Смысл творчества 17
Подзаголовок
Н.А.Бердяев
1 Очень характерна для научных стремлений современной философии
статья Гуссерля "Философия как строгая наука" в "Логосе"
1911 г. Книга первая. Для Гуссерля "наука есть название абсолютных
и вневременных ценностей" (стр. 47). Он говорит: "Всякая
первородная математическая или естественнонаучная "мудрости"
и учение о мудрости теряют своё право на существование постольку,
поскольку соответствующее им теоретическое учение получает объективно
значимое обоснование. Наука сказала своё слово; с этого момента
мудрость обязана учиться у нее" (стр. 49). И дальше ещё характернее:
"философия примет форму и язык истинной науки и признает за
несовершенность то, что было в ней столько раз превозносимо до небес
и служило даже предметом подражания, а именно: глубокомыслие. Глубокомыслие
есть знак хаоса, который подлинная наука стремится превратить в
космос, в простой, безусловно ясный порядок. Подлинная наука не
знает глубокомыслия в пределах своего действительного учения. Каждая
часть готовой науки есть некоторая целостная связь умственных поступков,
из которых каждый непосредственно ясен и совсем не глубокомыслен.
Глубокомыслие есть дело мудрости; отвлечённая понятность и ясность
есть дело строгой теории. Превращение чаяний глубокомыслия в ясные
рациональные образования - вот в чем заключается существенный процесс
новообразования строгих наук. И точные науки имели свой длительный
период глубокомыслия; и подобно тому как они в период Ренессанса
в борьбе поднялись от глубокомыслия к научной ясности, так и философия
- я дерзаю надеяться - поднимется до этой последней в той борьбе,
которая переживается нынче" (стр. 54). Гуссерль очень отчетливо
противополагает науку мудрости, Софии. Он стремится превратить философию
в науку, освободив её от остатков мудрости и глубокомыслия. Борьба
против мудрости и глубокомыслия и есть борьба против философии,
против творческой интуиции в познании, против творческой роли личной
гениальности и одарённости в философском познании. Гуссерль последовательно
хочет изгнать из философии Софию и истребить философию как искусство,
как творчество. Науку же возносит он до вечности, отличной от всякого
временного бытия.
2 Превосходное изложение философии Фомы Аквинского даёт Sertillanges
в двухтомной работе "S.Thomas d'Aquin" (из серии Les Grands
Philosophes). Для Фомы Аквинского философия есть "наука о сущем
как таково и о первых его причинах" (т. 1, стр.23). "La
mйtaphysique йtant la sciene de l'кtre et des principes de l'кtre"
("Метафизика была наукой о сущем и о началах сущего" (фр.)
- Ред.). Фома Аквинский стремился к наукообразной метафизик не менее,
чем Гуссерль и Коген. Все схоластическое со знание покоится на идее
наукообразности истин религиозных и метафизических. В самой Библии
для схоластического сознания заключалась не только вечная религиозная
истина, но и истина научная - наивная, детская астрономия, геология,
биология, которые скреплены были с религией. И не только религия,
но и метафизика должна быть освобождена от этой наивной науки. В
схоластическом сознании не только наука зависит от религии и метафизики,
но и религия и метафизика зависят от своеобразной науки того времени.
Замечательный итальянский философ Росмини вслед за Фомой Аквинским,
хотя и очищенным Кантом и Гегелем, хочет, чтобы метафизика была
строгой наукой разума. Росмини признает общеобязательную интуицию
в философском познании, но решительно отрицает интуицию Божества
и допускает познание Божества лишь через посредство рефлексии разума,
т.е. отвергает познание мистическое. См. подробное изложение у Palhoriйs
"Rosmini". "L'intuition de l'etre ideal est impuissante
a nous reveler l'etre infini reel qui est Dieu" (стр. 46).
"Ce n'est jamais par voie d'intuition que l'homme arrive a
connaitre Dieu: ce n'est que par une suite de raisonnements que
nous pouvons nous elever jusqu'a l'affirmation de cet Etre absolu"
("Интуиция идеального бытия неспособна открыть нам бесконечное
реальное бытие, которое есть Бог"; "Никогда посредством
интуиции человек не достигает знания Бога: лишь через ряд умозаключений
мы можем восходить к утверждению этого абсолютного Бога" (фр.)
