Троцкий - Их мораль 03 (Система конспекта)
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >>




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

Статья и конспект

Конспект отдельно

Тема "Наша мораль - обоснования"
+ полемика

Выписки, не вошедшие в эту полемику

Полемика левая

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)





Лев Троцкий - Их мораль и наша

Классифицированный конспект

В статье 16 глав и 97 абзацев,
раскрывающих 2 основные темы и 6 прилагаемых:

Вступление

Тема 1. Их мораль
Тема 2. Наша мораль

Приложение 01. Здравый смысл
Приложение 02: Будущее общество
Приложение 03: О восприятии партии
Приложение 04: Цель и средство
Приложение 05: ???
Приложение 06: Намерения и программа моралистов

* Термином "принцип" (в кавычках) в конспекте обозначен иезуитский принцип "Цель оправдывает средства"


Вступление

Демократия, "общепризнанная" мораль и здравый смысл - три жертвы империализма


Тема 1. Их мораль

1.1. Описание:

1.1.1. Суть:

Не провоцировать реакцию, а нравственно возродиться

1.1.2. Причины:

1) Ущербность буржуазии:

- бессилие перед реакцией
- несостоятельность
- невежество:

Моралисты надеются на возвращение прошлого, не понимая, что демократическая мораль отвечала эпохе либерального и прогрессивного капитализма, но обострение классовой борьбы разрушало её; что на смену ей пришла мораль фашизма с одной стороны и мораль пролетарской революции, с другой

2) Непонимание смысла борьбы промежуточные между пролетариатом и буржуазией слоями, страх и ненависть к обоим лагерям
3) Ненависть оппортунистов к большевикам ввиду их собственной ущербности:

- ни одного вопроса они не продумывают до конца
- верят в силу заклинаний
- трусливо обходят каждую трудность
- надеятся на чудо

4) Необходимость прикрывать свои интересы ("Моральные абстракции - необходимый элемент в механике классового обмана"; "Во времена уступок отношения смягчаются"; "Однако во время войны мораль падает, это не временно, а общество загнивает до фашизма"; "Сталинизм - продукт давления на рабочее государство, симметричное дополнение фашизма"; "Сила морали, выработанной человечеством, снижается с повышением остроты борьбы. Её высшая форма - гражданская война - уничтожает эту мораль"; "Люди ощущают принадлежность к классу глубже, чем к "обществу". Солидарность рабочих "категоричнее", чем общечеловеческая")

5) Необходимость подчинять рабов ("Мораль, установленная рабовладельцами для рабов, не соблюдаемая самими рабовладельцами"; "Господствующий класс снижает остроту борьбы, навязывая с помощью морали свои цели и приучая считать безнравственными средства, которые им противоречат")

6) Желание восстановить свою власть ("Сталинизм - это реакция. Одиум за его преступления демократы перекидывют на нас: "троцкизм и сталинизм - одно и то же")

1.1.3. Рождаемая программа: уничтожение большевизма

Приёмы:

1) Отождествление действий реакции и революции
2) Обвинение в "принципе"
3) Отождествление морали сталинизма с моралью большевиков
4) Сравнение морали большевиков с моралью кафров

1.1.4. Современное положение:

Господствует над рабочим движением Запада


1.2. Критика:

1.2.1. Морали:

1) Игнорирование материальной основы, классовой природы и исторической роли течений
Оценивая их по второстепенному абстрактному принципу

2) Развитие - это борьба классов, а воюют сходными средствами

3) Религиозное обоснование морали неверно

(Допустим, что цель не может оправдать средства. Почему? Критерии придётся искать вне общества. В откровении, в "моральном чувстве" - псевдониме бога)

4) Буржуазный эволюционизм не может дать критерий моральности ("Не желая признавать классовой сущности морали, останавливается бессильно")

5) Недопустимо опираться на "категорический императив", т.к. он не категоричен, ибо неконкретен

6) Недопустимо отождествление буржуазной морали с моралью "вообще"

