Творчество и объективация 08
Подзаголовок
Н.А.Бердяев
Глава VII
1. БЫТИЕ И ПРОДОЛЖЕНИЕ МИРОТВОРЕНИЯ. ВООБРАЖЕНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ, ЭКСТАЗ.
ПОДАВЛЕННОСТЬ И ПОДЪЕМ. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАСТЫВШЕГО БЫТИЯ
Для философии творчества основным является сознание, что человек
не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и
только потому возможен и понятен творческий акт человека. Другое
основное положение заключается в том, что творческий акт человека
не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира
и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть
также лишь оформление материи в смысле налагания на нее идеальных
форм. В творческий акт человека привносится новое, небывшее, не
заключенное в данном мире, в его составе, прорывающееся из иного
плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не
из темной свободы, а из просветительной свободы. Возможность творчества
в мире свидетельствует о недостаточности этого мира, о постоянном
преодолении его, о существовании для этого силы, исходящей из другого
мира или более глубокого пласта, чем этот плоский мир. Вместе с
тем творчество человека свидетельствует о принадлежн ости человека
к двум мирам, о призванности человека к царственному положению в
мире. Паскаль очень глубоко сказал, что сознание ничтожества человека
есть признак его величия. Я говорил уже, что появление великих творцов
невыводимо из среды и необъяснимо причинными отношениями. Пушкина
не могла породить среда его времени; его явление, с этой точки зрения,
должно представляться чудом. И это верно для всякого творческого
запинания, в нём всегда кончается старый мир. Не только то, что
"я" творит, но и самое существование "я" есть
уже творческое усилие, творческий синтезирующий акт. Гундольф верно
говорит, что творчество есть выражение всей жизни человека. Человек
творит свою личность и в творчестве выражает свою личность. В самосозидании
"я", личности человеческий дух совершает творческий акт
синтеза. Нужно творческое усилие духа, чтобы не допустить разложения
"я", раздвоения и распадения на части личности. Человек
не только призван к творчеству как действию в мире и на мир, но
он сам есть творчество и без творчества не имеет лица. Человек есть
микрокосм и микротеос. И он личность лишь тогда, когда не соглашается
быть частью чего-либо или состоять из частей. Образ человека есть
творческое единство. С трудом можно понять утверждение Жильсона,
выражающее традицию томизма, что невозможно себе представить творчество
человека.[108] Для меня это равносильно и невозможности представить
себе человека. Человек есть существо, преодолевающее себя и преодолевающее
мир, в этом его достоинство. Но это преодоление есть творчество.
Тайна творчества есть тайна преодоления данной действительности,
детерминированности мира, замкнутости его круга. В этом смысле творчество
есть трансцендирование. В более глубоком смысле творчество есть
победа над небытием. Философия творчества не есть философия финитизма,
который, по верному замечанию Бергсона, считает, что все дано. В
отношении к творчеству нужно создать учение, аналогичное учению
Канта и Фихте, т. е. утверждать творческую активность субъекта,
невыводимую из объективного бытия. Фихте называет созерцание продуктивной
силой воображения. Но это значит признавать творческий, а не пассивный
характер интуиции. Об искусстве говорят, что оно есть творчество
конкретное по сравнению с абстрактностью философии. Но это требует
разъяснения и может породить недоразумение. Творчество в искусстве,
как и всякое творчество, есть победа над данной детерминированной,
конкретной жизнью, победа над миром. Объективация знает свою обыденную
конкретность, но от этой навязанной конкретности творчество уходит
в иную конкретность. Творчество не есть только придание более совершенной
формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства
этого мира. Творчество не может быть лишь творчеством из ничего,
оно предполагает материал мира. Но в творчестве есть элемент "из
ничего", т. е. из свободы иного мира. Это значит, что самое
главное и самое таинственное, самое творчески новое идет не от "мира",
а от духа. Есть что-то чудесное в преображении материи в искусстве.
Это чудесное есть и в образах красоты природы, в которой действуют
силы вражды, распада, хаоса. Из бесформенного камня или глины получается
прекрасный образ статуи, из хаоса звуков получается симфония Бетховена,
из словесного хаоса получаются чарующие стихи Пушкина, из ощущений
и восприятий, не знающих смысла, получается познание, из стихийных
подсознательных инстинктов и влечений получается прекрасный моральный
образ, из уродливого мира добывается красота. С точки зрения мира,
данного эмпирического мира, в этом есть что-то чудесное. Творчество
упреждает преображение мира. В этом смысл искусства, всякого искусства.
И творчество несет в себе эсхатологический элемент. Оно есть конец
этого мира, начало нового мира. Мир творится не только Богом, но
и человеком, он есть Богочеловеческое дело. Завершение же миротворения
есть конец этого мира. Мир должен превратиться в образ красоты,
раствориться в тв орческом экстазе
Творческий акт, по природе своей, экстатичен, в нём есть выход за
пределы, есть трансцензус. Творчество не есть процесс имманентный,
имманентно объяснимый, в нём всегда есть больше, чем во всякой причине,
которой хотят объяснить творчество, т. е. есть прорыв в детерминированной
цепи. Творчество не мирится с данным состоянием мира, хочет иного.
Творческий акт всегда вызывает образ иного, воображает в себе высшее,
лучшее, более прекрасное, чем это, чем данное. Это возникновение
образа иного, лучшего, более прекрасного есть таинственная сила
в человеке и оно не объяснимо воздействием мировой среды. Мировая
среда полна охлажденных и окостеневших результатов былого творчества.
Как объяснить из них возгорание нового творческого огня? Творческая
фантазия, возникновение образов лучшего имеют основоположное значение
в человеческой жизни. Соотношение между воображаемым и реальным
сложнее, чем обыкновенно думают. То, что представляется твердой
предметной реальнос тью, могло быть стабилизированным, одеревеневшим,
окаменевшим, окостеневшим результатом очень древнего воображения.
Я говорил уже, что Я. Бёме считал зло результатом дурного воображения.
Светлое, к Божественной красоте направленное воображение может создать
светлый мир. Интересно отметить, что позитивисты, агностики, материалисты,
скептики приписывают необыкновенную мощь человеческому воображению,
отрицая этим первоосновы своего миросозерцания. Человек, жалкий
продукт природной среды, целиком детерминированный извне, оказывается,
нашел в себе силы выдумать духовный мир, Бога, вечность. В этом
есть что-то совершенно неправдоподобное. Продуктивное воображение
есть метафизическая сила, которая ведет борьбу с объектным, детерминированным
миром, с царством обыденности. Творческое воображение создаёт реальности.