- Ред.). (стр. 47). Для Росмини, принимающего наследие схоластики,
познание Бога есть наука разума. В конце концов, Росмини не так
уж отличается от Гегеля и от возвращающихся к Гегелю Когена и Гуссерля.
3 У нас крайним сторонником этого перерождения гносеологизма в
онтологизм на почве когенианства является Б.Яковенко. См. его статью
"Теоретическая философия Г.Когена" в первой книге "Логоса",
а также другие его статьи в "Логосе". В конце концов Яковенко
приходит к своеобразному кубизму в философии, к распылению бытия.
4 Для установления границ научных методов очень ценна известная
книга Риккерта "Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung".
В Риккерте иррационалистическая струя Кантовской гносеологии приходит
к кризису. Риккертианство - reductio ad absurdum критицизма. Но
философия Риккерта ценна потому, что в ней борются два устремления
философского познания - творческое и научное.
5 В широком смысле прагматическая теория познания есть единственно
возможная и единственно верная теория научного познания. Я говорю
о теории научного познания, а не о теории всякого познания. К теории
философского познания совершенно неприменим научный прагматизм.
Но в прагматической теории научного знания сходятся позитивист Мах
и метафизик Бергсон.
6 Зависимость законов логики от состояния бытия по-своему хорошо
раскрывает Н.Лосский в книге "Обоснование интуитивизма".
7 Р.Штейнер в одной из первых своих работ, "Истина и наука",
написанной без всякой теософической терминологии, удачно выражает
творческую природу познания истины: "Истина не представляет,
как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального,
но есть свободное порождение человеческого духа, порождение, которого
вообще не существовало бы нигде, если бы мы его сами не производили.
Задачей познания не является повторение в форме понятий чего-то
уже имеющегося в другом месте, но создание совершенно новой области,
дающей лишь совместно с чувственно-данным миром полную действительность.
Высшая деятельность человека, его духовное творчество, органически
включается этим в общий мировой процесс. Без этой деятельности мировой
процесс совсем нельзя было бы мыслить как замкнутое в себе целое.
Человек по отношению к мировому процессу является не праздным зрителем,
повторяющим в пределах своего духа образно то, что совершается в
космосе без его содействия; он является деятельным сотворцом мирового
процесса; и познание является самым совершенным членом в организме
вселенной" (стр. 9 - 10). Дальше Штейнер говорит: "В том
и заключается сущность знания, что в нём проявляется никогда не
находимое в объективной реальности основание мира. Наше познание
- выражаясь образно - есть постоянное вживание в основание мира"
(стр. 84).
8 Очень показательна книга Ласка "Die Logik der Philosophie
und die Kategorienlehre". Ласк много места уделяет Плотину,
у которого открывает категории философского познания. Таким образом,
логика философии, в отличие от логики науки, ориентируется на мистической
метафизике Плотина. "Plotin richtet zum ersten Mal auf die
Herrschaft des Logishcen auch ьber das Uebersinnliche die logische
Besinnung" ("Плотин первый указал на верховенство логического,
так же как и на сверхчувственность логического мышления" (нем.)
- Ред.). (стр. 236). На страницах неокантианского "Логоса"
все чаще и чаще встречается также имя Экхардта.
9 Книга Ласка "Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre"
- одна из самых интересных в современной философской литературе.
Вот задача книги: "Es gilt also lediglich, den Kantianismus
auf sich selbst noch einmal anzuwenden; wie die Kantianistische
Transzendentalphilosophie das Seinserkennen untersucht, so nicht
auf das transzendentalphilosophische Erkennen nach ihren eigenen
Prinzipien noch einmal Transzendentalphilosophie die apriorische
Form als unsinnlich - Geltendes erkannt werden, sondern es darf
in der Logik nicht lдnger verschwiegen werden, das es eine Theorie
auch vom Apriori und nicht nur ein Erkennen des Sinnlichseienden
gibt" ("Дело состоит в направленности кантианства на самое
себя: поскольку кантианская трансцендентальная философия исследует
познание бытия, постольку трансцендентальное философское познание
систематизирует свои собственные принципы; подобным образом трансцендентальная
философия будет познавать априорную форму как внечувственно-действующее,
но в логике теперь уже не должно таиться ничего помимо того, что
дается априорной теорией и познанием чувственной данности"
(нем.) - Ред.). (стр. 90). Категорию Geltung Ласк и считает категорией
философского познания.
