Лев Троцкий - Их мораль и наша
Левая полемика
----
"У Струве немецкая душа"
- Троцкому можно, Струве нельзя?
----
Иезуиты учили не что преступное средство допустимо, а что моральная
оценка средства вытекает из цели. Так, выстрел в бешеную собаку
- благо; с целью насилия - преступление. На практике они были не
были хуже других
- Не понял. Теперь надо Лойолу читать - не было заботы,
так подай. В самом ли деле нет у него лозунга "Цель оправдывает
средства"
При этом не удивлюсь, если выяснится, что таки есть,
а Троцкий приврал или не был компетентен, - или что иезуиты всё
же его исповедовали, не оглашая
Небось, вопрос-то так и решили: раз в бешеную собаку
стрелять можно, то почему бы не выстрелить и в протестанта
...Впрочем, не важно, кто придумал лозунг, если он
есть, и его придерживаются
...
"Выстрел сам по себе безразличен"
- Всё равно что сказать "Преступление само по
себе безразлично, но..."
"Безразличным" может быть предмет, действие
которого не несёт разрушения, а потому нравственной окраски: буква,
песок, ухо. Выстрел всегда производится по какой-либо причине и
самих по себе выстрелов не бывает. То же коготь (всегда что-то царапает,
протыкает, проминает), лопата, лава (т.е. природные и искуственные
орудия труда, разрушающего укрепления - а тж. продукты разрушающих
явлений)
Бывают ТОЛЬКО преступные выстрелы, царапанье, протыкание,
копание - и они же во благо, но не нейтральные
(Возможны ещё "преступления во благо"
- ввиду тупика, в который можно попасть по незнанию или отсутствию
опыта)
(Они совершаются теми, кто ставит заведомо ненасильственные цели)
----
Главы 1-3:
- Суть в том, что убивали все, причём нередко не
имея на то исторического права, а христиане - ещё и вразрез с собственной
проповедью. Но большевикам убивать можно, т.к. они самые прогрессивные
----
Противопоставлять принцип "цель оправдывает средства"
морали, где каждое "средство" имеет нравственную оценку,
неверно
- Что-то я не усёк, откуда такой вывод
Утилитаристский критерий "возможно большее счастье возможно
большего числа" (Бентам - Милль) также означает, что моральны
те средства, которые ведут к общему благу
- Пардон, "Возможно большее счастье" -
это цель! О средствах цитат пока не было, а о том, что преступные
средства моральны - тем более?
----
Дарвин привил эмпиризму идею "эволюции". Эмпирик Спенсер
учил, что эволюция морали идет от "ощущений" (критерий
- удовольствие или "счастье") к "идеям" (удовольствие
будущего, более длительное и высокое). Показав нравственность принципа
"цель оправдывает средства"
- Опять не понял. Если Спенсер принимал во внимание
счастье нарушителя, то Троцкий не прав?
(Я сомневаюсь, что Спенсер, Бентам и Милль
так считали, но следовало это показать! - иначе выходит лажа
Кроме того, может, они так и не считали, а мораль глобализма вывели
из их идей более поздние идеологи -
подобно "социальному дарвинизму", который и лже-дарвинизм
- Дарвин писал как о борьбе видов, так и о сотрудничествае, и лже-социальный
- общество есть особая часть природы, осознающая нравственность
и потому спосбная вести себя как а ля животные, так и а ля боголюди)
----
Ждать от "принципа" ответа на вопрос: что можно и чего
нельзя делать - наивно. Как и на вопрос: а что же оправдывает цель?
- Какая связь с предыдущей темой?
----
Цель и средство непрерывно меняются местами. (Строящаяся машина
- цель производства, поступившая на завод - средство. Демократия
- цель классовой борьбы, затем - средство
- Какая связь с предыдущей темой?
--
"Принцип" нравственен, но проблему морали не разрешает
- Разве нравственен? Разве не разрешает?
"Если цель нравственна, то любое средство нравственно
также" - вот перевод "принципа" на научный язык
Поставим "проблему нравственности": что нравственно, а
что нет? Что является критерием нравственности?
Критерий у каждой группы свой. Каждая группа по-своему,
но - таки разрешает проблему!
Троцкий делает две странные вещи:
1) Лишает правомерности каждый из критериев
(Но тогда он должен задать вопрос: "Где критерий правомерности
критерия?")
2) Бездоказательно приписывает "принцип"
всем группам, кроме большевиков
Вот образец правильного рассуждения как по Троцкому
так и по космистам:
"1) Правильный критерий - тот, который (то-то
и то-то). Критерий "счастье" (то-то и то-то) - следовательно,
он правильный
2-а) Нравственная цель - та, что отвечает критерию
счастья. Цель "Наибольшее счастье" ему отвечает, следовательно,
она нравственна
2-б) Нравственное средство - то, что отвечает критерию
счастья. Средства (обезвреживания противника или организации сторонников),
лишающие счастья (причиняющие несчастье либо лишающие его возможности
испытывать счастье - типа убийства или парализации) не отвечают
этому критерию и, следовательно, безнравственны
----
Правила морали, выработанные развитием человечества как целого,
существуют
- Есть ли разница между чел-вом как целым и бесклассовым
обществом? Если есть, то чел-во как целое живёт по законам классового
общества и именно об этом Троцкому и следовало сказать. Если нет,
то упомянутые правила суть элементы морали бесклассового общества.