7) Ответа на вопрос, что позволено и что недопустимо в каждом отдельном случае, быть не может. Вопросы морали сливаются с вопросами тактики. Ответ дает опыт


1.2.2. Приёмов:

1-1) Сопоставление большевиков с иезуитами не исторично

1-2) Сопоставление большевиков с иезуитами не верно по сути: иезуиты учили не что преступное средство допустимо, а что моральная оценка средства вытекает из цели. Так, выстрел в бешеную собаку - благо; с целью насилия - преступление. На практике они были не были хуже других

1-3) Сопоставление большевиков с иезуитами морально неправомерно (Ключ к морали имеет классовый характер даже у наших критиков)
(= "Сами-то вы хороши" - ЛМ):

1-3-1) Лютер призывал к истреблению восставших крестьян
1-3-2) Утилитаристский критерий "возможно большее счастье возможно большего числа" (Бентам - Милль) также означает, что моральны те средства, которые ведут к общему благу
1-3-3) Дарвин привил эмпиризму идею "эволюции". Эмпирик Спенсер учил, что эволюция морали идет от "ощущений" (критерий - удовольствие или "счастье") к "идеям" (удовольствие будущего, более длительное и высокое). Показав нравственность принципа "цель оправдывает средства"
1-3-4) Общество оправдывает некоторые виды убийства (самооборону, казнь, войну), несмотря на заповедь "не убий"
1-3-5) Американцы расходуют 80 млн. долл. в год на борьбу с революцией
1-3-6) Московским обвинениям верили лишь тупые. Остальные не хотели нарушать дружбу с Советами. Т.е. открыто применяя "принцип"
1-3-7) Королевский советник Притт нашел все в порядке. Ромен Ролан сочетает меланхолический лиризм с сенильным цинизмом. Французская Лига прав человека прикрывает Сталина в интересах договора. "Nation" и "New Republic" закрыли глаза
1-3-8) Интернационалы молчали
1-3-9) Лондонское бюро центристов вместо московских процессов предложило расследовать деятельность Троцкого
1-3-10) Центристы не поднимаются до внушительных преступлений потому, что остаются на задворках. Но считают себя призванными возродить мораль
1-3-11) Самые левые - группка немецких эмигрантов (газета "Neuer Weg"): "большевики открыто провозглашают "принцип", который другие применяют молча", но это всё же несовместимо с социалистизмом. Так считал еще Ленин"
1-3-12) "Ложь и худшее"... Насилие хуже лжи, убийство детей в гражданской войне лучше фашизма. Но этот совершенно правильный ответ означает лишь, что цель оправдывает средства
1-3-13) "Но в мирное время, - скажет философ, - социалистизм должен обходиться без насилия и лжи". Уловка! Стачка имеет все элементы гражданской войны
1-3-14) Расстрелы детей противников; институт семейных заложников как средство возвращения нелояльных дипломатов... Троцкий в 1919 г. "тоже" ввел закон о заложниках. Дословно: "Задержание невиновных родственников Сталиным - отвратительное варварство. Но оно остается варварством и тогда, когда оно продиктовано Троцким (1919 г.)". Однако равенства на деле нет
1-3-15) Суров был и Линкольн
1-3-16) Рабовладелец, насильно заковывающийт раба, и раб, насильно освобождающийся - ?
1-3-17) Кровавая политика Версаля дала право коммунарам расстрелять 64 заложника
1-3-18) Моралисты помогают Сталину
1-3-19) Испанская революция тоже возродила институт заложников
1-3-20) Нравственные эсэры обманули крестьян. Керенский до Сталина клеветал против большевиков. Зензинов: "Ленин ... учил, что ради цели коммунисты могут ... "пойти на ... уловки - ... сокрытие правды"..." Вывод: сталинизм - законное дитя ленинизма
1-3-21) Партия Зензинова вела работу против царизма и большевиков, прибегая к уловкам (фальшивые паспорта и др.)
1-3-22) Зензинов урезывает цитату. Это плутовство
1-3-23) Немецкие пролетарии обманывают полицию Гитлера. Большевики обманывают ГПУ. Полицейские хитро захватывают гангстера
1-3-24) Выдающие "правду" врагу - предатели. Над "святой правдой" существуют более повелительные критерии, которые носят классовый характер
1-3-25) Громившие меня душат критику, систематически развращают и подкупают выдающихся рабочих, маскируются под добрых патриотов, приберегая рабочую кровь для войны. Это:
1-3-26) - Вандервельде - доверенное лицо бельгийского капитала
1-3-27) - Де-Манн (облагораживал социализм идеалистической моралью, чтоб стать министром буржуазии)
1-3-28) - Спаак был левым, стал циничным министром
1-3-29) Моё письмо, найденное полицией, было опубликовано. Обязанностью полиции было вернуть его адресату. Обязанностью социалистической партии было протестовать против обыска. Но социалисты воспользовались услугой полиции
1-3-30) Бельгийские социал-демократы ...
1-3-31) норвежские единомышленники ...
1-3-32) Норвежское правительство ...
1-3-33) Мартин Транмель ...
1-3-34) Гражданскую войну тоже можно назвать варварством
1-3-35) Даже римский папа не "освободился" от ненависти
1-3-36) Лассаль докатился до тайных сделок с Бисмарком!
1-3-37) Швейцарские буржуа уважают террориста Вильгельма Телля
1-3-38) Сталинцы - клика (а ведь освобождение рабочих - дело самих рабочих)
1-3-39) Моралисты - друзья Кремля, и долго пытались скрыть свое изумление московскими процессами, делая вид, будто ничего особенного не произошло

