Cоставление текстов
Методичка
Вступление
Общие требования к текстам
Типология идеологических текстов
Характеристики идеологических текстов
Вступление
Общие требования к текстам
Грамотность
Увлекательность
Практическая значимость (полезность)
Действенность
Грамотность
Точность словоупотребления
Точность словоупотребления
Разговор огромный, но его ведут достаточно полно уже в школе. Наш
вариант оставляем на потом. Как подбирается правильная терминология,
пока подумайте сами
Даём лишь несколько примеров
Ляпсусы, допущенные нами:
Пример
1
Пример 2:
Вместо "Характеристики арийского присутствия новой власти"
следует сказать "Атрибутика арийской политики" =)
"Слипания понтий", обычные для бытового мышления:
- Выражаясь фигурально, в переносном смысле, абстрактно
- Детализировать, конкретизировать, уточнять, пояснять, развивать
- Психология, философия, политика, стратегия, тактика, манеры
- Христиане, православные, сектанты
- Журналист, публицист, писатель, ведущий, издатель, редактор,
корректор
- Счастье, радость, удовольствие, наслаждение, услада, кайф. Источник
радости, удовольствия, кайфа
- Артисты, актёры, музыканты, исполнители, певцы
Увлекательность
...
Практическая значимость (полезность)
Пример
критики целой группы бесполезных текстов в советской литературе
Действенность
Любой текст обязан вызывать в обществе позитивные изменения по
цепочке:
Влияние на психику -> Убеждение и вдохновление на работу ->
Новая Деятельность -> Позитивные изменения
Текст художественный обычно влияет на эмоции. Идеологический текст
- на ментальность
В идеале идеологический текст критиковать никто не берётся как
минимум, а как максимум даже самые отпетые враги немедленно пересматривают
свои взгляды
Типология идеологических текстов
Источники идей
По форме
По содержанию
Источники идей
2 типа искателей истины
- Спонтанно
- Систематически
Соответственно два типа текстов
- От души (в порядке поступления идей)
- От ума (системно)
По содержанию
1. Декларации
2. Программные документы
3. Популяризаторские (в т.ч. письма)
4. Научные
Характеристики идеологических текстов
Убедительность
Неоспоримость
Убедительность
Достигается при высоких уровнях параметров:
1. Весомость
2. Ясность
3. Честность
4. Логичность
5. Фактологичность
6. Эмоциональность
Примечание
Весомость
Достигается приёмами типа
1. Включение статистических данных
2. Ссылки на авторитетные источники (цифр, фактов, цитат)
Неоспоримость
Достигается с помощью параметров:
Точность
Точность
Словоупотребление
В манифесте одной общественной группы есть фраза: "В мире
создана система по откачке ценностей"
Нет. Не откачка, не перекачка, - и не ценностей
См. Глоссарий:
Откачка и Ко
Ценности
и Ко
Примечание
Требования эти существовали не всегда. Это греко-римская
традиция, вызванная, видимо, обилием в том регионе и времени жуликов,
умевших пудрить мозги
[ Подробнее
]
Поэтому и термины типа "эвдемосфера" нам
бы хотелось заменить более человечными вариантами, и вообще соратников
обретать не столько доказательствами, сколько своим поведением
Но деться пока что некуда
Покуда живы жулики вокруг,
Наука нам, увы, надёжный друг
Приходится мыслить в греко-римской традиции
Вот в Предисловии к трудам Исаака Сирина, с. 329 читаем:
"В Евангелиях нет дефиниций (Царства Божия,
любви и т.п.), только притчи, в коих раскрывается их природа и свойства
Греко-латинская (же) традиция изобилует оценочными
эпитетами и психологическими мотивировками"
То есть: жители Палестины мыслили "движущимися образами".
Нарисуй нужную ситуацию - получишь единомышленника
Вместо вопросов "Что такое любовь?", "Зачем она
нужна?", "Действительно ли она так важна, как вы говорите?"
они спрашивали иное: "Что делает любовь?", "Какова
она?", "Что будет, если она усилится, как вы призываете?"
Греки же и римляне требуют уже образов "статичных". Логики.
Определений (дефиниций) и доказательств
("Любовь такая-то и такая-то" - оценочные эпитеты; "Даёт
то-то и то-то хорошее" - психологические мотивировки)
Читаем далее:
"Европейская культурная традиция включает в
себя античное наследие и специфическую модальность его усвоения:
- Риторический рационализм (воспитывается умением
по пунктам составить план сочинения)
- Логическая формализация (дефиниция и силлогизмы)
- Специфический категориальный аппарат мысли
Она (культура) верна ей (этой рецепции античного
наследия) более чем Библии"
То есть ( см. начало сего текста ) : манера требовать логики была
не всегда. Дело, видимо, в том, что в Палестине не было столько
жуликов. По крайней мере, они не пользовались запудриванием мозгов.