Образы, созданные творцами художественных произведений, ведут реальное
существование, действуют в мире. Воображение есть выход из непереносимой
реальности. Но ложное вообр ажение, а оно нередко бывает ложным,
ввергает в кошмарную реальность. Нужно всегда помнить, что воображение
может быть творчеством лжи, оно может ввергать человека в фиктивный,
но ставший предметным мир. Об этом много верного открывает современная
психопатология. Много раньше об этом говорили книги по духовной
жизни. Творческое воображение может создавать истинную и ложную
идеализацию, оно может быть актом реальной любви и актом иллюзорным,
несущим с собой страшные разочарования. В этом источник глубокого
трагизма в человеческом существовании. Человек может быть жертвой
своего воображения, хотя воображение может быть выходом к высшему
миру. Основным является противоположение образа и вещи. Первореальность
не есть вещь, первореальность имеет образ. Непереносимо человеку
жить среди вещей, не имеющих образа или потерявших образ. Воображение
относит ощущения и мысли к целостному образу. Через воображение,
а не ощущение познается конкретная реальность, имеющая образ. В
самом созд ании объектов, которые представляются прочными и насилующими
извне реальностями, огромную роль играло воображение. Но образ есть
акт, а не вещь.[109] Тема о творчестве ведет к основному вопросу
метафизики: что есть первореальность - вещь, предмет, объект, хотя
бы так был понят дух, или акт, субъект, творческая жизнь. В первом
случае мир не может быть изменен, и положение человека в мире безнадежно,
во втором случае мир может быть изменен, и человек может выйти из
царства необходимости в царство свободы. Поэтому нужно различить
метафизику рациональную и метафизику образов. Философия духа есть
метафизика образов. Позитивистически настроенный Рибо говорит, что
творческое воображение соответствует воле, что воображение идет
от внутреннего к внешнему, и что материалом творческого воображения
являются образы.[110] Для Рибо творчество зависит от двигательной
силы образов. Мифотворческий процесс, который есть истоки человечества
и от которого человечество не освободилось и сейчас, есть продукт
воображения и персонификации. И в мифологии было что-то более верное,
чем в безраздельной власти понятия и вещи. Красота связана с образом,
а не понятиями. Кант говорит, что при рассмотрении объектов через
понятие исчезает всякое представление красоты.[111] Образ иного,
лучшего, образ красоты порождается из таинственной глубины, из свободы,
а не из необходимости, из нумена, а не из феномена. И творческий
акт есть как бы связь нуменального и феноменального мира, выход
за пределы феноменального мира, экстаз, трансцензус. Выбор между
двумя ориентациями метафизики зависит от направленности духа. Признание
первореальностью вещи, предмета, объекта имеет очень много за собой
оснований, и соответствующая этому метафизика есть движение в направлении
наименьшего сопротивления. Признание же первореальности акта, субъекта,
духа требует усилий духа и веры, борьбы с властью необходимости.
Речь идет не только о двух путях познания, но и о двух путях существования.
Нелепо было бы сказать: имеет ли смысл делать усилие духа, если
духа как реальности, может быть, и нет. Если я могу сделать усилие
духа, то дух есть. В этом особенность реальности духа, непохожая
на реальность предметного мира.[112] Последовательно воображать
себя свободным духом, действовать как свободный дух значит быть
свободным духом. Творческая фантазия может иметь реальные жизненные
последствия. Творческий экстаз есть выход из времени этого мира,
времени исторического и времени космического, он происходит во времени
экзистенциальном. Люди, пережившие творческий экстаз, знают, что
в нём человек как бы одержим высшей силой. Это одержимость богом,
демоном (в греческом смысле). В платоновском "Федре" изумительно
рассказано о росте крыльев у человека. Экстаз родствен бреду. Гений
есть демон, вселившийся в человека и владеющий им. Творчество всегда
носит индивидуально-личный характер, но в нём человек не один. Человеческое
творчеств о не только человеческое, оно - богочеловеческое. В этом
таинственность творчества. В нём происходит трансцензус, в нём разрывается
замкнутость человеческого существования. Творческий акт есть акт,
совершаемый человеком, и в нём человек чувствует в себе превышающую
его силу. Это гениально выразил Пушкин. Есть родство между поэтом
и пророком. В творчестве есть благодатный элемент. Это связано с
природой всякого дара, который дается даром, gratia grata data.
Творческий дар благодатный, творческая свобода просветленная. Это
не мешает тому, что человек может злоупотреблять своим даром. Противоречивость
и парадоксальность творческого состояния заключаются в том, что
человек в момент творческого подъема чувствует себя как бы одержимым
высшей силой, демоном, и вместе с тем чувствует необыкновенную свободу,
вольность. В творчестве, особенно в искусстве, в поэзии, есть что-то
от воспоминания об утерянном рае. Эту память об утерянном рае особенно
вызывает поэзия Пушкина. Но воспоминан ие об утерянном рае, которое
никогда не покидает человека и к которому обращают человека наиболее
благодатные минуты творчества, не есть только обращённость к прошлому,
уходящему за пределы этого эмпирического мира. Воспоминание об утерянном
рае есть также обращённость к будущему, также уходящему за пределы
эмпирического мира. Творческий акт не может не быть обращён к будущему.
Но за пределами объективированного времени нашего мира снимается
наше различение и противоположение прошлого и будущего, оно существует
лишь для серединности, но не для пределов, или, вернее, запредельности
мировой жизни. Древним евреям свойственно было мессианское сознание,
обращенное к будущему, древним грекам свойственна была обращённость
к золотому веку, т. е. к прошлому. Но есть сфера, в которой мессианское
царство будущего и золотой век прошлого сближаются и сжимаются в
одно упование. Поэтому при более глубоком взгляде на творчество
можно сказать, что в нём есть элемент профетический, оно п ророчествует
об ином мире, об ином, преображенном, состоянии мира. Но это значит,
что творческий акт эсхатологичен, в нём сказывается невозможность
довольствоваться этим данным миром, в нём кончается этот мир и начинается
иной мир. Таково всякое творческое состояние человека, хотя бы в
нем не создавалось никаких продуктов. Значение творческого состояния
для внутренней жизни человека в том, что оно означает преодоление
подавленности, приниженности, вызванных тяжестью этого мира, и достижение
подъема. Поэтому творчество говорит о преодолимости этого мира,
преодолимости застывшего бытия, о возможности расковывания его,
освобождения и преображения. Романтики любили связывать творческий
художественный процесс с продуктивным воображением в сновидении.[113]
Это неприемлемо в такой форме, в какой утверждали романтики, но
заключает в себе долю истины. В сновидении возникают образы, которые
не вызываются непосредственно впечатлениями внешнего эмпирического
мира, но связа ны с тем, что хранилось в глубине подсознательного.[114]
Сновидческое состояние не зависит от восприятий и образов чувственного
мира в данный момент, но это состояние не активное, а пассивное.
Сознание подавлено и почти парализовано. Человек в сновидении может
быть совершенно раздавлен прошлым. В творчестве же возникают образы,
которые не определяются эмпирическим миром или определяются им через
творческое преображение, но они приносят с собой освобождение от
подавленности прошлого, от накопившихся в подсознательном впечатлений
и травм, от ранений прошлого. Правда, бывают светоносные видения,
бывают сны пророческие, но это сравнительно редкие состояния, в
которых происходит творческий подъем. В творчестве всегда действует
не только подсознательное, но и сверхсознательное, движение вверх.
2. ВОСХОЖДЕНИЕ И НИСХОЖДЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ. ТВОРЧЕСКИЙ АКТ И ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОДУКТ. ОБЪЕКТИВАЦИЯ И ВОПЛОЩЕНИЕ
В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний творческий
акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта вовне.
Я много писал об этом.[115] Сейчас скажу необходимое и о новой стороне
вопроса. Очень важно выяснить, является ли творческое воплощение
объективацией, или нужно различать воплощение и объективацию. Нужно
также различать между воплощением и овеществлением, ибо плоть и
вещественность не одно и то же, плоть может быть просветлена, вещь
же подлежит преодолению. Творчество осуществляется по линии восходящей
и по линии нисходящей. Первичный творческий акт есть взлет вверх,
к иному миру. Но он встречает затруднение, сопротивление в материи
этого мира, в её бесформенности, массивности, тяжести, в дурной
бесконечности, окружающей со всех сторон творца. Человек есть демиург,
он творит, работая над материей мира, оформляя и просветляя её.
