Сильная и процветающая Беларусь
должна иметь прочный идеологический фундамент
Доклад президента Лукашенко на семинаре руководящих работников
по вопросам совершенствования идеологической работы
27 марта 2003 г
Стр. 1
|
Вступление
1) Основы белорусской государственной идеологии
2) История становления идеологии независимой белорусской государственности |
Стр. 2 |
3) Беларусь и белорусы в современном мире. Мировоззренческая
основа белорусской государственной идеологии
4) Основные идеи политического, социально–экономического
развития Беларуси |
Стр. 3
|
5) Система идеологической работы |
Стр. 4
|
Система идеологической работы (Окончание) |
Стр. 5
|
6) Культура и идеологическое воспитание
7) Государственная идеология и общественные объединения |
Стр. 6
|
8) Государственная идеология и средства массовой информации
9) Духовные опоры человека - семья, церковь, коллектив |
Беларусь и белорусы в современном мире
Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии
"А хто там iдзе?" - в этих словах нашего великого классика желание понять:
кто мы, белорусы, в чем наше предназначение, наша судьба?
Куда движется весь мир? Где наше, белорусское, место в общемировом развитии?
Должны ли мы идти своим особым путем или следовать чьим–то примерам? Если да
- то чьим и почему?
Ответ на эти вопросы составляет мировоззренческую, возможно, самую важную и
трудную часть государственной идеологии
Мы должны ясно представлять идеологическую картину современного мира
Три идеологии на сегодня являются общемировыми: марксизм, консерватизм,
либерализм. Формировались они столетиями не только гениальными мыслителями,
но и жизненной практикой всех, как принято говорить, цивилизованных народов
Самая понятная (и близкая, естественно) для сидящих в этом зале идеология -
коммунистическая. Размах её был поистине глобальным - мировая революция,
переустройство всего мира
Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей.
Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе - стремление к равенству
и социальной справедливости. Не случайно социал–демократическую ветвь левого
учения сегодня так чтят в Старом Свете
С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый
век. С этой идеологией были одержаны великие победы - над нищетой, безграмотностью
и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос
Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы, как коллективизм,
патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно
полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения
людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни. Думаю, нет. Все
это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского
общества. Так вот эта коммунистическая идеология, несколько приспособленная
для нашего общества и других государств, основывалась на марксистско–ленинской
идеологии
Консерватизм как идеологическое учение нашим людям знаком гораздо меньше.
Хотя отдельные его элементы от природы присущи белорусам в таких традиционных
для них чертах, как "добразычлiвасць", "памяркоўнасць", "талерантнасць", "разважлiвасць".
Это уже в кровь вошло. Наше поколение не помнит, но бывшее поколение жило в
условиях господства консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня
не теряют свою актуальность. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле
слова. Мы ни в коем случае многие идеи консерватизма не отбрасываем
Доминирующей и исключительно агрессивной является сегодня идеология либерализма
Либерализм (или точнее - неолиберализм) коротко можно определить как
идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма
"Хозяева" современного мира, прежде всего американцы, смогли внушить политической
элите и части населения бывших соцстран, и особенно республик СССР, что либеральные
ценности - высшие, самые верные, а западная цивилизация - единственно верный
ориентир для развития
Но черты либерализма, хотя в меньшей степени, должны быть и нам присущи. Думаю,
ничего плохого нет в жесткой конкуренции. Все равно мир в этом развивается,
конкуренция порождает высочайшие образцы творчества и результатов труда
Нет ничего плохого и в том, что человек должен рассчитывать прежде всего сам
на себя - чтобы себя одеть, накормить свою семью и защитить. Что касается защиты,
то тут, наверное, больше государство должно сделать. Но и человек должен об
этом думать. Рискну предположить, что эти качества можно отнести к либеральному
направлению в идеологии
Поэтому марксистско–ленинская, консервативная, либеральная идеология в разной
степени, но должны быть присущи нам. Да и в некоторой степени были присущи.
Чего–то больше было, чего–то меньше. Но если взять в чистом виде нынешний неолиберализм,
то, конечно же, он нам, нашему народу с нашей толерантностью и менталитетом
меньше всего подходит или, точнее сказать, вообще не подходит
Причем, говоря о неолиберализме, дело сегодня, к сожалению, поставлено с таким
размахом, что впору говорить о "либеральном терроре": страны не то что
отказывающиеся, но только сомневающиеся, следовать ли этим путем, немедленно
записываются в черный список "чужих", со всеми вытекающими последствиями
Как в такой ситуации поступать нам, белорусам, - людям соборным, не воспринимающим
абсолютизацию частной собственности, особенно на землю?
