Бердяев. Русская идея 02
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Русская идея >> Конспект 02




 

 



 

 

 

 

Полный текст

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Страница 01
Страница 02
Страница 03
Страница 04
Страница 05
Страница 06
Страница 07
Страница 08
Страница 09
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15

 


Русская идея

Н.А.Бердяев

Конспект 02

(не закончен)

= Масонство =

- Первые масонские ложи - 1731-1732 гг. - Единственное духовно-общественное движение - Лучшие русские люди были масонами - Шварц, И.Лопухин, И.Гамалея - Первоначальная русская литература имела связь с масонством - Первая свободная самоорганизация общества в России - Единственное не навязанное властью - Внушили опасения правительству - Масонские ложи были закрыты в 1783 г. - Подготовили пробуждение философской мысли в 1830-е - Слишком консервативны для декабристов - Должны были повиноваться правительству - Требовали не столько уничтожения крепостного права, сколько гуманности

Масоны и декабристы

- Мыслили не самостоятельно - Не были ещё типичными интеллигентами

Идеология

- Искали истинного христианства - Проверяли, нет ли в масонстве чего-либо враждебного православию - Считали, что масонство и есть христианство - Недовольные видимым храмом, хотели построить невидимый - Оригинальных мыслей не имели - Спиритуализм укрывался от исключительного господства просветительного рационализма и материализма - Враждебны просветительной философии и энциклопедистам - Далеки от радикального иллюминатства Вейсгаупта - Большая часть была монархистами и противниками французской революции - Мучила социальная несправедливость, хотели большего социального равенства

Новиков

- На контрольный запрос Екатерины о его православии митрополит Платон ответил, что он "молит Бога, чтобы во всём мире христиане были таковы" - Интересовался, главным образом, нравственной и социальной стороной масонства - Моралистическое направление - Было характерно для пробуждения русской мысли - Масонство считал исходом "на распутьи между вольтерианством и религией" - Очень подозрителен к Дидро - Идеи равенства выводил из Евангелия, а не из естественного права - Арест - Закрытие типографии - 15 лет Шлиссельбургской крепости - Вышел совершенно разбитым

С гонений на Новикова и на Радищева начался мартиролог русской интеллигенции

Шварц

- Возможно, первый в России философствующий человек - Имел философское образование - Оккультист, розенкрейцер

Лопухин

- Сначала под влиянием энциклопедистов - Переводил Гольбаха - Сжёг свой перевод - Искал очищенного духовного христианства - Написал книгу о внутренней церкви

Екатерина II

- Вольтерианка - Враждебна к их мистицизму - Плюс политические опасения - Склонялась к реакции - Даже стала националисткой - Смешивала мартинистов с иллюминатами (нарочно?)

Бёме

- Огромный авторитет - Переведен масонами - В н. XIX в. проник и в народный слой ("иже во отцех наших святой Яков Бёме")

Портедж

- Английский последователь Бёме

Штиллинг и Эккартгаузен

- Второстепенные мистики теософического типа - Очень популярны

Сковорода

- XVIII в. - Украинский философ-теософ, народный мудрец - Замечательный человек - Прямого влияния не имел

= Эпоха Александра I =

– Одна из самых интересных - н. XIX в. - Отечественная война - Эпоха мистических течений - Русские души подготовлялись к ОПД - Пушкин и Серафим Саровский друг о друге не знали. Это проблема отношений между гениальностью и святостью, между творчеством и спасением, не разрешенная старым христианским сознанием [21]

Александр I

- Русский интеллигент на троне - Фигура сложная, раздвоенная, совмещающая противоположности, духовно взволнованная и ищущая - Связан с масонством; так же искал истинного христианства - Был под влиянием баронессы Крюднёр, молился с квакерами, сочувствовал мистицизму интерконфессионального типа - Глубокой православной основы не имел - В молодости прошёл через отрицательное просвещение - Ненавидел рабство, сочувствовал республике и французской революции - Романтический русский царь - Деспотические инстинкты, страх перед освободительным движением - Учитель - Лагарп - Внутренняя драма связана с тем, что он знал о подготке убийства сумасшедшего отца, и не предупредил его - Очень правдоподобна легенда о конце его жизни: стал странником Федором Кузьмичом