В творческом состоянии есть большая легкость, в нём растут крылья
для полета, и е сть большая трудность, мучительность, препятствие
для полета. Творящий субъект поставлен перед миром объективации,
и результаты творческого акта должны войти в этот мир объективации.
В этом трагедия творчества. Первичное творчество происходит вне
объективированного мира, вне времени этого мира, во времени экзистенциальном,
в мгновении настоящего, не знает прошлого и будущего. Творческий
акт есть акт нуменальный, но он создаёт продукт, принадлежащий феноменальному
миру. Бетховен создаёт симфонии, и потом в этом создании открывают
"объективные" закономерности. Но творчество Бетховена
должно было бы привести к тому, чтобы весь мир зазвучал, как симфония.
Так же творчество подлинного философа должно было бы привести к
изменению мира, а не к обогащению мира лишь новыми ценными книгами.
Уже греки делали различие между действием (praxiq), цель которого
деятельность самого действующего субъекта, и созиданием (psejsiq),
цель которого в имеющем быть созданным объекте.[116] Творящий, находящийся
в состоянии творческого взлета, в сущности, стремится не к реализации
цели, а к выражению этого своего состояния. Бенедето Кроче в значительной
степени прав, когда видит сущность искусств в экспрессивности.[117]
Но во всяком случае творящий не может остаться в себе, он должен
выйти из себя. Этот выход из себя обычно называют воплощением, которому
придают объективный характер по преимуществу. Именно в воплощении
творящий стремится к совершенству формы. В творчестве нет материи,
нет содержания без формы. Творческий акт устремлен к бесконечному,
форма же творческого продукта всегда конечна. И весь вопрос в том,
просвечивает ли бесконечность в конечном образе? Весь творческий
процесс происходит между бесконечным и конечным, между полетом и
образом, входящим в этот объективированный мир. Первоначальный творческий
акт по восходящей линии есть творческий экстаз, взлет, первичная
интуиция, видение иного, открытие, чудесное вызывание образов, великий
замысел, великая любовь, притяжение высоты, восхождение в гору,
творческий огонь. Тогда творящий стоит перед Богом, перед Тайной,
перед первоисточником всякой жизни. Познание, например, не есть
написанная книга, система, доказательство, объективация во внешний
мир открывшегося, а внутреннее озарение, приобщение, трансцензус.
Совершенно то же нужно сказать о художественном замысле или замысле
нового социального строя. И совершенно то же о возгоревшейся любви,
которая есть творческое состояние человека. Но творчество не есть
только все это, творчество есть также обращение к людям, к обществу,
к этому миру, притяжение творческого акта вниз. И тут человек должен
быть искусен, должен обладать искусством во всём , не только в "искусстве"
в собственном смысле, но и в науке, в социальном и моральном творчестве,
в технике жизни. Искусство стремится к совершенству, но оно есть
движение по нисходящей, а не по восходя щей линии. Искусство человека
обнаруживается вследствие сопротивления, которое творческий акт
встречает в мире, в материи мира. Искусство должно эту сопротивляющуюся
человеку силу превратить в орудие творчества, создающего продукты.
Парадокс заключается в том, что творчество и искусство (не только
художника) между собой неразрывно связаны и вместе с тем находятся
как бы в конфликте и нередко враждебны друг другу. В методически
разработанном научном познании может исчезнуть творческая интуиция,
в совершенных классических формах художественного произведения может
быть охлажден творческий огонь художника, в выработанных социальных
формах человеческого общения может исчезнуть первоначальная жажда
справедливости и братства людей, в застывших формах семейной жизни
может исчезнуть огонь любви, в традиционных церковных учреждениях
может ослабеть и исчезнуть вера в профетический дух. Воплощение
духа может оказаться объективацией духа, и тогда дух нельзя уже
узнать в его воплощениях. Объективный дух есть contradictio in adjecto,[118]
есть иссякание духа.[119] И на этом держатся организации человеческого
общества и цивилизации. И всякий раз, когда человеком овладевает
воля к могуществу в этом мире, он вступает на путь охлаждения и
иссякания духа, на путь рабства этому миру. Необходимо подчеркнуть,
что оформление, придание формы, с которым связано всякое творчество,
совсем не тожественно с объективацией, т. е. совсем не означает
отчуждения от ядра существования, охлаждения, подчинения власти
детерминизма
Творчество в своём первоисточнике связано с недовольством этим миром,
оно есть конец этого мира, хочет конца этого мира в своём первоначальном
порыве и есть начало иного мира. Поэтому творчество эсхатологично.
Можно удивляться тому, что не было обращено внимания на эсхатологическую
сторону творчества. Это может быть объяснено тем, что есть две перспективы
творческого акта: 1) конец этого мира, начало нового мира, и 2)
усовершенствование и укрепление этого мира, перспектива революционно-эсхатологическая
и перспектива эволюционно-строительская. Творческий акт, начальный
и конечный, - эсхатологичен, он есть взлет к иному миру, но в середине
он создаёт продукты, рассчитанные на длительное существование в
этом мире. Воплощение творчества не тожественно с объективацией,
но результаты творчества так же могут объективироваться, как и все
человеческое существование в этом объектном мире. Самая возможность
творчества предполагает влитие в человека Духа, что и называю т
вдохновением. И это возвышает творчество над миром. Но мир требует
от творящего соответствия себе, мир хочет воспользоваться творческими
актами, рассчитанными на конец этого мира. Великие творцы создают
великие произведения. И эта удача есть вместе с тем неудача творчества.
Что делает мир, что делается в мире со всяким творческим актом,
всегда огненным по своему источнику? Творческое горение охлаждается,
на него давит тяжесть мира. Не наступает новой жизни, преображения
мира, нового неба и новой земли. Всякий акт любви, любви-эроса и
любви-жалости, есть творческий акт, в нём наступает новизна в мире,
в нём явлено небывшее, в нём есть надежда на преображение мира.
Подлинный акт любви - эсхатологичен, означает конец этого мира,
мира ненависти и вражды, и начало нового мира. Но любовь в своём существовании в мире охлаждается и объективируется, и срывается
её эсхатологический характер. И так все. Творческий акт познания
носит эсхатологический характер, означает наступление кон ца, конца
этого мира тьмы, возникновение мира света. Но познание в своём существовании
в мире также охлаждается и объективируется. Всякий творческий моральный
акт, всегда предполагающий моральную фантазию, есть конец этого
мира, основанного на поругании добра и преследовании добрых, начало
мира подлинной богоподобной человечности. Но моральные акты в своём существовании в мире объективированы и превращены в давящее царство
законности и бесчеловечной добродетели.[120] Всякий творческий акт,
моральный, социальный, художественный, познавательный есть акт наступления
конца мира, взлет в иной, новый план существования. Но творящий
должен воплощать для мира и для людей свои образы иного, свой экстаз,
свой огонь, свой трансцензус, своё приобщение к иной жизни.[121]
И он принужден это делать по законам этого мира. Творческая свобода
человека укрепляется и закаляется в сопротивлении этого мира, его
тяжести. И человек то побеждает, то терпит поражение. Слиш ком легкая
свобода деморализует. Творчество нуменально по своему первоисточнику,
но оно обнаруживает себя в мире феноменальном. Продукт творчества
принадлежит к феноменам, но в них просвечивает и нуменальное, в
них есть и вечное. Воплощение имеет нуменальное значение, оно раскрывает
идеальный образ, оно обнаруживается в общении с другими, с субъектами
же, но искажается объективацией, в которой исчезает огонь первожизни.
