Миросозерцание Достоевского 03
Н.А.Бердяев
У Достоевского была идея, что без свободы греха и зла, без испытания
свободы мировая гармония не может быть принята. Он восстает против
всякой принудительной гармонии, будет ли она католической, теократической
или социалистической. Свобода человека не может быть принята от
принудительного порядка, как его дар. Свобода человека должна предшествовать
такому порядку и такой гармонии. Через свободу должен идти путь
к порядку и гармонии, к мировому соединению людей. Нелюбовь Достоевского
к католичеству и социализму, как будет видно дальше, связана с этой
невозможностью примириться с принудительным порядком и гармонией.
Свободу человеческого духа противополагает он и католичеству, и
социализму. В этом смысл бунта джентльмена с насмешливой и ретроградной
физиономией. Достоевский не принимает ни того рая, в котором невозможна ещё свобода духа, ни того рая, в котором она уже невозможна. Человек
должен был пройти через выпадение из принудительного миропорядка,
должен через свободу своего духа провести миропоряцок. Вера, на
которой хотел Достоевский организовать общественный порядок, должна
быть свободной верой. На свободе человеческой совести покоится эта
вера. "Через горнило сомнений моя Осанна прошла",- пишет
Достоевский о себе. И он хотел бы, чтобы всякая вера была закалена
в горниле сомнений. Достоевский был, вероятно, самым страстным защитником
свободы совести, какого только знал христианский мир. "Свобода
их веры Тебе была дороже всего",- говорит Великий Инквизитор
Христу. И он мог это сказать самому Достоевскому: "Ты возжелал
свободной любви человека". "Вместо твердого древнего закона,-
свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро
и что зло, имея в руководстве Твой образ лишь перед собой".
В этих словах Великого Инквизитора Христу чувствуется исповедание
веры самого Достоевского. Он отвергает "чудо, тайну и авторитет"
как насилие над человеческой совестью, как лишение человека свободы
его духа. Три искушения, которыми искушал дьявол Христа в пустыне,
направлены были против свободы человеческого духа, свободы человеческой
совести. Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда. Тогда только
вера свободна. Никто не насилует человеческой совести в явлении
Христа. Религия Голгофы есть религия свободы. Сын Божий, явившийся
в мир в "зраке раба" и распятый на кресте, растерзанный
миром, обращён к свободе человеческого духа. Ничто не насилует в
образе Христа, не заставляет верить в Него, как в Бога. Он не был
силой и мощью в царстве этого мира. Он проповедовал царство не от
мира сего. В этом скрыта основная тайна Христианства, тайна сво6оды.
Нужна необычайная свобода духа, подвиг свободной веры, свободного
обличения "невидимых вещей", чтобы за рабьим образом Иисуса
уввдеть своего Бога. И когда Петр сказал Иисусу: "Ты- Христос,
Сын Бога Живого",- он совершил подвиг свободы. Из глубоких
недр свободной человеческой совести раздались эти слова, определившие
ход всемирной истории. И каждый человек в христианском мире должен
повторить слова Петра из глубины своего свободного духа, своей свободной
совести. В этом все достоинства христианина. Не одному Петру присуще
это достоинство свободы духа, но и всякому христианину. Достоевский
верил, что в восточном православии более сохранилась христианская
свобода, чем в западном католичестве. Тут было с его стороны преувеличение.
Он часто бывал несправедлив к католическому миру, который невозможно
признать целиком захваченным духом антихристианским. И он не хотел
видеть уклонов и срывов в мире православном. В византизме, в императорской
теократии не больше было христианской свободы, чем в папской теократии.
Но некоторое преимущество православия перед католичеством в вопросе
о свободе он верно подметил. Тут помогает недостроенность православия.
Сам же он в своей религии свободы духа выходит за пределы исторического
православия и католичеста, он обращён к грядущему, в его откровениях
о свободе есть что-то пророческое. Но он всё-таки плоть от плоти
и кровь от крови русского православия. Достоевский открыл, что антихристово
начало не что иное, как отрицание свободы духа, как насилие над
человеческой совестью. И он до глубины исследует это начало. Христос
- свобода, Антихрист - принуждение, насилие, рабство духа. Антихристово
начало принимает разные обличья в истории - от католической теократии
до атеистического социализма и анархизма
"Через горнило сомнений" должны пройти Раскольников, Ставрогин,
Кириллов, Версилов, Иван Карамазов. Из глубины их духа, их свободной
совести должны раздаться слова Петра: "Ты - Христос, Сын Бога
Живого". Достоевский почувствовал, что спасение их было в этом.
Они должны погибнуть, если не найдут в себе свободной силы духа
узнать в Иисусе Сына Божьего. Но если узнают, тогда свобода подпольного
человека перейдет в свободу сынов Божьих. Путь исследования свободы
Достоевский начинает со свободы "подпольного человека".
Безграничной представляется эта свобода. Подпольный человек хочет
перейти границы человеческой природы, он исследует и испытывает
эти границы. Если так свободен человек, то не все ли дозволено,
не разрешено ли какое угодно преступление во имя высших целей, вплоть
до отцеубийства, не равноценен ли идеал Мадонский и идеал Содомский,
не должен ли человек стремиться к тому, чтобы самому стать богом?
Не обязан ли человек объявить своеволие? Достоевский почувствовал,
что в свободе подпольного человека заложено семя смерти. Свобода
Раскольникова, переходящая границы человеческой природы, порождает
сознание собственного ничтожества, бессилия, несвободы. Свобода
Ставрогина переходит в совершенную немощь, безразличие, в истощение
и угасание личности. Свобода Кириллова, пожелавшего стать Богом,
кончается страшной, бесплодной гибелью. Быть может, наиболее важен
тут Кириллов. Кириллов сознает своеволие как долг, как священную
обязанность. Он должен объявить своеволие, чтобы человек достиг
высшего состояния. И он, чистый человек, отрешенный от страстей
и влечений, в нём есть черты безблагодатной святости. Но и самый
чистый человек, отвергший Бога и возжелавший самому стать богом,
обречен на гибель. Он уже теряет свою свободу. Он - одержимый, он
во власти духов, природу которых он сам не знает. И Кириллов являет
нам образ тихого беснования и одержимости, сосредоточенной в себе.
В свободе его духа произошли уже болезненные процессы перерождения.
Он менее всего свободный духом человек. На путях человекобожества
погибает человеческая свобода и погибает человек. Это - основная
тема Достоевского. Так погибает свобода и у других раздвоенных героев
Достоевского, у всех заблудившихся в путях своеволия. В Свидригайлове
или Федоре Павловиче Карамазове мы уже встречаемся с таким разрушением
личности, при котором не может быть и речи о свободе. Безудержная,
безмерная свобода сладострастия делает человека его рабом, лишает
свободы духа. Достоевский большой мастер в описании перерождения
и вырождения личности под влиянием одержимости злой страстью или
злой идеей. Он исследует онтологические последствия этой одержимости.
Когда безудержная свобода переходит в одержимость, она погибает, её уже нет. Когда человек начинает бесноваться, он не свободен ещё .
Свободен ли Версилов - один из самых благородных образов Достоевского?
Его страсть к Екатерине Николаевне есть одержимость. Эта страсть
вогнана внутрь. Она истощила его. В своём отношении к идеям он не
знает свободного волевого избрания. Противоположные идеи притягивают
его. Он хотел бы сохранить за собой свободу и потому утерял её .
Он - раздвоен. Раздвоенный человек не может быть свободен. Но обречен
на раздвоение всякий, кто не совершает акта свободного избрания
предмета любви. Разработка темы свободы достигает вершины в "Братьях
Карамазовых". Своеволие и бунт Ивана Карамазова - вершина путей
безблагодатной человеческой свободы. Тут с необычайной гениальностью
обнаруживается, что свобода, как своеволие и человеческое самоутверждение,
должна прийти к отрицанию не толысо Бога, не только мира и человека,
но также и самой свободы. Свобода истребляет себя. И этим завершается
идейная диалектика. Достоевский обнаруживает, что в конце пути темной,
непросветленной свободы подстерегает окончательное истребление свободы,
злое принуждение и злая необходимость. Учение Великого Инквизитора,
как и учение Шигалева, порождены своеволием, богопротивлением. Свобода
переходит в своеволие, своеволие переходит в принуждение. Это -
роковой процесс. Свобода человеческого духа, свобода религиозной
совести отрицается теми, которые шли путями своеволия.