Царствование

- Первая половина - стремление к реформам - Не было возможно психологически - Отдал Россию Аракчееву - Вдохновитель Священного союза - Привело к восстанию декабристов

Когда испуганные реакционеры указывали на опасность масонских лож и освободительных стремлений в части гвардии, принуждён был сказать, что сам всему этому сочувствовал и подготовлял

Мистическое движение

- Было двойственно: - Воспитывало декабристов - и принимало обскурантский характер

Течения

- Масоны - Интерконфессиональное христианство - Библейское Общество - Священный союз - Теократические мечтания - Декабристы - Пушкин - Развитие русской поэзии - Русский универсализм (имел определяющее значение [18] )

Библейское Общество

- Навязано правительством - Приказано было быть мистиками и интерконфессиональными христианами - Запрещались даже книги в защиту православной церкви - Когда вышел обратный приказ, начало говорить то, что нужно было таким людям, как Магницкий - Духовное и освободительное движение было только в очень небольшой группе

Священный союз

- Замысел социального христианства - Будущий союз народов на почве христианского универсализма - Не был осуществлён - Победил Меттерних - Стал реакционной силой

Тайные общества

- Многочисленны - Подготовляли политический переворот - Союз спасения, Союз добродетели, Союз благоденствия [19]

Союз спасения

- Первое тайное общество

Лица эпохи

Аракчеев

- Страшен

Меттерних

- Более реальный политик - Превратил союз народов в союз князей против народов

Рунич и Магницкий

- Отвратительные обскуранты мистико-идеалистического направления

Архимандрит Фотий

- Черносотенец (Для которого и министр духовных дел, кн. Голицын, был революционером)

Лобзин

- "Более чистое явление" - (Издавал?) "Сионский Вестник"

Митрополит Филарет

- Очень талантливый - Двойственная роль

Голицын

- Воплотил двойственность Библейского Общества

= Декабристы =

- Первое освободительное движение в России - Высший слой русской гвардии, наиболее культурный в то время - Богатые помещики и гвардейские офицеры не могли примириться с тяжелым положением крепостных крестьян и солдат - Проявили большое бескорыстие - Огромное значение для появления имело пребывание русских войск за границей после 12-го года - Многие декабристы были умерены и даже монархисты, хотя и противники монархии самодержавной - Были более закалены, менее чувствительны, чем люди 1830-х - Больше цельности и ясности, меньше беспокойства и взволнованности - Тем, что они были военными, это объясняется лишь отчасти - Влияние оказывали Радищев, стихи Рылеева - Сочувствовали французской революции и греческому восстанию - Не было полного единомыслия - Умеренное и радикальное (левое) течения (Пестель, Южное общество) - Прошли через масонские ложи

- Составляли незначительное меньшинство, не имевшее опоры ни в верхах, ни в низах - Были обречены - Возможность общественной деятельности для последующего поколения была закрыта

Н.Тургенев - Сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, т.е. самой левой форме масонства

Лунин

- Лично знал Сен-Симона

Пестель

- Сторонник республики через диктатуру - Первый русский социалист (конечно, аграрный) – Предшественник революционных движений в русской интеллигенции - Возможно влияние "идеолога" Дести де Траси

Южное общество

- Против диктатуры

Русская мысль XIX в

- Социально окрашена Неудача декабристов, рез-ты - Отвлеченный идеализм 1830-40-х - Переживания от невозможности деятельности - Русский романтизм - Восторженная чувствительность - Увлечение Шиллером (Достоевский употребляет имя "Шиллер" как символ "возвышенного и прекрасного") - Одиночество молодёжи, более ужасное, чем одиночество поколения декабристов - Меланхолия [20]