Этот мир не кончается, задерживается. Но он должен кончиться. Творческий
акт человека, ответ на Божий зов, должен уготовлять конец этого
мира, начало мира иного. Очень важно установить, что есть противоположность
между телеологией и эсхатологией, как и между телеологией и творчеством.
Последовательно телеологический взгляд на мир признает конечную
цель, которой все подчинено, но исключает конец, делает ненужным
конец. Мир должен кончиться именно потому, что в мире нет совершенной
целесообразности, т. е. сообразности царству Божьему
Творческий гений редко бывает доволен своим созданием. Вечная неудовлетворенность
есть даже один из признаков гениальности. Внутренний огонь гениальной
натуры не вполне передается в её произведениях. Совершенство творческих
созданий есть что-то иное, чем творческое горение. Судьба гения
- трагична. Его часто не признают при жизни, он сам собой недоволен,
и его искажают после смерти, пользуясь произведениями гения для
целей, ему чуждых. В творчестве, в творческой гениальности есть
что-то пророческое. Но нет ничего мучительнее и трагичнее судьбы
пророков. Голос Божий, который слышен через них, вызывает ненависть,
как неуместное и неприятное напоминание. Пророки побивались камнями.
Про гения было сказано, что он сосредоточивает в себе и выражает
дух времени. Это очень неточное и искажающее выражение. Гений -
несвоевременный человек, человек, не приспособленный к своему времени
и бросающий ему вызов. Но гений несет в себе движение Духа, он прозревает
века гряду щие, обличая ложь своего времени. В этом гениальность
сближается с профетизмом. Впрочем, есть несколько типов гениальности.
Гениальным называют творца, который создал наиболее совершенное
произведение. Но и самое совершенное произведение оказывается не
на высоте того, что было в гениальном творце. Нужно решительно признать,
что есть роковая неудача всех воплощений творческого огня, ибо он
осуществляется в объектном мире. Что выше - св. Франциск Ассизский,
самое явление его единственной в истории христианства религиозной
гениальности, или созданный им францисканский орден, в котором угас
дух св. Франциска и победила обыденность? Что выше - Лютер и пламенно
пережитая им религиозная драма или созданные им лютеранские церкви,
пасторы и теологи XVIII и XIX веков, в которых торжествует рационализм
и морализм? Что выше - раскрывшаяся в Ж.-Ж. Руссо новая эмоциональность
или дела его последователей, якобинцев? Что выше - сам Ницше с гениально
и пламенно пережитой им трагедией человек а или люди и движения,
бесстыдно им пользующиеся? Ответ слишком ясен. Но история мира знает
одну самую страшную творческую неудачу - неудачу христианства, дела
Христа в мире. История христианства была слишком часто распятием
Христа. Нет ничего ужаснее и мрачнее, чем объективация в истории
того огня, который Христос низвел с неба. Наибольшая неудача поражала
все большие исторические строительства, все замыслы социального
устроения людей. Не удалась Афинская демократия, не удалась мировая
империя Александра Великого, не удалась римская империя, не удались
христианские теократии, не удалась Реформация, не удалась Французская
революция, не удался коммунизм. Это не значит, что все было бессмысленно
и было чистой потерей, но это значит, что результаты всякого творческого
горения и творческого замысла настоящим образом сказываются не в
этом объектном феноменальном мире, а в ином мире, в ином порядке
существования. Печальна, трагична творческая неудача в этом мире,
но есть великая у дача в том, что результаты всякого подлинного
творческого акта человека входят в царство Божие. Это и есть эсхатология
творчества. Неудача творческого акта в том, что ему не удается кончить
этот мир, преодолеть объектность. Удача же в том, что он уготовляет
преображение мира, царство Божие. В творческом огне сгорает грех.
В царство Божие войдут все великие творческие произведения человека.
Поэтому творческие воплощения человека - двойственны, в них как
бы отражается борьба двух миров. И всё же нет ничего ужаснее, безнадежнее,
трагичнее всякой реализации.
3. СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО. "КЛАССИЧЕСКОЕ"
И "РОМАНТИЧЕСКОЕ" В ТВОРЧЕСТВЕ
Тема творчества и воплощения связана со старым спором классицизма
и романтизма. Речь идет тут не о направлениях в искусстве, а о разных
типах мироощущения и миросозерцания, о разных отношениях к творчеству
во всех областях. Различение и противоположение классиков и романтиков
очень относительно и часто преувеличено. Про величайших творцов
совсем нельзя сказать, были ли они классиками или романтиками, например
про Шекспира и Гёте или про Достоевского и Л. Толстого. Творческие
гении всегда находились вне спорящих школ и над ними, хотя к ним
и примешивались споры направлений. Например, Библия, в которой есть
книга потрясающей художественной силы, стоит совершенно вне классицизма
и романтизма. "Романтическими", в узком смысле слова,
иногда называют второстепенные художественные произведения; таковы,
например, произведения многих немецких романтиков. "Классическими"
называют произведения, достигшие большого совершенства, вполне удавшиеся.
Но всё же самое различе ние и противоположение ставит важную для
творчества проблему. Прежде всего, в каком отношении стоит творчество
к "субъективному" и "объективному", в каком
отношении оно стоит к конечному и бесконечному и что значит совершенство
творческого продукта? Творчество по существу своему - субъективно,
творящий есть субъект, и в субъективной сфере происходит творческий
процесс. Выражение "объективное" творчество - неточно
и говорит лишь о направленности творческого субъекта. Но результаты
творческого акта, его воплощения попадают во власть законов объективации
мира. Можно сказать, что в творчестве действуют три начала - свобода,
благодать и закон. И, может быть, разная степень преобладания того
или другого начала. Есть правда и ложь "классицизма" в
творчестве, как есть правда и ложь "романтизма". Правда
классицизма - в стремлении к совершенству и гармонии, к овладению
материи формой. Но с этим же связана и ложь классицизма. Совершенство
формы, гармония достигаются в конечном. Бесконе чность в мире объектном,
в мире феноменов есть бесформенность, дурная бесконечность, и потому
стремление к совершенству продукта творчества попадает во власть
конечного. Субъективное стремится перейти в объективное. Классицизм
подвержен той иллюзии, что совершенство достижимо в конечном, в
объекте. Классицизм, создав красоту, хочет оставить нас в этом мире
навсегда. На этой почве возможны великие достижения, они были в
культуре Греции. Греция, впрочем, тоже знала свой романтизм. Но
классическое творчество легко подвержено иссушению и омертвению.
Это и есть процесс объективации, все дальше уходящий от истоков
жизни. Тогда неизбежно бывает творческая реакция романтизма. Романтизм
стремится к выражению жизни творящего в продукте творчества. Правда
романтизма - в стремлении к бесконечному, в недовольстве всем конечным.
В романтизме есть правда "субъективного" против лжи "объективного".
Романтизм не верит, что в этом объектном мире достижимо совершенство.
В этом мире могут быть л ишь знаки, символы совершенства иного мира.
Это так же в познании, как и в искусстве.[122]
Чистый классицизм не хочет знать трансцендентного; романтизму свойственна,
по крайней мере, тоска по трансцендентному, хотя обычно при невозможности
его достигнуть. Для романтизма творчество есть прежде всего способ
жизни самого субъекта, переживание им подъема и экстаза, внутреннего
трансцензуса, который может выводить за пределы романтизма. Для
классицизма же все сосредоточивается на совершенстве формы творимого
продукта, на объекте. Но романтизм порождает иллюзии, - иллюзии
иные, чем классицизм. У романтиков было немало лживости, была нечистота,
замутнённость творчества. Есть ложь романтической субъективности,
как бессилие выхода из самозамкнутости, поглощенности собой. Есть
неспособность к реальному трансцензусу. У романтиков раздвоилось
"я" и слабо выражена личность. Претенциозность и неудачничество
легко принимали форму романтизма и оправдывали себя. Ценность не
есть только психологическое переживание субъекта, но и ценность
реальности, на которую суб ъект направлен. Романтизм может означать
потерю чувства реальности. Классицизм же склонен понимать реальность
исключительно объектно. В действительности в творчестве конкретно
сочетаются элементы классические с элементами романтическими. Классическая
и романтическая тенденции обнаруживаются уже в мире объективации.