2) Противопоставлять "принцип" морали, где каждое "средство" имеет нравственную оценку, неверно

3) Отождествлять мораль сталинизма с моралью большевиков неверно, т.к. партия Ленина заменена бюрократией Сталина

Подробнее:

Сталинская бюрократия:

1. Функция - передаточный механизм империализма
2. Методы:

- замена классовой борьбы классовым сотрудничеством
- интернационализма - социал-патриотизмом
- введение в состав партии карьеристов

4) Сравнивать мораль большевиков с моралью кафров верно, но их мораль выше буржуазной

Подробнее:

Плоха ли мораль кафров? Британская энциклопедия:

"...обнаруживают большой такт и ум; храбры, воинственны и гостеприимны, честны, ...в результате контакта с белыми усвоили их пороки". В порче кафров виноваты белые

Труженик-кафр вполне усвоит, что назначение таких абстрактных норм - мешать угнетенным

Клевета против революционеров рядом с клеветой против цветных рас. Миссионерам мы предпочитаем кафров


Часть 2. Наша мораль

2.1. Суть:

Сочетание греховности с праведностью

2.2. Апология:

2.2.1. Основное заявление: насилие единственно возможный путь

(Проложить мост к будущему беспорочному обществу можно только насилием. Революция - продукт классового общества. Она "анти-моральна" потому, что идеалистическая мораль служит эксплуататорам

Подробнее:

Допустим ли индивидуальный террор? Мы уважаем террористов, боровшихся против гнета. Если Николаев выступил за попираемые Кировым права рабочих, наши симпатии на его стороне

Однако решающее значение в целесообразности. Способно ли данное средство действительно вести к цели?

Индивидуальный террор - нет. Массовый - да ("Заменить массы нельзя")

Но в гражданской войне убийства отдельных насильников перестают быть актами индивидуального терроризма

В самом остром вопросе - убийство - мораль абсолюты непригодны

Массы не безгрешны. Героизм сочетается с неоднородностью, недостатком культуры, узостью кругозора

Массы устали от напряжения, разочаровались, потеряли веру в себя и - очистили место новой аристократии. Большевики ("троцкисты") оказались изолированы от масс

2.2.2. Обоснования основного заявления:

2.2.2.1. Верно материалистическое обоснование морали

(Гегель, Дарвин и Маркс ("сумели секуляризовать мораль") доказали, что она является продуктом общественного развития; она изменяется; служит общественным интересам; что эти интересы противоречивы; что мораль больше, чем какая-либо другая форма идеологии, имеет классовый характер