* * *
Те, которые пошли путями своеволия и самоутверждения, которые направили
свою свободу против Бога, не могут сохранить свободу, они неизбежно
приходят к её попиранию. Они неизбежно должны отречься от первородства
человеческого духа, от его первородной свободы, они предают свободу
царству необходимости, они приходят к величайшим насилиям. Это -
одно из самых гениальных прозрений Достоевского. "Выходя из
безграничной свободы,- говорит Шигалев,- я заключаю безграничным
деспотизмом". Таков был всегда путь революционной свободы.
Так в Великую французскую революцию совершился переход от "безграничной
свободы" к "безграничному деспотизму". Свобода, как
произвол и своеволие, свобода безбожная не может не породить "безграничного
деспотизма". Такая свобода заключает в себе величайшее насилие.
Такая свобода не несет в себе гарантий свободы. Бунт своеволия ведет
к отрицанию Смысла жизни, к отрицанию Истины. Живой Смысл и живая
Истина подменяются своевольным устроением жизни, созданием человеческого
благополучия в социальном муравейнике. Этот процесс перерождения
свободы в "безграничный деспотизм" занимает очень важное
место в миросозерцании Достоевского. В революционной идеологии левой
русской интеллигенции, по внешности столь свободолюбивой, он изобличает
возможность "безграничного деспотизма". Он многое увидел
первый и увидел дальше других. Он знал, что революция, которую он
ощутил в подземном, подпочвенном слое России, не приведет к свободе,
что началось движение к окончательному порабощению человеческого
духа. Уже в изумительных мыслях героя "3аписок из подполья"
намечается то, что окончательно раскрывается в П. Верховенском,
Шигалеве, Великом Инквизиторе. Как кошмар давила и преследовала
Достоевского идея о том, что человечество, изменившее Истине Христовой,
в своём бунте и своеволии должно прийти к системе "безграничного
деспотизма" Шигалева, П.Верховенского, Великого Инквизитора.
Это - одна и та же система. В ней совершается отречение от свободы
человеческого духа во имя счастья людей. Социальный эвдемонизм противоположен
свободе. Ничего не остаётся , кроме принудительной организации социального
счастья, если нет Истины. Революция совершается не во имя свободы,
а во имя тех же начал, во имя которых пылали костры инквизиции,
во имя "тысячи миллионов счастливых младенцев". Человек
не мог вынести бремени свободы духа, он устрашился страдальческого
пути свободы. И он отказывается от свободы, предает свободу, бежит
от нее к принудительному устроению человеческого счастья. Это отрицание
свободы началось с безграничного её утверждения как своеволия. Такова
роковая диалектика свободы. Но, если ложная свобода переходит в
"безграничный деспотизм", совершенное истребление свободы,
то и ложное равенство должно привести к неслыханному неравенству,
к тираническому господству привилегированного меньшинства над большинством.
Достоевский всегда думал, что революционная демократия и революционный
социализм, одержимые идеей абсолютного равенства, в последних пределах
своих должны привести к господству небольшой кучки над остальным
человечеством. Такова система Шигалева и такbва же система Великого
Инквизитора. Достоевский не раз возвращался к этой мысли в "Дневнике
писателя". Эта мысль сверлила его, не давала ему покоя. Истинная
свобода и истинное равенство возможны лишь во Христе, на пути Богочеловеческом.
На пути антихристова своеволия, на пути человекобожества ждёт лишь
неслыханная тирания. Одержимость идеей всеобщего счастья, всеобщего
соединения людей без Бога заключает в себе страшную опасность гибели
человека, истребления свободы его духа. Таковы жизненные последствия
свободы как своеволия и бунта. Но своеволие и бунт против мирового
смысла закрывают для человеческого сознания самый доступ к идее
свободы. Свобода духа начинает идеологически отрицаться, как ставшая
недоступной для ума, оторвавшегося от вечного Смысла. "Эвклидов
ум" - выражение, которое любил Достоевский,- бессилен постигнуть
идею свободы, она недоступна ему, как совершенно иррациональная
тайна. Бунт "Эвклидова ума" против Бога связан с отрицанием
свободы, с непониманием свободы. Если нет свободы как последней
тайны миротворения, то мир этот с его муками и страданиями, со слезами
невинно замученных людей не может быть принят. И не может быть принят
Бог, сотворивший такой ужасный, безобразный мир. Человек в своём своеволии и бунте, в восстании своего "Эвклидова ума"
мнит, что он мог бы сотворить лучший мир, в котором не было бы такого
зла, таких страданий, не было бы слезинки невинного ребенка. Такова
логика богоборчества во имя любви к добру. Бога нельзя принять,
потому что мир так плох, потому что в мире царит такая неправда
и несправедливость. Свобода привела к этому богоборчеству и мироборчеству.
И тут опять открывается роковая диалектика свободы, внутренняя трагедия
свободы. Оказывается, что бунтующая свобода привела к отрицанию
самой идеи свободы, к невозможности постигнуть тайну мира и тайну
Бога в свете свободы. Ибо, поистине, можно принять Бога и принять
мир, сохранить веру в Смысл мира, если в основе бытия лежит тайна
иррациональной свободы. Тогда только может быть постигнут источник
зла в мире и оправдан Бог в существовании этого зла. В мире так
много зла и страдания, потому что в основе мира лежит свобода. И
в свободе - все достоинство мира и достоинство человека. Избежать
зла и страдания можно лишь ценой отрицания свободы. Тогда мир был
бы принудительно добрым и счастливым. Но он лишился бы своего богоподобия.
Ибо богоподобие это прежде всего в свободе. Тот мир, который сотворил
бы бунтующий "Эвклидов ум" Ивана Карамазова, в отличие
от Божьего мира, полного зла и страдания, был бы добрый и счастливый
мир. Но в нём не было бы свободы, в нём все было бы принудительно
рационализовано. Это изначально, с первого дня был бы тот счастливый
социальный муравейник, та принудительная гармония, которую пожелал
бы свергнуть "джентльмен с ретроградной и насмешливой физиономией".
Трагедии мирового процесса не было бы, но не было бы и Смысла, связанного
со свободой. "Эвклидов ум" мог бы построить мир исключительно
на необходимости, и мир этот был бы исключительно рациональным миром.
Все иррациональное было бы из него изгнано. Но Божий мир не имеет
Смысла, соизмеримого с "Эвклидовым умом". Смысл этот для
"Эвклидова ума" есть непроницаемая тайна. "Эвклидов
ум" ограничен тремя измерениями. Смысл же Божьего мира может
быть постигнут, если перейти в четвертое измерение. Свобода есть
Истина четвертого измерения, она непостижима в пределах трех измерений.
"Эвклидов ум" бессилен разрешить тему о свободе. Все,
объявившие своеволие и бунт, приходят у Достоевского к отрицанию
свободы, потому что сознание их суживается, входит в границы трех
измерений, закрывает для них иные миры. Бунт начался со свободы,
а окончился попыткой построить мир на одной необходимости
Достоевский с изумительной диалектической силой исследует роковые
последствия бунтующего рационализма для человеческого сознания и
бунтующего революционализма для человеческой жизни. Бунт, начавшийся
с безграничной свободы, неизбежно приходит к безграничной власти
необходимости в мышлении и безграничному деспотизму в жизни. Так
пишет Достоевский свою изумительную теодицею, которая есть также
и антроподицея. Есть одно только вековечное возражение против Бога
- существование зла в мире. Эта тема является для Достоевского основной.
И все творчество его есть ответ на это возражение. И я бы так парадоксально
формулировал этот ответ. Бог именно потому и есть, что есть зло
и страдание в мире, существование зла есть доказательство бытия
Божьего. Если бы мир был исключительно добрым и благим, то Бог был
бы не нужен, то мир был бы уже богом. Бог есть потому, что есть
зло. Это значит, что Бог есть потому, что есть свобода. И Достоевский
доказывает бытие Божье через свободу, свободу человеческого духа.
Те, крторые отрицают у него свободу духа, отрицают и Бога, и наоборот.
Мир принудительно добрый и благой, мир гармонический в силу неотвратимой
необходимости был бы безбожный мир, был бы рациональный механизм.
И те, которые отвергают Бога и свободу человеческого духа, стремятся
к превращению мира в такой рациональный механизм, в такую принудительную
гармонию. Тему о свободе Достоевский трактует динамически, а не
статически, его свобода все время находится в диалектическом движении,
в ней раскрываются внутренние противоречия, и она переходит из одного
фазиса в другой. Поэтому для людей статического мышления и статического
сознания трудно понимать великие откровения Достоевского о свободе.