Целостная же истина лежит в ином
У Канта, в "Критике способности суждения", были замечательные
и основоположные мысли о красоте и искусстве. Прекрасно то, что
без понятия нравится allgemein.[123] Красота есть целесообразность
без представления цели. Прекрасное нравится без всякого интереса.
Прекрасное нравится не в чувственном восприятии и не в понятии,
а в суждении, в оценке. Красота природы есть прекрасная вещь, красота
искусства есть прекрасное представление о вещи. Этим подчёркивается
значение творческого субъекта. Суждение вкуса не зависит от предметной
реальности. Искусство, как и всякое творчество, возвышает над обыденностью,
т. е. над реальностью объектного, предметного мира. Обыкновенно
говорят, что искусство изображает лишь существенное, значительное
и напряженное, оно не есть подражание и отражение объектной природы.
Но это значит, что творческий акт прорывается к более глубокой реальности,
к нуменальному за феноменальным. Проблема творчества ставит вопрос
об истинном и ложном реализме. Романтики, начиная с Ж.-Ж. Руссо,
защищали правду "природы" против рационализации и механизации,
которые несет за собой цивилизация. В этом была правда, но самое
понятие "природа" осталось двусмысленным. Произошло смешение
объективированной природы этого феноменального мира, - природы механического
миросозерцания и Дарвина, и природы нуменальной, идеального космоса.
По ту сторону спора классицизма и романтизма, в котором есть много
условного, стоит настоящий реализм или реалистический символизм,
который и характеризует величайших творцов. Поскольку человеческое
творчество теургично, оно - реалистично, т. е. обращено к преображению
мира, к новому небу и новой земле. Истинно творческий реализм есть
реализм эсхатологический, он направлен не на отражение природного
мира и не на приспособление к нему, а на изменение и преображение
мира. Творческое познание, творческое искусство не есть также отражение
и выражение вечного идейного мира (в платоновс ком смысле) в этом
чувственном мире, а есть активность свободного духа, продолжающего
миротворение, уготовляющего преображение мира. Границы человеческого
творчества, человеческого искусства, поставленные этим объектным
миром, делают его символическим, хотя символизм этот реалистический,
а не идеалистический. Конечное же преображение мира будет переходом
символов в реальность. Творчество человека будет творить самую жизнь,
иной мир, а не предметы, в которых всегда остаётся разрыв между
субъектом и объектом. Тогда не будет жертвы жизнью, любовью во имя
творчества, как, например, у Гете, Ибсена и других, но отожествление
творчества и жизни. Тогда творчество не будет ни классическим, ни
романтическим Тогда в своём роде совершенная мысль, как в Греции,
в Китае, не будет характеризоваться как классическая и рациональная.
Тогда недостаточно будет, как было сказано про Гегеля, соединить
ценности протестантско-теологические с классическими, античными.
Тогда будет единство природы и свободы, вещь истинная и добрая будет
вещью прекрасной.[124] Творчество должно быть теургическим, сотрудничеством
Бога и человека, т. е. богочеловеческим. Творчество есть ответ человека
на зов Бога. Религиозная трудность этой проблемы в том, что воля
Бога о творческом призвании человека, нужда Бога в творчестве человека
не могла быть открыта Богом человеку, она должна быть открыта дерзновением
самого человека, иначе не было бы свободы творчества, не было бы
ответа, исходящего от человека.[125] Искупление исходит от Бога,
от явления Бога Распятого и Жертвенного. Творчество же исходит от
человека. Противоположение искупления и творчества есть иллюзорное
противоположение объективированного и падшего сознания. Человек
выходит из замкнутой субъективности в творческом акте духа двумя
путями - путем объективации и путем трансцендирования. В пути объективации
творческий акт приспособляется к состоянию этого мира и не достигает
своего конечного состоя ния, он пресекается. В путях трансцендирования
творческий акт прорывается к нуменальной реальности и направляется
к конечному преображению мира. Фактически, в действительности оба
пути сочетаются в человеческом творчестве с преобладанием одного
или другого. Ошибочно было бы заключать, что творчество объективированное
лишено значения и смысла. Без него человек не мог бы поддерживать
условия своего существования в этом мире и улучшать эти условия.
Человек призван производить работу над материей этого мира, подчинять
её духу. Но нужно понимать границы этого пути и объективации и опасность
его исключительности, закрепляющей ложное состояние мира. Это есть
вопрос о соотношении закона со свободой и благодатью.[126] Наступит
эпоха, новый исторический эон, когда эсхатологический смысл творчества
будет окончательно выявлен. Проблема творчества упирается в проблему
смысла истории.
Часть IV
ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ И ЭСХАТОЛОГИИ
Глава VIII
1. МИР КАК ИСТОРИЯ. ЗОНЫ. МЕССИАНИЗМ И ИСТОРИЯ. КОСМИЧЕСКОЕ, ВРЕМЯ
ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВРЕМЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ. ПРОФЕТИЗМ И ВРЕМЯ
Есть две точки зрения на мир для одной мир есть прежде всего космос,
для другой мир есть прежде всего история. Для древних греков мир
был космосом, для древних евреев мир был историей. Греки и евреи
жили в разном времени, не в разное время, а в разном времени. Взгляд
на мир как на космос космоцентричен. Взгляд на мир как на историю
антропоцентричен. Это есть спор о том, нужно ли понимать человека
из космоса или космос из человека. Есть ли человеческая история
подчиненная часть космического процесса, или космический процесс
есть подчиненная часть человеческой истории? В круговороте ли космической
жизни или в историческом свершении раскрывается смысл человеческого
существования? Это есть также спор статического и динамического
миросозерцания, понимания мира прежде всего в пространстве и понимания
мира прежде всего во времени. Действительность всегда историческая,
и другой нет. И так называемая "природа" имеет свою историю
во времени, её имеют звезды неба и ко ра земного шара. Но она может
быть понята как космическая бесконечность, в которую проваливается
человеческая история, и тогда в ней нет значительных по своему смыслу
событий, а может быть понята как входящая в человеческую историю,
как подготовительная её часть, и тогда она получает смысловое значение.