2.2.2.2. Большевики не хуже других

2.2.2.3. Средство оправдано целью. Марксизм: оправдана цель власти над природой и к уничтожению эксплуатации

++
2.2.2.5. Иных путей нет ("Путь один: революция")

2.2.2.6. Иные пути опасны:

1) Великодушие в 1919 г. привело к потере сотен тысяч жизней
2) Уловки Ленина - средства законной самообороны

2.2.2.7. Иные пути - фуфло:

1) Лев Толстой: усовершенствоваться, но статистика не подтверждает успеха его проповеди
2) Махатма Ганди: пить козье молоко
3) Моралисты: "Освободиться от морали кафров (неправильно лишь то, что делает враг)"

2.2.2.8. Сочетающая грех с правдностью, наша мораль более высока:

Большевики - самая честная партия в истории. Обманывая врагов, говорили правду трудящимся

"Аморализм" Ленина - отвержение им надклассовой морали, не помешал ему отдать себя делу, проявлять высшую добросовестность в сфере идей и высшую неустрашимость в сфере действия; относиться без тени превосходства к "простым" людям

Четвертый Интернационал ведет борьбу против сталинизма

"Троцкисты" научились подчиняться ритму истории. Подчинять свои вкусы законам истории. Плыть против течения. Многие утонут, но с открытыми глазами и с напряженной волей!

2.2.2.9. Следует иметь свою голову:

Кто склоняется перед правилами, установленными врагом, тот никогда не победит врага!

2.2.2.10. Наши средства правильны:

Дозволены ли в борьбе ложь, подлог, предательство, убийство и прочее? Дозволены те средства, которые сплачивают пролетариат
Значит, не все
Отвергаются средства:

1) низменные
2) разъединяющие рабочих
3) осчастливить массу без её участия
4) понижающие доверие массы к себе самой и к своей организации, подменяя его преклонением перед "вождями"
5) сервилизм по отношению к трудящимся


2.3. Рождаемая программа:

Борьба в области морали

Мало кричать: "Долой Гитлера!". Следует порвать морально с общественным мнением буржуазии


Приложение 01. Здравый смысл

----
01.1. Определение:

Низшая форма интеллекта

01.2. Состав:

Элементарные выводы опыта: не класть пальцев в огонь, идти по возможности по прямой линии, не дразнить злых собак...

01.3. Функции:

01.4. Условия применения:

Необходим при всех условиях, достаточен при известных условиях

Хорош в быту, но не подходит для сложных обобщений, где он выглядит лишь как сгусток предрассудков. Простой кап. кризис ставит его в тупик: катастрофически нарушается нормальный ход вещей! Оказывается, нужны более высокие качества интеллекта

01.х. Критика Троцкого и полемика:

Критика (Истмен):

"Если б Троцкий руководствовался не марксистской доктриной, а здравым смыслом, то он... не потерял бы власти"

Полемика:

Внутренняя диалектика, которая проявлялась до сих пор в чередовании этапов во всех революциях (смена революции реакцией), для Истмена не существует. Истмен не понимает, что как раз Сталин оказался жертвой недостаточности здравого смысла, ибо власть, которою он обладает, служит целям, враждебным большевизму. Марксизм же позволил нам своевременно оторваться от бюрократии

Истмен вряд ли знает, как завоевать власть. Значит, его "наука революции" - фуфло

Мы предвидели неизбежность советского Термидора. Неизбежность крушения буржуазной демократии. Доктринеры же "здравого смысла" оказались застигнуты фашизмом и сталинизмом врасплох. Здравый смысл оперирует неизменными величинами в изменяющемся мире

Между тем московские процессы отнюдь не случайность. Пороки начали расцветать с 1924-1925 г.г. на глазах всего мира. Однако, "друзья" не хотели ничего замечать. Демократия Запада узнавала в бюрократии Востока родственную душу