Станкевич - Мечтательный юноша

Эпоха Николая I

- Пробудилась творческая мысль - Эпоха освобождения -

Чацкий - декабрист, окружённый Фамусовыми (в ужасе от "франмасонов") и Молчалиными

Русская интеллигенция XIX в

- Масоны и декабристы подготовляют появление - На Западе понята плохо - Смешивается там с тем, что называют intellectuels - Раскол, отщепенство, скитальчество, невозможность примирения с настоящим, устремленность к грядущему, к лучшей, более справедливой жизни – характерные черты интеллигенции - Духовные основы раскрывает Достоевский

= Пушкин =

- Ещё не был интеллигентом - Величайшее явление русской творческой гениальности первой трети века - Создатель русского языка и русской литературы - Наиболее изумительная черта, определившая характер века, - универсализм, всемирная отзывчивость - Подготовил Достоевского и Толстого - Единственный русский писатель ренессанского типа

- Среди тем:

- Тождественность народа значительной судьбы космосу (Аналогично Гёте) - Творчество (Свобода творчества)

Литература

- Останется христианской и тогда, когда русские писатели отступят от христианства в сознании своём - Темы - Основная - творчество лучшей жизни (Впротивовес творчеству совершенной культуры) - Свобода творчества (В праве творчества усомнятся Гоголь, Толстой и др.) - "Интеллигенция и народ"

- Характер - Моральный - Скрыто-религиозный

Лермонтов

- Уже не ренессансный

- Свобода его более глубокая и независимая от политической злобы дня, чем свобода, к которой будет стремиться русская интеллигенция

- Стремился к свободе, но с большим надрывом и раздвоением - Возможно, самый религиозный из русских поэтов, несмотря богоборчество

3

= Русская интеллигенция =

- Специфически русское духовно-социальное образование - Не класс - Её существование создаёт затруднение для марксистских объяснений - Идеалистична - Целиком увлечена идеями - Готова на страдания и на казнь - Не могла жить в настоящем, жила в будущем, иногда в прошедшем - Невозможность политической активности вела к исповеданию самых крайних социальных учений - Чувствовала себя беспочвенной - Чувствовала свободу от тяжести истории, против которой она восставала - Обнаружила исключительную способность к идейным увлечениям - Гегелем, Шеллингом, Сен-Симоном, Фурье, Фейербахом, Марксом

- Беспочвенность может быть национально-русской чертой - Ошибочно считать национальным лишь верность консервативным почвенным началам

История не есть только традиция, не есть только охранение Беспочвенность имеет свою почву, революционность есть движение истории

История

Упреждающие явления - одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина

- Вербуется из разных социальных слоев (Последовательно из дворян, разночинцев. Лишний человек, кающийся дворянин, потом активный революционер – разные моменты истории)

1830-е – "Просвещение", утопизм, нигилизм, революционность - Выход из невыносимого настоящего

alt: Выход из истории (Флоровский) - Нет. Это также историческое - СНБ [22]

= Радищев =

- Родоначальник русской интеллигенции - Предвосхитил и определил её основные черты - Она родилась с его словами "Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала" ("Путешествие из Петербурга в Москву") – Самое замечательное явление XVIII в. - Влияние Руссо и учения о естественном праве - Оригинальны не мысли, а чувствительности: стремление к правде и свободе - Первым обличителем крепостного права - Один из первых русских народников - Утверждал верховенство совести - Сочувствовал французской революции, но против отсутствия свободы мысли и печати в её разгар - Проповедует самоограничение потребностей - Призывает утешать бедняков - Родоначальником рев.радикализма - Главное - благо не государства, а народа - Приговорён к смертной казни с заменой ссылкой на десять лет - Судьба предваряет судьбу революционной интеллигенции