У греков не могло возникнуть философии истории, вследствие их космоцентрического
созерцания мира. Золотой век у них был в прошлом, и с этим была
связана их мифотворческая одарённость. У них не было великого ожидания,
обращенного к будущему. Философия истории могла возникнуть лишь
в связи с мессианско-эсхатологическим сознанием, которое было лишь
у Израиля и у влиявших на него персов,[127] с напряженным ожиданием
великого явления в будущем, - явления Мессии и мессианского царства,
т. е. воплощения Смысла, Логоса в истории. Можно сказать, что мессианизм
конструирует историческое. Философия истории имеет иранско-иудейско-христианские
истоки. Учение о прогрессе XIX века, столь не христианское по своей
внешности, имеет все те же истоки в мессианском ожидании. Возможность
философии истории вызывала сомнения и возражения.[128] И, бесспорно,
чисто научной философии истории построить нельзя. Мы живём внутри
исторического времени История ещё не кончилась, и мы не знаем, какая
история ещё предстоит в будущем. Какая новизна ещё возможна в человеческой
и мировой истории? Как познать при этом условии смысл истории? Может
ли история открыться до её окончания? Философия истории была возможна
и существовала именно потому, что всегда заключала в себе профетический
элемент, выходящий за пределы научного познания. Никакой другой
философии истории, кроме профетической, быть не может. Профетична
и мессианична не только философия истории, заключенная в книгах
Библии или у Бл. Августина, но и философия истории Гегеля, Сен-Симона,
О. Конта, К. Маркса.[129] Философия истории есть не только познание
прошлого, но и познание бу дущего, она всегда пытается открыть смысл,
который может быть явлен лишь в будущем. Когда историю делят на
три эпохи и от третьей грядущей синтетической эпохи ждут совершенства,
совершенного сознания свободы духа и воплощения духа или совершенного
и справедливого общества, то это есть пророчество, секуляризированная
форма мессианства или хилиазма. Когда Гегель утверждает, что в прусском
государстве будет явлена та свобода, которая есть смысл и цель мировой
истории, когда Маркс утверждает, что пролетариат будет освободителем
человечества и создаст совершенный социальный строй, или Ницше утверждает,
что явление сверхчеловека, в результате эволюции человечества, будет
явлением смысла земли, то все они утверждают мессианское и профетическое
сознание, оповещают о наступлении тысячелетнего царства. Ничего
подобного не может утверждать наука. У Гегеля история есть священная
история.[130] Мессианско-профетический характер философии истории
определяется тем, что смысл и стории зависит от неведомого грядущего.
Трудность философии истории связана с тем, что она есть познание
не только того, чего уже нет, но и того, чего ещё нет. Поэтому можно
было бы сказать, что она есть пророчество не только о будущем, но
и о прошлом. Историческая действительность делается неуловимой,
ибо настоящее, присутствующее, не может удержаться до следующего
мгновения.[131] Все течет, все находится в движении и изменении.
В сущности, во всяком познании уже нет той конкретной действительности
настоящего, которую мы хотели познать. Но в явлениях, которые изучают
естественные науки, это носит иной характер, чем в познании истории,
ввиду их повторяемости и возможности эксперимента. Философия истории
может быть лишь религиозной метафизикой истории. Для нее имеет основное
значение проблема мессианизма
При более глубоком взгляде на историю можно увидеть, что мессианизм
есть основная тема истории - истинный или ложный мессианизм, открытый
или прикрытый. Вся трагедия истории связана с действенностью мессианской
идеи, с постоянным двоением её в человеческом сознании. Мессианизм
- древнееврейского происхождения. Это и есть вклад еврейского народа
в мировую историю. Напряженность мессианского ожидания еврейского
народа и привела к явлению Мессии - Христа среди этого народа. Греции
чужда была мессианская идея, её призвание иное. Мессианская надежда
рождается в страданиях и несчастиях и ждёт дня справедливого суда
и в конце - мессианского торжества, мессианского тысячелетнего царства.
Психологически это есть компенсация сознанием мессианской избранности
за пережитые страдания. Страдания еврейского народа, страдания польского
народа, страдания русского народа (именно народа, а не государства),
страдания германского народа, страдания рабочего класса благоприятству
ют нарождению мессианского сознания. Есть и всечеловеческое мессианское
ожидание, которое возникает из непомерного страдания человека на
земле. Если страдание не раздавливает человека и народа, то оно
является источником страшной силы. Ослабляют, деморализуют благополучие
и успокоенность. И нет ничего более разлагающего, чем благополучный
и успокоенный скепсис. Явление Мессии сопровождается постоянным
недоумением, вопрошанием о том, подлинный ли это Мессия. Мы видим
в Евангелии это постоянное вопрошение об Иисусе: Христос ли Он?
Было и много лже-Мессий, лже-мессианизмов. Антихрист будет лже-Мессией.
Есть мессианизм национальный и мессианизм универсальный, мессианизм
индивидуальный и мессианизм коллективный, мессианизм победный и
мессианизм страдальческий, мессианизм посюсторонний и мессианизм
потусторонний.[132] В истории Израиля представлены все типы мессианского
сознания и ожидания. У пророков мессианизм универсальный побеждает
мессианизм национальный. При по ражении мессианизма победного на
первый план выступает мессианизм страдальческий. Образ страдающего
отрока у Второ-Исайи может быть отнесен и к страданиям мессианского
народа - Израиля, и к пророческому предчувствию страданий Христа
- Мессии. И вместе с тем еврейскому народу чрезвычайно трудно было
примириться с тем, что Мессия будет явлен на земле не в победном
образе царя, а в образе страдающем и распятом. У еврейского народа
было очень сложное и двойственное отношение к страданию, как это
видно по книге Иова, по псалмам. Ягве был Богом бедных, защитником
угнетенных. Пророки требуют, чтобы первые, богатые, сильные, господствующие
были унижены и наказаны, были признаны последними, чтобы последние,
бедные, слабые, униженные, стали первыми. Это и произойдет, когда
пробьет мессианский час истории. У пророков, в мессианском сознании
Израиля, заложены религиозные источники революционно-социальных
учений истории, всех социалистических движений.[133] В Библии уже
был а поставлена основная тема теодицеи, которая мучит и нас: как
примирить могущество и благость Ягве с несчастиями еврейского народа
и несправедливостями земной жизни. Мессианизм и был ответом на тему
теодицеи. Израиль страдает за грехи мира. Такова форма универсального
мессианизма. Но долгое время мессианское ожидание, остаётся ожиданием
Мессии победного в этом земном мире. Мессианское ожидание не связано
с верой в личное бессмертие, которая возникает поздно. Мессианизм
потусторонний связан с апокалиптикой, которая отличается от книг
пророческих. Возникает небесный мир. Мессия - небесное существо.
Новый Иерусалим сходит с неба с Мессией. Будущее начинает представляться
сверхприродным. Мессианские чаяния апокалиптики связываются не только
с торжеством народа, но и с личным спасением.[134] Несомненны персидские
влияния на еврейскую апокалиптику. Происходит также сближение мира
юдаистического и мира эллинского. Этим подготовляется христианский
универсализм
Мессианское сознание переходит в христианский мир и в нём преображается.
В противоположность многим богословским мнениям нужно сказать, что
христианство - существенно мессианично. Первое явление Мессии, первая
реализация мессианской надежды не уничтожает мессианской обращенности
к будущему, ожидания царства Божьего, преображения мира, нового
неба и новой земли. Только эсхатологическое понимание христианства
есть глубокое и верное понимание.[135] Проповедь Иисуса о наступлении
царства Божьего, что и составляет главное содержание во всяком случае
синоптических Евангелий, есть проповедь эсхатологическая. Идея царства
Божьего имеет эсхатологический смысл, означает конец этого объектного
мира и наступление иного, преображенного, мира. Царства Божьего
ещё нет, оно ещё не наступило. "Да приидет царство Твое".
Церковь не есть царство Божье, как утверждал Бл. Августин и как
думает за ним большая часть католических теологов. Церковь есть
лишь путь в зем ной истории. Первохристианство было эсхатологично
по своей настроенности. Первохристиане ждали второго явления Христа
- Мессии и конца мира. Эсхатологический характер христианства ослабел,
мессианское сознание почти угасло, когда раскрылся исторический
путь между первым и вторым явлением Мессии и началось приспособление
христианства к историческим условиям. Произошла объективация христианства,
возникло историческое христианство. Феномен задавил нумен. Начались
соблазны и падения. Порча вошла в самые принципы христианства. Соблазн
был не в человеческих грехах христиан, иерархов, а в извращении
самого учения социальными влияниями, т. е. в победе исторической
объективации над духом. Мессия-Христос отверг в пустыне соблазн
царствами этого мира. Но христиане в истории приняли этот соблазн.