Казнь генералов (Тухачевского и др.) встревожила Запад: Сталин может облегчить работу Гитлеру. И только тогда извлек вечные истины

То же и западные сталинцы. Спросите их: почему перешли в лагерь буржуазии? Ответят: "троцкизм не лучше сталинизма"

Вчера: "Троцкизм - это революционная романтика, сталинизм - реальная политика". Сегодня троцкизм и сталинизм отождествляются. По форме, но не по существу. Тем самым замаскированно защищая ГПУ: кто клевещет на жертву, тот помогает палачу

Демократический филистер и сталинский бюрократ - политически братья. Сталинцы, с-д и либералы - правительство Франции. + анархисты - Испании

Отто Бауэр: "Судьба социализма = судьба СССР = судьба сталинизма"

Если сталинизм и троцкизм - одно и то же, почему испанские анархисты помогают сталинцам расправляться с троцкистами и с анархистами? Ответ: это плата за оружие. Цель - спасение буржуазной демократии, которая подготовила успехи фашизма - оправдывает средства!

Россия совершила скачок вперед. Во время нынешней реакции отсталость берет реванш

После революции Запад усомнился в своих идеях. Ныне - прилив бодрости. Нравственная гангрена советской бюрократии кажется им реабилитацией либерализма. "Всякая диктатура..."; "Только демократия..." и пр.

Противопоставление демократии и диктатуры (=осуждение социализма) неграмотно и недобросовестно. В истории демократии тоже немало мерзости. Термидор, бонапартизм, якобинизм - её начало - вовсе не демократичны

Сталинизм - не абстракция "диктатуры", а бюрократическая реакция против пролетарской диктатуры. Революция низвергла привилегии, заменила бюрократию самоуправлением, а тайную дипломатию прозрачностью общественных отношений. Сталинизм их восстановил

Реакция вынуждена маскировать свои цели. Она боится масс. Сталинские подлоги - продукт борьбы новой аристократии против масс


Приложение 02: Будущее общество

Будущее общество беспорочно, т.к. в нём нет социальных противоречий


Приложение 03: О восприятии партии

Салонный социалист - буржуа с социалистическим "идеалом" - Томас говорит о "странной коммунистической аморальности, для которой ничто не имеет значения, кроме партии и её власти". Да, для большевика партия - все. Но сталинизм только прикрывается культом партии, разрушая её на деле. Для Томаса партия - подсобный инструмент для избирательных и иных комбинаций. Его личная жизнь, интересы, связи, критерии морали - вне партии

Для большевика партия - орудие революционной перестройки общества, в том числе и его морали. Противоречия между личной моралью и интересами партии у него быть не может

Партия охватывает в его сознании самые высокие задачи и цели человечества

Понятие о морали у Томаса не более высоко, чем у марксистов. У него просто более низменное понятие о партии


Приложение 04: Цель и средство

Нет дуализма средства и цели. Цель вытекает из исторического движения. Средства подчинены цели. Ближайшая цель становится средством для более отдаленной цели: строящаяся машина - цель производства, поступившая на завод - средство. Демократия - цель классовой борьбы, затем - средство


Приложение 05: ???

Ждать от "принципа" ответа на вопрос: что можно и чего нельзя делать - наивно. Как и на вопрос: а что же оправдывает цель?

"Если цель нравственна, то любое средство нравственно также" - вот перевод "принципа" на научный язык
Поставим "проблему нравственности": что нравственно, а что нет? Что является критерием нравственности?

"Принцип" нравственен, но проблему морали не разрешает

Критерий у каждой группы свой. Каждая группа по-своему, но - таки разрешает проблему!

"Эволюционный" утилитаризм Спенсера также покидает нас без ответа: объяснять моральность биологическими потребностями или "социальными инстинктами", свойственными стадным животным, неправомерно, т.к. самое понятие морали возникает лишь в обществе, расчлененном на классы


Приложение 06: Намерения и программа моралистов

Моралисты служат реакции вопреки своим намерениям

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: