Творчество и объективация 04
Подзаголовок
Н.А.Бердяев
2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПЕРВИЧНАЯ ИНТУИЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЗНАНИЯ
ПОНЯТИЕ КАК ОГРАНИЧЕНИЕ И ЗАЩИТА. ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Вот основной вопрос: происходит ли превращение "вещей в себе"
в "явления" в познании и от познания или до всякого познания
оно происходит в самих "вещах в себе", в самой первореальности,
в самом существовании, и лишь отражается в познании? Если мир находится
в состоянии падшести, то вина лежит не в познании этого мира, как
хотел, например, Л. Шестов, - вина лежит в глубине существования
мира. И ещё вопрос: когда вещи в себе превратились в явления, то
перестали ли они существовать, окончательно ли изошел мир нуменальный
в мир феноменальный? Такого истощения нуменов в обнаружении феноменов
нельзя предположить, это ведь совсем не есть эманация, истечение.
Скорее всего можно себе представить это как прохождение нуменальных
субъектов-существ через расщепление, раздвоение, отчуждение. Это
есть испытание, которое предполагает особенное, соответствующее
познание. Сознание и познание проходят через раздвоение на субъекта
и объекта, но первичная реальность от этого н е перестаёт существовать
и не теряется окончательно возможность возврата к единству и родственности.
В человеке остаётся возможность интуитивного познания. Шеллинг думает,
что в интеллектуальной интуиции субъект и объект тожественны. Но
интуиция не может быть лишь интеллектуальной. Она была бы пассивным
отражением предмета и, значит, не преодолевала бы раздвоения, объективации.
Интуиция есть также эмоциональная и волевая, она есть напряжение
и активность целостного духа. Настоящее созерцание не на объект
направлено. Философское познание предполагает первичный, предшествующий
всякой рационализации, экзистенциальный акт, и оно измеряется глубиной
и широтой этого акта. Философское познание может быть страстью,
плачем и восхищением, мучением над смыслом жизни. Оно таким было
и у самого Спинозы. Amor intellectualis Dei [28] есть познавательная
страсть. Интеллектуальное бесстрастие есть ложная выдумка и притворство.
Результаты познания принимаются эмоционально, и сам ая первичная
интуиция прежде всего эмоциональна. Существует эмоциональное мышление
(Генрих Майер), но эмоциональный момент совершенно отделим от интеллектуального
лишь в абстракции. Страстность, эмоциональная напряженность определяются
встречей с реальностью, с первожизнью. Совершенно бесстрастным,
лишенным эмоциональной напряженности может быть лишь мышление, погруженное
в себя, никуда не выходящее. У Гегеля понятие полно страстей. Реальности
нет без творческого отношения к ней субъекта. Самое восприятие носит
творчески-синтетический характер, дух активен в чувственных восприятиях.
Сила впечатлений, без которых нет познавательной проникновенности,
предполагает творчески-страстное состояние, захваченность. Вот почему
можно сказать, что подлинная философия есть искусство. Но и чисто
научные открытия предполагают страсть, вдохновение и силу воображения.