Это наложило печать на самую догматику, выработанную историческим
христианством. Древнееврейская идея Мессии-царя переходит в христианское
сознание. На этой почве родились исторические хри стианские теократии,
т. е. величайшее извращение христианского мессианизма. Теократия,
во всех своих формах, восточных и западных, была изменой христианству,
изменой и ложью. И теократии были обречены на гибель. То, что они
осуществляли, было противоположно царству Божьему, царству свободы
и любви. Теократии дышали и двигались империалистическим духом,
волей к могуществу. Они сакрализировали земную силу, совершавшую
величайшие насилия над человеком, они прикрепляли христианские символы
к реальностям, ничего общего с христианством не имеющим. Мессианизм
вновь делался национальным и придавал универсальный характер национальным
притязаниям, в то время как после явления Христа-Мессии национальный
мессианизм навеки отменен и недопустим. Национальный мессианизм
и теократия отменены не только Евангелием, но и пророками. Исторические
теократии и лжемессианизм рухнули, но в XIX и XX веках мессианизм
появляется в новых одеяниях, в секуляризированных формах. Образуется
мессианизм избранной расы и избранного класса. Древний хилиазм переходит
в социальные учения, и нужно сказать, что в освободительных движениях
было больше христианской правды, чем в исторических теократиях.[136]
Двойственность мессианизма поражает, например, в учении Достоевского
о русском народе-богоносце. Эта двойственность была уже в старом
учении о Москве - Третьем Риме. Единственный истинный мессианизм
есть мессианизм ожидания новой эпохи Духа, преображения мира и царства
Божьего. Это мессианизм эсхатологический, противоположный всем историческим
теократиям и всем сакрализированным государствам. В истинный мессианизм
входит лишь искание социальной правды. Но искатели социальной правды
также могут соблазняться царством этого мира и отвергнуть крест.
Остается еврейский мессианизм в ложной своей форме. Двоение мессианского
сознания останется до конца времен. В этом драма истории. Поэтому
главным содержанием истории остаётся война. Христианство, в своей
исторической судь бе, находится как бы в антракте. Духовные силы
исторического христианства исчерпываются, в нём угасло мессианское
сознание, и оно перестало играть руководящую роль в так называемых
великих событиях истории. Творческий процесс происходит как бы вне
христианства и, во всяком случае, вне видимой церкви. Только переход
к христианству эсхатологическому, к свету, идущему от грядущего,
может вновь сделать христианство творческой силой. Но переход к
эсхатологическому христианству не только не означает отрицания опыта
истории и культуры, но как раз будет означать признание религиозного
значения этого опыта. Темой истории остаётся тема мессианская. Тема
эта связана с проблемой времени. Философия истории есть прежде всего
философия времени
Мы воспринимаем историю как течение времени - эпохи, десятилетия,
столетия, тысячелетия. Но в том ли самом времени происходят события
истории, в каком происходят явления природы? От нагревания расширилось
какое-либо тело, произошло соединение химических элементов, выделилась
желчь или началась Пелопонесская война, Лютер прибил свои тезисы,
была разрушена Бастилия. Это - ряд событий, в которых время имеет
иное значение и разное отношение к смыслу. Я писал уже в других
своих книгах о том, что есть разное время. Сейчас повторю лишь самое
главное. Есть время космическое, время историческое и время экзистенциальное.
Время космическое исчисляется математически по движению вокруг солнца,
с ним связаны календари и часы, оно символизируется круговоротом.
Время историческое как бы вставлено во время космическое, и оно
может исчисляться математически по десятилетиям, столетиям, тысячелетиям,
но в нём каждое событие неповторимо и оно символизируется линией,
устремленно й вперёд, к грядущему, к новизне. Время экзистенциальное
не исчисляется математически, его течение зависит от напряженности
переживаний, от страдания и радости, в нём происходит творческий
подъем и бывают экстазы, оно более всего символизируется точкой,
говорящей о движении вглубь. История происходит в своём историческом
времени, но она не может ни в нём остаться, ни в нём кончиться.
История выходит или во время космическое, это утверждает натурализм
и он соглашается на окончательную объективацию человеческого существования,
человек оказывается лишь подчиненной частью мирового природного
целого, или во время экзистенциальное, и это означает выход из царства
объективации в духовный план. Экзистенциальное время, известное
по опыту всякому человеку ("счастливые часов не наблюдают"),
свидетельствует о том, что время - в человеке, а не человек во времени
и что время зависит от изменений в человеке. На большей глубине
мы знаем, что временная жизнь совершается в вечности. Развитие духа
в истории - сверхвременно. Гегель думает, что в историчности дух
преодолевает историю, осуществляет вечность, но он не понимает трагедии
истории. В экзистенциальном времени, которое ближе к вечности, нет
различия между будущим и прошлым, концом и началом. В нём происходит
вечное свершение мистерии духа. Вследствие событий, происходящих
в экзистенциальном времени, в истории есть развитие, обогащение
и есть возврат к чистым истокам. Периодически раскрываются чистые
ключи, бьющие из экзистенциальных недр. И получается иллюзия перенесения
откровения вечного в древнее прошлое. Время не есть образ вечности
(Платон, Плотин), а распад вечности. Космическое и историческое
время не походит на вечность. Но вместе с тем христианство даёт смысл времени, истории во времени. История во времени есть путь
человека к вечности, в ней накапливается обогащающий опыт человека.
Но совершенно невозможно мыслить ни творения мира во времени, ни
конца мира во времени. В объективированном времени нет ни начала,
ни конца, а лишь бесконечная середина. Начало и конец - в экзистенциальном
времени. Кошмарное учение о предопределении возможно было лишь благодаря
ложному, иллюзорному пониманию объективированного времени. На этой
же почве возникает и учение о вечных адских муках. Все это есть
выбрасывание вовне, в объектность событий, происходящих в экзистенциальном
времени. Вечная судьба человека не есть судьба в бесконечном времени,
она разрешается через конец времени. Глубоким является учение о
предсуществовании, ибо оно основано на памяти об экзистенциальном
времени
Идея прогресса имеет мессианскую основу и без нее превращается в
идею естественной эволюции. Суждение о ценности связано с этой мессианской
основой, а не с естественной эволюцией, которая может вести к дурному
и нежеланному. Прогресс должен иметь конечную цель, и в этом он
эсхатологичен. Но исторический прогресс заключает в себе непреодолимое
противоречие, неразрешимое внутри его. Противоречие это связано
с тем, что человек есть существо историческое, лишь в истории осуществляющее
полноту своего существования, и вместе с тем есть непреодолимое
в пределах истории столкновение человеческой личности и истории.
Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с
энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как
материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечеловеческую
и античеловеческую мораль. И история есть жестокая борьба людей,
классов, наций и государств, вероисповеданий и идеологий. Она движется
ненавистью, и с остротой ненависти связаны наиболее динамические
её моменты. Эта безумная борьба ведется людьми во имя исторических
целей, но она жестоко ранит человеческую личность, причиняя ей непомерные
страдания. В сущности, история делалась, как преступление. И вместе
с тем мы не можем сбросить с себя тысячелетнюю историю, не можем
перестать быть историческими существами. Это был бы слишком легкий
выход. Но нельзя видеть в истории прогрессивное торжество разума.
