Сильная и процветающая Беларусь
должна иметь прочный идеологический фундамент
Доклад президента Лукашенко на семинаре руководящих работников
по вопросам совершенствования идеологической работы
27 марта 2003 г
Стр. 1
|
Вступление
1) Основы белорусской государственной идеологии
2) История становления идеологии независимой белорусской государственности |
Стр. 2
|
3) Беларусь и белорусы в современном мире. Мировоззренческая
основа белорусской государственной идеологии
4) Основные идеи политического, социально–экономического развития Беларуси
|
Стр. 3
|
5) Система идеологической работы |
Стр. 4 |
Система идеологической работы (Окончание) |
Стр. 5
|
6) Культура и идеологическое воспитание
7) Государственная идеология и общественные объединения |
Стр. 6
|
8) Государственная идеология и средства массовой информации
9) Духовные опоры человека - семья, церковь, коллектив |
Все организационно–структурные преобразования вполне реально осуществить без
дополнительного финансирования и в рамках сегодняшней численности работников.
Денег на все, о чем я сказал, не ждите. Они вам отданы. Ищите в "своей численности"
людей, которые должны координировать и планировать эту работу. А работой заниматься
должны мы с вами. Руководитель - это первый идеологический работник. Потому
что кого люди больше слушают и понимают? Кто имеет власть, кто распоряжается
средствами, кто является руководителем. Того люди больше всего понимают, слушают
и верят ему, а не случайному человеку
На работе с идеологическими кадрами остановлюсь особо. Кто они - сегодняшние
идеологи? Такой специальности в вузах нет. Значит, нужна система их отбора,
расстановки и повышения профессионального уровня. Академия управления при Президенте
Республики Беларусь должна уже с нового учебного года начать на плановой основе
подготовку идеологов
Но и этим мы задачу не решим. Убежден, что идеологическим работником, по существу,
должен быть каждый (я только что сказал об этом), кто трудится в органах власти
и государственных учреждениях. Недопустимо, когда чиновники или преподаватели
учебных заведений не разделяют государственной идеологии, а иногда открыто выступают
противниками власти и того курса, который якобы они проводят и сами или должны
проводить, будучи вмонтированными в эту систему власти. Хорошо можно делать
только то, во что веришь. С теми же, кто идет вразрез с государственной политикой
либо колеблется, нужно, товарищи, решительно расставаться. Я убедился, ничего
из них не получится. Приведу пример. Приходит Мясникович, будучи главой Администрации.
Есть у него "большой друг" - Петр Кравченко. Я не критикую Михаила Владимировича,
потому что я с ним тогда был согласен. Говорит: Александр Григорьевич, не дурной
же Петр, а болтается по Минску, мне прямо стыдно, что я когда–то с ним работал
(Кравченко - бывший секретарь горкома партии). Ну давайте мы ему еще раз поверим.
Давайте мы его направим послом. "Куда, Михаил Владимирович? Идите, думайте".
Приходит: в Японию, там и работа не такая уж большая, давайте хоть туда. Так
он нам там такое учудил, что от императора до бомжа в Японии все вздрогнули.
Закончился срок, его просто по окончании срока отзываем в страну, чтобы заменить
(дипломат может работать три года, а по решению Президента и больше, если на
данный момент некем заменить. Но он же не является незаменимым). Уже и работу
нашли ему нормальную, а человек отказывается ехать. Сбежал за 200 километров,
печать спрятал. Ищут его в Японии, найти не могут. Я уже спецслужбам, простите
меня за откровенность, даю указание - разобраться и привезти в страну. (Смех
в зале.) Кто–то, наверное, передал - явился и сразу прямиком в оппозицию. Вот
вам пример. Я могу десятки таких примеров привести
А сколько я сам себе, своему авторитету нанес вреда? Что подумали обо мне люди,
которые часто бескорыстно, не ради должности - да больше половины таких людей
сидит здесь в зале - помогают, борются за Президента и на выборах - и на местных,
и на парламентских, и на президентских, и на референдумах. Они же смотрят и
думают: так что, надо быть в оппозиции, чтобы Президент куда–то назначил. Так
порой получается
И многие люди ко мне приходят, которые бескорыстно работали всегда и везде,
делом занимались. Они говорят: как же так, Александр Григорьевич? Он же вот
там был, по ту сторону. И вдруг он, смотрите, чуть ли ни в Администрации Президента
у вас работает. Я тогда начинаю интересоваться этим человеком, всякое же бывает.
