Смысл творчества 09
(Опыт оправдания человека)
Н.А.Бердяев
На пути творческой гениальности возможно возникновение особого,
иного
монашества. Путь этот требует не меньшего отречения от "мира"
и его благ,
чем путь признанного монашества. Гениальная жизнь - монашеская жизнь
в
"миру". Добродетель творческой гениальности - добродетель
отречения от
спокойствия личного домостроительства. Боязливый отказ от пути творческой
гениальности даёт безопасность и покой. Нетворческое отречение от
благ
"мира" вознаграждается твердо-безопасным устроением личной
жизни и личного
спасения. А послушание последствиям греха делает безопасной жизнь
человека в
"мире". Если не считать святых и мистиков в монастырях,
старцев и
подвижников, то быт монашеский отлично приспособлен к "миру"
и "мирскому", в
нем нет трагической жертвенности. Тот умеренный аскетизм, который
практикуется в монастырях, отлично согласуется с приспособлением
к "миру", с
житейским позитивизмом и утилитаризмом. Есть позитивистический аскетизм,
отлично устраивающийся в "мире". А творческая гениальность
не мирится ни с
каким позитивизмом. И монашество творящих, монашество гениального
бытия
потребует более радикального отречения от "мира" и от
всякого позитивного
его устроения, чем старое монашество. Ведь позитивно-утилитарная
хозяйственность и "мирская" приспособленность так характерна
для "духовного"
мира, для "духовного" быта. Когда читаешь Феофана Затворника,
классического
выразителя православия в XIX в., то поражаешься этому сочетанию
мистической
аскетики с позитивно-утилитарным жизнеустройством и мироохранением,
этому
приспособлению религии искупления к последствиям греха, т.е. к "миру".
Еп.
Феофан проповедует идеал хозяйственной расчетливости и даже умеренной
стяжательности. Для семьи хорошо и обогащаться. Не нужно заноситься
в высь,
быть слишком духовным. Мирское, буржуазное строительство отлично
оправдывается аскетикой Феофана. В его религиозном сознании нет
места для
трагической жертвенности. Только религиозный путь творчества продолжает
мистическую аскетику до окончательного преодоления "мира сего",
до создания
"мира иного". Старое христианское сознание неизбежно переходит
от
аскетического отрицания "мира" к позитивному приспособлению
к "миру". В
гениальности же раскрывается творческая тайна бытия, т.е. "мир
иной". Но
творчество и гениальность имеют глубокую и таинственную связь с
полом, и
связь эта должна быть религиозно осознана.
ГЛАВА VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ
Существенно для нашей эпохи властное чувствование центральности
проблемы
пола и глубокая потребность осознания половой стихии. Пол как бы
выявляется,
из тайного становится явным. От пола зависит мироощущение человека.
Пол -
источник бытия; половая полярность - основа творения. Чувство бытия,
его
интенсивность и окраска имеют свой корень в поле. Все острее начинают
сознавать научно, философски и религиозно, что сексуальность не
есть
специальная, дифференцированная функция человеческого существа,
что она
разлита по всему существу человека, проникает все его клетки и определяет
всю совокупность жизни. Ныне нельзя уже так отделять жизнь пола
от
целокупности жизни, нельзя придавать полу лишь значение специальной
функции
организма. Пол несоизмеримо шире и глубже того, что мы называем
в
специфическом смысле половой функцией. Сама специфическая половая
функция
есть уже результат дифференциации какой-то общей прасексуальной
жизни.
Научно невозможно провести такую резкую границу между "нормальным"
и
"естественным" в поле и "ненормальным" и "противоестественным".
Эта граница
проводилась не естественным положением вещей, а обычной социальной
моралью,
в которой всегда так много условного. С философской точки зрения
должна быть
отброшена категория "естественности" как критерий добра
и зла. "Нормальная"
и "естественная" половая функция есть продукт дифференциации
половой жизни,
разлитой во всём телесном и духовном существе человека118. Вполне
можно
сказать, что человек - половое существо, но нельзя было бы сказать,
что
человек - пищеварительное существо. Сексуальная природа человека
не может
быть поставлена в одну линию с другими функциями его организма,
даже самыми
существенными, как, напр<имер>, кровообращением. В сексуальности
человека
узнаются метафизические корни его существа. Пол есть точка пересечения
двух
миров в организме человека. В этой точке пола скрыта тайна бытия119.
От пола
никуда нельзя уйти. Можно уйти от дифференцированной половой функции,
можно
отрицать и преодолеть эту "естественную" функцию пола.
