой
концепции.
Прежде всего является вопрос, можно ли ставить в такую зависимость
дух русского народа и призвание народа от общественных и экономических
условий, от эмпирической истории. Дух народа воспринимается лишь
мистической или художественной интуицией. А религиозное призвание
его зависит от пророчеств. Славянофилы же впали почти что в экономический
материализм. Они так дорожат русской общиной, так связывают с ней
все будущее России, весь духовный облик русского народа, точно без
общины не может существовать дух России и не может осуществиться
призвание России. Но ведь община есть лишь известная общественно-экономическая
форма, исторически текучая, форма эмпирически условная, а не метафизически
безусловная. Нельзя в русской земледельческой общине видеть совершенное
выражение христианского общения в любви, общину религиозную. Христианское
общение в любви осуществляется вне условных социально-экономических
форм и не зависит от них. Религиозная община и экономическая община
ничего общего между собой не имеют. Было бы недопустимым смешением
двух порядков - приурочить христианскую общину к общине земледельческой.
Дух не зависит от экономики, религиозная общественность не обусловливается
общественностью экономической. Скорее наоборот. То преувеличенное
значение, которое Хомяков и все славянофилы придают русской общине,
ставит их в положение очень незащищенное и опасное. История и общественная
наука разрушили идиллическую концепцию славянофилов о русской общине.
Наука обнаружила, что община свойственна всем народам на известной
стадии их исторического развития и исчезает на стадиях последующих,
что в русской общине нет ничего особенно оригинального, что она
связана с низшими формами народного хозяйства и препятствует дальнейшему
развитию производительных сил страны. Для славянофилов эти выводы
ужасны, колеблют их веру в Россию. Но можно ли ставить русский мессианизм,
веру в дух народный и призвание народное в зависимость от столь
зыбких вещей?! Община давно у нас разложилась, и жизнь переросла
патриархальные формы общественности. Но наша вера в русский народ,
в его своеобразие и его призвание нимало от этого не поколебалась.
Тут ясно обнаруживается двойственность хомяковской философии истории
- смешение метода научного и религиозного, эмпирического и метафизического.
Наука открывает в русской истории много черт общих с историей всякого
другого народа. Славянофильская история России научно ниспровергнута.
Но нимало не может это поколебать русский мессианизм. Вл.Соловьёв
придерживался совсем иной концепции русской истории, родственной
не славянофилам, а отцу его, С. М. Соловьёву, и тем не менее исповедовал
веру в великую миссию России. Многие черты русского быта, которыми
так восхищались славянофилы и с которыми так много связывали, должны
быть отнесены на счёт русского язычества, а не русского христианства.
В русском общинном земледельческом быту чувствуется исконное русское
язычество, много в нём черт, сходных со всяким языческим бытом.
И нельзя смешивать воедино русский языческий быт с русскими святыми.
Со св. Сергием Радонежским и со св. Серафимом Саровским связаны
иные упования, чем с земледельческой общиной. Можно по-марксистски
смотреть на общину и религиозно верить в призвание России. Наши
народники усвоили себе славянофильский взгляд на общину, но они
были материалистами и позитивистами. Это было последовательно. Русский
мессианизм, связанный с крестьянской общиной, был у Герцена, и Герцену
он более подходил, чем славянофилам, стоявшим на почве религиозной.
Судьба христианской общественности в России, как и повсюду в мире,
не зависит от экономического быта, от эмпирических общественных
форм, от исторически относительного и условного. Русский народ не
потому христианский, что у него была крестьянская община, а потому,
что дух его принял в себя Христа, что были у него св. Сергий Радонежский,
Нил Сорский, Серафим Саровский. Мессианизм, основанный на крестьянской
общине, можно предоставить Герцену и народникам. И не потому русский
народ имеет христианское призвание, что не было в его истории воинственной
дружины, не было рыцарства. Наоборот, русскому народу не хватает
рыцарства для осуществления своего христианского призвания в мире.
Да и не такой уже мирный русский народ, как утверждали славянофилы;
в нём был дух воинственный. Русский народ создал самое большое государство
в мире, он завоевал и Сибирь, и Кавказ, и Крым, и Польшу, и много
народностей присоединил к великой России. Св. Сергий Радонежский
был христианским рыцарем, спасителем России. И священное рыцарство
призвано ещё сыграть роль в судьбах России.