По исторической привычке смотрим на "старшего брата", на Москву, и видим, что
она даже не осознает необходимости идеологического выбора. Россия сегодня перестает
быть, к сожалению, духовным и культурным оплотом восточноевразийской цивилизации.
Да и в технологическом, экономическом плане она не может считаться для нас примером.
Дело в том, что достоинство, богатство России - её недра - отчуждены от народа
и стали источником её бед как в материальной, так и в духовной сфере
Политические элиты, подталкиваемые или подпитываемые сырьевыми олигархами,
ориентируют страну на неолиберальные ценности: ярко выраженный индивидуализм,
бездуховность, готовность жить в постоянной гонке за наживой. И хватать все,
что рядом и далеко, и часто чужое, не свое. Словом, социальный дарвинизм, когда
сильный пожирает слабого и считается, что так и надо
Все это глубоко чуждо русским, восточнославянскому менталитету в целом. И сегодня
никто не сможет предсказать, чем закончится очередной эксперимент над народом
Для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками
белорусской почве.
Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что
та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся
от своих родителей, хотя они и не миллионеры.
Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо прежде всего
в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей
и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности,
цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы,
а выстраданы этим же народом, результат естественного приспособления общества
к окружающему природному и социальному мирам
Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать наш народ похожим на
другие. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно
со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но
и сам народ
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей
цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для
блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях,
взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму. Социальная
опека и уважительные отношения государства и народа.
Благодаря своим национальным качествам, а именно толерантности, "памяркоўнасцi",
неспешности, осторожности, а также историческому опыту (белорусы как западный
форпост России в результате контактов с Западом давно выработали иммунитет против
иноцивилизационного влияния), белорусский народ не дает увлечь себя красивой
демагогией о либеральных ценностях
По сути, в восточнославянском (если учесть проживание на наших просторах и
других народов - восточноевропейском) мире мы остались единственной страной,
открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям.
Все это позволяет говорить, что временем,
судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного
лидера восточноевропейской цивилизации. И не потому, что мы этого
хотим, что мы к этому стремились. Или потому, что мы такие умные. Так сложилось
в силу нашего консерватизма и тех черт, присущих нашему народу, о которых я
сказал и которые мы сохранили. И это не мною придумано. Об этом говорят прежде
всего российские мыслители - что в Беларуси сохранили то, что ими сегодня утрачено
Ощущение этого предназначения может поднять наш народ на удивительные подвиги.
Множество людей в России, Украине и других странах смотрят на Беларусь как
на пример последовательной и самостоятельной политики.
Это требует изменения психологии как нашего народа, так и управленцев. Мы
не чья–то провинция, не восточная окраина Европы или западная окраина России.
Надо выпрямиться, отказаться от позиции обороняющегося и оправдывающегося.
Беларусь должна притягивать силы патриотической направленности со всего нашего
постсоветского пространства. Именно здесь люди должны получить трибуну, свободную
от неолиберального террора и травли
Это может быть реализовано в рамках постоянно действующего восточноевразийского
конгресса, объединяющего политологов, интеллектуалов, людей искусства, священнослужителей
различных конфессий и многих других
Таков, вкратце, главный, стержневой мировоззренческий компонент нашей государственной
идеологии
Разумеется, в этой части доклада он очерчен контурно и без деталей
Думаю, наша общественная наука (как академическая, так и вузовская) сможет
развернуть эти тезисы, а идеологический актив, средства массовой информации
- довести до людей. Я же ограничиваюсь только тем, что задал вектор понимания
этой ситуации и нашей идеологической работы. Все остальное - за учеными и вами
Основные идеи политического, социально–экономического
развития Беларуси
Политический компонент белорусской государственной идеологии закреплен в
Основном Законе - Конституции нашего государства, принятой народом.
В ней дан ясный ответ на вопрос, какое общество мы строим. Республика Беларусь
- это унитарное демократическое социальное правовое государство.
В государственном строительстве наш народ четко высказался за президентскую
форму правления с эффективной системой власти.
В Основном Законе мы сформулировали свое видение, свою идеологию общественного
блага. Такой подход раскрыт в статье 2, где выражен фактически новый взгляд
на сущность и назначение государства. Уместно процитировать эту статью полностью:
"Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью
общества и государства". (То есть мы живем во имя человека и для блага человека.)