Но и в этом случае
только перемещается половая энергия человека - человек всё же остаётся половым существом. Христианские аскеты, побеждавшие физическую жизнь
пола,
могущественно чувствовали центральность пола в человеке, больше
чувствовали,
чем многие современные люди, живущие размеренной "естественной"
половой
жизнью. Аскетика - одна из метафизик пола. Св. Исаак Сирианин живёт в
сознании могучей власти и центральности пола. И этим властным чувством
подсказаны его страшные слова: "Если принужден говорить с женщинами,
отврати
лице от зрения их, и так беседуй с ними. А от монахинь, от встречи
и
разговоров с ними и от лицезрения их удаляйся, как от огня и как
от сети
диавольской, чтобы в сердце своём не остудить тебе любви к Богу
и не
осквернить сердца своего тиною страстей. Если оне и сестры тебе
по плоти,
блюдись от них, как от чужих. Остерегайся сближения со своими, чтобы
сердце
твое не охладело в любви Божьей... Лучше тебе принять смертоносный
яд,
нежели есть вместе с женщинами, хотя это будет матерь или сестра
твоя. Лучше
тебе жить вместе со змием, нежели спать и лежать под одним покровом
вместе с
юным, хотя будет это брат твой по плоти"120. Пагубной ошибкой
было бы
отождествлять, как это нередко делают, пол с сексуальным актом.
Отрицание
сексуального акта не есть отрицание пола. А слишком огненное отрицание
сексуального акта есть огненное проявление пола в человеке. Слабость
и
вялость сексуального акта не есть ещё показатель слабости и вялости
пола в
человеке, ибо энергия пола, разлитая во всём существе человека,
может иметь
много проявлений и направлений. Когда говорят, что человек победил
в себе
пол силой духовного творчества, то в этой формулировке остаются
на
поверхности явления. В этом случае не побеждается пол, а лишь дается
иное
направление половой энергии - она направляется на творчество. Вообще
не
следует преувеличивать значения самого специфического сексуального
акта для
жизни пола. Жизнь пола возможна и без сексуального акта, и даже
гораздо
более напряженная. Сексуальный акт, сексуальная функция победимы,
но пол
непобедим. Аскетика в силах лишь перераспределить половую энергию,
дать ей
иное направление, но не в силах её истребить. Пол относится не к
части
человека, а к целому человека. Пол не есть одна из сторон человека
- он
захватывает и определяет всего человека. Куда бы ни направлялся
человек,
всюду за ним следует энергия пола и кладет свою печать на всякое
его
делание. Разрез пола есть во всём . И в познании есть начало мужской
активности и женской пассивности. Пол связан с тайной самого бытия
человека,
и потому он оставался наиболее прикрытым. Во все времена чувствовалась
жуткая связь пола с рождением и смертью, и потому уже пол никогда
не мог
представляться людям как специальная функция (функция важная, но
всё же
менее важная, чем, напр<имер>, питание). Нелепо и поверхностно
было бы
утверждать, что человек, живущий в половом воздержании, не живёт половой
жизнью. Даже абсолютное целомудрие не только тела, но и духа предполагает
половую жизнь. Целомудрие есть насквозь половое явление, это одно
из
направлений половой энергии. В целомудрии наиболее сохраняется цельность
человека, и потому половая энергия не проявляется в дробной функции
сексуального акта, нет даже помышления о таком дроблении. Дробная
функция
сексуального акта есть утеря цельной половой энергии, есть отчуждение
этой
энергии от целостного существа человека. Но целомудрие не есть отрицание
пола - целомудрие есть сохранение целости пола, концентрация половой
энергии
во всём целостном существе человека. Полюс противоположный целомудрию
-
разврат - есть крайняя степень дробления половой энергии, отчуждение её от
целостного существа человека, есть утеря цельности. И в сексуальном
акте
неизбежно есть элемент разврата, ибо есть дробление и отчуждение
половой
энергии от цельной жизни тела и духа, превращение пола в частную
функцию.
Девственность не есть отрицание, умаление или отсутствие пола -
девственность есть положительная половая энергия, она есть сохранение
целостности пола, недопущение дробления. С этой точки зрения, само
возникновение из глубин пола дифференцированной половой функции
есть как бы
падение человека, утеря цельности, возникновение разврата в глубочайшем
смысле этого слова. Ибо в истинной жизни пола можно отдать всего
себя, но
нельзя отдать часть себя, нельзя отрезать себя. Пол - космическая
сила и
лишь в космическом аспекте может быть постигнут.
Из того, что человек определяется как мужчина или как женщина, ясно,
что
пол есть стихия, разлитая во всём существе человека, а не дифференцированная
его функция. Если пол есть недуг, то недуг органический, а не функциональный
недуг всего организма человека, всей его физики и всей его метафизики.
Пол
есть не только точка пересечения двух миров в человеке, но и точка
пересечения человека с космосом, микрокосма с макрокосмом. Человек
скреплен
с космосом прежде всего через пол. В поле источник и истинного соединения
человека с космосом и рабской его зависимости. Категории пола -
мужское и
женское - категории космические, не только антропологические. Христианская
символика Логоса и души мира32, Христа и Его Церкви, говорит о космической
мистике мужского и женского, о космической брачной тайне. Не только
в
человеке, но и в космосе есть половое разделение мужского и женского
и
половое их соединение. Душа мира - земля - женственна по отношению
к Логосу
- светоносному Мужу и жаждет соединения с Логосом, принятия Его
внутрь себя.
