Бердяев. Царство Духа и царство кесаря Введение - Конспект
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Царство Духа и царство кесаря Введение >> Конспект 01 и 02 уровней




 

 



 

 

 

 

Конспект
3-го и 4-го
уровней

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Вступление
Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11

 


Царство Духа и царство кесаря Введение

из книги

Н.А.Бердяев

Гносеологическое введение. Борьба за истину

Сегодня истину не ищут
Истина заменяется пользой и интересом к могуществу

Нигилистизм, скептицизм, догматизм, подмена верой
Допускается ложь
(считают благом
(не злом)

Наука
Ранее искала истину
Независимо от выгоды и полезности
Стала орудием атеистических учений
(марксизма или технической мощи)

Ложь
Особенная
Утверждается как священный долг ради высших целей
Зло оправдывается во имя добра
Это не ново
Спор об относительности и абсолютности истины
(Платон, Аристотель, Плотин против софистов)
Приняло огромные размеры
Пошатнулась идея истины
Маркс и Ницше
Потрясли истину в противопожнных направлениях
Маркс: исторический релятивизм истины как орудия борьбы классов
Признаёт истину пролетариата
Диалектическая ложь
Оправдывается диаматом
Противоречит своим философским основам
Ницше: истина - выражение борьбы за волю к могуществу
Подчиняется созданию сверхчеловека
Философия жизни иррациональна
Истиной не интересуется
Доля истины: познание - функция жизни
Экзистенциализм: субъективно-экзистенциальное понимание истины
(не объективированное)
(не отрицание истины)
В субъективном и индивидуальном открывается абсолютная истина

(Киркегардт)
Противоречия
Гейдеггер
Склоняется к онтологическому и объективному пониманию истины
(признать экзистенциалистом нельзя)
Классическое понимание истины - в терминологии
Утончённый характер
Непонятно, почему человек (Dasein) может познавать истину
Торжествуют релятивизм и историзм

Историзм
Отрицает смысл истории

Не в состоянии его понять

Политика
Играет господствующую роль
Оперирует понятиями "правость" / "левость", "реакционность" / "революционность"
(не истина / ложь, не добро / зло)

Критерий бессмысленнен
Хаос должен был бы привести к пониманию связи истины со смыслом
Диалектика теряет смысл без Логоса (Смысла)
Диамат - противоречие в терминах
На большей глубине открывается: Истина есть Бог
Вхождение в божественную жизнь по ту сторону субъекта и объекта
(не соотношение или тождество познания и реальности)
Научное познание как познание объекта не доходит до глубины
Приспособлено к условиям объективированного мира

Истина почти отождествляется с объективностью
Преобладает понимание познания как соответствия "объективной" реальности
Которая открывается

Кант
Видит истину в соответствии с самим собой
Отношением к законам разума и согласованием мыслей
Держится за объективизм
Понятия субъективного и объективного противоречивы и недостаточно выяснены

Неокантианство
Истина - ценность
Ложное истолкование в духе нетворческого нормативизма

Гуссерль
Направлен к объективном идеализму сознания
Своеобразный платонизм
(оторван от платоновских мифов)

Никто не объяснил, как реальность переходит в идеальность познания

Передо мной стол
Частная истина
Нет соответствия между столом и утверждением, что это стол
Это скромное узнание стола имеет прежде всего прагматическое значение

Степени познания
Зависят от ступеней общности людей и их общности с мировым целым

Истина
Духовна
(не отвлеченно-разумна)
(не соответствие разума с самим собой и с его законами)

Дух
По ту сторону рационализированного противоположения субъекта и объекта

Истина
Размыкание и раскрытие
(не пребывание в замкнутой мысли, в безвыходном круге сознания)
Транссубъективна
(Не объективна)
Вершина познания - выход через трансцендирование
(не объективацию)
Средне-нормальное сознание
Приспособлено к объективированному миру

Познание
Логическая общеобязательность - характер социологический
Зависит от духовной общности людей

Истина
Трансцендирование объективированного мира
Раскрывается для духовной общности людей высокой ступени

"Бытие"
(то, что так называют)
Продукт рациональной мысли
(не последняя глубина)
Зависит от
- Состояния сознания
- Состояния мира
Глубже - духовное существование
(духовная жизнь)
(у неё примат над бытием)
Торжество смысла мира
(не отражение или соответствие реальности)

Смысл
Торжество Духа
(не торжество логики)

Логика
Приспособлена к падшести мира
Сдавлена логическими законами
(прежде всего законом тождества)

Логос
Божественный
Торжествует над бессмысленностью объектного мира

Раскрытие Истины
Творческий акт духа
Человеческий творческий акт
Преодолевающий рабство у объектного мира