Софистика - чисто европейское явление
Хотя может быть это и не так
??): А вы как считаете?
[ Назад ]
Материалы
Система же есть производство
??): Производство чего? Ценностей?
Благ? Капитала? Добавочного, дополнительного, нового капитала? Добавочных,
прибавочных, дополнительных, новых ценностей?
----
Текст должно быть убедителен пяти-яко:
- эмоционален
- "здрав"
- логичен
- весом (ссылки на авторитетов)
- научен (подкреплён статистически)
(Примеры неубедительных текстов - в т.ч. и из "Основ эк.
знаний")
----
Препинанные выражения
met
----
Учёный никогда не скажет "сейчас" - только "в настоящее
время", "в последнее время", "в наше время",
"в настоящий момент" и т.д.
Остальные примеры "перевода" бытовой речи на научную
см. здесь
"Чем больше одного, тем больше другого" - "Одно
прямо пропорционально другому"; "Зависимость одного от
другого прямо пропорциональна", "Количество одного прямо
пропорционально количеству другого" и т.п.
"Чем меньше одного, тем меньше другого" - "обратно
пропорционально"
----
Качества текста:
- яркость
- убедительность
- обоснованность
- новизна, свежесть
... :
- новые термины
- новые дефиниции
... :
- расширение понимания известного (путём показа более широких
сфер с помощью ярких фраз, афоризмов)
- усиление понимания (вглубь: новые стороны предмета, новые грани,
составные части - с помощью образности, сравнений)
----
Несомненно, писать длинные тексты вместо коротких - глупо и не
нужно
Например (ссылка)
Но вот из ёмкой фразы "неверно говорить: я гуляю..."
рождается текст (ссылка)
Тут как быть?
Что делать, если текст не "вместо", но ещё и не "в
развитие"? (Пытались развить - на деле лишь пересказали)?
----
Развитие текста (= Дальнейшие исследования)
Прояснение:
- выявление (скрытого
не уловленного самим автором)
(скрытого для кого-то, хотя и открытого для других)
Образность содержания
Наглядность формы
----
Любое изложение всегда чревато
- непонятностью
- (громоздкостью) (излишней информацией) (непосильностью)
- (уводом в ложное) (отвлечением сил на неверные, вредные действия
в итоге)
Чтобы этого не происходило, предлагается придерживаться разработанных
наукой и ставших общепринятыми правил:
- говорить ёмко (предельно кратко, но выражая мысль полно
и точно)
- говорить ясно
- говорить понятно (= на языке собеседника, = употребляя общепринятые
термины)
- придерживаться общепринятых схем изложения
- говорить вежливо
- говорить логично Можно говорить сухо, можно цветасто - но придерживаясь
этих правил
----
Прояснение текста: по "Денису и Юлии"
----
1) Человек простой пишет по-простому: "Повышенная изменчивость"
Учёный конкретизирует, поправляет, облекает в научную форму: "Интенсивная
вариативность"!
Учёные часто создают теории, опираясь на открытия, сделанные в народе
2) Бывает и наоборот. Идеи Ницше, Сартра и Ко суть не что иное
как ряд вирусов, имеющих народные формы
- "Кто сказал, что нельзя материться?" - народная форма
- "Правомочность регулирования социумом лексических норм подвергнута
нами сомнению" - научная
3) Третий вариант: учёные используют бытовую речь, даже жаргон,
перемежая с ним академический стиль (Гумилёв)
4) 4-й: простой человек говорит научно. Либо адекватно, либо нет
----
Что делать как и для чего (организовывать чел-во, РМС-ом, для ...
) - текст на программных
----
"Телеграфным" называл Ленин язык, необходимый для статей
----
По-настоящему убедительная публицистическая статья должна содержать
1) Эмоциональные образы на разговорном языке
2) Ёмкое резюме каждой мысли на разговрном же
3) И на научном
4) Статистические данные
5) Указание на их источник
6) Обоснование его компетентности и авторитетности
----
Текст должен быть убедителен пяти-яко:
- эмоционален
- "здрав"
- логичен
- весом (ссылки на авторитетов)
- научен (подкреплён статистически)
(Примеры неубедительных текстов - в т.ч. и из "Основ эк.
знаний")
----
met Эссе
Этика Бога
ххх
Писать эссе на эту тему не стоит. Достаточно задать вопрос: "А
этика?"
И люди решают его сами, за доли секунд
----
Пример подбора слов:
"Система по откачке ценностей"
Нет. Не откачка, не перекачка, - и не ценностей
См. Глоссарий:
Откачка и Ко
Ценности и Ко
----
Подслеповатый человек ищет в потёмках упавшие на пол ножницы. Зашёл
в комнату - и ищет. На столике шарит - нету. В шухлядке - нету.
А вы лежите на диване и командуете: "Не там! Не там!"
