Бердяев. Смысл истории 03
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Смысл истории 03




 

 



 

 

 

 

Конспект

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11

 


Смысл истории 03

Н.А.Бердяев

ГЛАВА III. О небесной истории. Бог и человек

Жизнь небесная
- Слой бытия
--- Более глубокий
--- Более обширный
(по захватываемым планам)
- Предопределяет жизнь земную
Земная судьба предопределяется небесной

- Речь о метаистории - ЛЗ

- Метод познания
Духовный опыт
Погружение в глубину
= Соприкосновение с жизнью небесной

История
Источник
Во внутренней духовной действительности

Это монизм
Последовательный
Совершает разрыв
Между духовным и материальным мирами

Божество
- Имеет жизнь
Абсолютную
- Неподвижно
- Едино
- Исторического движения не имеет
- Порождает мир
В недрах
Протекание (порождения) непостижимо

Мат. мир
Множественен
Противоречив
Движется
Захвачен свершением истории
Порочен
- Внутренне
- Непреодолимо
Внутренен
Имеет историческую судьбу

Судьба мира
- Свойства
Не переносимы в Божественную жизнь
Не связаны с ней
Ни в каком смысле

- Происхождение
--- Попытки объяснить внутренне
----- Последовательный отвлечённый монизм
----- Пантеистический монизм индусского типа
(Мир представляется призрачным)
----- Парменид
----- Платон
(Не преодолел дуализма единого-неподвижного и множественного-движущегося)
----- Плотин
----- Отвлечённый монизм в германском идеализме

= акосмизм
Признавать
- Подлинно - бытие Божества
- Мир - онтологически нереален

Самое интересное
Отвлечённый монизм
Впадает в дуализм
своеобразный непреодолимый крайний
Противоположность между Божеством и миром

Рекомендация
Отвергнуть форму монизма, признающую подлинность только Абсолюта

Допущение монистического момента наряду с дуалистическим
Преодолевает безнадёжность такого дуализма

Официальная христианская точка зрения
Возможность исторического процесса в Божественной жизни неприемлема
Противоречит
- Троичности
- Мистерии Голгофы
Сущность бытия - внутренняя драма Божества
Судьба Сына - глубочайшая тайна
Предполагает перенесение принципа движения на природу Божественной жизни
Трагического движения на внутреннюю природу Божества
Чистый монизм отрицает троичность Божества
Считает её внесением множественности в Божественную жизнь
Благоприятен для отрицания движения в природе Божества
Но вся тайна христианства
- Во внесении троичного начала
- В трагической судьбе внутри него
Это предопределяет творение мира
Мир сотворён потому, что был Бог-Сын
Сотворение мира Отцом - момент тайны отношения между Отцом и Сыном
Движение - возможность процесса
Определяется тайной Божьей
в самой глубине жизни Божьей
Жаждой Божьей
Тоска по Другому
По объекту любви
И взаимности

Сотворение мира - история в жизни Божества
Соединение судеб Божественной жизни и мира
Глубина духовной жизни понимается динамически
Существует ли основание для полагания духовной действительности как неподвижности?
Один из основных вопросов

Греческая философия
Все основные типы философских направлений
Раскрывались на протяжении всей дальнейшей истории
Парменид и элеаты
Божественное едино и бездвижно
Преобладал
Гераклит
Один из величайших философов мира
Огненное движение

Возражение
Формально и рационалистично
- Противоречие с совершенством
Всякая история предполагает несовершенство
Неуместно в приложении к глубочайшей тайне Божественной жизни
Отрицание внутренней антиномичности Богопознания
Гладкое рационалистическое понимание природы Абсолютного
Но отсутствие творческого движения - тоже несовершенство
Творческое движение
- Восполнение недостатка
- Признак совершенства бытия
Бытие без творчества ущербно
Познание абсолютной жизни через признание её антиномичности
Познание духа - через конкретную мифологему
Конкретный миф о Божественной жизни как судьбе Ликов
Не через отвлечённую философему
Совершенна философема отвлечённого монизма
Монизм Спинозы, индусский, гегелевский (имеющий процесс в Абсолютном) -
наименее противоречивая философема
Но в конфликте с христианством
Монизм не разрешает проблемы мира
Множественности, возникновения, истории, конфликтов
Мифологема гностиков

Этапы Божественной жизни
Эоны, возрасты, периоды
Непостижимо для отвлечённой философемы

Мифологема
Понимает Божественную жизнь как историю
Некоторый антропоморфизм
Утверждаем
Внутреннее родство Божественной судьбы с человеческой
Внутреннее соотношение между Богом и человеком
Человек в центре мира
Судьба человека определяет судьбу мира
Историческая судьба - судьба человека
Судьба человека - судьба отношений между человека и Бога
Открываются
- В духовном опыте
- В исторических судьбах
Из одного ясно и другое
Тайна Христа - тайна отношений
Трагедия свободной любви
Это мифологема
Может быть ключом к метафизики истории

Миф указывает на глубочайшую реальность
Не противоположен реальному

История зачинается в недрах Абсолютного
Предпосылка эзотерической христианской философии истории

германской мистики, которое повлияло и на германскую философию
существенно для постижения движения в Абсолютном

Бёме о "тёмной природе в Боге"
иллюстрация к пониманию предпосылки метафизики истории