Они требуют "да" или "нет", в то время как такие
ответы не могут быть даны. Свобода есть трагическая судьба человека
и мира, судьба самого Бога, и она лежит в самом центре бытия, как
первоначальная его тайна. Мы ещё увидим, что диалектика о свободе
достигает у Достоевского своего завершения в "Легенде о Великом
Инквизиторе", в которой концентрируются все темы, соединены
все нити.
[1] в своей боръбе с пелагианством учил о двух свободах: libertas
minor и libertas major. - Пелагианство - учение христианского
монаха Пелагия (ок. 360 - 418 гг.), который в противовес концепции
предопределения бл. Аврелия Блаженного делал акцент на свободе воли
человека и отрицал наследственность греха. На Третьем Вселенском
соборе пелагианство осуждено как ересь
libertas minor (лат.) - свобода меныиая, низшая,
libertas major (лат.) - свобода болыиая, высшая.
ГЛАВА IV. ЗлоС темой о свободе связана у Достоевского тема о зле
и преступлении. Зло необъяснимо без свободы, Зло является на путях
свободы. Без этой связи со свободой не существует ответственности
за зло. Без свободы за зло был бы ответствен Бог. Достоевский глубже,
чем кто-либо, понимал, что зло есть дитя свободы. Но понимал также,
что без свободы нет добра. Добро есть также дитя свободы. С этим
связана тайна жизни, тайна человеческой судьбы. Свобода - иррациональна,
и потому она может создать и добро, и зло. Но отвергнуть свободу
на том основании, что она может породить зло, значит породить зло ещё большее. Ибо лишь свободное добро есть добро, принуждение же
и рабство, соблазняющиеся добродетелью, есть антихристово зло. Тут
все загадки, антиномии и тайны. Достоевский не только ставит нас
перед этими загадками, но и много делает для их разгадывания. У
Достоевского было очень своеобразное, исключительное отношение к
злу, которое может многих соблазнить. И нужно до конца понять, как
он ставил и разрешал проблему зла. Путь свободы переходит в своеволие,
своеволие ведет к злу, зло - к преступлению. Проблема преступления
занимает центральное место в творчестве Достоевского. Он не только
антрополог, но и своеобразный криминалист. Исследование пределов
и границ человеческой природы приводит к исследованию природы преступления.
В преступлении человек переходит эти пределы и границы. Отсюда необычайный
интерес к преступлению. Какую судьбу претерпевает человек, преступающий
границы дозволенного, какие перерождения в его природе от этого
происходят? Достоевский раскрывает онтологические последствия преступления.
И вот оказывается, что свобода, перешедшая в своеволие, ведет ко
злу, зло - к преступлению, преступление с внутренней неизбежностью
- к наказанию. Наказание подстерегает человека в самой глубине его
собственной природы. Достоевский всю жизнь боролся против внешнего
отношения к злу. Его романы и статьи "Дневника писателя"
полны уголовными процессами. Этот странный интерес к преступлению
и наказанию определяется тем, что вся духовная природа Достоевского
восставала против внешнего объяснения зла и преступления из социальной
среды и отрицания на этом основании наказания. Достоевский с ненавистью
относился к этой позитивно-гуманитарной теории. Он видел в ней отрицание
глубины человеческой природы, отрицание свободы человеческого духа
и связанной с ней ответственности. Если человек есть лишь пассивный
рефлекс внешней социальной среды, если он не ответственное существо,
то нет человека и нет Бога, нет свободы, нет зла и нет добра. Такое
принижение человека, такой отказ от своего первородства вызывает
в Достоевском гнев. Он не может спокойно говорить об этом учении,
столь преобладавшем в его время. Он готов стоять за самые суровые
наказания, как соответствующие природе ответственных, свободных
существ. Зло заложено в глубине человеческой природы, в её иррациональной
свободе, в её отпадении от природы божественной, оно имеет внутренний
источник. Сторонники суровых наказаний более глубоко смотрят на
природу преступления и на природу человека вообще, чем гуманистическое
отрицание зла. Во имя достоинства человека, во имя его свободы Достоевский
утаерждает неизбежность наказания за всякое преступление. Этого
требует не внешний закон, а самая глубина свободной совести человека.
Человек сам не может примириться с тем, что он не ответствен за
зло и преступление, что он не свободное существо, не дух, а отражение
социальной среды. В гневе Достоевского, в его жестокости звучит
голос, восставший за достоинство человека и за его первородство.
Недостойно ответственного свободного существа слагать с себя бремя
ответственности и возлагать его на внепшие условия, чувствовать
себя игралищем этих внешних условий. Все творчество Достоевского
есть изобличение этой клеветы на человеческую природу. Зло есть
знак того, что есть внутренняя глубина в человеке. Зло связано с
личностью, только личность может творить зло и отвечать за зло.
Безличная сила не может быть ответственна за зло, не может быть
его первоисточником. Отношение к злу связано у Достоевского с его
отношением к личности, с его персонализмом. Безответственный гуманизм
отрицает зло, потому что отрицает личность. Достоевский боролся
с гуманизмом во имя человека. Если существует человек, человеческая
личность в измерении глубины, то зло имеет внутренний источник,
оно не может быть результатом случайных условий внешней среды. И
соответствует высшему достоинству человека, его богосыновству думать,
что путь страдания искупает преступление и сжигает зло. Очень существенна
для антропологии Достоевского эта мысль, что лишь через страдание
подымается человек ввысь. Страдание есть показатель глубины
Отношение Достоевского к злу было глубоко антиномично. И сложность
этого отношения заставляет некоторых сомневаться в том, что это
отношение было христианским. Одно несомненно: отношение Достоевского
к злу не было законническое отношение. Достоевский хотел познать
зло, и в этом он был гностиком. Зло есть зло. Природа зла - внутренняя,
метафизическая, а не внешняя, социальная. Человек, как существо
свободное, ответствен за зло. Зло должно быть изобличено в своём ничтожестве и должно сгореть. И Достоевский пламенно изобличает
и сжигает зло. Это одна сторона его отношения к злу. Но зло есть
также путь человека, трагический путь его, судьба свободного, опыт,
который может также обогатить человека, возвести его на высшую ступень.
У Достоевского есть также эта другая сторона в отношении к злу -
имманентное постижение зла. Так переживают зло свободные сыны, а
не рабы. Имманентный опыт зла изобличает его ничтожество; в этом
опыте сгорает зло и человек приходит к свету. Но эта истина опасна,
она существует для подлинно свободных и духовно зрелых. От несовершеннолетних
она должна быть скрыта. И потому Достоевский может казаться опасным
писателем, его нужно читать в атмосфере духовной освобожденности.
И всё-таки нужно признать, что нет писателя, который так могущественно
бы боролся со злом и тьмой, как Достоевский. Законническая мораль
катехизиса не может быть ответом на муку тех его героев, которые
вступили на путь зла. Зло не внешне карается, а имеет неотвратимые
внутренние последствия. Кара закона за преступление есть лишь внутренняя
судьба преступника. Все внешнее есть дишь ознаменование внутреннего.
Муки совести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного
закона. И человек, пораженный муками совести, ждёт наказания, как
облегчения своей муки. Закон государства - этого "холодного
чудовища", несоизмерим с человеческой душой. В следствии и
процессе Мити Карамазова Достоевский изобличает неправду государственного
закона. Для Достоевского душа человеческая имеет больше значения,
чем все царства мира. В этом он был до глубины христианин. Но душа
сама ищет меча государственного, сама подставляет себя под его удары.
Наказание есть момент её внутреннего пути.
* * *
Лишь раб или несовершеннолетний может понять тезис Достоевского
о зле так, что нужно идти путем зла, чтобы получить новый опыт и
обогатиться. На Достоевском нельзя построить эволюционной теории
зла, по которой зло есть лишь момент в эволюции добра. Такой эволюционный
оптимизм, защищаемый многими теософами, совершенно противоположен
трагическому духу Достоевского. Он менее всего был эволюционистом,
для которого зло есть недостаток добра или этап в развитии добра.
Зло было для него зло. Зло должно сгореть в адском огне. И он проводит
зло через этот адский огонь. Невозможны никакие детские игры или
хитрости со злом. Безумно думать, что человек может сознательно
пойти путем зла, чтобы получить от этого как можно более удовлетворения,
а потом ещё более преуспеть в добре. Это совершенно недостойное
состояние сознания. В такой аргументации нет внутренней серьёзности.