В первичных научных открытиях гораздо большую роль играет эмоциональный
момент, чем обычно думают
Так как познание есть часть жизни, разум есть функция жизни, то
самое явление, объект познания (объективация) обусловливается целокупностью
жизни, чувством, страстями, болезнями духа. Первожизнь, глубина
существования (нуменальная) определяет структуру сознания, от которого
зависит то, каким нам предстоит мир. Для изменившегося сознания
мир предстал бы иным. Но это изменение предполагает изменение в
характере существования, в самой первожизни. Самая же первожизнь
(нумен) не характеризуется как интеллект по преимуществу, что есть
греческая точка зрения, она есть в большей степени страсть, нуменальная
страсть, предшествующая самому различению между добром и злом. Буддийское
сострадание, христианская любовь, шопенгауэрская воля к жизни, ницшевская
воля к могуществу - нуменальны. Для большинства людей реальный мир,
"действительность" (то, что действует на них) отожествляется
с пределами средне-нормального сознания, т. е. сознания уже объективированного
и о бъективирующего. Среднее же объективированное сознание есть
приспособление к социальным условиям существования. Канта беспокоил
вопрос, как достигнуть всеобщности, общеобязательности (allgemeingьltig)
познания. Но это - тема социологии познания, которая не была им
раскрыта. Кант не допускал подвижности, изменчивости трансцендентального
сознания, как это должна признать социология познания. Не социализирована
только первичная интуиция, рационализированное же сознание подвержено
процессу социализации, познание и самое восприятие мира зависят
от социальных отношений людей, от ступеней общности. Никакое человеческое
творчество, в области познания или в других областях, не имеет социального
характера по своим источникам, даже когда оно направлено на социальную
жизнь. Но оно подвергается социализации в своём обращении к людям,
в своих продуктах познание имеет социальный характер, как сообщение
между людьми. Царство объективации есть социальное царство, оно
создано для среднег о, массового человека, для обыденности, для
das Man. "Объективность" восприятий и представлений носит
социальный характер. Можно было бы сказать, что человек воспринимает
известным образом картину мира в зависимости от форм своих социальных
отношений с людьми. Поэтому есть особые миры, открывающиеся для
вероисповеданий, для национальностей, для профессий, для сословий
и классов. В этом - доля истины классовой идеологии марксизма, но
выражение её философски несостоятельно. Только подлинное творческое
вдохновение, когда человек движется духом, а не обществом, определяется
изнутри, а не извне, не зависит от социальных внушений, от социального
подражания.[29] Картина мира у среднего человека, в серединном пути
его жизни, раскрывается не индивидуально-лично, а социально-коллективно.
Так объективируется грех рабства человека. Это распространяется
не только на мнения людей, всегда очень социализированные (общественное
мнение, мнение и честь нации, сословия, полка, про фессии и т. д.),
но и на самое восприятие мира, на первоначальные впечатления от
мира, которые зависят от семьи и среды. Самые основные восприятия
картины мира и мнения и суждения о мире зависят от степени общности
людей или степени их разобщенности. Даже каста ученых, которая должна
стремиться к открытию истины, имеет свои миры и свои суждения о
мирах, определяемые академическими традициями, учеными предрассудками
и ученой рутиной. Многое закрыто для этой касты. Социализация разных
ступеней создаёт свои закостененья. Иные отношения людей, высокая
ступень их духовной общности и их братства создали бы иной мир,
людям открылся бы иной мир. Единого, "объективного", мира
не существует, он есть лишь социальное приспособление. Уже разным
типам культур прошлого раскрывались разные миры, и по-разному раскрывались.
Мир предстал по-разному эллинству, юдаизму, Персии, Индии. Критерий
всеобщего согласия для установки истины, из которого было сделано
большое употребление в социализирован ной религии и в её орудии
- теологии, не есть критерий истины, а есть лишь критерий социальной
полезности. Истина - аристократична, она раскрывается лишь немногим,
её расширение предполагает потрясение сознания, предполагает расплавление
и сгорание окаменелого и закостенелого сознания, окаменелого, закостенелого
мира. Это не значит, что истина существует лишь для немногих, она
существует для всех людей, для последнего из людей, но до времени
она раскрывается лишь немногим, потрясенным ею. Большинство слишком
зависит от ограниченности своего сознания, от социальной подражательности,
от полезности в борьбе за жизнь. Наиболее социализована мысль примитивных,
доцивилизованных людей, она целиком мысль групповая, мысль клана,
племени. Первобытная, благостная "природа", противополагаемая
злу цивилизации, у Руссо и Л. Толстого, есть природа нуменальная,
не феноменальная. Цивилизация создаёт новые формы социальной подражательности
и приспособления, с ней связаны процессы обезличивани я, но она
же открывает возможность роста сознания и свободной мысли у меньшинства,
возвышения личности
Наступит новый эон, в котором истина всем откроется, все пройдут
через потрясения, не только живые, но, ещё более, умершие. Но в
этом нашем эоне, в этом объективированном, объективном мире философия
всеобщего или здравого смысла открывает не истину, а социализацию
истины, необходимое, нужное, полезное для жизни общества. Объективированный
мир, мир феноменов, обусловлен не индивидуальным разумом и не божественным
разумом, не индивидуальной и универсальной, всеобщей чувствительностью,
а социализированным разумом и социализированной чувствительностью.
