Смысл истории 01
Н.А.Бердяев
Опыт философии человеческой судьбы
Предисловие
Русская мысль
В XIX в. осмысливала философию истории
Выстраивая религиозную историософию
Формируя национальное сознание
Славянофилы и западники
Окрашена апокалиптически
Имею план книги
ГЛАВА I. О сущности исторического. Значение предания
Первый историософ - Даниил
Августин - с крушением античного мира
Ж. де-Местр и Бональд - фр. революция и Наполеон
Началась новая ист. эпоха
Темп катастрофический
"Историческое"
Некое раздвоение
В устоявшиеся эпохи вопросы философии не возникают
Три периода отношения к "историческому"
1. Период непосредственного, целостного, органического пребывания
Историческое познание ещё не зарождается
Мысль статична
2. Период раздвоения устоев
Важен для исторической науки
Для историософии не благоприятен
(Происходит разрыв между субъектом и объектом, противоположение
между "историческим" и познающим, выведение субъекта из
предыдущей жизни)
Возникает историческая наука
3. Эпоха возвращения к "историческому"
Отрицает тайну "исторического"
Разобщает дух и разум с "историческим"
Историзм
Свойственен исторической науке
Далёк от тайны "исторического"
Отрицает "историческое"
Не проходит через противоположение субъекта объекту
Эпоха "просвещения"
Не только XVIII в.
В культурах всех времён и народов
Развитие культур
Циклично
Органический характер
Постановка разума вне тайн
Разум
Ограниченный
Самонадеянный
(ставит себя выше тайн)
Пример:
Греческая культура
- Софисты - своего рода расцвет
Разрушение священного
"Философия истории"
Термин введён Вольтером
"Просветительный" разум
Просвещение XVIII и XIX в.в.
- Самоутверждающийся
- Самоограниченный
К разуму мировой истории не приобщён внутренне
Высший разум
Должен включать
- Объём человеческого самосознания
- Первобытную мудрость
В XVIII в. утверждалось, что религию выдумали жрецы
В XIX веке это уже невозможно
Особенно прослеживается в священной истории
Историческая критика разрушает предание
С эпохи реформации
В силу своей половинчатости
(присуща всякой реформации)
Привело к разрушению священного писания
Неизбежно
Тайна и предания исчезла
Остался мёртвый материал истории
Думаю, процесс характерен для истории вообще
Существуют
- Священное предание церковной истории
- Священное предание культуры
(Cвященные внутренние традиции)
Экономический материализм
Маркс
Из самых интересных направлений
Довёл процесс разоблачения исторических святынь до последнего вывода
Умертвил предание
Единственной реальностью ист. процесса оказывается
- Производство
- Экономические формы
(рождаемые им)
Онтологичны, подлинны, первичны, реальны
Остальное вторично
(рефлекс, надстройка)
Главная тайна - тайна производства
Рост производительных сил
Преодолевает "просвещение"
Обосновывает исторический эволюционизм
Тайна внутренней судьбы и духовной жизни народов отрицается
Противоречие
Если сознание - надстройка, то откуда разум глашатаев?
- Не понял. Из развития производительных сил... И неразумности
их развивателей... Вступают в противоречие с ними. Порождают необходимость
мыслить далее - ЛЗ
Маркс претендует на обладание разумом, возвышающимся над рефлекторным
Но отражение отношений на почве борьбы не объясняет большей истинности
Являясь одной из иллюзий
Сочетание притязаний просветительного разума с мессианскими
Изобличает не тайну исторического процесса, а отсутствие этой тайны
Пустоту истории
(небытие духа)
Заслуга
Отрицательная
Убивает половинчатые направления
Гносеология истории
Необходима
"Историческое"
Спецификум
Особая ступень бытия
Реальность особого порядка
Существующую в иерархии реальностей бытия
Комплексно
("Неразложимо"; "Сращённая форма бытия ")
Составляющие:
- Физиологическая
- Географическая
- Психическая
Преемственно
Признание предания есть некоторое a priori
- Почему "a-", а не "post-"? - ЛЗ
Историческая реальность
Конкретна
(не абстрактна)
Другой конкретной, кроме исторической, существовать не может
Конкретное
Сращённо
Абстрактное
Расщеплено
Противоположно историческому
Карлейль
Самый конкретный и индивидуализирующий из историков
Риккерт
На почве принципов кантовской философии
Естественнонаучное познание
Вырабатывает понятие об общем
Историческое
Об индивидуальном
Одноосторонне
Ложно, что общее само может быть индивидуальным
Пример
"Историческая нация"
Понятие общее, но конкретная индивидуальна
Номиналисты и реалисты недостаточно проникли в тайну индивидуального
Платон не раскрывал
Философия истории
Расматривает человека
- В конкретной полноте его духовной сущности
- В совокупности действия всех мировых сил
(Величайшая конкретность)
Человеческая судьба есть совокупность действий всех мировых сил
Человек существо историческое
Историческое - радикальная предпосылка историософии
(не только феномен)
Ноумен
Раскрывает сущность бытия
Онтологично
(не феноменально)
История
Не эмпирия
Опознание души истории
Понимание эпох возможно лишь путём исторической памяти
(Перенос духовной судьбы в эпохи)
Историософия
Философия миров загробных
(не эмпирической действительности)
|