10 Ласк напрасно пытается отклонить это возражение тем соображением,
что "die Form der Form der Form kann ebenso wie dieForm der
Form nur "Geltung" heissen" ("Форма формы формы
может быть также названа формой формы, но уже "ценности"
(нем.) - Ред.). (стр. 112). Geltung в том случае лишь было бы последним,
пресекающим дурной ряд ad infitum, если бы то была не логическая
категория, а творческий акт целостного духа. Логика форм всегда
предполагает дурную бесконечность. Логическое не может быть последним,
оно предпоследнее и потому не имеющее конца. Только свободная интуиция
- последнее.
11 У Бергсона есть одна коренная неясность в его творческом устремлении.
Для него философская интуиция есть симпатическое проникновение в
подлинную действительность, в подлинно сущее. "Интуицией называется
тот род интеллектуального вчувствования или симпатии, посредством
которой мы проникаем вовнутрь предмета, чтобы слиться с тем, что
в нём есть единственного и, следовательно, невыразимого" ("Введение
в метафизику", стр. 198. Приложение к "Время и свобода
воли"). Истинная метафизика должна заниматься "интеллектуальным
выслушиванием". В метафизической интуиции нужно отдаваться
действительности, проникать в нее. Метафизическое интуитивное познание,
по Бергсону, тем и отличается от аналитического научного, что оно
проникает в глубь действительности, отдается ей, в то время как
второе своими понятиями делает привнесения, отделяющие от действительности
и оставляющие на большем расстоянии от нее. Привнесения научных
понятий всегда совершаются во имя практически корыстных интересов.
Интуитивная метафизика проникает в действительность, разрывая все
посредствующие практически корыстные понятия. Познание научное -
символично. Познание метафизическое - реалистично. При такой теории
познания метафизическое познание не имеет творческого характера,
в нём совершается лишь пассивное приобщение к трансцендентной действительности.
Для Бергсона творческий акт возможен лишь в условном смысле, лишь
в смысле вхождения в подлинную действительность, а не в смысле творческого
прироста в самой действительности. Так и в искусстве Бергсон видит
вхождение в подлинную действительность, отражение метафизической
действительности (см. его "Le rire"). Научное познание
оказывается более активным, чем познание метафизическое. Такое же
отрицание творческого характера познания мы находим у Джемса в его
книге "Вселенная с плюралистической точки зрения". Джемс
обвиняет рационализм в слишком активно-творческом понимании природы
познания. Нужно приобщаться к действительности, ничего в нее не
привнося. Интуитивизм и иррационализм для Джемса есть более пассивное
и скромное понимание познания, т.е. отдание себя действительности,
какова она есть. И Бергсон и Джемс как будто бы не видят, что понятия
дискурсивной, рационалистической мысли суть приспособления к данному
состоянию мира, а не творчество. Метафизическое познание не может
быть пассивным послушанием действительности, оно может быть лишь
творческим актом в подлинной действительности. У Бергсона и Джемса
весь данный нам, не подлинный мир есть как бы создание науки и логических
понятий, преследующих цели прагматически-корыстные. Они не видят
онтологических причин данного состояния мира (Сноска атрибутируется
предположительно, поскольку № 11, под которым она помещена в разделе
"Примечания и экскурсы", пропущен как в тексте книги,
так и в копии ЦГАЛИ. - Ред.).
12 Замечательная книга Бергсона "L'йvolution crйatrice"
вся проникнута двойственностью в понимании задач философии. Книга
построена вполне научно и наукообразно. Вся она пропитана духом
биологии, т.е. одной из наук, все обосновывается на биологическом
материале и биологических учениях. Вместе с тем книга эта предполагает
метафизическую интуицию, принципиально отличную от научного анализа.
Бергсон противополагает интуицию анализу, но сам он прежде всего
великий аналитик. Философия Бергсона - тончайшая паутина, напоминающая
мышление Зиммеля и изобличающая в нём еврейский склад ума. В нём
есть проблески гениального новатора в философии, но он бессилен
вполне освободиться от тяжести чисто аналитической мысли и чисто
научного материала. Биологизм есть такая же зависимость философии
от науки, как и математизм. Элементарно верна критика биологизма,
которую даёт Риккерт в статье "Ценности жизни и ценности культуры"
в "Логосе" (1912 - <19>13 гг. Книга первая и вторая).