Объективированный мир, который некритически считают "объективным"
миром, обусловлен трансцендентально-социальным. Ошибочно думать,
что истина раскрывается родовому сознанию. Истина раскрывается духовному
сознанию, граничащему с сверхсознанием, дух есть свобода, творческий
подъем, личность, любовь. Существует история сознания, ступени и
периоды сознания. Эту проблему сознавал лучше всех Гегель. Болдвин
предлагает следующие периоды мысли - до-логический, логический и
непосредственный, сверхлогический.[30] Но эта сверхлогическая мысль
возможна во все времена, это есть мысль интуитивная, творчески-оригинальная,
близкая к первореальности, не объективированная. Пре-логическая
мысль очень отличается от сверхлогической, ибо примитивный индивидуум
не есть различимое и тожественное себе существо, единое "я"
составляет социальная группа. Так думает и Леви-Брюль. Рост сознания
способствует выделению личности и её различению от социальной группы.
Но укрепление сознания разом и изолирует личность, и подчиняет её
новым формам сознательной общности. Познание имеет две направленности
и два значения: оно есть активный прорыв к смыслу и истине, возвышающийся
над миром, и оно есть приспособление к данному миру, к социальной
обыденности. Но и во втором типе познание есть отражение Логоса,
его нисхождение в мир. В этом - источник высоты науки и её независимости.
Самые большие трудности позн ания связаны с языком, и это особенно
сказывается на философии, в которой вопрос о терминологии играет
такую огромную роль. Существует внутренний логос, внутреннее слово,
близкое к глубине существующего, к первореальности. И существует
внешний логос, внешнее слово, обращенное к этому миру и приспособленное
к его падшести. В первом значении слово не объективировано и отчуждено,
отдалено от первоначального смысла. Человеческий язык имеет свою
основу в первоначальном, необъективированном слове, и только потому
оно имеет смысл. Но язык есть также социальное явление и есть главный
способ сообщения людей, благодаря ему возможно существование общества.
Язык социализирован, и на нём лежит печать условности, вражды, ограниченности
всех социальных образований. Множество человеческих языков есть
распавшееся, самоотчуждающееся первичное слово - Логос. Язык делает
возможным понимание и сообщение людей, но язык также отчуждает людей
и делает их непонятными друг для друга. Есть также едины й философский
язык, связанный со Словом - Логосом, и потому только история философии
не есть лишь история ошибочных мнений, но и раскрытие истины. Но
философы также плохо понимают друг друга, потому что часто говорят
на разных философских языках, - говорю сейчас о философских языках,
а не о разных языках народов и племен земли. Все это приводит к
острой постановке проблемы социологии познания, с которой связана
и проблема логической общеобязательности. Объективированный мир,
который называют объективным, есть мир распадения и отчуждения и
вместе с тем мир принудительно объединенный, скованный и детерминированный,
мир социализированный, мир общего. Именно в нём все стоит под знаком
общего, все генерализировано. В противоположность утверждению платонизма,
это в мире нуменальном все индивидуализировано, действует principium
individuationis [31] и все связано с личностью. Персонализм есть
основное свойство мира необъективированного. Объективация есть прежде
всего д еперсонализация
Общеобязательность в познании, которая так интересует кантианцев,
имеет не только логический, но и социологический характер. Общеобязательность
означает познавательное общение, общность познающего с другими,
со всеми, она обращена не к предмету познания, а к другим, занята
убедительностью для них. Но степень общеобязательности зависит не
от логического аппарата, а от общности в узрении реальности. Логика
- социальна. Сам познающий в истине своего познания, в первоначальных
познавательных актах, очень мало зависит от логического процесса,
он не стремится сознательно мыслить и познавать логически. Ошибочно
думать, что себе нужно что-то доказывать, доказывать нужно другому.
П.Флоренский очень верно говорит, что закон тожества (А = А), т.
е. основной закон логики, есть смерть, пустыня и ничтожество. Он
же говорит, что понятие - статично, суждение же - динамично. Но
для Флоренского субъективность призрачна, объективность же онтологична,
он остаётся во влас ти объективизма и онтологизма. Логика требует
нового социологического освещения и совсем не в духе социологизма
Дюркгейма, а в метафизическом духе. Логический аппарат познания
есть порождение объективации и соответствует разным ступеням общности
и чуждости. Логическая структура есть приспособление к насилующей
мировой данности, есть прежде всего защита в борьбе за жизнь в этом
объектном мире. В этом отношении в прагматизме есть доля истины,
но это доля истины не об истине, не о критерии истины, а о другом.