Земля-невеста ждёт Жениха своего Христа. Природа ждёт царя своего
Человека.
В миропорядке мужское и есть по преимуществу антропологическое,
человеческое
начало, женское - начало природное, космическое. Мужчина-человек
через
женщину связан с природой, с космосом, вне женского он был бы отрезай
от
души мира, от матери-земли. Женщина вне связи с мужским не была
бы вполне
человеком, в ней слишком сильна темная природная стихия, безличная
и
бессознательная. В женской стихии, отделенной от мужской, нет личности.
Мужчина сознает активную задачу антропоса в отношении к космосу
и
неизбежность победы над всяким временем и часом. Женщина - часть
космоса, но
не микрокосм, она не знает космоса, ибо космосом считает своё временное
состояние, напр<имер>, свою неразделенную любовь. Но мировая
дифференциация
на мужское и женское не в силах окончательно изничтожить коренную,
исконную
бисексуальность, андрогиничность человека, т.е. образ и подобие
Божье в
человеке. Ибо поистине не мужчина и не женщина есть образ и подобие
Божье, а
лишь андрогин, дева-юноша, целостный бисексуальный человек. Дифференциация
мужского и женского есть последствие космического падения Адама.
Сотворенный
по образу и подобию Божьему человек-андрогин распадается, отделяет
от себя
природно-женственную стихию, отчуждается от космоса и подпадает
рабской
власти женственной природы. И по гениальному учению Я.Беме, София
- вечная
девственность человека - отлетает на небо. Женственная же природа
становится
безличной и бессильной. Мужское и женское разделяются в человеке-микрокосме
и в мире-макрокосме. Дифференцированный, распавшийся пол становится
источником раздора в мире и мучительно безысходной жажды соединения.
И
поистине, тайна всякого раздора и тайна всякого соединения - половая
тайна.
Искажение образа и подобия Божьего в человеке было распадением андрогина,
муже-женственного существа. Но это искажение и распадение не могло
быть
окончательным и полным. Образ и подобие Божье всё же сохранилось
в человеке,
и в мужчине и в женщине, человек остался в корне своём существом
бисексуальным, андрогиническим. Это с новой силой начинают сознавать
и
научно, и философски, и религиозно. Человек погиб бы безвозвратно,
если бы
андрогинический образ в нём исчез окончательно. Во все времена по-разному
чувствовалось и сознавалось, что вся сексуальная жизнь человека
есть лишь
мучительное и напряженное искание утерянного андрогинизма, воссоединения
мужского и женского в целостное существо. Глубже всех постиг это
Платон в своём "Пире". Издревле чувствовалось и сознавалось также,
что корень
грехопадения человека связан с полом, что греховной жизни человека,
окованной природной необходимостью, предшествовало падение андрогина,
разделение мужского и женского, искажение образа и подобия Божьего
и рабское
подчинение мужского и женского в природно-необходимом влечении.
Отделение
женской стихии в праматери Еве и было источником порабощения человека
природной необходимости. Женщина стала коренной, быть может, единственной
слабостью мужчины, точкой его рабского скрепления с природой, ставшей
ему до
жуткости чуждой. Природное стало внутренно чуждым мужчине, оставшемуся
носителем начала антропологического, и потому внешне принудительным.
Мужчина
пытается восстановить свой андрогинический образ через сексуальное
влечение
к утерянной женской природе. Но вся сексуальная жизнь протекает
в чуждой
природной необходимости. Человек стал рабом своего сексуального
влечения,
жертвой своей падшей раздельности. Древний мир создал фаллический
культ,
ставший религиозно невозможным в христианскую эпоху. Но фаллический
культ
бездонно глубок, и от него не в силах освободиться и люди христианской
эпохи. В фаллическом культе сказалась напряженно-оргийная жажда
воссоединения раздельных полов, мольба о космическом половом соединении.
В
нем обоготворяется та точка пола, в которой только и стало возможным
в
падшем мире наибольшее касание и соединение мужского и женского.
Через эту
точку пола совершается прикосновение к исконной тайне бытия. В этих
точках
пола есть наибольшее отчуждение и противоположение, и в них же соединяющие
касания, через которые совершается исступление из границ мужского
и
женского. Фаллический культ трагически бессилен, он оставляет человека
рабом, но он глубже современной секуляризированной жизни пола. Есть
просветленное и преображенное переживание фаллического культа во
всякой
сексуальной влюблённости.
Бездонно глубоко учение Я.Беме об андрогине и о Софии. "Ты
юноша или
дева, а Адам был и тем и другим в одном лице"121. "Из-за
похоти своей Адам
утратил деву и в похоти обрел женщину; но дева все ещё ждёт его,
и если
только он захочет вступить в новое рождение, она с великою честью
вновь
примет его"122. Беме делает различие между девой и женщиной.