Вся беда в том, что у Бергсона "жизнь" имеет биологический
привкус. Но "жизнь" может быть вполне свободна от всякого
биологизма, и тогда критика Риккерта не будет попадать в цель.
13 Гениальное и дерзновенное сознание того, что философия должна
быть органом творческой активности человека, есть у неведомого русского
мыслителя Н.Ф.Фёдорова. См. его "Философия общего дела"
и книгу о нём В.А.Кожевникова "Николай Фёдорович Фёдоров".
Фёдоров - явление совершенно исключительное. Я во многом и коренном
стою на почве иной, чем Фёдоров, но не могу не сочувствовать его
исключительному и дерзновенному сознанию активной роли человека
в мире. Для Фёдорова философия должна перестать быть пассивным созерцанием,
она должна стать активным действием в мире. Фёдоров - прагматист
в гораздо более глубоком смысле, чем современные прагматисты.
14 Философия Гегеля - предельная и величавая попытка, попытка титана
поставить философию выше человека и выше бытия. В сознании Гегеля
философия стала истинносущим, вершиной мирового духа. Новейшее преодоление
антропологизма (Гуссерль, Коген) идет за Гегелем. В русской литературе
Б.В.Яковенко силится преодолеть человека, отказаться от человека
в ряде статей в "Логосе". Особенно характерна по своим
результатам статья "Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном
имманентизме и дуализме вообще". Отречение от человека приводит
к безумной пустоте понятий.
15 "Учение о том, что мы должны только отбросить всякие предположения
и смотреть на мир, как он есть, для того, чтобы в нём найти разум,
Гегель и пытался обосновать в своей логике". (Э.Кэрдт. "Гегель",
стр. 181.) Для Гегеля "различные категории не суть собрания
отдельных изолированных идей, которые мы находим в наших умах и
которые мы прилагаем к вещам одну за другой, подобно тому как мы
стали бы перебирать связку ключей, пробуя их один за другим на многих
замках; он пытается доказать, что категории не суть внешние орудия,
которыми пользуется разум, но элементы целого или стадии сложного
процесса, который в своём единстве есть самый разум" (там же,
стр. 182). А для Гегеля "мир есть не только объект разума,
но также и его проявление". Мы должны пересмотреть наше отношение
к Гегелю. По вопросу о пассивности или активности знания см.: "Phдnomenologie
des Geistes". Herausgegeben von Iohann Schueze. Стр. 59 - 61.
16 Русская философия, основы которой были положены в славянофильстве,
не может быть ещё названа творчески-активной, антропологической
философией. Русская философия строилась ещё до мирового кризиса
культуры, до последнего обострения трагедии познания. Поэтому в
ней было ещё то же благополучие, что и у Фомы Аквинского. Философия
Вл.Соловьёва заключает в себе немало благополучного схоластического
рационализма. Синтез его не знает ещё всей остроты трагедии культуры.
В нём много ещё докритического, а не сверхкритического. Но для нас
Фома Аквинский не лучше, а хуже Канта.
17 Критика математизма - один из основных мотивов философии Бергсона,
который сам разочарованный математик. Для Бергсона идея математического
естествознания есть наследие платонизма. Так же колеблет классическое
математическое естествознание и Пуанкарэ. См. его "Наука и
Гипотеза". Да и тот революционный крах, который пережила физика
за последние десять лет, не оставляет камня на камне от старого
математического естествознания, все ещё пленяющего неокантианцев.
18 Основная книга Р.Штейнера "Die Geheimwissenschaft im Umriss"
написана как популярный учебник об иных планах бытия, построена
по типу описательного естествознания. Описывается, что в Азии там
стоит гора, а там течет река. Если не верите, то поезжайте на место
проверить. Совсем как в географии. Я не говорю сейчас по существу
об оккультизме Штейнера, который считаю явлением серьезным и важным,
говорю лишь о его формальном методе построения оккультной науки.
Оккультная наука допустима лишь как наследие магии, а не мистики.
Кизеветтер написал три огромных тома по истории оккультных наук,
именно наук, а не философии и не мистики: "Der Okkultismus
des Altertums", "Die Geheimwissenschaften" и "Geschichte
des neueren Okkultismus". Но то, что Кизеветтер понимает под
оккультными науками, мало общего имеет с оккультизмом Штейнера.