Пусть трагический опыт зла обогащает духовный мир человека, обостряет
его знания. Пусть нет возврата к более элементарному состоянию,
предшествующему этому опыту зла. Но когда тот, кто идет путем зла,
кто переживает опыт зла, начинает думать, что зло его обогащает,
что зло есть лишь момент добра, момент его восхождения, он падает ещё ниже, разлагается и погибает, отрезает себе путь к обогащению
и восхождению. Такой человек не может ничему научиться из опыта
зла, не может уже подняться. Только изобличение зла, только великое
страдание от зла может поднять человека на большую высоту. Самодовольство
во зле и есть гибель. И Достоевский показывает, какую муку претерпевает
душа от зла и как сама она изобличает в себе зло. Зло есть трагический
путь человека, судьба человека, испытание человеческой свободы.
Но зло не есть необходимый момент эволюции добра. Зло - антиномично.
А оптимистически-эволюционное понимание зла есть рациональное снятие
этой антиномии. Можно обогатиться от опыта зла, достигнуть большей
остроты сознания, но для этого нужно пройти через страдание, испытать
ужас гибели, изобличить зло, ввергнуть его в адский огонь, искупить
свою вину. Зло связано со страданием и должно привести к искуплению.
Достоевский верит в искупающую и возрождающую силу страдания. Для
него жизнь есть прежде всего искупление вины через страдание. Поэтому
свобода неизбежно связана с искуплением. Свобода привела человека
на путь зла. Зло было испытанием свободы. Здо же должно привести
к искуплению. В зле, порожденном свободой, погибает свобода, переходит
в свою противоположность. Искупление восстанавливает свободу человека,
возвращает ему свободу
Поэтому Христос-Искупитель и есть свобода. Достоевский во всех своих
романах проводит человека через этот духовный процесс, через свободу,
зло и искупление. Старец Зосима и Алеша изображены им как люди,
которые познали зло и пришли к высшему состоянию. В Алеше есть карамазовская
стихия, её обнаруживают в нём и брат Иван, и Грушенька. Он сам в
себе её чувствует. По замыслу Достоевского, Алёша должен быть у
него человеком, который прошел через испытание свободы. Так понимал
Достоевский судьбу человека. Проблема преступления есть проблема
о том, все ли дозволено. Все ли дозволено? Эта тема всегда мучила
Достоевского, она становилась перед ним все в новых и в новых формах.
На эту тему написаны "Преступление и наказание", а также
в значительной степени "Бесы" и "Братья Карамазовы".
Тема эта ставится испытанием человеческой свободы. Когда пошел человек
путем свободы, перед ним стал вопрос, существуют ли нравственные
границы его природы, на все ли он может дерзнуть. Свобода, переходящая
в своеволие, не хочет уже знать никаких святынь, никаких ограничений.
Если нет Бога, если сам человек бог, то все дозволено. И вот человек
испытывает свои силы, своё могущество, своё призвание стать человекобогом.
Человек делается одержимым какой-нибудь "идеей" и в этой
одержимости уже начинает угасать его свобода, он становится рабом
какой-то посторонней силы. Этот процесс гениально изображен Достоевским.
Тот, кто в своеволии своём не знает границ своей свободы, теряет
свободу, тот становится одержимым "идеей", которая его
порабощает. Таков - Раскольников. Он совсем не производит впечатления
свободного человека. Он - маньяк, одержимый ложной "идеей".
У него нет нравственной автономии, ибо нравственная автономия дается
самоочищением и самоосвобождением. Что за "идея" у Раскольникова?
У Достоевского все ведь имеют свою "идею". Раскольников
испытывает границы собственной природы, человеческой природы вообще.
Он считает себя принадлежащим к избранной части человечества, не
к обыкновенным людям, а к замечательным людям, призванным облагодетельствовать
человечество. Он думает, что все можно, и хочет испытать своё могущество.
И вот нравственная задача, которая стоит перед человеком с таким
сознанием, Достоевским упрощается до элементарной теоремы. Может
ли необыкновенный человек, призванный послужить человечеству, убить
самое ничтожное и самое безобразное человеческое существо, отвратительную
старушонку-процентщицу, которая ничего, кроме зла, не причиняет
людям, для того чтобы этим открыть себе путь в будущем к облагодетельствованию
человечества. Дозволено ли это? И вот с поразительной силой обнаруживается
в "Преступлении и наказании", что это не дозволено, что
такой человек духовно убивает себя. Тут в имманентно изживаемом
опыте показывается, что не все дозволено, потому что природа человеческая
сотворена по образу и подобию Божьему и потому всякий человек имеет
безусловное значение. Своевольное убийство даже самого последнего
из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой
человека. Когда человек в своеволии своём истребляет другого человека,
он истребляет и самого себя, он перестаёт быть человеком, теряет
свой человеческий образ, его личность начинает разлагаться. Никакая
"идея", никакие "возвышенные" цели не могут
оправдать преступного отношения к самому последнему из ближних.
"Ближний" дороже "дальнего", всякая человеческая
жизнь, всякая человеческая душа больше стоит, чем благодетельствование
грядущего человечества, чем отвлеченные "идеи". Таково
христианское сознание. И это раскрывает Достоевский. Человек, который
мнил себя Наполеоном, великим человеком, человекобогом, преступив
границы дозволенного богоподобной человеческой природой, низко падает,
убеждается, что он не сверхчеловек, а бессильная, низкая, трепещущая
тварь. Раскольников сознает своё совершенное бессилие, своё ничтожество.
Испытание пределов своей свободы и своего могущества привело к ужасным
результатам. Раскольников вместе с ничтожной и зловредной старушонкой
уничтожил самого себя. После "преступления", которое было
чистым экспериментом, потерял он свою свободу и раздавлен своим
бессилием. У него нет уже гордого сознания. Он понял, что легко
убить человека, что эксперимент этот не так труден, но что это не даёт никакой силы, что это лишает человека духовной силы. Ничего
"великого", "необыкновенного", мирового по своему
значению не произошло от того, что Раскольников убил процентщицу,
он был раздавлен ничтожеством происшедшего
Вечный закон вступил в свои права, и он подпал под его власть. Христос
пришел не нарушать, а исполнить закон. И свобода, которую несет
с собой Новый Завет, не бунтует против Ветхого Завета, а лишь открывает ещё высший мир. И Раскольников должен подпасть под действие непреложного
ветхозаветного закона. Не так поступали те, которые были подлинно
великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего
человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено,
они жертвенно служили сверхчеловеческому и потому только много могли
дать человеческому. Раскольников прежде всего раздвоенный, рефлектирующий
человек, его свобода уже поражена внутренней болезнью. Не таковы
подлинно великие люди, в них есть цельность. Достоевский изобличает
лживость претензий на сверхчеловечество. Обнаруживается, что ложная
идея сверхчеловечества губит человека, что претензия на безмерную
силу обнаруживает слабость и немощь. Все эти современные стремления
к сверхчеловеческому могуществу ничтожны и жалки, они кончаются
низвержением человека в нечеловеческую слабость. И вечной оказывается
природа нравственной и религиозной совести. Мука совести не только
обличает преступления, но и обличает бессилие человека в его ложных
претензиях на могущество. Муки совести Раскольникова не только обнаруживают,
что он преступил предел дозволенного, но и обличают слабость и ничтожество.Тема
Раскольникова означает уже кризис гуманизма, конец гуманистической
морали, гибель человека от самоутверждения человека. Возникновение
мечты о сверхчеловеке и сверхчеловечестве, о высшей морали человеческой
означает, что гуманизм изжит и кончился. Для Раскольникова уже не
существует гуманности, его отношение к ближнему жестоко и беспощадно.
Человек, живое, страдающее конкретное человеческое существо, должен
быть принесен в жертву сверхчеловеческой "идее". Во имя
"дальнего", нечеловеческого "дальнего" можно
как угодно поступить с "ближним", с человеком. Сам Достоевский
исповедует религию любви к "ближнему", и он изобличает
ложь религии любви к "дальнему", нечеловеческому, сверхчеловеческому.
Есть "дальний", который заповедал любить "ближнего".