Интеллигенция

- Раздавлена между силой царской власти и силой народной стихии - Народная стихия представлялась ей таинственной - Противополагала себя народу - Чувствовала свою вину перед народом - Хотела служить народу

Левая интеллигенция

- Окончательно сформировалась в 2/2 XIX в. - Приобрела характер, схожий с монашеским орденом (Сказалась глубинная православная основа русской души: уход из мира, во зле лежащего, способность к жертве) - Была права конфликте с империей - Вела почти героическое существование - Это страшно спутало её сознание, отвернуло её сознание от многих сторон творческой жизни человека, сделало её более бедной. Народ безмолвствовал и ждал часа, когда он скажет своё слово. Когда этот час настал, то он оказался гонением на интеллигенцию со стороны революции, которую она почти целое столетие готовила

= Интеллигенция и действительность =

Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера – о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье. Щапов, увлеченный естественными науками в соответствии со своей эпохой, особенно подчеркивал, что нашему народному мышлению свойственно реальное, а не гуманистическое направление [23]

Философия

- Естественные науки не развились у нас вследствие возражений православных - Но в силу реалистического склада русского народа в прошлом, у нас преобладало прикладное, механическое естествознание (Щапов) - В XVIII в. и в начале XIX в. у нас настоящей философии не было, она находилась в младенческом состоянии [24]: - Вместо философской культуры - лишь одинокие мыслители - Доминировала философия истории

- Судьба философии в России трагична - Философия постоянно подвергалась гонению, она была на подозрении - Приют нашла, главным образом, в духовных академиях - Голубинский, Кудрявцев, Юркевич

Но в русском православии произошел перерыв единственной возможной философской традиции. Дошло даже до такого курьеза, что одно время рационалиста и просветителя Вольфа считали наиболее подходящим для православной философии

Гонения

- Сначала справа, от русского обскурантизма, а потом и слева (за считавшиеся реакционными спиритуализм и идеализм) (Это поразительно) - Шеллингианец Шадо был выслан из России - В николаевскую эпоху одно время профессором философии был назначен невежественный генерал - Обскуранты резко нападали на философский идеализм - В конце концов, в 1850 г. министр народного просвещения, кн. Ширинский-Шихматов, совсем запретил преподавание философии (Курьезно, что он считал более безопасными естественные науки) - Нигилисты 60-х годов с другого конца нападали на философию, видели в ней метафизику, отводящую от реального дела и от долга служения народу - В советский период гонение на всякую философию, кроме диамата (Между тем как тема русского нигилизма и русского коммунизма - также философская)

Русская интеллигенция

- Вырабатывала в себе тоталитарное, целостное миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью

= Влияние немецкого идеализма =

Немецкое влияние в России двойственно. Для государственности оноо было вредным и фатальным. Для духовной культуры - в высшей степени плодотворным. Под влиянием немецкой философии у нас произошло настоящее пробуждение философской мысли

Это поразительно

Германский идеализм, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель создали атмосферу германского идеализма и романтизма Она имела определяющее значение для начала раскрытия русской мысли

= Шеллингианцы и Шеллингианство =

- Стали первыми русскими философами - Увлеклись натурфилософией и эстетикой - М.Г.Павлов, И.Давыдов, Галич, Велланский, В.Ф.Одоевский - наиболее интересен и наиболее типичен для русского романтизма [25] - Ездили слушать Шеллинга - Не было у нас творческим движением мысли. Самостоятельная философия ещё не народилась. Более плодотворно было у нас влияние Шеллинга на религиозную философию начала XX в. Творческое претворение шеллингианства и ещё более гегелианства было не у шеллингианцев в собственном смысле, а у славянофилов

Шеллинг

- Любил русских - Верил в русский мессианизм - О Сен-Мартене и Портедже узнал от Одоевского - Хорошо знал Чаадаева и высоко его ценил

Фр.Баадер

- Очень родственен русской мысли - С ним встречался Шевырёв и пропагандировал его в России