Оккультная наука Штейнера имеет прямую связь с религией и мистикой,
с тайным преданием и преемственной традицией. Штейнер непосредственно
связывает себя с христианской эзотерикой. Оккультная наука для Кизеветтера
есть лишь расширенное естествознание. Кизеветтер, близкий к Дю-Прелю,
имеет большее формальное право говорить о науке, чем Штейнер. Дю-Прель
в своей очень интересной книге "Die Magie als Naturwissenschaft"
(первая часть посвящена магической физике, а вторая часть - магической
психологии) определяет оккультизм как неизвестное ещё естествознание.
Дю-Прель говорит: "Wo das Denken aufhдort, da begint der Glaube!
Der Okkultist aber antwortet ihm mit Recht: wo du glaubst, vermag
ich zu denken!" ("Где кончается мышление, там начинается
вера. Однако оккультист с полным правом ответит ему: там, где ты
веришь, я в состоянии мыслить!" (нем.) - Ред.). Erste Teil.
Dip magische Phisik (стр. 87). Магия есть наука по своей задаче.
Но теософия есть знание по существу вненаучное и сверхнаучное. Дю-Прель
- ученый, возвращающий науку к её магическим истокам и естественно
расширяющий её в сторону к магическому. Штейнер же не ученый, а
мистик и гностик, связанный с оккультным преданием. И наукообразный
характер его теософии производит впечатление уступки духу времени
или тактического подхода к людям, воспитанным на материализме и
на позитивизме. Сокровенный гнозис есть знание, но не наука.
19 В гениальных по своим прозрениям фрагментах Новалиса можно найти
яркое выражение учения о человеке как микрокосме и вселенной как
макроантропосе. См. "Novalis' Werke" Herausgeg. von Herm.
Friedemann. Dritte Teil. Anthropologische Fragmente. "Die Idee
vom Mikrokosmus ist die hochste fur den Menschen". "Mensch
ist uberhaupt soviel als Universum" (стр. 131) ("Идея
микрокосма - высочайшая идея для человека". "Человек столь
же всеобщ, сколь и универсум" (нем.) - Ред.). Новалис впитал
в себя великие мистические учения - Каббалу и Я.Беме.
20 См. Лотце "Микрокосм", т. 1, стр. 331 - 2. Трудно
было бы найти у умеренного Лотце настоящее учение о человеке как
микрокосме. Он не дерзает на то микрокосмическое сознание, которое
есть у мистиков, в Каббале, у Я.Беме, Фр.Баадера и др.
21 См. Pascal "Pensees sur la religion", стр. 74.
22 См. "Jakob Bohmes sammtliche Werke". Herausgeg. K.W.Schiebler.
1841. Dritter Band. Die drei Principien gottlichen Wesens, стр.
280. Всюду буду цитировать по этому изданию.
23 Шеллинг во многом близок нашим современным религиозно-философским
стремлениям, но я не могу согласиться со склонностью переоценивать
его значение. Как теософ и мистик, выше Фр.Баадер, который и влиял
на Шеллинга. Как чистый философ, выше Гегель. Величие Шеллинга в
том, что он философски возродил германскую мистику.
24 Один из лучших опытов философской антропологии принадлежит Несмелову,
оригинальному явлению в нашей духовно-академической мысли. Очень
замечательна его "Наука о человеке" и так ясно раскрывает
двойственность человека и исключительное его место в мире. Но сила
Несмелова в том, что он сознательно обосновывает антропологию на
христианском откровении и тем выходит из рамок официальной философии.
См. мою статью о Несмелове "Опыт философского оправдания христианства"
в моем сборнике "Духовный кризис интеллигенции" (Николай
Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и
религиозной психологии. 1907 - 9 гг. Спб., 1910. - Ред.).
25 Фейербах никогда не порвал до конца связи с христианской антропологией,
и весь его атеистический гуманизм пропитан христианством. Уж слишком
хорошо понимает Фейербах, что "Христос есть прообраз, сущее
понятие человечества, совокупность всех нравственных и божественных
совершенств, исключающее все отрицательное и несовершенное, чистый,
небесный, безгрешный человек, человек рода, Адам Кадмен (Адам Кадмон
- "(Адам первоначальный, человек первоначальный) - в мистической
традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности
до начала времен как первообраз для духовного мира, а также для
человека (как эмпирической реальности)". (С.С.Аверинцев //
Мифы народов мира. Т. I, М., 1980. С. 43). - Ред.), но рассматриваемый
не как совокупность рода человеческого, а непосредственно как один
индивид, как одно лицо". ("Сущность христианства",
стр. 136 - 7.)