Это - Бог. Но идея Бога есть единственная сверхчеловеческая идея,
которая не истребляет человека, не превращает человека в простое
средство и орудие. Бог открывает себя через Своего Сына, Сын же
Его - совершенный Бог и совершенный человек. Бого-Человек, в котором
в совершенстве соединено божеское и человеческое. Всякая другая
сверхчеловеческая идея истребляет человека, превращает человека
в средство и орудие. Идея человекобога несёт с собой смерть человеку.
Это можно видеть на примере Ницше. Также смертельна для человечества
идея нечеловеческого коллектива у Маркса, в религии социализма[1].
Достоевский исследует роковые последствия одержимости человека идеей
человекобожества в разных её формах, индивидуалистических и коллективистических.
Тут царство человечности кончается, тут не будет уже пощады человеку.
Человечность была ещё отблеском христианской истины о человеке.
Окончательная измена этой истине отменяет гуманное отношение к человеку.
Во имя величия сверхчеловека, во имя счастья грядущего, далекого
человечества, во имя всемирной революции, во имя безграничной свободы
одного или безграничного равенства всех можно замучить или умертвить
всякого человека, какое угодно количество людей, превратить веякого
человека в простое средство для великой "идеи", великой
цели. Все дозволено во имя безграничной свободы сверхчеловека (крайний
индивидуализм) или во имя безграничного равенства человечества (крайний
коллективизм). Человеческому своеволию предоставлено право по-своему
расценивать человеческие жизни и распоряжаться ими. Не Богу принадлежит
человеческая жизнь, и не Богу принадлежит последний суд над людьми.
Это берет на себя человек, возомнивший себя обладателем сверхчеловеческой
"идеи". И суд его беспощаден, безбожен и бесчеловечен.
Роковые пути этого человеческого своеволия, в индивидуалистической
и коллективистической форме, Достоевский исследует до глубины и
изобличает их соблазнительную ложь. Раскольников один из одержимых
такой ложной идеей. Он сам, по своеволию и произволу своему, решает
вопрос, можно ли убить хотя бы последнего из людей во имя своей
"идеи", Но решение этого вопроса принадлежит не человеку,
а Богу. Бог есть единственная высшая "идея". И тот, кто
не склоняется перед Высшей Волей в решении этого вопроса, истребляет
ближних и самого себя. В этом смысл "Преступления и наказания"
Пути человеческого своеволия, влекущего к преступлению, Достоевский
дальше и глубже исследует в "Бесах". Там явлены роковые
последствия одержимости и безбожной индивидуалистической идеей,
и безбожной коллективистической идеей. Петр Верховенский от одержимости
ложной идеей теряет человеческий образ. Разрушение человека очень
далеко ушло по сравнению с Раскольниковым. Петр Верховенский на
все способен, он считает все дозволенным во имя своей "идеи".
Для него не существует уже, человека, и он сам не человек. Мы выходим
уже из человеческого царства в какую-то жуткую нечеловеческую стихию.
Одержимость безбожной идеей революционного социализма в своих окончательных
результатах ведет к бесчеловечности. Происходит нравственная идиотизация
человеческой природы, теряется всякий критерий добра и зла. Образуется
жуткая атмосфера, насыщенная кровью и убийством. Убийство Шатова
производит потрясающее впечатление. Что-то вещее, пророческое есть
в картине, раскрывающейся в "Бесах". Достоевский первый
узнал неотвратимые последствия известного рода идей. Он глубже видел,
чем Вл.Соловьёв, который острил о русских нигилистах, приписывая
им формулу: человек произошел от обезьяны, поэтому будем любить
друт друга. Нет, уж если человек не образ и подобие Божие, а образ
и подобие обезьянье, то любить друг друга не будут, то будут истреблять
друг друга, то разрешат себе всякое убийство и всякую жестокость.
Тогда все дозволено. Достоевский показал перерождение и вырождение
самой "идеи", самой конечной цели, которая вначале представлялась
возвышенной и соблазнительной. Сама "идея" безобразна,
бессмысленна и бесчеловечна, в ней свобода переходит в безграничный
деспотизм, равенство - в страшное неравенство, обоготворение человека
- в истребление человеческой природы. В П.Верховенском, одном из
самых безобразных образов у Достоевского, человеческая совесть,
которая была ещё у Раскольникова, совершенно уже разрушена. Он уже
не способен к покаянию, беснование зашло слишком далеко. Поэтому
он принадлежит к тем образам у Достоевского, которые не имеют дальнейшей
человеческой судьбы, которые выпадают из человеческого царства в
небытие. Это - солома. Таков Свидригайлов, Федор Павлович Карамазов,
Смердяков, вечный муж. Между тем как Раскольников, Ставрогин, Кириллов,
Версилов, Иван Карамазов имеют будущее, хотя бы эмпирически они
и погибли, у них есть ещё человеческая судьба.Достоевский исследует
и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой
они до сих пор не были видимы, он открывает волю к преступлению
в самой последней глубине человека, в тайных помыслах человека.
Муки совести сжигают человеческую душу и тогда, когда человек никаких
видимых преступлений не совершил. Человек кается, обличает себя,
хотя воля к преступлению не перешла ни в какие действия. Не только
закон государственный, но и нравственный суд общественного мнения
не доходит до самой глубины человеческой преступности. Человек знает
про себя более страшные вещи и считает себя заслуживающим более
сурового наказания. Совесть человеческая более беспощадна, чем холодный
закон государства, она большего требует от человека. Мы убиваем
наших ближних не только тогда, когда приканчиваем их физическую
жизнь огнестрельным или холодным оружием. Тайный помысел, не всегда
доходящий до человеческого сознания, направленный к отрицанию бытия
нашего ближнего, есть уже убийство в духе, и человек ответствен
за него. Всякая ненависть есть уже убийство. И все мы убийцы и преступники,
хотя бы закон государственный и общественное мнение почитали нас
в этом отношении безупречными и не заслуживающими никакой кары.
Но сколько убийственных токов испускаем мы из глубины нашей души,
из сферы подсознательного, как часто воля наша направлена на умаление
и истребление жизни наших ближних. Многие из нас в тайниках своей
души пожелали смерти своему ближнему. Преступление начинается в
этих тайных помыслах и пожеланиях. И у Достоевского необычайно углубляется
и истончается работа совести, она обличает преступление, ускользающее
от всякого государственного и человеческого суда. Иван Карамазов
не убивал отца своего Федора Павловича. Убил его Смердяков. Но Иван
Карамазов казнит себя за преступление отцеубийства, муки совести
доводят его до безумия. Он доходит до последних пределов раздвоения
личности. Внутреннее зло его является ему, как другое его "я",
и терзает его. В тайных помыслах своих, в сфере подсознательного,
пожелал Иван смерти отца своего Федора Павловича, дурного и безобразного
человека. И он же все время разговаривал о том, что "все дозволено".
Он соблазнял Смердякова, поддерживал его преступную волю, укреплял её . Он - духовный виновник отцеубийства. Смердяков - его второе,
низшее "я". Ни суд государственный, ни суд общественного
мнения ни в чем не подозревает и не обвиняет Ивана, не доходит до
этой глубины. Но сам он переживает муки совести, от которых горит
в адском огне его душа, мутится его ум. Ложные, безбожные "идеи"
довели его до тайных помыслов, оправдывающих отцеубийство. И если
он человек, который будет ещё иметь свою судьбу, то он должен пройти
через огненное покаяние, через безумие. Ведь и Митя Карамазов не
убивал своего отца и пал жертвой несправедливого суда человеческого.
Но он сказал: "3ачем живёт такой человек?" И этим он совершил
отцеубийство в глубине своего духа. Несправедливую, незаслуженную
кару холодного закона он принимает как искупление своей вины. Вся
психологая отцеубийства в "Братьях Карамазовых" имеет
очень глубокий, сокровенный, символический смысл. Путь безбожного
своеволия человека должен вести к отцеубийству, к отрицанию отчества.