Но нужно отметить, что у Хомякова не было такой идеализации Древней
Руси, как обычно думают. По этому вопросу он решительно полемизировал
с Киреевским, который видел в Древней Руси почти полное осуществление
христианства. Хомяков против этого протестует. Он не предлагает
вернуться назад. Он видит в Древней Руси высокий тип развития, но
ступень развития не считает высокой. Он очень чувствует грехи Древней
Руси и иногда выражает это очень сильно. Так в статье "О старом
и новом" он говорит: "Грамотность! Но на копии с присяги
русских дворян первому из Романовых вместо подписи князя Троекурова,
двух дворян Ртищевых и многих других, мне известных, стоит крест
с отметкой - по неумению грамоте. - Порядок! Но ещё в памяти многих,
мне известных стариков, сохранились бесконечные рассказы о криках
ясочных; а ясочный крик был то же, что на Западе cri de guerre,
и беспрестанно в первопрестольном граде этот крик сзывал приверженцев,
родственников и клиентов дворянских, которые при малейшей ссоре
высыпали на улицу, готовые на драку и на сражение до смерти или
до синяков. - Правда! Но князь Пожарский был отдан под суд за взятки;
старые пословицы полны свидетельств против судей прежнего времени;
указы Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича повторяют ту же
песнь о взятках и о новых мерах для ограждения подсудимых от начальства;
пытка была в употреблении всеобщем, и слабый никогда не мог побороть
сильного. - Довольство! При малейшем неурожае люди умирали с голода
тысячами, бежали в Польшу, кабалили себя татарам, продавали всю
жизнь свою и будущих потомков крымцам или своим братьям русским,
которые едва ли были лучше крымцев и татар. - Власть дружная с народом!
Не только в отдаленных краях, но в Рязани, в Калуге и в самой Москве
бунты народные и стрелецкие были происшествием довольно обыкновенным,
и власть царская частёхонько сокрушалась о препоны, противопоставленные
ей какой-нибудь жалкой толпой стрельцов, или делала уступки какой-нибудь
подлой дворянской крамоле. Несколько олигархов вертели делами и
судьбой России и растягивали или обрезывали права сословий для своих
личных выгод. - Церковь просвещенная и свободная! Но назначение
патриарха всегда зависело от власти светской, как скоро только власть
светская хотела вмешиваться в дела избрания; архиерей Псковский,
уличенный в душегубстве и в утоплении нескольких десятков псковитян,
заключается в монастырь; а епископ Смоленский метет двор патриарха
и чистит его лошадей в наказание за то, что жил роскошно; Собор
Стоглавый остаётся бессмертным памятником невежества, грубости и
язычества, а указы против разбоя архиерейских слуг показывают нам
нравственность духовенства в виде самом низком и отвратительном.
Что же было в золотое старое время? Взгрустнется поневоле. Искать
ли нам добра и счастья прежде Романовых? Тут встречают нас волчья
голова Иоанна Грозного, нелепые смуты его молодости, безнравственное
царствование Василия, ослепление внука Донского, потом иго монгольское,
уделы, междоусобия, унижение, продажа России варварам и хаос грязи
и крови. Ничего доброго, ничего благородного, ничего достойного
уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность,
неправосудие, разбой, крамолы, личности, угнетение, бедность, неустройство,
непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой
минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной и, обращаясь
к настоящему времени, радуется пышной картине, представляемой нашим
отечеством"*. Потом следует перечисление всех светлых сторон
Древней Руси. Но и в западнической литературе так крайне и резко
не говорили о сторонах тёмных. Характерно также приведенное уже
стихотворение: "Не говорите: "То былое..." Отношение
к Петру Великому у Хомякова было более мягкое, чем у других славянофилов;
он не вполне отрицал реформы Петра. Он осуждал лишь неорганический
характер этих реформ, насилие над волей народной, но необходимости
реформ он не отрицал. В этом отношении Хомякова можно назвать умеренным
славянофилом, наиболее защищавшим культуру. Братья Киреевские, Константин
Аксаков были гораздо более крайними.
Коренной недостаток русской философии истории Хомякова и всего
славянофильства - невозможность с этой точки зрения объяснить русский
империализм, агрессивный, наступательно-насильственный характер
русской исторической власти. Славянофильская психология русского
народа не в силах объяснить факт образования огромного русского
государства, превзошедшего все империи мира. Не может эта психология
объяснить и тот факт, что русская историческая власть становилась
все более и более ненародной, все более отдавалась идолу государственности,
языческому империализму. Коренной же недостаток всей философии истории
Хомякова тот, что в ней отсутствует идея религиозно-церковного развития.
Церковь для него не есть богочеловеческий процесс в истории, не
имеет динамики. Кушитство и иранство остаются стихиями мира, открываемыми
научно, этнографически, лингвистически. Нет мистики истории. Нет
конца истории. Поэтому и все учение о национальном призвании России
- двойственно. И всё же попытка Хомякова построить философию истории
очень замечательна, полна драгоценными мыслями.
[1] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 6
[2] Хомяков А. С. Собр соч. Т. V. С. 131
[3] См.: Schelling's Werke. Dritter Band, 1907. С. 588
[4] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 324
[5] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 530-531
[6] Хомяков А. С. Собр. соч. Т. V. С. 219
[7] Там же. С. 224
[8] Для общей ориентировки см.: Ягич В. История славянской филологии,
где подвергнуто рассмотрению учение славянофилов с филологической
стороны
|