А может, хорошо работает? Но я не могу назвать ни одного примера, ни одного
человека с гнильцой внутри, который бы где–то хорошо работал. Поэтому для меня
лично - это вопрос решенный. Не будет с него толку. А вот вокруг этой "гнили",
если он попадает то ли к Латыпову, то ли в Академию управления, то ли в правительство,
столько "гнилья" образовывается в течение короткого промежутка времени, что
потом приходится хирургическим образом вырезать. А это для живого организма,
особенно в управленческом звене, очень сложно, и последствия затратные, которые
порой в деньгах даже оценить сложно
Поэтому я всегда говорю: ректоры вузов, из числа "свядомых", не согласны, спокойно
заявление напишите, не указывая причины. Ну можете указать: не согласен с Вашим
курсом, поведением, направлениями действий нашей власти и так далее. И тихонько
уйдите. Я вас буду уважать в 10 раз больше, когда вы так честно, откровенно
признаетесь и уйдете в оппозицию
Поэтому не надо бояться идти в оппозицию, идите, спокойно работайте. Мы еще
этот уход профинансируем, потому что нам будет дешевле. Если вы останетесь,
вы много горя принесете, это будет дороже
И посмотрите, что происходит в наших вузах. Если ты не воспринимаешь идеи,
которые декларируются властью и Президентом, не иди работать в государственный
вуз. Но коль ты работаешь в государственном вузе, есть государственные стандарты.
Плохое государство, хорошее, но есть государственный стандарт, он утвержден,
и, пожалуйста, работай по государственным стандартам. Что ты туда приходишь
и мямлишь там, лепечешь непонятно что. Кто во что горазд. Вот он так считает,
так и преподает курс. Скажите, в каком государстве это возможно?
Я подхожу к идейно–нравственному воспитанию в системе образования
Особая роль в воспитании гражданских качеств принадлежит национальной системе
образования
На Западе говорят, что самые лучшие инвестиции - это инвестиции в образование.
У нас, в "бедной" в кавычках Беларуси, качественное образование более доступно,
чем в богатых США и Англии.
Все эти годы я твердо стою за то, чтобы каждый желающий и способный мог
честно поступить в вуз и получить бесплатно образование такого качества, за
которое на Западе пришлось бы платить несколько десятков тысяч долларов
- по нашим меркам, это целое состояние
Во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина
с определенными моральными устоями
И если с формированием специалиста мы еще как–то справляемся, то с воспитанием
гражданина дело обстоит из рук вон плохо
Проблема воспитания гражданина средней и высшей школой многогранна и говорить
о ней можно очень много. Я остановлюсь только на двух важнейших компонентах
этой работы: учебники и живая личная воспитательная работа наставника
Говорят, лучший воспитатель - хороший учебник. Что греха таить, очень
малая часть школьников и студентов читает дополнительную литературу - все знания
из учебника и со слов преподавателя. В минувшем году я дважды созывал совещания
по учебникам по гуманитарным дисциплинам. Делал это в ответ на потоки обращений
людей, не согласных с тем, что в школьных и вузовских учебниках искажается наша
история
Качество учебников по гуманитарным дисциплинам, объективное освещение истории
- это отдельный большой вопрос, к которому мы еще не раз будем обращаться
Что же пишут школьные и вузовские учебники по теме нашего сегодняшнего семинара
- о государственной идеологии Беларуси?
Да практически ничего
Еще на втором съезде учителей в 2001 году я говорил о необходимости приблизить
к жизни наши социально–гуманитарные науки. Тогда мною было дано поручение Национальной
академии наук и Минобразования разработать и представить проект государственной
программы развития социально–гуманитарных наук
Поручение выполнено. Недавно мне представили этот научный трактат. "Талмуд"
получился увесистый. А подход предлагается старый - вялотекущего, полусонного
осмысления динамично развивающихся общественных процессов. Более того, единого
мировоззренческого стержня для всех обществоведов в этой программе и близко
нет
Правительству, Национальной академии наук надо еще раз тщательнейшим образом
проработать эту программу с учетом итогов нынешнего семинара
По учебникам приведу еще один пример. Один из моих преподавателей Яков Иванович
Трещенок написал мне: если Вы хотите быстро, как я замыслил - за 5 лет, что–то
там создать и переломить ситуацию, то надо лично взять под контроль написание
учебников. Я преподаватель, учитель, хорошо знаю, что такое учебник, и вы все
хорошо знаете. Что там говорить, сколько из нас по монографии учились? Немного.