Познание
Активно

Феноменология
(Гуссерля)
Требует пассивности познающего
(Считая активность психологизмом)
Неблагоприятна для экзистенциальной философии
Признание творчески активного характера познания не идеализм

Познание истины
Оценка
(не выработка рациональных понятий)

Истина
Свет Логоса
Возгорелся в бытии
В глубине существования или жизни
Разбивается на множество истин

Научная дисциплина
Сфера, освещённая лучом света
Может отрицать источник света
Не может получить освещения без него

Наука
Признаёт логику
Может отрицать Логос

Логос
Разум-Слово
Целостный
Духовный

Законы логики
Закон тождества
Закон исключения третьего
Приспособления к миру

Дух
Находится по ту сторону законов логики
Направлется ("Имеет свет", освещён) Логосом

Логическая обязательность имеет социологический характер
Соответствует ступеням духовной общности

Материализм, феноменализм (в разных типах позитивизма), экзистенциализм не могут обосновать возникновения проблемы Истины

Непонятно, как человек может возвыситься над низостью мира
В человеке должно быть высшее начало

Христианская Истина
Могла быть опасна
(могли рухнуть цивилизации)
Была приспособлена к обыденности
Искажена
Было исправлено дело Христа
Мы верим в спасительность Истины в другом смысле

Отношение к Истине
Типология
- "Божье"
- "Кесарево"

В точных науках - трагедия учёного
Успехи техники губительны
Отдельные истины не помогают

Атомическая бомба

Объективный критерий истины
Отвергается
В смысле реализма наивного, рационалистического, трансцендентально-критического
Не для утверждения "субъективности"
Глубокая реальность раскрывается в субъективности вне объективации

Истина
Субъективна
(не объективна)
Объективируется в соответствии с миром необходимости

Выброшенность человека
(Dasein экзистенциалистов)
В мир и обречённость миру
= Объективация
(делает судьбу человека безысходной)
Дело последнего свободного избрания
Философия не экзистенциальна
(находится во власти объектности)
Встречается с объективностью абсурдного, бессмысленного мира

Онтологическая философия
Думала, что встречается с объективностью разума и смысла бытия

Это кризис философской мысли

Обе направленности остаются во власти объектности

Объективация
Создаёт мировоззрения

Мировоззрение
Обладает степенью реальности или призрачности
Фиктивно и фантасмагорично
Действительности не соответствует
Долю определяют
- Степень сосредоточенности
(Вытесняет остальные мировоззрения)
- Идеология
- Классовая принадлежность
- Направленность сознания

Направленность сознания
Характер прагматический
(не познание истины)

Человечество
Живёт в разных, часто фиктивных мирах
(не в объективном, данном извне, неменяющемся мире)
Примеры
Теологи, учёные, политики, деятели искусства, хозяйственники и т.д.
Следствие: неспособность понять друг друга

Универсализм
В восприятии мира
Явление
Редкое

Самые рациональные люди живут мифами
Рационализм - миф
Рациональная абстракция легко превращается в миф
Пример
Марксизм
Насыщен абстракциями, превращёнными в мифы

Сознание
Подвижно
Суживается или расширяется
Сосредоточивается или рассеивается

Средне-нормальное сознание
Абстракция
Разум рационализма - миф
Атеизм - миф
(якобы героизм отказа от веры в высший мир, от утешений)
Одно из самоутешений

Человек
Бессознателен
Хитёр
Не вполне "нормален"
Легко обманывает
Других и себя

Русские социологи 1870-х
Критиковали натурализм в социальных науках
Утверждали субьективный метод в социологии
Вызывали насмешки марксистов
(Классовая точка зрения также субъективный метод)
Не могли философски обосновать
(Причина: позитивизм)
Но была правда
Можно было утверждать субъективный метод в философии вообще
Экзистенциальная философия
Субъективный метод в философии
(Утверждает познание мира в человеческом существовании, антропоцентризм)
(не психологизм, не этицизм)
Психологизм - натуралистическое направление
Этицизм не целен, духовен, судит из глубины духовности, открывающейся в человеческом существовании
Дух - по ту сторону споров субъективизма и объективизма
Оценка есть путь познания так называемых наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, существующая и в явлениях природы, и в психических и социальных

Исторические миры
(Познающиеся из объекта)
Имеют дело с объективацией
Подлинная историософия духовна
- Освобождена от объективации
- Мессианична
- Профетична

Объектная реальность
По ту сторону вторичного разделения
(противопоставления субъекта и объекта)
Атман и брагман
(не "объективна" и не "субъективна" в дурном смысле слова)