Далее в этой же статье: "Государство ответственно перед гражданином за создание
условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин в свою очередь
ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных
на него Конституцией". Взаимная обязанность
Мы создаем государство, в котором на деле реализуются принципы народовластия,
воплощаются общечеловеческие идеалы и нравственные ориентиры, обеспечивается
преемственность национальных традиций, сохранены и приумножаются фундаментальные
ценности духовной веры, семьи, коллектива
Единство нашего общества цементируется взаимодействием трех основных общественных
сил. Наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов,
профсоюзы и молодежную мощную организацию и её союзников. Вот три основные
опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти,
вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками
политического процесса и осуществляя контроль за теми структурами власти, которые
имеют много этой власти и распоряжаются материальными ресурсами
Важнейшая составляющая часть нашей государственной идеологии - теория белорусской
модели социально–экономического развития. Она предполагает формирование социально
ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием
государственной и частной собственности. И обязательным, я бы здесь подчеркнул,
наличием и превалированием из этих идей рынка идеи конкуренции
Белорусский экономический уклад на деле доказал свою жизненность. Мы первые
(и пока единственные) среди стран СНГ превзошли уровень промышленного производства
1990 года. Не разрушили, а нарастили свой научно–производственный потенциал.
Создали основу для устойчивого и динамичного развития на перспективу.
Для нашей модели развития характерен высокий уровень социальной защищенности,
который создается каждодневным трудом, усилиями всех работающих, гуманным отношением
к человеку как главной ценности в нашей стране
Социально–экономическая составляющая белорусской модели развития достаточно
полно раскрыта в Программе социально–экономического развития нашей страны на
текущее пятилетие
Беларусь - наш общий родной дом, и каждому в нем должно быть тепло и уютно.
Всех нас объединяет благородная цель - сильная и процветающая Беларусь.
В заключение первого раздела остановлюсь на одном немаловажном вопросе
Мы привыкли к тому, что у марксизма три составные части и изложены они в трудах
основоположников
А где, в какой книге можно прочитать все о белорусской государственной идеологии?
Где учебник белорусской государственной идеологии?
Я много размышлял над этим. Проще всего было бы издать какую–то книгу, скажем,
Президента и предписать её изучение в качестве главного источника мудрости.
Тем более есть свежий пример - уже на белорусском языке, и это хорошо, издана
книга "Рухнама" руководителя Туркменистана, в которой есть все: и история туркмен,
и руководство, как вести хозяйство, как принимать роды и так далее. Но Беларусь–то
располагается в Европе. И то, что нормально, что такая книга у туркмен есть,
то нам не может быть присуще, мы не можем перенять этот опыт вот таким образом
Мне предлагались многие книги в виде сборника высказываний и статей, всего
того, что я определял, говорил, писал. Но они были мною отвергнуты. И не только
потому, что они были плохо предложены. Потому что это не будет воспринято. "Собрания
сочинений" мы уже проходили…
Но как же быть? Я говорю об учебнике по нашей идеологии
Сегодня идеи, мысли и взгляды, составляющие белорусскую государственную идеологию,
"разбросаны" по разным источникам: в политических документах (в том числе предвыборных
программах и посланиях Президента, решениях Всебелорусского народного собрания,
программах социально–экономического развития), в правовых актах (Конституция,
законы, декреты) и других документах
Свести все воедино, вычленить то, что касается нашей белорусской идеологии,
безусловно, надо. Это задача ученых, учебных и исследовательских заведений.
Уже давно должны были быть и программы, и учебные пособия, глубоко и доступно
раскрывающие тему государственной идеологии. Об этом в своем докладе я еще скажу
Но еще раз хочу подчеркнуть - мы говорим об основных идеях политического и
социально–экономического развития Беларуси. То есть об основных направлениях
нашей идеологии. Мы говорим о тех краеугольных камнях, которые должны лежать
в основе нашей идеологии. Вычленить то, что есть, то, что уже сказано. Найти,
прописать, продумать то, что не сказано, и четко написать, что является основой
и основными направлениями нашей идеологии. Это наша наипервейшая задача
Тогда любой из нас будет понимать - вот она, идеология. Вот краеугольные камни
идеологии. Вот второстепенные направления. Вот основа - идеологические взгляды,
которые мы будем проповедовать, идя к нашей цели
|