Дева была
Софией Перво-Адама, утерянной им в грехопадении. "Ева была
создана для этой
тленной жизни, ибо она жена мира сего"123. "Премудрость
Божья есть вечная
Дева, а не жена, она - беспорочная чистота и целомудрие и предстоит
как
образ Божий и подобие Троицы"124. "Это Премудрость Божья,
которая есть Дева
красоты и подобие Троицы, являет собою образ человека и ангела и
начало свое
имеет в средоточии креста, подобно цветку, возросшему из духа Божия"125.
Учение о Деве и есть учение о Софии - Божьей Премудрости. Софийность
человека связана с его андрогинностью. Падение андрогина было утерей
девы-Софии и возникновением женщины-Евы. "Дева - извечна, несотворенна,
нерожденна; она есть Божья Премудрость и подобие Божества"126.
Мистическое
учение Беме о человеке как андрогине делает понятным, почему Иисус
Христос,
абсолютный и совершенный человек, не знал женщины и, по-видимости,
не
осуществил в своей жизни тайны брака. И Перво-Адам не знал женщины
и не жил
в браке. "Адам был мужчиною, равно как и женщиной, но и не
тем, и не другим,
а девою, исполненною целомудрия, чистоты и непорочности, как образ
Божий; он
имел в себе и тинктуру огня и тинктуру света, в слиянии которых
покоилась
любовь к себе как некий девственный центр, как прекрасный райский
розарий,
сад услад, в котором он сам себя любил; чему и мы уподобимся по
воскресении
мёртвых , ибо, по слову Христа, там не женятся и не выходят замуж,
а живут
подобно ангелам Божиим"127. "Христос на кресте освободил
наш девственный
образ от мужчины и женщины и в божественной любви обагрил его своей
небесной
кровью"128. Христос восстановил андрогинный образ в человеке
и возвратил ему
Деву-Софию. "Образ Божий - муже-дева, а не женщина и не мужчина"129.
"Огневая душа должна закалиться в огне Божьем и стать светлее
чистого
золота, ибо она жених благородной Софии из семени жены; она - тинктура
огня,
как София - тинктура света. Когда тинктура огня очистится совершенно
- в нее
будет возвращена София, Адам вновь обоймет свою всечестную невесту,
которая
была отнята у него во время его первого сна, и не станет более ни
мужчина,
ни женщина, но лишь одна ветвь на Христовом жемчужном дереве, что
стоит в
Божьем раю"130. "Женщина же, как Адамова девственность,
из Адамовой природы
и существа была теперь преображена или образована в женщину или
самку, в
которой всё же сохранилась святая, хотя и утратившая Бога, девственность
как
тинктура любви и света, но сохранилась потускневшей и как бы мертвой;
ибо
ныне вместо нее в ней внешняя мать как четырехэлементная любовь
стала
родительницею природы, которая должна была принять в себя Адамово,
т.е.
мужское семя"131. Иисус вновь соединил мужское и женское в
единый
андрогинный образ и стал "муже-девой". "Христос затем
был рожден Девою,
чтобы снова освятить женскую тинктуру и претворить её в мужскую,
дабы
мужчина и женщина стали муже-девами, как был Христос"132. Для
Беме важно
отличие девы от женщины, Софии от Евы. Его учение о Софии глубже
и конечнее
того культа вечной женственности, которому мы учимся у Данте, у
Гете, у
Вл.Соловьёва. Даже культ Богоматери как просветленной женственности
не есть ещё последнее, ибо Матерь Божья ещё в линии Евы и мистически подобна
ей.
Культ женственности соответствует ещё пассивности человека, в нём
нет ещё антропологического сознания. Культ вечной женственности все ещё остаётся в
пределах старого человека, в котором отделилось женственное и
противоположилось ему, т.е. до нового рождения. В этот культ прокрадываются
элементы религии женственного божества. К чистому культу Марии Девы
легко
примешивается идеализация Евы-женщины. Христианская мистика все ещё остаётся в половой полярности. Но сознание антропоса должно достигнуть полного
освобождения от погруженности в женственную половую стихию, в притягивающую
и засасывающую половую полярность. Культ чистой Девы в пределе ведет
к
культу андрогина и к бемевскому учению о Софии как пребывающей в
человеке
божественной Деве. Учение Беме о Софии есть устремленность к девственности
души, к утерянной virginitet33 человека. Учение об андрогине было
уже в
Каббале133. Его по-своему предчувствовали некоторые учителя Церкви
-
мистики, напр<имер>, св. Максим Исповедник134.
В XIX веке Фр.Баадер возрождает учение Беме об андрогине и Софии.
Баадер
говорит, что идея андрогина не должна была бы быть чужда теологам:
"Теологи
всего менее должны были бы чуждаться понятия изначальной андрогинности,
ибо
Мария родила без мужа"135. "Природа духа изначально андрогинна,
т.е. всякий
дух в себе самом, а не вне себя имеет свою природу (землю, телесность)"136.