= Общество любомудрия =

* 1823 г

- А.Кошелев и И.Киреевский, впоследствии славянофилы - Закрыто после декабрьского восстания - Было первым опытом философского общения - Философия была выше религии - Духовная свобода - дороже политической - Популяризовал в беллетристике Одоевский

Социальный мистицизм

1830-е

- Под влиянием французов, гл. обр. Ламенэ - Стремление к свободе и социальной правде - Преобладание религиозных, моральных и социальных мотивов

Два преобладающих мифа, способные стать динамическими в жизни народов - О происхождении - О конце (эсхатологический)

У русских преобладает второй . Так можно было определить русскую тему XIX в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр. Закончу это историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и русского народа: "Не в силе Бог, а в правде". Трагедия русского народа в том, что русская власть не была верна этим словам

Глава II

Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский

1

= Проблема философии истории =

Для русской мысли характерна нерегулярность. Так, первый русский философ истории Чаадаев был лейб-гусарский офицер, а первый оригинальный богослов Хомяков - конно-гвардейский офицер

Пробудилась на проблеме историософической. Замысел Творца о России. Мессианизм - скорее чувство, чем сознание - был свойственен нам давно. Может ли Россия выполнить миссию, пойдя своим путём? Основная идея для всех течений XIX в

Пессимизм в отношении к прошлому и настоящему России и оптимизм в отношении к будущему

Разочарование Чаадаева в России и разочарование Герцена в Западе – основные факты для русской темы XIX в. 1830-е - годы социальных утопий + некоторая экзальтированность. 1840-е были эпохой напряженной умственной жизни

= Славянофилы и западники =

= Религиозное западничество =

- Чаадаев и Печерин - Предтеча западничества и славянофильства

= Чаадаев =

Начало пробуждения русской мысли - письмо к Е.Д.Панковой в 1829 г. (напечатано в "Телескопе"). "Выстрел, раздавшийся в тёмную ночь" (Герцен)

Вся наша философия истории будет ответом на поставленные в нём вопросы

Правительство Николая I ответило объявлением Чаадаева сумасшедшим

- "Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, у нас он офицер гусарский" (Пушкин) - "Всегда мудрец, а иногда мечтатель, и ветреной толпы бесстрастный наблюдатель" (Пушкин) - "Декабрист, ставший мистиком" (Гершензон) [26]

- Особенно интересуется не личностью, а обществом - Настаивает на историчности христианства - Ищет Царства Божьего на земле - Творчески перерабатывает западные идеи (теократические Ж. де Местра и де Бональда, Шеллинга. Для Западной Европы они консервативны, для России казались революционными) - > Соловьёв

- Потрясён универсализмом католичества и его активной ролью в истории. Православие представлялось ему пассивным

- Против русской истории:

- "Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть ещё нечто более прекрасное – это любовь к истине" - "Не через родину, а через истину ведет путь к небу" - "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами" - "Теперь мы прежде всего обязаны родине истиной" - "Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его" - "Мы не принадлежим ... ни к Западу, ни к Востоку ... Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода" - "Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это – естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая наша идея бесследно вытесняет старые" - "Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок" - "Ныне мы составляем пробел в нравственном миропорядке" - "Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили"

Самоотрицание - диалектический момент в развитии русской идеи. В "Апологии сумасшедшего" Чаадаев придёт к утверждению великой миссии России. Силы русского народа не были актуализированы. Но это залог великого будущего. Ряд идей для русской мысли XIX в

- Преимущество девственности почвы - Отсталость даёт возможность выбора - Скрытые, потенциальные силы могут себя обнаружить в будущем - Повиноваться только голосу просвещённого разума, сознательной воли

Во второй половине жизни признает величие православия

"Сосредоточиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; Раскидываясь вовне, ... развивался он на Западе Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество"

- Недостаточно себя актуализировал. Почти ничего не написал - Западничество и католические симпатии остаются характерно русскими явлениями - Тоска по форме, восстал против русской неоформленности - Искал Царства Божьего на земле - Искал исторического величия, что не есть характерное русское свойство. Но это есть явление компенсации других русских свойств