Революция всегда ведь есть отцеубийство. Изображение отношений между
Иваном Карамазовым и его другим низшим "я" - Смердяковым
принадлежит к самым гениальным страницам у Достоевского. Путь своеволия,
путь, отвергающий благоговение перед сверхчеловеческим, должен привести
к тому, что подымается образ Смердякова. Смердяков и есть страшная
кара, подстерегающая человека. Страшная, безобразная карикатура
Смердякова стоит в конце этих стремлений к человекобожеству. Смердяков
победит на этом пути. Иван же должен сойти с ума. Такое же глубокое
изобличение преступления в тайных помыслах, хотя бы это лишь было
попустительство, мы видим в отношении Ставрогина к гибели своей
жены Хромоножки. Федька Каторжник, виновник смерти Хромоножки, считает
себя соблазненным Ставрогиным, как бы его агентом. И Ставрогий чувствует
свою вину. Вот на какой глубине ставит Достоевский проблему зла
и преступления
"Без "высшей идеи" не может существовать ни человек,
ни нация. А высшая идея на земле лишь одна, и именно - идея о бессмертной
душе человеческой, ибо все остальные "высшие идеи" жизни,
которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают. "Самоубийство
при потере идеи о бессмертии является совершенной и неизбежной необходимостью
для каждого человека, чуть-чуть поднявшегося в своём уровне над
скотами". "Идея о бессмертии - это сама жизнь, живая жизнь её, окончательная формула и главный источник истины и правильного
сознания для человечества". Так писал Достоевский в "Дневнике
писателя" о бессмертии. У Достоевского была центральная для
него мысль, что если нет бессмертия, то все дозволено. Проблема
зла и проблема преступления была связана для него с проблемой бессмертия.
Как понять эту связь? Мысль Достоевского не означает, что у него
была элементарно-упрощенная и утилитарная постановка проблемы зла
и преступления. Он не хотел этим сказать, что за зло и преступление
человек получит наказание в вечной жизни, а за добро - награду.
Такого рода примитивный небесный утилитаризм был ему чужд. Достоевский
хотел сказать, что всякий человек и его жизнь в том лишь случае
имеет безусловное значение и не допускает обращения с ним как со
средством для каких-либо идей или интересов, если он - бессмертное
существо. Отрицание бессмертия человека для него равносильно отрицанию
человека. Или человек - бессмертный дух, имеющий вечную судьбу,
или он преходящий эмпирический феномен, пассивный продукт природной
и социальной среды. Во втором случае человек не имеет безусловной
цены. Не существует зла и преступления. Достоевский защищает бессмертную
душу человека. Бессмертная душа, значит также и свободная душа,
имеет вечную безусловную цену. Но она также ответственная душа.
Признание существования внутреннего зла и ответственности за преступления
означает признание подлинного бытия человеческой личности. Зло связано
с личным бытием, с человеческой самостью. Но личное бытие есть бессмертное
бытие. Разрушение бессмертного личного бытия есть зло. Утверждение
бессмертного личного бытия есть добро. Отрицание бессмертия есть
отрицание того, что существует добро и зло. Все дозволено, если
человек не есть бессмертное и свободное личное бытие. Тогда человек
не имеет безусловной цены. Тогда человек не ответствен за зло. В
центре нравственного миросозерцания Достоевского стоит признание
абсолютного значения всякого человеческого существа. Жизнь и судьба
самого последнего из людей имеет абсолютное значение перед лицом
вечности. Это - вечная жизнь и вечная судьба. И потому нельзя безнаказанно
раздавить ни одного человеческого существа. В каждом человеческом
существе нужно чтить образ и подобие Божие. И самое падшее человеческое
существо сохраняет образ и подобие Божье. В этом нравственный пафос
Достоевского. Не только "дальний" - высшая "идея",
не только "необыкновенные" люди, как Раскольников, Ставрогин,
Иван Карамазов, имеют безусловное значение, но и "ближний",
будь то Мармеладов, Лебядкин, Снигирев или отвратительная старушонка-процентщица,-
имеют безусловное значение. Человек, который убивает другого человека,
убивает самого себя, отрицает бессмертие и вечность в другом и в
себе. Такова моральная диалектика Достоевского, неотразимая и чисто
христианская. Не утилитарный страх наказаний должен удерживать от
преступлений и убийства, а собственная бессмертная природа человека,
которая преступлением и убийством отрицается. Совесть человеческая
есть выражение этой бессмертной природы
* * *
У Достоевского было двойственное отношение к страданию. И эта двойственность,
не сразу понятная, оправдывает противоположные отзывы о Достоевском
как о писателе самом сострадательном и самом жестоком. Творчество
Достоевского проникнуто беспредельным состраданием к человеку. Достоевский
учит жалости и состраданию. В этом нет ему равного. Никто не был
так ранен бесконечным страданием человеческим. Сердце Достоевского
вечно сочилось кровью. Ему дано было познать каторгу, жить среди
каторжников, и он всю жизнь свою предстательствовал за человека
перед Богом. Страдания невинных детей более всего поражали и ранили
его совесть. И оправдание слезинки ребенка стало для него возможностью
теодицеи. Он до глубины понимал бунт против миропорядка, купленного
ценою страшных страданий, слез невинно замученных детей. Он весь
исходил от бесконечного сострадания. И устами Алеши он ответил на
вопрос Ивана, согласился ли бы он "возвести здание судьбы человеческой
с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой",
если бы "для этого необходимо и неминуемо предстояло замучить
всего лишь одно крохотное созданьице, вот того самого ребеночка,
бившего себя кулачком в грудь, и на неотмщенных слезах его основать
это здание",- "нет, не согласился бы". И всю жизнь
спрашивал Достоевский, как в сне Мити: "Почему это стоят погорелые
матери, почему бедны люди, почему бедно дитя, почему голая степь,
почему они не обнимаются, не целуются, почему не поют песен радостных,
почему они почернели так от черной беды, почему не кормят дитя?"
Но Достоевский менее всего может быть назван сентиментальным, слащавым
и расслабляющим гуманистом. Он проповедовал не только сострадание,
но и страдание. Он призывал к страданию и верил в искупительную
силу страдания. Человек - ответственное существо. И страдание человека
не невинное страдание. Страдание связано со злом. Зло связано со
свободой. Поэтому свобода ведет к страданию. Путь свободы есть путь
страдания. И всегда есть соблазн избавить человека от страданий,
лишив его свободы. Достоевский - апологет свободы. Поэтому он предлагает
человеку принять страдание как её неотвратимые последствия. Жестокость
Достоевского связана с этим принятием свободы до конца. К самому
Достоевскому применимы слова Великого Инквизитора: "Ты взял
все, что было необычайного, гадательного и неопределенного, взял
все, что было не по силам людям, а потому поступил как бы не любя
их вовсе". Это "необычайное, гадательное и неопределенное"
связано с иррациональной свободой человека. В страдании видел Достоевский
знак высшего достоинства человека, знак свободного существа. Страдание
есть последствие зла. Но в страдании сгорает зло, В творениях своих
Достоевский проводит человека через чистилище и ад. Он проводит
его к преддверию рая. Но рай не раскрывается с такой силой, как
ад
Путь свободы привел человека к путям зла. Путь же зла раздваивает
человека. Достоевский - гениальный мастер в изображении раздвоения.
Тут у него есть настоящие открытия, которые поражают психологов
и психиатров. Великому художнику открывалось больше и открывалось
раньше, чем ученым. Беспредельная и пустая свобода, свобода, перешедшая
в своеволие, безблагодатная и безбожная свобода не может совершить
акта избрания, она тянется в стороны противоположные. Поэтому раздваивается
человек, у него образуются два "я", личность раскалывается.
Такими раздвоенными, расколотыми людьми являются все герои Достоевского
- и Раскольников, и Ставрогин, и Версилов, и Иван Карамазов. Они
потеряли цельность личности, они ведут как бы двойную жизнь. В пределе
раздвоения должно выделиться и персонифицироваться другое "я"
человека, его внутреннее зло, как черт. Этот предел раздвоения с
гениальной силой обнаружен Достоевским в кошмаре Ивана Карамазова,
в разговоре его с чертом. Иван говорит черту: "Ты воплощение
меня самого, только одной, впрочем, моей стороны... моих мыслей
и чувств, только самых гадких и глупых". "Ты - я сам,
сам я, только с другой рожей". "Ты не сам по себе, ты
- я, ты есть я и более ничего, Ты - дрянь, ты - моя фантазия".
Черт у Достоевского не есть уже соблазнительный и прекрасный демон,
являвдщийся в "красном сиянии, гремя и блистая, с огненными
крыльями". Это - серый и пошловатый джентльмен с лакейской
душой, который жаждет воплотиться в "семипудовую купчиху".
Это дух - небытия, подстерегающий человека. Последний предел зла
- пошлость, ничтожество и небытие. Зло в Иване Карамазове - смердяковское
начало. Здравый смысл помешал черту принять Христа и воскликнуть
"Осанна". "Эвклидов ум" Ивана Карамазова очень
родствен этому здравому смыслу, аргументы "Эвклидова ума"
и оказываются аргументами, схожими с аргументами черта. Этот черт
есть у всех раздвоенных людей Достоевского, хотя менее выявлен у
них, чем у Ивана. Второе "я" раздвоенного человека есть
дух небытия, есть гибель бытия их личности. В этом втором "я"
раскрывается пустая, бессодержательная свобода, свобода небытия.