Объективированный мир, как не раз уж говорилось, есть мир чуждости,
и существуют разные ступени чуждости. Познание устанавливается как
сообщение для чуждого мира. Человек борется с этой чуждостью, пытается
установить родственную среду, религиозную, национальную, социально-групповую,
семейную, и для нее есть разные ступени познавательной общеобязательности.
Вместе с тем у человека есть разные степени вмещения универсального.
Для сознания, которое максимально раскрывается дл я универсального
содержания, общеобязательность иное значит, чем для сознания суженного
и маловместительного. Средняя общеобязательность создана для сознаний
узких, маловмещающих. Человек - микрокосм. Есть вечная правда в
учении Николая Кузанского о том, что все присутствует во всём ,[32]
и Лейбница о монаде как универсуме. Но человек - микрокосм лишь
в потенции, в возможности, в глубоком слое его существа, для большинства
людей прикрытого и придавленного
Природа-космос раскрывается вне процесса объективации, и это раскрытие
предполагает восстановление родственной общности и общения человека
с природой и людей между собою. Тайна космической жизни остаётся скрытой для обычных путей познания, и наука ею не интересуется.
Откровение космоса, тайны творения ещё предстоит, и оно связано
с откровением человеческого общения, преодолением чуждости, порожденной
объективацией. Основное противоречие человеческого существования
в том, что человек есть существо конечное, заключающее в себе потенциальную
бесконечность и устремленное к бесконечности.[33] Эмпирический мир
частичен, а не целостен, и его нельзя беспротиворечиво мыслить ни
бесконечным, ни конечно-завершённым. Относительно этого мира возможно
познание физико-математических наук, наиболее точное, наиболее общеобязательное
и подлежащее проверке. Но это общеобязательное познание не проникает
в тайну космической жизни, оно соответствует разобщенности и отчужденности
людей друг от друга и с космосом. Познание же духовное, познание
о духе не представляется общеобязательным со стороны. Не буду повторять
то, что я писал в книге "Я и мир объектов" и других книгах.
Эмпирический мир дан нам в пассивном, отраженном опыте не как цельный
космос, а как дурная бесконечность, в которой мы потеряны и должны
ориентироваться. "Объективное" научное познание и есть
такая ориентировка. В этом смысл образования понятий. Тут уместно
исправить термин "вещь в себе". Экзистенциальная реальность
всегда предполагает отношение, т. е. момент выхода из себя в общении,
в общности. "Вещь в себе" реальна, поскольку она относится
к другим вещам в себе, т е. неверно назвать её вещью в себе и для
себя, она также для другого, она выходит из себя. Поэтому познание
вещей в себе предполагает духовную общность и общение, расплавление
изолирующего сознания. Общеобязательность, всегда внешняя и обращенная
к объектности, заменяется общностью, духовной близост ью, взаимнопроникновением.
Но духовная интуиция извне для мира объектного и принуждающего представляется
наименее общеобязательной и убедительной, хотя она наиболее универсальна.
Поэтому положение метафизики всегда было неопределенное и вызывающее
подозрение. Возможность метафизики связана с возможностью познания
не объективирующего и не через понятие. Гегель превратил бытие в
понятие и понятие в бытие, но он был гениальным метафизиком, и его
собственная метафизика совсем не была познанием через понятие. Гегелевская
диалектика не была только логической диалектикой понятия, она была
диалектикой духа, т. е. диалектикой экзистенциальной. Такова "Феноменология
духа", наиболее замечательное из его произведений
Понятия ориентируют нас в окружающей темной бесконечности объектного
мира. Понятие есть интеллектуальная защита и вместе с тем ограничение,
не допускающее опрокинутости запутанностью мира. Оно рационализирует
предмет познания, и эта рационализация есть применение разума к
миру феноменов. Такая рационализация не годна для мира нуменов.