Я создаю миф о Боге и миф о Духе?
Пусть
Это самый универсальный и целостный из мифов
Главное, это миф о существовании Истины
Доказывать не нужно
Выбор предполагает свободу

Я экзистенциалист
Но мою философию лучше назвать философией духа
Или эсхатологической
Отличие от экзистенциалистов:
Они: достоинство человека в бесстрашном принятии смерти как последней истины
Смерть - в структуре человека
Это поражение духа
(упадочность, смерто-божничество)
Бесстрашие - для победы над смертью
Все религии боролись против смерти
Христианство - религия воскресения
Экзистенциалисты выше марксистов
Для марксистов проблема смерти не существует
(Её уничтожает погружение в коллектив)
Но у них нет обоготворения смерти
Без воскресения мир абсурден

Экзистенциалисты видят это
Можно сопоставить с трагическим гуманизмом Герцена
(мир случаен, но человек свободен и мог бы создать лучший мир)
Но у Герцена и Ницше - религиозное мучение
(Нет у экзистенциалистов)
Более глубокая истина - мир в бессмысленном состоянии
(не абсурден)
Мир мысли и свободы раскрывается в духовном опыте
Экзистенциалисты его отрицают
Дух и свобода порождают смысл
Это торжество царства Духа над царством Кесаря

Сиентизм не наука
Частичные истины означают приобщенность к верховной Истине

Познание
Комплексно
(Богочеловеческое)
Творческая активность
(Богоподобного человека)

Западно-европейская мысль
Бьётся в противоречиях рационализма и иррационализма

Ясперс
Особенно обнаруживает

Философское познание должно быть экзистенциально
Но оно невозможно
Познающий разум не может познавать не объект
Познание вне объективации возможно через Дух
Духовное познание
Богочеловеческое
Целостным Духом
(Не разумом и не чувством)
Отрицание богочеловеческого познания Истины ведёт к подмене Истины пользой, интересом, волей к могуществу
Познание Истины есть преображение мира
(не отвлечённое познание)
Теория и практика совпадают

Познание
Связано с активным началом в человеке
Это духовное начало
Заключает теургический элемент
(Не рассудок, не разум)

Человек
Может уготовлять царство Духа

Врожденные идеи
Термин прежней философии
Статический характер мышления
Плохо выраженная истина об активном духе

Активность духа
Объясняет человека
Включая возможность его существования
Поразительно, что человек
- Продолжает существовать ("не раздавлен ")
- Познаёт

Дух
Не находится в противоположении рационального и иррационального

Настоящая экзистенциальная философия есть философия духа

Современная философия
Отрицает дуализм
(нуменальный и феноменальный миры)
Традиция
Восходит к Платону
Продолжают феноменализм, эмпиризм, позитивизм, имманентный монизм, материализм, Ницше, экзистенциализм, ...
Принимает утончённые формы
Два типа философии
- Довольствующаяся миром
- Трансцендирующая его

Дуализм
Двух миров
Согласование с наукой
Отстранить
- Онтологический дуализм
- Статическое понятие субстанции
Это не дуализм духа и материи
Дуализм состояний мира
Соответствуют двум структурам и направлениям сознания
(дуализм свободы и необходимости,
внутренней соединённости и разъединённости,
смысла и бессмыслицы)
Мир не исчерпывается состоянием необходимости, вражды и бессмыслицы
Cостоянием падшести
Возможно другое
Требует иного сознания

Дух
Реальность
Не сопоставимая с другими
(материи)
Свобода
(не бытие)
Качественное изменение данности
Творческая энергия
Первоисточник - Бог
Духовный опыт - единственное доказательство существования Бога

Мир необходимости
(отчуждения, абсурдности, конечности, вражды)
- Мир суженного сознания
(выброшенного на поверхность, для которого закрыта бесконечность)

Другие планы жизни
Раскрываются изменённому сознанию

Мир
Един
Божий
Многопланен
Согласовать с возможностью научного познания

Наука
Познаёт состояние мира
В падшести мира не виновна
Ищет истину
Отражает Логос
Имеет границы
(вопросы, которые она не может ставить)
Притязание на верховенство над жизнью
(Способность
- Разрешать вопросы религии, философии, морали
- Давать директивы для творчества духовной культуры)
Ложно
Конфликт
Создаёт погружённость в данный мир
(не сама наука)
Сиентизм и ортодоксальная теология проповедуют рабство миру
(Отрицание множественности планов мира)
Учение Оригена о множестве миров было осуждено
Дробная истина выдаёт себя за единую

Данный мир
Частичен

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Царство Духа и царство кесаря Введение > Конспект
* 12 12 2018 г.