Все по учебникам. И дай бог, чтоб к экзаменам хотя бы учебник прочитали. А некоторые
не читали, по лекциям там или еще какими–то методами сдавали экзамены, но учебник
- это основа. И его надо создать и привлекательным, и достаточно научным, и
сложным, но в тоже время не отталкивающим студента и обучающегося
Принципы, какой нужен учебник, известны. Но особенно важна объективность. Это
касается прежде всего филологии, истории, обществоведческих наук, гуманитарного
цикла
Второй вопрос - живая работа наставников по идеологическому воспитанию учеников
и студентов
Серьезную озабоченность вызывает эта работа в высшей школе. Чем живет–дышит
молодежь, к сожалению, преподавателей не волнует. Оттарабанили по желтому конспекту
лекцию - и до свидания!
А сами побежали на "почасовку" в частный вуз. И там - спиной к студентам, быстрей–быстрей
Вопросы мировоззренческие, вопросы судьбы своей страны и своего народа, избранного
пути развития, отношения к обществу, к своему общественному долгу - словом,
все важнейшие аспекты формирования гражданина стали частным делом наставника
Для примера, посмотрите, что происходит в Соединенных Штатах Америки. Американцы
же не глупые люди. Наверное, процентов 85 не поддерживают и понимают, что происходит
в Ираке. Но вы где–нибудь видели, чтобы кто–то вышел, который причастен к этому,
и сказал: нет. Я не беру Голливуд - это люди особые. И то, какой был прессинг
А у нас преподаватель что захотел, то и сказал. Нравятся лектору идеи либерализма
- он строит свой лекционный курс на том, что в Америке все хорошо, а в Беларуси
"усе дрэнна"
Сплошь и рядом - демагогия о демократии, плюрализме мнений, свободе молодого
духа. Пока ты учишься, студент, гуляй, веселись. Митингуй, "шукай шлях у
Эўропу". Ничего, что твоей стране трудно, - все пройдет, власть изменится, счастье
само тебя найдет. Подобные рассуждения, как ржавчина, разъедают студенческую
среду
Кто же в таком случае выйдет за вузовский порог? Абсолютно ясно: ни специалиста,
ни гражданина, ни хорошего семьянина государство, за редким исключением, не
получит
Не от хорошей жизни я как Глава государства взялся за то, чтобы у студентов
выступить в каждой аудитории. Я очень надеюсь, что в дальнейшем вы, ректоры,
также не будете отсекать "неудобных" студентов от встречи с Президентом. Не
надо подбирать аудиторию перед Президентом. Тем более мы очень жестко это контролируем.
Мы изучаем, как вы туда приглашаете студентов. Мне важно, чтобы там было больше
сомневающихся
И я вижу, с какой жадностью молодежь воспринимает, лучше сказать, впитывает
информацию о том, что делает и планирует делать руководство страны в политической,
экономической и других областях. Многое, если не все, они слышат впервые. Спрашивается,
а где же идеологическая "вертикаль", армия преподавателей, наставников? Более
того, я всегда чувствую человека. Вот смотрю на студентов, на преподавателей
- они рты раскрыли не потому, что я им что–то говорю неестественное. Они смотрят,
а у них вопрос в мозгах: так нам же говорили, что он якобы "вообще ненормальный
колхозник", что он такой, сякой и прочее, а он вроде и правильно рассуждает.
Я же это чувствую, когда выступаю перед людьми 4 - 5 часов. Думаю, когда они
уже шуметь начнут, устанут? Сидят молча и, когда ухожу, они просто вскакивают
и устраивают гром аплодисментов
Вот и вопрос, где "вертикаль" идеологическая? Где армия этих наставников, преподавателей?
И проректор по учебно–воспитательной работе есть, и кафедра социально–гуманитарных
дисциплин, целое управление воспитательной работы по 10 - 12 человек, кураторы
групп, все получают госзарплату. А чем занимаются? В лучшем случае организацией
развлечений. Ну ладно, я понимаю, развлекайтесь. Но как развлекаются? Кто как
может. Аж стены порой дрожат. Трещины после этих развлечений. Давай гроши на
ремонт общежития или каких–то залов. А что творится в общежитиях? Я представляю
иногородних людей, которые своих детей отдают. Туда порой войти страшно…
В течение этого года состояние идейно–воспитательной работы в вузах (и государственных,
и частных) должно быть коренным образом изменено. Иначе мы просто потеряем нашу
молодежь. То же самое я мог бы сказать и о средних специальных учебных заведениях,
и о школах, особенно минских
|