Понятие вместе с тем генерализирует, возводит к всеобщему, никогда
не схватывает индивидуальной действительности. Но его задача иная,
его задача прагматически-инструментальная. Логос действует в понятии,
но он действует в применении, в нисхождении к отчужденному, объектному
миру. Понятие не познает индивидуального, не познает свободы, и
потому оно не познает нуменов, не познает тайны существования. Иногда
это выражали в такой форме, что через рациональные понятия нельзя
познать иррациональную действительность (Риккерт), или что интеллект
не может познать жизнь и движение (Бергсон). Но поскольку в мире
феноменов есть необходимо сть и закономерность, он являет собой
рациональную "действительность", соответствующую рациональности
познания. Причинные отношения, закономерности принадлежат обобщающей
мысли, и вместе с тем мир феноменальный подчинен причинным отношениям
и закономерностям. Трудность этой проблемы, на которую наталкивается
гносеология, связана с тайной объективации. Ошибочно думать, что
объективация происходит лишь в сфере познания, она прежде всего
происходит в "бытии", в самой действительности. Её производит
субъект не только как познающий, но и как существующий. Падение
в объектный мир произошло в самой первожизни. Но это привело к тому,
что действительностью признают лишь вторичное рационализированное,
объективированное, и сомневаются в реальности первичного, не объективированного,
не рационализированного. Такова структура сознания падшести, отчужденности
вовне. Познание есть интеллектуальное событие. Как может совершенно
не интеллектуальный, материальный объект стать интеллектуальным
событием в субъекте? Как возможно рациональное познание иррационального?
Самое иррациональное имеет два разных смысла. Это или иррациональное
в феноменальном, объектном мире, или иррациональное в нуменальном
мире, в духовной глубине субъекта. Первое иррациональное признается
как граница, но устрояется ориентирующим познанием через понятие.
Процесс отвлечения в этом заключается, он уходит от действительности,
но и подчиняет себе действительность, которая совсем не есть первичная
действительность, первореальность, духовная глубина существования,
а есть экстериоризация. Мир объектный - множествен, но в нём потеряна
личность, он - бесконечен, но в нём закрыта вечность, в нём торжествует
общее, но нет единства, он рационализирован, но он полон дурного
иррационального, противоположен смыслу. Мы живём в подобном мире,
мы познаем его. Но это не есть безнадежно погибший мир, в нём светит
солнце, хотя извне, не изнутри, как должно было бы быть, в нём есть
напряженная и возрастающая жи знь, хотя она кончается смертью, в
нем расцветают цветы, хотя они увядают, в него прорываются творческие
акты человека, есть человеческое лицо, есть иногда изумительное
выражение глаз, достигаются вершины святости и гениальности, но
и нравственного уродства и преступности, есть проявление любви,
жалости и жертвенности, но и сколько жестокости и убийства. В этом
мире дух как бы отпал от самого себя, произошло отчуждение, но связь
с духом сохранилась и дух действует. Этот мир безбожный, но в нём
есть и свидетельство о существовании Бога. Если в объектности есть
падшесть, то в понятии есть нисхождение разума к этой падшести.
Поэтому понятие имеет ограничительное применение. Оно должно оставить
место для необъективированного познания. Критика познания разоблачила
смешение понятия с бытием, с действительностью. Это смешение играло
огромную роль в старой метафизике. Более всего для критики сделал
Кант. Мы увидим, что на самое "бытие" легла печать познания,
что оно в значительной с тепени есть порождение понятия. Падшесть
мира отразилась на концепте бытия. Социализация познания, стремящаяся
установить общеобязательность для средне-нормального сознания большей
части людей, ограничивает и познание и самую реальность, она стремится
вытеснить все, что требует большей духовной напряженности и духовной
общности. Средний человек и особенно человеческое общество, всегда
насилующее человека, защищается от опасностей и охраняется понятиями
и законами логики в познании, законами в государстве, застывшими
формами семьи, сословия, внешней церковности как социального института.
В этих охранениях подавляется интуиция, вдохновение, любовь, человечность,
живая вера, угашается дух. Л. Фейербах был прав в своём антропологизме,
в своём восстании против власти над человеком всяких объективации
и отчуждений, претендующих на метафизическую реальность. Но ошибка
Фейербаха была в том, что, возвышая человека, он слишком низко о
нем думал, смотрел на него исключительно как на ма териальное природное
существо. Этим срывалась и лишалась смысла вся экзистенциальная
диалектика о человеке и о его отношении к Богу, ибо она имеет смысл
лишь в отношении к человеку как духовному существу
3. ИЛЛЮЗИИ СОЗНАНИЯ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ (SCHEIN) У КАНТА
ДУАЛИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ
ДВА МИРА. "ИНОЙ МИР"
Сознание должно ориентировать и привести в соотношение с мировой
средой. Сознание борется с душевным хаосом, пример которого мы видим
в снах, оно синтезирует душевную жизнь. Но оно носит страдательный
характер и причиняет страдание, раздваивая человека в самом своём синтезе, хотя человек и пытается усилиями сознания освободиться
от страдания.[34] Есть не только "несчастное сознание"
(Гегель), но и всякое сознание несчастно. Причина этого несчастья
в том, что сознание связано с раздвоением, с распадом на субъект
и объект. И человек, чтобы победить своё несчастие и боль, пытается
или подняться до сверхсознания, или опуститься до подсознательного.