Гораздо эффективнее - и, главное, честнее, порядочнее, человечнее,
- взять и поднять эти ножницы, дать ему в руки, или по крайней мере
просто сказать, где же они лежат
Так же и в любой другой ситуации. Например, в педагогике (придание
качеств характера) или в проф. обучении
То и дело слышишь: не делай того-то, не будь таким-то, не стремись
к этому, не дружи с тем
А что же делать? Каким быть? К чему стремиться?
Если об этом и идёт речь, в 10 - 30 % случаев, то, как правило,
лишь великими умами. А должна бы всеми
И при этом часто невнятно, неубедительно, неинтересно
Но это особый разговор
Примеры. "Избегайте типичных ошибок при работе с детьми"
- Не переусердствуйте в организации самоуправления;
- Не эксплуатируйте коллективные эмоции и неоправданный
энтузиазм;
- не злоупотребляйте прямой психологической работой,
приводящей к индивидуальному и коллективному самокопанию;
- Не обезличивайте творческий процесс;
- Не копируйте известные образцы (например, телепередачи);
- Избегайте стандартного набора мероприятий;
- Соблюдайте меру в использовании принципа
соревновательности"
Это из статьи Андрея Малиновского (завкафедрой содержания и методов
воспитания Академии последипломного образования, кандидата психологических
наук) "Цель. Процесс. Результат и . . . предупреждение"
("З и С", № 9 - 10 '01, стр. 69)
После неплохой статьи - такие вот "Выводы и заключение"!
----
Столкновение мировоззрений есть столкновение идеалов и путей
Рождаются тексты типа "Витаминов"
----
Очередной всплеск и выплеск
Всё это уже есть в IL ОД
Зачем же я пишу одно и то же раз разом?
Чтобы донести мысль до разных умов?
Чтобы найти наиболее яркие фразы и составить из ни единый текст?
Или улучшить уже имеющиеся?
Пожалуй
Хотя вернее-то, конечно, другое: просто обращаясь каждый раз к
новому собеседнику, я пишу ему лично - и потому каждый раз новыми
словами одно и то же...
Слишком долго это тянется, вот что!
Так что вывод: все имеющиеся тексты ужать, разночтения собрать
в папку "Дубли", рассылать только тексты.
Дубли создавать по-прежнему
----
"Два типа документов": Исследования нужны как для обоснования
Манифеста или Программы, так и для иных исследований типа "Вирусов"
Есть два типа документов: программные и вспомогательные
Конечно, на первых страницах сайта следует разместить главные
----
Постоянное возвращение к нескольким темам - не признак графо- или
иной мании. Это попытка осмыслить явление
Возможности заглядывать в текст, специально посвящённый соотв.
теме (спасения мира и др.) нет. Приходится каждый раз по-новой.
Да и как-то не в моём характере
Посмотрите: кроме повторов там каждый раз случаются и не звучавшие
идеи
----
Работа с текстом:
Читаем
Выделяем (отчёркиваем, выписываем)
Индексируем выделенное
----
1) Прочтя книгу, можно по невнимательности и пропустить главное
(апологию), оставшись в недоумении насчёт этичности законов, позволяющих
вешать на детей дела их родителей
Поэтому излагать сведения следует всё же более упорядоченно. Например,
сперва - теорию (перечни законов, их апология, 2-3 примера), затем
- практику (масса примеров в дополнение, возникающие вопросы и др.)
Или хотя бы более наглядно (выделив апологию жирным шрифтом)
----
- Всё-таки обладает человек какой-то такой способностью что-то
типа предчувствовать!
- Да. Но ты заметил, сколько сейчас произнёс "неопределённых"
слов?
- В смысле?
- Ты сказал: "КАКОЙ-ТО способностью", "ЧТО-ТО предчувствовать",
причём "ТИПА". Да?
- Ну, да...
- А почему бы не скзаать твёрже: человек способен предчувствовать?
- Ну так он же, может, не всё предчувствует
- Ну и что? Можно уметь умножать и делить, но не уметь решать функции.
Ты всё равно знаком с математикой, верно? Хотя и не в полной мере
Приёмы "убрать неопредлённость"
"разграничить темы"
---- Из мыслей по
Шпенглеру , отредактировано:
К каждому философу, писавшему нестандартно, следует приставить
переводчика
а) с малопонятного - на общеупотребительный (популяризатора)
б) с поэтического - на научно-популярный (редактора)
в) с публицистичекого - на научный (систематизатора)
----
Языки изложения
- Поелику солгал, повинен дважды: на небеси и на земли
- Ввиду намеренного искажения предоставленной Вами информации Вы
попадаете под юрисдикцию двух инстанций: грубо- и тонко-материальной
----
Зафиксировать и задекларировать
Фиксация и декларация
Первая закрепляет названное ранее, в ином документе
Вторая называет и закрепляет
----
|