Цель брачной любви Баадер видит в восстановлении утерянной первоначальной
природы человека, природы андрогинной. "Так, тайна и таинство
истинной любви
в том, чтобы взаимно помогать друг другу восстановить каждому в
себе
андрогина как целостного и чистого человека, который не есть ни
мужчина, ни
женщина, т.е. не нечто половинчатое"137. "Андрогин обусловлен
присутствием
небесной Девы в человеке, а её присутствие обусловлено пребыванием
в нем
Бога. Без понятия андрогина остаётся непонятной центральная идея
религии -
идея образа и подобия Божия"138. "Небесная София (идея)
была помощницей
первозданного человека, не бывшего ни мужчиной, ни женщиной; через
свой союз
с нею - который, следовательно, не мог быть половым - он и должен
был
упрочить андрогина и уничтожить в себе возможность стать мужчиною
или
женщиною. И ныне ещё , после того как человек уже стал мужчиной и
женщиной,
та же София, лишь только он к ней внутренно обратится, делает и
мужчину и
женщину хотя бы внутренно причастными андрогинной и ангельской природе"139.
"Божья воля может быть вмещена лишь чистою, т.е. от всякой
тварной воли
свободной Девою, и как земная Дева (Мария) прославилась через пробуждение
в
ней Небесной Девы, так ждёт такое же прославление и всякое возрождение.
Девственность есть освобождение от тварной воли"140. Новое
рождение человека
как андрогина будет принятием внутрь себя всей природы, подлинным
раскрытием
микрокосмичности человека. В истинном рождении целостного Человека
- и Бог,
и природа будут внутри его, а не вовне. Внешняя объектность и предметность
были связаны с половой разорванностью.
У Вейнингера в болезненно искаженном виде отражается учение великих
мистиков об андрогине, о женщине и любви. Он философски обосновывает
идею
бисексуальности человеческого существа. Он видит в женщине результат
падения
человека. Он видит в эротике восстановление целостной, андрогиничной
природы
человека. Кризис родового пола в нём достиг последней остроты. Греховность
сексуальной жизни он ощущает с не меньшей силой, чем святые отцы.
И всё же в
нем нет чего-то существенного, что делало бы его глашатаем великой
истины.
Вейнингер оторван от религиозных реальностей и потому говорит о
нереальной
женщине. Но женщина не менее реальна, чем мужчина, или мужчина так
же
нереален, как и женщина. В учении об эротике он рвется к мистике,
эротика
искупает для него грех сексуальности.
Женщина - носительница половой стихии в этом мире. У мужчины пол
более
дифференцирован и специализирован, у женщины же он разлит по всей
плоти
организма, по всему полю души. У мужчины половое влечение требует
более
безотлагательного удовлетворения, чем у женщины, но у него большая
независимость от пола, чем у женщины, он менее половое существо.
У мужчины
есть огромная половая зависимость от женщины, есть слабость к полу
женскому,
слабость коренная, быть может, источник всех его слабостей. И унизительна
для человека эта слабость мужчины к женщине. Но сам по себе мужчина
менее
сексуален, чем женщина. У женщины нет ничего не сексуального, она
сексуальна
в своей силе и в своей слабости, сексуальна даже в слабости сексуального
стремления. Женщина является космической, мировой носительницей
сексуальной
стихии, стихийного в поле. Природно-родовая стихия пола есть стихия
женственная. Власть рода над человеком через женщину осуществляется.
Эта
власть вошла в природный мир и овладела им через праматерь Еву.
Ева -
природно-родовая женственность. Образование Евы повергло старого
Адама во
власть родовой сексуальности, приковало его к природному "миру",
к "миру
сему". "Мир" поймал Адама и владеет им через пол,
в точке сексуальности
прикован Адам к природной необходимости. Власть Евы над Адамом стала
властью
над ним всей природы. Человек, привязанный к Еве рождающей, стал
рабом
природы, рабом женственности, отделенной, отдифференцированной от
его
андрогинического образа и подобия Божьего. Отношение мужчины-человека
к
женственности есть корень его отношения к природе. От природы, от
женственности некуда уйти, тут никакое бегство невозможно. Избавление
возможно лишь через нового Адама, который входит в мир через новую
женственность. Через женщину-Еву началась греховная власть женственной
природы над падшим человеком. Через Деву Марию началось освобождение
человека от этой природной власти, через Деву Марию земля принимает
в свое
лоно Логос, нового Адама, Абсолютного Человека. И если падение и
порабощение
старого Адама, ветхого человека укрепило в мире царство природно-родового
рождения через сексуальный акт, то новый Адам, новый Человек мог
родиться
лишь от девы, зачавшей от Духа. Это новое рождение от девы было
мистическим
преодолением старого рождения в природном порядке "мира сего".