Сознание есть путь человека, и оно лежит между подсознательным,
стихийным, и сверхсознательным, духовным. Человек есть существо
страдательное, потому что он - существо двойственное, живущее в
феноменальном и нуменальном мире. Человек есть явление, природное
существо, подчиненное закону этого мира, и чел овек есть "вещь
в себе", духовное существо, свободное от власти этого мира.
Сознание находится в промежуточном состоянии, в этом его двойственность.
Но оно совершает великую работу и в нём есть свет. Преодоление несчастливости
сознания сверхсознанием не есть отрицание сознания, в сверхсознание
входят положительные результаты сознания (это и есть Aufhebung в
гегелевском смысле).[35] Но структура сверхсознания соответствует
нуменальному миру, как структура сознания соответствует миру феноменальному,
но не целиком и не окончательно, с просветом иного и возможностью
прорыва. Сознание сознает себе трансцендентным то, что было бы имманентным
для сверхсознания. Поэтому я могу сказать, что трансцендентное не
внеположно, а, наоборот, внутренне мне. На этом основана мистика,
самая возможность её. Но, вследствие структуры сознания, обращенной
к этому феноменальному миру, происходит экстериоризация и объективация
наиболее внутреннего и духовного. Примитивные не делают разл ичия
между этим миром и миром иным, для них все чудесно и сверхъестественно.
Это объясняется непробуждённостью, слабостью сознания. Сверхъестественное
и чудесное, как отличное от природного порядка, существует для более
высокой ступени сознания. Самое восприятие чувственного мира не
всегда было одинаковым. Образы, краски "эмпирического"
мира зависят от состояния сознания, от направленности сознания,
от слабости или силы его. Сознание не только ориентирует нас в мировой
среде, не только проливает свет, но и создаёт огромное количество
иллюзий. Существуют иллюзии первобытного сознания, ещё очень слабого.
С ними связаны неисчислимые иллюзии, многие мифы, и существуют иные
иллюзии сознания цивилизованного, повышенного. В сознании первобытном
может быть меньше лжи, больше правды, чем в сознании цивилизованном.
В мифе может быть больше реальности, чем в реальности цивилизованной.
Общества, в которые группируются люди, создают ряд иллюзий, необходимых
для их существования и развити я. И это, может быть, самая прочная
из иллюзий. Общество объективирует человеческое существование, внушает
человеку трепет перед своей "священностью". Английский
социолог Кидд [36] развивал остроумную мысль, что общество и общественная
эволюция требуют для своего поддержания и процветания верований
и святынь, которые совсем не соответствуют истине. Род внушает индивидууму
иллюзии сознания, которые роду нужны. Шопенгауэр тоже говорил об
иллюзиях любви, которые делают индивидуума игралищем рода. Социальные
иллюзии принимают форму иллюзий классовых, сословных предрассудков,
искажающих сознание. У Гегеля есть гениальное учение о хитрости
разума (List der Vernunft) в истории. Как монист и оптимист, он
думал, что хитрость разума есть орудие раскрытия духа в истории.
Но в действительности это должно быть источником горького пессимизма.