Одно из самых значительных открытий германского духа

Германский дух
Лучшие открытия - в старой германской мистике
В первооснове их культуры - постижение основы бытия
Глубочайшее первичное иррациональное волевое тёмное начало
(не злое
Обоснование: эта тьма заложена до различия между добром и злом)
В глубине - Ungrund (безосновность)
Неприменимы слова, категории добра и зла, бытия и небытия
Это "тёмная природа в Боге"
(Бёме -> Шеллинг, Баадер)
Глубже Бога - тёмная бездна
Возможность трагической судьбы Божественной жизни
Богорождение
Исток бытия
+Божественный свет
Мировой процесс - просветление в космогонии и теогонии

В небесной жизни совершается трагедия просветления через Божественные страсти

Совпадает и с более глубинным пониманием христианства

Прежде чем развивать нашу метафизику истории
Следует раскрыть мистерию в недрах
Как?

Мистерия рождения Бога в Человеке и Человека в Боге

Тайна антропогонического процесса
Ответное движение на движение Божье
История - откровение Бога и ответное откровение человека Богу
Сложность исторического процесса - в их взаимодействии
Тайна истории - тайна свободы

Мир зачался, потому что Бог возжелал свободы
Иначе вместо мирового процесса было бы неподвижное совершенное царство Божье
Необходимая предопределённая гармония
В свободе - смысл любви Бога

Свобода
Первоначальная
Иррациональная

Откровение истории постижимо через Христа
Как совершенного человека и совершенного Бога
Христос - в центре историй
Их основа и источник
У евреев было мистическое предчувствие
Зачатие связи историй
Бог захотел захотел свободной любви человека
Основалась и разыгралась тема всемирной истории
Её разрешение - через свободу
не через необходимость

Красная нить всех моих чтений
Этапы мистерии

Драматизирует историю
Вызывает
- Сомнение в промысле Божием
- Вывод, что вся история - отвержение Его существования

Мистерия свободной любви
Объясняет трагизм
Он - манифестация внутренней мистерии любви
Факт заданности судьбы мира в тайне свободы

Свобода
Породила муки

Муки
Могли быть прекращены
- Необходимостью
- Божьим принуждением

Это противоречило бы воле Божьей
о свершении человеческой судьбы
в свободной любви

Уклоны истории в гармонию
Принуждение и необходимость в добре
Обозначали вторичный признак первоначальной мистерии
Характерны
Соблазн

Тайна благодати
Основа церкви
Величайшая тайна христианства
Примирение и преодоление рокового конфликта
между свободой и необходимостью

"Роковой"
Образ несовершенный
Не адекватный реальности
Внутреннему существу её компонентов
Отражает несовершенство языка

Свобода
Заключает тёмное иррациональное начало
Не даёт гарантии
Внутренней
Разрешения божественно заданной темы
("Победы света")

Свобода может быть "роковой"
Повести по путям тьмы
К истреблению бытия

Роковой характер свободы - начало необходимости

Если бы мировая история определялась
только одной ничем не просветленной свободой
или ничем не ограниченной, связанной со свободой необходимостью, фатумом,
Мировой процесс был бы внутренне безвыходен
Не нашел бы себе исхода в свободной любви,
явленной в сердцевине мира
Христом как совершенным Богом и совершенным Человеком

Ни свобода, ничем не просветленная, ни необходимость не могут дать гарантии, не могут обеспе-чить такого разрешения мировой драмы свободной любви. Поэтому и есть благодать, которая означает разрешение конфликта между свободой и необходимостью в каком-то таинственном замирении свободы с Божественным фатумом. Благодать не противоречит свободе, благодать находится во внутреннем тождестве со свободой, благодать побеждает иррациональную тьму свободы и ведет её к свободной любви. Поэтому основная тайна христианства связана с благодатью, то есть с преодолением конфликта между роком свободы и роком необходимости в свободной любви. Именно в благодати реализуются отношения между Богом и человеком и разрешается поставленная тема Божественной драмы. Поэтому во всемирной истории, в судьбе мира и судьбе человека действует не только свобода человеческая, не только природная необходимость, но действует и Божественная благодать, без которой судьба эта не была бы осуществлена и мистерия не могла бы совершиться.

Один из основных моментов христианской философии истории
Её предмет - раскрытие человека в истории
В истории происходит очень сложное взаимодействие
трех начал
необходимости, свободы и благодати

Соотношение определяет сложность исторической судьбы человека
Это первоначальные метафизические силы,
действующие в истории

Пример
Судьба гуманизма
Весь мировой процесс стоит под знаком Человека
Человека с большой буквы
Миф о Человеке как
- Центре мировой судьбы
- Моменте в божественной судьбе
Даёт разгадку основной проблемы метафизики истории
Предопределяет действующие духовные силы

Связь между процессами теогоническим, космогоническим и антропогоническим
Даёт объяснение истории

История
Начало метафизическое внутреннее и духовное
Не противо-метафизическое
Не противоположное внутренней духовной действительности

Внедрённость судьбы человеческой в судьбу Божества

Духовный опыт
Углублённый
Раскрывает эту связь

Приводит к проблемам другого порядка
- О природе времени
- Об отношении между временем и вечностью
- Об отношении между прошлым и будущим
Дальнейшие метафизические предпосылки постижения истории

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Смысл истории 03
* 11 12 2018 г