= Печерин =

- Рядом с Чаадаевым - Стал католическим монахом - Парадоксально, что из либерализма и любви к свободной мысли - Один из первых русских эмигрантов: не вынес гнёта николаевской эпохи

Как сладостно отчизну ненавидеть! И жадно ждать её уничтоженья

Это мог написать только русский, который страстно любит свою родину. Духовно он вернется на родину, но Россию никогда не увидит. Герцен искал свидания с Печериным в его монастыре и рассказал об этом в "Былое и думы". Ответ Печерина на письмо Герцена очень замечателен, в нём есть настоящие прозрения. Он пишет, что грядущая материальная цивилизация приведет к тирании над человеческим духом и в ней некуда будет укрыться

Славянофильские элементы западничества:

- Печерин верил, что Россия вместе с Соединёнными Штатами начнет новый цикл истории

Споры западников и славянофилов заполнят у нас большую часть века. Славянофильские мотивы были уже у Лермонтова. Но он думал, что Россия вся в будущем. Сомнения о Европе у нас возникли под влиянием событий французской революции [27]

Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и её призвании в мире. Оба направления в своей исторической форме устарели и могут считаться преодоленными, но самая тема остаётся. В новых формах она вызывает страсти и в XX в

Славянофилы любили Россию, как мать, западники - как дитя. Люди 1840-х были из культурного дворянства. Один Белинский был интеллигентом-разночинцем. Потом произошла резкая дифференциация. Основным вопросом философии истории стал вопрос о смысле и значении реформы Петра, разрезавшей русскую историю надвое

Западники

- Целиком приняли реформу Петра - Видели будущее России в западном пути

Славянофилы

- Верили в особый тип культуры на духовной почве православия - Реформа Петра и европеизация были изменой России - Усвоили гегелевскую идею о призвании народов - Идею Гегеля о Германии применяли к России - Славянофилы были у нас первыми народниками, но на религиозной почве - Предшественник - хорват Крижанич

В то время влияние Гегеля было так велико, что, по мнению Ю. Самарина, судьба православной церкви зависела от судьбы гегелевской философии. Только Хомяков разубедил его в этой отнюдь не православной мысли, и он исправил свою диссертацию под влиянием Хомякова [29]

Уже В.Одоевский резко критиковал Запад (буржуазность, иссякание духа) Шевырев, представлявший консервативное и официальное славянофильство, писал об одряхлении и гниении Запада Но он был близок к западному мыслителю Фр. Баадеру, обращенному к Востоку

Элементы западничества у славянофилов

- Не было полного отрицания Запада - Не говорили о гниении Запада - Хотели объяснить причины отличия России от Запада - Пытались раскрыть первоосновы западной истории

- Построение русской истории фантастично. Смешали с нею свой общественный идеал

Русскую историческую науку разрабатывали главным образом западники Ошибка в смешении идеала России с далеко не идеальной Европой

Сходство западников и славянофилов

- Мечтательный элемент - Противопоставление идеала николаевской действительности - Ошибки в оценке реформы Петра. Славянофилы не поняли её неизбежности и благотворности (стали возможны мысль и слово; литература). Западники не признавали её болезненности - Любили свободу - Не видели её в действительности

Славянофилы

Стремились к органичности и целостности. Идею органичности взяли у немецких романтиков - Проецировали идеальную органичность в допетровскую эпоху - Идеализация Московии, несмотря на её противоположность их ценностям (свобода, любвовь, просвещённость)

- Противополагают целостность и органичность России раздвоенности и рассечённости Западной Европы - Борются с западным рационализмом, в котором видят источник всех зол. Возводят его к католической схоластике

Борьба против западного рационализма была свойственна немецким романтикам

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Русская идея. Конспект 02
* 05-12 06 2017 г.