Идеал "Содомский" есть "призрак жизни", соблазн
небытия. И в совершенный призрак превращается Свидригайлов, окончательно
отдавшийся Содомскому идеалу. Его уже нет как личности. Изобличается
имманентное ничтожество зла. Спасение от раздвоения лишь во второй
благодатной свободе, свободе в Истине, свободе во Христе. Чтобы
прекратилось раздвоение и исчез кошмар черта, нужно совершить окончательное
избрание, избрание подлинного бытия. И любовь проходит у Достоевского
через то же раздвоение. В ней раскрываются те же начала.[1] Это
можно видеть на примере Ницше. Также смертельна для человечества
идея нечеловеческого коллектива у Маркса, в религии социализма.
- Критика Ницше и Маркса связана здесь с тем, что, по Бердяеву,
в обоих этих учениях происходит самоотрицание личности: у первого
- это индивидуалистическое самоотрицание, у второго личность отрицается
через коллективизм. Поэтому ницшеанство и марксизм - "две формы
самоистребления человека" (см.: БердяевН. Смысл истории,
Опыт философии человеческой судьбы, Париж, 1969. C, 188- 189).
ГЛАВА V. Любовь[1]Все творчество Достоевского насыщено жгучей и
страстной любовью. Все происходит в атмосфере напряженной страсти.
Он открывает в русской стихии начало страстное и сладострастное.
Ничего подобного нет у других русских писателей. Та народная стихия,
которая раскрылась в нашем хлыстовстве, обнаружена Достоевским и
в нашем интеллигентном слое. Это - дионисическая стихия. Любовь
у Достоевского исключительно дионисична. Она терзает человека. Путь
человека у Достоевского есть путь страдания. Любовь у него - вулканические
извержения, динамитные взрывы страстной природы человека. Эта любовь
не знает закона и не знает формы. В ней выявляется глубина человеческой
природы. В ней все та же страстная динамичность, как и во всём у
Достоевского. Это - огонь поедающий и огненное движение. Потом огонь
этот превращается в ледяной холод. Иногда любящий представляется
нам потухшим вулканом. Русская литература не знает таких прекрасных
образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего
подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче,
Ромео и Джульеты. Любовь мужчины и женщины, любовный культ женщины
- прекрасный цветок христианской культуры Европы. Мы не пережили
рыцарства, у нас не было трубадуров. В этом ущербность нашего духа.
В русской любви есть что-то тяжелое и мучительное, непросветленное
и часто уродливое. У нас не было настоящего романтизма в любви.
Романтизм - явление Западной Европы. Любви принадлежит огромное
место в творчестве Достоевского. Но это не самостоятельное место.
Любовь не самоценна, она не имеет своего образа, она есть лишь раскрытие
трагаческого пути человека, есть испытание человеческой свободы.
Тут любви принадлежит совсем иное место, чем у Пушкина любви Татьяны
или у Толстого любви Анны Карениной. Тут совсем иное положение занимает
женственное начало. Женщине не принадлежит в творчестве Достоевского
самостоятельного места. Антропология Достоевского - исключительно
мужская антропология. Мы увидим, что женщина интересует Достоевского
исключительно как момент в судьбе мужчины, в пути человека. Человеческая
душа есть прежде всего мужской дух. Женственное начало есть лишъ
внутренняя тема в трагедии мужского духа, внутренний соблазн. Какие
образы любви оставил нам Достоевский? Любовь Мышкина и Рогожина
к Настасье Филипповне, любовь Мити Карамазова к Грушеньке и Версилова
к Екатерине Николаевне, любовь Ставрогина ко многим жннщинам. Нигде
нет прекрасного образа любви, нигде нет женского образа, который
имел бы самостоятельное значение. Всегда мучит трагическая судьба
мужчины. Женщина есть лишь внутренняя мужская трагедия
Достоевский раскрывает безвыходный трагизм любви, неосуществимость
любви, нереализуемость её на путях жизнеустроения. Так же убийственна
у него любовь, как у Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей[2]
У Достоевского нет ни прелести любви, ни благообразия жизни семейной.
Он берет человека в тот момент его судьбы, когда пошатнулись уже
все устои жизни. Он не раскрывает нам высшей любви, которая ведет
к подлинному соединению и слиянию. Тайна брачная не осуществляется.
Любовь есть исключительно трагедия человека, раздвоение человека.
Любовь есть начало в высшей степени динамическое, накаляющее всю
атмосферу и вызывающее вихри, но любовь не есть достижение, в ней
ничего не достигается. Она влечет к гибели. Достоевский раскрывает
любовь как проявление человеческого своеволия. Она раскалывает и
раздваивает человеческую природу. Поэтому она никогда не есть соединение
и к соединению не приводит. В творчестве Достоевского есть лишь
одна тема - трагическая судьба человека, судьба свободы человека.
Любовь лишь один из моментов в этой судьбе. Но судьба человека есть
лишь судьба Раскольникова, Ставрогина, Кириллова, Мышкина, Версилова,
Ивана, Дмитрия и Алеши Карамазовых. Это не есть судьба Настасьи
Филипповны, Аглаи, Лизы, Елизаветы Николаевны, Грушеньки и Екатерины
Николаевны. Это - мужская судьба. Женщина есть лишь встретившаяся
в этой судьбе трудность, она не сама по себе интересует Достоевского,
а лишь как внутреннее явление мужской судьбы. У Достоевского нельзя
найти культа вечной женственности. И то особенное отношение, которое
у него было к матери - сырой земле и к Богородице, не связано никак
с его женскими образами и с изображением любви. Лишь в образе Хромоножки
как будто что-то приоткрылось. Но и это обычно слишком преувеличивают.
Достоевского интересует Ставрогин, а не Хромоножка. Она была лишь
его судьбой. В своём творчестве Достоевский раскрывает трагический
путь своего мужского духа, который был для него путем человека.
Женщина играла большую роль на этом пути. Но женщина есть лишь соблазн
и страсть мужчины. У Достоевского нет ничего подобного проникновению
Толстого в женские образы Анны Карениной или Наташи. Анна Каренина
не только имеет самостоятельную жизнь, но она главное центральное
лицо. Настасья Филипповна и Грушенька - лишь стихии, в которые погружены
судьбы мужчин, они не имеют своей собственной судьбы. Судьба Мышкина
и Рогожина интересует Достоевского, а Настасья Филипповна есть то,
в чем осуществляется эта судьба. Он не способен жить с Настасьей
Филипповной так, как Толстой жил с Анной Карениной. Женская инфернальность
интересует Достоевского лишь как стихия, пробуждающая мужскую страсть
и раздваивающая личность мужчины. Мужчина оказывается замкнутым
в себе, он не выходит из себя в другое, женское бытие. Женщина есть
лишь сведение мужских счетов с самим собою, лишь решение своей мужской,
человеческой темы. Судьба человека для Достоевского есть судьба
личности, личного начала в человеке. Но личное начало есть по преимуществу
мужское начало. Поэтому у Достоевского такой исключительный интерес
к мужской душе и незначительный интерес к душе женской. По истории
женской души нельзя проследить судьбы человеческой личности. И поэтому
женщина может быть интересна лишь как стихия и атмосфера, в которой
протекает судьба мужчины, судьба личности по преимуществу. Мужчина
у Достоевского приковывается к женщине страстью. Но это остаётся как бы его делом с самим собой, со своей страстной природой. Он
никогда не соединяется с женщиной. И потому, быть может, так истерична
женская природа у Достоевского, потому так надрывна, что она обречена
на несоединённость с природой мужской. Достоевский утверждает безысходный
трагизм любви. Он так и не раскрывает нам андрогинной человеческой
природы. Человек остаётся у него трагически раздвоенным мужчиной,
не имеющим своей Софии, своей Девы. Достоевский недостаточно сознавал,
что природа человека - андрогинна, как то открывалось великим мистикам,
Якову Беме и другим. И глубока у него была только постановка темы,
что женщина - судьба человека, Но он сам оставался разъединенным
с женской природой и познал до глубины лишь раздвоение, Человек
для него - мужчина, а не андрогин
* * *
В трагедии мужского духа женщина означает раздвоение. Половая любовь,
страсть говорит об утере целостности человеческой природы. Поэтому
страсть не целомудренна. Целомудрие есть целостность. Разврат есть
разорванность. Достоевский проводит человека через раздвоение во всём . И любовь раздвоена у него на два начала. И любят у него обычно
двух. Двойная любовь и двоение в любви изображены им с необычайной
силой. Он раскрывает в любви два начала, две стихии, две бездны,
в которые проваливается человек,- бездну сладострастия и бездну
сострадания. Любовь всегда у Достоевского доходит до предела, он
исходит от исступленного сладострастия и от исступленного сострадания.