Вечная
женственность как основа мира иного, освобожденного от греха, не
должна
рождать от мужчины через сексуальный акт. Вечная женственность несет
с собой
избавление от природной необходимости, ибо природная необходимость
владеет
человеком лишь через точку пола рождающего. Религия искупления отрицает
род,
сексуальный акт и создаёт культ вечной женственности, культ Девы,
рождающей
лишь от Духа141.
Жизнь пола в этом мире в корне дефектна и испорчена. Половое влечение
мучит человека безысходной жаждой соединения. Поистине безысходна
эта жажда,
и недостижимо соединение в природной половой жизни. Дифференцированный
сексуальный акт, который есть уже результат космического дробления
целостного, андрогинического человека, безысходно трагичен, болезнен,
бессмыслен. Сексуальный акт есть самая высшая и самая напряженная
точка
касания двух полярных полов, в нём каждый как бы исходит из себя
в другого,
исступает из границ своего пола. Достигается ли в этой точке соединение?
Конечно, нет. Уже одно то говорит против сексуального акта, что
он так легко
профанируется, сбивается на разврат, прямо противоположный всякой
тайне
соединения. Соединение в сексуальном акте - призрачно, и за это
призрачное
соединение всегда ждёт расплата. В половом соединении есть призрачная
мимолетность, есть тленность. В исступлении сексуального акта есть
задание,
неосуществимое в порядке природном, где все временно и тленно. И
это
неосуществленное половое соединение есть перманентная болезнь человеческого
рода, источник смертности этого рода. Мимолетный призрак соединения
в
сексуальном акте всегда сопровождается реакцией, ходом назад, разъединением.
После сексуального акта разъединенность ещё больше, чем до него.
Болезненная
. Отчуждённость так часто поражает ждавших экстаза соединения. Сексуальный
акт
по мистическому своему смыслу должен был бы быть вечен, соединение
в нем
должно было бы бездонно углубляться. Две плоти должны были слиться
в плоть
единую, до конца проникнуть друг в друга. Вместо этого совершается
акт
призрачного соединения, слишком временного и слишком поверхностного.
Мимолетное соединение покупается ещё большим разъединением. Один
шаг вперед
сопровождается несколькими шагами назад. Соединение в сексуальном
акте
всегда так умеренно. Соединение полов по мистическому своему смыслу
должно
быть проникновением каждой клетки одного существа в каждую клетку
другого,
слиянием целой плоти с целой плотью, целого духа с целым духом.
Вместо этого
совершается дробное, частичное, поверхностное соприкосновение, плоть остаётся разделенной от плоти. В самом дифференцированном сексуальном
акте
есть уже какая-то дефектность и болезненность. Акт соединения полов
должен
был бы быть вечным, не прекращающимся, не сопровождающимся ходом
назад и
реакцией, цельным, распространенным на все клетки существа человеческого,
глубоким, бесконечным. Вместо этого сексуальный акт в порядке природы
отдает
человека во власть дурной бесконечности полового влечения, не знающего
утоления, не ведающего конца. Источник жизни в этом мире в корне
испорчен,
он является источником рабства человека. Сексуальный акт внутренно
противоречив и противен смыслу мира. Природная жизнь пола всегда
трагична и
враждебна личности. Личность оказывается игрушкой гения рода, и
ирония
родового гения вечно сопровождает сексуальный акт. Об этом можно
прочесть у
Шопенгауера, у Дарвина142. Сексуальный акт насквозь безличен, он
общ и
одинаков не только у всех людей, но и у всех зверей. Нельзя быть
личностью в
сексуальном акте, в этом акте нет ничего индивидуального, нет ничего
даже
специфически человеческого. В сексуальном акте личность всегда находится
во
власти безличной родовой стихии, стихии, роднящей мир человеческий
с миром
звериным. Мистическое задание личного соединения в единую плоть
недостижимо
и неосуществимо в стихии безличной. Есть безысходная трагедия пола
в том,
что жажда личного соединения ведет в природной родовой стихии через
сексуальный акт не к личному соединению, а к деторождению, к распадению
личности в деторождении, к плохой бесконечности, а не к хорошей
вечности. В
половой жизни, возникающей из жажды наслаждения и удовлетворения,
торжествует не личное задание, а интересы рода, продолжение рода.
Не может
личное осуществляться через безличное. Сексуальный акт всегда есть
частичная
гибель личности и её упований. Не бессмертие и вечность ждёт личность
в
сексуальном акте, а распадение в множественности рождаемых новых
жизней.
Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность, бесконечную смену
рождения
и смерти. Рождающий умирает и рождает смертное. Рождение всегда
есть знак
недостигнутого совершенства личности, недостигнутой вечности. Рождающий
и
рождаемый тленны и несовершенны. Деторождение - кара сексуального
акта и
вместе с тем искупление его греха. Рождение и смерть таинственно
связаны
между собой в поле. Пол - не только источник жизни, но и источник
смерти.