Герой "Записок из подполья" у Достоевского говорит: "однообразно:
дерутся да дерутся, и теперь дерутся, и прежде дрались, - согласитесь,
что это даже уж слишком однообразно. Одним словом, все можно сказать
о всемирной истории, все, что только самому расстроенному воображению
может в голову прийти. Одно только нельзя сказать, - что благоразумно".
С этим связана основная тема Достоевского: о своеволии человека
и о мировой гармонии. Своеволие человек ставит выше благополучия.
Человека терзает воля к могуществу и к принудительному мировому
единству. Человек терзает себя и других иллюзорными целями исторической
мощи и величия. Образование и разрушение царств - одна из главных
целей истории. Об этом говорится в первой философии истории - в
книге Даниила, - и там прозревается судьба царств. Все могущественные
и великие царства, во имя создания которых принесены неисчислимые
человеческие жертвы, обречены на гибель и погибли. Погибли все древние
восточные империи, погибла империя Александра Македонского, который
знал об этом в час своей смерти, погибла Римская империя, погибла
Византийская империя, рухнули все теократии, и мы присутствовали
при гибели Российской империи. И так же погибнут все империи, которые
будут созданы. Царство кесаря и слава его быстро проходят. История
предполагает свободу человека. Детерминизм природы не может быть
перенесен на историю. Это глубоко понимал Достоевский, глубже всех.
История предполагает свободу человека, и она отрицает и попирает
свободу человека, почти не даёт ему с вободно передохнуть. Трагедия
и мука истории суть прежде всего трагедия и мука времени. История
имеет смысл только потому, что она кончится. Смысл истории не может
быть имманентным, он лежит за пределами истории. Прогресс, который
имеет обыкновение жертвовать всяким живущим человеческим поколением
и всякой живущей человеческой личностью во имя грядущего совершенства,
которое превращается в вампира, приемлем лишь в том случае, если
будет конец истории, и в этом конце результатами истории воспользуются
все прошлые поколения, всякая человеческая личность, жившая на земле.
Исторический пессимизм в значительной степени прав, исторический
оптимизм не имеет эмпирических оснований. Но окончательная истина
лежит по ту сторону пессимизма и оптимизма. Все восходит к тайне
отношения между временем и вечностью. Есть мгновения приобщения
к вечности. Эти мгновения проходят, и я вновь впадаю во время. Но
проходит не это мгновение, прохожу я в своей падшей овременности,
мгновение же остаётся в вечности. Задача, стоящая передо мной, в
том, чтобы целостная личность вошла в вечность, а не разорванные
её части
В истории мира действуют три силы - Бог, рок и свобода человека.
И потому так сложна история. Если бы действовал только Бог или только
свобода человека, то этой сложности не было бы. Ошибочно думать,
что христианство должно отрицать рок. Христианство признает победимость
рока. Христос победил неотвратимый рок. Но рок победим лишь во Христе.
Те же, которые вне Христа и против Христа, подчиняют себя власти
рока. И страшная власть рока действует в истории народов, обществ,
государств. Рок действует в образовании великих империй и в их разрушении,
в революциях и контрреволюциях, в сумасшедшей погоне за богатством
и в разорениях, в соблазнённости наслаждениями жизни и в непомерных
страданиях. Рок превращает личность человека в игралище иррациональных
сил истории. Гегелевская хитрость разума есть рок. Роковыми оказываются
и силы иррациональные и силы рационализирующие. Роковой оказывается
сила техники, созданная человеческим разумом для роста человеческого
могуще ства. В известные времена своей истории народы особенно подпадают
власти рока, ослабляется действие свободы человека и переживается
богооставленность. Это очень чувствуется в судьбе русского народа,
в судьбе германского народа. Это - судьбы, наиболее значительные
в настоящую историческую эпоху. Богооставленность, сопровождающуюся
и ослаблением свободы, переживают и отдельные люди, и целые народы.
Смысл истории неуловим и необъясним в её объективации, ибо в перспективе
объективации закрывается конец истории. При натуралистическом взгляде
на историю можно только говорить о молодости и старости народа,
но нельзя говорить о прогрессе. Высшей целью может быть признано
лишь переживание подъема сил молодости. Есть смена сравнительной
грубости и примитивности жизненного подъема народов и утонченной
и усложненной упадочности. Существуют бесконечные возможности развития
в человеческом мире по сравнению с миром животным, хотя это не касается
органического, биологического развития, где есть скорее регресс.
В человеке есть вечное начало, и этим определяется его судьба. Но
человек не есть неизменная величина в истории. Человек изменяется
в истории, переживает новый опыт, усложняется, развертывается. Есть
развитие человека, но оно не происходит по прямой восходящей линии.
Роль свободы разная в исторической судьбе человека. И нельзя сказать,
вслед за Гегелем, что в истории есть поступательное развитие к свободе.
Может разворачиваться небывалая свобода человека, но и небывалое
рабство его. За феноменами истории действуют нуменальные реальности,
и потому только возможна свобода и возможно развитие. За историей
скрыта метаистория, и нет абсолютной изоляции плана исторического
от плана метаисторического. За происходящим в историческом времени
скрыто происходящее в экзистенциальном времени. Явление Христа-Освободителя
есть явление метаисторическое, и оно произошло во времени экзистенциальном.
Но в этом центральном мессианском явлении метаистория прорывается
в истор ию, хотя и воспринимается ею в замутненной среде. Не только
это центральное смысловое событие было метаисторическим. Метаисторический
элемент, не объяснимый детерминизмом истории, есть и во всяком явлении
творческого гения, всегда таинственном, во всяком подлинном освобождении
от детерминизирующей власти феноменального мира. Метаисторическое
приходит из мира нуменального в этот объектный мир и переворачивает
его. Настоящая глубокая революция в истории мира есть революция
нуменальная, но она захлестывается страшным детерминизмом мира феноменального.
История христианства стоит под этим знаком. Революция духа не удалась
в истории, и потому неизбежен переход к эсхатологическому христианству.
Но в эсхатологическом христианстве есть обратное действие на историческое
прошлое, действие воскрешающее. Тайна обаяния исторического прошлого
связана с преображающей активной памятью. Память не восстанавливает
прошлое таким, каким оно было, она преображает это прошлое, преображает
в вечное. Красота всегда раскрывается в творческом преображении
и есть прорыв в мир объектный. В объектной феноменальной действительности
прошлого было слишком много преступного и уродливого. Оно отменяется
преображающей памятью. Красота прошлого есть красота в творческих
актах настоящего. Поражает противоречие истории: красота прошлого
представляется связанной с несправедливостью и жестокостью, век
же стремления к справедливости, равенству и свободе представляется
уродливым.[137] Это связано с недостижимостью полноты в пределах
истории и с иллюзиями объективирующего сознания. Конец истории означает
прохождение через смерть, но для воскресения. Эсхатологическое христианство
есть христианство воскрешающее. Безбожие очень современной философии
Гейдеггера в том, что для нее забота и современность бытия непобедимы.[138]
Бытие к смерти есть забота, забота есть бытие к смерти. И это -
последнее слово, слово, противоположное религии воскресения, религии
эсхатолог ической. Философия Гегеля по-другому безбожна, в ней нет
сознания конфликта личного и универсального, нет божественной жалости
к страдающему человеку, к страдающей твари. Примирение с ужасом
истории, со смертоносностью прогресса возможно лишь при великой
надежде на воскресение всех живших и живущих, всякого существа,
страдавшего и радовавшегося
|