Род создаёт иллюзии, необходимые для родового процесса, для торжества
общего над индивидуальным, вида над индивидуумом, коллектива над
личностью. И это принимает формы прочных, установившихся верований,
святынь, вызывающих к себе идолопоклонническое отношение. Это и
есть объективация человеческого существования, ввержение человека
в мир принуждающих объектов. Принудительная социализация происходит
через условную ложь, вкорененную в сознание. Иллюзии и ложь формируют
структуру сознания, соответствующую объектному миру. Но лжи "цивилизации",
лжи общества и истории нужно противополагать не "природу",
как неточно это выражали Ж.-Ж. Руссо и Л. Толстой, а дух, духовность,
нуменальный мир, который может изменить сознание и может вторгнуться
в этот мир, как сила преображающая. Против условий лжи феноменального
мира есть правда инстинкта, но инстинкт этот вкоренен в большей
глубине, чем так называемая "природа". Нуменальная "природа"
в человеке есть a priori по отношению к внешней феноменальной природе
Самое гениальное у Канта не трансцендентальная эстетика, как обыкновенно
думали, и не трансцендентальная аналитика, а трансцендентальная
диалектика, учение о трансцендентальном Schein и об антиномиях.
Разум, при неправильном пользовании им, порождает иллюзии. Но Кант
считает всю диалектику разума иллюзорной. И, может быть, он прав,
когда речь идет о разуме, отделенном от целостной жизни духа, от
экзистенциального опыта. В чем источник трансцендентальных иллюзий,
Schein, порождаемых диалектикой разума? Иллюзорность возникает вследствие
принятия мыслимого за реальное и перенесения того, что относится
к феноменам, на нумены. Я бы сказал, что иллюзии возникают вследствие
объективации, проецирования в объекте того, что имеет подлинное
существование лишь в субъекте. Это есть результат власти объектного
мира над человеческим существованием. Понятие порождает иллюзии
вследствие неверного применения. Неверно было бы сказать, что разум
не способен к настоящей, сущест венной диалектике. Но разум искажен
и теряет эту способность вследствие своей падшести, падшесть же
эта означает утерю целостности, духовности, раздвоения на субъект
и объект, мышление о нуменальном мире по приспособлениям к миру
феноменальному. Интересно было бы вообразить себе, как Кант критиковал
бы Гегеля и его диалектику. Гегель прошел через критику Канта и
хотел преодолеть Канта. Он хотел сообщить понятию полноту жизни
и превратить диалектику понятия в диалектику экзистенциальную. Он
совершенно расходится с Кантом в понимании характера и пределов
логики. Для Канта диалектика есть мнимый орган общей логики, диалектика
имеет мнимую убедительность. Диалектика есть логика иллюзии, расширяя
применение категорий за пределы эмпирического. Для Гегеля логика
есть онтология и диалектика в логике есть диалектика бытия. Он хочет
преодолеть кантовские антиномии. Внесение Гегелем динамики в логику
гениально. Гегель признает иррациональный момент в диалектике. Он
утверждает самодвиже ние в понятии и достижение тожества противоположностей.
Истина есть целое. Гегель избегает принятия явлений за вещи в себе
старой натуралистической метафизики. Но преодоление антиномий оказывается
иллюзорным, это - новая форма трансцендентального Schein, потому
что Гегель остаётся в круге имманентности, в ложном монизме, в оптимистическом
истолковании мирового процесса, у него нет настоящего трансцендирования,
и потому он мог породить диалектический материализм. Антиномия остаётся в силе до конца этого мира, её преодоление может быть лишь эсхатологическим.
Ошибка же Канта была в смешении и отожествлении опыта с относящимся
лишь к явлениям, т. е. в отрицании возможности опыта духовного.
Иллюзорность связана не с трансцендентным, а с имманентным. Именно
трансцендентное наименее иллюзорно. Антиномии чистого разума связаны
с бесконечностью. Можно допустить третье, отличное от тезиса и антитезиса,
но это третье раскрывается не в диалектическом развитии в этом мире,
а в транс цендировании за пределы этого объектного мира. Мир объективированный
не дан как целое, и потому в нём нет истины в гегелевском смысле.
Так как этот мир не есть вещь в себе, нумен, то он не существует
ни как бесконечное, ни как конечное целое. Космологическая антиномия
преодолевается лишь тем, что мир явлений не дан как целокупный.
Но именно в нем-то и нельзя преодолеть антиномии. Кант прав в своём дуализме двух миров и в признании неизбежности антиномий, связанных
с этим дуализмом. Но истолкование этого может быть иное, чем у Канта
Сознание нельзя мыслить статическим. Оно лишь относительно стабилизировано.