Через пол рождаются и через пол умирают. Тление и смертоносный распад
вошли
в мир через точку пола. С пола начинает тлеть и распадаться личность
человека, отыматься от вечности. Пол прикрепляет человека к тому
тленному
порядку природы, в котором царит бесконечная смена рождения и смерти.
Лишь
смертный рождает и лишь рождающий умирает. Закон Кармы и бесконечная
эволюция перевоплощений, о которой учит религиозное сознание Индии,
и есть
необходимость смерти и рождения, связанная с грехом сексуальности.
Благодатная свобода в христианстве отменяет необходимые последствия
закона
Кармы. Есть глубокий антагонизм между вечной и совершенной жизнью
личности и
рождением смертных жизней во времени, между перспективой личности
и
перспективой рода. Род - источник смерти личности, род - источник
рождающей
жизни. Греки уже знали, что Гадес и Дионис - один бог, чувствовали
мистическую связь смерти и рождения. Вот почему в самой глубине
сексуального
акта, полового соединения скрыта смертельная тоска. В рождающей
жизни пола
есть предчувствие смерти. То, что рождает жизнь, - несет с собой
и смерть.
Радость полового соединения - всегда отравленная радость. Этот смертельный
яд пола во все времена чувствовался как грех. В сексуальном акте
всегда есть
тоска загубленной надежды личности, есть предание вечности временному.
В
половом соединении этого мира всегда что-то умирает, а не только
рождается.
В глубинах сексуального акта раскрывается таинственная связь и близость
рождения и смерти. Сексуальный акт совершается в стихии рода, вне
личности.
Половое влечение, владеющее человеком, есть покорность личности
стихии
смертного рода. В жизни рода предопределена смена рождения и смерти,
распадение личности в плохой множественности. В стихии рода нет
путей
восхождения личности, нет путей к совершенной вечности. Стихия рода
порождена падением человека, распавшимся полом человека. Внутреннее
разъединение мира падшего и грешного имеет обратной своей стороной
внешнее
соединение в стихии рода. Человеческий род есть лжечеловечество,
он указует
на распад человечества. В человеческом роде человеческая природа
порабощена
и подавлена. Родовая стихия и есть главное препятствие для откровения
человечества, откровения творческой природы человека. Род и есть
злая
необходимость, источник рабства человека и смертного распада. На
путях рода
всегда скрыта роковая смена рождения и смерти. Связь человека по
духу
подменяется родовой связью по плоти и крови. Людей связывает не
рождение от
девы, от вечной женственности в Духе, а рождение в сексуальном акте.
Связь
рода человеческого - сексуальная связь, она предполагает тот сексуальный
акт, которого стыдятся люди как нечистого. Люди лицемерно скрывают
источник
своей связи и своего соединения в роде человеческом. Религия рода
человеческого должна была бы быть религией сексуального акта, должна
вести к
обоготворению того, чего люди стыдятся и что скрывают. Связь по
плоти и
крови есть связь по сексуальному акту, связь, в нём зарожденная.
Огромное
значение Розанова - в том, что он потребовал религиозного признания
этой
истины и всех вытекающих из нее последствий. Освобождение личности
от
сексуального акта есть освобождение от рода, разрыв связи рода человеческого
во имя иной связи, по духу... выход из дурной бесконечности рождения
и
смерти. Род и личность глубоко антагонистичны, это начала взаимоисключающие.
Все личное в человеке враждебно родовой сексуальности. В личности
возможно
величайшее напряжение половой энергии, вне этой энергии даже нет
сильной
личности, но направление этой энергии не может быть родовым - оно
противится
распадению в дурной множественности143. Личность сознает себя и
осуществляет
себя вне родовой стихии. Личность не может победить смерть и завоевать
вечность на почве родовой связи. Она должна родиться к жизни в новом
человечестве. Ведь отношение родителей к детям все ещё -
биологически-зоологическое. В этом человек слишком походит на курицу
или
собаку. Отношение детей к родителям может быть мистическим. Тут
возможно
противление порядку природы, воскрешение, претворение рода в дух.
Я говорю
об активном отношении к умершим предкам, а не о пассивном следовании
за
предками, что есть родовое рабство. Человек виновен в смерти родителей
и
предков, должен их воскресить, но само воскрешение возможно лишь
вне рода, в
связи по духу. Мистически-активное отношение к предкам превращает
связь
родовую в духовную, смертную в бессмертную. В центре религиозного
сознания
Н.Ф.Фёдорова стоит идея воскрешения умерших предков. В воскрешении
(воскрешении, а не воскресении) он видел сущность христианства.
Но в
сознании Фёдорова была непреодоленная двойственность. С одной стороны,
он
смело и дерзновенно обращён вперед, призывает к творческой активности
человека и верит в силу человека воскрешать мёртвых собственной
активностью.