Тогда не ясно, как они могли появиться в классовом. И не ошибается
ли Троцкий, говоря о возможности морали только в классовом обществе
--
Их сила слаба (ограничена и неустойчива) и снижается с повышением
остроты борьбы. Её высшая форма - гражданская война - уничтожает
их полностью
- Поскольку их надо развивать до максимума (охвата
всего человечества), гражданская война - крайне неприемлемое явление.
Рекомендован может быть только гражданский мир
(Далее в наш адрес возможны упрёки в попустительстве
насильникам, именующим "классовым миром" фуфловое "спокойствие"
угнетаемых, поддерживаемое штыками. Эти упрёки почвы не имеют, т.к.
мы говорим о гражданском, а не классовом мире, - когда угнетение
отсутствует)
Однако Троцкий таких рекомендаций не даёт, успокаиваясь
идеей "борьба неизбежна". Почему неизбежна? Почему это
успокаивает? Не побуждает искать мирных путей к гражданскому миру?
Не ясно совершенно
----
Общество оправдывает некоторые виды убийства (самооборону, казнь,
войну), несмотря на заповедь "не убий"
- Ну и что? "Негодяи убивают и лицемерят. Мы
тоже хотим"?
----
"Категорический императив" не категоричен, ибо неконкретен
- Синоним категоричности здесь - непреложность, обязательность
выполнения. Неконкретность тому не помеха. Разве Троцкий этого не
понимал?
----
Причина такой пустоты в том, что люди ощущают принадлежность к классу
глубже, чем к "обществу". Солидарность рабочих "категоричнее",
чем общечеловеческая
- Боже мой. наблюдая жизнь, логично сказать: "Категорический
императив постояннно нарушается", а Троцкий говорит: он неверен.
Что за логика у него? Не понимаю в упор
----
Моральные абстракции (под покровительством религии, философии или
"здравого смысла") - не бескорыстная философская ошибка,
а необходимый элемент в механике классового обмана. Разоблачение
этого обмана - первая обязанность революционера
- Разоблачить не получилось
----
Самые левые - группка немецких эмигрантов (газета "Neuer Weg"):
"большевики открыто провозглашают "принцип", который
другие применяют молча", но это всё же несовместимо с социализмом.
Так считал еще Ленин"
*** Слово: "еще" означает, очевидно, что Ленин только
потому не успел отречься от своих заблуждений, что не дожил до открытия
"нового пути".
- Не понял. "Принцип" плох, так считал
ещё Ленин" - разве здесь есть мысль о его неправоте?
----
"Но в мирное время, - скажет философ, - социалистизм должен
обходиться без насилия и лжи". Уловка! Стачка имеет все элементы
гражданской войны
- Прежде чем заявлять, что если один вид борьбы неизбежен,
то и другой тоже, следует доказать, что борьба - единственный вариант
общения хищников и жертв
----
Однако моралисты служат реакции вопреки своим намерениям
***
Далее непонятно:
Мелкобуржуазные партии парализуют пролетариат и прокладывают путь
фашизму
Большевики становятся особенно одиозными фигурами
В итоге реакция давит на плечи Четвертого Интернационала. Вот враг!
***
- Кто враг? Интернационал или реакция?
- Что за Интернационал? (Читал, не помню)
- Каковы намерения мелкобуржуазных партий?
- Почему их политика идёт вопреки им?
----
Немецкие пролетарии обманывают полицию Гитлера. Большевики обманывают
ГПУ. Полицейские хитро захватывают гангстера
***
Ключевая фраза статьи:
"Неужели же военная хитрость недопустима, когда дело идет
о том, чтоб опрокинуть гангстеров империализма?"
- Основной приём: "Они плохие - и им можно,
а мы хорошие - и нам нельзя?!" странен ,т.к. есть ответ: "Пока
не ищете идеальных способов, нельзя ни им, ни вам"
Вот нам - можно. Мы - ищем! И если прибегнем к репрессиям,
то народ скажет: "Ну, раз уж и эти не смогли без репресий,
значит, точно нельзя!"
----
Ответа на вопрос, что позволено и что недопустимо в каждом отдельном
случае, быть не может. Вопросы морали сливаются с вопросами тактики.
Ответ дает опыт
- Какие же ответы дал Ваш опыт? Мы думали, статья
об этом
----
Ритм истории = диалектика борьбы классов
- Из чего это следует?
|