Достоевского только и интересовало выявление этих предельных стихий
любви. Его не интересовала мера в любви. Он ведь производил эксперименты
над человеческой природой и хотел исследовать глубину её, поставив
человека в исключительные условия. Любовь всегда двоится у Достоевского,
предмет любви двоится. Нет единой, целостной любви. Так и должно
быть в путях своеволия человека. В этом двоении происходит существенное
повреждение личности. Человеческой личности угрожает потерять целостность
своего образа. И любовь- сладострастие и любовь-сострадание, не
знающие меры, ничему высшему не подчиненные, одинаково сжигают,
испепеляют человека. В глубине самого сострадания Достоевский открывает
своеобразное сладострастие. Страсть нецельного, раздвоенного человека
переходит в исступление, и раздвоенность, разорванность этим не
преодолевается. Он остаётся в самом себе, в своём раздвоении. Он
вносит в любовь это своё раздвоение. Любовь влечет к гибели на противоположных
своих полюсах. Соединение, целостность, победа над раздвоением никогда
не достигается. Ни беспредельное сладострастие, ни беспредельное
сострадание не соединяет с любимым. Человек остаётся одиноким, предоставленным
себе в своих полярных страстях, он лишь истощает свои силы. Любовь
у Достоевского почти всегда демонична, она порождает беснование,
накаляет окружающую атмосферу до белого каления. Не только любящие
начинают сходить с ума, но начинают сходить с ума и все окружающие.
Исступленная любовь Версилова к Екатерине Николаевне создаёт атмосферу
безумия, она всех держит в величайшем напряжении. Токи любви, соединяющие
Мышкина, Рогожина, Настасью Филипповну и Аглаю, накаляют всю атмосферу.
Любовь Ставрогина и Лизы порождает бесовские вихри. Любовь Мити
Карамазова, Ивана, Грушеньки и Екатерины Ивановны влечет к преступлению,
сводит с ума. И никогда и нигде любовь не находит себе успокоения,
не ведет к радости соединения. Нет просвета любви. Повсюду раскрывается
неблагополучие в любви, темное и истребляющее начало, мучительность
любви. Любовь не преодолевает раздвоения, а ещё более его углубляет.
Две женщины, как две страдающие стихии, всегда ведут беспощадную
борьбу из-за любви, истребляют себя и других. Так сталкиваются Настасья
Филипповна и Аглая в "Идиоте", Грушенька и Екатерина Ивановна
в "Братьях Карамазовых". Есть что-то не знающее пощады
в соревновании и борьбе этих женщин. Та же атмосфера соревнования
и борьбы женских страстей есть и в "Бесах", и в "Подростке",
хотя и в менее выпуклой форме. Мужская природа раздвоена. Женская
природа не просветлена, в ней есть притягивающая бездна, но никогда
нет ни образа благословенной матери, ни образа благословенной девы.
Вина тут лежит на мужском начале. Оно оторвалось от начала женского,
от матери-земли, от своей девственности, т.е. своего целомудрия
и цельности, и пошло путем блужданий и двоений. Мужское начало оказывается
бессильным перед женским началом. Ставрогин бессилен перед Лизой
и Хромоножкой. Версилов бессилен перед Екатериной Николаевной, Мышкин
бессилен перед Настасьей Филипповной и Аглаей, Митя Карамазов бессилен
перед Грушенькой и Екатериной Ивановной. Мужчины и женщины остаются
трагически разделенными и мучают друг друга. Мужчина бессилен овладеть
женщиной, он не принимает женской природы внутрь себя и не проникает
в нее, он переживает её как тему своего собственного раздвоения
Тема двойной любви занимает большое место в романах Достоевского.
Образ двойной любви особенно интересен в "Идиоте". Мышкин
любит и Настасью Филипповну, и Аглаю. Мышкин - чистый человек, в
нем есть ангелическая природа. Он свободен от темной стихии сладострастия.
Но и его любовь - больная, раздвоенная, безысходно-трагическая.
И для него двоится предмет любви. И это двоение есть лишь столкновение
двух начал в нём самом. Он бессилен соединиться и с Аглаей, и с
Настасьей Филипповной, он по природе своей не способен к браку,
к брачной любви. Образ Аглаи пленяет его, и он готов быть её верным
рыцарем. Но если другие герои Достоевского страдают от избытка сладострастия,
то он страдает от его отсутствия. У него нет и здорового сладострастия.
Его любовь бесплотна и бескровна. Но с тем большей силой выражается
у него другой полюс любви, и перед ним разверзается другая её бездна.
Он любит Настасью Филипповну жалостью, состраданием, и сострадание
его беспредельно. Есть что-то испепеляющее в этом сострадании. В
сострадании своём он проявляет своеволие, он переходит границы дозволенного.
Бездна сострадания поглощает и губит его. Он хотел бы перенести
в вечную божественную жизнь то надрывное сострадание, которое порождено
условиями относительной земной жизни. Он хочет Богу навязать своё
беспредельное сострадание к Настасье Филипповне. Он забывает во
имя этого сострадания обязанности по отношению к собственной личности.
В сострадании его нет целостности духа, он ослаблен раздвоением,
так как он любит и Аглаю другой любовью. Достоевский показывает,
как в чистом, ангелоподобном существе раскрывается больная любовь,
несущая гибель, а не спасение. В любви Мышкина нет благодатной устремленности
к единому, целостному предмету любви, к полному соединению. Такое
беспредельное истребляющее сострадание только и возможно к существу,
с которым никогда не будешь соединен. Природа Мышкина тоже дионисическая
природа, но это своеобразный, тихий, христианский дионисизм. Мышкин
все время пребывает в тихом экстазе, каком-то ангелическом исступлении.
И, быть может, все несчастье Мышкина в том, что он слишком был подобен
ангелу и недостаточно был человеком, не до конца человеком. Поэтому
образ Мышкина стоит в стороне от тех образов Достоевского, в которых
он изображает судьбу человека. В Алеше попытался он дать положительный
образ человека, которому ничто человеческое не чуждо, которому присуща
вся страстная природа человека, и который преодолевает раздвоение,
выходит к свету. Я не думаю, чтобы образ этот особенно удался Достоевскому.
Но на ангелоподобном образе Мышкина, которому многое человеческое
было чуждо, нельзя было остановиться, как на выходе из трагедии
человека. Трагедия любви у Мышкина переносится в вечность, и ангельская
его природа есть один из источников увековечения этой трагедии любви.
Достоевский наделяет Мышкина удивительным даром прозрения. Он прозревает
судьбу всех окружающих людей, прозревает самую глубину любимых им
женщин. У него сближаются восприятия эмпирического мира с восприятиями
мира иного. Но этот дар прозрения есть единственный дар Мышкина
в отношении к женской природе. Овладеть этой природой и соединиться
с ней он бессилен. Замечательно, что у Достоевского всюду женщины
вызывают сладострастие или жалость, иногда одни и те же женщины
у разных людей вызывают эти разные отношения. Настасья Филипповна
у Мышкина вызывает бесконечное сострадание, у Рогожина - бесконечное
сладострастие. Соня Мармеладова, мать подростка вызывают жалость.
Грушенька вызывает к себе сладострастное отнрошение. Сладострастие
есть в отношении Версилова к Екатерине Николаевне, и он же жалостью
любит свою жену; то же сладострастие есть в отношении Ставрогина
к Лизе, но в угасающей и задавленной форме. Но ни исключительная
власть сладострастия, ни исключительная власть сострадания не соединяет
с предметом любви. Тайна брачной любви не есть ни исключительное
сладострастие, ни исключительное сострадание, хотя оба начала привходят
в брачную любовь. Но Достоевский не знает этой брачной любви; тайны
соединения двух душ в единую душу и двух плотей в единую плоть.
Поэтому любовь его изначально осуждена на гибель
|