В принципе, возможно изменение, революция сознания, его расширение,
как и его сужение. Возможен прорыв через объективацию, которая создаёт
прочную иллюзию этого неизменного мира. Образы и картины сновидений
связаны с ослаблением сознания. Так и образы и картины эмпирического
мира, предстоящего нашему дневному сознанию, открывают нам не самую
первореальность, а лишь знаки её. Сны также имеют символическое
значение. Но вместе с тем в этом обманчивом, призрачном мире действует
подлинный, первореальный мир свободы, творчества, добра. Мы не можем
сделать окончательного усилия сознания, усилия духа, чтобы проснуться
от обманчивого, призрачного, не подлинного в эмпирическом мире явлений.
Слишком сильна структура сознания, приспособленная к условиям этого
мира. Но ошибочно считать движение и множественность обманчивыми
и призрачными (Зенон, элейцы). В индусской философии есть своя правда,
о на сильнее греческой и европейской философии сознавала неподлинность,
обманность мира явлений, но не понимала смысла прохождения человека
через этот мир, не чувствовала смысла истории. Интересно, что буддийская
философия и европейская эмпирическая философия одинаково признают
лишь текучие явления, и за ними ничто. Но первая - пессимистична,
вторая же - оптимистична, первая глубже второй. Индусская мысль
создала замечательную метафизику, но не создала науки. Наука создана
европейским Западом. Её создание предполагает не только самостоятельность
разума, овладение им, но и особенное внимание к феноменальному миру.
Сознание не только направлено к нему и приспособлено к нему, но
и освобождено от страха перед этим миром, который делал для древнего
человека, терзаемого демонолатрией, невозможным научное познание.
Первоначальное значение священного это - табу. Паническое - первоначальное
священное. Но человек в росте своего сознания перестал почитать
священным этот угрожающий ему об ъективированный, феноменальный
мир. Отсюда бесстрашие науки и техники. В этом бесстрашии, в этом
искании неподкупной истины - величие науки и связь её с Логосом.
Наука не признает никаких табу, которые были болезненной поражённостью
сознания. Отныне человек должен искать священное, искать Бога в
ином плане, в мире духовном, в мире внутреннего существования, не
в объекте, а в субъекте. Гордый философ Фихте говорил, что человек
должен иметь цель за пределами этой жизни. Но "иной",
лучший мир, находящийся за пределами этой жизни, нельзя мыслить
натуралистически и объективированно, от чего не была свободна традиционная
теология, а нужно мыслить прежде всего как изменение направленности
и структуры сознания, как мир духа, который не есть иная "природа".
Этот мир, который я называю миром объективации, означает самоотчуждение
и экстериоризацию духа, выбрасывание вовне. Нет онтологического
дуализма, который так же, как и монизм, порожден объективацией.
Есть дуализм модусов существов ания, качественных состояний человека
и мира. Различение миров не познается через объективирующее понятие,
а через цельную интуицию, проникающую в тайну существования, через
экзистенциальный акт духа. У Декарта заблуждение происходит от воли.
Но от направленности первоначальной воли происходит не только заблуждение
в познании, но и заблуждение в самом восприятии реальности, в самом
созидании миров. Познание, наука имеют свой мир, как свой мир имеют
религия, искусство, политика. Это менее всего значит, что мир науки
есть мир фантастический и лишенный реальности. Он имеет огромное
значение в пути человека, наука играет огромную роль в освобождении
человека и в развитии его силы. Особенное значение имеет историческая
наука, освобождающая от иллюзий и заблуждений сознания менее развитого.
Но человека всегда подстерегают порабощающие соблазны. Таким порабощающим
соблазном, искажающим науку, является сциентизм, превращение научного
отношения к миру в единственное и верховенствующе е. Научное познание
должно быть освобождено от гнета сциентизма, т. е. ложной философии
(миросозерцания материалистического, натуралистического, позитивистического).
Для этого необходимо понять тайну объективации. Может ли такая теория
познания быть названа идеализмом или реализмом? Одинаково неверно
было бы назвать эту точку зрения идеализмом или реализмом, потому
что вопрос поставлен неверно и выражен в старых категориях мысли.
Это есть идеализм в одном отношении и решительный реализм - в другом.
Экзистенциальная философия есть единственная подлинно реальная философия,
но это не есть реализм старой онтологической философии, которая
находилась во власти объективации и была формой натурализма. Это
есть вместе с тем преодоление идеализма германской философии начала
XIX века, но преодоление, в которое входит правда этого идеализма.
Мы поставлены перед проблемой бытия и существования.
|