26 См. интересную книгу K.Ioel'a "Der Ursprung der Naturphilosophie
aus dem Geiste der Mystik".
27 Беспристрастную и добросовестную историю астрологии можно найти
у Кизеветтера в том томе его истории оккультизма, который называется
"Die Geheimwissenschaften", стр. 243 - 358. Известная
книга A.Maury "La Magie et l'Astrologie" имеет мало значения
вследствие безнадежного подхода к проблеме оккультных наук как к
суеверию. По той же причине очень мало даёт книга Леманна "История
суеверий и волшебства". А такие книги, как "Histoire de
la Magie" Элефаса Леви, заслуживают мало доверия по другим
причинам: в них есть подозрительный оккультизм дурного тона. Лучше
обратиться к таким классическим в своём роде источникам, как недавно
полностью изданная по-французски "La Philosophie occulte ou
la Magie" Корнелиуса Агриппы, и особенно к Парацельсу, а в
XIX в. к Фабр д'Оливе. Теперь начинается более серьезное отношение
к астрологии, алхимии и магии. Уже нельзя больше с quasi-научным
высокомерием издеваться над тайными науками или шарлатански-мистификаторски
пользоваться ими для тёмных целей.
28 Цитирую по известной книге А.Франка "La Kabbale ou la philosophie
religieuse des Hйbreux". 1889. См. главу "Opinion des
Kabbalistes sur 1'ame". Стр. 172. См. также новейшую книгу
Карппа "Etude sur les origines et la nature du Zohar",
стр. 456. 29 См. А.Франк, стр. 172.
30 См. там же, стр. 173. См. также Kiesewetter "Der Okkultismus
des Altertums". V.Buch. "Der Okkultismus der Hebraer".
Zweite Abteilung. Die Kabbala, стр. 321 - 438. См. Karpp "Etude
sur les origines et la nature du Zohar", стр. 456.
31 Цитирую по А.Франку. См. стр. 179. См. также Карпп, стр. 457.
Таков же дух учения Я.Беме.
32 См. Кизеветтер. "Der Okkultismus des Altertums", стр.
435. "L'homme est pour ainsi dire le point d'intersection de
toute chose, le carrefour de toutes les routes qui vont de la terre
au ciel et du ciel a la terre; c'est par lui par consequent que
doivent passer tous les courants montants au descendants; bien mieux,
il est le grand dispensateur de tout; sans lui, rien ne pourrait
demeurer". Karpp, стр. 467 - 8 ("Человек, если можно так
выразиться, есть точка пересечения всего, перекресток всех дорог,
которые ведут с земли на небо и с неба на землю; именно через него,
следовательно, должны пройти все восходящие и нисходящие потоки;
более того, он - великий распределитель всего; без него ничто не
может жить" (фр.) - Ред.).
33 Цитирую по Карппу, стр. 468.
34 См. "Hermes Trismegiste". Traduction complete precedee
d'une etude sur 1'origine des livres Hermetiques, par Louis Menard,
стр. 65.
35 См. "Hermes Trismegiste", стр. 118.
36 См. Jakob Bohmes sammtliche Werke. Zweiter Band. "Aurora",
стр. 255. Перевод отрывков из Беме специально сделан для моей книги.
<Прим. автора. - Ред.>
37 См. там же, т. II, стр. 260.
38 См. там же, т. III, "Die drei Principien gottlichen Wesens",
стр. 188.
39 См. там же, т. IV, "Die triplici vita hominis", стр.
261.
40 См. там же, т. IV, "De Signatura Rerum", стр. 374.
41 См. там же, т. V, "Mysterium magnum", стр. 133 - 4.
42 См. там же, т. V, стр. 287.
43 См. там же, т. V, стр. 315.
44 См. там же, т. V, стр. 316.
45 См. там же, т. V, стр. 420.
46 См. там же, т. V, стр. 421.
47 См. там же, т. V, стр. 528.
|