С другой стороны, Фёдоров - консерватор, сама творческая активность
его
направлена не вперед, на созидание нового, а назад, на восстановление
старых
жизней. Фёдоров революционен в родовой стихии, он хочет обратного
в ней
движения, но он не выходит из родовой стихии. В сущности, религия
его есть
религия рода. Он утверждает связь по роду, по плоти и крови, а не
по духу.
Для него мертвые должны быть воскрешены в роде, а не в духе. Его
гениальная
идея родства имеет родовой привкус. Он гениально провидит в Св.
Троице
образец всякой родственности, но в Божественную Троицу он вносит
как бы
родовую родственность вместо того, чтобы видеть образец родственности
духовной. В жизни рода смерть неизбежна. Лишь в духе возможна победа
над
смертью, воскресение мёртвых . Первое рождение в роде не есть ещё подлинное
рождение человека. Только второе рождение в духе, о котором учили
все
мистики, есть окончательное рождение человека. Но смертный путь
рода должен
был быть пройден человечеством.
Христианство как религия искупления отвергает и преодолевает родовую
стихию и родовую необходимость. Человек родовой стихии - ветхий
Адам, и эту
ветхую природу должен совлечь с себя тот, кто приобщается к откровению
нового Адама, откровению о личности. Евангельское откровение отвергает
родовую связь людей по плоти и крови, по сексуальному акту, во имя
высшей
связи по духу. В Новом Завете открывается выход сознавшей себя личности
из
рода, из родовой необходимости. Но выход этот предполагает подвиг
преодоления падшего, рабьего направления полового влечения. Христианская
семья, христианское устроение родового пола есть лишь неизбежный
компромисс
с миром, лишь послушание последствиям греха. В этом "христианском"
устроении
пола, в этом приспособлении к роду нет ещё религиозного откровения
тайны
пола. Подлинно глубоким, подлинно религиозным в христианстве остаётся лишь
аскетическое отрицание половой жизни ветхого Адама. Враги человеку
домашние
его. В огне, истреблявшем ветхий пол, у великих подвижников был
сдвиг
энергии пола в направление иное, противоположное всякой перспективе
рода. Не
беспола эта огненная борьба с ветхим, тленным полом. В самом крайнем,
всесожигающем Исааке Сирианине была преображенная энергия пола.
Но новый пол
в положительной форме не раскрывался в религии искупления. Ветхий
род,
ветхий пол остаются в Ветхом Завете и в язычестве. Вся природная
сексуальная
жизнь с её ограниченными законами протекает в плоскости ветхозаветной,
дохристианской. Все личное в поле - уже в плоскости Нового Завета,
ибо Новый
Завет и есть прежде всего откровение о личности. Утверждение личного,
внеродового в жизни пола и есть начало откровения нового пола. Положительно
это раскроется лишь тогда, когда раскроется природа любви, сущность
эротики.
Доныне в христианском сознании всякое положительное утверждение
пола было
поверхностно и компромиссно. Глубоким оставалось лишь отрицание
пола. В
отрицании был огонь, в утверждении было лишь масло. Христианская
половая
аскетика была подлинно мистична. Христианское добродетельное устроение
пола
- утилитарно-буржуазно. В мировом новозаветном периоде загоралось
сознание
новой связи по Духу, связи в свободе, а не в необходимости. Но как
это
применить к связи полов, к жизни пола, к мистическому воссоединению
мужского
и женского, осталось неясным и нераскрытым. В глубинах христианства
заложена
символика пола: христианство открывает мистику пола в отношении
Христа и Его
Церкви, Логоса и души мира. И всё же мир христианский остаётся вне
положительного откровения нового пола. Христианство не может просто
убить
пол, истребить его без остатка. И, кроме аскетического отрицания
пола, в
христианстве есть утверждение старого пола, связи мужа и жены по
роду. В
христианстве - или пол совсем отрицается, или оправдывается пол,
рождающий
дурную бесконечность, а не вечность. Остаются ещё прозрения христианских
мистиков и христианских поэтов. Должно прямо сказать: в эпоху искупления,
эпоху новозаветную новый, творческий пол не открывается. Откровение
нового
пола есть откровение творческой мировой эпохи. Христианство утверждает
в
поле лишь послушание: или послушание аскетическое, или послушание
ветхому
полу, ограниченному законом. В христианстве не было ещё положительного
откровения нового пола, преображенного пола, откровения жизни пола
вне
родовой стихии и природной необходимости. Не была до конца религиозно
сознана задача преображения пола, преображения, а не убиения пола
и не
послушания ему. Не могло быть в дотворческую мировую эпоху сознано,
что сама
оргийность пола должна быть преображена, выведена из родового круговорота
природы и направлена на творчество новой жизни, нового мира, а не
истреблена. Поистине, всякая творческая энергия имеет связь с оргийностью
пола, всегда исступающей из границ. Оргийность пола есть положительная
творческая энергия, которая может как подымать человека, так и низводить
и
порабощать его. Глубоким в христианстве доныне было лишь огненное
отрицание
оргийности пола 144
|